Антонию, что, «если сверх меры натянуть лук, то он переломится», тогда преподобный выяснил, что и человеческая натура не выдержит постоянного напряжения, что послабления, в виде чистых удовольствий, необходимы. Радость и веселье сердца составляет один из отличительных признаков христианина. Христианская религия не запрещает радостей, но старается сделать человека истинно радостным и веселым. Слова ап. Павла, с которыми он обращается к филиппийцам: «радуйтесь всегда в Господе, и еще говорю, радуйтесь» (Филипп. 4:4), имеют всеобщее значение и лучше всего опровергают те несправедливые упреки, какие делают христианству, что оно будто отнимает у человека все удовольствия жизни и внушает ему постоянно мрачные и печальные мысли о смерти. Иисус Христос не отрицал удовольствий, как отдыха от трудов. Он умножил вино в Кане Галилейской и через то умножил довольство гостей и хозяев. В притче о блудном сыне Он упоминает о пении и ликовании по поводу возвращения блудного, как о непредосудительных выражениях человеческой радости. И ныне в общественной молитве часто слышится призыв к веселью: «радуйтеся, людие, веселитеся, приидите, руками восплещим» ... Радость – бескорыстна, естественна, благородна и прекрасна. Это – просто расширение жизни. Наслаждаться также хорошо, как мыслить. Но когда мысль становится целью жизни, то это – уродливо. Так точно и наслаждение не должно быть целью жизни: иначе оно не расширит жизнь, а сузит ее, утомит душу и расслабит телесные силы. «Удовольствиями, говорит Дмитрий Архиеп. Херсонский, достигается необходимое отдохновение от трудов. Не только тело человека имеет нужду в отдохновении и обновлении сил, а и душа его, утомляемая суетой дел своих, также нуждается в отдохновении, освежении и обновлении. Тело укрепляется пищей и сном, а душа ищет забвения своих печалей, освежения и ободрения сил своих в других, более свойственных ей наслаждениях. Все это естественно, даже необходимо, а потому не может быть осуждаемо». Христианство только на одно при этом обращает наше внимание, именно, чтобы мы избегали греховных удовольствий и старались избегать тех опасностей, которые скрываются в мирских удовольствиях. В выборе тех или иных удовольствий нужно сообразоваться с индивидуальными особенностями личности каждого, жизненными условиями и общественным положением.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ибо когда вы будете убегать от Навуходоносора, льва, вам попадет навстречу Ассуир, во времени царствования которого относится история Есфири, или, по разрушении государства ассириян и халдеев, восстанут мидяне и персы. И когда, в царствование Кира, вы возвратитесь и, по повелению Дария, начнете строить дом Господень и всю надежду будете иметь в храме, так что найдете успокоение в нем и склоните утомленные руки на стены; тогда придет Александр, царь македонский, или Антиох, именуемый Епифаном (Επιφανς), который остановится в храме и ужалит вас подобно змею, и не вне, в Вавилоне или Сузах, а в пределах святой («или» вашей) земли. Это показывает, что день, которого вы желаете, есть [день] не света и радости, а тьмы и печали. Это мы вкратце сказали применительно в истории, чтобы не обойти вполне молчанием мнения иудеев. Но никто не сомневается в том, что все наши под днем тьмы разумеют день суда, о котором и Софония пишет: «близ день Господень великий, близ и скор зело: глас дне Господня горек и жесток» (Соф. 1:14), и Исаия: «се день Господень грядет неисцелный ярости и гнева, положити вселенную пусту и грешники погубити от нея» (Исаии 13, 9). Вместе с тем разрушается также надежда гордых, которые, желая казаться праведными пред людьми, обыкновенно ожидают дня суда и говорят: о если бы пришел Господь, о если бы нам можно было разрешиться и быть со Христом! (Филипп. гл. 1), подражая фарисею, который говорил в Евангелии: «Боже, хвалу Тебе воздаю, яко несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее или якоже сей мытарь. Пощуся двакраты субботу, десятину даю всего, елико притяжу» (Лук. 18:11—12). Ибо чрез то самое, что они желают, а не боятся дня Господня, они признаются достойными наказания, потому что нет ни одного человека без греха, и звезды нечисты пред Ним (Иов. гл. 25). И Он все заключил под грехом, чтобы всех помиловать (Галат. гл. 3). Итак, так как никто не может судить о суде Божием, и за каждое праздное слово мы должны будем дать ответ (Матф. 12:36), и Иов ежедневно приносил жертвы за своих сыновей, [говоря], что они, может быть, имели в мыслях что либо худое против Бога (Иов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

80. “Кинолик” — буквально: “Собаковолк”; сочинение до нас не дошло. 349 81. Господи, предаю дух свой в руки твои.— Лук. 23, 46. 350 Канон — серия песнопений для церковной службы; полные каноны состоят из девяти песен, неполные содержат от одной до четырех. 351 ...разрешиться и быть со Христом...— Филипп. 1, 23. 352 Било — на Востоке о начале службы оповещали ударами деревянного била, или молотка, которым стучали в двери монастырских келий. Это заменяло неизвестные до X в. колокола. 353 Константин, Феодосий, Елсевой (Елзевой) — агиограф называет известных ревнителей православия, императоров Константина I (324—337), прославившегося укреплением в империи христианства и непримиримостью к арианской ереси, Феодосия I (379—395), который продолжал дело Константина, а также эфиопского царя Елсевоя (VI в.); он восстановил христианство в земле гомеритов и оставил царский престол, чтобы стать монахом. 354 ...мощи святых мучеников Вавилы и 84 его учеников.— Вавила никомидийский — мученик IV в. За отказ принести жертву языческим богам был замучен вместе с детьми, которых он обучал. 355 ...отслужить панихиду в его приделе...— т. е. в особом алтаре, отделенном от других частей здания; приделы устраивались в больших храмах, чтобы в одном и том же помещении можно было дважды совершать литургию. Память Игнатия Богоносца праздновалась 20 декабря, так что, говоря о 19 декабря, агиограф ошибается. 356 Дорога в очах Господних смерть святых его.— Пс. 115, 6. 357 Дорога в очах Господних смерть святых его.— Пс. 115, 6. 358 Монах одержим нечистым духом — т. е. болен душевной болезнью. 359 ...Бог знает, по слову апостола...— II Коринф. 11, 11. 360 ...соименник архангелам...— агиограф подразумевает, что Михаил синкелл и архангел Михаил — тезки. 361 Они, посаженные при потоках благочестия, вовремя приносят плод...— ср. Пс. 1, 3: “И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое”. 362 ...тот рождением своим разрешил родильные муки матери, а этот навеяно скончал.— Иоанн Креститель был поздним (потому он “разрешил родильные муки своей матери”) и единственным сыном, а Николай “скончал”, так как после него мать уже больше не имела детей. 363

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

" Требуют, наконец, объяснения слова: ιτημα и κετηρα. Первое слово встречается в Нов. Завете вообще в смысле прошения, напр., Лук. 23:24 говорится, что Пилат согласился исполнить ιτημα, прошение или требование иудеев, чтоб Спаситель предан был на распятие. В смысле молитвы ιτημα встречается и у LXX ( Псал. 19:6. 36:4 . 1Цар. 1:17. 27 ) и два раза в Новом Завете. – Филипп. 4:6. и 1Иоан. 5:15 : и аще вемы, говорит Святой Иоанн о Христе, яко послушает нас, еже аще просим, вемы, яко имамы прошения (ιτματα), ихже просихом у него. Апостол Павел говорит: во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша (ιτματα) да сказуются к Богу. Здесь встречаются и προσευχ и δησις и εχαριςα и ιτημα. Слово: ιτματα по отношению к προσευχ и δησις означает частные предметы молитвы и моления, дробное перечисление того, чего просим: так, напр., молитва Господня (εχ) имеет семь прошешй: ιτματα. Слово: κετηρα встречается только однажды в Новом Завете, именно в послании к Евреям 5:7 : иже во днех плоти своея моления же и молитвы принес (δεσεις κα κτηρας). У древних словом κετηρα называлась обвязанная белою шерстью масличная ветвь, которую носил в руках требовавший вспоможения в нищете, или подаяния. В таком смысле употребляется это слово у Есхила в Евменидах (43, 44). Таким образом это действие ношения масличной ветви значило тоже, что протягивание руки для испрошения милостыни. От этого значения произошло употребление слова: κετηρα в смысле умаливания, смиренной просьбы; в таком смысле оно употреблялось и у древних, напр., Исократ (de расе р. 186) говорит: κετηρας πολλς κα δεσεις ποιομενοι. Антиох Епифан, вразумленный тяжкою болезнью, писал к иудеям послание, моления чин имущее κετηρας τξιν χουσαν; – это значит письмо, имеющее характер прошения смиренного, уничиженного (2 Макк. 9:18) 67 . По свидетельству Филона (Leg. ad Cai. 36). Агриппа называл свое письмо, посланное Калигуле: γραφ, ν νϑ» κετηρας προτενω – письмо, которое посылаю, протягивая как бы руку за милостынею, посылаю в качестве уничиженного прошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

И сказал царь: «ты всегда презираешь слова царя. Почему говорит книга: «днесь родися»? Если ты не согласишься со мною, будешь изгнан из моего города, а если согласишься, я почту тебя». И сказал отец наш Филипп: «царь, говоря: «родися», ты хочешь есть, и не размышляешь о значении. Если не хочешь знать силу слова, то ешь в пост 40-ницы, в среду и пяток и потом постись, а я не хочу твоих почестей, слов твоих не послушаю, ибо ты – грабитель слова клятвенного и преступник завета, сказавши: «не возьму больше одной жены», и взявший многих. Ты солгал Богу, а не людям, и посему есть в сочельник мне не угодно, и я не согласен. Лучше мне быть изгнанным за веру. Делай со мной, что тебе угодно». И повелел царь изгнать его с 11 мемхерами, чадами его в землю Арамият (языческую). Его оставили там, и он жил с учениками своими, питаясь травой, подобно зверям, три месяца. Однажды потянул лук один мусульманин, чтобы попасть в отца нашего Филипп а и убить его. И простерла руку одна инокиня и сказала: «оставь моего учителя». И вернулась стрела и поразила ее руку, и умерла святая. И исполнилось на ней то, что сказал Спаситсль наш, положивший душу свою за други своя. A сего мусульманина проклял святой, и он тотчас расселся и умер. f.189. И через три месяца доложили царю об убитых монахах и монахинях. И повелел царь привести Филиппа. Его нашли изгоняющим бесов и взяли с 11 мемхерами, чадами его, и привели к царю. Когда он явился к царю, тот сказал ему: «теперь ты не послушаешься моих слов относительно навечерия Рождества»? Филипп сказал: «разве ты не слышал, что говорит писание: «не соглашайтесь с языками, которые говорят: «да ямы и пием, утре бо умрем» ( I Kop. 15, 32 )? И снова говорит оно: «бдите и не нарушайте поста под предлогом праздника». Я раньше был изгнан за это самое, и ты изгнал меня за веру, и не обратился от своего греха; и я не отвращусь от веры моей и от обычая моего прежнего. Что хочешь, делай со мной». Тогда повелел царь вывести блаженного из своего стана и поместить на острове в озере Зой, пока он не обратится к тому, чего хочет царь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

l-ro века по Р Хр., имели такое учение. Правда, мы знаем великое изречение об Иисусе Христе Иоанна Крестителя: „Се агнец Божий, вземляй грехи мира“! Но на это свидетельство Иоанна Крестителя нужно смотреть, как на данное ему по откровению 522 , т.е. ни плоть, ни кровь, или иначе, ни ветхозаветное иудейское сознание – вложили в его сердце столь глубокую истину, а Сам Бог . Ведь тот же Иоанн Креститель, смутившись крестным подвигом земной жизни Иисуса Христа, спрашивал Его: „Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого?“ Таков по крайней мере непосредственный смысл этих слов, без обращения к содействию тонкой экзегетики. Возможное такого колебания, даже противоречия одного и того же лица, крепко подтверждается случаем с ап. Петром на пути к Кессарии Филипповой (ср. Мф. 16). Известный факт с евнухом, читавшим книгу пр. Ис., именно 53, и диаконом Филиппом, изъяснившим это писание об Иисусе Христе ( Деян. 8:29–40 ), – не доказывает иудейской веры в страждущего за грехи Мессию. Во 1-х, по свидетельству книги Деяний, действиями св. Филиппа руководил в данном случае Дух Божий (8:29); во 2-х, в указанном месте вовсе не сказано того, о чем у нас идет речь, т.е. чтобы диакон Филипп изъяснил пророчество Исаии в смысле искупительных страданий Иисуса Христа, а просто сказано: Филипп отверз уста свои и, начав от сего писания ( ρξμενος π τς γραφς τατης), благовествовал ему (евнуху) об Иисусе“, т. е, данное место послужило диакону Филиппу точкою отправления, поводом (а не темою) благовествовать об Иисусе Христе. – Чрезвычайно важно здесь иметь в виду то, что апостолы были все поражены смертью Иисуса Христа, и разбежались. Достаточно прислушаться к откровенной беседе двух учеников на пути в Эммаус ( Лук. 24:13–24 ), чтобы видеть, какой неожиданный удар нанесла вере учеников смерть Христа. В особенности режут по сердцу следующие слова: „А мы надеялись было, что Он есть тот, который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как эго произошло“ (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

— Нет, Робин Гуд. Мы не сумасшедшие, мы — христиане. Ты знаешь, что это такое? — Конечно. То же самое, что сумасшедшие. — «Для эллинов безумие, для иудеев соблазн»… — задумчиво проговорил Леонардо. — Ну, решай, парень, едешь ты с нами или тут остаешься? — А вы мне покажите сначала еду, которую вы чужим детям везете! Увижу — поверю и поеду! — Вот это мужской разговор! Пойдем, покажу. Подходя вслед за Леонардо к джипу, мальчик заметил: — Странный какой-то у вас мобиль… — Это не мобиль. Это старинная машина, называется джип. Когда-то это была машина нашей Бабушки, а потом она подарила ее мне. Ну гляди, Робин Гуд! Увидев корзины и ящики с овощами и фруктами в салоне джипа, мальчишка закачался. — И вы сами будете это есть по дороге? — Естественно. — И я с вами? — Само собой, если ты составишь нам компанию. — А я… А я буду вам дичь стрелять! — Наконец-то сообразил, Робин Гуд! Вот именно: мы можем оказаться в дороге очень полезными друг для друга. Как, Сандра, ты не возражаешь, если мы прокатим Робин Гуда до приюта, а потом свозим его в гости к нашей Бабушке? Знаешь, мне очень хочется доказать ему, что я не вру и что бывают и сей час на свете настоящие бабушки. С морщинками и сказками. А потом, если он захочет, мы привезем его обратно на это же место. — Как скажешь, Леонардо. Мне все равно. Места он много не займет. Бедный Робин Гуд переводил глаза с Леонардо на Сандру и обратно, лицо его подергивалось. — Только вот что, парень, — сказал вдруг Леонардо, посуровев, — нехорошо бросать родного брата, пусть даже мертвого, на съеденье воронам. У меня в джипе есть лопата. Давай-ка мы выроем яму и похороним его прямо в этом газоне. — Нет, дядя, так не пойдет! Филипп велел мне, как только он совсем умрет, вытащить его на газон, чтобы на него вороны слетались. Это он сделал лук и стрелял из них ворон. Только их мало было. Когда брату удавалось подстрелить двух ворон, мы одну съедали, а вторую оставляли другим воронам на приманку. Он большой был, наш Филипп, ему много надо было еды, а он от своей доли еще мне оставлял. Вот он и стал умирать от голода. Он мне сказал: «Я тебя и после смерти буду кормить, если ты меня оставишь лежать на земле: я буду мертвый лежать и подманивать для тебя ворон, а ты их стреляй и ешь. Это все, что я могу для тебя сделать, братец Кролик». Я ему обещал. Нельзя Филиппа зарывать!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

— Чудак-человек! Его же вороны совсем расклюют, пока мы с тобой путешествуем. — А вы ведь меня обратно привезете, как обещали, так? И что же я потом без еды останусь, а? — Ну хорошо, давай тогда мы вот как поступим. У нас в машине есть крепкий брезентовый спальный мешок: мы им закроем тело твоего брата, чтобы в наше отсутствие вороны его зря не клевали, и обложим камнями. А потом, когда мы тебя назад привезем, ты его снова раскроешь. Идет? — Идет. А мешок этот вы мне потом оставите? Вы вон какие богатые, чистые, вам не захочется спать в мешке, который пропахнет моим братом. — А ты сможешь в нем спать, в таком мешке? — Ведь это мой брат… Сандра помогла Леонардо собрать стол и стулья, а потом сказала: — Робин Гуд, может, ты сядешь впереди? Я очень устала и хочу сзади поспать. — Конечно, сяду! Только меня зовут вовсе не Робин Гуд, а Карл Мор. — Леонардо Бенси, — сказал Леонардо, протягивая ему руку для старинного мужского пожатия. — А эта бледная тетя — моя жена Сандра Бенси. Садись на переднее сиденье, Карл, а Филиппа я сам укрою от ворон. Когда они выехали со стоянки, Леонардо с мальчишкой сидели впереди, а Сандра легла сзади в салоне на оставшемся спальнике и потихоньку немного поплакала. Потом она успокоилась и стала прислушиваться к их разговору. — Я так давно ни на чем не ездил, — говорил юный Карл Мор. — У нас с братом был велосипед. Мы на нем ездили, пока он не разбился, когда мы от экологистов в горах удирали и упали с обрыва. Филипп взял спицы от велосипедных колес, заточил концы, и получились стрелы для лука, а лук он сам смастерил. Он вдруг заплакал. — Ты чего, братец Кролик? Он завсхлипывал еще сильнее. — Не надо меня так звать, Леонардо! Это Филипп меня так звал, когда я был совсем маленький. Ну и потом, иногда… А плачу я потому, что мы еще с Филиппом никогда не расставались. — Извини, друг, я больше не буду. Я пони маю тебя: у каждого мужчины есть свое слабое место, свои незажившие раны, которые нельзя трогать. — И у вас они есть? — Есть и у меня. — Расскажете?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

2) Под водой в крещении разумеется еще и вера: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» ( Иоан. 7:38; 4:13 ). 2) Если под водой крещения должно разуметь веру, то зачем Христос кроме веры требует еще и крещение: «кто будет веровать и крестится, спасен будет» ( Мр. 16:16 ). «Евнух сказал: вот вода: что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и Евнух, и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошел на Евнуха» ( Деян. 8:36–39 ). По толкованию сектантов, выйдет, что Дух Святой сошел на Евнуха после того, как он и Филипп оставили учение и веру во Христа... Об Иоанне Крестителе читаем: «Выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне; и крестились от него в реке Иордан» ( Мар. 1:4–3 ). Если под крещением разуметь учение или веру, то неужели вся страна иудейская и иерусалимляне учились вере от Иоанна в реке Иордане? О Спасителе говорится в Евангелии: «И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» (Мф. 3:16). Неужели Христос, будучи Богом, учился, а потом прекратил учение или оставил веру в Отца Своего? Ведь так учить, это значит говорить величайшую ересь и богохульство. В следующем же стихе Сам Христос объясняет, что нужно разуметь под словами: «из чрева потекут реки воды живой». «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него, ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (ст. 39–й). Об этой живой воде, т. е. о благодати Духа Святого, учил Христос и Самарянку: «Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Иоан. 4:14 ). 3) Под крещением нужно разуметь страдания: «Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!» ( Лук. 12:50 ). «Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься...» (Мф. 20:22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По рассказу Ев. Марка, народ увидел как они туда отправлялись, и многие бежали туда пешие из всех городов и предупредили их прибытием на ту сторону, и там в пустынном месте снова собрались ко Иисусу Христу. Увидев множество народа, Господь сжалился над ними, «потому что они были, как овцы, не имеющий пастыря», и начал учить их много (Марк. 6:34), говорить им о Царствии Божием (Лук. 9: 11) и исцелять больных их (Матф. 14:14). По некотором времени, Он, согласно повествованию св. Иоанна, взошел на гору, там сидел с учениками Своими и увидел, что множество народа идет к Нему. День же начал склоняться к вечеру. Тогда все Апостолы, приступив к Нему, стали говорить: «Место здесь пустынное и время позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и там купили себе хлеба, ибо им нечего есть». Но Господь не восхотел отослать от Себя народ и сказал ученикам: «Дадите вы им ясти!» Испытывая веру Ап. Филиппа, Господь спросил его: «Где бы нам купить хлеба, чтобы их накормить?», на что Филипп отвечал: «на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу». Подобное говорили и прочие ученики. Тогда Господь говорит им: «Сколько у вас хлебов? пойдите посмотрите». Они узнали, и Андрей сказал Ему: «Здесь есть у одного мальчика (вероятно, торговца съестными припасами, сопровождавшего всю эту толпу) пять хлебов ячменных и две рыбки: но что это для такого множества». Тогда Иисус сказал: «Принесите сюда хлебы и рыбы», «велите народу возлечь». И повелел посадить народ «на споды», т.е. отделениями по пятидесяти. И народ сел на зеленой траве по сто, в одном направлении, и по пятидесяти, в другом, поперечном первому («На лехи, на лехи по сту и по пятьдесят» – Марк. ст. 40), чтобы таким образом сосчитать всех. Оказалось около 5.000, кроме женщин и детей. И взяв пять хлебов и две рыбы, Господь воззрел на небо, воздал благодарение (Иоан. ст. 14), благословил их (Лук. ст. 16), преломил, дал ученикам, чтобы ученики раздавали народу; также и две рыбы разделил на всех (Марк.), сколько кто хотел (Иоан.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010