c. 26. Павлин только ошибочно сообщает, что по поводу именно этого ходатайства в Галлии Амвросий написал в опровержении реляции Симмаха praeclarissimum libellum. Это, как мы видели, случилось гораздо раньше. 1466 Валентиниан занял впервые престол в 375 году, и, по свидетельству Амвросия, скончался на восемнадцатом году царствования. (de ob. Val. с. 57; М. XVI, с. 1376). Некоторые, впрочем, годом смерти Валентиниана считают 392 год. (Shm., в отделе хронологии; Förster s. 70). 1477 Основания для принятия этой именно даты таковы: по свидетельству Феодорита, в момент антиохийского восстания супруга Феодосия уже была умершей (Eccles. Histor. V, XIX, стр. 1054), а мы уже знаем, что она скончалась незадолго до поражения Максима в 387–388 г. Но, с другой стороны, из рассказа Зосима ясно, что в рассматриваемое нами время Максим был еще жив (ср. 4, 41 и 42 стр. 223–225). 1480 Рассматриваемое событие совершилось уже после антиохийского восстания (Ambrosius Epistola ad Theodosium XL, 32; M. XVI, c. 1112). Ho, по свидетельству Павлина, весьма незадолго перед этим был низложен Максим: в данный момент Феодосий находится уже в Медиолане, а Амвросий еще не успел возвратиться из Аквилеи, куда он бежал при вести о приближении Максима (Paulini. Vita Ambrosii с. 22). Затем, это было уже после известного нападения в 383 г. (Ihm. Studia Ambrosiana 9–10) константинопольских ариан на дом православного патриарха Нектария. (Ambrosius. Epistola XL, 13; М. XVI, с. 1106). 1485 Epistola XL, 2; М. XVI, cc. 1101: sed neque imperiale est libertatem dicendi denegfre neque sacerdotale, quod sentiat, non dicere. 1486 Ib. 4; М. XVI, 1103: in causa vero Dei quem audies, si sacerdotem non audias, cujus majore peccatur periculo? 1496 Церковный историк Созомен относит рассматриваемое событие ко времени низложения Евгения, следовательно, не ранее как 394 г. (Historia Ecclesiastica. VII, XXV. М. S. Gr. t. LXVII). Если имя Евгения нельзя объяснить только порчей первоначального текста истории, то здесь мы имеем одну из многочисленных исторических ошибок Созомена .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

T. XXXIII, col. 360). 543 Толков. Посл Ефес. ( Еф.1:7 ), стр. 61; ср. Авва Исаия, Or. XXI. De poenitentia, c. VIII, col. 1164AC. Cp. И. Златоуст. T. LIX, col. 204. Cp. Ириней Л. T. VII, col. 1248. Климент A. Т. VIII, col. 281. Василий В. H. in Ps. XXIX . T. XXIX, col. 304BC. In lsaiam Proph. c. IV, 137. T. XXX, col. 341 A. Григорий H. In bapt. Christ. T. XLVI, col. 580D. И. Златоуст. T. XLIX, col. 223. 551 Cp. E. Ф. Толков. Филипп. ( Флп.3:10 ), стр 120–121: «крещаемый, приступая к Господу, дает обет быть верным Ему до положения живота. Это решение есть обречение себя на смерть ради Господа, и следовательно прямое сочетание со смертию Его. На это решение нисходит и благодать возрождающая. Затем – то, что здесь полагается в решении воли, осуществляется потом целою жизнию. Внешние страдания не всегда приходят; а внутренняя болезненная борьба со страстьми ради заповедей Господа всегда есть... жизнь христианина истинного – крестный путь». Ср. Толков. Колос. ( Кол.2:14 ), стр. 112. 554 Символически участие человека в страданиях и воскресении Господа обозначается троекратным погружением крещаемого в освященную воду, которое является, по святоотеческому учению, важнейшим, совершительным актом в чинопоследовании крещения (ср., напр., св. Кирилла И. Catech. III, 443–444; Catech. XVIII, 33). Погружение бывает именно троекратное в знак участия человека в страданиях и воскресении Иисуса Христа, так как Иисус Христос воскрес по тридневном «пребывании в земле». (Его же. Mystagog. II, 1079–1080; cp. ibid., 1081–1082. Ср. Афанасий A. T. XXVIII, col. 353. Василий В. Т. XXXII, col. 884. 555 Cp. И. Златоуст. T. LIX, col. 147. Ср. Григорий Б. T. XXXVI, col. 361. Василий Вю Т. XXXII, col. 113. 564 ’Οσον κτει’νεις τος τς εδεβει’ας γνας τοσοτον κα τ τς ψυχς συνεκτει’νεται με’γεθος. 566 Or. Catech. c. XL, col. 10ID. (Cp. De vita Moysis, col. 364A), «страстные нечистоты» (Catech. с. XL, col. 101D). 567 Григорий Б. Or. XL, col. 405A. Cp. ibid., col. 404C. Вот почему И. Златоуст утверждает, что кто не исправил худого поведения и не постарался сделать для себя добродетель легкою, тот пусть и не крестится. Catech. II, 2. T. XLIX, col. 234. Приготовляясь ко крещению, необходимо уничтожить «худые привычки, истребить навык ко злу, чтобы после крещения опять не возвратиться к нему». Ibid. n 3; col. 235. Ср. Григорий Н. Or. adv. eos, qui differ, bapt. col. 424.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Qu. XL, art II: personae sunt ipsae relationessubsistens… 123 Propter – trinus. (лат.) – «поскольку в божестве есть одна сущность, постольку Бог един; поскольку в нем самом три лица, постольку Бог троичен». Qu. XXXVI, art. IV: – relationis oppositio (лат.). – «Вопрос 36, глава 4. Отец и Сын оба суть одно, в чем нет различия их ипостасных отношений». Qu. XL, art. I: – properitas (лат.) – «Вопрос 40, часть I. Ипостась и энергия суть одна и та же вещь, и все же различается вторичными отношениями; энергии ипостасные суть те же самые при ипостасях, и отношение, которое есть в абстрактном, то же самое есть в конкретном; ибо суть личное самобытие, как отцовство есть также Отец, и сыновство Сын, и исхождение Св. Дух. Сами энергии не ипостаси, однако ипостаси совпадают со вторичными отношениями, которые как атрибуты Бога и есть эта сущность. Таким образом, общее духотвортние есть одно и то же в ипостаси Отца и в ипостаси Сына, но не одна ипостась из себя самобытийствует, но одна сущность есть в двух ипостасях, также и одна энергия». Qu. XL, art II: personae sunt ipsae reiationes subsistens… (лат.) – «ипостаси суть также самосущие отношения…». 124 Paternitas subsistens est persona Patris; et filiatio subsistens est persona Filii (S. Th. I, qu. 30 art. 11) (лат.) – «Отцовство есть Отчая ипостась, и сыновство есть ипостась Сына (Сумма Теологии, т, I, вопрос 30, часть II)». 125 προτη ουσα, δετερα ουσα (греч.) – первая и вторая сущность (по Аристотелю); quidditas (лат.) – чтойность, одна из фундаментальных категорий схоластики, обозначающая формальную актуализацию сущего. Смысл термина восходит к понятию «первой сущности» Аристотеля, однако не исчерпываясь им. 126 Persona constat ex essentia et proprietate (лат.) – ипостась состоит из сущности и сил (энергий). 127 Relationes – ad 7) – «Отношения в божестве есть конституирование ипостасей и, таким образом, порождение этим самобытней, наконец, делание, в котором неделима суть божественная сущность. Отношение же есть неделимое отношение, не содержит и не есть самобытие, но производит самобытие («Сумма теологии», вопрос 8, глава 3, добавление 7)».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Что в первых тридцати девяти главах, как в последующих (или в так называемой второй части) пророк употребляет те же образы которые присущи его речи,-очень явственно видно из примеров взятых из обеих частей. Например, в гл. XXVIII, 1 Самария уподобляется увядшему цветку. Совершенно тот же образ употреблен для Сиона в XL, 7–8: „народ трава; трава засыхает, цвет увядает“. Очевидно, что одна и та же мысль приводит одно и то же сравнение для двух народов, из которых один погибает. Другой же не погибает, потому что: „слово Бога нашего пребудет вечно“.... и (9) благовествующий Сион.... взойдет на высокую гору.... и скажет: „вот Бог ваш“. Присовокупим еще несколько мыслей, подтверждающих единство книги пророка Исаии. В Ис. 40утешение начинается тем, чтобы возвещать Иерусалиму и народу: „что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за грехи свои“. Вслед за тем в ст. 3 раздается вопль: „уготовайте путь Господу“. Гебраисты указывают, что те же слова: „за неправды сделано удовлетворение“ 225 находятся в Лев. 26:41,43 и что они заключают в себе мысль, что народ понял свое наказание, смирился и таким образом наказание сделалось удовлетворением неправды. Это именно и указывается следующими стихами главы XXVI Левита, в которых Господь вспоминает завет Свой с Авраамом (ст. 42).... „чтобы быть их Богом. Я Господь“ ( Лев. 26:45 ). Поэтому то воззвание I-ro стиха XL главы пророка Исаии: „Утешайте“, означает начало выполнения того, что Господь обещал в Левите; т. е. что после имеющего быть понесенным наказания, начнется возрождение Израиля духовного, – царствия Божия на земле. Два первые стиха главы XL можно считать как бы вступительными словами в пророчество утешения. Заметим, что XXVI глава Левита предсказывает падение народа и исчисляет все те грехи, которые так сильно обличает Исаия в первых пяти главах и в конце VI главы, а также в других главах первой части 226 , а прощение в последних стихах XXVI главы Левита, соответствует всей так называемой второй части пророка Исаии. В совокупности этих великих пророчеств заключается, как всегда в Священном Писании , ближайшее и дальнейшее исполнение; одно материальное: насилие Вавилона и падение Иерусалима и плен и освобождение; другое священно-таинственное и духовное: насилие греха и сатаны, плен человечества и великое освобождение от уз греха и власти дьявола. Таким образом и пророчества кн. Левита и Исаии имеют два значения и исключительно национальное, относящееся к Израилю и земному царству и всемирное Мессианское, имеющее в виду спасение всего человечества Богочеловеком, священный образ Которого так ясно и трогательно начертан пророком Исаией, которого вся книга, напоминаем мы, названа „видением“ ( Ис. 1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

306 Августин. De peccator. merib. Lib. II, cap. XXVI, n. 42. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom. XXVI, col. 176. Catechumenos secundum quemdam modum suum per signum Christi et orationem manus impositiohe puto sanctificari. 307 Concil Eliberitan, can. XXXIX. Bruns. Canoues Apostol. et Concil, Pars. II. Berol. 1839 г., pag. 7. Правило это, вероятно, потому ограничивает принятие желающих огласиться одними епископами, что они были лица более компетентные, а частью и потому, что множество еретиков, расплодившихся в это время, заставляло с строгостью принимать лиц ищущих оглашения. 308 Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap. I, n. 1. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. XL, col, 637. «Nondum quidem adhuc per sacrum baptismum renati estis, sed per crucis signum in utero sanctae matris Ecclesiae jam concepti estis». 309 Августин. «De catechizaridis rudibusp.» Cap. XX, n. 34. Curs. Compl, Patrol. Ser. Lat. Tom. XL, col. 335; «Cujus (Chrisli) passionis et crueis signo in fronte hodie lanquam in poste siguandus es, omnesque christiaui signantur». 310 Августин. «De symbol, ad catechumenos». Lib. II. cap, 1. n. I. «Agat itaque (т. e. signal. crucem) haec mater congruis alimentis prius pascere quos portal, ut post partum laetetur se Laies suscepisse, quos spiritualiter nutria». См. об цит. 3. 311 Августин. «Catechizandis rudibus», Cap. XXVI, n, 50. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, XL, col. 344. «His dictis, inlerrogandus est an haec credat atque observare desiderel. Quod cum responderit, solemuiter utique signandus est et Ecclesiae more tractandns». Ср. в русск. пер. Xp Чт. 1844 г. ч. III, стр. 69. 315 Где указывается на существовании оглашенных, как организованного класса, и совершение Крещения в определенное время. 316 Goar. " Ευχολογ« «Ordo et catechizmus Proselyto ex Hebraeis ad Christ, fidem recipiendo f " aciendus. Edit. 1730, pag. 282–3. 317 Но если этот факт составляет отличие, как новое привнесение в чин, то с другой стороны – мы здесь видим «отсутствие элемента, который считался необходимым в чине принятия; язычников в древней церковной практике; мы разумеем здесь отсутствие рукоположение. Однако его присутствие и здесь отрицать никак нельза, судя по уместности такого действия при принятии нового члена в христианское общество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

И теперь во смирении будут поклоняться все праведные, и будут пребывать в жизни, пока не родят тысячу детей, и все дни своей юности и свои субботы они окончат в мире. В те дни вся земля будет обработана в справедливости, и будет вся обсажена деревьями, и исполнятся благословения и виноградник, который будет насажден на ней, принесет плод в изобилии, и от всякого семени, которое будет на ней посеяно, одна мера принесет десять тысяч, и мера маслин даст десять прессов елея... И земля будет очищена от всякого развращения, и от всякого наказания, и от всякого мучения» (ст. 16–22). В приточных изречениях книги Еноха можно видеть указание на участие всех язычников в будущем царстве (XL, 33, 37–38) 413 . Если сравнить введение к книге (I–V) с гл. XV, 20.., то явится предположение, что автор ожидает 1 и 2-ое пришествие Мессии, не совсем ясно разграничивая их 414 . Психоаналитик Варуха 417 состоит из 87, довольно неравномерных, в общем небольших глав. Содержание апокалипсиса вращается, главным образом, около одной господствующей мысли, что наказание народа пленом, разрушением города и храма – не может быть продолжительным, тем более вечным; настанет время – и оно прекратится. Продолжительность времени страданий народа определяется сменой 4-х монархий (гл. XXXIX), подобно книге Даниила, и раздробляется на 12 частей (глав. XXVII). В конце времен наступят самые страшные бедствия – выступят бегемот и левиафан (XXIX). В другом месте последний враг народа представляется под образом всесокрушающего кедра (XXXVII). Тогда явится Мессия (incipiet revelari Messias, cap. XXIX; по XXXIX „Meus Messias») и истребит врагов (гл. XXIX). Тогда откроется его царство. „Все умершие в надежде воскреснуть», причем, души праведных будут радоваться, души нечестивых, „когда увидят все это», еще сильнее будут страдать (гл. XXX). Для праведных начнутся времена благоденствия и духовного и вещественного (Ср. глав. XL, XXIX). Это первое владычество Мессии и праведных будет продолжаться, пока не кончится злой мир и пока не исполнятся времена (donec finiat mundus corruptionis, et donec impleantur tempora praedicta, cap. XL). Далее, по-видимому, идет речь o 2-м пришествии Мессии, или новом мире, говорится опять о воскресении мертвых – праведных и грешных, но с различной участью (cap. LI). В LVII главе речь идет „о кончине веков и начале дня суда» („finem seculorum, et initium diei judicii»). После того, как исполнятся известные знамения, соберутся все народы и „придет время Мессии Моего». Он воззовет ко всем народам, и одних из них оживит (vivificabit), а других уничтожит (interficiet). „Тот народ, который не знал Израиля и не презирал семени Иакова, будет жить. Это значит, что из всех народов покорятся народу твоему. Все же те, которые господствовали над вами, или беспокоили вас, предадутся мечу» (гл. LXXII). После этого Мессия воссядет в мире навеки на троне царства своего, настанет спокойствие и радость на земле (гл. LXXIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

—37— Принадлежащие Академии неприкосновенные капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 444315 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение: а) Почетным членом Академии (†) Владимиром Александровичем Кожевниковым внесено 5000 рублей (облигациями внутреннего 5%-ного займа 1914 года) на учреждение при Академии стипендии для одного из беднейших и благонадежнейших студентов. б) Юбилейной Комиссией бывших воспитанников Московской Духовной Академии (организованной в г. Москве по случаю 100-летнего юбилея Академии) внесено 2650 рублей (в облигациях 5 ½ %-ных военных займов 1916 года) для употребления процентов с оных: 1) частью (134 р.75 к.) – на содержание одного своекоштного студента (в дополнение к процентам с бывшего стипендиального капитала имени Митрополита Московского Платона), частью (11р.) – на нужды академического храма, для поминовения усопших бывших воспитанников Академии. в) Бывшими воспитанниками XL-ro курса Московской Духовной Академии (выпуска 1885 года), по случаю исполнившегося в 1915 году XXV-лemhero юбилея курса, внесен (разными государственными процентными бумагами) капитал в З550 рублей, – на учреждение при Академии «стипендии XL курса» для одного из беднейших студентов, преимущественно поступившего в Академии непосредственно по окончании семинарского курса. г) Неизвестным лицом (чрез о. протоиерея Московской Спасо-Песковской, на Арбате, церкви Сергия Васильевича Успенского) пожертвован капитал (по обращении его в облигации 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года) в 10450 рублей, для выдачи процентов с оного г. г. преподавателям и профессорам Московской Духовной Академии на издание их магистерских и докторских диссертаций. д) Псаломщиком Иоанно-Предтеченского собора г. Николаевска, Самарской губернии, Серафимом Постниковым внесена в неприкосновенный капитал академической церкви одна облигация 5 ½ %-ного военного займа 2-го выпуска 1916 года во 100 рублей. За означенным приращением, неприкосновенный капитал Академии к концу отчетного года достиг суммы – 466015 рублей (по номинальной стоимости процентных бумаг).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Μ γρε τν Χριστν, ρχε γρ υτ μα τς νσωματσεως ταπεινοφροσνη, ν αθαιρτως δ μας κατεδξατο, π δ τς ψυχς σου βαστζων νοητς τν σματον Δγον περφερε. В Деяниях Седьмого Вселенского Собора (См. Migne Patr. curs. compl. Ser. Gr. t. XL, col. 167, Nota 3 ср. Деяния Всел. Соборов, изданные в Русском переводе при Казан. Дух. Академии, Казань 1873 т. VII стр. 522–523) это место из Астерия читается с некоторыми изменениями, именно так: «Он (Астерий) в слове своем на богатого и Лазаря, сказав нечто о кормлении нищих и в обличение богатых, предлагает богатым за лучшее собирать плоды милостыни, а не одеваться пышно и блистательно в мягкие одежды; затем присокупляет некоторое нравоучительное слово, направленное к каким-то лицам очень благочестиво проводящим жизнь и покинувшим свое богатство. Он говорит так: «не изображай Христа на одеждах (ν ματοις), но лучше издержки на них предоставь нищим (λλ μλλον τν τν ναλωμτων τοτων δαπνην πτωχος προσπορζου). Затем, желая пресечь страстную привязанность к богатству, он присовокупляет: «Христос довольствуется одним смирением воплощения» (νσωματσεως ταπενωσις), то есть Христу Богу нашему благоугодно было явить тайны своего домостроительства не из видов ложного тщеславия и сребролюбия, потому что не благочестиво и ему не благоугодно, чтобы люди собирали богатство для сооружения Евангельских памятников и в то же время, придумывая извинение грехам своим, презирали бедных, имеющих нужду в хлебе и одеждах и лишенных крова». Здесь мы имеем непогрешимое толкование этого места из Астерия, коим злоупотребляли иконоборцы. Тоже самое место, но уже дословно, приведено, по поводу злоупотребления тех же иконоборцев, в письмах Св. Феодора Студита (Migne, Patr. Curs. Compl. Ser. Graecae t. XCIX, col. 1212 ср. Русск. Перев. при С -Петербургск. Дух. Акад. С.-Петербург 1867, ч. II. Письма, письмо 36, к Навкратию, стр. 104–105): «изречение Астерия дословно таково: «не изображай Христа, ибо довольно для Него одного уничижения – воплощения которое он добровольно приял ради нас; но умственно сохраняя в душе своей носи бестелесное Слово»… и далее следует разбор этого изречения. Первые слова этого изречения «не пиши Христа» приводит и дает по поводу их подробные изъяснения Никифор Константинопольский (исповедник) в своих Antirrhetici adv. Const. Copr. Migne. Patr. Gr. t. C, col. 364. Обличив иконоборцев в том, что они слова: писать и изображать (γρφειν κα εκονζειν) незаконно превращают в описывать и ограничивать (περιγρφειν), вопреки церковному учению и не обращая внимания на соотношение предметов, Никифор продолжает: «всегда они имеют на языке и приводят учителя Астерия, повелевающего что? – «не пиши Христа», а отнюдь не приказывающего: «не описывай» (μ γρφε Χριστν, ο μν, μ περγραφε). Так и наш (?) Астерий в рассказе о святой мученице Евфимии сказал: «видел я там некое писание (γραφν), а не описание (περιγραφν). См. Migne, Patr. Gr. t. XL, col. 336 A.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Диадоха (гл. 96, конец), заимствовавшего наименование худых помыслов φαλοι из письма Нила Синайского к монаху Тавмасию (Epistol. lib. III, 33, p. 288; Исследования. К сноске ο δαιμονιδεις (Евагрий, 1. с. с. 63, р. 1236; Нил Синайский , 1. с. Epist. 1. IV, 29, р. 564 и др.), у бл. Диадоха ο δαιμονιδεις (гл. 26 и 94) и δαιμονικο (гл. 77), ο υπαρο λογισμο (авва Пимен, Cotel. с. 20, р. 596; Иоанн Златоуст , М. LI, 209; Евагрий, М. XL, р. 1261, с. 9), ασχρο λογισμο (Евагрий, 1. с. ad Anamol.c. 64. Нил Синайский , 1. с. р. 97, Epist. 31: ασχρο τινες λογισμο, λοιμο τε κα μισαρο; Марк Подвижник , Περ τν οομνων... 1. с. р. 941 С., с. 77) и пр. В виду многочисленности худых помыслов Евагрий Понтийский сделал опыт исчисления главнейших и общих, обнимающих собой все остальные худые помыслы. Таковыми главными помыслами он считает следующие восемь: 1)  τς γαστριμαργας, 2)  τς πορνειας, 3)  τς φιλαργυρας, 4)  τς λπης, 5)  τς ργς, 6)  τς κηδας, 7)  τς κενοδοξας, 8)  τς περηφανας (Περ τν κτ λογισμν. Migne, XL, 1272). Этот список главных помыслов пользовался большой известностью среди аскетических писателей; непосредственно или посредственно он оказал своё влияние и на аскетическое творение бл. Диадоха, – о чём сказано будет ниже. Сравнение учения бл. Диадоха о помыслах с учением о них других церковных писателей приводит нас к следующим заключениям: 1) бл. Диадоху известна теория помыслов, разработанная его предшественниками; но в своём аскетическом творении он касается только некоторых пунктов её и говорит о последних не с одинаковой подробностью. 2) Он не определяет существа приражения вообще, но ограничивается выяснением условий, способствующих возникновению добрых и худых приражений. 3) Из виновников приражения не упоминаются ангелы, а также и помыслы, ими приражаемые. 4) Главы о божественном утешении (приражении) и демонском призывании превосходно обработаны автором; в них он близко стоит к Антонию Великому , Макарию Египетскому и особенно к Нилу Синайскому ; с последним у него много общего в учении о человеческих помыслах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

ниже Исследование. К сноске под гл. 33 ); его речь о демонах поющих, угрожающих, принимающих вид воинов, чтобы произвести приражение известного помысла, даже по выражениям, сходна с тем, что говорят об этих предметах Антоний Великий и Нил Синайский (см. ниже, «Исследование. К сноске под гл. 37). Помыслы, происшедшие от демонского приражения, бл. Диадох называет о δαιμονιδεις λογισμο (гл. 26 и 94), ο δαιμονικο λογισμο (гл. 77) и т. п. Этим общим именем называются демонские помыслы и другими церковными писателями, например, Евагрием Понтийским (Ad. Anatol. с. 63. Μ. XL, 1236, δαιμονιδεις λογισμο), Нилом Синайским (Epist. lib. III, 33. Μ. 1. c. p. 388, o δαιμονιδεις λογισμο). Очевидно, что в данном случае бл. Диадоху принадлежит только превосходная обработка материала, заимствованного у прежних аскетических писателей. Но произведённый Марком Подвижником тонкий анализ демонского приражения не принят во внимание епископом Фотики. Наконец, и сам человек бывает виновником приражения добрых и худых помыслов. Аскетические писатели различают три состояния ума (νοητο τποι), в которых он производит неодинакового качества помыслы: состояние естественное (κατ φσιν), противоестественное (παρ φσιν) и сверхъестественное (πρ φσιν). ( Марк Подвижник , Пερ τν οομνων ξ ργων δικαιοσϑαι, κεφ. 83. Μ. LXV, 941. Сравнить аввы Исаии Слово 2, с. 1). В первом состоянии, в котором душевные силы человека произращают доброе семя, посеянное Господом на селе своём, ум производит одни только добрые помыслы, именуемые помыслами по естеству (ο κατ φσιν λαμπρο λογισμο... Нил Синайский , Μ. 1. с. p. 304 D.), или помыслами, проистекающими из нашего произволения, склоняющегося к лучшему ( Евагрий Понтийский , Θεωρματα πρακτικ, κεφ. 65. (λογισμς) κ τς μετρας προαιρσεως εποσης π τ κρεττον. Μ. XL, 1240. Это – γαϑς λογισμς). Во-втором состоянии ум создаёт лукавые помыслы (τος πονηρος λογισμος); человек признаёт себя виновником их только тогда, когда приходит в первое состояние ( Марк Подвижник , 1. с.). Эти помыслы называются происходящими от нашего произволения, склоняющегося к худшему (Евагрий, 1. с.: κ τς μετρας προαιρσεως ποκλινοσης π τ χερον). В третьем состоянии наши помыслы воздействуются божественной благодатью (Марк Подвижник, 1. с.). Все вообще помыслы, создаваемые самим человеком, называются Нилом Синайским и Марком Подвижником человеческими (Epist. lib. III, 33. Μ. 1. с. p. 396: ο λογισμο ο νϑρπινοι. Марк: ο λογισμς νϑρπινος σοι δξαν παγορεων. Μ. 1. с. 916 с. 92). Блаженный Диадох, подобно Нилу Синайскому , помыслы, производимые самим человеком, называет νϑρωπινο λογισμο (Слово против Ариан, с. 1). Замечания бл. Диадоха о помыслах ясно показывают, что ему хорошо известна теория человеческих помыслов κατ φσιν, παρ φσιν и πρ φσιν; но части этой теории в отдельных своих положениях рассеяны в разных местах его аскетического трактата. Он имеет в виду помыслы:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010