XVIII, 6). Где же ты остановишься, и когда перестанешь потоплять бедную душу свою, наложив на себя такую необходимость - непрестанно уноситься вниз? Женщина, отыскавшая одну драхму, пригласила соседок, принять участие в ея радости, сказав: радуйтеся со мною (Лук. XV, 9); а я теперь приглашу всех друзей и моих и твоих к противному, скажу не - " радуйтеся со мною " , но – " плачьте со мною, подымите такой же плач, и вопите вместе с нами горьким голосом. Ибо нас постигла крайняя беда, не столько-то талантов золота выпало из руки моей и не множество драгоценных камней, но тот, кто, драгоценнее всего этого, плывши вместе с нами поэтому великому и пространному морю, не знаю как, свалился и упал в самую глубину погибели " . 3. Тем, которые попытались бы удержать меня от сетования, я скажу словами пророка: оставите меня, да горце восплачуся: не належите утешати мя (Ис. XXII, 4). Настоящий плач мой не таков, чтобы чрезмерност сетования навлекла на меня осуждение, но таков, что при нем не постыдились бы плакать, сетовать и отвергать всякое утешение даже (апостолы) Павел и Петр. Справедливо стал бы кто-нибудь обличать в большом малодушии тех, которые оплакивают обыкновенную смерть. Но когда, вместо тела, лежит омертвевшая душа, пораженная множеством ран, и в самой мертвенности являющая прежнее свое благородство, и благообразие, и красоту погасшую, то может ли кто быть столь жестоким и безчувственным, чтобы, вместо плача и сетований, предлагать слова утешения? Как там не плакать, так здесь плакать свойственно любомудрию. Тот, кто достигал неба, смеялся над суетою жизни, взирал на красоты телесныя как на каменныя, кто пренебрегал золотом как пылью, а всяким удовольствием как грязью, - тот, неожиданно для нас, обятый пламенем нечистой похоти, потерял и здоровье, и мужество, и всякую красоту, и сделался рабом наслаждений. О нем ли не плакать, скажи мне, о нем ли не сокрушаться, доколе опять не будет он нашим? И свойственно ли это человеческой душе? Отмены телесной смерти невозможно достигнуть на земле, и однако это не удерживает сетующих от плача; а душевную смерть только и можно уничтожить здесь: во аде же, говорит (Давид), кто исповестся Тебе (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Желая вразумить Иуду, Он ослепил пришедших взять Его и сам спросил их: кого ищете (Иоан. XVIII, 4). Но они не узнали Его, хотя были с факелами и светильниками и имели с собою Иуду. Потом, когда отвечали: Иисуса, тогда Он сказал им: Аз есмь, егоже ищете; и, обращаясь к Иуде, говорит ему: друже, на сие ли пришел еси (ст. 50)? Таким образом позволил взять Себя тогда уже, когда показал Свое могущество. А евангелист Иоанн повествует, что и в этот самый час Христос старался вразумить Иуду, говоря: Иудо, лобзанием ли Сына человеческаго предаеши (Лук. XXII, 48)? Не стыдно ли тебе предавать таким образом? Впрочем, так как Он ему не воспрещал и этого, то и допустил лобзание, и сам Себя добровольно предал. И враги возложили на Него руки и взяли в ту самую ночь, в которую совершали пасху. Так они раздражены были, так неистовствовали. Впрочем, они ничего бы не могли сделать, если бы Он сам не попустил этого. Но это не освобождает Иуду от ужасного наказания, а подвергает его гораздо большему осуждению, потому что он, видя столь великое доказательство и могущества, и снисхождения, и смирения, и кротости своего Учителя, оказался лютее всякого зверя. Итак, зная это, будем избегать любостяжания. Оно именно тогда довело Иуду до неистовства; оно научает крайней жестокости и бесчеловечию тех, которыми обладает. В самом деле, если оно заставляет отказываться от собственного спасения, то тем более располагает к пренебрежению спасением других. И страсть эта настолько сильна, что иногда превозмогает над самым сильнейшим плотским вожделением. Поэтому с большим стыдом упоминаю, что многие удерживались от распутства потому только, что жалели денег, а между тем не хотели жить целомудренно и честно по страху Христову. Будем же бегать любостяжания, - я не перестану никогда говорить об этом. Для чего ты, человек, собираешь золото? Зачем налагаешь на себя столь тяжкое рабство, столь трудное попечение, столь сильную заботу? Положим, что тебе принадлежало бы все золото, скрытое и в рудниках, и в царских чертогах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

6 За Исаака козел зготованый Богу на жертву тернем затрыманый... – согласно библейскому преданию, родоначальник еврейского народа Авраам, выполняя божественную волю, собрался принести в жертву Богу сына Исаака, но ангел остановил его, и Авраам принес в жертву барана, запутавшегося рогами в терниях неподалеку от сооруженного им жертвенника (Бытие, XXII:1–15). 7 Арфа при арце, трен до той могилы… – «Арфа при ковчеге... и т. д.– библейский мотив, получивший элегическое переосмысление в средневековой христианской поэзии. 8 Познай, матко, ...спытай Гавриила… – поэт имеет в виду евангельский рассказ о благовещении: архангел Гавриил предвестил деве Марии непорочное зачатие сына (Лук., I:26–38). 9 ...кгды як Израиль крваву шату… – сопоставляются повествование о снятии с креста и положения во гроб Христа, совершенное его тайным учеником, богатым человеком из иудейского города Аримафеи Иосифом (Матф., XXII:57–60; Марк., XV:43–46; Лук., XXIII:50–53; Иоанн, XIX:38–42), с ветхозаветной историей, рассказывающей, как сыновья Иакова, позже получившего от Бога имя Израиль, из зависти продали своего брата Иосифа в рабство, а его одежду, вымаранную в козлиной крови, предъявили отцу, заявив, будто бы Иосифа съел хищный зверь (Бытие, XXXVII:1–34). 10 ...ты от Никодима… – согласно евангелиям, Никодим – иудейский князь, служивший сотником (начальником ста всадников) в охране Понтия Пилата (ум. вскоре после 33 г). Никодиму приписывается и собственное евангелие (см.: Книга Никодима. «Вега». Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1912). 11 За тридцать средних усюды куплены… – согласно евангельской истории, Иуда Искариот предал Иисуса Христа иудейским первосвященникам за тридцать серебреников (Матф., XXVI:14–16). Априль 27. Взенто образ Насвентшэй Богородзицы з Полоцка до Москвы (с. ...) Из заглавия стихотворения видно, что оно было написано в 1663 г. по случаю переноса иконы Полоцкой богородицы (считавшейся чудотворной) из Полоцка в Москву. В рукописи текст записан латиницей. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 33–33 об.) печатается впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

XXII 18), Исаака (XXVI, 28. и Иакова 14), излагают родословие Его, первый в линии нисходящей, начиная с Авраама, а второй – в восходящей до Адама (Матф. I:1 – 17; Лук. III:23 – 38). А евангелист Иоанн, изобразив Божество И. Христа, как Слова Божия, говорит: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины (Иоан. I:14), и в своем послании замечает: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть, и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть и сей есть антихристов (1 Иоан. IV:2, 1. Излагая земную жизнь I. Христа, евангелисты замечают, что Он проходил по городам и селениям, благодетельствуя и исцеляя вся (Деян. X:38) , и повсюду был признаваем за истинного человека, так что, по выражению отечественного богослова, «ни разу не встречал надобности удостоверять кого-либо в истине Своего человечества» („Правосл. догмат. богосл.“ преосвящ. Макария. Спб. 1851 г., т. 3., стр. 74). Сам Господь называл Себя человеком (Иоан. VIII:40), и особенно часто – Сыном человеческим (Иоан. III:13, 14; I, 51; V, 27; VI, 27, 62; Матф. VIII:20, XI, 19; XI 32, 40; 11; XX, 28; Марк. VI 31; IX, 12; Лук. XXII:48). Св. апостолы также называли Его потомком Давида по плоти (Римл. I:3; IX, 5), мужем (Деян. XVII:31), другим Адамом (1 Кор. XV:45 – 49), и вообще человеком; един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус (1 Тимоф, II, 5; Puмл:V, 15; I Кор. XV:21, 47).    2) Св. церковь выражала свою веру в вочеловечение Сына Божия как в символах, бывших в употребления у древних христиан, и определения соборов поместных и вселенских, составлявшихся для опровержения заблуждений еретиков относительно лица Богочеловека, так г в изречениях св. отцов и учителей, излагавших православное учение. Вопреки лжеучению еретиков, св. отца утверждали, что человеческое тело, воспринятое Господом, было истинное, а не кажущееся или только призрачное. Почитать человеческое естество во Христе мнимым, а не действительным, значит, по мысли св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

XXII, 32). Это сказал Он для того, чтобы сильно тронуть его и показать, что его падение опаснее падения прочих, и требует большей помощи. В самом деле, здесь было два преступления: во-первых, то, что он противоречил, во-вторых, то, что ставил себя выше других; или лучше сказать, было и третье преступление - то, что он все приписывал самому себе. Итак, для уврачевания этого Христос и попустил падение; и потому, оставивши прочих, обращается к Петру: Симоне, говорит Он, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял яко пшеницу (Лук. XXII, 31), - то есть, возмущал, колебал, искушал; Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя. Но почему же, если сатана просил всех, Христос не сказал: молихся за всех? Не очевидно ли, что и это имеет ту же цель, о которой я говорил выше, то есть, что Христос обращает слово Свое к Петру, чтобы тронуть его и показать, что его падение опаснее падения прочих? Почему тоже не сказал Он: Я не попустил, но - молихся? Идя на страдание, Он говорил смиренно, чтобы показать Свое человечество. Тот, который создал Церковь на исповедании Петра и так оградил ее, что бесчисленные опасности и смерти не одолеют ее, Который дал ему ключи царствия небесного, вручил столь великую власть и, для совершения этого, не имел нужды в молитве (не сказал тогда: молихся, но со властью сказал: созижду церковь Мою, и: дам ти ключи царствия небеснаго), каким образом нуждался в молитве для утверждения колеблющейся души одного человека? Почему же сказал так? По той причине, о которой я говорил, и по причине немощи учеников Своих, так как они еще не имели надлежащего о Нем понятия. Как же Петр отрекся? Христос не сказал: чтобы ты не отрекся, но - чтобы не оскудела вера, чтобы он не погиб совершенно. И это было делом попечения Христова. Действительно, безмерный страх, объявший Петра, все рассеял; а безмерным этот страх был потому, что Бог совершенно лишил его Своей помощи; а лишил помощи потому, что в нем была сильна страсть гордости и противоречия. Итак, для совершенного истребления этой страсти, Бог допустил столь сильному страху объять Петра.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

3–4 ст. В словах сих стихов изображаются события возвращения евреев из плена Вавилонского, когда евреи действительно из разных областей востока были собраны вместе, чтобы возвратиться на родину под руководством мудрых правителей: князя Зоровавеля, первосвященника Иисуса сына Иоседекова, а потом управлялись Ездрою и Неемиею. Но как видно из последующей речи пророка, ближайшие времена избавления от плена Вавилонского соединяются у него с временами пришествия на землю Господа Иисуса Христа (5–8 ст.). Сообразно с этим под собранием всех евреев в одно целое следует разуметь собрание в Церковь Христову всех верующих, а под новыми разумными, добрыми пастырями должно разуметь св. апостолов и преемников, их новозаветных пастырей Церкви ( Иоан. Х, 12 ). 5–6 ст. Вот наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Восток праведный и воцарится тогда такой Царь, который будет поступать мудро (премудр будет) и будет производить суд и правду на земли (5 ст.). Во дни Его спасутся иудеи и израильтяне будут жить безопасно, и вот имя Его, которым будут называть его: «Господь праведен наш» (6 ст.). Здесь пророк останавливается на одном великом Пастыре, указывает особенности Его, называет Его такими именами, которые не могут принадлежать никому из людей. Воцарение этого верховного Пастыря на престоле Давида, соединение в одном лице царского и пастырского достоинства 118 , характер Его деятельности, чудные великие имена Его все это ясно указывает, что под этим будущим Пастырем из дома Давидова разумеется Спаситель Господь Иисус Христос. Ото подтверждается и свидетельствами Нового Завета (Мф. XXII, 23: XXII, 42: Лук. XVIII, 38). Господь Иисус Христос называется Востоком праведным в том же смысле, как в других местах Слова Божия Он именуется Солнцем правды ( Maл. IV, 2 ). Восточная часть света освещается прежде других частей света, погруженных во тьму ночную. Лучи восходящего здесь солнца постепенно распространяются отсюда в земное пространство, производя на все существующее в нем оживляющее действие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

В Святогробском храме религиозная жизнь, после первого дня Пасхи, как бы замирает и входит в обычную колею. В русских же храмах поочередно через всю неделю совершаются торжественные литургии с крестными ходами вокруг храмов. Целодневный трезвон на колокольне Троицкого собора свидетельствует о том, что Святая Русь и на чужбине светло празднует торжество из торжеств. Даже суета на наших постройках в среде паломников, отъезжающих на родину или подготовляющихся к участию в караване для путешествия в Назарет в Галилею, еще не имевших возможности посетить эти достопамятные места, не нарушает царящего на наших постройках высокого праздничного настроения в течение всей светлой недели. II. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе О вознесении Господа нашего Иисуса Христа на небо в книгах Св. Писания сведения сообщаются весьма краткие. Точно и определенно не называется даже место, где произошло это знаменательное событие. «И извед их воч до повствуетъ Св. евангелист Лука, и воздвиг руце свои, благослови их. И бысть, егда благословяше их, отступи от них и возношашеся на небо. И тии поклонишася ему и возвратишася во с радостию великою» (Лук. XXIV, 50–52). «Тогда возвратиишся в Иерусалим, прибавляет тот же Богоглаголивый Лука в книге Деяний Апостольских, от горы, нарицаемыя Елеон, яже есть близ Иерусалима, субботы имущия путь» (I, 12). Только из сопоставления этих мест, а равно и из того хорошо известного, по сказаниям св. евангелистов о последних днях земной жизни нашего Спасителя, обстоятельства, что Христос весьма любил Елеонскую гору, каждый день обычно удалялся сюда на ночь (Лук. XXII, 39. XXI, 37; Иоанн. XVIII, 2; Mamф. XXIV, 3, XXVI, 36 ; Mapk. XIII, 3 , XIV, 32), провел здесь некоторое время даже после тайной вечери, пред своими страданиями ( Mamф. XXVI, 30 ; Марк. 27; Лyk. XX, 39, XXII, 39 ), оставив здесь большинство учеников и удалившись на молитву в сад гефсиманский лишь с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном ( Mamф. XXVII, 36 ; Марк. 32); на Елеоне в Галилее Он являлся ученикам, по своем воскресении (Матф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

11 ст. Увещание псалмопевца, обращенное к невесте, чтобы она забыла своих предков, по отношению к евреям, желающим вступить в Церковь Христову, указывает на необходимость оставить законные обряды своих предков и отречься от ложных мессианских ожиданий; по отношению же к язычникам оно указывает на необходимость отвергнуть свое родство с суетным язычеством и всецело отдаться Христу, как Источнику истины и света. 17 ст. В награду за такое послушание псалмопевец, помимо обещания им удостоиться великой чести, снискать любовь со стороны Царя-Христа, утешает их еще тем, что Господь даст им новое великое и славное потомство. Это пророческое обещание исполнилось в Церкви Христианской прежде всего на апостолах, которые, будучи первыми сынами Евангелия, возобладали всею землею, т.е. распространили его по всей вселенной, согласно заповеди Спасителя (Мф. XXVIII). Оно продолжает исполняться на деятельности преемников их, пастырей Церкви и ревнителей благочестия, и окончательно исполнится в будущем царстве славы, когда все достойные последователи Христа будут участниками божественной славы Его (Лук. XII, 8 ст.). Псалом CIX Предметом сего псалма является пророческое учение о седении Иисуса Христа одесную Бога Отца, о предвечном Его рождении, о вечном первосвященстве; и победе над врагами. По содержанию псалом этот сходен с псалмом II-м. Он принадлежит Давиду, что подтверждается надписанием его, свидетельствами Самого Иисуса Христа (Мф. XXII, 42–44) и св. апостолов Петра и Павла ( Дeяh. II, 34 ; Ebp. I, 13 ). Усвояя принадлежность псалма Давиду, Они вместе с тем считали его пророческим, мессианским, написанным по особому откровению, которого удостоился псалмопевец, восхищенный к созерцанию оного Св. Духом. Изложение содержания Весь псалом разделяется на три строфы. В первых двух строфах изображаются следующие две небесные картины. В пророческом восхищении Давид видел на небесах на божественном троне Мессию, своего Господа, посаждаемого одесную Бога-Отца и в то же время слышал слова Последняго, обращенные к Иисусу Христу, которыми по обещанию передавалась Ему власть победы над всеми врагами и сообщалось право всемирного владычества (1–2 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

XXXIII, 6)». 44. Блаженная Евдокия, прельщенная Феодосием, отлучилась от кафолического общения и всеми стараниями желала, чтобы отщепенцы получили силу и единство, и вооружалась на православных: в это время все монахи святого града и пустыни находились в этом же отступничестве, хотя Феодосий был извержен и Ювеналий возвратился на свой престол. Она в разное время получала послания от своего брата Валерия и от зятя ее дочери Оливрия с увещаниями отстать от общения с евтихианцами и приобщиться кафолической Церкви; в особенности же она была удручена случившимися с ней несчастиями, когда зять ее Валентиниан был убит в Риме, и за сим дочь и внуки были полонены в Африке. И тогда она недоумевала в уме и не желая попрать свою совесть предательством ради сострадания к родным, мнимой своей веры, и движимая с другой стороны, любовью к Богу, рассудила за лучшее получить наставление от богоносных мужей и научиться от них истинной вере. Она послала честнейшего Анастасия хорепископа с некоторыми ее мужами в Антиохию, к святому Симеону Столпнику, который тогда был великим светильником и блистал во вселенной. Она изложила в письме свои мысли и просила получить от него богоугодный совет. Святой же Симеон высказал ей, говоря: «Знай, что диавол, видя богатство твоих добродетелей, просил дабы тебя сеял, яко пшеницу (Лук. XXII, 31), и тот губитель Феодосий, сделавшись сосудом и орудием диавола, омрачил и смутил твою боголюбивую душу; но дерзай, ибо вера не оставила тебя. Я же весьма удивился тому, что, имея источник вблизи, и не зная его, ты потщилась почерпнуть той же воды издалека — у тебя тут богоносный Евфимий. Следуй его учениям и наставлениям, и спасешься». 45. Блаженная Евдокия, услышав это, не пренебрегла, но узнав прежде, что великий Евфимий не согласится войти в город, она потщилась выстроить столп на самом высоком месте восточной пустыни, к югу от его лавры, приблизительно в тридцати стадиях, желая тут чаще наслаждаться его божественным учением. Она послала Косму крестохранителя и Анастасия хорепископа на искание его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

   Но зрите торжество благочестия в лице Воскресшего! – Он смирил Себе, послушлив быв до смерти крестные: и вот Бог превознес Его, и даровал Ему имя паче всякого имени, да о имени Иисуса всякое колено поклонится небесных, земных и преисподних! (Фил. II:8 – 10). Он богат сый, обнищал для нас (2 Кор. VIII:9), не имел где главы подклонить (Матф. 20). И вот предана Ему всякая власть на небеси, и на земли! (Мат. XXVII:18). Он из любви к ближним отдал душу Свою: и вот души всех сынов человеческих предаются Ему во власть, яко Искупителю и Судии!    И это еще только видимые для нас следы торжества невидимого. Если бы мы, по обещанию Спасителя, узрели небо отверстым (Иоан. I:51), какое бы торжество добродетелей открылось в лице Его пред очами нашими! Там увидели бы мы Сына человеческого за приятие смерти венчанного славою и честию (Евр. II:9), сидящего одесную силы Божией (Лук. XXII, 69); увидели бы двадцать четыре старца, повергающих венцы свои пред Агнцем закланным (Апок. IV:10); увидели бы сонмы ангелов, не восходящих уже и нисходящих на Сына человеческого (Иоан. I:51), а закрывающих лица свои от неприступной славы Его лица.    Какое же сердце, любящее добродетель, может не радоваться при таком торжестве Сына человеческого? Это торжество истинно всемирное, в коем может участвовать самый язычник. Пусть он не верит в Божество Иисуса Христа; довольно, если он верит в Бога и добродетель, дабы радоваться о том, что святейший из сынов человеческих столь величественно награжден ныне самим. Небом. Правосудный Бог показал в воскресении Иисуса Христа, как Он прославляет любящих Его, показал пред всем родом человеческим, что Он никогда не забывает труда любве, подъятого во имя Его (Евр. VI:10) и что все торжества мира суть ничто пред торжеством праведника.    III. Воскресение Иисуса Христа есть высочайшее торжество упования. Для угнетенного всякого рода бедствиями смертного рода человеческого ничего не может быть нужнее, как прозрение оком упования в ту сторону, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания! – И действительно, мысли и желания человеческие во все времена и у всех народов устремлялись за пределы сей жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010