В невыразимой печали провели субботний день апостолы и св. жены. Без сомнения, все они, будучи земляками, из родной Галилеи, а еще более, связанные пламенной любовью к своему возлюбленному Учителю, провели субботу вместе или поблизости друг от друга. Для всех их эта суббота была воистину субботой тихих горьких слез, скорби и отчаяния. Святые жены присутствовали при погребении; «видеша гроб и яко положено бысть тело Его» ( Лук.23:55 ), они внимательно всматривались в место, «где Его полагаху» ( Мрк.15:47 ). Сверх того, св. жены приметили, что Иосиф и Никодим очень спешили погребением и не исполнили всего, что полагалось по иудейским обычаям, да и нельзя было не спешить, погребение совершалось в Великий пяток поздно вечером, солнце уже скрывалось за иерусалимскими холмами, и наступала суббота, «велик день». В течение субботнего покоя они, без сомнения, только и видели перед собой, что потрясающие события предыдущего дня, малейшая подробность представлялась их взору с поражающей ясностью, и вот, наконец, все внимание их приковывалось к одной мысли, что не все еще сделано для незабвенного Учителя, что предстоит еще окончить надлежащим образом Его погребение. Они, готовые отдать свою жизнь за Иисуса, порывались теперь воздать последний долг Почившему и заготовили свежие благовония и ароматы. И вот лишь только миновал срок субботнего покоя, «зело рано» ( Лук.24:1 ), «еще сущей тьме» ( Иоан. 20:1 ), Мария Магдалина, Мария Иаковля, Иоанна, «жена Хузаня, приставника Иродова, и ины, яже служаху Ему от имений своих» ( Лук.8:3 ) при жизни и теперь вместе с ним и апостолами на праздник Пасхи «пришли от Галилеи» ( Лук.23:55 ), устремились к гробу, «носяще, яже уготоваша, ароматы» ( Лук.24:1 ). Но раньше всех вышла из дома, «пламенея, по выражению св. Златоуста, самой нежной любовью к Учителю» (Бесед. на Иоан. 85:4 . Русск. пер. при Спб. Дух. Акад. ч. 2, Спб. 1885, 672), точно на крыльях принеслась пришла первая к гробу св. Мария Магдалина, желая хотя «от места получить какое-нибудь утешение» (там же) в своей неутолимой скорби. Но, о ужас! Мария перед самым гробом остановилась, как пораженная громом – «камень взят от гроба...» ( Иоан.20:1 ). Едва придя в себя от необычайного изумления и ужаса, она немедленно, уже ничего не видя и не слыша вокруг себя, устремилась обратно и прямо «тече и прииде к Симону-Петру и к другому ученику, его же любляше Иисус, и глагола има: взяша Господа от гроба и не вем, где положиша Его» ( Иоан.20:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

2) Второй степенью царственной славы Христа Иисуса было прославление Его воскресением из мертвых. Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, говорит Воскресший ученикам своим (Мат. 28, 18). Ап. Петр говорит иудеям о воскресшем: «твердо знай весь дом израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего самого Иисуса, которого вы распяли» ( Деян. 12, 36 ). Ап. Павел показывает, что в воскресении из мертвых Христос Иисус наречен, т. е. открылся, Сыном Божиим в сим, по духу святыни ( Рим. 4, 25 ). По отношению к людям воскресение Его есть основание их всеобщего воскресения: Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть.... Якоже бо во Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут. Он – глава, а верующие – члены Его. Если жив начальник: то не оставит Он во власти смерти подчиненных Ему ( 1Кор. 15 20–23). Что касается до действительности воскресения Христова: то она выше всякого сомнения. Предсказанное псалмопевцем ( Пс. 15, 10 ; Деян. 2, 29 – 31 ) и избавлением Ионы из чрева китова (Мат. 12, 39. 40), много раз предвозвещенное Христом Спасителем (Мат. 16, 4. 21; 17, 9. 23; 20, 17 – 19; 26, 31; Иоан. 2, 19; 10, 17 ), событие это засвидетельствовано очевидцами. Воскресший являлся двум ученикам на пути в Эммаус и объяснял писание ( Мар. 16 , 12. 13; Лук. 24, 1 – 35 ); являлся десяти ученикам и спустя 8 дней 11 ученикам, при чем давал осязать язвы Его и вкушал пищу ( Мар. 16, 14 ; Лук. 24, 36 – 43 ; Иоан. 20, 19 – 30 ); являлся на море Тивериадском при ловле рыб и вкушал хлеб и рыбу ( Иоан. 21, 1 – 14 ); являлся 500 верным своим ( 1Кор. 15, 6 ) 175 . 3) Более полное откровение царской силы и славы во Христе Иисусе последовало с Его вознесением на небо. Вознесение на небо было на горе масличной ( Деян. 1, 12 ), принадлежавшей к Вифании ( Лук. 24, 50 ; Мар. 11, 1 ), на той самой горе, на которой совершались предсмертные страдания Его ( Лук. 22, 44 ). Он вознесся на небо видимо, так что ученики сопровождали долгим зрением возносившегося на небо; явившиеся два ангела объяснили им, что с такою же славою явится на земле Христос Иисус, когда придет судить вселенную ( Лук. 24, 50, 51 ; Деян. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Мф. 20:17 ; Иоан. 2:19. 21 ). Об апостолах и самим апостолам Он предсказывал, что на них будет ниспослан Дух Святой ( Деян. 1:8 и др.); что они будут претерпевать гонения и страдания ( Мф. 10:17; 24:9 ; Лук. 21:12 ; Иоан. 15:20; 6:2 ), что ап. Петра ожидает страдальческая кончина ( Иоан. 21:18 ), что о добром деле Марии сказано будет всему миру ( Мф. 26:7 ; Мрк. 14:3 ; Иоан. 12:3 ). О судьбах Своего учения и церкви Он предсказал, что евангелие будет проповедано по всей вселенной ( Мф. 24:14 ; Марк. 13:10 ; Лук. 24:47 ; Иоан. 12:32 ), – таинство евхаристии будет совершаемо до Его второго пришествия ( Лук. 22:16 и сл.; 1Кор. 11:24 и сл.), а Его церковь до конца мира пребудет непобежденною от врагов ее ( Мф. 16:28; 28:20 ). С подробностью Он предвозвестил о разрушении Иерусалима и рассеянии иудеев. Изрекая суд на Иерусалим, Христос предсказал как предшествовавшие обстоятельства – обольщения от лжепророков, внезапность наступления бедствий, осаду города, разрушение его и храма такое, что не останется камня на камне, – так и события, затем последовавшие, т. е. рассеяние иудеев и продолжающееся запустение Иерусалима ( Мф. 24:4 и сл.; Мрк. гл. 13; Лук. 21 ). Наконец, И. Христом даны ясные предсказания о последних судьбах мира и человека. Он предсказал о кончине мира с предшествующими ей обстоятельствами ( Мф. 24:14 и сл.; Лук. 21:34–36 ), о воскресении мертвых ( Иоан. 5:25 ; Мф. 22:30–32 ), втором славном пришествии Своем ( Мф. 16:27; 24:30. 31; 26:63–64 ; Иоан. 5:27–29 ) и вечном блаженстве праведных и мучениях грешников ( Мф. 25:46 ). Из пророчеств Иисуса Христа одни уже исполнились со всею точностью, каковы многие из пророчеств, относящихся к Самому Иисусу Христу, к судьбе апостолов и разрушению Иерусалима; другие доныне исполняются, как пророчества о распространении евангелия, о сохранении Христовой церкви, о рассеянии иудеев среди народов; а иные, без сомнения, исполнятся в определенное время, хотя и сокровенное от человека; таковы пророчества: о кончине мира, о воскресении мертвых, о втором пришествии Иисуса Христа и страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лук. 1, 1.2, — Как многие предпринимали повествовать о Христе, что известно между ними по преданию от самовидцев исперва, также точно без призвания и руководства Духа Святого многие из первенствующих христиан записывали тогда по различным побуждениям, сказания о служении апостолов по воскресении Господа. Из частных апокрифических записей апостольского времени образовались впоследствии Деяния: Петра и Павла, Павла и Феклы, Андрея и Матфея, Иоанна, Филиппа, Варфоломея. Фаддея, Фомы, Деяния всех апостолов Авдия, некоего Левкия Харина и проч. (Гэр.1, 211-212). Критического какого-либо исследования апокрифических записей ап. Лука в книгах своих не делает; он только противопоставляет им положительную верную историю, после исследования или поверки того, что говорит устное предание о проповеданном самовидцами исперва и о самых самовидцах. В предисловии книги Деяний ап. Лука не повторяет мысли предисловия Евангелия своего или потому, что последнее он относил вместе и ко второй части труда; или потому, что в книге Деяний рассказывается много о таких событиях, которых очевидцем был сам Лука, как ближайший сотрудник апостола Павла, так что в истории Павловых путешествий приходилось писать: мы решили отправиться: мы прибыли и проч. (Деян.16, 10-17; 20, 5-15; 21, 1-17; 27, 1; 28, 16) и читатели, знавшие апостола Луку, не нуждались уже в особенном уверении его, после евангельского предисловия. Феофил — Лук. 1,3. Феофил, которому назначалась прежде всего книга «Деяний»; равно как и Евангелие от Луки, был христианин (Лук.1, 4) из язычников, именитый (державный — Лук. 1,3) гражданин Антиохии, родины апостола Луки. Существует предание, что Феофил в доме своем имел церковь для Антиохийских христиан. Из того, что Лука не делает никаких географических пояснений местностей Италии, упоминаемых в Деяниях (28, 12-13, 15), а местности палестинские и греческие объясняет (1, 12; 16, 12; 27, 8, 12. Ср. Лук. 1, 26; 4, 31; 24, 13), должно заключать, что Феофил не жил в Палестине и Греции, а с Италией был хорошо знаком; так что, вероятно, он был каким-нибудь начальником в Антиохии, присланным из Рима, по заведенному тогда порядку римского правления на Востоке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Если Бог Сына своего не пощаде, но за нас всех предал есть Его: како не и с Ним вся нам дарствует ( Рим. 8 32)? Сын Божий завещал нам царство свое, да ямы и пием на трапезе Его ( Лук. 22, 29 ). Все, чего может желать чистая и святая душа, – нет, более, чего не видало око, не слыхало ухо, и не входило на сердце человека ( 1Кор. 2, 9 ), – все, чтó составляет высочайшую радость и неистощимое блаженство Ангелов, – вся ваша суть ( 1Кор. 3, 21 ). Где сокровище ваше, там да будет и сердце ваше ( Матф. 6, 21 ). Вся наша забота должна быть устремлена к тому, чтобы грехами не заградить себе вход в царство, завещанное Иисусом Христом, – чтобы не лишиться благ, уготованных любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Христу подобало пострадать, чтобы войти в славу свою ( Лук. 24, 26 ). И все последователи Христа тем же путем достигают славы и блаженства. Лучше потерпеть во времени, чтобы радоваться вечно. Все, чтó прельщает нас на земле, и чем кичится мир, – все, чтó рабы Христовы переносят от мира, – пройдет как сон. Душа, живущая упованием наследия вечного, превыше всех превратностей человеческого жребия. Она и в страданиях радуется ( Кол. 1, 24 ), зная, что путь креста ведет к славе нескончаемой. О Пасха велия и священнейшая, Христе! даждь нам истее Тебе причащатися в невечернем дни царствия Твоего. Аминь. Слово в день Вознесения Господня. И бысть, егда благословляше их, отступи от них, и возношашеся на небо. И тии поклонишася Ему, и возвратишася в Иерусалим с радостию великою ( Лук. 24, 51–52 ). Господь вознесся на небо. Чему же радоваться? – думаем мы в простоте сердца. Не паче ли должно скорбеть, что мы лишены счастия тех, кои собственными очами видели Сына Божия, и от Него самого слушали глаголы живота вечного? Сам Спаситель называл их блаженными: блажени очи видящии, яже вы видите, и уши слышащии, яже вы слышите ( Лук. 10, 24 ). Доколе был в мире, Он соблюдал верующих во имя Его, и никтоже от них погибе ( Иоан. 17, 12 ); как добрый Пастырь, искал заблудшую овцу; как всемогущий Врач душ и телес, спешил на помощь ко всем страждущим недугами душевными и телесными. Удивительно ли, что первая весть о скором Его отшествии ко Отцу скорбию исполнила сердца ( Иоан. 16, 6 ) даже тех приискренних учеников, коим дано было ведати тайны царствия Божия ( Лук. 8, 10 ). – Но эта простодушная скорбь столько же была несообразна со всеблагою премудростию Искупителя и собственным спасением сетующих, сколько противно было воле Его желание одного из них, устроить вечную обитель на Фаворе. Истинно вам глаголю: лучше для вас, да иду Аз ( Иоан. 16, 7 ), сказал Господь ученикам своим: Аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех: иду ко Отцу ( Иоан. 14, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

да Митю Пустоселова»; «Иван Ощерин, да с ним пришел... Вердей дуван» (VI, 50, 244; VIII, 244). Последняя прибавка есть и в Никоновском своде, VI, 172. 210 Под 7014 г. в Софийских 1-й и 2-й и Никоновской пропущено против Воскресенского свода от слов: «в большем полку князь Дмитрий Иванович... да Андрей Иванович Коробов». Далее пропуски находятся в Воскресенском своде и Софийской 1-й против Софийской 2-й и Никоновской со слов: «на Поганом озере. И месяца июня в 9 прииде с тою вестью... а ко граду бы до них не приступали»; «1 июня 22-го И князь Дмитрий Иванович... но сами побеждени бысти от Татар»; «И князь велики послал сестры своей навещать Елены Ивана Кобяка». В Воскресенском своде находится известие о построении кирпичной трапезы в Андрониевском монастыре. Под 7015 г. в Воскресенском и Софийской 1-й пропущено начало сношений Москвы с Казанью от слов: «Тое же зимы, марта, прислал к великому князю... прислал своего доброго человека» ( Соф. 2 -й, VI, 246; Ник., VI, 178). О нападении Татар на Белевскую и Одоевскую украину в Воскресенском своде сообщается кратко, сравнительно с Софийским 2-м и Никоновским сводами, а в Софийской 1-й этого известия совсем нет (VI, 52, 246, VIII, 247; Ник., VI, 179). Под 7016 г. следующие разницы между Воскрес. сводом, Софийским 2-м и Никоновским: после слов: «что ему (Глинскому) служити и добра хотети... всея Руси» в последних прибавлено: «с князь великий послал к нему... детей боярских Муромцов» ( Соф. 2 -я, VI, 247; Ник., V " I, 182). В Воскресенском своде нет известия об устройстве рва в Москве; при известии об укреплении Нижнего пропущено, что мастер был Петр Фрязин (VI 53, 247; VIII 249; Ник., VI 182). Известие об отправлении войска против Литвы в Софийской 2-й и Никоновской подробнее сравнительно с Воскресенским сводом; в Софийской 1-й это известие совсем опущено ( Соф. 2 -й, VI, 247, 248: Ник., VI, 182, 183: Воскр., VIII, 249). Под 7017 г. в известии об отношениях князя Василия к Сигизмунду Литовскому в Воскр. своде замечается следующая разница против Софийского 2-ro и Никоновского: между посламн литовскими не упомянуты в Воскресенском своде «секретарь, наместник Витебский, пан Войтех п наместник Ясвоинский»; в Софийской 1-й пропущены слова: «а городы Рускые и с волостми...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3-апсидные храмы составляют немногим более 10% от 3-нефных базилик. Снаружи могли читаться все 3 апсиды (ц. на акрополе в Авиле, V-VI вв.) или только центральная (ц. на холме Телль-Умм-эль-Амад в Авиле, 646), но чаще все 3 были вписаны в прямоугольник внешних стен (ц. при пещере Лота, VI - нач. VII в.). Боковые апсиды также могли быть пристроены позже («Церковь Административного центра в Пелле», ок. 400, в перестройке 1-й пол. VI в.). Наиболее редки храмы с одной выступающей вовне апсидой (ц. св. Феодора в Герасе). «Базилика между теллями» в Авиле. VI–VII вв. Помимо 3-нефных базилик изредка сооружались и храмы др. типов. Из них самыми распространенными были однонефные храмы, часто являвшиеся не самостоятельными сооружениями, а капеллами при крупных храмах. Они могли иметь прямоугольную (ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.) либо вписанную в прямоугольник стен полуциркульную апсиду (ц. еп. Мариана в Герасе, 570). Большие 5-нефные базилики раскрыты в Гадаре (IV в.) близ Аджлуна (Мар-Ильяс, V-VI вв.) и в Авиле («Базилика между теллями», VI-VII вв.); последняя имеет рудиментарный трансепт с рукавами, завершенными полуциркульными апсидами, как в базилике Рождества Христова в Вифлееме (30-е гг. VI в.). Форму триконха, вписанного в квадрат внешних стен, имеет мартирий на месте смерти прор. Моисея на горе Нево (кон. IV в.); в сер. VI в. с запада к нему была пристроена базилика. Сходно развитие храма в Гадаре: к сооруженному из сполий октагону с 4 экседрами по диагонали (1-я пол. VI в.) - план, характерный для мацеллумов, напр. в Герасе (II в.),- в 1-й пол. VII в. с юга была пристроена базилика. Октагональная церковь, вписанная в квадрат внешних стен, раскопана также в Биркетейне за сев. воротами Герасы; возможно, она была перестроена из языческого храма. Ц. св. Иоанна Крестителя в Герасе (531) является вписанной в квадрат ротондой с 4 угловыми экседрами и полуциркульной изнутри и граненой снаружи апсидой; перекрытие центрального пространства (купол? деревянный шатер?) опиралось на 4 колонны. Не исключено, что композиция этого храма, так же как и октагона в Гадаре, возникла под влиянием сооружений соседней Сирии, подобных кафедральному собору в Бостре (512). Ротондальная ц. Богоматери в Мадабе (кон. VI - нач. VII в.; ныне Археологический парк) была построена на основе полуротондального или ротондального сооружения II-III вв. Хорошо известна ц. Пророков, Апостолов и Мучеников в Герасе (465, руины уничтожены), имеющая вписанный в квадрат крестообразный план, где каждый из рукавов 3-нефный. Небольшая крестообразная церковь была раскопана в Дейр-эль-Каттар-эль-Бизанти на п-ове Эль-Лисан.

http://pravenc.ru/text/578380.html

VII, 10); иногда встречает он Ангела хранителя и, может быть, более, нежели Ангела, в разжженной пещи (Дан. III, 92); иногда во рве львином (Дан. VI, 22); иногда Гавриил парит над ним, и прикасается к нему, и изъясняет ему видения (Дан. IX, 21); иногда в откровениях своих он слышит о Михаиле, едином от первых старейшин небесных, и Князе народа своего (Дан. X, 13. 21). Захария, кроме того, что видит и слышит Ангелов, многократно в себе ощущает Ангела глаголющего (Зах. I, 14). О Господи сил! Какие воистину Соборы Небесных Сил собираешь Ты для земнородных! Как дивно ополчаешь Ангелов Твоих окрест боящихся Тебе (Пс. XXXIII, 8)! Каким содружеством, каким единством сопрягаешь духи Ангельские и человеческие! Может быть, некоторые думают, что Ангелам покорены были только ветхозаветныя времена теней и гаданий, подобно тому, как видимые звезды поставлены для обладания нощию. Посмотрим. Откроем Новый Завет. Се восходит солнце духов; является Царь откровений, Иисус Христос. Что же? Должны ли исчезнуть звезды? Должны ли удалиться служебные духи Света? Или присутствие солнца не уничтожит звезд, а только сделает их менее приметными? Или и в присутствии Царя, царственные служители будут учреждать и облегчать доступ к Нему? Но почто вопрошать о сем? Сам Царь провозглашает, чему быть надлежит: отселе узрите небо отверсто, и Ангелы Божия восходяща и нисходяща к Сыну человеческому (Иоан. I, 51): и действительно, мы видим Ангела, возвещающего неплодное зачатие Предтечи (Лук. I, 11) и бессеменное зачатие Спасителя (Лук. I, 26), целое воинство Ангелов, воспевающих славу Рождества Спасителева (Лук. II, 13), Ангела, разрешающего недоумение Иосифа (Матф. I, 20) и устрояющего безопасность Младенца Иисуса от ищущих души Его (Матф. II, 13), Ангелов, служащих Иисусу по искушении Его в пустыне (Матф. IV, 11), Ангелов, усвоенных каждому младенцу, выну видящих Отца небесного (Матф. XVIII, 10), более двенадцати легионов Ангелов, готовых ополчиться за Иисуса против Иудеев (Матф. XXVI, 53), Ангела, явившегося для укрепления Его в Гефсиманском подвиге (Лук. XXII, 43), Ангелов, отверзающих гроб Его (Матф. XXVIII, 2), возвещающих Его воскресение (Иоан. XX, 12), Ангелов, сопровождающих Его вознесение и возвещающих Его паки пришествие (Деян. I, 10. 11), Ангелов, разрешающих узы (Деян. XII, 7), и отверзающих темницы для Апостолов (Деян. V, 19); наконец Ангела, только еще возникающему от тьмы язычества Корнелию явившегося для того, чтобы указать ему вход в Церковь Христианскую (Деян. X, 3–6). Христиане! Иисус Христос, по изречению Иоанна Богослова, есть Святый, истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит (Апок. III, 7). Итак, если Он отверз небо, кто же смеет затворить его? Или кто смеет сказать, что теперь уже не время видеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих по воле Сына человеческого? Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение? Кто же и ныне может утверждать, что они уже без дела, и мы без помощи?

http://pravoslavie.ru/49943.html

198  См. об этом в Dial. cum Tryph. cap. 44–40; Apol. 1. cap. 6; Apol. cap. 15. μν τ δδαγματα.... πσης μν φιλοσοφας νθρωπεου πρτερα Legat, pro Christ, cap. 15–23. Прекрасную иллюстрацию этой мысли можно найти у Ермия в его Διασυρμος τν ξω φιλοσφων (cap. I. VII. X). 199  Смотри о сокращениях и переменах текста св. книг Иустином-Философом прекрасную статью: Sprinzl. „Die Theologie des hl. Iustin” в Theol. prakt. Quartalschrift. (Linz. 1884). Seit. 289. 290. 203  Leg. pro Christ. 7 (M. VI. 904); cap. 9 (M. VI. 908); Cohort, ad Graec. 8 (M. VI. 257); Ad Aut. II, 35 (M. VI. 1109). 209  Так Гагенбах полагает, что апологеты ограничивали вдохновение только религиозными истинами (Lehrbuch der Dogmengeschichte. 5. Aufl. Seit. 64). 210  Cohort, ad. Graec. 10 (M. VI. 261); Apol. I. 32 (M. VI. 380); Cohort, cap. 31 (M. VI. 300), где книга Царств называется пророческой. 211  Cohort, ad. Graec. cap. 10 (M. VI. 261). Иустин также приписывает пророческий дар всем людям, которые служили для истолкования божественной воли, как предвестники мессианского времени. Он держался того взгляда, что пророки следовали непрерывным рядом до Иоанна Крестителя. „А что в вашем роде с самого начала его до времени рождения и страдания Христа, когда-нибудь не было пророка или правителя, этого не осмелитесь вы так бесстыдно утверждать, да и не можете доказать” и далее: „пророки преемственно были до Иоанна”. Так пишет Иустин в диалоге с Трифоном (cap. 52, М. VI. 589). 212  Cohort, ad. Graec. cap. 31. „Откуда, как не из чтения пророческих книг, заимствовал Платон изображение Зевса, ездящего по небу на быстрой колеснице? Он знал слова пророка о херувимах ( Иез. 10:18–19 )”... Возбуждённый ими красноречивый Платон с величайшей свободой восклицает: „велик на небе Зевс, летающий на быстрой колеснице” (Федр). Из какого другого источника узнал он это, как не из Моисея и пророков ( παρ Μωσως κα τν προφητν)? Откуда он взял повод сказать, что Бог заключается в огненной субстанции? Не из третьей ли книги Царств, где написано: „не в ветре Господь, после ветра – трясение, не в трясении Господь – и после трясения огонь, не в огне Господь и после огня – голос тонкого веяния” ( 3Цap. XIX 11–12) (М. VI. 300).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Итак, диакон Феодор пришел к выводу, что открылось «отступление» в русском царстве или – что тоже – последнее «отступление». Тут, однако же, нельзя было остановиться. Писание ставит понятие об отступлении в связь с понятием об антихристе. Поэтому в ответе иноку Феодор писал: «вся сбышася божественная писания, и отступления, и чему по отступлении быть, то грядет. И Христова апостола Павла глагол исполнится: прежде, рече, быти подобает отступлению, потом антихрист приидет» (VII, 241). Точно так же толковал он слова апостола и в послании к Максиму: «смотри, по отступлении антихрист придет скоро» (VI, 178). Так должно быть, по словам Феодора, и по другим указаниям. «Антихрист по седьмой тысящи явится сам, – писал он в послании к Максиму, – о сем писано есть в Синаксаре, в неделю мясопустную, в Триоди. Внимай же, яко и седьмая тысяща прейде уже давно, и осьмыя тысящи уже вторая сторица лет скончается: и то уже приспе время пришествия антихристова (VI, 182). Поэтому Феодор взывал, как может взывать вполне убежденный человек: «слышите паки, паки, правовернии братие, яко второе Христово пришествие близ есть» (VI, 181). Отсюда же его замечание об обличителях антихриста – Енохе и Илии, что они имеют явиться «скоро» (VI, 187). Так как сказать о данном предмете что-нибудь более определенное Феодор не находил возможным, то в послании верным вместо вычисления на годах он ограничился следующим замечанием. «Ждите того, – писал он, доказывая, что антихрист еще не явился, – егда станет римская власть разорятися и обстоим будет Рим вои отовсюду, тогда разумейте, яко приближися запустение ему и антихристово царство прииде» (VI, 264). Что касается определения понятия об антихристе, то диакон Феодор ясно высказывал, что антихрист, ныне еще не явившийся, в свое ему время явится в виде определенной личности. Вопрос был раскрыт в послании 1670 года и отчасти в послании к Максиму, – в последнем косвенно, но без колебания для выводов. По первому посланию, антихрист «будет царь», по происхождению «от жидовского колена Данова» (VI, 268); царем «быть ему в Иерусалиме» древнем, «идеже Господь наш распят бысть» (VI, 263–4). По второму посланию, антихрист различается с одной стороны от сатаны, с другой от предтеч антихриста (VI, 179, 186); он «явится сам», по отступлении и явлении его предтеч, т. е. как особая личность, и будет первым среди одиннадцати земных царей (VI, 181–2). В связи с таким учением об антихристе Феодор одинаково в обоих посланиях говорит и об обличителях антихриста. Енох, Илия и, как гласит Книга о вере, Иоанн Богослов придут на землю собственным лицом, обличат антихриста во очию всех людей и зримым же для людей образом будут убиты антихристом в том городе, где, «устроен» будет «престол» сына погибели, т. е. в ветхом Иерусалиме (VI, 187, 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010