Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 1 (98) , (5) . в этом году (за прошлые годы с 2018-06-19) Происхождение изображения: Загружено 2018-06-19, анонимно. Описание: Месяцеслов в иконах из собрания Музея имени Андрея Рублёва Собор Богоматери в Миасинах фрагмент иконы БОГОМАТЕРЬ ТИХВИНСКАЯ. ПОЛОЖЕНИЕ ПОЯСА БОГОМАТЕРИ. СОБОР БОГОМАТЕРИ В МИАСИНАХ Последняя треть XVIII века Дерево, темпера. 31,3 × 26,5 см КП 4626 Еще один сюжет на трехчастной иконе из собрания музея совершенно уникален, аналоги ему в русской иконописи неизвестны. Праздник Собор Богородицы в Миасинах, широко отмечавшийся в XI веке в Константинополе, был установлен в память следующего события. Во время иконоборчества при императоре Льве Исавре (VIII век) чудотворная икона Богоматери, находившаяся в монастыре Богородицы в Миасинах в Малой Армении, была спрятана в водах близлежащего Азурского озера и чудесным образом всплыла по окончании гонений при императоре Михаиле III (IX век). После этого ее торжественно поставили в том же монастыре. Интересно, что на иконе из собрания музея, этот сюжет совмещен с изображением Положения пояса Богоматери, память которого отмечается днем раньше. В центре композиции в окружении ангелов, в сиянии представлена сидящая на престоле Богоматерь с Младенцем. Богоматери предстоят святые, чья память также отмечается в этот день. У ее ног - коленопреклоненные преподобные Симеон Столпник и мать его Марфа, по сторонам - 40 дев постниц с ермучениц, перед ними слева стоят диакон Аммун, мученик Аифал, неизвестный преподобномученик (возможно, патрональный святой заказчика иконы), справа - Иисус Навин, мученики Евод, Ермоген и Каллиста. Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы • Разное (Богородица) • " .

http://pravicon.com/image-32139

Св. муч. Диомида врач- при Диоклитиане. Конат. 421 – – М. Р. МКр. М. 11 и 12 М. – – Пр. Хе- – II в. а Египте. Сирл. Мак. 1422. Память – – Божия, егда – – безбожные агаряны при Льве Исавре, в 716 г. Пролог. Муз. 13. Петр. Екл. Нан. 2. 240 и др. (МГр. 15. Сирм. 17. Враги осадили Царьград 15 августа и чрез год отступили 15 августа). II. Нерукотворенного образа на Керамии (на кирпиче или черепице). Импер. Никифор Фока в 965 по Мелетию, по другим в 968 году пренес в Царьград нерукотворенный образ Спасителя, отпечатлевшийся на черепице в Иераполе, когда Анания, несший образ Спасителя Авгарю, скрыл его вне Иераполя в черепицах. Никод. Сн. 9. 11 авг. Истощание и снова наполнение св. воды в храме живоносного источника. 1370. (Сн. 9 июля МГр.) Муч. Алкивиада в огне. Никод. В древних прологах нет и западным неизвестен. Память страшного труса . Петр. 240. МГр. 1595. Неизвестно, когда был сей трус. В июле и августе были язва и трус в Царьграде при Иустиниане. Bandur. Anmiq. 79. Св. преподобномуч. Никодима метеорского, пострадавшего в 1551 году ( νεν Μαρτυρολγιον). Св. муч. Стаматия из Вола пострадавшего в Царьграде в 1680. (Солов. 15 авг.). III. Пр. Иоакима осоговского. Из болгар при Осоговской горе при р. Скупище в XI в. вероятно. Рум. 319. У. 1610. 1639 и др. Иоакима сардипольского. Серб. трефолой XVI в. у Хлуд. Иоакима сарандапорского, Лавр. св. 366. I. садуноподского. Св. муч. Мемсамбия . Древние груз. памятники. IV. Пр. Еглона . 1146. 1345. 1429. и др. (Сирм. 17). Пр. о. Онисима . 51. 1621(14. июля). V. Мучч. 33 из Палестины. Сирл. Шиф. (12 авг. МГр.). Муч. Мирона . Вас. (17 авг.). Фирса, Левкия (Леонтия), Короната и дружины . 240. Мед. Дом. и др. (17 авг. и 14 дек.). Муч. Лукия . 724. (МГр. 14). Явление Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме на Запрудне из Городца. (14 марта). Пр. Равулы . Сирл. Сирм. 1429. Печ. Пролог. (19 февр.). 17 I. Св. муч. Мирона пресвитера при Декии в Кизике. Кал. Флор. 1. Акад. 1. Вен. Готф. Терн. М. Р. М. 11 и 12 в. Канон Иосифа. Служба. (М. М. 13 авг. Вас. 240 авг. 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Стефан Сурожский, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Стефан Сурожский, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Стефан Сурожский, свт. Святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский, был родом из Каппадокии, обучался в Константинополе. Постригшись в монахи, удалился в пустыню, где провел в подвигах 30 лет. Патриарх Герман, по особому откровению, рукоположил его во епископа г. Сурожа (ныне г. Судак в Крыму). При иконоборце Льве III Исавре (716–741) претерпел мучения и заключение в темницу в Константинополе, откуда вышел исповедник после смерти императора. Уже в глубокой старости он снова вернулся к своей пастве в Сурож, где и скончался. Сохранилось свидетельство, что в начале IX века, во время похода в Крым, под влиянием чудес у раки святителя, принял Крещение русский князь Бравлин. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Стефан Сурожский, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3453

И все божественные апостолы и святые отцы учили и вели людей, направляя к спасительным заповедям Христовым и научили словам и вещам, которые выше ума, и открывали, как следует веровать и заповеди Христовы исполнять. Выше я много о том писал тебе из Божественного Писания, что такое ходатайство Господа нашего Иисуса Христа и что такое учение божественных апостолов и святых отцов. Если ты не хочешь воздавать хвалу святым отцам и святым апостолам, последовать их руководству и называть их наставниками к спасению, подобает тебе и писанию их не верить. А если писанию их не верить, то как уразуметь, что есть Бог, и как в Троице славится, и ради чего сошел с небес, и воплотился, и пострадал, и воскрес, и вознесся на небеса. Как уразуметь заповеди Божии? Ибо это воистину тьма – не разуметь веры в Бога. Как уразуметь, если никто не наставит? Благодаря учению божественных апостолов и святых отцов мы свет веры видим. Как говорит Громов сын Иоанн: «Кто познал Господа, а заповеди его не соблюдает – ложь это, и нет в этом истины, будто тьма ослепила очи его». Тьма – не видеть, как уразуметь закона Божия. Свет – разуметь заповеди Божии. И как уразуметь, иначе как от Писания кто наставит? И ради того надлежит божественных апостолов и святых отцов как наставников почитать и молиться им, тогда и Писанию веровать, и научаться из него. Если же все будет так, как ты, подталкиваемый дьяволом , обольщаешься, то тогда все люди будут как скоты, ничего не разумеющие. Слушай, что Господь наш Иисус Христос говорит о вас в Иоанне Богослове: «Не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир. Верующий в него не будет осужден, а неверующий уже осужден, потому что не веровал во имя единородного Сына Божия. Суд же в том, что свет пришел в мир, но более возлюбили тьму, нежели свет, ибо дела их были злы. Всякий, делающий злое, ненавидит свет». На том и . Ты вот писал о поклонении иконам, и я кратко это твое безумие обличу. Если хочешь узнать истину, прочти в «Царствиях» об иконоборце Льве Исавре и сыне его Константине Гноитезном, и Льве Армянине, и Феофиле Богомерзком, досадителе святым, – и все там найдем объясненным о божественном поклонении иконам и о богомерзком супротивстве нечестивых царей, в нечестие которых вы своею волей подались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таким образом, с устранением предрассудков становится ясным, что чудеса Богородицы при Ираклие, Константине Погонате и Льве Исавре не имеют непосредственного отношения к возникновению Акафиста. Цель этого двоякая: с одной стороны – воздать благодарение Богородице за ее прежнее покровительство, с другой – испросить снова ее милосердное внимание к городу, которому угрожает опасность. Древние чудеса при Ираклии, Погонате и Льве перечисляются в доказательство того, что город действительно пользуется покровительством Богородицы; за это именно и подобает, чтобы все единогласно восхваляли, благодарили и воспевали Ее. Однако истинное настроение слушателей к подобному благодарственному молению требует, прежде всего, нравственную чистоту и добродетельную жизнь. «Верно», говорит синаксарист, «что мы в делах наших должны приносить благодарение Богоматери, потому что Ей, как и Ее сыну такая именно благодарность более приятна, чем самые мелодичные песнопения, исполненные на флейте или органе» (τν δι’ ργων εχαρισταν προσγειν τ Θεομ-τορι τατη γρ δεται μλλον ατ τε κα ο τατης υς, περ αλν οργνων μουσικωτταις δας). Но так как природа человека слаба, и ум его непонятлив, следовательно, оба эти – и то и другое – «благоприятствует нашей нерешительности в трудах добродетели и тому, что мы прикасаемся мало к ней, как бы концом перста, и вследствие этого много нам недостает для воздаяния благодарности, то возблагодарим Ее (Богородицу) хотя бы голыми словами» (ποκνεν μσ πρς ρετς ππονον ποιε κα βραχα τατης πτμεθα κα σω επεν κρω δακτλω, κα δι τοτο πρς τν κτισιν τς εχαριστας ενδεσ χομεν, κν τν δι ρημτων ψιλν εσενγκωμεν). Далее, обращаясь к Богородице, оратор восклицает с амвона: «Мы громогласно поем твои чудеса; прославляем попечение; провидение величим; покровительство воспеваем; помощь восхваляем; милосердие славословим; воспоминая твои прежние дарования и от скольких опасностей мы избавлены тобою, настоящее благодарственное песнопение мы возносим к тебе (хотя) недостойное твоих благодеяний (ибо и что могло бы быть их достойным? –однако приятны тебе твоих чад лепетанья)» (δομεν μεγαλοφνως τ σ θαυμσια τν ηδεμοναν δοξζομεν τν πρνοιαν μεγαλνομεν τν προστασαν μνομεν τν βοθειαν κθειζομεν τν εσπλαγχναν δοξολογομεν κα επ μν τος παρελθοσι μεμνημνοι τν σν δωρεν κα ξ οσων κινδνων ρρυσθημεν δι σο, τατη σοι τν εχαριστριον δν ς χρος προσαγομιεν, οκ ντξιον μν οσαν τας σας εεργεσαις τ γρ ν κα εη τοτων ντξιον; πλν φλα σοι τ τν σν παδων ψελσματα); «по случаю же настоящих (бедствий) и прискорбных (обстоятельств) испрашиваем твою быстрейшую помощь» (π δ τος νεστσι κα λυποσιν μς παρακαλομεν τν σν ξυττην βοθειαν).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

II. Переходим к другому частному вопросу касательно фемы Опсикия, которого также коснулся г-н Панченко в своем исследовании, хотя и не предложил никакого решения, а именно: о титуле командира этой фемы. В документе 687 года Deo conservandum imperiale obsequium занимает первое место в ряду Christo dilecti exercitus византийского императора. По всему вероятию, это положение соответствовало и военному значению этой части военных сил. Так было, несомненно, при Льве Исавре, когда во главе этой фемы стоял самый близкий сподвижник императора и его свойственник, Артавазд, оспаривавший по смерти Льва византийский престол у его сына и преемника Константина Копронима. 978 Позднее из Опсикия были выделены две фемы: букеллариев и оптиматов, что случилось, вероятно, в середине VIII века и, быть может, стояло в связи с восстанием Артавазда. 979 В X веке фемы анатоликов, армениаков и фракисийцев стояли в ранге выше Опсикия, и в общих перечислениях Опсикий следовал за ними на четвертом месте. 980 Но тогда как не только те три фемы, но и многие другие, стоявшие в ранге ниже Опсикия, имели во главе командиров с титулом стратигов, начальник Опсикия всегда носил титул «комит». Это различие в титуле командира требует разъяснения, и мы попытаемся подойти к нему. В организации государственного управления в IV веке, когда действовала стройная, иерархически расчлененная система чинов и рангов, исконный в империи титул comes имел двоякое значение. Во-первых, он имел чисто титулярное значение ранга (comitiva primi, secundi, tertii ordinis), или прилагался как почетное звание к некоторым высоким санам (comes et magister equitum или peditum, comes et quaestor, comes et magister officiorum). Во-вторых, он мог иметь терминологическое значение определенного поста, который специфицировался прибавлением другого слова в род. пад. Таковы были посты в центральном гражданском управлении: comes largitionum, comes privatarum; в сфере управления провинциями: comes Orientis (первый по рангу из пяти викариев восточной половины империи); в военном ведомстве этот титул искони обозначал пост командира доместиков, comes domesticonim, 981 а также принадлежал некоторым из числа командиров пограничных войск, как-то: comes limitis Aegypti, comes Armeniae, 982 comes Isauriae, 983 при имп. Льве – comes Lycaoniae et Pisidiae. 984 14-й титул VI книги Феодосиева Кодекса дает сведения о существовании в IV веке общего ранга comes rei militaris (указы 372, 397 и 413 гг.) двух степеней (primi et secundi ordinis); лица, получившие этот титул первой степени, могли заменять magistri militum. 985

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Рассмотренная паримия читается в службе, совершаемой в воспоминание землетрясения, бывшего в Константинополе в VIII веке при императоре Льве Исавре иконоборце, – читается отчасти потому, что обличаемое в паремии нечестие Израиля сходно с нечестием иконоборцев: восстававшие против употребления и чествования икон Господа Бога и святых Его восставали против Самого Бога и святых Его. Можно также думать, что сказанное в заключении паремии об ужасе и трепете неба применено к землетрясению. В службе, совершаемой по случаю сего события, оно представляется действием гнева Божия за грехи: земля тряслась и ужасалась, ибо не могла стерпеть нечестия живущих на ней, подобно тому как небожители ужасались и трепетали, будучи свидетелями нечестия Израиля. II. Паримия в Великий четверток (Иер. XI:18–23, XII:1–5, 9–11, 14–15) В сей паремии содержится жалоба пророка на врагов его и вообще на нечестивых и угроза Господа наказать их с обещанием помиловать покаявшихся. Иер.11:18 . Господи, скажи ми, и уразумею. Тогда видех начинания их. Иеремия вооружил против себя своих сограждан, жителей Анафофа, тем, что обличал их за нечестие и грозил им гневом Божиим. Нельзя было пророку не опасаться мщения с их стороны. Но он не знал, в чем оно будет состоять, и потому просил Господа открыть ему их замыслы: Господи, скажи ми. И только тогда, когда пророк получил это откровение, он увидел начинания их, – узнал замыслы их, именно намерение их, как видно из последующего стиха, погубить его. Иер.11:19 . Аз же яко агня незлобиво ведомо на заколение, не разумех, яко на мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому. Озлобленные обличениями и угрозами пророка, враги его положили уморить его вложением древа в хлеб, то есть приготовить ему хлеб с примесью отравы, добываемой из ядовитого дерева, и этим ядом истребить его от земли живых. Они уверены были, что лучшего способа избавиться от обличений и угроз пророка нет, и надеялись, что с его смертью самое имя его будет забыто и следа от его деятельности не останется, ибо она прекращена будет в самом начале. Замышленное преступление предполагалось совершить так, чтобы никто не мог догадаться ни о существовании этого замысла, ни о виновниках его. Всего менее мог знать об этом Иеремия. По своему незлобию он далек был от того, чтобы подозревать своих сограждан в покушении на его жизнь. В этом отношении он, по его словам, походил на незлобивого агнца, ведомого на заклание, но не разумеющего, что его ведут на заклание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При имп. Льве Исавре пр. Георгий явился ревностным защитником св. икон и дерзновенно обличал царя иконоборца в безбожии. За это св. исповеднику после различных истязаний отрезали нос и опалили волосы. По Прологу, скончался он, имея 105 лет от роду. Муч. пострадавшего за Христа в г. Клавдиополе (в Вифинии) в 305 г. Обличенный в исповедании Христа, он был подвергнут жестоким мукам, после которых, влачимый по городу на место казни, предал дух свой Господу у городских ворот. Муч. девы Персидской. Родом из Персии, из г. Хирхаселевкоса, она была дочь языческого жреца. Познав истинную веру от некоторых женщин христианок, она всецело предалась Христу и, когда вера ее была открыта язычниками, то св. Сира мужественно засвидетельствовала ее великими страдальческими подвигами. Сначала отец бил ее до тех пор, пока сам не изнемог, и бросил в темницу. После напрасных слез, ласк и упрашиваний, разгневанный отец предал мученицу в руки врагов христианства. Ее томили голодом и жаждой в темнице и подвергали разным мучениям, но св. дева, укрепляемая силой Божьей, была непреклонна. Сначала страж темничный, потом сам начальник, хотели было обесчестить мученицу, но Господь первого поразил болезнью, а второго смертью. Наконец, мученица была удавлена веревкой, а тело ее брошено зверям; но звери не тронули останков св. девы, и христиане с честью погребли их. Это было в 558 г. 25 . А. † Возвращение мощей святого апостола Вароломеа из Дары (или Анастасиополя) на острове Липару, в VI в. Около 508 г. св. мощи ап. Варфоломея были перенесены из г. Албанополя, или Албаны (см. 11 июня) в г. Дары в Месопотамии, а отсюда на остров Липару (между Сицилией и Италией). Часть мощей св. апостола в середине VII в. была перенесена в Константинополь. В 839 г. арабы овладели о. Липарой и рассеяли мощи св. апостола. Впоследствии св. Варфоломей, явившись одному монаху, указал место нахождения его мощей, которые чудесным образом были соединены воедино. Найденные св. мощи были перенесены (в IX в.) в Беневет неаполитанский, а затем, как утверждают некоторые, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Византийские летописцы аккуратно заносили воспоминания о бедствиях этого рода в свои летописи; то же делали и составители церковных календарей. Особенно памятно было византийцам землетрясение, бывшее при Феодосии 447 г. 25 Сентября, ознаменованное тем, что во время его, когда народ молился в поле, один отрок, очутившийся на воздухе, услыхал пение трисвятой песни и таким образом окончательно решил спорный для того времени вопрос о правильнейшей формуле этого гимна. Воспоминание об этом землетрясении вместе с указанием на литию ν κμπφ постоянно встречается в древних и новых византийских месяцесловах и поэтому можно отметить, как нечто необыкновенное, то, что в календаре нашего памятника под 25 Сентября не упоминается ни о каком землетрясении. Но вместо того в этом памятнике отмечено несколько таких землетрясений, которые менее известны, но для составителя были более интересны по своей близости к его времени. Таково особенно землетрясение, бывшее при Льве Исавре 25 Октября 741 г. Землетрясение это записано в нашем памятнике обстоятельно с точным обозначением даты: τ ατ μερ μνμην πιτελομεν τς μετ φιλανθρωπας πενεχθεσης μν φοβερ ς πειλς το σειςμο, ς πα λπδα π σαν λυτρσατο μ ς φιλνθρωπος Θες. Σσμθ. τη το κσμου, νδηκτ. θ π Λοντος το συρου. Кроме этого землетрясения указывается довольно значительное количество других без обозначения даты, но иногда с обозначением места, наиболее пострадавшего. Так под 26 Янв, указано землетрясение ν τ ξακιον, под которым можно разуметь землетрясение при Феодосии младшем, начавшееся 25 Сентября и продолжавшееся более трех месяцев 69 . Далее указаны землетрясения: под 9 Января (869 г.), под 17-го Марта (при Константине) 70 , в понедельник после пятидесятницы (вероятно в начале Июля 555 г.) под 16 Августа (554 г.), под 7 Октября (557 г.) и под 14 Декабря (558 г.). Церковные празднества в воспоминание об избавлении от всех этих землетрясений в общем были совершенно одинаковы и отличались друг от друга и от обычного богослужения литиями, которые, начинаясь в Великой Церкви, направлялись на Форум, а потом в разные места, соображаясь, вероятно с тем, где землетрясение в свое время наиболее чувствовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Таким образом, мы вынуждены полагать, что именно настоящее положение вещей вызывает у жителей воспоминание о прежних благодеяниях Богородицы, т. е. при Ираклие, Константине Погонате и Льве Исавре. При этом логическая связь испрашивания «быстрейшей помощи» с упоминанием предшествующих благодеяний абсолютно требует, чтобы под λυποντα мы подразумевали четвертую осаду; и хотя в самой молитве не встречается слово осада, однако оно не только звучит в перифразе: νεστσι κα λυποσιν μς, но и в конце молитвы те же самые настоящия беды прямо называются трепетом, битвами, войнами. Обратим наше внимание на молитву: «Молимся о твоем заступничестве: отжени от нас препятствия; рассей давящие нас тучу и мрачную ночь, под влиянием которых враждебно кидаемся друг на друга, как в ночном сражении, или, лучше сказать, как бешеные сами свои тела раздираем и не знаем родственников и не познаем своих соплеменников; и на это осмеливаемся – кто? мы, которые удостоены того же крещения, той же церкви, тех же таинств, чтобы не более распространяться». (Δεμεθα τς σς ντιλψεως λσαι τ ν τ μσω προσκμματα διασκδασαι τν πχουσαν μς νεφλην τε κα σκοτμαιναν, φς σπερ ν νυκτομαχα βλλομν τε κα βαλλμεθα, μλλον επεν σπερ ο μαινμενοι τν δων σαρκν πτμεθα κα γνοομεν τος συγγενες κα τ μφυλον οκ πιγινσκομεν κα τατα τολμμεν τνες; ο το ατο βαπτσματος, τς μις ’Εκκλησας, τν ατν μυστηρων ξιωμνοι, να μ λγον ποτενωμεν μακρν). Значит, Константинопольское население находилось не только в осадном положении, но и в междоусобной войне, на причины которой автор молитвы не указывает, но обращается опять к Богородице: «Поэтому умоляем твое милосердие: сжалься над твоим народом и достоянием твоим и будь ходатаицей перед рожденным из тебя Богом нашим; помоги нам, находящимся в краю опасности, и избави нас от невыносимых бедствий. Ты видишь, о Владычица, какие беды разлиты вокруг нас; итак встань и не отвергни нас окончательно. Зачем Ты отворачиваешь лице Твое и забываешь нашу бедность? Уничтожи предстоящие трепеты и устрашения, устрани раздорные столкновения, прекрати сражения и войны; утиши надвигавшиеся на нас гнев божий и разорение; усмири внутренние бунты и смятения и подари Твоим рабам мир и тишину, чтобы мы, прибавивши настоящее ко многим твоим благодеяниям, во всякое время провозглашали Твои чудесные (дела)».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010