Разделы портала «Азбука веры» Часть I. «Любовь не ищет своего» Святоотеческое учение о собственности, богатстве, бедности и милостыне. Встреча со святыми отцами на этой ниве одновременно и радостна и наводит на грустные размышления. Радостна, потому что святые отцы удивительно многогранно и глубоко исследуют этот вопрос, занимая подлинно христианскую нравственную позицию. Невеселые же размышления возникают из-за того, что парадоксальным образом все это богатство практически неизвестно широкой православной аудитории. Знакома она с ним лишь в интерпретации, примерно такой, какую дает И.А. Ильин: «Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности, а говоря о «богатых», коим «трудно войти в Царство Божие» ( Мф.19,23-24 ; Мк.10:23-25 ; Лук.18.24-25 ), Он имел в виду не размер их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они «надеются» на него ( Мк.10:24 ); «служат ему, а не Богу» ( Мф.6:24 ; Лук.16,13 ); «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них «сердцем» ( Мф.6:19-21 ) и потому «богатеют» «не в Бога» ( Лук.12:21 ). Но изнутри Божья благодать уже посетила и преобразила души множества богатых людей, начиная с мытаря Закхея и Иосифа Аримафейского. Согласно этому и нищий, и зажиточный, и богач могут быть добрыми и злыми; и только апостолам («следуй за Мною» Мф.19:21 ; «возьми крест свой» Мф.16,24;10,38 ; Мк.8:34 ) Христос советовал полное отречение от имущества (ср. Мф.10:8-10 ; Мк.6:8 ; Лук.9:3 ). Остальным же Он заповедал милосердие ( Мф.9:13 ; Лук.10:37 ; ср. Рим.12:8 ; Филип.2:1 ) и щедрость ( Мф.5:42 ; Лук.6:30 ; ср. Ефес.4:28 и др.). Идя по этому пути, мы должны искать разрешения проблем, возникающих в связи с частной собственностью, прежде всего через внутреннее воспитание и просветление человеческого существа»/5:283–284/. В этом фрагменте — как мы привыкли думать, вполне православном — известный русский мыслитель и большой патриот России излагает позицию, типичную для ряда богословов конца XIX — начала XX вв., но весьма далекую от подлинных мыслей святых отцов. Поэтому обращение к святоотеческим текстам становится совершенно необходимым.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

в 90-х гг. XX в. иером. Митрофан (Заридзе) опубликовал Житие Н., содержавшее основные сведения о святом. В 2008 г. в сб. «Святые покровители Ниловой пустыни» вновь было опубликовано Житие Н., при этом впервые оно было дополнено чудесами исцеления XIX-XX вв. (монаха Ниловой пуст. Евлампия, крестьянина Московской губ. Ивана Афанасьева, жительницы Вел. Лук А. Н. Зайцевой, жены вышневолоцкого помещика М. И. Тельнева, солдата Владимира Милькова во время Великой Отечественной войны), а также описанием чуда появления 9 июля 2005 г. над Ниловой пуст. яркой радуги вокруг солнца. В 2017 г. в кн. Т. В. Барсегян (Куксинской) «Нилова пустынь. Монастырь и мир» опубликовано Житие Н., дополненное описанием совр. чудес, записанных братией мон-ря. Биография Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (Музей «Наследие прп. Нила») Прп. Нил Столобенский. Икона. Кон. XIX — нач. XX в. (Музей «Наследие прп. Нила») Согласно древнейшей редакции Жития, Н. род. в одном из селений Жабенского погоста (в кон. XV в. в этот погост входило более 300 сел, деревень, пустошей). Согласно спискам Жития 3-й редакции, местом рождения Н. называется собственно Жабенский погост (т. е. его адм. центр). Мирское имя Н. неизвестно. О его родителях информации также нет, только в 3-й редакции Жития сообщается, что они были «священнического чина» (РГБ ОР. Ф. 138. 49). Отрок рано осиротел, после чего удалился в Крыпецкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь , где принял монашеский постриг и был наречен Нилом во имя прп. Нила Синайского . Подвижническая жизнь инока была вскоре замечена настоятелем и братией Крыпецкого мон-ря. Не желая принимать похвалы людей, Н. попросил у настоятеля благословение уйти в безлюдное пустынное место, чтобы подвизаться перед очами Единого Всевидящего Бога, и получил благословение на пустынножительство. Покинув Крыпецкий мон-рь, Н. в 1515 г. нашел тихое место в дремучем лесу на берегу р. Черёмухи (Серемхи) в Кравотынской волости (ныне сев.-вост. часть Осташковского р-на Тверской обл.), где срубил небольшую часовню и келью, в к-рой прожил 13 лет.

http://pravenc.ru/text/2577609.html

Кроме указанных нами прежде общих доводов в пользу отделения Зах.9–14 от Зах.1–8 , сторонники эллинистической датировки приводят специальные аргументы для подтверждения своих воззрений. На самом деле их немного. 1 . В Зах.9:13 говорится: Ибо как лук Я натяну Себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония, и сделаю тебя мечом ратоборца. Термин «Иония» в историческом смысле означает западную часть Малой Азии и острова Эгейского моря, где в начале 1-го тысячелетия до Р.Х. поселились греки 62 , которые жили здесь в течение долгого времени. Потому можно с уверенностью говорить, что в данном стихе Иония обозначает Грецию. Но значит ли это, что весь отдел книги Захарии, частью которого является данный стих, написан в эпоху эллинизма? Критики XIX в. (Велльгаузен, Штаде, Кюйпер) делали именно такой вывод и считали, что стих Зах.9:13 сам по себе является достаточным основанием для датировки Зах.9–14 эллинистическим периодом истории Востока. Таким образом, это самый сильный аргумент в пользу анализируемой нами гипотезы, потому рассмотрим его подробно. Критики делают два вывода из Зах.9:13 : а) «сыны Ионии» – мировая держава, современная автору данного пророчества; б) они – враги Сиона. Однако здесь сразу можно возразить, что «сыны Ионии» всего лишь одна из держав и народов, находившихся в пределах пророческого горизонта священного автора. Наряду с греками он называет сирийцев, финикийцев, филистимлян, Ассирию и Египет (9:1–7; 10:10, 11). Кроме того, в персидский период и долгое время после начала эллинистической эпохи (Александр Македонский, Диадохи, Птолемеи, первые Селевкиды) греки не были врагами евреев, что свидетельствует против гипотезы О. Айссфельдта. Также непонятными являлись бы слова пророка о грядущей победе иудеев, если они были бы сказаны вскоре после войн Александра Македонского, вследствие которых Иудея подпала под власть эллинистических государств. Наконец, отнесение Зах.9:13 к эпохе эллинизма не согласуется с контекстом, так как в Зах.9:11–12 ожидается возвращение большой части евреев из плена, что совершилось в V в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6 За Исаака козел зготованый Богу на жертву тернем затрыманый... – согласно библейскому преданию, родоначальник еврейского народа Авраам, выполняя божественную волю, собрался принести в жертву Богу сына Исаака, но ангел остановил его, и Авраам принес в жертву барана, запутавшегося рогами в терниях неподалеку от сооруженного им жертвенника (Бытие, XXII:1–15). 7 Арфа при арце, трен до той могилы… – «Арфа при ковчеге... и т. д.– библейский мотив, получивший элегическое переосмысление в средневековой христианской поэзии. 8 Познай, матко, ...спытай Гавриила… – поэт имеет в виду евангельский рассказ о благовещении: архангел Гавриил предвестил деве Марии непорочное зачатие сына (Лук., I:26–38). 9 ...кгды як Израиль крваву шату… – сопоставляются повествование о снятии с креста и положения во гроб Христа, совершенное его тайным учеником, богатым человеком из иудейского города Аримафеи Иосифом (Матф., XXII:57–60; Марк., XV:43–46; Лук., XXIII:50–53; Иоанн, XIX:38–42), с ветхозаветной историей, рассказывающей, как сыновья Иакова, позже получившего от Бога имя Израиль, из зависти продали своего брата Иосифа в рабство, а его одежду, вымаранную в козлиной крови, предъявили отцу, заявив, будто бы Иосифа съел хищный зверь (Бытие, XXXVII:1–34). 10 ...ты от Никодима… – согласно евангелиям, Никодим – иудейский князь, служивший сотником (начальником ста всадников) в охране Понтия Пилата (ум. вскоре после 33 г). Никодиму приписывается и собственное евангелие (см.: Книга Никодима. «Вега». Апокрифические сказания о Христе. СПб., 1912). 11 За тридцать средних усюды куплены… – согласно евангельской истории, Иуда Искариот предал Иисуса Христа иудейским первосвященникам за тридцать серебреников (Матф., XXVI:14–16). Априль 27. Взенто образ Насвентшэй Богородзицы з Полоцка до Москвы (с. ...) Из заглавия стихотворения видно, что оно было написано в 1663 г. по случаю переноса иконы Полоцкой богородицы (считавшейся чудотворной) из Полоцка в Москву. В рукописи текст записан латиницей. Текст (по списку ЦГАДА, ф. 381, 1800, л. 33–33 об.) печатается впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Таким образом, пророки рисуют в самых сильных чертах будущее торжество Израиля над народами, описывают восстановление Иерусалима и царства Израильского, описывают будущее богатство, благополучие и пр. Однако эти черты не поглощают всего их внимания, мало того, эти черты больше говорят о начале царства, а не о его существе. Но лишь только пророки переходят к описанию того, как и чем будет наслаждаться Израиль в будущем царстве, – сразу же в их речах выступает, в качестве главной, основной черты этого царства, его святость, Богоугодность, свобода от всякого греха. Мессия чрез то самое, что Он освободит народ из плена, даст ему возможность жить свято и в общении с Богом. Тяжело, конечно, было чужеземное рабство, тяжела вся вообще бедственность жизни, но главный гнет, давивший нравственное сознание истинного Израиля, был все-таки грех. Потому и избавление от него было главным содержанием понятия о спасении. Эта основная мысль пророчества замечательно ясно выражается на рубеже двух Заветов отцом Иоанна Крестителя, священником 3ахариею. „Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ свой, и сотворил избавление ему: и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего; как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас, сотворит милость с отцами нашими, и помянет святый завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей». Поэтому и призвание новорожденного Предтечи будет „дать уразуметь народу Божию спасение», именно, „в прощении грехов», целью же „посещения Востока свыше» будет „просветить сидящих во тьме и сени смертной, направит ноги наши на путь мира» (Лук. I, 68 – 75. 77. 78. 7У). Приходит, наконец, время родиться Самому Востоку свыше. Ангел является во сне Иосифу и повелевает ему назвать родящегося Младенца Иисусом. „Ибо, говорит Ангел, Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. I, 21). В этом спасении от грехов полагал Свое призвание и Сам Господь Иисус Христос. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас». В чине пострижения прибавляется: „обремененные грехами», и эта прибавка вполне оправдывается дальнейшим ходом речи. В чем состоит предлагаемое Христом упокоение? „Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим» (Мф. XI, 28 – 29). Покой, спасение – в перемене нравов. Верный Своему призванию „взыскать и спасти погибшее 1 " , Сын Человеческий приходит в дом Закхея, и говорит: „ныне пришло спасение дому сему, потому что и он (Закхей) сын Авраама». Слова же эти сказаны были в ответ на восклицание Закхея: „Господи, половину имения моего отдам нищим, и, если кого обидел, воздам вчетверо» (Лук. XIX, 10. 9. 8). Мытарь, сребролюбец по самому своему положению, вдруг разрешается от уз своей страсти. Господь и называет это спасением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=779...

е. Христос (2 Кор. XIII:3.), потому что Господь даст слово благовествующим силою многою (Псал. 67:12) и: взойди на гору высокую, благовествующий Сион, и возвысь c силою голос твой, благовествующий Иерусалим (Ис. 40:9). Следовательно, слова Божии суть благи, если они с Ним, т. е. если Бог не оставляет проповедующего, если сердце и уста его находятся в согласии между собою. Впрочем, благие слова Божии не бывают с тем, кто говорит только устами, а сердце его далеко от Бога, и провозвещает о судах Его, и устами своими принимает завет Его, а на деле оскверняется деяниями грешников. Это же должно сказать не только о грешнике. но и каждом из тех, которые не имеют благодати духа, т. е. пророчества и учения, и толкования, и больших благодатных даров; такого рода человек не будет иметь с собою слова Бога, если он пожелает указать причины элементов, основания своей веры и объяснить, почему Бог, благий и Творец всех, пришел только в Иудеям, и уже в самое последнее время призвал языческие народы; своею собственною неопытностью он извратит даже благие слова Божии, которые идут прямо и ищут правильного слуха. Именно это и заповедует Господь народу, имеющему быть преемником Израиля и церкви, собранной из язычников, т. е. не нападать на первоначальное поколение на Израиля и нападениями не сделаться достойным укоризн. Он сам, Истинный Судия и говорящий без гнева, показывает, как Израиль во время Его страданий будет его противником и сделает это не потому, что может повредить своему Создателю, а потому, что замыслил вопреки собственному благополучию. Посему Он и обращает слово к Иерусалиму: «О если бы ты... узнал что служит к миру твоему» (Лук. XIX:42). Потерявши мир, они содрали кожу свою, т. е. удалили от себя помощь Божию, которая покровительствовала им и остались, как обнаженные тела без кожи и покрывала; так что то, что прежде, — при содействии свыше Божественного милосердия, — казалось в них прекрасным, по отдалении его обнаружило их позор для смотрящих. По удалении же мира и помощи Божией, вследствие противления их Богу, — о чем говорится: «Господь сокрушающий брани» , Господь имя ему (Иудиф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3155...

И как тихо, легко и покойно становится на душе, горячо и с верою помолившейся! Итак, христианин, Господь ли послал тебе скорби, скорей к Нему взывай о помощи! Люди ли причинили тебе обиду – опять к Богу воззови, чтобы он Своею благодатью вражду угасил и скорби и обиды утолил! Сам ли по своей греховности в напасть впал, ни к кому другому, а к милосердному Отцу небесному прибегай за прощением и проси у Него вразумления на будущее время... Никогда не забывай и мудрых слов пророка, сказанных от лица Господа: «не бойся, ты Мой. Будешь ли переходить через воды – Я с тобою; чрез реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. ( Ис.43:1–2 ). Значит, бойся только тогда, когда ты одинок в скорби, когда не хочешь призвать молитвенно Господа на помощь и заступление. (См. 8 лист., приложен, к журналу " Кормчий»). Неделя 32-я по Пятидесятнице Еванг. от Лук., зач.94-е, гл. XIX, 1–10 ст. 1. Праведный Закхей В то время как фарисеи, гордые своею праведностью от закона, с презрением отвергали от общества чад Божиих мытарей и язычников, Иисус Христос, пришедший призвати не праведники, но грешники на покаяние ( Мф.9:13 ), с заботливостью доброго Пастыря, оставляющего девятьдесять и девять овец в горах ( Мф.18:12 ) и взыскующего единую заблудшую, искал и обретал раскаивающиеся души, ждавшие, казалось, только пастырского голоса Его для возвращения на путь правды. Так обрел Он Левия мытаря, и хананею, и блудницу, отершую ноги Его власами главы своей, и многих мытарей и грешников, так обрел Он и праведного Закхея. Евангельская история не раскрывает нам подробностей жизни праведного Закхея, предшествовавших его обращению ко Христу, и говорит только, что он бе старей мытарем ( Лк.19:2 ). Это одно показывает уже, что имя Закхея было обременено всеобщим позором, и что все, почитавшие себя истинными израильтянами, чуждались его, как прокаженного; но по душе этот старейшина мытарей был несравненно выше многих фарисеев и книжников, почивших на законе. Он чувствовал греховное состояние свое, и – не только чувствовал, но и тяготился им и желал сложить бремя грехов своих у ног Того, Который с отеческою любовью принимал всех раскаявшихся грешников: искаше видеши Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Каин не покаялся и сразу Бог обличил его, карая не преступление, а безстыдство. А Давид воззвал: «согрешил я пред Господом», на что прор. Нафан ответил: «... Господь снял с тебя грех твой» ( 2Цap. XII, 13 ). Этого отказа от повторения греха требовал и Спаситель: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» ( Uoah. V, 14 ). Тоже: «и Я не осуждаю тебя. Иди, и впредь не греши» ( Uoah. VIII, 11 ). «В Писании ничего не сказано без святой цели» (Еп. Игнатий Брянч., Аскет, опыты). Учители Церкви и подвижники также определяют покаяние: – «Совершенное покаяние состоит в том, чтобы не делать больше тех грехов в коих каемся» ( Иоанн Кассиан , Добротолюбие). Иначе: в покаянии – после раскаяния нужен нравственный подвиг (Лук, XIX, 8). 300. В чем благотворная сила Таинства Покаяния? Обильно изливается на нас Божия благодать при покаянии: – «искра, упавшая в море: порок по отношении к человеколюбию Божию» (Иоан. Златоуст, Беседы о покаянии, от 6-й до 9-й). Сами мы становимся при покаянии причастниками великих благ : " И дам вам сердце новое и дух новый дам« (Иезек. XXXVI, 26). «Не должна ли душа наша обратиться в огонь духовный и излиться в слезах чистосердечного раскаяния» (Св. Иоанн Крон. Моя ж. во Христе, т. 2-й, стр. 12). «Нигде человек не бывает так прекрасен, так мил Богу, как тогда, когда убивает пред Ним и пред тобою (духовником) свою гордыню. Лучшим, чем в эти минуты ты его уже не встретишь» (Блаж. М. Антоний, Испов.). 301. Говорит ли Св. Писание о благом последствии и о духовной силе Покаяния? Закхей только восхотел своего исправления и уже был наречен сыном Авраама ( Лyk. XIX, 9 ). Покаявшийся в последнюю минуту жизни распятый разбойник, введен в рай первым ( Лyk. XXIII, 40–43 ). А пророку Исаии Бог говорил: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» ( Uc. I, 18 ). Покаяние приближает нас к Царству Небесному, ибо Господь рядом ставить их с начала Своей проповеди : " и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царство Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Mpk. I, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чтò сказал ему Господь, тò сказал ради нас, чтобы демоны, слыша и от нас подобное сему, обращались в бегство ради Господа, воспретившаго им это».     «Намеревался-было я смолчать и ничего не го­ворить от себя, удовольствовавшись одним сказанным; но, чтобы не подумали вы, будто бы говорю сие просто, а напротив того уверились, что сказываю вам изведанную по опыту и сущую правду, то скажу еще, чтò дознал я о демонских начинаниях. Много раз ублажали меня демоны, а я заклинал их именем Господним. Много раз предсказывали они мне о разливе реки, а я спрашивал их: вам какое до сего дело? Иногда приходили с угрозами и окружали меня, как вооруженные воины. В иное время наполняли дом конями, зверями и пресмыкающимися; а я воспевал: сии на колесницех и сии на кóнех: мы же во имя Господа Бога нашего возвеличимся (Псал. XIX:8—9), и по молитвам Господь обращал их в бегство. Иногда приходили во тьме, имея призрак света, и говорили: мы пришли озарить тебя, Антоний. Но я, смежив глаза, молился, и тотчас угасал свет нечестивых. Чрез несколько месяцев пришли, и будто воспевали псалмы и произносили места из Писаний: аз же яко глух не слышах (Псал. XXXVII:14). Иногда приводили в колебание монастырь; но я молился, пребывая неподвижен мыслию. После сего, еще пришли и стали рукоплескать, свистеть, плясать; но я молился и лежа пел сам в себе псалмы. Вскоре начали они плакать и рыдать, как изнемогшие; а я прославлял Господа, сокрушившаго и посрамившаго их дерзость и безумие. Однажды явился с многочисленным сопровождением демон весьма высокий ростом и осмелился сказать: я-Божия сила, я-Промысл; чего хочешь, все дарую тебе.-Тогда дунул я на него, произнеся имя Христово, занес руку ударить его, и, как показалось, ударил, и при имени Христовом тотчас исчез великан этот со всеми его демонами. Однажды, когда я постился, пришел этот коварный в виде монаха, имея у себя призрак хлеба, и давал мне такой совет: ешь и отдохни после многих трудов; и ты-человек, можешь занемочь,-Но я, уразумев козни его, возстал на молитву, и демон не стерпел сего, скрылся и, изшедши в дверь, исчез как дым. Много раз в пустыне мечтательно показывал мне враг золото, чтобы только прикоснулся я к нему и взглянул на него; но я отражал врага пением псалмов, и он исчезал. Часто демоны наносили мне удары, но я говорил: ничто не отлучит меня от любви Христовой.-И после сего начинали они наносить сильнейшие удары друг другу. Впрочем, не я удерживал и приводил их в бездействие, но Господь, Который сказал: видех сатану, яко молнию с небесе спадша (Лук. X:18). А я, дети, помня изречение Апостольское, преобразих то на себе (1 Коринф. IV:6), да научитесь не унывать в подвижничестве и не страшиться привидений диавола и демонов его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Еще один выпад против религиозных воззрений последователей Л. Н. Толстого. которая не имеет ни формы, ни смысла (франц.). Лук. 12, 51. Князь мира (франц.) Иоан. 14, 27. Лицом к лицу (франц.). Иоан. 14, 12. Намек на Л Толстого, который во время Крымской войны был артиллеристом, командовал батареей на знаменитом 4-м бастионе. Последние строки стихотворения А. К. Толстого " Сон Попова " (Толстой А. К. Драматическая трилогия. Стихотворения. М., 1982. С. 461). Стихотворение А. К. Толстого " Великодушие смягчает сердца " . Это достойно мастера (франц.). неточная цитата из эпиграммы 1 Козьмы Пруткова: " Вы любите ли сыр? " - спросили раз ханжу. " Люблю, - он отвечал, - я вкус в нем нахожу " . Толстой А. К. Соч.: В 2 т.М., 1981. Т. 1. С. 312. Вопреки всему (франц.). K тому же мало вдохновенная (франц.). Примите мои поздравления (франц.). Песня написана Л. Н. Толстым и посвящена сражению на Черной речке 4 августа 1855 г. Получила широкое распространение в списках (Толстой Л. Н. Переписка c русскими писателями: В 2 т. М., 1978. Т. 1. С. 129. Текст песни//Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Т. 4. С. 302 - 303). Лук. 20, 9-17; Матф. 21, 28-45; Марк 12, 1-11. Лук. 20, 9-19. Дух учения Мотескьё, дух учения Фенелона (франц.); дух евангельского учения (франц.) - имеется в виду распространенная практика издания адаптированных классических книг. КРАТКАЯ ПОВЕСТЬ ОБ АНТИХРИСТЕ Д a м a. Откуда этот эпиграф? Г [ - н ] Z. Я думаю, что это автор повести сам сочинил. Д a м a. Hy, читайте. Г [ - н ] Z (читает): XX век по Р. Х. был эпохою последних великих войн, междоусобий и переворотов. Самая большая из внешних войн имела своею отдаленною причиною возникшее еще в конце XIX века в Японии умственное движение панмонголизма. Подражательные японцы, c удивительною быстротою и успешностью перенявши вещественные формы европейской культуры, усвоили также и некоторые европейские идеи низшего порядка. Узнав из газет и из исторических учебников o существовании на Западе панэллинизма, пангерманизма, панславизма, панисламизма, они провозгласили великую идею панмонголизма, т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1916...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010