Без опасения они говорят и то, что Иуда был из числа двенадцати. Таким образом они не скрывают ничего, что кажется постыдным. Можно было бы сказать просто: был некто из учеников Христовых, - потому что были и другие. Теперь же они прибавляют: от обоюнадесяте, и как бы говорят: из первого лика, из числа лучших, избранных учеников, которые были с Петром и Иоанном. Они старались об одной только истине, о том, чтобы не утаить событий. Поэтому умалчивают о многих знамениях, но не скрывают ничего такого, что кажется постыдным, и смело возвещают о том, хотя бы это было слово или дело, или что другое.       3. И не только первые три евангелиста повествуют об этом, но и сам Иоанн, возвещающий высочайшие тайны. Он более всех говорит о поношениях и поруганиях, претерпенных Иисусом. И смотри, как велика злоба Иуды, когда Он произвольно приступает к предательству, когда делает это из-за денег, и притом денег столь незначительных. Лука говорит, что он имел совещание с военачальниками (Лук. XXII, 4). По причине возмущений иудеев, римляне поставляли над ними своих начальников, которые наблюдали за порядком, - потому что власть уже была отнята у иудеев, по пророчеству. Пришедши к этим военачальникам, Иуда сказал: что ми хощете дати, и аз вам предам Его? Они же поставиша ему тридесять сребреник. И оттоле искаше подобна времене, да Его предаст (ст. 15-16), так как он боялся народа, и хотел взять Иисуса наедине. О, безумие! Как ослепило его совершенно сребролюбие! Не смотря на то, что часто видел, как Иисус проходил среди толпы и не был удерживаем, как являл многие доказательства Своего божества и силы, Иуда думал удержать Его, и не смотря на то, что Иисус столько раз повторял ему и страшные и кроткие слова, чтобы разрушить злой его умысел. Даже и на вечери не переставал заботиться о нем, но до последнего дня беседовал с ним об этом. Но Иуда не получил никакой пользы: не смотря однако на все это Господь не переставал совершать Свое дело. Зная это, и мы неопустительно должны делать все для заблуждающих и беспечных: увещевать их, учить, утешать, умолять, подавать им советы, хотя бы от этого не получили мы никакой пользы.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В это время Ахав на другом пункте поля сражения получает должную кару за свое неверие, за идолопоклонство, за отступление от веры в Бога завета, за свои преступления. Очень достойно внимания, что он погибает не вследствие сделанных его противником распоряжений, а совершенно – как это выражается на языке человеческом – случайно; и – как ясно для смиренного созерцателя судеб Божиих, – по повелению Божию, каковые повеления совершаются независимо от каких бы то ни было расчетов и соображений человеческих. 3 Ц. XXII, 34. «А один человек случайно натянул лук и ранил царя Израильского сквозь швы лат 856 . И сказал он своему вознице: повороти назад и вывези меня из войска, ибо я ранен». В рядах войска никто по-видимому не заметил, что царь ранен,… «сражение в тот день усилилось и царь стоял на колеснице против Сириян… И вечером умер, и кровь из раны лилась в колесницу» (ст. 35). Вероятно не зная, что царь ранен, многие однако видели, что колесница царя выехала из передних рядов войска и отъехала к тылу войска. Чтобы не произвести паники в войсках Ахав, тяжело раненый, чувствуя себя умирающим, продолжает однако стоять на своей колеснице, поддерживаемый слугами, хоть кровь льется из его раны. Сражение усиливается; по-видимому ни одна из сторон не имеет решительного перевеса, и битва без результатов длится до заката солнца. В то время, когда вследствие усталости обе армии отступают и военные действия прекращаются, Ахав умирает, как добрый воин, на своем месте, выдержав до последней минуты, стоя на ногах свои страдания, чтобы не дрогнули его войска. Нельзя не сказать, что последние минуты его жизни доказывали, что при всех его преступлениях, – в особенности же при слабости его воли и постыдном подчинении глубоко преступной жене своей Иезавели, – в нем были задатки хороших качеств, и что едва ли мы ошибемся, сказав, что он мог быть и был бы хорошим царем, если бы он не был женат на Иезавели. Оглядываясь назад на его царствование, вспоминая и его преступления, и его отступления от Бога, но вспоминая и его хорошие порывы и его покаяния, – и в особенности то, что все преступные его деяния, как прямо говорит 3 Ц. XXI, 25, были делом наущения Иезавели,– мы заключаем, что все несчастие его жизни произошло от брака – может быть политически полезного по человеческому разуму – с Сидонянкой, но брака, решительно воспрещенного законом Божиим 857 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Держащиеся мнения, что все без исключения умершие воскреснут в зените жизни, в возрасте вполне зрелом и свежем – от 30 до 33 лет, согласно пределу земной жизни, Христа Спасителя и соответственно тому возрасту, в котором, по общепринятому мнению, создан был и родоначальник человечества Адам, – основывают свое мнение на словах св. апостола Павла: доколе все прейдем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 13 ). Но в этих словах речь идет о духовном росте для познания Христа. Таким образом это мнение должно остаться не более как только мнением, не восходящим на степень непреложной истины. Есть другое предположение, более основательное – то, что каждый из нас воскреснет в том возрасте, в каком умер. Это предположение опирается на одно место в Апокалипсисе: И увидел я мертвых малых и великих, стоящих пред Богом (XX, 12). При таком предположении слава воскресших будет проявляться в многоразличии и многообразии тел воскресших. Для этой славной картины воскресших тел не может быть лучшего сравнения, как указание на приятное разнообразие в хорошо устроенном саду или же на многообразие, господствующее в небесном своде. Как опытный садовник убирает свой сад деревьями и цветами разной величины и как в видимом небе одна звезда превосходит другую не только по яркости света, но и по величине: так, нужно полагать, – будет и в другом мире. Еще несколько слов относительно различия полов в другой жизни. Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых – говорит Христос Спаситель – ни женятся, ни замуж не выходят» ( Лук. ХХ, 35 ). Сподобившиеся достигнут воскресения – этим выражением обозначается не начальный только момент новой жизни, которого сподобляются достигнуть люди верующие, но и все вообще состояние воскресших людей в будущем веке, как показывает соответствующее место у Евангелиста Матфея (XXII, 30). Относительно образа лиц воскресших у Матфея говорится: «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах». Как Ангелы Божии – этими свойствами ясно обозначается, что воскресшие не совершенно и не всецело будут подобны ангелам, но что их жизнь и взаимные отношения в духовном теле воскресения будут таковы же, как отношение ангелов Божьих между собою, дышащее чувствами искреннейшей любви и полнейшего сочувствия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставя его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 84 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXIV И се един от сущих со Иисусом простер руку свою, извлече нож свой, и ударив раба архиереова, уреза ему ухо. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож в место его: вси бо приемшии нож, ножем погибнут. Или мнится ти, яко не могу умолити Отца, и представит Ми ныне вящше, неже дванадесяте легеона ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобаешь быти (Мф. XXVI, 51-54)?       1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. XVIII, 10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисусовы носили ножи? А что они носили их с собою, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: егда послах вы без влагалища и без меха и без сапог, еда чесого лишени бысте? и когда они отвечали: ничесоже, тогда Он сам сказал им: но ныне иже имать влагалище, да возмет и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож; и когда они на это отвечали: се ножа зде два, тогда Он сказал им: довольно есть (Лук. XXII, 35, 36, 38). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: да купит нож, не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Немного позднее князь мира снова приступил ко Христу: это было гефсиманское борение ( Лyk. XXII, 44 ). Многие относящиеся сюда евангельские изречения указывают на участие диавола в Гефсиманских страданиях Христа. Уже описание пасхальной вечери евангелисты Лука и Иоанн предваряют замечанием, что сатана вошел в Иуду и вложил ему в сердце предать Иисуса ( Лyk. XXII, 3 ; Uoah. XIII, 2 , ср. 21). Во время вечери Сам Иисус, напомнив ученикам о напастях, в которых они пребыли с Ним, обратился к Петру с словами: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу ( Лyk. XXII, 28. 31 ). Пред выходом с вечери в Гефсиманию Он сказал: идет князь мира сего ( Uoah. XIV, 30. 31 ; ср. Лyk. XXII, 53 ). – Самое борение началось еще на вечере, когда Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал ученикам: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня ( Uoah. XIII, 21 ). Пришедши же в Гефсиманию, Он, взяв с Собой Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть, ужасаться и тосковать, и сказал им: душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь, бодрствуйте со Мною и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Mф. XXVI, 36–38 ; Mk. XIV, 33, 34 ; Лук, XXII, 39–40). Затем Он отошел от них на вержение камня, преклонил колена, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша, сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю ( Mф. XXVI, 39 ; Mk. XIV, 35 ; Лyk. XXII, 41–44 ). Затем, встав от молитвы, приходит к ученикам и, найдя их спящими (от печали), говорит им: бодрствуйте и молитесь! чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна ( Mф. XXVI, 40. 41 ; Mp. XIV, 37. 38 ; Лyk. XXII, 45. 46 ). Потом так же молился во второй и третий раз ( Mф. XXVI, 42. 44 ; Mk. XIV, 39, 41 ). Когда, наконец, пришел Иуда и предал Его первосвященникам, начальникам храма и старейшинам, Христос сказал последним: теперь ваше время и власть тьмы ( Лyk. XXII, 53 ). – Что же это была за власть тьмы? Это была порожденная диаволом злоба против Него, теперь, не более как за день до распятия, совершенно созревшая в сердцах человеческих и только ждавшая своего крайнего внешнего проявления: это было неверие в Него, достигшее теперь высшей степени: смерть Его уже была решена не только устами первосвященника, не только в сердцах руководителей народа, но на нее согласилась в глубине души и вся народная толпа, уже приготовившаяся кричать: распни, распни Его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Она не знала их, но она несла их в себе самой. Однако, все-таки остается вопрос, все ли в нашей литургической жизни является развитием того, что содержит в себе Церковь, или наша литургическая жизнь в некоторых пунктах является не продолжением древней литургической жизни, а некоторым, более или менее, радикальным изменением ее основ? Поставим конкретно этот вопрос. Мы видели, что древняя церковь совершенно не знала идеи «сослужения» в нашем смысле. Я подчеркиваю в нашем смысле, потому что в ином смысле она вся была построена на идее сослужения. Современная идея сослужения является ли развитием того, что содержала в себе и содержит в себе Церковь, или эта идея является в известном смысле чуждой для подлинного Евхаристического сознания? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к апостольскому времени и выяснить, в каком смысле, исходя из природы Евхаристического сознания, древняя церковь признавала или отвергала сослужение. II. Сослужение народа епископу. 1. Евхаристия была установлена Христом на Тайной вечери. «Он сказал: пойдите в город к такому-то, и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко» (Мт. XXVI, 18). Его время приблизилось, то время, на которое Он пришел в мир. «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его, перейти от мира сего к Отцу (явил делом, что), возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ио. XIII, 1). Его время переходит в Его час. И этот час был часом страданий и смерти, и часом Тайной вечери, на которой, возлюбив до конца Своих сущих в мире, Он установил Евхаристию. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается… Сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. XXII:19—20). Тайная вечеря была действительно вечерей или вечерней трапезой. Если современная либеральная богословская наука пытается спекулировать на том, что Тайная вечеря была трапезой, то мы почти об этом забываем. Употребляя славянизм, мы до некоторой степени утеряли смысл употребляемого нами слова, но нам .что-то мешает заменить этот славянизм нашим житейским словом ужин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Пастырь должен тщательно следить за их религиозным развитием. Малейший недосмотр с его стороны может испортить все дело первоначального воспитания их. Иное отношение он должен проявлять к более совершенным верующим. Как овцы нуждаются только в охране, в указании хороших пастбищ, так и члены церкви, уже обученные истинам христианской религии, нуждаются только в общем руководстве пастыря. При этом, однако, пастырь не должен упускать из вида, что и для этих членов церкви необходимо раскрытие истин христианской веры. Как пастух должен заботиться о том, чтобы овцы не съели какого-нибудь ядовитого, вредного растения, так и пастырь должен наблюдать, чтобы пасомые его не усвоили себе какого-либо еретического учения, вредного для их душевного усовершенствования. Вот почему Господь поручает Петру не только πομιανειν τ πρβατα, но и βσκειν τ πρβατα. Целью апостольского служения Петра Господь ставит не ловитву только человеков, но и питание, укрепление в вере христиан. Петр должен не только собирать стадо, но и оберегать, стеречь это стадо и пасти его с усердием, как пастух пасет своих овец. И Петр не забыл, что повелел ему в этот час его Господь и Учитель. Он верно пас агнцев и овец своего великого Пастыреначальника. Он заботился и о том, чтобы другие пастыри были послушны этому повелению. В своем первом послании он следующим образом увещевает пастырей: «пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (V:2–4). Таким образом, за свое твердое исповедание любви к Господу, Петр был восстановлен в апостольское звание. Это звание налагало на него обязанность твердого и неуклонного исповедания веры даже до смерти. Петр и прежде по чувству преданности к Господу говорил Ему: Господи, с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти (XXII, 33 Лук.), душу свою за Тебя положу ( Uoah. XIII:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 81 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXI В первый же день опресночный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко онсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть, у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18).       1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: прииде же день опресноков, в оньже подобаше жрети пасху (Лук. XXII, 7). Прииде, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: где хочеши уготоваем Ти ясти пасху? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону. Но для чего именно посылает к неизвестному человеку? Чтобы и этим показать, что Он мог не пострадать. В самом деле, если Он одними только словами расположил сердце этого человека к тому, чтобы принять учеников, то чего не произвел бы в распинающих Его, если бы не хотел пострадать? И что Он сделал прежде, когда послал за ослом, то же делает и теперь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми, и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА LXXXI В первый же день опресн о чный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко о нсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть! у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18) В первый же день опресн о чный приступиша ученицы ко Иисусу, глаголюще: где хощеши уготоваем Ти ясти пасху? Он же рече: идите во град ко о нсице, и рцыте ему: Учитель глаголет: время Мое близ есть! у тебе сотворю пасху со ученики Моими (Матф. XXVI, 17, 18) 1. Первым днем опресночным евангелист называет день, предшествовавший празднику опресноков, так как иудеи всегда имели обыкновение считать день с вечера. Евангелист упоминает о том дне, в который вечером должно было закалать пасхального агнца, так как ученики приступили к Иисусу в пятый день недели. Этот-то день евангелист Матфей и называет днем, предшествовавшим празднику опресноков, когда говорит о времени, в которое ученики приступили к Иисусу. А другой евангелист говорит так: прииде же день опресн о ков, в оньже подобаше жрети пасху (Лук. XXII, 7). Прииде, то есть, приближался, был при дверях. Очевидно, евангелист упоминает об этом именно вечере, так как с вечера начинали совершать пасху. Потому каждый евангелист присовокупляет: когда закалали пасхального агнца. Приступив к Иисусу, ученики говорят Ему: где хочеши уготоваем Ти ясти пасху? И отсюда, между прочим, видно, что у Иисуса не было дома, не было постоянного местопребывания. А я думаю, что и ученики не имели его; иначе они попросили бы Иисуса придти туда. Но и у них, отрекшихся от всего, не было дома. Для чего же Христос совершил пасху? Для того, чтобы во всем, что Он совершал даже до последнего дня, показать, что Он не противится закону.

http://predanie.ru/book/68213-tolkovanie...

С другой стороны, если бы Он никого не наказал, ученик остался бы невразумленным, не узнав на деле карательной силы Его. Чему же надлежало быть? Чтобы и ученик устрашился и не сделался по небрежности худшим, и никто из людей не был поражен и не потерпел наказания и кары, Христос являет эту силу на смоковнице, сказав: да николиже от тебе плода будет (Матф. XXI, 19), и простым словом тотчас изсушив ее. Таким образом и люди все остались невредимыми, и Он явил Свою силу, когда наказанию подверглось дерево. Ученик же, если бы он был внимателен, получил бы великую пользу от этого наказания; однако он и чрез это не исправился. А Христос, хотя и предвидел это, сделал и кроме этого еще другое, гораздо большее. Когда иудеи, вооружившись на Него мечами и кольями, хотели наложить на Него руки, тогда Он ослепил всех их; ибо это выражает Он словами: кого ищете (Иоан. XVIII, 4)? Так как (Иуда) часто говорил: что ми хощете дати, и аз вам предам Его (Матф. XXVI, 15), то Господь, желая и иудеев убедить и его вразумить в том, что Он добровольно идет на страдание и что все зависит от Него, а злоба Иуды не может преодолеть Его, в то время, как сам предатель стоял вместе со всеми, говорит: кого ищете? Разве Иуда не знал Того, кого намеревался предать? Но Господь ослепил его зрение; и не только это сделал, но поверг их всех на землю Своими словами (Иоан. XVIII, 6). Когда же и это не сделало их более кроткими и не отклонило от предательства нечестивца, который остался неисцельным, и тогда Христос не оставил еще Своего благоволения и попечения о нем, но посмотри, как трогательно касается безстыдной души его, и произносит слова, которыя могли бы смягчить и каменную душу. Когда Иуда устремился облобызать Его, тогда что Он говорит? Иудо, лобзанием ли Сына человеческаго предаеши (Лук. XXII, 48), не стыдишься и самаго способа предательства? Это сказал Христос, чтобы тронуть его и напомнить ему о прежнем общении. Но не смотря на то, что Господь столько и делал и говорил, Иуда не сделался лучшим, не по немощи Вразумлявшаго, но по собственной безпечности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010