Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ [Лат. Leontius] († после 475), еп. г. Арелат (ныне Арль, Юж. Франция). Вероятно, в сане диакона присутствовал на Вазионском (Везонском) Соборе (нояб. 442) вместе со св. Иларием , еп. Арелатским. Избран на кафедру после кончины еп. Равенния, преемника Илария. Последние упоминания о Равеннии содержатся в его послании папе Льву I Великому и в канонах Арелатского Собора (451 или 452). Л. упоминается в письмах папы Илария (Илара), преемника Льва I Великого. В послании от 25 янв. 462 г. понтифик сообщил Л. о своем восшествии на Папский престол и попросил передать это известие др. епископам Галлии ( Hilar. Ep. 4). Папа Иларий обращался к Л. как к первенствующему епископу Юж. Галлии; т. о., привилегии, к-рые еп. Равенний получил от Льва Великого, перешли к его преемнику, несмотря на оговорку папы Льва, что эти полномочия были даны лично Равеннию. В др. послании, к-рое папа Иларий отправил Л. в ответ на его поздравление, понтифик призвал советоваться с ним по важным вопросам (Ibid. 6). Из последующих посланий папы Илария следует, что статус Л. был выше, чем статус обычного митрополита провинции, т. к. митрополиты Юж. Галлии подчинялись власти Арелатского епископа, к-рую папа именовал «единовластием» (ad monarchia tua pertinentes). По-видимому, понтифик относился к Л. как к своему представителю в Галлии, хотя епископ не всегда выполнял его распоряжения (см.: Mathisen. 1989. P. 228-234). Переписка Л. с папой Иларием была посвящена разрешению конфликтов между церковными иерархами Юж. Галлии. От диак. Иоанна, доставившего в Рим послание Фридериха, брата вестгот. кор. Теодориха II (захватил Нарбону в 462), понтифик узнал о неканонических действиях Нарбонского еп. Гермеса (Эрмета). Неясно, в чем состояла вина Гермеса, но папа считал, что он занял кафедру незаконно. Возможно, Гермес был архидиаконом Нарбонского еп. Рустика ( Leo Magn. Ep. 167) и впосл. стал епископом г. Бетерры (ныне Безье).

http://pravenc.ru/text/2463509.html

2. Вступивши в Корол. Библиотеку и осмотревши ее совершенно, я удостоверился у что и после трудов Гоара (Goar), Поссина (Posainue), Дюканжа (Ducangius) и Комбефизия (Combefisius), извлекшего из забвения разные древние памятники, можно много еще почерпать из нее, как из неиссякаемого источника для дополнения собрания Византийских писателей. Особенно два Историка сохранились там в целости, Лев Диакон и Михаил Пселл , коих издание, давно ожидаемое учеными, было уже начато, но не кончено. Комбефизий, по свидетельству Гарлезия (Harles. Biblioth. Graec. VII. 684. C.), имевший намерение издать в свет Греческих особенно Церковных и Византийских писателей, получивши сведение о Льве и Пселле, при рассматривании Корол. Библиотеки, приготовил их издание. Но в 1679 году он скончался; – и из обещанных им двух томов Византийского дополнения (Auctarii Byzant.) и первого не успел отпечатать. Сей том, содержащий в себе писателей, следующих за Феофаном, т. е. Константина Багрянородного о жизни Василия, неизвестного (безымянного) продолжателя Феофанова, Иоанна Камениата, Георгия монаха и других, вышел в свет из Корол. Типографии уже спустя шесть лет после смерти его 1685 г., под надзором Себастиана Мабре-Крамоиза. Спустя почти тридцать лет, поручено было Михаилу Лекиену (Le Quien), по запискам Комбефизия изготовить издание второго тома, заключающего в себе Льва Диакона и Пселла (Vid. Echard. Scriptorr. ordinis Praedicator. II. 684. C.). Он немедленно приступил к делу и начал уже печатать Льва Диакона в Корол. Типографии (Vid. Le Quien Orient. Christian. 1.255. D.); но начавшаяся в то время война за Испанское наследство остановила, как говорит Ехард (II. 684 С.), его предприятие. Таким образом и труды Комбефизия и намерение Лекиена, умершего в 1733 г., были безуспешны. Удивительно, что и отпечатанные им листы совершенно пропали. Желая отыскать остатки сего издания, я расспрашивал Агентов Корол. Типографии, опытных в своем деле и притом ведущих верные записки всем печатанным у них книгам; но ничего не мог от них узнать. По сему я думаю, что все сии экземпляры или нарочно, или особенным каким-нибудь случаем были истреблены совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. Острогорский IV. Расцвет Византийской империи (843–1025) Источники Уже упоминавшаяся выше (с. 204) хроника Симеона Логофета , доходившая, по всей видимости, до смерти Романа Лакапина (948 г.), обнаруживает дружественную направленность по отношению к этому императору; в некоторых изводах этой чрезвычайно часто переписывавшейся хроники к основной части произведения в позднейшее время делались дополнения, которые доходят вплоть до второй половины XI в., а иногда и дальше, но по существу уже не имеют большого значения. Четвертая и последняя книга Иосифа Генесия описывает время Михаила III и Василия I. Будучи памятником официальной историографии Македонской династии, этот весьма важный с исторической точки зрения труд несет в себе ярко выраженную тенденцию прославления родоначальника Македонской династии и принижения убитого им Михаила III. То же относится и к хронике Продолжателя Феофана , четвертая книга которой, посвященная времени Михаила III, очень близка к Генесию и, по-видимому, восходит к общему источнику. В качестве пятой книги в этом компилятивном сочинении появляется собственноручно составленная императором Константином VII обширная биография его деда Василия I, которая имеет ярко выраженный панегирический характер. Шестая книга состоит из двух разнородных частей: первая (история Льва VI, Александра, время несовершеннолетия Константина VII, правление Романа I Лакапина и единодержавие Константина VII до 948 г.) списана с хроники Симеона Логофета и, таким образом, не имеет самостоятельного значения; с другой стороны, немалой ценностью обладает заключительная часть (основная часть о единодержавии Константина VII и неполная история Романа II) – сочинение хорошо осведомленного современника, возможно Феодора Дафнопата, чей исторический труд упоминает в своем прооймионе Скилица 467 . Взятие Фессалоники арабами в 904 г. описал очевидец событий священник Иоанн Каминиата 468 . Изложение военных предприятий Никифора Фоки и Иоанна Цимисхия представлено в труде Льва Диакона , описавшего в конце X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР III МОНГ [Греч. Πτρος Γ Μογγς], патриарх Александрийский (лето - 4 сент. 477, дек. 482 - 29 или 31 окт. 489/90), один из важнейших представителей антихалкидонской партии (см. в ст. Монофизитство ). Основные сведения о жизни П. М. сообщают авторы VI в.: Захария Ритор , диак. Либерат Карфагенский и Евагрий Схоластик . Более позднюю традицию отразил в своей «Хронографии» прп. Феофан Исповедник (нач. IX в.). Ок. сер. V в. П. М. был возведен в сан диакона. В спорах, связанных со Вселенским IV Собором , занимал сторону Диоскора , архиеп. Александрийского (444-451). После низложения последнего и возведения на кафедру сщмч. Протерия († 457) П. М. был подвергнут каноническим прещениям. Новые сведения о П. М. появляются лишь в 475 г., когда в Византии в результате заговора против имп. Зинона власть перешла к Василиску . Стремясь заручиться поддержкой антихалкидонитов, Василиск вернул бывшего патриарха Александрийского Тимофея II Элура (457-460) из ссылки, в к-рую тот был отправлен имп. Львом I (457-474), убежденным сторонником Халкидонского Собора. После того как Тимофей прибыл в К-поль, Василиск адресовал ему окружное послание («Энкиклион»). В нем признавалось, что Никейский Символ веры и постановления Вселенского III Собора с достаточной полнотой определяют правосл. вероучение, в то время как «нововведения», подобные «Томосу» свт. Льва I Великого , папы Римского, и Халкидонскому оросу, должны быть осуждены ( Evagr. Schol. Hist. eccl. III 4; Zach. Rhet. Hist. eccl. V 6). После признания «Энкиклиона» Тимофей Элур во 2-й раз стал Александрийским патриархом. Как сообщает диак. Либерат Карфагенский, в это время П. М. исполнял обязанности патриаршего архидиакона ( Liberat. Breviar. 16//ACO. T. 2. Vol. 5. P. 125). Зинон, восстановивший в авг. 476 г. свою власть, продолжил политику имп. Льва I по оказанию давления на антихалкидонитов. В частности, был низложен и отправлен в ссылку патриарх Антиохийский Петр II Гнафевс .

http://pravenc.ru/text/2580330.html

свящ. Глеб Санюк Священник Глеб Санюк – магистр богословия, аспирант Санкт-Петербургской православной духовной академии (saniukgleb@yandex.ru). Статья посвящена научной и преподавательской деятельности профессора Санкт-Петербургской духовной академии Александра Львовича Катанского . Особое внимание уделяется периоду с 1873 по 1874 гг., когда А.Л. Катанский преподавал литургику и церковную археологию в СПбДА. Изучается ряд его исследований в области исторической литургики, проводится их историографический анализ. Выявляется уникальность литургического наследия А.Л. Катанского ввиду незаурядности и одновременно преемственности богословской традиции Ключевые слова: А.Л. Катанский , МДА, СПбДА, Н.В. Покровский , И.Д. Мансветов , таинства, литургия, догматика, историческая литургика. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Александр Львович Катанский родился 19 ноября 1836 г. в Нижнем Новгороде в бедной семье диакона Льва Герасимовича Катанского, служившего в храме прп. Сергия Радонежского. Изначально жизненный путь будущего учёного ничем не отличался от пути его сверстников, сыновей провинциального приходского духовенства. Свои отроческие и юношеские годы Катанский провел под надзором родителей, которые, безусловно, имели огромное значение в деле воспитания и нравственного становления молодого Александра. Он сам об этом так пишет в своих воспоминаниях: «Отец мой имел огромное на меня влияние, на мой характер, склонности и на склад всей моей жизни – и своею личностью, примерами его жизни и принятою им системою воспитания» 1 . Своего родителя Александр Львович характеризует так: «Мой отец был далеко небогатый человек, принужденный по недостатку средств самолично много работать по дому, но он был богат другим, – крепкою, непоколебимою верою в Бога и глубокой религиозностью. Был он очень кроткого, незлобивого характера и строгой жизни, усиленно боролся со своими недостатками и греховными наклонностями, по временам и надолго предаваясь чисто аскетическим подвигам (посту, молитве и др.), которым мы все удивлялись. При этом был еще ревностным проповедником, не опускавшим ни одного праздничного дня без проповеди собственного сочинения, что в то время было далеко не обычным явлением, – даже в среде городских священников и протоиереев, не говоря уже о диакона» 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

А.А. Денисов Принципы и методы противосектантской миссии (по трудам священномученика Сильвестра, архиепископа Омского и Павлодарского) Священномученик Сильвестр родился 31 мая 1860 года в селе Косовно, Сквирского уезда, Киевской губернии в семье диакона местной церкви Льва Ольшевского и в крещении был наречен Иустином. О детстве святителя сохранилось очень мало сведений, известно, что по достижении необходимого возраста он поступает в Киевскую Духовную Семинарию, где становится одним из ближайших учеников видного богослова-догматиста Сильвестра (Малеванского) , по рекомендации которого он по прохождении в 1883 году полного семинарского курса поступает в Киевскую Духовную Академию с. 31]. Как отмечает омский историк Александр Владиленович Жук в своей работе «Иерархи Омской церкви», уже в период обучения в духовных учреждениях будущему Владыке пришлось столкнуться с сектантами. Дело в том, что «в эти годы его родное село и окрестности заполнили штундисты. Проводя каникулы в кругу семьи, молодой богослов близко заинтересовался домашним бытом и мировоззрением местных сектантов» с. 53]. Штундисты в России появились благодаря немецким поселенцам на Украине, которые дали первоначальный импульс для формирования и дальнейшего распространения уже русского протестантизма. Иустин Ольшевский одним из первых увидел в нарождающемся сектантском движении огромную опасность для Церкви государства, на которую почему-то мало обращали внимание церковные и государственные власти. После окончания Киевской Духовной Академии он принимает решение посвятить свою жизнь миссионерскому служению, то есть, по замечанию А. В. Жука, «избирает едва ли не самое неблагодарное в Российской империи духовное поприще» с. 56]. В 1890 году Иустин Ольшевский по приглашению епископа Иллариона (Юшенова) переезжает в Полтаву и становится епархиальным миссионером. В этот период служения миссионером были выработаны основные задачи и методы антисектантской (и в целом миссионерской) деятельности, которые представлены в опубликованных произведениях молодого богослова. Мы бы выделили у него следующие основополагающие принципы и направления миссионерской работы:

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Бельский Иван Иванович; 20.03.1893, С.-Петербург - 31.08.1937, Йошкар-Ола), еп. Бельский и Демидовский. Из семьи протоиерея. В 1917 г. окончил Олонецкую ДС. Служил надзирателем Петрозаводского ДУ. После закрытия уч-ща переехал в Петроград. 16 июля 1919 г. был принят в Александро-Невскую лавру . 23 июля пострижен в монашество с именем Иларион, 26 июля рукоположен во диакона. 18 дек. 1919 г. назначен помощником правителя дел духовного собора лавры. С 5 янв. 1920 г. исполнял обязанности правителя дел. 22 февр. 1920 г. избран помощником секретаря церковноприходского совета храмов лавры, в 1921 - июле 1922 г. И.- секретарь совета. 13 авг. 1920 г. рукоположен во иерея. 8 июля 1921 г. утвержден в должности правителя дел духовного собора лавры. Обучал детей Закону Божию. Учился в Петроградском Богословском ин-те. Был награжден набедренником (1921), наперсным крестом (1922). В июле (по др. данным, в июне) 1922 г. И. был арестован по делу правосл. братств, обвинен в укрывательстве от ГПУ иером. Льва (Егорова) . За недоказанностью обвинения освобожден 21 авг. того же года под подписку о невыезде. 13 сент. дело было прекращено. После признания Александро-Невской лаврой обновленческого Петроградского ЕУ (ПЕУ) с 7 июля 1922 г. перестал исполнять обязанности правителя дел духовного собора, секретаря церковноприходского совета и управдома лавры, официально освобожден от этих должностей 1 сент. 1922 г. 20 нояб. подал рапорт об увольнении за штат «по расстройству здоровья». Духовный собор лавры отклонил рапорт и обратился с ходатайством к ПЕУ откомандировать И. в один из петроградских мон-рей. 11 дек. 1922 г. указом ПЕУ переведен в Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-рь . Не подчинился указу, продолжил служить в незанятых обновленцами храмах Петрограда. В окт. 1923 г., после возвращения Александро-Невской лавры в Патриаршую Церковь, вошел в состав братии. С марта 1924 г. настоятель петроградского храма во имя святых Бориса и Глеба на Калашниковской набережной. В сент. того же года возведен в сан игумена.

http://pravenc.ru/text/389173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ XIII (2.03.1810, Карпинето-Романо, близ Рима - 20.07.1903, Рим; до избрания папой Винченцо Джоакино Раффаэле Луиджи Печчи), папа Римский (с 20 февр. 1878). Происходил из богатой аристократической семьи; был 6-м ребенком из 7 детей гр. Лодовико Печчи и его жены Анны (урожд. Проспери Буци). В семье получил хорошее религ. воспитание; был министрантом в ц. св. Льва в Карпинето-Романо. С 1818 по 1824 г. обучался в иезуитской коллегии в Витербо (Папское гос-во), затем продолжил учебу в Римской коллегии (см. Григорианский университет ), по окончании к-рой поступил в 1832 г. в папскую Академию церковной знати. В 1835 г. в римском ун-те Сапиенца получил степени д-ра гражданского и канонического права (in utroque iuro) и д-ра богословия. Во время учебы был замечен протектором академии кард. Бартоломео Паккой, деканом коллегии кардиналов , к-рый рекомендовал Печчи папе Римскому Григорию XVI . 6 февр. 1837 г. папа возвел Печчи в достоинство прелата папского двора, 16 марта назначил референдарием трибуналов Апостольской сигнатуры правосудия и Апостольской сигнатуры милости, с 28 июня Печчи стал релатором Конгрегации управления Папским гос-вом. 17 нояб. того же года был посвящен в субдиакона, 24 нояб. в рим. ц. св. Андрея (Сант-Андреа-аль-Квиринале) президент папской Академии церковной знати Джованни Джакомо Синибальди, архиеп. Дамиетты in partibus infidelium, рукоположил его во диакона. В том же храме 31 дек. генеральный викарий Рима кард. Карло Одескальки рукоположил Печчи во пресвитера. 17 февр. 1838 г. папа Григорий XVI назначил его апостольским делегатом в Беневенто (Папское гос-во), а 12 июня 1841 г.- в Сполето, но уже 17 июля того же года он был переведен апостольским делегатом в Перуджу, где преуспел в борьбе с экономическими злоупотреблениями и коррупцией. Печчи обратил на себя внимание гос. секретаря Папского престола кард. Луиджи Ламбрускини , к-рый в кон. 1842 г. решил привлечь его, несмотря на его молодой возраст, к дипломатической службе.

http://pravenc.ru/text/2463275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕВ (Церпицкий Николай Львович; род. 13.04.1946, дер. Залужье Столбцовского р-на Барановичской (ныне Минской) обл.), митр. Новгородский и Старорусский . Из семьи священника. По окончании средней школы проходил в 1966-1969 гг. срочную военную службу. В 1969 г. поступил в Ленинградскую ДС, затем продолжил обучение в ЛДА. 28 марта 1971 г. Ленинградским и Новгородским митр. Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Лев в честь свт. Льва I Великого . 7 апр. рукоположен во диакона, 20 апр.- во иерея. В 1972-1975 гг. исполнял послушание личного секретаря митр. Никодима. В 1975 г., по завершении обучения в ЛДА, был удостоен степени кандидата богословия за соч. «Постановление II Ватиканского Собора «Конституция о богослужении»» и направлен на стажировку в Григорианский университет в Риме, к-рую проходил до 1978 г. 8 авг. того же года возведен в сан архимандрита; в составе делегации РПЦ присутствовал на погребении папы Римского Павла VI и на интронизации папы Иоанна Павла I . 14 окт. 1978 г. назначен настоятелем петрозаводского Крестовоздвиженского собора и благочинным храмов Олонецкой епархии; одновременно читал курс лекций по сравнительному богословию в Ленинградской ДС. Осенью 1980 г. назначен настоятелем Воскресенского храма в г. Рабат (Марокко). С 1982 г. работал в ОВЦС в Москве. С 13 окт. 1983 г. служил настоятелем выборгского Спасо-Преображенского собора. Постановлением Синода от 10 сент. 1987 г. Л. был определен епископом Ташкентским и Среднеазиатским. 1 нояб. его хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). Первые годы архиерейского служения Л. совпали с периодом кризиса гос. власти в СССР. В Ср. Азии это характеризовалось обострением межнациональных противоречий. Л. удалось оградить Церковь от вовлечения в местные конфликты и установить хорошие отношения с государственными структурами, с руководителями исламских объединений региона, с лидерами др. конфессий.

http://pravenc.ru/text/2463247.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010