В подкрепление христиан Апостол указывает им на пример пророков ( Матф. 6, 12. 21. 35. 23, 34. 37 ), которые говорили от имени Господа и по воле Господа, и за это от людей хотя были гонимы, но с терпением переносили даже самыя мучения, которыя оказались ничтожными в сравнении с теми, которыя постигали гонителей в сем мире, (хотя впрочем не всех), и постигнут в будущем. Далее представляет, как образец терпения праведнаго Иова, указывая при том, что терпение его награждено Господом с избытком даже и в настоящей жизни, – и все это от того, что Господь милосерд и сострадателен ( ιχτρμων) гораздо более людей ( Лук. 11, 13 ). Се блажим терпящия. Сими словами Апостол показывает христианам, что они сами ублажают и прославляют терпение в злостраданиях своих собратий, которые были предаваемы мучениям и мучениям жестоким, иногда даже за одно имя христиан. Почему, ублажая терпящих, и сами должны стремиться к подражанию им, за что обещается от Господа блаженство ( Матф. 6, 12 ), а не отступать пред искушениями; потому что Господь милосерд и сострадателен и не допустит искушению постигнуть чрез меру. Надежда же на Господа никого не посрамит. Отделение XVI Иак. 5:12–13 Апостол предостерегает от клятвы и побуждает к молитве. Ст. 12. Прежде бо всех, братие моя, не клянитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою: буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете ( να μ π χρσιν πσητε). Как самовидец и слуга, Господа, Ал. Иаков предостерегает от клятвы почти словами самаго Господа ( Матф. 5, 34. 37 ). Зная же каким искушениям подвергаются христиане и каким могут быть подвержены ( Матф. 10, 17–18. 24, 8–9 . Мар. 13, 9. 12–13 . Лук. 21, 12. 16–17 . Иоан. 15, 20 ), даже до соблазна и ненависти друг к другу ( Матф. 24, 10 ), и зная притом удобопреклонность Иудеев к клятвам, хотя и обращенных в христианство, напоминает им учение Господа, и этим напоминанием желает удержать от всякой клятвы. Известно, что клянущийся чем бы то ни было, как бы полагает в залог для обезпечения другаго то, чем клянется Человек же, клянущийся небом, или землею, или Иерусалимом, или собственною жизнию, не может располагать, как собственностию тем, что принадлежит не ему и котораго всего Творец и Владыка есть Бог ( Матф. 5, 34–36 ). А посему, если человек произносит клятву без нужды в обыкновенных разговорах (Мат. 6, 23), или во лжу, то это показывает, что он не имеет уважения к Богу, благоговения к Нему и крепкой веры в Него 163 . Разумеется клятва и присяга дозволяется, но только в важных и необходимых случаях, по требованию законной власти, употребляемая с благоговением и с твердым намерением не изменять ей 164 . Употребляющие же клятву по пустому, по одной привычке, забавляются грехом. Но забава грехом тяжка и опасна для души. Для истиннаго христианина тяжело произносить: ей, ей, или ни, ни, особенно тогда, когда он говорит правду, или обещает что исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

XVI, 26). Итак справедливо сказал Давид, что брат не избавит, не даст Богу измены за ся (Псал. XLVIII, 8); ибо не возможно это, хотя бы то был брат, хотя бы отец, хотя бы сын. Посмотри: Авраам назвал богача чадом, но ничего отеческаго оказать ему не мог, богач назвал Авраама отцем, но отеческим благоволением, каким обыкновенно пользуется сын, воспользоваться не мог, дабы ты знал, что ни родство, ни дружба, ни сострадание, ни другое что-либо не может принести пользы тому, кто ранее предал себя собственною жизнию. 10. Говорю это потому, что многие часто, когда мы убеждаем их быть внимательными к себе и бодрствовать, остаются безпечными, обращают увещание в смех и говорят: ты заступишься за меня в тот день, и - я ободряюсь и не боюсь. А другой говорит: у меня отец - мученик; а иной: у меня дед - епископ; другие еще указывают на всех домашних своих. Но все это пустыя слова; ибо тогда не может принести нами пользы добродетель других. Вспомни о тех девах, котором не уделили елея пяти девам: сами они вошли в брачный чертог, а те остались за дверями. Великое благо иметь надежду спасения в собственных добрых делах; а никакой друг никогда не защитит там. Если и здесь, где от нас зависит перемена, Господь говорит Иеремии: ты же не молися о людех сих (Иер. VII, 16); то тем более там. Что говоришь ты? У тебя отец - мученик? Это самое особенно и может послужить к большему твоему осуждению, когда ты, имея дома примеры добродетели, окажешь себя недостойным добродетели предков. Но ты имеешь доблестнаго и дивнаго друга? И он тебе не поможет тогда. Как же говорит Христос: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы (Лук. XVI, 9)? Не дружба здесь является защитою, а милостыня. Если бы одна дружба защищала, то надлежало бы сказать просто: сотворите себе други; между тем, желая показать, что не дружба одна защищает, Он присовокупил: от мамоны неправды (богатством неправедным). Может быть, кто-нибудь скажет: я могу без мамоны приобрести себе друга, и гораздо лучшаго, нежели от мамоны.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Далее, еще одно свойство – это свойство научного познания. В чем состоит деятельность человека? Деятельность человека состоит в обмане природы. Человек занимается тем, что все время пытается природу обхитрить. Античный и средневековый человек исходили из принципа, что человек умнее природы, что природа глупа. Она не догадалась до того, чтобы сделать колесо, а человек догадался. Он ее обхитрил. Он изобрел колесо, поставил на четыре колеса телегу и может гораздо меньшими усилиями передвигать тяжелые грузы. Природа глупа, она не могла создать такого небольшого орудия, как лук, а человек догадался, обхитрил. Натянул тетиву и может убивать животных на расстоянии, а животные глупые, они гоняются друг за дружкой до посинения. Вот основные положения. И еще космологическое положение Аристотеля: в основе мира лежит хаос, т.е. никаких закономерностей в мире не существует. Человек может познавать лишь некоторые качественные положения на основании своих органов чувств. Чувства дают основной источник знания. Такой классический пример: что падает быстрее – пушинка или дробинка? Естественно, пушинка падает медленнее. Значит, тела падают со скоростью в зависимости от своего веса. Этот вывод делался на основании чувственного познания. Такова была наука конца античности и средневековой Европы. Что происходит в XVI в. и до XVI в.? Во-первых, средневековая Европа – это Европа христианская. И постепенно, не забывайте, что изменения в сознании людей происходят очень медленно, человек принимает веру сначала как нечто внешнее, как обрядовый культ, как что-то внешнее, что должен исполнять, но до конца не осмысливает. И только с поколениями то, что является религиозной верой людей, начинает осмысливаться, переводиться на уровень не только объявленный, но и на уровень богословский, теоретический – то, что проникает в плоть и кровь народа. Западное христианство существовало в принципе не так уж и долго. Это только говорится, что с I века. На самом деле христианство отрицательно принимается даже в Ш веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/os...

Такая высота есть вместе и погибельная пропасть. Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества, или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов. Как утешение наше во время бодрствования нашего состоит из умиления, рождающегося от сознания грехов своих, от воспоминания о смерти и о суде Божием - только эти помыслы возникают в нас от живущей в нас благодати Божией, насажденной святым крещением, и приносятся нам Ангелами Божиими, сообразно нашему состоянию кающихся, так и во сне, весьма редко, при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божий или кончину нашу, или адскую муку, или грозный присмертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию, к умилению, к плачу о себе. Но такие сновидения даются весьма редко подвижнику или даже и явному, и лютому грешнику по особенному неведомому смотрению Божию; даются весьма редко не по скупости к нам Божественной благодати - нет! По той причине, что все случающееся с нами вне общего порядка приводит нас в самомнение, и колеблет в нас смирение, столько необходимое для нашего спасения. Воля Божия, в исполнении которой заключается спасение человека, изображена в Священном Писании так ясно, так сильно, так подробно, что содействие спасению человеков нарушением общего порядка делается наиболее излишним и ненужным. Просившему воскрешения мертвецу и послания его к братиям для увещания их к переходу с широкого пути на тесный сказано: Имутъ Moucea и Пророки: да послушаютъ ихъ. Когда же просивший возразил: ни!.. но аще кто изъ мертвыхъ идетъ к нимь, покаются: то получил в ответ: аще Моисеа и Пророковъ не послушають, и аще кто изь мертвыхъ воскреснетъ, не имутъ веры (Лук. XVI, 27-31.). Опыт показал, что многие, сподобившиеся во сне видения мытарств, страшного суда и других загробных ужасов, были потрясены видением на краткое время, потом рассеялись, забыли о виденном, и вели жизнь беспечную, напротив того не имевшие никаких видений, но поучавшиеся тщательно в законе Божием, постепенно пришли в страх Божий, достигли духовного преуспеяния, и в радости, рождаемой извещением спасения, перешли из земной юдоли скорбей в блаженную вечность.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   Я бы сказал, что духи, не имеющие тела, будут гореть так, как горел в аду известный богач, когда говорил: «Я мучусь в пламени сем» (Лук. XVI:24), если бы не предвидел соответствующего возражения, что то пламя было таким же, какими были и глаза, которые богач поднял и которыми увидел Лазаря, каким был язык, прохладить который он желал, каким, наконец, был палец Лазаря, с помощью которого он просил это сделать; там души были без тел. Отсюда, как пламя, в котором горел богач, так и капля, которой он просил, были такими же, каковы бывают видения спящих или в состоянии экстаза видящих бестелесные вещи, хотя и имеющие подобия тел. Да и сам человек, хотя в этих видениях участвует духом, а не телом, видит себя, однако, до такой степени подобным своему телу, что решительно не может провести между ними различия. Но та геенна, называемая также огненным и серным озером (Апок. XX:10), будет огнем материальным и будет терзать муками тела осужденных, — людей ли и демонов вместе, грубые у первых и воздушные у последних, или только тела людей вместе с духом, а демоны будут мучиться духом без тел, привлеченные только для наказания к материальному огню, но не сообщая ему жизни. Ибо для тех и других будет один огонь, как изрекла сама Истина (Мф. XXV:41). Глава XI. Согласно ли со справедливостью, чтобы время мучений было продолжительнее, чем время грехов    Равным образом, некоторые из тех, против которых мы защищаем град Божий, находят несправедливым, чтобы за грехи, как бы велики они ни были, но совершенные в короткое время, кто-либо был бы осужден на вечные мучения; как будто когда-нибудь справедливость какого-нибудь закона стремилась к тому, чтобы каждый нес наказание в продолжение именно того времени, в течение которого он совершил то, за что наказывается. Туллий пишет, что в законах указываются восемь родов наказаний, именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, возмездие, лишение чести, ссылка, смерть, рабство Какое же из этих наказаний, соответственно скорости преступления, определяется на такое короткое время, чтобы отбывалось в течение такого же срока, в какой совершено преступление? Исключение может составлять разве что возмездие. Отсюда и изречение закона: «Глаз за глаз, зуб за зуб» (Исх. XXI:24).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Христе было совсем изгнано Божеством, и потому в Нем будто должно признавать одно только Божеское естество).   28. Сущность евангельского учения    Евангельское учение, состоя из двух частей: закона веры и закона деятельности, всецело направлено к одной великой цели – спасению человека.    Сущность закона веры Сам И. Христос выразил в следующих словах: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единородного дал ест, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. III:16), или: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога, и Егоже послал еси Иисуса Христа (XVII, 3). И соответственно тому, в частности учил:    1) О Боге высочайшем и совершеннейшем Духе (Мат. V:45; Иоан. IV:24), едином по существу (Марк. XII:29), но троичном в лицах (Мат. 19), самобытном (Иоан. V:26), вездесущем (Иоан. IV:21 – 23), всеблагом (Мат. XIX:17), всемогущем (Мат. XIX:26), Творце и Промыслителе вселенной (Мат. VI:26 – 29), Который отечески печется о всех Своих тварях, в особенности же о человеческом роде (Лук. XII:7).    2) О Самом Себе, как единородном Сыне Божием, пришедшем в мир для примирение и воссоединение человека с Богом (Иоан. III:16; XVII, 21), о Своих спасительных страданиях, смерти и воскресении (Мат. XII:40; XVI, 21).    3) Наконец о человеке падшем, поврежденном (Иоан. III:7), и о средствах, как он может восстать и усвоить себе спасение, может возродиться (Иоан. III:5), освятиться (Иоан. XVII, 11, 17), воссоединиться с Богом чрез своего Искупителя (Иоан. XIV:6, 20), и таким образом достигнут вечно-блаженной жизни за гробом (Иоан. III:16).    Сущность закона деятельности, сообразно с законом веры, И. Христос выразил в двух главных заповедях.    1) В заповеди о самоотвержении. Иже хощет по Мне ити, говорит Он, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Марк. VIII:34). Заповедь, очевидно, направленная к искоренению в нас самого начала всякого греха – гордыни или самолюбие (Сир. X:15), след, к очищению нас от всякой скверны плоти и духа (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Димитрий Ростовский, знаменитый философ Солон, в Афинах на дверях капища написал крупными буквами: „познай себя самого!“ – Для чего ты, философ, написал это на дверях вашего капища? „А для того“, говорить, что сюда каждый день приходить множество народа: пусть же каждый, входящий в эти двери, читает ежедневно, а какой смысл в этих словах и чему они научают, сам рассмотри и угадай». Как же это рассудить? – „Да предложи своему уму такие вопросы: кто ты? откуда? и куда идешь? Кто ты? человек бренный, тленный, немощный, подверженный всяким болезням, всяким случайностям, всяким бедам и всякому несчастию. Откуда ты? из персти земной создан, от похоти плотской зачат, от болезней матерних рожден... Куда ты идешь? – Во гроб, и нет ни для царя, ни для князя, ни для богача, ни для нищего, ни для ученого, ни для невежды, – нет иного конца, кроме гроба, а во гробе тление, черви, смрад, гной, персть, а затем и совершенное по телу уничтожение. Итак, каждый познавай сам себя“. Не худо учение этого философа: можно похвалить его. Получив пользу в Афинах, идем далее.    Когда же мертвецы говорят нам так, то будем спрашивать у них обо всем. Придет ли кому греховное вожделение плотской нечистоты? спросись у мертвых, и именно – у содомлян, горящих в неугасимом огне; что они тебе скажут? – „Если хочешь придти в это огненное место и мучиться с нами вечно, то иди, делай, что тебе хочется». Если явится желание роскошно пировать каждый день, пить, есть? – спросись у мертвых, а именно: у того богача, который во аде возвед очи свои, сый в муках, просит одной капли воды на язык свой от Лазарева перста и не получает (Лук. XVI:23). Захочешь ли преследовать и обвинять невинных? – спросись у фараона, который преследовал неповинно людей Божиих и утонул в море, а ныне утопает в геенне. Вздумаешь ли восстать против своих начальников, устроить против них заговор? – посоветуйся с Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и поглощенными землею. Захочешь ли завидовать беззаконным? – спросись у жены Лотовой, оглянувшейся на Содом и превратившейся в соляной столб.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

– Речь по освящении храма в селе Шонгутах. Н. Ивановский     (24–40).    (35–51) – Вопрос о классиках, взгляд на его историю, его современное состояние  и значение. В.В.П (42–74).        (52–85) – Способы определения времени написания рукописей без определенных дат вообще и богослужебных рукописей в частности. А. Дмитриевский     (75–92).        (86–103) – Памятник древле-русской письменности, относящийся к истории нашего богослужения в XVI в. Н. Красносельцев    (93–108).         (104–119) – Объявления (I-IV).               (120–123) 2 )   содержание православного собеседника 1884 февраль – Взаимные отношения христианских и языческих элементов в народном миросозерцании. Речь пред публичною защитою сочинения: «Влияние церковного учения и древне-русской духовной письменности на миросозерцание русского народа и в частности на народную словестность, в древней допетровской период». А. Попова   (109–126) .        (126–143) – Вопрос о классиках. Взгляд на его историю, его современное состояние и значение. В. Плотникова    (127–150).               (144–168) – Замечания к первым двум главам русского перевода Евангелея от Матфея. А.А. Некрасова     (151–164).             (168–181) – Раскол донатистов. Н. Кутепова       (165–182).                      (182–199) – Умел ли Мухаммед читать и писать? ( Речь произнесенная профессором Густавом Вейлем на четвертом международном конгрессе ориенталистов, происходившем во Флоренции , в сентябре 1878 года). Перев. О. С-ва .    (183–196).        (200–212) 3 )  содержание православного собеседника 1884 март-апрель – Раскол донатистов. Н. Кутепова       (197–230).                      (216–249)  – Благовестие ангела Пресвятой Деве Марии о рождении Мессии (лук.1:26–38)   М.Н. Богословского      (231–265).                (250–284) – Физиологическое учение о сне и сновидениях В.А. Снегирева    (266–309).        (285–328) – Нечто о записках архиепископа Василия Полоцкого по поводу выхода в свет Записок митрополита Литовского Иосифа Семашки. Н.В. Знаменского       (310–329).                    (329–348)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом, чтобы ты знал, что не употребление брения содействовало Ему для дарования прозрения слепому, но что Он и без вещества мог бы одним повелением создать эти глаза, Он прибавляет: иди, говорит, умыйся в купели Силоамсте. Показав нам самым способом чудотворения, Кто и вначале сотворил человека, Он потом говорит слепому: иди, умыйся в Силоаме. Как отличный ваятель, желая показать на деле свое искусство, при изготовлении статуи оставляет некоторую часть ея неоконченною, чтобы на этой части представить доказательство своего искусства в устройстве целой статуи, так и Христос, желая показать, что Он, сам сотворив целаго человека, оставил этого (слепого) несовершенным для того, чтобы, пришедши и даровав ему глаза, этою частию внушить нам веру в отношении к целому. И посмотри, с какою частию тела Он поступил так: не с рукою и ногою, но с глазами, прекраснейшим и необходимейшим из наших членов, драгоценнее котораго у нас нет ни одного члена. А кто мог создать прекраснейший и необходимейший член, т.е. глаза, Тот очевидно может сотворить и руку, и ногу, и прочие члены. О, как блаженны те глаза, которые сделались предметом зрелища для всех присутствовавших, привлекали к себе всех, и своею красотою проповедывали, возвещая всем присутствовавшим о силе Христовой! Подлинно, дивное было событие: слепой учил зрячих прозрению. Выражая это, Христос и говорил: на суд Аз в мир сей приидох, да не видящии видят, и видящии слепи будут (Иоан. IX, 39). О, блаженная слепота! Глаза, который слепой не получил от природы, он получил от благодати, и не столько потерпел вреда от промедления (в получении глаз), сколько получил пользы от способа создания их. Что может быть удивительнее тех глаз, которые создать удостоили непорочныя и святыя руки? И что случилось с безплодною женою, то произошло и здесь. Как она не потерпела никакого вреда от долгаго безплодия, но, сделалась более славною, получив сына не по законам природы, а по законам благодати (Быт. XVI, 1; Лук. I, 7); так точно и слепой не потерпел никакого вреда от предшествовавшей слепоты, но и получил отсюда величайшую пользу, удостоившись сначала узреть Солнце правды, а потом - солнце видимое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Тот и другой получат должное там, один - венцы за страдание и терпение, другой - наказание и мучение за нечестие. Эту причту напишите и богатые и бедные: богатые - на стенах домов ваших, а бедные - на стенах души; и если она когда-либо изгладится от забвения, опять начертайте чрез воспоминание. А лучше, и богатые напишите ее прежде, чем на стенах дома, на сердце, и всюду носите с собою, и будет она для вас училищем и источником всякаго любомудрия. Если мы всегда будем иметь ее написанною на сердце, то ни радостныя обстоятельства настоящей жизни не возмогут надмить нас гордостию, ни печальныя - повергнуть в уныние и отчаяние, но на те и на другия мы будем смотреть так же, как на картины, написанныя на стенах. Как видя на стене изображение богатаго и беднаго, мы ни тому не завидуем, ни этого не презираем, потому что видимое нами есть тень, а не действительность; так, узнав свойство богатства и бедности, славы и безчестия, и всего другого печальнаго и радостнаго, мы будем свободны от смущения, ими производимаго. Все это обманчивее тени, и человека возвышеннаго и благороднаго не может ничто блестящее и славное надмить гордостию, и ничто смиренное и уничиженное довести до отчаяния. Впрочем уже время нам выслушать слова богатого. Молю тя, отче, говорит он, т.е. прошу, умоляю, да послеши Лазаря в дом отца моего; имам бо пять братий, яко да засвидетельствует им, да не и тии приидут на место сие мучения (Лук. XVI, 27, 28). Не успев в просьбе о себе, он просит о других. Посмотри, как человеколюбив и кроток он стал от наказания. Тот, кто презирал Лазаря, бывшаго при нем, заботится о других отсутствующих; тот, кто проходил мимо лежавшаго пред глазами его, теперь вспоминает о тех, которых не видит, и с великим почтением и усердием просит, чтобы сделано было им какое-либо внушение для избежания угрожающих им зол. Он просит послать Лазаря в дом отца его, где открыто было ему место подвигов и поприще добродетелей; пусть, говорит, увидят Лазаря увенчанным те, которые видели его подвизавшимся; свидетели его бедности, голода и множества бедствий, пусть будут теперь свидетелями происшедшей с ним перемены, его чести и славы, дабы они, вразумившись тем и другим и узнав, что дела наши не окончатся с настоящею жизнию, приготовились так, чтобы могли избежать будущаго наказания и мучений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010