Описание: Изображение чудотв. иконы Богоматери, именуемой Любечскою. 31. Любечская. Икона получила свое имя от города Любич, Черниговского края. Явился образ в XI в., прославился он многими чудесами и исцелениями. В 1653 году, когда на Любич ожидалось нападение поляков, икону перевезли в Киев, а в 1701 году ее вернули обратно. Изображение явленных и чудотворных святых икон Пресвятой Богородицы, прославленных различными чудесами и чтимыми всеми православными христианами. 1885 г. Российский государственный[...] Файл 31290.jpg:   Размер: 403x550, 0.22 MPix, 71 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (131) , (2) . Описание: Любечская икона Божией Матери. " После революции чудотворная икона была утрачена. Ныне в Спасо-Преображенском храме Любеча хранится почитаемый список с иконы " . Файл 31291.jpg:   Размер: 440x574, 0.25 MPix, 94 Kb. Дата: 2018-02-20, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (168) , (7) . Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва БОГОМАТЕРЬ ЛЮБЕЧСКАЯ Вторая половина XVIII века Дерево, темпера; 10,4 х 7,3 см КП 7395 Икона Богоматери Любечской стала широко почитаться после перенесения ее в 1653 году из древнего города Любеча на Черниговщине в Софийский собор в Киеве. Перенесение было инициировано киевским митрополитом Сильвестром Косовым (1647–1657) в ввиду опасности наступления поляков. В 1701 году при митрополите Варлааме Ясинском икону возвратили в Любе[...] Файл 32129.jpg:   Размер: 587x836, 0.49 MPix, 148 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (120) , (1) . Описание: Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятыя Богородицы в православной церкви прославляемых. - Москва : Манухин, 1866. С.18-20: Месяц май. 7 д. Любечская. В Киево-Софийском соборе внизу за вторым южным столпом, в киоте, находится чудотворная икона Богоматери Любечская, перенесенная митрополитом Гедеоном из бывшего черниговского города Любеча. Об иконе сей и чудесах ее воспоминает Св. Димитрий Ростовский в дневных своих записках под 1689 г., когда он, будучи в Любече, велел снять с н[...]

http://pravicon.com/icon-184

При «стене алтарной» Софийского собора в Киеве Л. и. находилась до 1713 г., затем ее переместили на 2-й юж. столб, о чем сделали дополнительную надпись на иконе: «Року же 1713 благословением настоящаго архиерея, на сем месте поставлена есть» ( Милорадович. 1884. С. 942). В описи Софийского собора 1874 г. обозначено, что любечские иконы Богоматери и Спасителя находятся в «отдельных киотах у столпов трапезы нижнего собора» ( Он же. 1871. С. 73). Более подробно их местоположение описали в 1882 г.: при входных зап. дверях в собор, Л. и.- налево от дверей, икона Спасителя - направо, у правого столба, поддерживающего хоры. Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697 Любечская икона Божией Матери. Ксилография. Толковая Псалтирь. К., 1697 В историографии 2-й пол. XIX в., посвященной малороссийской старине, в вопросе о местонахождении подлинной Л. и. существовали 2 полярных мнения. Согласно гр. Г. А. Милорадовичу, в 1701 г. подлинную икону перевезли в Любеч, а в Софийский собор в 1713 г. возвратили ее список. Прот. П. Г. Лебединцев считал, что подлинная чудотворная Л. и. постоянно находилась в Киеве с 1653 г. (до нач. ХХ в.), а в Любеч был доставлен список иконы. В своих изысканиях гр. Милорадович апеллировал к дневнику свт. Димитрия Ростовского и грамотам митр. Варлаама (Ясинского). Основываясь на записи свт. Димитрия, он сделал ошибочный вывод: в 1689 г. святитель видел подлинную Л. и. в Любече, однако в дневнике речь идет о с. Рудня Черниговского у. и о Руденской иконе Божией Матери («1689 год. Из Чернигова переезжая до Рудни, под Любичем находящейся, где прославился образ Пресвятыя Богородицы чудесами многими, пробыл тут несколько дней, приказал я своему живописцу списать для себя с оной чудотворной Пресвятыя Богородицы образ, мерою и подобием таковым, как есть» - Димитрий Ростовский. 1839. С. 486-487). На рубеже XIX и ХХ вв. с. Рудня Черниговского у. переименовали в Редьковку, и составитель свода икон Божией Матери Е. Поселянин, не найдя в этот период на картах Черниговщины населенного пункта с прежним названием, безосновательно объявил местом прославления Руденской иконы Божией Матери с. Рудня Могилёвской губ. В публикации 1884 г. Милорадович признал, что «все писавшие о Любечской иконе, в том числе и я, сделали грубую ошибку... Св. Димитрий Ростовский никогда в Любече не был, в его дневных записках… говорится об Руднянской Чудотворной иконе, находившейся тогда в с. Рудня», тем не менее мн. совр. исследователи продолжают строить свои предположения на ошибке гр. Милорадовича.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в. Любечская икона Божией Матери. Литография. Нач. XX в. Л. и. перенесли в Киев при митр. Сильвестре Косове (1647-1657) в связи с ожиданием нападения поляков на Любеч. Традиционно считается, что это было в 1653 г., однако документальные исследования Н. А. Синкевич в Институте рукописей НБУВ (Украина) показали, что икону привезли в киевский Софийский собор в 1647 г. Сведения о переносе Л. и. содержала надпись на киоте иконы: «Изображение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Любечской юже памяти Сильвестр Коссов, митрополит Киевский з стран заднепровских с подобающей честию в богоспасаемый град Киев привезе и постави ю в кафедральной Софии церкви, и стояща при стене алтарной, благоговейно почитаема бяше» ( Лебединцев. 1870. С. 235-236). Слова «…стояща при стене алтарной», вероятно, указывают на первоначальное нахождение иконы рядом с местным рядом иконостаса. Кроме того, на киоте находились вирши, посвященные Богоматери: «Якож там, Дево, исполняла еси/Твоими истиннами всю страну чудеси,/И зде сию благодать даждь нам изобильну,/Во еже славитися имяни Ти обильну». Л. и. входила в число 3 самых почитаемых икон киевского Софийского собора наряду с Купятицкой иконой Божией Матери и образом свт. Николая Чудотворца (Мокрого); упоминания о ней присутствуют во всех описаниях собора до нач. ХХ в. Вместе с иконой Богоматери из Любеча в Киев в 1653 г. привезли икону Спасителя, к-рая была «подобная мерою и живописью» Богородичному образу. Его также называли «Любечским». Обе иконы украшали серебряные позлащенные ризы весом 8 фунтов 40 золотников и 8 фунтов 48 золотников. На ризе Спасителя «означено, что она устроена коштом Любечского жителя Ивана Мельникова» ( Скворцов. 1854. С. 60-61). В 1773 г. драгоценный киот на Л. и. заказал генерал-майор П. С. Милорадович, муж Софьи Семеновны, урожденной Полуботок. В 1874 г. усердием жителей Любеча чудотворную икону Богоматери украсили серебряной ризой «весьма художественной работы» весом 20 фунтов ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 278).

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Праздник заканчивается вечернею, после которой о второй раз торжественно читается акафист Богоматери и бывает внебогослужебное чтение» ( П. С. 1893. 5. С. 179-180). В кон. XIX в. перед М. и. совершали особые службы, а Руденская икона не упоминалась совсем - в это время чудотворной иконы в храме с. Рудня уже не было. Гр. Г. А. Милорадович указывал, что в кон. XIX в. Руденская икона пребывала «в с. Мохнатине Черниговского уезда, в 15 верстах от Рудни, в 20 от Чернигова, и в 30 от Любеча» ( Милорадович. 1884. С. 944). Др. авторы считали, что икона была принесена 25 окт. 1690 г. под Киев и поставлена в «паненском монастире Покрова в церкви Пресвятыя Богородици» ( Величко С. Летопись Юго-зап. России в XVII в. К., 1855. Т. 3. С. 88-90), возможно после того, как с нее был сделан список для церкви с. Мохнатина, вероятно, ок. 1691 г., когда М. и. была уже известна своими чудесами, а упоминания о Руденской иконе в этом регионе перестали встречаться. Лит.: Димитрий Ростовский, свт. Соч. М., 18396. Т. 1. С 486-487; Милорадович Г. А. Чудотворная Любечская икона Божьей Матери в Любече//Черниговские епарх. изв. Приб. 1884. 23. С. 941-951; [П. С.]. Сказание о местночтимой иконе Богоматери Мохнатинской//Там же. 1893. 2. С. 52-56; 5. 176-180; Поселянин Е. Богоматерь. С. 656; Василий (Богоявленский), еп. Картины церк. жизни Черниговской епархии из IX-bekoboй её истории. К., 1911. С. 115; Злотникова И. В. Новодворская икона. Прообраз и списки: проблема бытования//Церковь и общество: история и современность: Мат-лы IV науч.-образов. Знаменских чт. Курск, 2009. Т. 1. С. 135-141; она же. Икона Божией Матери Ченстоховская в синодальной и старообрядческой иконописи//Молодые об искусстве: Науч. статьи аспирантов и соискателей НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ: Сб. ст./Отв. ред.: Р. М. Байбурова. М., 2011. Вып. 2. С. 135-145; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери в рус. иконописи Нового времени//Sztuka Europy Wschodniej. Warsz.; Toru, 2013. Т. 1. S. 71-77; она же. Иконография Ченстоховской иконы Божией Матери//Антиквариат: Предметы искусства и коллекционирования. Н.-Й., 2014. 1/2(113). С. 6-14. И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564250.html

В качестве основного аргумента по поводу местонахождения подлинника чудотворной иконы Лебединцев приводил описание полулистовой гравюры на меди кон. XVII в. с изображением Л. и. из Олсуфьевского собрания, принадлежавшего кн. К. Э. Белосельскому-Белозерскому. Особенностью гравюры являлась пространная надпись в нижнем регистре: «Изображенïе чудотворныя иконы пресвтои бдцы любецкоï яже блаженноï памяти преосвященныи силвестер каков (Косов.- Авт.) митрополит киевски з стран заднепровских с подобающею с честию в бгоспасаемыи град киев привезе и постави ю в святые софиï цркви идеже доднесь на црскими враты благоговеснно покланяема есть», и далее указано, что по благословению митр. Варлаама (Ясинского), архиепископов Лазаря (Барановича) и Феодосия (Углицкого) был сделан список чудотворной Л. и. и поставлен в 1698 г. в Воскресенском храме любечского Антониева мон-ря (воспроизведение надписи см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 1270. С. 513-514). Гравюра, описание к-рой опубликовал Д. А. Ровинский, в мельчайших подробностях соответствует «Любечской иконе Богоматери» (дерево, темпера, 66 ´ 40 см. Инв. 1344) из фондов Национального музея истории Украины (собрание П. П. Потоцкого), размещавшегося в 1-й пол. XX в. в т. н. Музейном городке на территории Киево-Печерской лавры. Согласно атрибуции Л. С. Миляевой, икона написана иером. Иннокентием (Щирским). Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч) Список Любечской иконы Божией Матери. XVIII в. (?) (Спасо-Преображенская ц., Любеч) Икона отличается сложным композиционным построением в 3 регистра и насыщенностью символами, эмблемами и метафорами, что характерно для укр. барочной традиции XVII в. В центре находится изображение Л. и. Слева от нее - прав. Анна Пророчица, справа - свт. Иоанн Златоуст. Они держат свитки с надписями: «Господе, призри и виждь, посети виноград сей. Его же насади десница твоя». Виноград в данном контексте можно рассматривать как символ Церкви Христовой, прав. Анну с изображением на груди сердца с крестами (в католической традиции) - как образ небесного сретения.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Т. о., основными доказательствами предположения о перевозе подлинной иконы из Киева в Любеч у Милорадовича являлись сведения из 2 грамот митр. Варлаама (Ясинского) (Грамоты. 1884. С. 946-947). Согласно 1-й грамоте, от 21 июля 1701 г., митр. Варлаам обращался ко всем живущим вдоль Днепра с просьбой не чинить препятствий для прохождения речного судна, на к-ром иером. Геннадий перевозил образ «Пресвятой Девы Богородицы тамошней Любецкой» из Киева в Любеч. По 2-й грамоте, от 1 авг. того же года, когда новая церковь в любечском Антониевом мон-ре была построена, в Любеч из Киева отправили иеромонаха Киево-Печерской лавры Иннокентия (Щирского; в миру Ивана), известного гравера, к-рый обновлял и благолепно украшал Л. и., чтобы «новоотновленную» икону Божией Матери поставить в любечском Антониевом мон-ре для поклонения верующих. По мнению Милорадовича, в 1701 г. подлинную чудотворную Л. и. вывезли в новопостроенный храм Воскресения Христова в Любечском мон-ре, в Киев в 1713 г. привезли список с нее, оставив подлинник в Воскресенской ц. упраздненного в 1786 г. любечского Антониева мон-ря. В посл. трети XIX в. версию Милорадовича подверг сомнению прот. П. Лебединцев. Он считал, что свидетельством пребывания чудотворной Л. и. в Киеве служил не только факт особого благоговейного почитания иконы в Софийском соборе жителями Любеча, к-рые с большим усердием молились этому образу и неоднократно делали пожертвования на драгоценные ризы, но и уверенность в подлинности киевской иконы в т. ч. церковных властей. Подтверждением тому служило обращение в 1805 г. любечского помещика тайного советника гр. Г. П. Милорадовича (деда Г. А. Милорадовича) к обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну с ходатайством о возвращении подлинной Л. и. из Киева в Любеч. После переписки обер-прокурора с Серапионом (Александровским), митр. Киевским, 1 июля 1806 г. Голицын уведомил Г. П. Милорадовича, что по отзыву митр. Серапиона «удаление из Киева в м. Любеч имеющейся ныне в Киево-Софийском кафедральном соборе чудотворной иконы Богоматери, бывшей прежде сего в том местечке, неприлично, так как икона сия перенесена в Киево-Софийский собор назад тому более уже ста пятидесяти лет и поставлена в соборе в великом позлащенном киоте, в виду всеприходящаго народа, и молебствие оной, яко чудотворной, бывает от всех приезжающих на богомолье» ( Лебединцев. 1870. С. 239). В ходатайстве было отказано.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

В 1656 г. Богоматерь Ченстоховская была провозглашена Владычицей и Покровительницей Польши. Списки Ченстоховской иконы проникли в Россию через Малороссию благодаря распространению гравюры. Их можно разделить на 2 группы. В основе первой - гравюра Г. П. Тепчегорского (1711) с изображением иконы Богоматери с Младенцем в коронах, икона в драгоценном окладе с привесками, дарами и ex voto. В России данная иконография получила название «Умягчение злых сердец». В основе 2-й - традиц. извод Богоматери с Младенцем в коронах, идентичный Н. и. Списки Ченстоховской иконы, получившие распространение на юго-зап. окраинах России, обрели самостоятельность как местные чудотворные образы с названиями, связанными с местами прославления: Н. и., Суражская, Рудненская (Руденская), Любечская, Мохнатинская, Дубовичская (Дубовицкая), Домницкая, Печерская икона из Введенского мон-ря в Нежине и др. Во 2-й пол. XVII в. список Н. и. принадлежал Лазарю (Барановичу), архиеп. Черниговскому. Будучи начальником Киево-Братского и Кирилловского духовных уч-щ, владыка часто посещал подведомственные владения, в частности Купятицкий и Новодворский мон-ри. В одной из поездок он приобрел список чудотворной Н. и. Ок. 1687 г. архиеп. Лазарь благословил своей келейной Н. и. иером. Иону (Болховского) на основание Каменского Успенского мон-ря на р. Сновь, средства на строительство к-рого пожертвовал гетман И. С. Мазепа. В 1764 г. муж. мон-рь был упразднен, в его стены в 1786 г. были переведены сестры Печеникского мон-ря (ныне Стародубский р-н Брянской обл.). Ежегодно 20 дек., накануне дня преставления свт. Петра, митр. Московского, в Каменском Успенском жен. мон-ре проходили торжества в честь Н. и. Еженедельно по субботам перед иконой читали акафист. С 1889 г. ежегодно 26 июня совершался крестный ход со святыней в память о «грозном посещении обители... когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители» (Православные русские обители. С. 533), а Н. и. осталась невредимой. Новодворская икона Божией Матери. XIX в. (?) (Троицкий мон-рь в Курске)

http://pravenc.ru/text/2577817.html

Важным памятником для восстановления облика О. и. является гравюра «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятой Владычицы Нашей Богородицы именуемой Азарянская, яже обретается в Старо-Харьковском Курежеском общежительном монастыре». Выгравирована «с благословения Преосвященнейшего епископа Павла, Слободского Украинского Харьковского» в Москве в июле 1824 г. (РГБ). Красно-синее цветовое решение образа было воспроизведено в хромолитографиях «Истинное изображение чудотворной иконы Божией Матери Озерянской», изданных в 1892 и 1902 гг. Е. И. Фесенко в Одессе. Особенности иконографии О. и. позволяют в качестве ее протографа рассматривать один из списков Ченстоховской иконы Божией Матери. Это согласуется с предположением архиеп. Филарета (Гумилевского) о возможном происхождении О. и. из исторической области Чермной Руси, где долгое время находилась Ченстоховская икона. В предании об О. и. можно обнаружить параллели с преданием о Ченстоховском образе, к-рый иконоборец-таборит рассек сабельным ударом (на восстановленной иконе на щеке Богоматери всегда писали шрам). С 1656 г., когда Ченстоховскую икону Божией Матери провозгласили покровительницей Польши, списки иконы начали активно распространяться по всей Речи Посполитой, на территории Слобожанщины и в Малороссии, где они прославились уже как местные чудотворные образы и получили названия по местам прославления: Новодворская икона Божией Матери , Мохнатинская икона Божией Матери , Любечская икона Божией Матери . При сравнительном анализе изводов была выявлена практически полная идентичность О. и. с Мохнатинской, Дубовичской и Новодворской иконами с незначительными иконографическими индивидуальными особенностями, напр., на О. и. звезды украшают фон, на Дубовичской и Мохнатинской - ризы Богоматери и Младенца. Списки О. и. Списки О. и. сохранились как в музейных, так и в частных собраниях (напр., икона «Богоматерь Озерянская», мастерская И. А. Крутикова, Москва, нач. ХХ в., в постоянной экспозиции ГМИР). Известно, что 17 сент. 1817 г. список О. и. в драгоценном окладе был преподнесен еп. Павлом (Саббатовским) имп. Александру I во время его пребывания в Харькове. Из сохранившихся до наст. времени наиболее известны 2 образа: один находится в Озерянской ц. на Холодной Горе, второй - в Благовещенском соборе Харькова.

http://pravenc.ru/text/2578229.html

в року АХЧИ Блarocbehieм яке к Богу преосвещеннаго милостивого господне Ioahha Максимовича... apxienïckona Черниговского... первое дщице миру подается» ( 1994. С. 134-135). Благодаря описанию гравюры Ровинского и иконе, обнаруженной в собрании НМИУ, события, зафиксированные в тексте грамот митр. Варлаама (Ясинского), предстают в ином свете, подтверждая правоту Лебединцева. В Любечском мон-ре находились 2 иконы, вероятно написанные иером. Иннокентием (Щирским). Первая - сохранившаяся до наст. времени сложносоставная аллегорическая композиция на тему Л. и., вторая - «копия и мера» чудотворного образа. Очевидно, первую из них поместили в 1698 г. в «новосозидаемом» храме Воскресения Христова строившегося любечского Антониева мон-ря. В 1701 г., когда возвели Воскресенский храм, мон. Геннадий привез в Любеч из Киева 2-ю икону - точный список Л. и. То, что эта икона является копией, косвенно подтверждается отсутствием торжеств, непременно сопровождавших перемещение чудотворных икон (крестные ходы, молебны, службы в домах благочестивых прихожан и т. п.), а также отказом церковных властей возвращать подлинник Л. и. в Любеч в 1806 г. Можно предположить, что обе иконы, помещенные в любечский Антониев мон-рь в 1698 и 1701 гг., принадлежали кисти иером. Иннокентия (Щирского). Список, перед к-рым по субботам читали акафист Божией Матери и к к-рому приходили паломники, оставался в Воскресенском храме и после упразднения мон-ря в 1796 г. С этим образом жители связывали заступничество во время эпидемий холеры в 1848 и 1852 гг., свирепствовавших в окрестностях Любеча, но в городе эпидемии не было, а немногие заболевшие исцелились по молитвам к «Заступнице Пречистой Любечской». В престольные праздники любечских церквей список Л. и. из Воскресенского храма торжественно переносили в эти церкви. Во время крестного хода икону заносили во дворы прихожан для поклонения. Эта традиция сохранялась вплоть до закрытия церквей. В ХХ в. икона была утрачена. Один из ее списков хранился у Веры Рак, жившей неподалеку от закрытой церкви, а позже у Марии Тютенок, в народе называемой Лебедевна.

http://pravenc.ru/text/2561034.html

Введение в композицию фигуры свт. Иоанна Златоуста может быть объяснено желанием изобразить небесного покровителя Иоанна (Максимовича), архиеп. Черниговского, либо ктитора любечского Антониева мон-ря гетмана Мазепы, либо иером. Иннокентия (Щирского). На уровне головы Божией Матери в 2 картушах, к-рые держат ангелы, находятся миниатюрные фигуры Богоматери типа «Оранта». Выше изображены преподобные Антоний (слева) и Феодосий (справа) Печерские, между ними расстилается панорама Иерусалима с ростовой фигурой Богоматери по центру. В нижнем регистре изображены Вера (с крестом), Надежда (с якорем) и между ними Любовь. В картуше, к-рый окружают фигуры, можно различить небольшую чашу с сидящим на ней фениксом, идентичным фениксу на иллюстрации к панегирику Л. Крщовича и иером. Иннокентия (Щирского) свт. Лазарю (Барановичу), что можно рассматривать как дань памяти святителю, к-рый незадолго до смерти (1693) успел дать иером. Иннокентию грамоту с благословением на строительство любечского Антониева мон-ря. Эта икона является своеобразным памятником, запечатлевшим благодарность иером. Иннокентия (Щирского) всем тем, кто принимали непосредственное участие в воссоздании любечского Антониева мон-ря, где он был настоятелем с 1697 по 1713 г. В надписи, расположенной под центральным образом Богоматери, иером. Иннокентий перечислил всех, кто были причастны к возрождению церкви и пещеры прп. Антония в Любече: «Uзoбpaжehie Чyдombophiй ikohu пресвятои Богородицы Любечской юже блаженной памяти Преосвященный... Силвестр Косов метрополит Kiebck... з стран заднепровских с подобающей чecmiю в бorocnacaeмыi граде Kieb привезе и постави еси... Софии церкви идеже додне над царскими враты Благословенны прикланяе... сих же времен спасающем блarocлobehieм обету... преосвященного Господня отца Варлаама Ясинського, метрополита Kiebcьkoro i блarocлobehiя... Лазаря Барановича... apxienuckona Чephirobcьkoro стое... чудотворноп ikohi подобше списа ciя в граде Любече идеже первее чудо одествуемо бе, отечестве преподобного Антония Печерскаго в новоотстроенном xpaмi его поставлена, где и ныне...

http://pravenc.ru/text/2561034.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010