«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16:18-19, 18:17-20, 28:20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Ин. 15:16, 20:21; Еф. 4:11-14; 1 Кор. 4:1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18:20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28:20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6:12; Матф. 14:23), молится при пособии внешних видимых знаков, както: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17:1), преклонения колен (Лук. 22:41-45), и главы (Матф. 26:39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21:22; Лук. 22:40; Иоан. 14:13, 15:7), делит ее на общественную (Матф. 18:19-20) и домашнюю (Матф. 6:6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 6:9-10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4:23-24; 2 Кор. 3:17; Матф. 4:10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28:19; Мк. 16:15), преподает благословение (Лук. 24:51; Мк. 8:7), возлагает руки (Матф. 19:13-15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21:13; Мк. 11:15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28:19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20:22-23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22:19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1:27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11:23, 14:40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Будучи совершенным Богом, Христос Спаситель есть и совершенный человек. Эта истина очевидна. 1 . Из обетований и пророчеств о Мессии ветхозаветных, где Он называется семенем жены ( Быт.3:15 ), семенем Авраама ( – 12:2–3), Исаака ( – 26:4) и Иакова ( – 28:14). 2 . Из родословий Спасителя (Евв. Матфея и Луки). 3 . Из сказаний евангелистов об обстоятельствах рождения Иисуса Христа ( Лук.1, 30, 31 ). 4 . Из всей последующей евангельской истории о земной жизни Иисуса Христа. Здесь читаем, напр., что Господь Иисус, как человек, растяше и крепляшеся духом ( Лук.2:40 ); как человек, крестися от Иоанна во Иордане (Mp. 1:9). 5 . В частности, из того, что Иисусу Христу слово Божие усвояет истинное человеческое тело, со всеми его частями, свойствами и отправлениями. ( Мр. 14:8 ; Мф.27:58–60 ; Лук. 2:21 ; Мр.4:38 ). 6 . Наконец, из того, что Иисусу Христу усвояется в Св. Писании и другая половина существа человеческого, душа с ее силами, свойствами и проявлениями: прискорбна есте душа Моя до смерти ( Мф.26:38 ). Евангелисты, повествуя о крестной смерти Спасителя, замечают: Иисус же паки возопив гласом велиим, испусти дух ( Мф.27:50 ). Господь Иисус родился по человечеству сверхъестественным образом, и Пресв. Матерь Его есть Приснодева. Хотя Спаситель произошел от нас по плоти, но произошел не так, как происходят все люди, a сверхъестественным образом, так что Пресв. Матерь Его и до рождества, и в рождестве, и по рождестве осталась Девою. Эта истина известна: 1 . Из пророчеств Исаии о рождении Мессии: се Дева во чреве зачнет, и родит сына, и наречеши имя Ему Еммануил (7:14). 2 . Из благовещения ангела о рождении обетованного Мессии: не бойся Мариам: обрела бо еси благодать у Бога: и се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется ( Лук.1:30–32 ). Когда же Дева выразила недоумение: како будет сие, идеже мужа не знаю? Ангел отвечал, что Ее девство сохранится, что Она зачнет и родит сверхъестественным образом: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Есть, далее в Евангелии указания и на то, что оно написано на основании устной проповеди апостола Петра. Так, в Евангелии от Марка, чаще, чем в других, упоминается об этом апостол ( Мр. 1:36 , ср. Лук. 4:42 . Мр. 11:21 . Ср. Мф.21:20 . Мр. 13:3 . Ср. Мф.24:3 и Лук. 21:7 . Мр. 14:37 . Ср. Лук. 22:45 и Мф.26:40 . Мр. 16:7 . Ср. Мф.28, 7:10 ); в нем же точнее, нежели в других Евангелиях, излагается пророчество И. Христа об отречении апост. Петра и самое это обстоятельство ( Мф.26,34,75 . Лук. 22,34,60,61 . Иоан. 13,38,18,27 . Мр. 14,30:72 ). Сюда же можно отнести и то, что в этом Евангелии опускаются одобрительные слова Господа, обращенные к Петру по поводу исповедания последним Иисусом Христом Сыном Бога живого (8, 29, ср. Мф.16–19 ), но упоминается о слабости веры Петра, которую он обнаружил по поводу предсказания И. Христом о своей смерти (8:31–33), о чем не упоминается у Луки. Наконец, и указанным чертам личности писателя второго Евангелия можно находить в последнем соответствие, именно – в образе речи и вообще в способе и приемах повествования. Евангелие Марка вообще характеризуется живостью рассказа, ясностью и наглядностью описания. Так, напр., в нем очень часто писатель употребляет настоящее время (1, 25, 40, 41 и пр.) и еще чаще – слово εϑως (1,10,12,18,20,21,29,30,31,42,43 и пр.), для выражения быстроты перехода от одного события к другому. Замечено также, что евангелист Марк, при всем сходстве его евангельских рассказов с повествованиями то Матфея, то Луки, очень часто, однако, отличается от них в описании одних и тех же предметов именно добавлением к рассказу частных второстепенных черт, чрез что его рассказ получает указанные характерные особенности. Так, он особенно точен в обозначении места (1,28,4,1.38.5,11,20 и пр.), времени (1:32.35.2:1.26.35.6:2 и пр.), числовых данных (5.13:42 и пр.). Сюда же принадлежат некоторые наглядные описания как местностей (1:13), так и событий (1:31,41.6:5.13.7:33). 4) Время и место написания Евангелия от Марка Как видно из сказанных обстоятельств происхождения Евангелия от Марка, оно написано было в Риме или во время пребывания там апостола Петра, не задолго до его мученической кончины, или даже после нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

26:26—28; Марк. 14:22—24; Лук. 22:19. 20; 1 Кор. 12:23—26); г) таинство покаяния для примирения и нового соединения с Ним и Церковию тех членов, кои нарушают Его законы и уставы (Матф. 28:15—18); равно как и все прочие таинства (Матф. 18:18; 28, 19; 19, 4—6; Марк. 6:13 и др.). Посему-то еще во дни общественного служения своего Господь говорил о Церкви своей, как уже существовавшей (Матф. 18:17). Но собственно Христос основал, или водрузил церковь свою только на кресте, где Он стяжал ее, по выражению Апостола, кровию своею (Деян:20, 28). Ибо только на кресте Господь собственно искупил нас и воссоединил с Богом, — без чего Христианство не имело бы никакого значения; только после крестных страданий Он вошел в славу свою (Лук. 24:26), и мог ниспослать ученикам своим Духа Святого (Иоан. 7:39), Наставника на всяку истину, только вошед в славу свою, торжественно изрек им: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа… (Матф. 28:18—20). А если бы Христос не воссоединил нас с Богом своею смертию, и путем креста не вошел в славу свою и не даровал апостолам Духа Святого, Церковь Христова не могла бы утвердиться на земле, и все прежние начатки ее изгладились бы незаметно.    3) Облеченные силою свыше (Лук. 24:46), св. апостолы, вследствие Божественного посольства, исшедше проповедаша всюду, Господу споспешствующу и слово утверждающу последствующими знаменми (Марк. 16:20). И — а) из верующих в разных местах старались составлять общества, которые именовали церквами (1 Кор. 1:2; 16, 19); б) заповедывали этим верующим иметь собрания для слушания Слова Божия и возношения совокупных молитв (Деян. 2:42. 46; 20, 7); в) увещавали их блюсти единение духа в союзе мира, — представляя им, что они все образуют единое тело Господа Иисуса, коего суть только разные члены, имеют единаго Господа, едину веру, едино крещение (Еф. 4:3. 4; 1 Кор. 12:27), и вси от единаго хлеба причащаются (1 Кор. 10:17), т. е. имеют все и для внутреннего и для внешнего единства; г) наконец, повелевали им не оставлять своего собрания, под опасением отлучения от Церкви и вечной погибели (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Содержание    Хочу сегодня сказать вам, возлюбленныя дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотию, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен «краеугольный Камень в основание Сиона» (1 Петр. 2:6), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное.    И так возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лук. 1:28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и скиниею прохлаждения; ибо в тебя вселился Господь. Посему-то со всеми родами и ублажаем Тебя, единую благословенную в женах, которую ни «солнце, возбуждающее пламень похоти, (днем) не ожгло, ни благотворная сила луны нощию не повредила» (Псал. 120:6). Ибо ты не дала во «смятение душевной ноги» (Псал. 120:3); но, утвердив ее на Камне, пребыла неподвижною, и «Господь сохранил Тебя» (Псал. 120:5), один вошел в Тебя и исшел из Тебя (Псал. 120:8; ср. Иез. 44:3), и соблюдши Тебя на век заключенною и запечатленною. И так радуйся, Матерь и Дева, пища жизии и источник безсмертия! Ибо из Тебя исшел Тлитель тления, умертвивший смерть.    Сказав сие по силам нашим Богоматери, обратимся, братия, к самим себе; познаем силу дня и воспразднуем ныне наше происхождение. Так, сей день называется у нас святым, потому что мы в оный созданы, и возвратились к первобытной жизни. Вам, может быт, покажется странным сказанное: но пусть будет сказано, при помощи Бога, дающаго силу и дарующаго слово говорящему.    С чего же лучше начать нам слово, как не с слов Евангелиста? Ибо кто указал нам сей день, тот пусть начнет нам и слово. «В месяц шестый, говорит он, послан бысть Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, емуже имя Назарет, к деве обрученней мужеви, емуже имя Иосиф, от дому Давидова: и имя Деве Мариамь» (Лук. 1:26-27). Может быть, кто-нибудь, любя точность в подобных вещах, спросит, какой это месяц шестый, и откуда должно его считать? Чтобы объяснить сие, возвратимся к сказанному Евангелистом немного прежде. Он говорит: «по сих днех зачат Елисаветь, жена Захарии, и таяшеся месяц пять», и проч. (Лук. 1:24). Потом продолжает: «в месяц же шестый послан бысть Ангел Гавриил» к Марии. Но тем не менее, скажут, темнота и при этом остается. Ибо Евангелист, сказав: «по сих днех зачат Елисаветь», не означил, после каких именно дней. И мне кажется, что недоумение того, кто говорит это, не безосновательно. Но он выйдет из своего недоумения, если приложит ухо к слышанию и со вниманием вникнет в сказанное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2677...

Кроме употребления слова: προφτης в значении прорицателя будущих событий, оно означает еще в новозаветном языке учителя истины, проповедника учения Божественного: Деян. 3:22 . Апостол Петр приводит место из Второзакония: пророка воздвигну вам от братии вашея, того послушайте, и относит оное ко Христу, как к пророку и учителю, которого учение должны были все слушать и исполнять. Название пророка приписывали Христу Апостолы. Еммаусские путники сказали Ему, что Иисус Назарянин быст муж пророк, силен делом и словом ( Лук. 24:19 ). Пророками назывались в первенствующей церкви Иуда и Сила из 70 Апостолов ( Деян. 15:32 ): Иуда же и Сила, и тии пророцы суще словом мнозем утешиша братию и утвердиша (снес. 1Кор. 14:29. 32. 37 ). Наконец слово: προφται означает в Новом Завете пророческие книги Ветхого Завета; Лук. 24:27. 44 : подобает скончатися всем написанным в законе Моисеове, и пророцех и псалмех о Мне (сн. Марк. 1:2 . Лук. 16:29. 31 ); – означает и вообще учение ветхозаветное: (Мат. 5:17) не приидох разорити закон или пророки, но исполнити. В рассматриваемом нами стихе послания к Ефесеям: наздани бывше на основании Апостол и пророк, слово: προφτης отцы и учители церкви: Златоуст, Феодорит, Экумений, Иероним принимали в значении пророков Ветхого Завета, а новые толкователи – Гроций, Бенгель, Розенмюллер, Мейер, Ольсгаузен, де Витте и др., принимая во внимание два параллельные места в том же послании к Ефесеям 3:5; 4:11 разумеют здесь пророков и учителей Нового Завета; эти места читаются так: во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым его Апостолом и пророком Духом Святым; и той дал есть овы убо Апостолы, овы же пророки. «Οντος κρογωνιαíου ατο »Iησο Χριςο – сущу краеуголъну самому Иисусу Христу. Слово: κρογωνιιος не встречается у классичеких писателей и принадлежит Священному писанию. Его употребили первоначально LXX толковников в 28:16 Исаии и эти слова Исаии приводит Апостол Петр ( 1Петр. 2:6 ), относя их ко Христу: се аз полагаю в Сионе камень краеуголен, избран, честен, и веруяй в он не постыдится. Сам Иисус Христос называет Себя камнем, положенным во главу угла: κεφαλ γωνíας (Мат. 21:42). Это означает, что Иисус Христос есть основание церкви; это подобие заимствовано от постройки здания: обыкновенно большой и твердый камень кладется в основание угла здания, и как он соединяет собою две стены: так Христос соединяет две разноверные народности, иудеев и язычников. Кроме Апостола Петра употребил слово: κρογωνιαος Апостол Павел, и только в одном этом месте послания к Ефесеям, и в том же смысле, как Апостол Петр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Сомнение и колебания, со стороны последователей Иисуса Христа, сосредоточивались именно на возможности воскресения в том теле, которое было предано публичному поруганию, определенному законом для тяжких преступников ( Втор.21:22.23 ). Их останавливало недоумение: неужели предметом особенной любви и особенного божественного милосердия могло быть то лицо, тело которого предано проклятию, возвещенному законом? Это недоумение, выраженное устами Фомы, высказалось в такой форме: аще не вижду на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Иоан.20,25 ); его имея в виду, Иисус Христос со своей стороны не один раз обращал внимание своих учеников на изъязвленные руки, ноги и ребра ( Лук.24:39.40 ; Ин.20:20.27 ). Кроме того, самая весть о воскресении, по согласному сказанию евангелистов, началась с гроба, найденного пустым ( Мф.28,1.6 ; Марк.16,5.6 ; Лук.24:3.9 ; Ин.20:1–8 ). Как бы скептически ни относились к этому единогласному евангельскому преданию, во всяком случае нельзя отвергнуть того, что тело Иисуса Христа было погребено согласно свидетельству ап. Павла ( 1Кор.15:4 ) 149 ; коль скоро же это предание верно, то нет ничего невероятного и в том, что первая весть о воскресении началась с гроба, найденного пустым; даже странно было бы предположить, чтобы ученики не поспешили закрепить свою колеблющуюся веру посещением гроба. Таким образом, с необретения тела в гробе начинается первое известие о воскресении и с явлением в изможденном теле связывается убеждение в действительности воскресения. С этим-то последним, далее неразрывно соединяются развитие, образование и усвоение новых понятий как о служении Мессии, так характере новоустрояемого Им царства и отношении к Нему Его последователей. Евангельское предание прямо говорит, что с того времени, когда Воскресший в лике восторжествовавшего страдальца предстал взору своих ближайших последователей, им стало ясно, что таким, а не иным путем Он должен унаследовать свою славу (δει παθεν τν Χριστν κα εσελϑεν ες τν δξαν ατο Лук. 24:26 ), что Его назначение быть победителем смерти (ναστναι κ νεκρν ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sverh-e...

Хоразин и Вифсаида Галилейская . В недалеком разстоянии от Капернаума, на берегу озера, были Хоразин и Виосаида Галилейская. Их часто посещал Господь, учил и совершал здесь множество чудес ( Мф.6:4–5, 21 ; Мк.6:45, 53, 56 ; Лук.10:13 ). Из Вифсаиды были родом апостолы Петр, Андрей и Филипп ( Ин.1:4; 12:21 ). Но жители этих городов не покаялись и не уверовали в Него ( Мф.11:16–20 ), И Господь грозно обличал их за это: горе тебе, Хоразине, горе тебе, Вифсаидо; яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшия в тебе, древле убо во вретищи и пепеле покаялися быша. Обаче глаголю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день судный, неже вам ( Мф.11:21–22 ). В настоящее время оба места в развалинах. Кесария Филиппова. На самой северной оконечности Палестины был еще один город, который ознаменован частым пребыванием Господа. Это – Кесария Филиппова, которая в древности была известна под именем Ваал-Гаада, у греков – под именем Панеады, во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Кесарии Филипповой (в честь Кесаря Августа и устроителя ее тетрарха Филиппа). Она находится при одном из важнейших истоков Иордана. В эту отдаленную часть Палестины уединялся иногда Господь во время земной Своей жизни и здесь, незадолго пред Своим преображением, после уединенной молитвы, спрашивал учеников Своих, за Кого они принимают Его, и, по исповедании ими Его Сыном Божиим, тайно предсказал им о Своих страданиях и воскресении и потом всенародно проповедывал им о ношении креста и о Своем пришествии во славе ( Мф.16:10–28 ; Мк.8:27–38 ; Лук.9:18–27 ). Здесь, говорят, жила та женщина, которая 12 лет страдала кровотечением и получила исцеление от своей болезни чрез прикосновение к одежде Спасителя ( Мф.9:20–23 ; Мк.5:25–34 ; Лук.8:43–48 ). Гора Фавор и ее окрестности Путь от Тивериады к Фавору. Посетив чудные места Тивериады, где Господь наш провел большую часть Своей жизни, благовествуя по городам и селениям царство Божие и творя множество чудес, паломники стремятся на юго-восток, к горе Преображения Господня – Фавору, которая уже была видна им с разных мест их пути раньше. Путь от Тивериады идет по крутому и длинному скату дикой и высокой горы, утыканной камнями и поросшей густой и высокой травой с изредка попадающимся кустарником, с вершины коей видна гора Преображения во всем ее величии. Отделенная от прочих гор, она уединенно возвышается в лесном украшении своем, как стог хлеба среди поля, как алтарь среди храма. Необыкновенная красота горы, всесторонняя ровность ее ребер, отдельное положение от других гор – радуют взор путника. При замечательной прозрачности здешней атмосферы, гора кажется очень близко; на самом же деле к ней нужно ехать еще 20 верст чрез множество холмов, и долин. Вокруг горы прекрасная равнина (продолжение Ездрилонской), по которой, на протяжении трех верст, тянутся дубовые рощи и роскошные леса, наполненные множеством птиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Против Манихеев и других нечестивцев, отвергающих домостроительство Слова:   Нас ради человек .   Павел: «вся бо вас ради» (2 Кор. 4:15). «Аще Бог по нас, кто на ны» (Рим. 8:31)? «Иже убо Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32). «Понеже... дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися тех же» (Евр. 2:14).   И нашего ради спасения .   Исаия: «не ходатай, ниже Ангел, но сам Господь спасе их» (Ис. 63:9). Петр: «о Немже спасении взыскаша» (1 Петр. 1:10). В Евангелии: «не приидох, да сужду мирови, но да спасу мир» (Иоан. 12:47). «Да спасется Им мир» (Иоан. 3:17). «Яко спасение от Иудей есть» (Иоан. 4:22). «Сей есть Спаситель мира Христос» (Лук. 2:11).   Пророчественно против Нестория и других нечестивцев, не исповедающих воплощения Бога Слова и богохульно говорящих, что Он явился призрачно:   Сшедшего с небес .   Апостол: «сшедый, Той есть и восшедый» (Ефес. 4:10). В Евангелии: «яко снидох с небесе» (Иоан. 6:38). Павел: «Бог Сына Своего посла в подобии плоти греха» (Рим. 8:3).   Против еретиков, пустословящих, что Слово восприяло иное, а не одинаковое с нами тело:   И воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы .   Исаия: «се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис. 7:14). В Евангелии: «како будет сие, идеже мужа не знаю» (Лук. 1:34)? «Не бойся, Мариамь. Се зачнеши во чреве и родиши Сына... Дух Святый найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя» (Лук. 1:30—31, 35). Иосифу (Ангел): «Рождшеебося в Ней от Духа есть Свята» (Матф. 1:20). «И не знаяше Ея, дондеже роди Сына своего первенца» (Мф. 1:25). Павел: «посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от Жены» (Гал. 4:4). В Евангелии: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» (Иоан. 1:14).   Против Аполлинария, называвшего человеческое естество (Христа) чуждым ума; против Евтихия, Диоскора, а также Севера и прочих безумцев, пустословивших, что Слово Божие и по воплощении имеет одно естество, равно как против Пирра и других монофелитов:   И вочеловечшася .   Павел: «иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но себе умалил зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). «Един Бог и Отец всех» (Ефес. 4:6). «Един ходатай Бога и человеков человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). В Евангелии: «яко Сын человечь есть, не дивитеся сему» (Иоан. 5:27—28). «Егда приидет Сын человеческий... тогда сядет на престоле славы Своея» (Матф. 25:31).  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3930...

Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: Исх. 25:1, 18, 19–22, 26:1, 31 ; 3Цар. 6:23–29,32, 8:10–11, 9:3 ; Числ. 20:6 ;. Иис. Нав 7:6 ; 2Цар. 6:14, 12:20 ; Псал. 5:8; 3 Цар, 8:12–53, 9:3; 1 Парал. 28:2; Псал. 79:2 ; Иоан. 2:13–17 ; Мк. 11:11, 15–17 ; Исаии 6:1–5; Дан. 7:9–14 ; Иоан. 14:9 ; Лук. 3:22 ; Откр. 5:6 ; Псал. 137:1–2, 16:15, 94:6 . Верующие должны отличать священное от неосвященного и нечистое от чистого: Лев. 10:10 ; Иезек. 44:23. Идол в мире ничто, поэтому и изображение его вымышленное, ложное: Деян. 17:29 ; 1Кор.8:4 ; икона же изображение истинного Бога, св. ангелов и угодников Божиих и Божией Матери. Различие между иконой и идолом существенное: 2 Коринф. 6:15–16. Идолов считали богами: Исх. 32:8 ; 3Цар. 12:28–30 ; Исаии 44:17; Иер. 2:27 . Иконы считаем только изображениями. Идолам приносили человеческие жертвы: Втор. 12:31 ; Псал. 105 ; Иер. 7:31 ; Иезек. 16:20–21; Иез. 20:31, 23:39 ; совершали пред ними блудодеяние: Иез. 23:37 . Пред иконой же мы молимся тому, кто на ней изображен. Иконы нужны: а) для возбуждения нашей веры: Втор. 6:5–10 ; Евр. 13:7; 6 ) для выражения любви к Богу, ангелам, Богоматери и святых; в) для прославления Бога даром художества: Исх. 35:30–35, 36:1–2 ; Исх. 38:22–23 ; г) для неграмотных иконы то же, что и Библия. Изображать Бога можно, ибо Его видели люди в Ветхом Завете: Быт. 18:1– 6, 32:30 ; Исх. 33:11 ; Числ. 12:6–8 ; Исаии 6:1 – 15; Дан. 7:9–14; 2 Парал. 18:18; Апос. 9:1. Видели Его и в Новом Завете: Иоан. 1:14 ; Иоан, 6:36, 1:14–18, 14:9; 1Кор. 15:8 ; Деян. 9:3–4, 7:55–56 ; Лук. 3:21–22 ; Деян. 2:1–4 ; Откров. 4:2–5; Откров. 5:6–8, 7:4–11 и др. Что касается употребления и почитания священных изображений в последующие II и III века христианства, то есть также исторические данные о существовании иконопочитания и за этот период. Правда, свидетельства эти не многочисленны, но не следует забывать, что христианство в то время было религией гонимой язычниками, которые нередко подвергали осмеянию и похулению то, что признавалось христианами за святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010