11. Победа над венграми относится к 961 г. (Афанасий Афонит. 23, 29). О венгерско-византийских отношениях см.: Люттих. 1918; Макартни. 1930; (Моравчик. 1934; 1970. 12. Видимо, именно эту тактику использовали Фоки в войнах против арабов, что послужило основой для написания трактата " О военных схватках " , который, хотя и не является трудом самого Никифора Фоки, однако принадлежит кому-то из его окружения. См.: Кучма, 1979, 58. 13. В этой речи, несомненно, отразилась практика школьных сочинений. Подражание стилю речей Велизария, как они воспроизведены у Агафия, здесь очевидно. 14. Никаких точных данных о сражении у Льва Диакона нет. Место битвы не названо. По Скилице (250) и Продолжателю Феофана (479), это - г Адрасса. Согласно Ватиканскому Анониму (199), сражение происходило в клисуре (ущелье) Килиндр. По Яхъе Антиохийскому (83-84), который! датирует битву 8 ноября 960 г., - в клисуре Дарб-Мгарах. Ни одно из этих названий не поддается точной локализации (Маркопулос. 1979, 112). Согласно арабскому историку Мискавейху, жители Тарса предупреждали Сейф-ад-Даулу о засаде в ущелье и просили идти другой дорогой. По его же свидетельству, после битвы от войска осталось 300 человек (Там же. 112). О победах над Сейф-ад-Даулой упоминается и в трактате Никифора (О сшибках. 192). 15. Раздел добычи между воинами был узаконен императорами исаврийской династии. Согласно своду " Эклога " , при разделе добычи шестую часть следовало отдать в казну, остальное - разделить между воинами. При этом полководец и командиры не участвовали в разделе: они довольствовались жалованьем (Эклога. XVIII; Прохирон. 40). О разделе добычи говорится в " Стратегике " Маврикия и в действовавшей в Х в. " Тактике Льва " (XX, 192; см. также: Дэн. 1948, 347). 16. Обычай триумфального шествия победителя в столицу (которую Лев обычно называет не Константинополем, а архаически Византием) с добычей и пленными сохранился в Византии почти во всех подробностях со времен Римской республики. Триумф входил в число актов придворного церемониала, его порядок описан в " Книге церемоний " Константина Багрянородного (607-615).

http://sedmitza.ru/lib/text/433416/

Соответственно задаче этого отделения состав его должен быть таков: 1) Председатель – Епархиальный Архиепископ, всегда лично присутствующий; 2) Пресвитер кафедрального храма и городские не менее 7, в числе их духовник, специальный для ставленников; 3) Примерно два письмоводителя, составляющие справки и хранящие документы, к этим делам относящиеся, Самое испытание должно носить не характер ученического испытания в катехизисе, чтении и пении, а в нравственной настроенности личности, претендующей на священный сан. Форма его есть простая дружеская беседа заседающих отцов с заседающим вместе с ним христианином, желающим быть пастырем. Задача беседы (неоднократной) должна состоять в том, чтобы вскрылась по возможности вся душа кандидата с её достоинствами, недостатками и характерными свойствами, чтобы тут же опытные отцы указывали и давали свои советы кандидату, какие стороны своей души он должен развивать по преимуществу в предлежащем ему деле. Нужно стараться по- —137— ставить дело испытания так, чтобы в нем было как можно меньше формальности и как можно больше искренности с обеих сторон. Оно должно вестись в строгой тайне. Никто сторонний здесь не должен присутствовать, даже письмоводитель. Такого же характера должно быть испытание и ставленников в диакона и псаломщика. Эти должности требуют также величайшего внимания. Теперь они – унижены до нельзя и искажены. Их нужно возвести до канонического достоинства: диаконы – сотрудники апостолов, а чтецы – глашатаи божественного и пророческого закона и учения. Вообще это отделение должно иметь тип древнего церковного пресвитерия, сената, короны церковной, к которой приобщается новый сочлен. В этом составе лиц совершается и рукоположение: в пресвитера – в полном составе, в диакона и чтеца – в меньшем. К этим же лицам ново рукоположенный беспрепятственно должен обращаться за советами – во время практического обучения церковной службе. б) Это же отделение должно заведовать вопросами религиозной совести, а именно здесь должно происходить увещание падших клириков, впадших в богохульство, колеблющихся в вере, супругов, обнаруживших склонность к разрыву своего союза, родителей и детей, нарушивших 5-ю заповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аристен . Имеющий быть рукоположенным во диакона, если предварительно засвидетельствовал епископу, что он не может пребывать безбрачным, может пребывать диаконом, если потом вступил в брак; а если умолчал и потом вступил в брак, должен быть отвержен. Это правило постановляет, чтобы тому, кто прежде рукоположения засвидетельствовал епископу, что не может пребывать в девстве, но желает вступить в брачное общение, не было возбраняемо вступать в брак и после рукоположения и оставаться опять в своем служении и чести. А кто умолчал и принял на себя в рукоположении обязательство оставаться безбрачным, если после сего сочетается законом брака с женою, должен престать от диаконства. Впрочем, настоящему правилу противоречит 6е правило 6го собора, потому что оно совершенно не дозволяет вступившему на степень иподиакона, или диакона, или пресвитера безбрачным, заключать для себя брачное сожительство после рукоположения; но предписывает извергать того, кто осмелился сделать это; и то правило имеет силу, а это упразднилось. Вальсамон . Не обращай внимания на это правило, в котором определяется, что диаконы после рукоположения сочетаваются с женами, потому что они при рукоположении засвидетельствовали, то есть сказали своим епископам, что им необходимо вступить в брак, и как бы получили дозволение. Ибо предъявили ли они об этом, или умолчали в то время, как были рукополагаемы, им не должно быть дозволено сочетаться с женою после рукоположения; потому что 6е правило Трулльского собора определяет извергать пресвитеров, диаконов и иподиаконов, заключающих браки после рукоположения; а что противно канонам, то не должно иметь места ни в силу епископского дозволения, ни от одного умолчания, как невозможное. Прочти также 3ю новеллу императора господина Льва Мудрого , в которой говорится, что хотя, на основании неписанного обычая, посвященные лица имели право брать законных жен и пределах 2х лет после рукоположения; но и это, как воспрещаемое правилами, не должно иметь действия. Славянская кормчая . Аще и сей собор по поставлении браку сочтатися диаконом повеле, но 6й Вселенский собор отнюдь быти тому возбрани.

http://azbyka.ru/pravo/ankirskij-sobor-1...

Первый не входит в мои планы, и я указал его (Оленина. – И. М.) посланнику, графу Поццо ди Борго, путь, на котором он должен искать разрешение министра, которое он несомненно получит. Но что касается Льва, то я Вас самого спрашиваю, справедливо ли лишать меня возможности первым выпустить его после того, как я обратил внимание публики на этого автора и на протяжении нескольких лет тратил на его обработку те немногие часы, которые оставляли мне дела по службе. Мои предварительные исследования, рукописи нашей Библиотеки, все мои шестилетние штудии дают мне в руки средство сделать такое издание полнее, чем это может быть где-то в другом месте. И как позорно было бы для меня, если бы я, публично пообещав ученой Европе стать первым издателем, не сдержал слова. Но почему бы Льву не быть напечатанным здесь? Я принимаю это предложение, так как оно, согласно сообщению г-на Штрандмана, содержится в Вашем письме и так как оно действительно для нас всех и выгодно, и почетно. За 3000 франков г. Эберхард (у него вышли Плутархи Кбраиса) выражает готовность выпустить 500 экземпляров (греческий текст с латинским переводом, словарем и предисловием). Из этих экземпляров 50 я бы зарезервировал себе, чтобы распределить их здесь; остальные г. Эберхард направил бы ближайшим и надежнейшим путем г-ну Оленину, г-ну Романцову (sic!) или же тому, кто покроет расходы на печатание. Таким образом, Лев мог бы появиться как предтеча и провозвестник моего большого тома, который затем, разработанный не спеша, последовал бы через год или два. Само собой разумеется, что в предисловии я бы помянул с благодарностью и прославлением Вас и того, кто бы поспособствовал изданию. Все это я написал и г. Оленину (письмо не сохранилось? – И. М.); поговорите с ним, ведь Вы наверняка знаете его». 2015 Публикуемые ниже письма Газе как раз и отражают весьма драматичную историю издания оригинального греческого текста «Истории» Льва Диакона. 2017 Значительная часть их содержит обильную информацию о ходе печатания; о движении корректур (акад.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Так как [успех] битвы склонялся то в пользу одного, то в пользу другого войска и непостоянство счастья переходило бесперечь с одной стороны на другую, Варда приказал трубить военный сбор и часто бить в тимпаны. По сему знаку поднялась спрятанная в засаде фаланга и устремилась на скифов с тыла охваченные страхом, они стали склоняться к бегству. Однако в то время, когда отступление еще только началось, какой-то знатный скиф, превосходивший прочих воинов большим ростом и блеском доспехов, двигаясь по пространству между двумя войсками, стал возбуждать в своих соратниках мужество. К нему подскакал Варда Склир и так ударил его по голове, что меч проник до пояса; шлем не мог защитить скифа, панцирь не выдержал силы руки и разящего действия меча. Тот свалился на землю, разрубленный надвое; ромеи приободрились и огласили воздух радостными криками. Скифы пришли в ужас от этого поразительного, сверхъестественного удара; они завопили, сломали свой строй и обратились в бегство. До позднего вечера ромеи преследовали их и беспощадно истребляли. Говорят, что в этой битве было убито пятьдесят пять ромеев, много было ранено и еще больше пало коней, а скифов погибло более двадцати тысяч Вот как закончилось это сражение между скифами и ромеями А император Иоанн торопил азиатские войска с переправой через Геллеспонт в Европу Он приказал им провести зиму в областях Фракии и Македонии, ежедневно упражняясь во владении оружием, чтобы не оказаться неспособными к предстоящим боям и не быть разбитыми неприятелем. [Он повелел им], чтобы они дожидались весны - когда же весна рассеет зимнее ненастье и лик земли окончательно прояснится, он сам прибудет к ним, ведя за собой войска свои, и со всеми силами обрушится на тавроскифов. КОММЕНТАРИИ: 1. Это место - единственное у Льва Диакона, где год от сотворения мира (969 г.) написан словами и указан верно. Вероятно, там, где даты указаны неверно, следует винить не Льва, а переписчика, спутавшего буквенные обозначения цифр (Карышковский. 1953, 40). Ср. также краткие хроники: Шрайнер. 1975, 158.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

24. Завоевание Крита арабами из Египта относится к 823-828 гг. С того времени остров стал базой для нападений на византийское побережье и острова (Христидис. 1984, 81-97). Первый неудачный поход с целью отвоевания Крита относится к 843 г. (Прод. Феоф. 203); дальнейшие попытки предпринимались Михаилом III и Василием I (Прод. Феоф. 291). В данном случае речь идет о походе Константина VII. Подготовка к нему подробно описана в " Книге церемоний " (664-678). О самом походе см.: Скилица. 236. Эту экспедицию датируют как 949, так и 956 г. (Рамбо. 1870, 429); слова Льва Диакона о том, что несчастье произошло " недавно " , свидетельствуют скорее в пользу второй даты. 25. В византийском флоте обычно употреблялся термин " дромон " . Но историки предпочитали в целях архаизации пользоваться древним словом " триера " (ср. Тактика Льва. XIX, 1). Дромон (дословно " бегун " ) представлял собою длинный весельный корабль (Арвейлер. 1966, 411). Для такого судна требовалось 230 человек команды, оно вмещало 60 воинов. Дромоны снабжались специальными сифонами для выбрасывания на вражеские корабли " греческого огня " . Этот состав из нефти, смолы и серы был впервые применен в 678 г. Секрет .его приготовления содержался в строжайшей тайне. 26. Пафлагония - византийская фема на севере Малой Азии со столицей в Гангре (Икономидис. 1972, 349). 27. Патрикий - придворный титул высшего ранга, введен Константином Великим. Этот титул давал право присутствовать на заседаниях синклита и занимать самые ответственные должности. Последние упоминания о патри-киях относятся к началу XII в. (Успенский. 1898, 131; Икономидис. 1972, 294-295). 28. Кубикулярий Константин Гонгила был фаворитом императрицы Зои, а впоследствии-и ее сына Константина VII (Гийян. 1967, 279-282). О нем как виновнике поражения см.: Скилица. 246. 29. При дворе Романа II было много противников опасной и дорогой экспедиции на Крит. Однако Иосиф Вринга, прекрасно подготовив флот, настоял на походе (Прод. Феоф. 474). 30. Термин " стратиг " Лев употребляет в двух значениях: правитель фемы и полководец вообще. В данном случае имеется в виду второй смысл. Стра-тиг-автократор - полководец, имевший право вести войну по своему усмотрению, т. е. верховный главнокомандующий (Арвейлер. 1960, 56, и ел.). В таком качестве слово " стратиг " перестало употребляться в конце Х в. (Гийян. 1967. 381).

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

1324 г. Синодальное определение 24 марта 1324 г. при патриархе Исаии по поводу дела чтеца Матфея Фалассена, женатого на обрученной другому и пожелавшего получить священство. Обручение жены не признано препятствием к хиротонии, но не принципиально, а потому, что невесте было 5 лет, а жениху 9 и они жили отдельно друг от друга 697 . 1335 г. Матфей Властарь в своей «Σνταγμα κατ οτοιχεον» γ, гл. 2, 4: О браках дозволенных и недозволенных: Святых Апостол 26 правило и 6-е VI собора и Карфагенского 16 (20 в книге правил) позволяют вступать в законный брак тем из причисленных к клиру, которые состоят пока в должности чтецов и певцов; после же производства в степень иподиакона, или диакона, или пресвитера, отнюдь не дозволяют им вступать в брак, ибо те из посвященных, кои уклоняются к браку, немедленно извергаются 698 . И 1-е (правило) соб. Неокесарийского лишает священства пресвитера, даже законно сочетавшегося с женою. (Далее приводится 13 пр. VI собора и почти буквально повествование Сократа о защите брака священнослужителей св. Пафнутием). А на 10-е (прав. соб. Анкирского), которое говорит, что по закону можно вступать в брак и после рукоположения с позволения своего епископа – не обращай совсем внимания. Закон. Ибо новелла царя Льва Мудрого говорит, что, хотя, на основании написанного обычая, посвященным лицам, можно было брать законных жен в пределах десяти лет 699 после рукоположения, – но сие, как воспрещенное церковными правилами (Ап. 26; VI всел. 6, 3), не должно иметь действия. (Далее приводится Нов. Юст. 123 гл. 14 по Номок. Фотия IX, 29: ср. Василики III, 1, 14 и из Прохирона Вас. Македонянина V, 1. при чем последние слова κα τς ξας ατς γυμνονται, очевидно, под влиянием 79 новеллы Льва, опускаются). γ, 4: о лицах посвященных, вступающих во второй брак 700 . (Приведя 17 ап. правило, он продолжает): ибо благодать Всесвятого Духа, в неизреченном и уму непостижимом таинстве божественного крещения омывши от всякой скверны крещенного и показавши причастным света, не препятствует ему впредь просветляться и чистым светом священства; после же божественной бани уже не остается жертвы за грехи, которая бы могла даровать и священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

е. 27 июля 989 г. По мнению бар. Розена, так как завоевание Херсонеса русскими было предсказано огненными столбами, явившимися 7 апреля, а комета, видимая 27 июля, была предвестницей уже другого бедствия, то и следует думать, что комета появилась после взятия Корсуни 121 . Г. Успенский находит такой вывод ученого ориенталиста совершенно законным 122 , однако в полной справедливости его и в правильности понимания слов Льва диакона нельзя не усомниться. Рассказ Льва нисколько не исключает возможности того предположения, что взятие Корсуни случилось позднее появления июльской кометы. Византийский историк хочет обозначить лишь только то, что каждое из указанных им необычайных небесных знамений было предвестником особого рода бедствий. И бар. Розен склонен допустить, что Лев «увлекается, так сказать, симметричностью, приурочивая к каждому знамению особое событие». Составляя свою историю уже после того, как бедствия, предзнаменованные явлениями, сбылись, историк мог разграничить их по своему пониманию, по каким-нибудь сходным признакам между предвестниками и событиями, вовсе не имея в виду точно обозначить этим конец одного события и начало другого. Можно с большой вероятностью догадываться, почему огненные столбы указывали на завоевание Херсонеса русскими. Это знамение (для суеверных признак войны) было видимо на северной части неба (на что Лев диакон обращает внимание), – естественно было прийти к мысли, что и бедствие должно было грозить Византии (и именно войной) тоже с севера, что и оправдалось в нашествии тавроскифов на Корсунь. Что касается кометы, то Лев с особенной тщательностью отмечает её неправильное движение, колеблющееся положение, частые перемещения с места на место, резкие и быстрые передвижения, словом, «страшное движение» кометы, наводившее на толпу ужас и побуждающее видеть в нем предвестие того колебания земли, которое, к несчастию, скоро оправдалось. И не один Лев диакон так именно понимал движение кометы 989 г. На нее, как на предвестницу землетрясения, смотрели многие из западных летописцев, напр., Ромуальд салернский, Лев остийский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

Таковы источники, из которых преходится почерпать сведения, дополняющие свидетельство Льва диакона; но за неимением лучших остается довольствоваться и ими. Рассмотрим, что же дают Пселл и компиляторы для решения интересующего нас вопроса. Мы уже знаем, что они не упоминают ни о крещении Владимира, ни о крещении Руси, а говорят лишь о таких фактах, которые находятся в самой близкой связи с этими событиями. Ближайшим поводом к этому и побудительной причиной является бунт Варды Фоки. Пселл рассказывает, что когда войска бунтовщика дошли до самой Пропонтиды и расположились лагерем на другой стороне моря, в виду Константинополя, «император Василий убедился в нерасположении к нему греков и так как незадолго пред тем к нему пришел от тавроскифов значительный военный отряд, то он, соединив их вместе и устроив другую наемную силу, выслал их против расположенной на другой стороне фаланги; явившись пред нею сверх ожидания, когда противники не были возбуждены к битве, но обратились к пьянству, они убили из них немалое число, а других рассеяли в разные стороны. Потом им пришлось выдержать крепкий бой и с самим Фокой» 128 . Нельзя сказать, чтобы приведенное свидетельство Пселла было вполне определенно. Не подлежит сомнению, что под тавроскифами у этого писателя (как и у Льва диакона) разумеются русские, но откуда и от кого прибыл значительный отряд их на помощь императорам, не сказано. Затем остается неясным, какую другую наемную силу и из кого собрал Василий Болгаробойца. У Пселла не обозначено точно, что за фаланга расположилась на другой стороне (пролива, в виду Константинополя), против которой (т. е. фаланги) был направлен отряд тавроскифов. Впрочем, хотя и не с особенной ясностью, Пселл дает понять, что этот вспомогательный отряд вместе с другими войсками императоров Василия и Константина принимал участие в двух битвах, хотя место сражений и не названо, – обстоятельство это, как увидим сейчас, далеко не лишено значения. Наконец, нельзя назвать точным сделанное Пселлом обозначение времени, когда прибыл военный отряд тавроскифов на помощь императорам. Выражение: «незадолго пред тем» не дает вполне определенного указания на это, хотя вопрос о времени прибытия военной помощи Василию и Константину имеет чрезвычайно важное значение для более правильного установления года крещения Руси. Впрочем, из слов Пселла с полной вероятностью можно выводить заключение, что военный отряд русских находился уже в Константинополе, когда войска бунтовщиков появились в окрестностях Пропонтиды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

31. Никифор Фока происходил из фемной знати, владевшей крупными земельными богатствами в Каппадокии. Род Фок возвысился в IX в., прославился победоносными полководцами в войнах против арабов (ТгурыЙ. 1976). Особенно знаменит был Никифор Старший (см.: Грегуар. 1953), приходившийся дедом герою Льва Диакона. 32. Уже к середине IX в. титул магистра стал чисто декоративным. Обладание им не обязательно сопровождалось ответственной должностью. Исчез в начале XII в. (Икономидис. 1972, 294). 33. С IX в. до 60-х годов Х в. доместиком схол называли главнокомандующего. Деление на доместиков Востока и Запада было принято при Романе II (Икономидис. 1972, 329). Востоком считалась Малая Азия, Западом - Балканы. 34. Наиболее правдоподобное число кораблей - 250 - названо в житии Афанасия Афонского (Маркопулос. 1985, 1064-1066). 35. Немецкий перевод " Истории " , выполненный Ф. Лоретте в 1960 г., во многих случаях грешит чрезмерной описательностью. Например, это место переведено так: " Он построил своеобразный мост, связавший корабли с берегом " (Лоретте. 14). В дальнейшем мы будем указывать на самые явные расхождения с этим переводом, и на те неточности, которые не отмечены в рецензии: Гляйксн&р. 1962. 36. Дата высадки на Крите Львом не указана. Согласно Яхъе Антиохийскому (84), это произошло 13 июля 960 г. Скорее всего, войско сошло на берег залива Альмирос (Панайотакис. 1960, 55). В житии Афанасия Афонского содержится интересная подробность о высадке Никифора на Крите; чтобы арабы не узнали о численности его войска, он несколько раз произвел высадку с одних и тех же кораблей (Лампсидис. 1976). 37. Выше Лев говорит о " фаланге " , здесь же употребляет слово " эниалий " . Между тем византийская армия уже давно не строилась фалангой. Что же касается боевого клича, то " эниалием " называлось возглашение в честь бога войны Ареса (ср. Ил. XVII, 211) - естественно, византийцы не могли взывать к этому богу. Подобные анахронизмы допустимо объяснить тем, что Лев Диакон изучал в школе античных авторов и в качестве упражнения написал эпопею о взятии Никифором Крита, которую потом и использовал в " Истории " . Школьные годы Льва как раз пришлись на правление Никифора, и естественно, что упражнения на тему о его подвигах были в обычае. (Пример прославления Никифора - и поэма Феодосия о взятии Крита.)

http://sedmitza.ru/lib/text/433413/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010