Обыкновенным местопребыванием правителя была Кесария Палестинская по временам, особенно в праздники, он переселялся в Иерусалии, где занимал великолепный дворец Ирода, который, так как тан было судилищ (Иоан. XIX:13), назывался также преториею. Во время его управления совершились величайшие событие веры. При нем явился на проповедь Иоанн Креститель; при нем Сан Господь вступил в Свое служение спасению человеков и проходил его до самой Своей смерти; при нем Господь распят был и пострадал и умер на кресте и потом воскрес из мертвых и вознесся на небо (Лук. III:1; Мф. XXVII:2; Мрк. XV:1; Лук. XXIII; Иоан. XVIII. 28 – 40; XIX, 1 – 22, 31 – 38) Деян. III:13; IV, 27; XIII, 28; 1 Тин, VI, 13). Но в столь знаменательное время Пилат явил себя самым недостойным правителем. Он осудил на смерть Христа Спасителя, тогда как знал Его невинность, видел несправедливую злобу врагов Христовых, видел и от Ирод подтверждение Его невинности, и самою женою своею был предостерегаем не осуждать Праведника (Лук. XXIII, 4, 13 – 15, 22; Иоан. 38; XIX, 6... Мф. XVII, 18—24). Некоторые хотят видеть в Пилате только недостаток силы воли и слабость характера; но он не имел ни уважение к религии, ни правосудие, ни гражданского благоразумия, и в десятилетнее свое правление ничего не сделал, чтобы расположить к себе народ; напротив, неоднократно сам был виновником различных народных возмущений: то вносил он в Иерусалим кесаревы изображения составлявшие знамена римского войска (Древн. XVIII, 3, 1; Церк. ист. Евс. кн. 2, гл. 6); то посвящал Тиверию золотые щиты, поставив их во дворце Ирода, и по Филону – не столько из преданности к императору, сколько из ненависти к иудеям; то похищал из храма сокровища для построение водопроводов, раздражая тем народ (Древн. XVIII, 3, 2; Евс. ц. ист. кн. 2, гл. 6). Из евангельской истории мы видим, что однажды, по его приказанию, побили были галилеяне в самом храме, во время жертвоприношений (Лук. XIII, 1). Неизвестно, кто были эти галилеяне; может быть, они принадлежали к одной из политических партий; но все-же это не могло не раздражать народ, оскорбили его религиозное чувство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Матф. бесед. XXIII», т. 1, стр. 495).2. О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небесного, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что, тогда как мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом в царствии небеснем, недостойные сынове царствия изгнаны будут во тьму кромешнюю (Мф. VIII:11, 12; снес. 13); и, находясь в муках, будут зреть Авраама издалеча и праведников на лоне его (Лук. XVI:23). „Это лишение благ, рассуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что, если бы и никакая казнь не ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души“... И далее: „многие безрассудные желают только избавиться геенны; но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быт в оной славе; и тому, кто лишился ее, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание» (Слов. 1 к Феодору падш., в Хр. Чт.“ 1844, 1, 370, 375).3. О месте, куда удалени будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то бездною, страшною и для самих демонов (Лук. 31), то адом (Лук. XVI:22), или землею тмы вечные, идеже несть света (Иов. X:22), то геенною огненною (Матф. V:22, 28), пещию огненною ( – XIII, 50), езером огненным и жупельным (Апок. XIX:20; XX, 14; XXI, 8). И в таком-то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных духов злобы, бывших главною причиною их погибели (Матф. XXV:41). „Кто на земле грешил, говорит св. Ефрем Сирин, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тму кромешную, где нет ни луча света: кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того скроет страшная глубина, полная огня и жупела; кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение аггелам “ („О страхе Бож. и о последн. суде“, в Тв. св. отд. XV, 308).4.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Хотя впоследствии времени Ему самому надлежало судить и говорить: горе вам, книжницы и фарисеи лицемери (Матф. XXIII, 25), однакож сам Он нимало не был виновен в том, в чем обвинял других. Ни сучка не изымал, ни бревна не имел в глазах Своих; Он был свободен от того и другого, и исправлял, таким образом, согрешения всех. Не должен, говорит Он, судить других тот, кто сам в том же виновен. И ты удивляешься, что Он положил этот закон, когда и разбойник на кресте признал его, и выразил мысль Христа в словах своих, обращенных к другому разбойнику: ни ли ты боишися Бога, яко в том же осуждени есмы (Лук. XXIII, 40). А ты не только не изымаешь у себя бревна, но и не видишь; напротив того, сучец у другого не только видишь, но и осуждаешь, и стараешься изъять, - подобно как одержимый тяжкою водяною или другою какою-либо неизлечимою болезнью нерадит об ней, а между тем в другом обвиняет нерадение о малом недуге. Если уж худо не обращать внимания на свои грехи, то вдвое или втрое хуже судить других, имея в собственных своих глазах бревно, и не чувствуя от того никакой боли; ведь грех тягостнее и бревна.       3. Итак, сказанная Спасителем заповедь имеет такой смысл: кто сам подвержен многим порокам, тот не должен быть строгим судиею погрешностей других людей, и особенно когда они маловажны; следовательно, Он не запрещает обличать или исправлять, но возбраняет нерадеть о собственных грехах, и восставать против чужих. И это потому, что осуждение других много содействовало бы к увеличению зла, усугубляя порочность. В самом деле, кто привык нерадеть о своих великих преступлениях и строго судить о малых и незначительных погрешностях других, тот терпит двоякий вред, - как потому, что нерадит о своих грехах, так и потому, что питает ко всем вражду и ненависть, и каждый день возбуждается к крайней жестокости и немилосердию. Итак, уничтоживши все это чрез прекрасное то законоположение, Христос присоединил еще другое правило, говоря: не дадите святая псом, ни пометайте бисер пред свиниями (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

V, 3, 4). Этим изречениям будем внимать, а не тем. От тех-то изречений и рождаются помыслы низкие, свойственные рабам; от них люди делаются бессмысленными животными, потому что везде ищут только удовольствия, следуя той поговорке, которая и без наших слов, сама по себе, достойна посмеяния. После смерти какая у тебя останется прибыль от наслаждений? Итак перестаньте подвергать себя посмеянию и разжигать неугасимый огонь геенны, и смыв с глаз гной, хотя и поздно, посмотрим надлежащим образом на будущее, чтобы и настоящую жизнь провесть благочинно, во всякой чистоте и благочестии, и сподобиться будущих благ благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LXXIV Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гр о бы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в кр о ви пророк (Матф. XXIII, 29, 30) Горе вам, книжницы и фарисее, лицемери, яко зиждете гр о бы пророческия, и красите раки праведных, и глаголете: аще быхом были во дни отец наших, не быхом убо общницы им были в кр о ви пророк (Матф. XXIII, 29, 30) 1. Христос говорит: горе книжникам и фарисеям — не потому, что они строят гробницы и осуждают отцов своих, но потому, что, как в первом случае, так и в притворном осуждении отцов своих, они поступают хуже их. А что осуждение их было притворное, об этом говорится у Луки, где они называются сообщниками отцов, потому что они строят гробницы. Горе вам, яко зиждете гр о бы пророк, отцы же ваши избиша их. Убо свидетелствуете и соблаговол и те дел о м отец ваших: яко тии убо изб и ша их, вы же зиждете их гр о бы (Лук. XI, 47, 48). Здесь Христос осуждает их намерение, с каким они строили; именно они строили гробницы не в честь убитых, но как бы хвалясь убийством, и из опасения, чтобы свидетельство и память о такой их дерзости, с течением времени, не погибли вместе с разрушившимися памятниками; строили гробницы, воздвигая великолепные здания, как бы трофеи, и тем показывали, что они поставляли для себя славу в преступлении отцов своих.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

руку твою ...и виждь» (Иоан. XX:27), «яко дух плоти и кости не имать» (Лук. XXIV:39), так точно и тогда Он покажет раны и крест, дабы доказать, что Он есть тот, который был распят.5. Но не только крест, и самые слова, сказанные на кресте, являют неизреченное Его человеколюбие. Распинаемый на кресте, подвергаясь при этом осмеяниям, поруганиям и заплеваниям, Он говорил: «Отче, отпусти им грех: не ведят бо, что творят» (Лук. XXIII:34). И распинаемый молится за распинателей, хотя те напротив говорили: «аще Сын еси Божий, сниди со креста; ...и веруем в Тебя» (Матф. XXVII:40, 42). Но потому-то именно, что Он Сын Божий, Он и не сходит со креста, так как для того Он пришел, чтобы быть распяту за нас. «Сниди, — говорят, — со креста... и веруем в Тебя». Это слова и отговорка неверия, потому что восстать из гроба, к которому привален был камень, было гораздо более великим делом, чем сойти со креста; извести из гроба четверодневного мертвого Лазаря, повитого пеленами, (также) было гораздо более великим делом, чем сойти со креста. Итак, они говорили: «аще Сын еси Божий, спасися Сам». Он делал все, чтобы спасти поносящих Его, говоря: «отпусти им грех,.. не ведят бо, что творят». Что же? Отпустил им грех? Отпустил, если они хотели каяться, а если бы Он не отпустил им греха, то Павел не сделался бы апостолом; если бы не отпустил им греха, то не уверовали тотчас ни три тысячи, ни пять тысяч, ни бесчисленное множество. А что уверовало бесчисленное множество иудеев, послушай, что говорят апостолы Павлу: «видиши ли, брате, колико тем есть иудей веровавших» (Деян. XXI:20)? Итак, будем подражать Господу и молиться за врагов. Опять обращаюсь с этим увещанием: сегодня (уже) пятый день беседую с вами об этом предмете, не потому, чтобы я заметил невнимательность с вашей стороны, — да не будет, — а главным образом в надежде, что вы убедитесь (моими советами). А если есть (между вами) жестокосердые, гневливые, злопамятные, которые не внемлют сказанному о молитве (за врагов), то может быть они, устыдившись числом дней отложат как-либо свою вражду и злобу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

Так (мы ответим) им. 53. Впрочем для нас достаточно (уже) свидетельства того, кто сказал: «Я есмь испытающий сердца и почки» (Uepeм:XVIII, 10). Затем в Евангелии Господь Иисус говорит: «что вы помышляете злое в сердцах ваших (Лук. V:22)?». Знал Он, что они помышляли о злом. Наконец, свидетельствует, говоря: «ибо знал Иисус помышления их» (Лук. VI:8). 54. Суждения (opinio) их, (отрицающих всеведение Божие), не может иметь большого значения, если (только) обратим внимание на их дела. Они не желают признавать над собой Судии, Который ни в чем не может обманываться; они не желают признавать за Ним знания их тайн, потому что боятся их обнаружения. Но Бог, зная дела их, предал их во тьму. «И ночью, — говорит (Иов), — будет вором, и око прелюбодея будет поджидать (servabit) сумерек, говоря: не увидит меня глаз, — и убежище положил лицу своему» (Иов. XXUV, 14—15). Всякий же, кто избегает света, любит мрак, пытаясь укрыться в (нем), но он не может скрыться от Бога, Который знает пучины бездны, Который ведает не только мысли, но и намерения людей. Поэтому (denique) говорящий в Екклезиасте (у Сираха): «Кто видит меня? И мрак закрыл меня и стены; кого мне бояться?» (Сир. XXIII:25—26), — еслибы размышлял так даже на своей постеле, то (и тогда) неожиданно для него самого (ubi non putaverit) (его мысли) сделались бы известными (comprehenditur) (Богу). И будет, — говорит, — поношением, потому что не уразумел страха Божия. 55. Что может быть безразсуднее мысли, что от Бога может что либо укрыться, когда даже солнце, — (этот) служитель света, проникает в сокровенныя места, а его тепло распространяется до оснований дома (и наполняет даже) потайныя комнаты? Ведь никто же не станет отрицать того, что весенняя теплота (verna temperie) согревает (даже) глубины земныя, скованныя зимним холодом. Невидимая сила тепла или холода воздействует (norunt) и на деревья, притом в такой степени, что корни их или умирают от холода (urantur frigore), или зеленеют от солнечнаго тепла. Гавным образом при благорастворении воздуха (ubi clementia coeli arriserit) земля производит разные плоды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

    1499 Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом отмечает лакуну. Слова, заключенные в скобки, — наше дополнение.     1500 Ил., XXIII, 318.     1501 Β этом отступлении весьма ярко проявляются типичные для византийцев представления об идеальном воине и полководце (ср. «Стратегикон» Кекавмена). Если варварам, с точки зрения византийских авторов, как правило, свойственны безрассудство, грубая и необузданная физическая сила, то византийский полководец подчиняет свои действия разуму, хотя личная отвага и сила — его обязательные качества. Хитрость, коварство, почти не ограниченные никакими этическими нормами, — вполне оправданные средства на войне и в политических сношениях с чужеземцами.     1502 Становиться расчлененным строем (κα μερικς ποιεσθαι συνταξεις) Б. Лейб переводит: «...выполнять различные движения».     1503 Б. Лейб вслед за А. Райффершейдом отмечает лакуну.     1504 К востоку от Никеи (Ramsay, The historical geography..., р. 201).     1505 Пифик, Арменокастр и Левки находились в районе слияния Галиса и Сангара (Ramsay, The historical geography..., pp. 201—202).     1506 Элиан — греческий писатель первой половины I в. н. э., автор сочинения о тактике, посвященного императору Адриану.     1507 Ил., XIII, 131; XVI, 215.     1508 Ср. подробное описание вооружения и тактики турок в «Тактике» Льва (Leo. Tact., XVIII, 45—75). Так же как и Анна, Лев говорит о луках, которыми предпочитали пользоваться турки, об их разорванном боевом строе и об отрядах, оставляемых ими в тылу войска. Б. Лейб (Leib, Alexiade, III, р. 261) считает даже, что слова Анны навеяны рассказом Льва. Нам не удалось найти убедительных лексических совпадений для подтверждения этого предположения.     1509 ...’απ τ ν δεξι ν... κ τν ριστερν Дж. Баклер (Buckler, Anna Comnena..., p. 395) предлагает переводить: «.. правой рукой... левой рукой». Таким образом, по мнению ученой, турки стреляли обычным способом, держа лук в левой руке и натягивая тетиву правой, а ромеи натягивали тетиву левой, держа лук правой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Исследуем же каждое из слов его, чтобы и отсюда познать нам силу креста. Ему не говорил Господь, как Петру и Андрею: «грядита.., и сотворю вы ловца человеком» (Матф. IV:19); не говорил ему, как двенадцати ученикам: «сядете ...на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома» (Матф. XIX:28); даже не удостоил его ни слова. Он не видел чудес — ни мертвого востающего, ни бесов изгоняемых, ни моря повинующегося велению Господа, ни беседовал с Ним о царстве; откуда узнал он и название царства? Посмотрим же на великое его благоразумие. Другой разбойник, говорится в Евангелии, «хуляше Его» (Лук. XXIII:39), потому что и другой разбойник был распят вместе с Ним, чтобы исполнилось сказанное пророком: «и со беззаконными вменися» (Иса. LIII:12). Безумные иудеи хотели помрачить славу Его и со всех сторон искажали происшедшее; но истина от всего возрастала и от самых препятствий делалась яснейшею. Итак, другой разбойник хулил Его; один же из евангелистов говорит, что оба они поносили Иисуса (Мк. XV:32). И это справедливо; но это еще более возвышает доблесть того разбойника. Вероятно вначале и он злословил, но потом вдруг столь великую показал перемену. Итак, другой разбойник, говорится, «хуляше Его». Видишь ли разбойника и разбойника? Оба они на кресте, оба за пороки, оба за разбойническую жизнь; но не одна и та же участь постигла обоих: один наследовал царство, а другой ввержен в геенну. Так и вчера были ученик и ученики; но один готовился к предательству, а другие предлагали услуги. Тот говорил фарисеям: «что ми хощете дати, и аз вам предам Его» (Матф. XXVI:15)? А эти, приступив к Иисусу, говорили: «где хощеши уготоваем ти ясти пасху» (Матф. XXVI:17)? Так и здесь разбойник и разбойник; но один злословит, а другой заграждает ему уста; один хулит, а другой укоряет его, — и это тогда, когда он видит, что Христос распят и осужден, и народ снизу злословит и громко кричит; однако ничто из всего этого не отвратило его и не отклонило от надлежащего прославления, но и на другого разбойника он сильно нападает и говорит ему: «ни ли ты боишися Бога» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

Таким образом это мы узнали. Но для чего и почему Он придет с крестом? Узнай и этому причину. Дабы распявшие Его уразумели из самых дел свое собственное безумие, для этого Он покажет им самое обличение их безумия. Но дабы тебе знать, что Он принесет крест именно для того, чтобы обвинить их, послушай, как говорит о нем евангелист: «тогда явится знамение Сына человеческаго.., и ...восплачутся вся колена земная», видя обвинителя и сознавая свой грех (Матф. XXIV:30). И чему ты удивляешься, что Он придет, неся крест? Он придет, нося на Себе даже Свои язвы. Откуда известно, что Он придет, нося на Себе язвы? Послушай пророка, который говорит: «воззрят нань, его же прободоша» (Зах. XII:10). Как поступил он с Фомою — желая исправить неверие этого ученика, показал ему язвы гвоздиные и самые раны и сказал: «принеси перст твой... и принеси руку твою, ...и виждь; яко дух плоти и кости не имать» (Иоан. XX:27; Лук. XXIV:39), дабы показать ему, что Он истинно воскрес, — так и тогда Он принесет Свои язвы и крест, дабы показать им, что Он именно тот, которого распяли. Это — великое и спасительное благо и ясное свидетельство человеколюбия Божия!5. Впрочем, не только крест, но и самые слова сказанные Им на кресте, показывают Его неизреченное человеколюбие. Выслушай эти слова. Когда распявшие стояли вокруг Его и пылали яростью, тогда Он сказал: «Отче, отпусти им этот грех: не ведят бо, что творят» (Лук. XXIII:34). Видишь ли человеколюбие Владыки? Будучи распят, Он просил за распинающих, хотя они насмехались и поносили Его, говоря: «аще Сын еси Божий, сниди со креста» (Матф. XXVII:40). Но потому Он и не сошел со креста, что Он есть Сын Божий, так как для того Он и пришел, чтобы быть распятым за нас. «Да снидет... со креста, — говорили они, — да видим и веруем в Него» (Матф. XXVII:42). Посмотри на слова бесстыдства и предлоги неверия: Он сделал дела важнее схождения со креста, и они не веровали, а теперь говорят: «сниди... со креста» — и поверим Тебе. Гораздо важнее схождения со креста — воскресить мертвого, ко гробу которого привален камень; гораздо важнее схождения со креста — вывести из гроба четверодневного Лазаря с пеленами, которыми он был обвит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3348...

Подобные коллизии не должны иметь места в христианском мире, потому что нравственные понятия в нем совершенно не те, что в мире дохристианском. Христос Спаситель искупил человека от греха и его следствий и дал христианам спасительную благодать, помогающую им так устроять свою духовную жизнь, что у них меньше может встречаться поводов к каким бы то ни было коллизиям. Кто из верующих «водится Духом Божиим» ( Рим.8: 14 ), тот всегда может найти выход из самых трудных и тяжелых обстоятельств жизни. Идеалом нравственно безупречной жизни для нас служит жизнь Богочеловека, «не сделавшего никакого греха» ( 1Петр. 2: 22 . Ср. Ис. 53: 9 ). И вот, следя за Его земной жизнью, мы не видим ни одного случая, когда бы Он был поставлен перед неразрешимой коллизией. Самые коварные речи к Нему книжников и фарисеев не имели никакого успеха: то, что с их мертвой – буквалистической точки зрения казалось неразрешимой коллизией, перед Его ясным божественным взором оказывалось вполне разрешимым и уяснялось без всякого затруднения ( Мф.12: 1–8, 10, 13; 22: 15–22 ; Мк. 3: 1–5; 12: 13–17 ; Лук. 6: 6–11; 14: 1–6 ; Ин.5: 1–13; 8: 2–11 ). Отсюда с идеально-христианской точки зрения немыслима и самая речь о коллизиях. Но раз при ненормальности течения человеческой жизни различные коллизии случаются и среди христиан, естественно, явилась потребность хоть сколько-нибудь помочь человеку в подобных коллизиях. И вот искони предлагаются моралистами разного рода правила. Но правила эти применимы далеко не к каждому данному частному случаю в жизни человека, потому что каждый такой случай по своему индивидуальному характеру никогда не повторяется, но всегда бывает новым и новым. Так, моралисты предлагают, например, правило, по которому, при столкновении обязанностей дела справедливости должны быть предпочитаемы делам сострадания; однако евангельская притча о милосердном самарянине внушает нам совершенно другое требование. Но столько же может быть ошибочным и обратное правило, по которому дела сострадания должны быть предпочитаемы делам справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010