Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов по преимуществу, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется Пято-шестым. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил Св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных Соборов, и правила 13 Отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов, и составили так называемый " Номоканон " , а по-русски " Кормчая Книга " , которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, а именно: принуждение к безбрачию священников и диаконов, строгие посты в субботы Великого Поста, и изображение Христа в виде агнца (ягненка). Седьмой Вселенский Собор Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году, в гор. Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до Собора, при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил - поставлять и полагать в св. храмах, вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня, и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и Святым, на них изображенным. После 7-го Вселенского Собора, гонение на святые иконы снова было воздвигнуто последующими тремя императорами: Львом Армянином, Михаилом Бальбою и Феофилом и около 25 лет волновало Церковь. Почитание св. икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году, при императрице Феодоре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

155. Из Neon Eklogion. 156. В области лавры святого Афанасия. 157. В области лавры святого Афанасия. 158. Там же. 159. Филарета, архиеп. Черниговского, «Святые южных славян». Даничич: «Животи кральева и архиепископа српских». Загреб. 1866. 160. Сербляк Л. 153. В древнем сербском уставе: «июня 5 престависе иже во светых патриарх 3-й Ефрем». Гласник XI, 194. 161. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. 162. В 1354 году. Gedewn. Patriarcikoi Pinakez. 426. 163. Там же, 426. 164. В половине 1363 года. Там же, 429. 165. Феры — древний город в Фессалии магнисийской, ныне называется Велестин (Belestinoz). 166. Migne. Patrolog., t. CLIV, 368. 167. Помещаемое издавна, в пересказе, в книге Neon Eklogion, и только в 1894 г. изданное в подлиннике г-ном Помяловским по рукописи московской Синодальной библиотеки. 168. В старом славянском переводе помещено в 1-й книге «Чтений общей истории и древностей» за 1860 год. 169. Migne. Patrolog., t. CXLVII. «Добротолюбие» в русском переводе, т. 5, стр. 331–369, 474. М. 1890 170. см. 22 ноября. 171. В библиотеке нашей обители хранится греческая рукопись, содержащая 52 Слова патриарха Каллиста на разные праздники и против варлаамитов. Есть и славянская рукопись, содержащая слова сего светильника, только слова эти по содержанию несходны ни с теми, которые находятся в греческой рукописи, ни с теми, какие прибавлены в новом издании греческого «Добротолюбия» (Filokalia, ekd. 2, Ermoupoliz. 1894. 172. Из Neon Paradeisoz. 173. Хрисовулы, данные императором Алексеем Комнином обители Дионисиевской, хранятся в архиве обители. 174. Препод. Дионисию в монастыре его есть особая служба. 175. Из Akolouqia twn agioreitwn paterwn. 176. Из Neon Leimonarion. 177. Нечто подобное смотри в Четьях Минеях святого Димитрия Ростовского, 26 марта, о презрении старческого благословения преподобным Малхом. 178. «Летопись», архим. Арсения, изд. 2, стр. 497. 179. Нужно заметить, что со времен Льва Исавра, а по другим, со времен Константа, внука Ираклиева, агаряне так усилились, что простирали власть свою не только на Египет и на всю почти Ливию, но и на Италию, Сицилию и Испанию: Крит держали они до воцарения Никифора Фоки; тогда и самый Константинополь, если б не было ему помощи свыше, близок был к падению, — как это видно из синаксаря субботы акафистной. Опасность грозила ему сперва при Ираклии, а потом от агарян, при Константине Погонате и Льве Исавре. Эмир Ниссир, во времена Льва Философа, из Крита нападал со своим флотом на острова, лежащие на Эгейском море, и опустошил Лесбос.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В обличение раскола св. Димитрием были написаны: «Рассуждение об образе Божьем в человеке» и «Розыск о брынской вере». Ему же принадлежат еще: «Вопросы и ответы о вере» и «Зерцало православного исповедания» (довольно пространный катехизис), «Руно орошенное» (сказание о чудесах от Черниговской иконы Богоматери), «Летопись, сказующая деяния от начала миробытия до Рождества Христова» (которую он не успел окончить,) и др. Был св. Димитрий также знатоком и любителем пения и сам составлял гимны или канты. Благочестивая и полная христианской любви душа святителя любила изливаться в обширной переписка с друзьями и в духовной поэзии молитвенных размышлений, псальм, кант и мистерий, за который св. церковь величает его духовной цевницей. Все его творения отличаются простотой изложения, проникнуты теплотой религиозного чувства и читаются с истинным духовным наслаждением. Ныне празднуется обретение мощей св. Димитрия. См. 28 окт. Тропарь, гл. 8. Православия ревнителю, и раскола искоренителю, Российский целебниче, и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси, цевниц духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога спастися Императору нашему Николаю Александровичу, и всему наследию и державе Его. Кондак, гл. 8. Звезду Российскую от Киева воссиявшую, и чрез Новград Северский в Ростов достигшую, всю же страну сию ученьми и чудесы озарившую, ублажим златословеснаго учителя Димитрия; той бо всем вся написа, яже к наставлению, да всех приобрящет, якоже Павел, Христу, и спасет правоверием души наша. Хотя в Мес. Минее и сказано: службу святителю отправлять по Общей Минее; но есть особо изданная «Служба и анафист иже во святых отцу нашему Димитрию Митрополиту, Ростовскому чудотворцу». Свв. епископов кипрского и Они святительствовали в Кипре, за святую жизнь были удостоены от Господа дара чудотворения и скончались мирно в старости, в разные годы, но в один день. Священноиучч. и Андреа, пострадавших при имп. Льве Исавре в Царьграде. Оба они были родом из Лидии (на запад.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоанну Дамаскину собор 754 года приписывает эпитет «наветника царствия». Показать истинные причины такого названия довольно затруднительно. Можно полагать, что с византийской точки зрения могло казаться подозрительным то, что Иоанн занимал высокое государственное положение, – могло представляться, что он заслужил последнее какими-нибудь указаниями во вред византийской империи. Но, может быть, этот эпитет надо объяснить в связи с названием Дамаскина «Мансур» (=злоименный). С византийской точки зрения скверно уже было то, что человек носил арабское имя и пользовался почестями при чужестранном дворе. Другие пытаются объяснить это иначе, именно – предполагают, что «Мансур» – описка, первоначальное же имя было «Манзигр» или «Мамзер». Иконоборцы хотели сказать, что Иоанн Дамаскин был «мамзер» (незаконнорождённый). Но имя это происходит от арабского глагола «масара» (помог) и в более узком смысле указывает на содействие при победе, военную помощь. Отсюда имя «мансур» будет означать 1) «вспомоществуемый», 2) «победоносный», и в таком смысле уже не содержит в себе ничего поносительного. У патриарха Евтихия, между прочим, сохранилась запись о том, что при завоевании Дамаска арабам оказал помощь некий «Мансур». Можно думать, что Иоанн Дамаскин был внуком этого «Мансура» и потому пользовался почетом. Но у византийцев имя «Мансур», произносилось с укоризною. Возможно, что это-то обстоятельство и разумел собор 754 года.    Б. М. Мелиоранский, 72–4, находит возможным отождествлять этого Георгия с старцем Георгием, выступающим в качестве защитника иконопочитания в полемическом памятнике против иконоборчества «Νουεσα γροντος περι των αγιων εικνων». Но вполне твердых оснований для этого отождествления нет. Возможно, напр., и то, что под Георгием, анафематствованным иконоборческим собором 754 г., скрывается подвизавшийся на Олимпе и пострадавший при Льве Исавре обличитель иконоборчества Георгий ο Λιμναιτης, о котором рассказывается в синаксарном сказании, Acta Sanctorum, Augusti.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010