Чрез них Он врачует и уменьшает скорбь их... Сын! не будь небрежен в болезни, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Отвращайся от греха и направляй руку, и очисти сердце от всякого греха... И утучни жертву, и дай место врачу; ведь его сотворил Бог, и пусть он не отходит от тебя, так как действия его необходимы, ибо бывает время, когда ты впадаешь в их руки; ведь и они молятся Господу, чтобы Он успокоил их и поправил здоровье по их делам... Сын! над мертвым проливай слезы, и как потерпевший жестокую беду начинай плакать. И соответственно обычаю (secundum judecium) облеки тело [его] и не будь небрежен в погребении его. И оплакивай его горько после уноса его в течение дня, и утешься в скорби; и оплакивай его по его заслуге день или два вследствие лишения его. Ведь смерть ускоряется от печали и охватывает силу, а печаль сердечная пригинает голову... Не предавай печали сердца своего... Мудрость книжная преобретается во время свободы, и кто сократит работу, тот преобретет мудрость [ст. 1–7; 9–14; 16–20; 24]. [Гл. XXXIX:] Громко взывай: «Слушайте меня, божественные произрастания вод и, как роза, насаженная на берегу приносите плоды. Имейте благоухание, как Ливан. Цветите цветы, как лилии, испускайте запах, украшайтесь листвою, провозглашайте хвалебную песнь и благословляйте Господа о делах Его. Возвеличивайте имя Его, и исповедайтесь Ему гласом уст своих пением и гуслями, и так возглашайте в исповедании: «Все дела Господни прекрасны (bona valde=добры зело);... По слову Его вода стала, как стог, и по повелению уст Его – вместилища вод. Ибо в повелении Его – благоволение и в спасении Его ничто не уменьшается. Все дела плоти пред лицем Его, и нет ничего сокровенного пред очами Его. Он призирает из века в век, и ничего нет дивного для очей Его. Нельзя сказать: «Что это» или: «Что то». Ибо все это в свое время потребуется [ст. 16–21, 23–27). [Гл. XL:] Благодеяние, как рай в благословениях и милосердие пребывает во век... Братья помогают во время испытания, но милосердие освободит лучше сравнительно с ними [ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Этот притвор был пред воротами или внутренний. И не только находятся одни ворота северные, которые выше называются внешними воротами, но и другие, внутренние, имеющие сходство с восточными воротами, как ясно оказали LXX: и внутренние ворота двора, обращенные лицом к северу, были такие же, как ворота, обращенные лицом к востоку. И намерил он от внешних ворот с севера до внутренних ворот с того же севера сто локтей, чтобы чрез них, как бы чрез ступени и мерила, удаляясь от внешних ворот, мы могли достигнуть внутренних. О таинственном значении этого числа было выше сказано. Ueз.XL:24–31 . И вывел меня на южный путь, и вот ворота, обращенные лицом к югу. И измерил он выступ (frontem) их и притвор их такой же меры, как предшествующие, и окна их и притворы вокруг, такие же, как прочие окна: в них было пятьдесят локтей длины и двадцать пять ширины, и по семи ступеням поднимались к ним, и притвор пред дверями их, и были изваяны пальмы, одна с одной стороны и другая с другой на выступе их. И во внутренний двор были ворота на южном пути; и намерил он от ворот до ворот на южном пути сто локтей. И ввел меня у южных ворот во внутренний двор, и измерил ворота той же меры, как предшествующие, комнату их, и выступ их, и притвор их, тою же мерою, и окна притворов вокруг, в пятьдесят локтей длины и в двадцать пять локтей ширины. И притвор вокруг в двадцать пять локтей длины и в пять локтей ширины. И притвор их у внешнего двора, и пальмы их на выступе, и было при них восемь ступеней, по которым поднимались к ним. Перевод LXX буквально сходен, кроме слов фее, и елав, и еламоф, и елам, вместо чего в еврейском поставлено ulam. Фее же означает порог или выступ, слав – около него или подпоры, еламоф – преддверия или притворы, ulam – προ’πυλον, то есть преддверие. Поставленного же нами по еврейскому [тексту]: и притвор или προ’πυλονвокруг со всех сторон в двадцать пять локтей длины и в пять локтей ширины у LXX нет. Нужно заметить также и то, что относительно южных ворот у Семидесяти не говорится о пути, но просто: и вывел меня на юг, и вот ворота, обращенные лицом к югу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ясно, вместе с тем, что Септуагинта в своем переводе Исх 19:6 не поддерживает идею Израиля как «царства священников», т.е. клерикального теократического государства, поскольку выражение, которое буквально можно было бы перевести именно так ( ), она понимает принципиально иначе, вводя специально для этого нигде больше в ее корпусе не употребляющийся термин ερτευμα (от глг. ερατεμ) По грамматическому смыслу, скорее, здесь царю обещается священный сан, чем священнику – царский 1584 . Однако наиболее существенно то, что речь Моисея была обращена ко всему народу, а не к одному какомулибо сословию, и нет никаких оснований предполагать, что переводчики этого факта не учитывали. Как раз обращение к «сынам Израилевым» лучше всего объясняет выбор формы перевода: речь идет не о представителях первосвященнической или царской династии, с наделением их чуждыми для них полномочиями, а о всех верующих, которые через исполнение заповедей должны были стяжать «царственное», т.е. свободное от земных попечений, «священство», т.е. служение Богу, в своих субботах и праздниках. Доктрина «царства священников» как идеальной модели государственного строя появляется на свет сравнительно поздно и принимается своими наиболее значительными выразителями не без оговорок 1585 . Терминологически она была сформулирована только эллинистом Гекатеем (Диодор Сицилийский XL. 3, 5; Фотий. Библиотека, 244) 1586 хотя следы ее происхождения можно видеть и в некоторых кумранских текстах 1587 . Премудрый Сирах, представляющий в большей степени воззрения палестинских евреев, проводит лишь параллель между царской и архиерейской властью: «Как по завету с Давидом, сыном Иессея из колена Иудина, царское наследие переходило от сына к сыну, так наследие священства принадлежало Аарону и семени его» ( Сир 45:30 ). Двусмысленность этого сопоставления довольно заметна: в случае с Давидом определенно говорится о принципе престолонаследия как передаче трона старшему (или специально выбранному отцом) отпрыску, в то время как формула наследования власти у Ааронидов более размыта: «и семени его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Пресвитеру Стефану адресованы Письма XXIII и XL 113 , так же как и еще одно письмо, не вошедшее в данный сборник, которое было издано С. Л. Епифановичем (Письмо В) 114 . Намек на отдаленность, на физическое отсутствие и на духовную близость в Письме XXIII (605D-608B) наводит на мысль, что оно, возможно, было написано в течение первых лет пребывания Максима в Африке (628–629 гг.) 115 . Максим обращается не только к Стефану, но и ко многим монахам, которых он зовет «честными Отцами» и «учителями», называя себя их «чадом и учеником» (608А), проявляя перед ними глубокое смирение. Итак, можно предположить, что речь идет о братиях монастыря в Хрисополе, которые были его наставниками в течение первых лет его монашеской жизни. Письмо В, к тому же, указывает на то, что Стефан часто бывает в Константинополе, а это позволяет думать, что место, где он живет, расположено близко от города 116 (что как раз верно для Хрисополя, ныне Ускюдар, который находится в нескольких километрах от столицы, на азиатском берегу Босфора). В надписании адресата Письма XL (633С-636А) указано, что Стефан является не только священником, но и игуменом 117 . В Письме XXIII последний титул не упомянут, и Стефан ничем не выделяется среди других отцов. Следовательно, как раз в промежуток между написанием этих двух писем он стал игуменом. В Письме XL, где добродетелям Стефана Максим расточает большие похвалы, сделан намек на просьбу, которую он получил, и на усилия, приложенные им для ее выполнения, из послушания «господину авве 118 Фоме». Эта просьба, вероятно, касалась ряда Амбигв, озаглавленных «к Фоме», которые Максим написал в 634 г. или чуть позже 119 . Фома писал Максиму (возможно, по просьбе Стефана 120 и других хрисопольских отцов), желая узнать его мнение по поводу Псифоса (конец 633 г.) и письма 121 (сопровожденного обширным комментарием 122 ), в котором Пирр приглашал Максима высказаться о содержании патриаршего постановления. Поскольку Письмо XIX датируется концом 633 или началом 634 г., нам представляется, что Письмо XL могло быть написано в течение 634 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Беру свою «мягкую» книжку и отыскиваю в ней курсы XL (1881–1885) и XLI (1882–1886). Выбираю эти курсы не по прихоти и не с лукавою какою-либо целью, но по причинам вполне уважительным. Инспектором я был с 1878-го по 1886 год; при мне поступили в академию курсы, начиная с тридцать седьмого и кончая сорок шестым. Из этих десяти курсов при мне провели все четыре года только курсы с тридцать седьмого по сорок первый; остальные уже не при мне окончили своё академическое течение. Из пяти курсов, находившихся под моим надзором, в течение всех четырёх лет, первые три курса не имели общего списка, из которого видно было бы, какое место каждый студент должен занимать среди всех своих товарищей, потому что списки составлялись по трём отделениям, богословскому, историческому и практическому, по каждому отдельно. (Смотри печатные «Списки студентов Московской духовной академии за семьдесят пять лет её существования, 1814–1889 г.». Москва, 1889 г.). При трёх разных списках, на которые разбивался весь курс, производить сравнительную оценку студенческих успехов совершенно неудобно. A с сорокового курса начали составлять списки общие для всех студентов каждого курса. Итак, мой выбор останавливается на XL и XLI-м курсах не по лукавству, не по прихоти, a по необходимости. При этом произошла любопытная случайность. Если бы я был инспектором не восемь, a двадцать восемь лет и мог бы выбирать для тех целей, которые указаны выше, любые два курса из двадцати, то я должен был бы выбрать именно курсы XL-й и XLI-й, потому что это были два такие многолюдные курса, подобных которым не было ни прежде, ни после до дня сего. В сороковом курсе, при окончании его, значится 98 человек, a в сорок первом 108 человек. В XXXIX-м курсе было только 67 человек, a в XLII-м курсе было только 75 человек. Итак, более богатого в количественном отношении материала для производства наблюдений над своекоштными студентами любых двух курсов нельзя было и отыскать. Право, мне «везёт». В составе XL-ro курса перебывали (одни, то есть убывали, другие прибывали) сто четыре человека; окончили полный курс (по печатному списку) 98 человек, в действительности же 96 человек, ибо двое причислены к списку после. Убыль произошла от следующих причин: трое умерли от чахотки, a именно: Соколов Григорий (Петрович), уроженец Курской губернии; Чурин Павел (Прокофьевич), окончивший курс в архангельской семинарии, уроженец Вологодской губернии, и Грузов Николай (Фёдорович) Московской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Но это небо прекрасное, величественное, светлое, украшенное звездами, крепкое, устоявшее в течение столь долгаго времени, создал тот Бог, Котораго ты изследуешь и заключаешь в пределы собственных суждений, создал с такою легкостию, с какою кто-нибудь шутя делал бы палатку. Изображая это, Исаия говорил: поставивый небо яко камару, и простер е, яко скинию обитати на земли (Иса. XL, 22). Хочешь ли взглянуть и на землю? Он и ее сотворил, как ничто. О небе (пророк) говорит: поставивый небо яко камару, и простер е, яко скинию обитати на земли; а о земле: содержай круг земли, землю аки ничтоже сотвори (Иса. XL, 22, 23). Видишь ли, как он назвал ничем столь великую землю? 4. Представь, какую тяжесть гор, сколько племен людей, сколько высоких и разнообразных растений, сколько городов, сколько огромных зданий, какое множество четвероногих, зверей, пресмыкающихся и разных животных земля носит на раменах своих. И однако такую громаду Бог создал так легко, что пророк не мог найти даже подобия этой легкости, а сказал, что Он создал землю, как ничто. Так как величие и красота видимаго недостаточны для изображения могущества Создателя, но весьма далеко отстоят от величия и всего могущества Создавшаго их, то пророки нашли другой способ, посредством котораго по силам своим могли несколько полнее выразить могущество Божие. Какой же это способ? Они не только изображают величие тварей, но указывают и на способ создания, чтобы из того и другого, из величия тварей и из легкости создания, мы могли получить, по силам своим, достойное понятие о могуществе Божием. Итак, принимай во внимание не только величие тварей, но и легкость, с какою Бог создал их. Это объяснение относится не только к земле, но и к самой природе человеческой: ибо (пророк) говорит: содержай круг земли и живущыя на ней аки пруги (Иса. XL, 22); и в другом месте говорит: аки капля от кади вси языцы пред Ним (ст. 15). Не принимай этих слов поверхностно, но вникни в них и изследуй: перечисли все народы, сирийцев, киликиян, каппадокиян, вифинян, жителей Евксинскаго Понта, Фракии, Македонии, всей Греции, живущих на островах, в Италии, за нашею областию, на островах британских, савроматов, индийцев, населяющих землю персидскую, и другие безчисленные народы и племена, которых и по именам мы не знаем; все эти народы, говорит (пророк), аки капля от кади пред Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

Uc.XL:28 . И ныне не уразумел ли еси, ни ли слышал еси, (что) Бог вечный, Бог устроивый концы земли, не взалчет, ниже утрудится, ниже есть изобретение премудрости Его (мудрость Его неизследима) В основании жалобы Вавилонских пленников на свою горькую судьбу лежало непростительное предположение, что Господь как бы тяготится Своими попечениями о них. Предположение непростительное. Неужели они не знают, неужели не слышали, что их Бог не может оскудеть силами для непрерывной деятельности, не может утомиться в Своем промышлении о людях и испытывать нужду в подкреплении Своих сил? Он есть Существо вечное, никогда не стареющееся, Существо всемогущее. Силою Своего всемогущества Он устроил землю во всем ее пространстве (концы земли): возможно ли, чтобы недостало у Него этой силы для спасения их от плена? – И если Он не так скоро являет им Свою помощь в этом случае, если Он медлит прекратить их рабство, причина тому без сомнения скрывается в глубинах Его неизследимой премудрости. Так Он поступает с премудрою целью и без сомнения для их же блага. Ему лучше, чем близорукому человеческому уму, знать, что нам полезно, что вредно. Uc.XL:29 . Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль В Его власти укреплять немощных и насылать скорбь на неиспытавших ее. Uc.XL:30–31 . Взалчут бо юнейшии (младшие) и утрудятся юноты и избрании (отборные) некрепцы будут. Терпящии же Господа изменят (обновят) крепость свою Кто надеется на одни собственные силы, тот в борьбе с житейскими невзгодами изнеможет, хотя бы он принадлежал к числу молодых, с свежими силами людей. Но кто терпеливо ожидает от Бога помощи, тот обновляется в силах и преодолевает все препятствия к достижению своих целей. Сей пример должны иметь в виду пленники Вавилонские, если желают избавиться от неволи и возвратиться в отечество. XXX. Паримия в среду пятой седмицы Великого поста (Ис. XLI, 4–14) В сей паремии обличается суетность идолопоклонства и внушается пленникам Вавилонским надежда на избавление от плена. Uc.XLI:4 . Тако глаголет Господь: Аз Бог первый и в грядущая Аз есмь

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

In XL Martyres Ia, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 135–142. In XL Martyres Ib, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 143–156. In XL Martyres II, изд. О. Lendle, GNO X/l, Leiden 1990, стр. 157–169. In sanctum Pascha (vulgo In Christi resurrectionem oratio III), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 245–270. In sanctum et salutare Pascha (vulgo In Christi resurrectionem oratio IV), изд. E. Gebhardt, GNO IX, Leiden 1967, стр. 309–311. In sanctum Stephanum I, изд. О. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 73– 94. In sanctum Stephanum II, изд. О. Lendle, GNO X/1, Leiden 1990, стр. 95–105. In sextum Psalmum, изд. J. McDonough, GNO V, Leiden 1962, стр. 187– 193. Oratio catechetica magna, изд. E. Mühlenberg, GNO III/4, Leiden 1996. Oratio funebris in Flacillam imperatricem, изд. A. Spira, GNO IX, Leiden 1967, стр. 475–490. Oratio funebris in Meletium episcopum, изд. A. Spira, GNO IX, Leiden 1967, стр. 441–457. Refutatio confessionis Eunomii (vulgo C. Eun. liber II), изд. W. Jaeger, GNO II, Leiden 1960, стр. 312–410. Vita s. Macrinae, изд. V. Woods Callahan, GNO VIII/1, Leiden 1952, стр. 370–414; изд. P. Maraval, SC 178, Paris 1971. Прочие источники Августин Иппонский, Confessionum libri XIII, изд. L. Verheijen, CChr. SL 27, Turnhout 1981. Августин Иппонский, De musica libri VI, Bibliothèque augustinienne 7 (texte de l " édition bénédictine), Paris 1947. Аристотель, Opera, I-II, изд. I. Bekker, Berlin 1831 (репринт 1960). Афанасий Александрийский , Contra gentes, изд. R.W.Thomson, Oxford 1971. Аэтий, Syntagmation, изд. L.R. Wickham, The Syntagmation of Aetius the Anomoean, in: Journal of Theological Studies, 19, 1968, стр. 532–569 (издание 540–544). Василий Кесарийский, Ad Petrum fratrem de differentia essentiae et hypostaseos (О различии между οσα и πστασις)=Василий, Ер. 38, PG 32, 325–340. Василий Кесарийский, Adversus Eunomium (Anatreptikos), изд. В. Sesboüé – G.M. Durand – L. Doutreleau, SC 299 a 305, Paris 1982– 1983. (Пс.?)Василий Кесарийский, De spiritu, PG 29, 768–774.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Uc.XL:25 . Ныне убо кому Мя уподобисте? И вознесуся (Я выше всего) , рече Святый Тот, кто превыше всего сущего, не может допустить, чтобы Божеская честь, подобающая Ему единому, воздаваема была изделиям человеческих рук, или идолам, которым думают уподоблять Его. Uc.XL:26 . Воззрите на высоту очима вашима и видите, кто сотвори сия вся? Носяй по числу утварь свою (кто счетом выводить украшение свое) , и вся по имени прозовет. От многия славы и в державе крепости своея ничтоже утаися от Тебе Изображая величие истинного Бога, пророк снова указываете на проявление силы Божией в делах творения, и именно в небесных мирах (воззрите на высоту). Кто сотворил эти миры? Никто, как Он, изводящий их на твердь небесную счетом и всякую звезду нарицающий по имени. Подобное говорить о Нем Псалмопевец: исчитаяй множество звезд небесных и всем им имена нарицаяй ( Ncaл. CXLVI, 4 ). Это значит, что как ни многочисленны звезды небесные, Творец знает каждую из них, как иной полководец всех удивляет тем, что знает поименно каждого воина. О величии славы и державной силы Творца свидетельствуете то, что ничто в мире не таится от Него, – все части мира, все существа населяющие его, все ничтожные повидимому предметы, сотворенные Им, Он обнимает Своим ведением, – ничего не находит Он недостойным Своего внимания. Uc.XL:27 . Еда бо (как же ты) речеши Иакове, и что глаголал еси Исраилю: утаися путь мой от Бога и Бог мой суд отъя и отступи? Если Господь Своим ведением и вниманием обнимает все на свете, можно ли думать, что Он забыл сынов Израиля, томящихся в плену Вавилонском? – Между ними были однако такие, которые именно это думали, и даже говорили: утаися путь мой от Бога, – т. е. моя судьба скрылась от Бога; Он, занятый множеством дел, потерял меня из виду; – суд мой отъя, т. е. не входит в судебный разбор моего дела, не внемлет моим жалобам на моих притеснителей, – и отступи, – отступился от меня. Как дерзко и безрассудно говорить так о Боге, как неожиданны такие речи в устах людей, искони находящихся под особенным покровительством Божьим!

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Определили : 1) Представленные о. протоиереем Косминковым процентные бумаги на номинальную сумму 3550 рублей присоединить к неприкосновенным капиталам Императорской и Московской Духовной Академии и внести на хранение и управление в Московскую Контору Государственного Банка. – 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об учреждении при Академии стипендии имени «XL курса» и утверждении нижеследующего проекта положения об оной: § 1 На капитал, собранный бывшими воспитанниками XL курса Императорской Московской Духовной Академии (выпуска 1885 года) и заключающийся в различных Государственных процентных бумагах на номинальную сумму три тысячи пятьсот пятьдесят рублей (3550 р.), учреждается при названной Академии стипендия имени означенного «XL курса». § 2 Капитал этот составляет неотъемлемую собственность Императорской Московской Духовной Академии и должен оставаться навсегда неприкосновенным. § 3 Стипендия, в размере годичной суммы процентов с неприкосновенного капитала (166 р.), назначается на каждый учебный год одному из беднейших студентов Академии, по преимуществу поступившему в Академию непосредственно по окончании семинарского курса, по определению академического Правления, с утверждения Высокопреосвященного Митрополита Московского. § 4 Пользование стипендией не налагает на стипендиата никаких обязательств. —160— XII . Отношение (на имя Преосвященного Ректора Академии) Юбилейной Комиссии бывших воспитанников Императорской Московской Духовной Академии: «Бывшие питомцы Московской Духовной Академии, проживающие в г. Москве и окрестностях ее, в общем собрании своем 17-го октября 1913 года, решили ознаменовать исполнившийся 1-го октября 1914 года столетний юбилей Московской Духовной Академии между прочим, осуществлением следующих предположений. Предположено было произвести сбор пожертвований на такое восполнение существующей при Московской Академии стипендии имени приснопамятного Митрополита Московского Платона (Левшина) , которое было бы достаточно по размерам для полного содержания одного из лучших студентов Императорской Московской духовной Академии, причем ему, при окончании курса, предоставлялось бы право прибавлять к собственной фамилии – фамилию «Платонов», как это практиковалось ранее по отношению к лучшим представителям и носителям академических традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010