На великого Костянтина Розова закладений храм на честь його брата — священномученика Миколая 8 червня 2018 р. 20:42 7 июня 2018 года у разрушенного храма в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Жданово Пильнинского района Нижегородской области, расположенном на территории Лысковской епархии   Нижегородской митрополии , была совершена Божественная литургия. Богослужение было приурочено к 95-летию со дня кончины великого архидиакона Константина Розова, уроженца этого села. Литургию возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Димитрий ,  епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Нерчинский и Краснокаменский Аксий , секретарь Архиерейского совета Нижегородской митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковский епархии протоиерей Андрей Самсонов и другие клирики Нижегородской и Забайкальской митрополий. За богослужением молились Александр Розов — внук священномученика Николая Розова, брата архидиакона Константина Розова, а также представители православного молодежного клуба «Ташино» из города Первомайска и молодежного клуба в честь священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, из города Лукоянова. В храме присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Виктор Козлов. По окончании Литургии епископ Силуан поблагодарил митрополита Георгия за визит и совершенное богослужение, отметив, что нынешняя Литургия в Жданове — первая за много лет. Управляющий Лысковской епархией преподнес главе Нижегородской митрополии икону священномученика Николая Розова. Приветствуя собравшихся, митрополит Димитрий сказал: «Пусть мы разделены расстоянием в тысячи километров, но на самом деле мы значительно ближе, чем кажется. Преподобный Варлаам Чикойский, прославленный для общецерковного почитания в Соборе Сибирских святых, родился на нижегородской земле. Он получал благословение у преподобного Серафима Саровского. И в нашей епархии, как и на нижегородской земле, он почитается как светильник Церкви». Глава Забайкальской митрополии подарил епископу Силуану образ преподобного Серафима Саровского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5218014...

«Русское собрание» на торжествах в Лыскове С Марией Арсентьевной при ее жизни я очень дружил. Признаю прямо: была она мне старшей духовной сестрой. А потому всеми силами помогал ей в ее духовных, творческих и жизненных устремлениях. Как и она помогала мне. Не случайно Мария Сухорукова с первых дней вступила в ряды Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание», которое пришлось возглавить мне. Так же как помогал ей во всех ее начинаниях. Например, ежегодно 28 мая ездил с ее «командой» в Лысково на торжества памяти князя Грузинского, увлекся этой исторической личностью, писал о князе, а чуть позже по князю мы составили общую «команду», дело это стало и моей жизни. Что особо привлекло в личности Георгия Александровича Грузинского… То, что будучи Председателем Нижегородского дворянского губернского собрания, он сформировал в 1812 roдy II Huжeropoдckoe ополчение против наполеоновского нашествия, за личный счет обмундировал, оснастил очередное 10-тысячное нижегородское войско. И мало кто с той войны домой вернулся… Разумеется, не мог автор этих строк не приехать в Лысково 7 июня сего года. Это день рождения Марии Сухоруковой. В этот день, ее памяти,  мы открывали мемориальную доску Марии на здании Лысковской районной детской библиотеки . Библиотека носит имя Марии Сухоруковой. Было очень красиво, умно. В своем слове на открытии от чистого сердца поблагодарил районную администрацию, библиотечную сеть, всех энтузиастов, сподвижников, кто способствует памяти народной. В России сегодня это, увы, редкость. Или же восславляют «странных», а порой «ино-странных» героев и героинь, коих и вспоминать не хочется. И… фантастика! Ярко звучал концерт в Лысковской районной детской библиотеке имени Марии Сухоруковой. В какой-то момент вышел «на природу», перешел улицу и… читаю! Библиотека, правда, уже взрослая, но памяти Федора Сухова! Федор Сухов, титулованный русский поэт, классик нашей литературы, ветеран Великой Отечественной войны – он же муж Марии Сухоруковой!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/16/to...

«Позже с помощью братьев, он поступил в Дерптский университет, закончил его по медицинскому факультету и стал хирургом 15 , получив в Нижнем Новгороде и за его пределами большую известность... Алексей Михайлович женат не был, работал он преподавателем латинского и французского языков в Нижегородской духовной семинарии. Жил безвыездно в Нижнем... После революции Алексей Михайлович служил статистиком в одном из областных управлений, кажется в финансовом. Василий (1874–1934) окончил Лысковское духовное училище, после семинарии окончил офицерское училище, а после революции работал бухгалтером» 16 . Четыре дочери вышли замуж за священнослужителей, одна замужем не была. О. Михаил прожил длинную жизнь, полную праведных трудов, окончив ее благочинным во 2-м Балахнинском округе и настоятелем церкви в честь иконы Смоленской Божией Матери в селе Гордеевка, как когда-то и его отец (священник Андрей Боголюбов также был настоятелем этого храма). По словам знающих о. Михаила людей, «он был приветлив со всеми; наставления и убеждения его были обыкновенно растворяемы любовью и снисходительностью» 17 . Место захоронения его было у церкви, но, к сожалению, могила не сохранилась: в 1940-е годы, по словам жителей, в церковной ограде сажали картошку 18 . Учеба Как было принято в семье священнослужителей, Николай Михайлович начал свое богословское образование в Лысковском духовном училище, куда поступил в 1882 году. Лысковское духовное училище открыли 1 сентября 1849 года благодаря усилиям Преосвященного Иакова, епископа Нижегородского (ему принадлежала мысль об учреждении училища и первые заботы), а также князя Г. А. Грузинского, помогавшего материально, и протоиерея села Лыскова Василия Княгининского, приведшего в порядок здание училища. Само открытие духовного училища в Лыскове объяснялось удаленностью Княгининского, Макарьевского, Васильского и Сергачского уездов от Нижнего Новгорода и Арзамаса. Духовенству упомянутых уездов было сложно содержать детей в нижегородском или арзамасском училище, и Преосвященный Иаков «за нужное почел для отвращения сих затруднений открыть Духовное Приходское училище» 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Прибавление из VI тома Лукомский монастырь Мужской, бывший в Повете Оршанском. В 1715 году обращён в Униатский. Луховская Тихонова Николаевская пустынь См. Тихонова Луховская. Лухская Красногорская Булдырева пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе, и до Штатов 1764 года принадлежала к Синодальной области. См. Булдырево-Красногорская. Луховский мужской монастырь Упразднённый. Находился в Костромской Епархии на реке Лухе; основан Преп. Макарием Желтоводским в исходе XIV столетия построением церкви во имя Богоявления Господня 8 . Луховский девичий монастырь Упразднённый. Находился в Костромской Епархии в безуездном городе Лухе. До Штатов 1764 года принадлежал к Синодальной области. Луцкий Вознесенский Великоезерский монастырь См. Великоезерский Вознесенский Луцкий. Луцкий Троицкий Сергиев Великоезерский монастырь См. Великоезерский Троицкий Луцкий Сергиев. Лысковский Богородицкий Рождественский монастырь Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове близ реки Волги при устье речки Сундовики. Строения в нём были: 1) две ЦЕРКВИ каменные: а) соборная, во имя Рождества Божьей Матери и б) во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Алексия Митрополита; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) ОГРАДА. До Штатов 1764 года было за монастырём сим 196 душ крестьян; а по Штатам упразднён. Лысковский Казанский монастырь Нижегородской Епархии девичий, упразднённый. Находился в селе Лыскове. В нём церковь каменная, во имя Казанской Божьей Матери с двумя приделами: 1) во имя св. Иоанна Богослова; 3) свв. Захария и Елисаветы. Лысогорская Троицкая пустынь Мужская, упразднённая. Находилась в Воронежской Епархии в Коротояцком уезде, недалеко от города Коротояка на горе близ реки Дона и села Селявного. Название её произошло от гор, называющихся Лысыми; дальнейших же сведений о ней не отыскивается. Церковь сего монастыря обращена в приходскую села Селявного. Настоятельство было Строительское, а иногда Игуменское. Во время запустения и уничтожения Коротояцкого Вознесенского монастыря церковная ризница и мельница были приписаны к Лысогорской пустыне. Льгов монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Иванович Мошков (25.09.1885, с. Богородское Сергачского у. Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горький, ныне Н. Новгород), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Нижегородских святых), диак. Из семьи сельского сапожника. Окончил сельскую школу. После 1917 г. служил псаломщиком в храме с. Исады, ныне Лысковского р-на Нижегородской обл. 15 сент. 1937 г. арестован по обвинению в «антисоветской деятельности». Проходил по одному делу со священномучениками свящ. Алексием Молчановым и диак. Вениамином Владимирским , с мц. Елисаветой Сидоровой и большой группой духовенства сел Лысковского р-на. Заключен в тюрьму г. Горького. Виновным себя не признал. 11 нояб. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Горьковской обл. в числе 21 обвиняемого приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище г. Горького. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГА Нижегородской обл. Ф. 2209. Оп. 3. Д. 6496. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 189. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Николаевич Беляков (1890– 1937), сщмч. (пам. 21 сент., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Ильинский (1899–1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Нижегородской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Ипатов († 1918), диак., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Крылов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Михайлович Курмышский (1879– 1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Васильевич Введенский (1903 - 1937), диак., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/469141.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ (Нач. XVII в., с. Лопатищи (ныне Кстовского р-на Нижегородской обл.), по др. данным, с. Колычево (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.) Закудемского стана Нижегородского у.- вскоре после 1654), еп. Коломенский и Каширский (17 окт. 1652 - апр. 1654), был единственным архиереем, открыто выступившим против богослужебной реформы патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) . Биография Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в. Павел, еп. Коломенский и Каширский. Фреска из домашней моленной Д. В. Сироткина в Н. Новгороде. Нач. XX в. Отцом П. был свящ. Иоанн. В 20-х гг. XVII в. семья П. переехала в приселок Лыскова Кириково (ныне Лысковского р-на Нижегородской обл.). В Лыскове служил свящ. Анания, дом к-рого стал одним из центров формировавшегося движения боголюбцев (см. Ревнителей благочестия кружок ). Младший сын свящ. Анании Иван (см. Иларион , свт., митр. Суздальский и Юрьевский) был женат на сестре П. Ксении (скончалась через 1,5 года после свадьбы). К Анании приходили за духовным наставлением буд. протопопы Иоанн Неронов и Аввакум Петров, Никита Минов (впосл. патриарх Никон), живший послушником в Макариевом Желтоводском во имя Святой Троицы монастыре , к-рый находится на противоположном от Лыскова берегу Волги. Позднее боголюбцы получили значительное влияние при дворе царя Алексея Михайловича . В юности П. посещал Макариев Желтоводский мон-рь, поступил в братию обители (дата пострига неизв.), был рукоположен во иерея, в 1636-1640 гг. являлся казначеем мон-ря. В 1651 г. патриарх Иосиф поставил П. игуменом Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Назначение произошло по рекомендации духовника царя прот. Стефана Вонифатьева или благодаря поддержке Никона, ставшего Новгородским митрополитом. О деятельности П. в Пафнутиевом мон-ре сведений мало. В лит-ре упоминается грамота за подписью П. о размежевании «усадебных мест» для горожан и для крестьян, принадлежавших Покровскому Высокому мон-рю, к-рый находился под упр. Боровского мон-ря ( Леонид (Кавелин), архим. Историко-археол. и стат. описание Боровского Пафнутьева мон-ря. Калуга, 1894. С. 125). После смерти патриарха Иосифа П. поддержал выдвижение на Патриаршество митр. Никона, был одним из 12 кандидатов на Патриарший престол, участвовал в интронизации Никона.

http://pravenc.ru/text/2578463.html

Церкви ослабли. 14-21 мая 1794 г. в Радомысле под рук. митр. Феодосия Ростоцкого прошел собор, на к-ром обсуждались новые условия существования униат. Церкви. Не позднее осени 1794 г., вероятно, из-за массового перехода униат. храмов Киевщины в Православие Ростоцкий уехал из Радомысля и поселился в Вильно. Вильно был центром Виленского официалата с митрополичьей консисторией во главе с митрополичьим наместником (в 1795-1798 наместником являлся Иоанн Гачевский, настоятель кафедрального Успенского собора). Кроме Вильно Ростоцкий служил в Минске и Новогрудке, где также имелись митрополичьи кафедральные соборы. На белорусско-литов. землях уния был гораздо глубже укоренена, чем на Киевщине и Брацлавщине. Это особенно видно по состоянию монашеской жизни. К 1793 г. униат. Церковь имела не менее 44 обителей в Новогрудском, Минском, Виленском и Трокском (в 1793-1795 Гродненском) воеводствах. В Виленском воеводстве действовали униат. мон-ри: виленский Троицкий, Трокский, Поставский, Глушновский, Березвечский, Сутковский, Борунский, Касутский, Красноборский, Браславский, Крожский, Гельяновский или Козачизненский; на Гродненщине (бывш. Брестское воеводство): гродненский Богородичный, Коложский, Дрогичинский, Супрасльский, в мест. Игумен (ныне Червень Минской обл.), Ятвеский, Рожанский, Кузницкий; в Новогрудском воеводстве: Новоградский, Лавришевский, Жировицкий, Бытенский, Фуровицкий, Даревский, Вольненский, Мирский, Циперский, Лысковский, Новодворский; в Минском воеводстве: минский Свято-Духов, Полонковский, Суховицкий, Логойский, Ляданский, Казимировский, Новосверженский, Раковский, Рогачёвский, Брагинский, Селецкий, Любавичский, Толочинский. Всего 7 униат. мон-рей действовали в Киевском воеводстве (Любарский, Овручский, Тригорский, Белиловский, Каневский, Маньковский, Лысянский), 3 - в Брацлавском воеводстве (Уманский, Грановский, Шаргородский) и 3 мон-ря имелось в Подольском воеводстве (Барский, Малиевецкий, Каменец-Подольский). В 1772 г. к К. е. присоединились 3 мон-ря в Полоцком воеводстве, до 1-го раздела Польши входившие в Полоцкую епархию, оставшиеся в Речи Посполитой после включения большей части Полоцкого воеводства в состав России: Добригорский, Ушачский и Белоцерковский-Черейский.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

В Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре молитвенно отметили день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2022 г. 20:39 15 января 2022 года, в субботу пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил Божественную литургию в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря , где пребывают мощи святого. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн , митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф , митрополит Роменский и Бурынский Иосиф , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Канашский и Янтиковский Стефан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Нижегородского епархиального управления протоиерей Сергий Матвеев, клирики нескольких епархий Русской Православной Церкви. В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Игорь Мещан , настоятельница Дивеевского монастыря игумения Сергия (Конкова) с сестрами обители, настоятельница Крестовоздвиженского женского монастыря города Нижнего Новгорода игумения Филарета (Гажу), настоятельница Покровского женского монастыря села Лукино Нижегородской области игумения Гавриила (Суханова), настоятельница Спасского женского монастыря города Ульяновска игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Николаевского женского монастыря города Арзамаса игумения Филарета (Шевченко), настоятельница Дальне-Давыдовского женского монастыря село Давыдово Нижегородской области игумения Руфина (Тарасенко), настоятельница Николаевского Георгиевского женского монастыря села Абабково Нижегородской области игумения Никона (Желякова), исполняющая обязанности настоятельницы Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря села Макарьево Нижегородской области монахиня Нина (Антонова).

http://patriarchia.ru/db/text/5887859.ht...

Пред. XXII–XXV). 2) Сутковский, в с. Суткове, ошмянского уезда, осн. в 1731 г. ошмянским мостовничим Владиславом Марковским. Впоследствии был приписан к Боруискому, а затем упразднен. (Там же, стр. XXVII) 3) Березвецкий, в м. Берсониче, дисненского уезда, осн. в I-й половине XVII стол. При нем была школа и с 1779 г. новициат. 4) Вержбиловский, осн. в конце XVIII века в имениях Березвецкого монастыря. 5) Глушнянский, в с. Глушнове, лидского уезда. 6) Бытенский, в м. Бытен, слонимского уезда, в 20 верстах от Жировиц, один из древнейших и знатнейших униатских монастырей, основан слонимским маршалком, Григорием Тризной, и его женой из фамилии Сапег. При монастыре находился орденский новициат. По воссоединении униатов упразднен. 7) Рожанский, в м. Рожана, слонимского уезда, на берегу озера Зельвянки. – Упразднен, а церковь обращена в приходскую. 8) Тороканский, в м. Тороканах, кобринского уезда, устроен в начале XVIII века базилианским протоархимандритом Львом Кишкой в честь Иосафата Кунцевича. (Арх. сборн. VI, 142. Акт. Вилен. Арх. ком. XI, 5, 73 и 135). В 1831 г. обращен в православный, а в 1874 г. упразднен. 9) Новоселецкий, в м. Новоселки, кобринского уезда, деревянный. 10) Антопольский, в м. Антополе, в 29 верстах от Кобрина, деревянный. Упразднен в 1828 г. 11) Ятвежский, в с. Ятвегах, волкониского уезда, осн. в 1711 г. стольником волковыским Тризной. (Акт. Вил. Арх. Ком. XI, 121). 12) Лысковский, в м. Лыскове, волкониского уезда, осн. в 1628 г. – Упразднен в 1834 г. 13) Хомский, близь м. Хомска, на берегу р. Яселды, деревянный. 14) Черленский, в м. Черленах, гродненского уезда, деревянный. Упразднен в 1835 г. 15) Дрогичинский Николаевский, осн. в XVII ст. при отнятой у православных Николаевской церкви. Упразднен в 1828 г. 16) Крожский, в росеиенском. уезде. 17) Гелиановский, названный так по имени основателей Елены и Яна Бутлеров, или Казачинзненский, в с. Козачизне ново-александровского уезда, осн. в 1745 г. Упразднен в 1845 г. II. В Курляндии : 18) Иллукштский монастырь, основан в начале XVIII или в конце XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Также в ходе заседания обсуждалась новая редакция Положения о митрополиях Русской Православной Церкви и прочие текущие вопросы церковной жизни. Митрополит Меркурий выступил с сообщением о согласии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в ответ на совместное приглашение губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева и главы Донской митрополии совершить осенью 2019 года Первосвятительский визит на Донскую землю. В тот же день, 8 ноября, в Центральном дворце культуры железнодорожников в Нижнем Новгороде под председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия состоялось собрание клира Нижегородской митрополии . В президиуме собрания присутствовали епископ Городецкий и Ветлужский Августин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия . В собрании приняли участие благочинные округов, руководители епархиальных отделов, настоятели и клирики приходов, игумены мужских монастырей, настоятельницы женских монастырей и архиерейских подворий митрополии. Перед началом заседания митрополит Георгий совершил молебен об умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы. «Будем молиться о том, чтобы Господь помог нам преодолеть раскол и чтобы Русская Православная Церковь укрепилась в вере, праведности, благочестии и никакие злые силы не могли поколебать нашего единства во Христе», — сказал митрополит Георгий. В своем обращении к участникам собрания митрополит Георгий озвучил решение Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 октября о признании невозможным дальнейшее пребывание в евхаристическом общении с Константинопольским Патриархатом ввиду продолжающихся антиканонических действий с его стороны, принятое Заявление Священного Синода по данному вопросу, а также постановления Архиерейского совета Нижегородской митрополии от 4 ноября. В ходе заседания были заслушаны доклады и выступления архиереев и клириков митрополии относительно антиканонических действий Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5299584.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010