Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Субъект РФ в составе Приволжского федерального окр. Территория - 76,6 тыс. кв. км. Адм. центр - Н. Новгород. Расположена в центре европ. части России; граничит с Рязанской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Кировской областями, Республиками Марий Эл, Чувашия и Мордовия. Население - 3,2477 млн чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 95,1%, татары - 1,4, мордва - 0,6, украинцы - 0,5, чуваши - 0,3, марийцы - 0,2, представители др. национальностей - 1,9%. Н. о. включает 14 городских округов и 38 муниципальных районов, 13 городов областного значения и 15 городов районного значения, 51 рабочий и 1 курортный поселки. История Древнейшие памятники человеческой деятельности, предположительно относящиеся к палеолиту, обнаружены в зап. части Н. о. Освоение Нижегородского Поволжья, Н. Поочья и Балахнинской низины достоверно прослеживается с мезолита: во 2-й пол. VII - кон. VI тыс. до Р. Х. появились стоянки и небольшие поселения позднего периода бутовской культуры. Нек-рые из памятников имеют особенности, сближающие их с мезолитическими традициями Ср. Поволжья. В раннем неолите в регионе распространилась верхневолжская культура. На стоянке Велетьминская 2 (Навашинский р-н) обнаружена керамика, аналоги которой представлены среди находок волго-камской культуры, среднедонской и др. неолитических культур. На поселениях Нов. Щербинино 5 и Ст. Щербинино 15 (Павловский р-н) найдена керамика «щербининского» типа, близкая как к раннему и среднему периодам верхневолжской культуры, так и к памятникам Ср. Поволжья и Прикамья. К среднему неолиту относится балахнинская культура (согласно новейшим исследованиям, рубеж V и IV - нач. III тыс. до Р. Х.), названная так по стоянке на территории г. Балахны, изучавшейся с 1903 г. В Лысковском р-не обнаружен самый зап. памятник волго-камской культуры - стоянка Чёрная Маза 5. Поздний неолит и начало эпохи раннего металла представлены волосовской культурой, названной по древнему поселению близ дер. Волосово (Навашинский р-н), исследовавшемуся с 1877 г. гр. А. С. Уваровым и др.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

— Со взрослыми осужденными работать легче, чем с подростками? — Во многом легче. Но не зависимо от возраста осужденных, работа с ними не терпит фальши. Один раз сфальшивишь, и вернуть доверие будет уже невозможно. Тюрьма — серьезное испытание, и вероятно поэтому, у людей оказавшихся здесь чутье становиться острее. А если сравнивать работу в различных колониях, то многое зависит от человеческого фактора. Интересный пример ИК-16 в поселке Просек Лысковского района. Окормляет колонию настоящий подвижник, иерей Владимир Антипин. Благодаря ему, члены православной общины этой колонии не ограничиваются посещением молельной комнаты, а проповедуют в своих отрядах, то есть формируют миссионерское движение внутри колонии. Еще один интересный пример — ИК-1 в поселке Сухобезводное. Там, старостой православной общины был человек, который до того как попал на зону, подвизался трудником в Дивеевском монастыре. Он наладил связь с сестрами обители, которые помогали и поддерживали не только его, но и всю общину. Этот человек сам горел верой и от него многие загорелись. Сейчас он уже освободился, стал послушником во Флорищевой пустыни и продолжает связь с общиной колонии. Кроме того, очень важно взаимопонимание с администрацией колонии. Если оно есть, то сделать там священнику удается немало. — Тюремное служение распространяется на сотрудников исправительной системы или оно затрагивает только осужденных? — Окормление сотрудников исправительной системы –значимая часть нашей работы. Им порой требуется еще большая помощь, чем заключенным, поскольку работа в колонии оказывает сильное негативное влияние на психику человека. Но вот что удивительно, мне встречалось очень мало озлобившихся и сломленных системой людей. Многие сохраняют способность к состраданию, и  даже незначительная духовная поддержка оказывается существенной. А если в колонии работают верующие люди, то и атмосфера там иная. В конце 2006 года в поселке Пруды был освящен храм, построенный специально для сотрудников исправительной системы. Но к сожалению, мы пока не можем похвастаться большим количеством прихожан, хотя и продолжаем работать над этим.

http://pravoslavie.ru/36357.html

Мария Сухорукова и говорит, и делает! По её инициативе Центральная библиотека в Лыскове, на родине Фёдора Сухова, как было сказано, с 2002 г. носит его поэта. Весной 2012 г. на 90-летие со дня его рождения вдова опять же в Лыскове организовала и провела многочасовой вечер памяти, в котором автор этих строк принял участие: звучали воспоминания о поэте, стихи, песни, демонстрировались кадры из документальных фильмов - просторный зал местного ДК был полон. На том вечере и представила «Горький мёд», изданный при финансовой поддержке Лысковской администрации. «Горький мёд», безусловно, - это существенный вклад, если не прорыв в деле изучения творчества Фёдора Сухова, его мировоззрения, личностных качеств, побудительных мотивов, предопределивших как само творчество, так и поступки, порой неординарные, и не менее неординарные виражи, хитросплетения судьбы поэта! пресловутую «религиозность» Фёдора Сухова, за которую в 1972 г. он «получил взбучку» от волгоградских партейцев, был вынужден уехать в Н.Новгород (тогдашний Горький). « Я покидаю двадцать лет//Не очень-то веселой жизни...» - прощался поэт с Волгоградом... Откуда, спрашивается, «религиозность» в нём, члене компартии, в ряды которой вступил, между прочим, на фронтах Великой Отечественной войны? Из рядов КПСС, впрочем, в 1986 г поэт демонстративно вышел, написав в ЦК «изобличающее» письмо. Вышел отнюдь не по идеологическим соображениям. Друзья пытались «убедить его не делать этого. Доводы приводили разные, в том числе самый прозаический - не будут печатать. На что Федор Григорьевич ответил примерно так: «Я на фронте в 1943 году вступал в совершенно другую партию. Сейчас верх в ней взяли не те люди»...» (газета «Земля Нижегородская» от 9 марта 2012 г.). Фрондёр был, задира? Уж это точно! Поэт А.Корнеев, знавший Фёдора Сухова по литинституту и Волгограду, описывает, например, случай. На очередном «разборе полётов» в райкоме партии одна молодая активистка нервически удивилась: мол, Сухов так много пьёт, а у него дети (от первого брака) - чем же он их кормит?! «Милая девушка, - ласково отвечал поэт. - Вы же сами говорите, что пью много. Тогда здесь же и ответ: остается так много бутылок, что сдаю их, на то и кормлю. Хватает» (Ивница: хроника. Ч. I/Фёдор Сухов. - Волгоград: Издатель, 2008). Будто сжигал поэт за собой все мосты... Но зачем Федор Григорьевич так-то?!

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/29/...

Выглядело это анекдотично, однако ни вдохновения, ни здоровья не прибавляло: «Засидевшись в Красном Осёлке на долгое время, целыми ночами не вставая из-за письменного стола, обложенный томами книг, Фёдор иногда выезжал в Лысково/.../. И не мог пройти мимо третьей столовой. Там рекою лилось знаменитое лысковское пиво. Фёдор любил угощать пивом рыбаков, трактористов и даже вышедших из мест не столь отдалённых. Перед такими людьми за кружкой пива он раскрывал всю свою душу, всё своё наболевшее молчание. И они исповедывались поэту, раскрывали перед ним свои души. Обличение несправедливостей превращалось в жаркую полемику. Тут как тут, как из-под земли, появлялась милиция. Поэта уводили в отделение и сводили с ним счёты и не отпускали до тех пор, пока он не заплатит штраф». Между тем, с годами много себе «позволить» Федор Григорьевич уже не мог: «у него после перенесённой тяжёлой операции на желудке случались приступы. Лицо Фёдора неожиданно бледнело и покрывалось холодным потом. В это время ему надо было пожевать белого хлеба, чтобы заставить работать желудок. Фёдор падал, не мог идти, не было сил». И вот как-то летом, в жару, будучи в Лыскове, зашел в эту злосчастную столовую глотнуть пива, чуток самый... Случился приступ. Из заявления Ф.Г.Сухова в районную прокуратуру: «18 июля 1984 года я попал в вытрезвитель при Лысковском отделении милиции. Попал потому, что после тяжёлой операции со мной случаются припадки, такой припадок случился как раз перед зданием милиции. Я попросил подошедшего работника отделения, чтобы меня отвезли в больницу, но вместо больницы меня препроводили в упомянутый вытрезвитель. Повод какой-то был: я выпил пива. Между прочим, в городе Лыскове, кроме пива, нечем утолить жажду приезжему человеку, в столовых даже нет чая, нет ни одного киоска с газированной водой. Но суть моего заявления не в этом. Меня удивил начальник вытрезвителя/.../. Я прожил на свете 62 года, кое-что повидал/.../. Но я никогда не думал, что в органах милиции работают самые настоящие хулиганы/... /. Он не произнёс ни одного слова без мата, я уже не говорю об оскорблениях, которые услышал от человека, который должен стоять на страже общественного порядка. Оскорбления и мат сыпались при моём малолетнем сыне Арсентии...».

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/29/...

Севастопольского, вик. Таврической епархии; уклонился в обновленчество; в 1924 г. через покаяние принят в сущем сане; с 1924 г. еп. Керченский, временно управ. Таврической епархией; с 20.03.1928 еп. Рыльский; с 08.07.1930 еп. Кустанайский; с 06.01.1931 еп. Сухиничский, вик. Калужской епархии; с 25.09.1931 еп. Златоустовский, вик. Свердловской епархии; с 23.10.1932 еп. Каменский, вик. Донской епархии, временно управ. Донской епархией; с 16.02.1933 управ. Бакинской епархией; с 11.08.1933 еп. Елабужский; с 15.03.1934 еп. Кустанайский; с 30.10.1935 еп. Актюбинский; с сент. 1936 г. еп. Петропавловский; с 16.10.1936 еп. Могилевский; с 3.09.1937 епархией не управ. Александр (Соколов) в 1921 хирот. в еп. Старорусского, вик. Новгородской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе. Александр (Тимофеев) 14.10.1982 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии; с 9.09.1986 в сане архиепископа; с 12.08.1992 на покое; с 26.02.1994 архиеп. Майкопский и Армавирский; с 18.07.1995 архиеп. Саратовский и Вольский. Александр (Толстопятов) 21.08.1933 хирот. во еп. Алмаатинского; с 17.07.1936 на покое; с сентября 1943 еп. Молотовский и Соликамский; с 22.02.1945 в сане архиепископа; † 23.09.1945. Александр (Торопов) 21.09.1932 хирот. во еп. Кинешемского, вик. Костромской епархии; с 26.08.1935 еп. Юрьево-Польский, но на кафедре не был; с 24.09.1935 еп. Липецкий, вик. Орловской епархии; с 13.11.1935 по 23.01.1936 управ. Воронежской епархией; с 20.02.1936 еп. Рыбинский; с 20.12.1936 в заключении; расстрелян 9.10.1937. Александр (Трапицын) с 29.05.1912 еп. Вологодский и Тотемский, управ. епархией до 1921 г.; с 1928 г. архиеп. Самарский (Куйбышевский); с 1933 г. епархией не управ.; 5.02.1935–3.07.1935 еп. Пугачевский; расстрелян 14.01.1938. Александр (Чекановский) в 1921 г. хирот. во еп. Бердичевского, вик. Киевской епархии; с 1922 г. в обновленческом расколе; † 1939 г. без покаяния. Александр (Щукин) 23.08.1923 хирот. во еп. Лысковского, вик. Нижегородской епархии; с 31.12.1931 еп. Болховский, вик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Подписано позднее. Иван Николаевич Суворов (22.06.1860-13.10.1926) – краевед, историограф-архивист, сын Н.И. Суворова. Окончил Вологодскую губернскую гимназию (1878), Историко-филологический факультет Санкт-Петербургского Императорского университета (1882). С 14.03.1883 до 07.02.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии. С 26.05.1896 до 1917 г. редактор Вологодских епархиальных ведомостей. После революции работал в Главном управлении архивным делом по Вологодской губернии (1919), в Вологодском губернском архивном фонде (1920-1921), преподавал в Вологодском практическом институте народного образования (1921-1923). См. Историческая справка к личному архивному фонду И.Н. Суворова//ГАВО. Ф. 883; ЦВ. 1915. 9. С. 73. Иван Дмитриевич Остроумов (ок. 1881 г.р.) – сын священника Введенской Вохомской церкви Дмитрия Иоанновича Остроумова. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1900), Санкт-Петербургскую духовную академию (1904). С 09.12.04 учитель географии и арифметики в Екатеринодарском духовном училище, с 30.06.1906 преподаватель латинского языка Нижегородской семинарии, с 03.11.1907 помощник смотрителя Лысковского духовного училища, с 1912 г. преподаватель истории и географии Вологодского учительского института, с 04.03.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии, преподаватель истории и географии учительского института. С сентября 1918 г. во всяком случае до 1922 г. заведовал библиотекой Вологодского института народного образования. См. Д.А. Зубова. Библиотека вуза: от Учительского института до Вологодского института народного образования (1912 – 1923 гг.)//«Наследие предков – молодым» ; ЦВ. 1905. 1. С. 18; ЦВ. 1906. 32. С. 373; ЦВ. 1907. 49. С.421; ЦВ. 1915. 14. С. 122. Александр Михайлович Денницын (16.10.1877 г.р.) – сын псаломщика с. Пурех Нижегородской губернии. окончил Нижегородскую духовную семинарию (1898), Киевскую духовную академию (1902). По окончании академии преподаватель Закона Божия и церковной археологии в Холуйской учебно-иконописной мастерской. С 11.02.1915 преподаватель гражданской истории Вологодской семинарии. См. Биографический словарь выпускников Киевской духовной академии: 1819-1920-е гг. Т. 1. Киев, 2019. С. 439; ЦВ. 1915. 9. С. 73.

http://bogoslov.ru/article/6177319

Так они и прожили до 1980 года; это был один из последних годов «развитого социализма». Жизнь шла спокойно и размеренно; устои ее были понятными и казались непоколебимыми. Я учился в то время в институте на пятом курсе и был, понятное дело, убежденным атеистом. Шла размеренная жизнь, и вдруг дядя Саня стал …священником И вдруг известие, которого никто, в том числе мои родители, не ожидал: дядя Саня (как мы его звали) стал …священником. Повторю, это были годы разнузданного воинствующего атеизма, возведенного в ранг государственной идеологии. И, на наш взгляд, решиться на это мог только не совсем нормальный человек. Мой отец, работавший тогда председателем колхоза, так и выразился тогда: «Сапоги всмятку». Чей кот и куда пошел? Больше всего мы удивились тому, что дядя Саня, став священником, бросил пить и курить. За те годы, которые я его знал (с самого детства), он иногда не только крепко выпивал, но и дымил как паровоз свой любимый «Беломор». Я сам курил много лет и по себе знаю, как тяжело бросить. Понятно, что главными инициаторами рукоположения дяди Сани в священники были его жена Галина и теща Параскева Дмитриевна. Первым местом службы отца Александра был храм в селе Вознесенском, под Арзамасом. Затем местом службы отца Александра было определено село Разнежье Лысковского района Нижегородской области. Это было настоящее захолустье: село находилось на той стороне Волги и добираться туда зимой приходилось по льду Волги, а летом вообще никак. Несколько долгих лет прожили отец Александр и матушка Галина в Разнежье и свою жизнь хвалили: места там были красивейшие, грибные и ягодные. Преображенский храм. Село Подолец      В середине 1980-х отца Александра перевели поближе к дому — в село Подолец, которое находилось напротив Сормова, но опять же по ту сторону Волги. В селе было всего несколько домов, но чудом уцелела за годы богоборческой власти небольшая церквушка. В ней и служил отец Александр, а матушка помогала ему чем могла. Деревушка эта оживала только в летнее время, когда съезжались дачники, зимой же в ней жило всего несколько старушек пенсионерок.

http://pravoslavie.ru/86917.html

Сообщаем дорогим читателям, коллегам, соратникам! Инициатива Нижегородского отделения «Русского Собрания» Лысковским депутатским корпусом, местной администрацией всецело поддержана. В декабре 2022 года на своем заседании депутаты приняли специальное Положение об учреждении памятных дат, связанных с историческими личностями земли Лысковской. Недавно, 21 февраля сего года, депутаты единогласно проголосовали за установление в Лысковском районе официального Дня памяти князя Георгия Александровича Грузинского. Следовательно, будет бюджетное финансирование, память о князе-герое станут почитать ежегодно и по всему району. Однако, на наш взгляд, событие выходит далеко за рамки отдельно взятого Лысковского района и даже всей Нижегородской области. Это – пример всем, как мы должны поступать с именами истинных наших героев, чтить память о них! Завьялов Андрей Иванович, заместитель Председателя Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ученые мира держатся за голову после этих данных с телескопа Московский школьник принудил целовать детей свастику: детали Мощный природный катаклизм произошел на границе трех стран Девушка отомстила визитерам театра, встретив их в гробу Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/28/oc...

8 Серебряков Ф. Ф. Философское образование и философская мысль в Казанском университете: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. унт, 2008. 146 с. Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю., Костригин А. А. Вениамин Алексеевич Снегирев: психолог и богослов//Ярославский педагогический вестник. 2015. 3. С. 138–150. Стоюхина Н.Ю., Костригин А. А. Отечественные психологи конца XIX – начала XX вв. о снах и сновидениях//Психология и Психотехника. 2015. 1. C. 63–69. 9 Стоюхина Н. Ю. Изучение истории психологии как компонент развития гражданской идентичности студенчества//Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием)/Под науч. ред. М. В. Новикова. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. С. 227–238. 10 Манчестер Л. Поповичи в миру: духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М.: НЛО. С. 31. 13 Стоюхина Н. Ю. Из истории становления психологии в Нижнем Новгороде//PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2015. 3–4. С. 122–138. Стоюхина Н. Ю. Проблемы изучения истории «провинциальной психологии»//Мир науки, культуры, образования. 2013. 1 (38). С. 152–157. 15 Одной из «обрусительных» операций министра народного просвещения И. Д. Делянова было изменение исповедн-национального состава студентов в Дерптском университете, для чего были установлены льготы для зачисления молодежи из России, в основном выпускников православно-духовных семинарий. Об этом см.: Иванов А. Е. Российские императорские университеты под управлением Министерства народного просвещения (1880е годы – начало ХХ века). С. 38. 17 Аргентов В. М. А. Боголюбов. Некролог//Нижегородские епархиальные ведомости. 1900. 7. С. 243–245. 19 Историческая записка о Лысковском духовном училище 1849–1899 гг. Н. Новгород: Типолитография Нижегородского товва печат. дела «Н. И. Волков и К», 1899. С. 2. 23 Дегтева О. В. Протоиерей Геннадий Годнев/Нижегородская духовная семинария. Вехи истории. Н. Новгород: Издат. отдел Нижегородской епархии при Вознесенском Печерском монастыре, 2010. С. 290–295.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Bogoly...

Посему неудивительно, что еще в XVII веке в поморских пределах мы встречаем расколоучителей из какого-либо казанского города, напр. из Свияжска, и наоборот, в Нижнем-Новгороде и в Казани видим расколоучителей поморских или выходцев соловецких. На юге, и во первых, в пределах ниже-городских, кажется, еще более было географических удобств для укрывательства расколоучителей и распространения раскола. Здесь, особенно в Заволжьи, в то время тянулись огромные, непроходимые леса. В обширных лесистых пространствах Заволжья, еще и ныне простирающихся верст на 150 в длину и верст на 100 в ширину, есть, как говорят, такие места, куда чрез трясины и болота еще никто никогда не пробирался. Здесь простирались глухие никем не посещаемые леса салавирские (в ардатов. и горбатов. уездах), отрасль знаменитых муромских лесов, леса поломские (в Семенов. уезде), лысковские (в том же), керясенские (в макарьев. уезде), каменские (там же), дорогучинские и ветлужские (на границах макарьев. и Васильев. уездов), гнилицкие (балахнянск. уезда) и другие. В этих лесах раскольники и нашли себе притон и доселе еще гнездятся. По раскольническим преданиям, в царствование Алексея Михайловича прибыл в керженские леса соловецкий выходец монах Арсений и основал здесь на болотистом глухом месте скит шарпанский: от этого скита произошло множество новых скитов в заволжских лесах, в глухих, непроходимых лесах керженских, чернораменских, салавирских, поломских, лысковских и других. Из этих лесов расколоучители пробирались в близ лежащие села и множество народа увлекали в свои лесные обиталища: к ним туда укрывались всякого рода беглые, толпами стекавшиеся со всех концов: келлии находились «в великих болотах и топях, где и пешем ходить с нуждою: оттого сыскать никак невозможно было». 372 Раскольнические сказания о невидимых монастырях, населенных пустынниками, здесь оправдываются действительностью. Приливу и умножению раскольников в нижегородской области, а также успеху проповеди расколоучителей много способствовали еще макарьевская ярмарка и географическое положение нижегородского края, находящаяся на перепутьи из внутренней России в восточные края и в Сибирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010