В широком смысле это слово употребляется в св. Писании для обозначения вообще всякого служения ( Мф. 8, 15 ; Марк. 1, 31 ; Лук. 10, 40 ; 2Кор. 9, 12 ), и в частности – служения слову, евангелию, делу искупления. И так как первыми провозвестниками евангелия были И. Христос, апостолы и их сотрудники, то данное имя применяется к Спасителю ( Рим. 15, 8 ; Мф. 20, 28 ), к апостолам ( 1Кор. 3, 5 ; 2Кор. 5, 18; 10, 23 ; Еф. 3, 7 ; Кол. 1, 23 и др.) и их сотрудникам, напр., Тимофею ( 1Сол. 3, 2 ; 2Тим. 4, 5 ). В тесном смысле и в св. Писании и на языке церкви этим именем обозначаются особого рода служители церкви, принадлежащие к церковной иерархии, обязанные помогать другой иерархической степени в служении слову, в священнодействиях, особенно таинствах, в управлении и вообще в делах церковных. Богоучрежденность в церкви чина диаконского ясно предполагается в посланиях ап. Павла. Так, в приветствии всем святым, сущим в Филиппех, с епископы и диаконы (1, 1), апостол, поставляя диаконов рядом с епископами, очевидно, причисляет диаконов к служителям церкви. В послании к Тимофею, перечислив качества диаконов, прямо замечает о них: служивший (διακονσαντες) степень себе добр снискают, т. е. приготовляют себе высшую степень ( 1Тим. 3, 13 ). По мнению некоторых, и рассказ кн. Деяний ап. об избраны верующими и рукоположении апостолами семи мужей для служения при столах и попечения о бедных нужно понимать в смысле повествования об учреждении диаконской степени (6, 1–6). Так понимая этот рассказ, некоторый древние церкви (напр. римская) имели по семи диаконов 426 . Но прямого отношения к диаконству, как иерархическому чину, этот рассказ не имеет. Разумеемый «семь» лиц были избраны служити трапезам (διακονεν τραπζαις – 2 ст.), и если некоторые из них приобрели особое значение, напр., Стефан, Филипп, то не по своей «должности», а единственно потому, что они были исполнены Св. Духа и мудрости (6, 3. 10), хотя получили еще особое посвящение (6 ст.). «Сличив мысль отцов, говорят отцы VI вселенского собора, с изречением апостолов (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Несколько дней страдал неустрашимый исповедник правды в смрадной келье, окованный цепями, с тяжелою колодкою на шее. По целым дням у монастыря толпился народ, прославляя добродетели св. Филиппа. Это досадовало грозного царя так что он решил совсем удалить святителя из Москвы и сослал в Тверской Отрочь монастырь. Много страданий вытерпел св. Филипп в продолжение пути и тяжелого заточения, которое продолжалось около года и наконец 23 декабря 1570 года от руки одного злодея он мирно отошел ко Господу, как истинный пастырь стада Христова, положивший душу свою за своих словесных овец.    Через двадцать лет после его кончины в царствование кроткого Федодора Иоанновича иноки соловецкой обители испросили позволение перенести к себе тело священно-мученика Филиппа. Когда выкопали гроб и вскрыли его, то нашли в нем тело святителя нетленным. Над гробницею святителя стали совершаться различные исцеления. В 1640 году при царе Алексее Михайловиче мощи св. Филиппа были торжественно открыты, а в 1652 году были перенесены в Москву и положены в Успенском соборе, где и доныне в благоухании святыни почивают во свидетельство торжества правды Божией. – (См. „Воск. лист.» 153, прилож. к журн. Воскр. день за 1891 г.).   10. Откуда священники получили право благословлять, и какое имеет значение их благословение?    Христос Спаситель, дав пастырей, даровал им и право благословлять верующих. Видимый знак Своего благословения он показал на детях, когда, возложь руце на них, благословляше их (Марк. X:16). Потом при вознесении окруженный верными Своими последователями, Господь воздвиг руце Свои, и благослови их (Лук. XXIV:50). Так стали благословлять апостолы и их преемники; только руковозложение вскоре заменилось знамением крестным. Этот образ благословения доныне сохранился по непосредственному преданию. Святой Василий Великий замечает: „благословляем воду крещения и елей помазания, еще же и самого крещаемого – по преданию умалчиваемому и тайному» („О Св. Д.» гл. XXVII).    Пастырское благословение имеет свое духовное значение. Христос, благословляя апостолов, изрек им: приимите силу нашедшу Духу Святому на вы (Деян. I:8). Так и пастырь, благословляя именем Божиим, призывает на благословляемых силу Божию, освящающую, помогающую и утешающую.    Как действует сия сила, это зависит от веры приемлющего благословение. Но примечательно, что издревле народ неудержимо стремился к лицам священным, чтобы осениться крестным знамением от их рук. Цари и князи, свидетельствует святой Амвросий Медиоланский, удостаивали преклонить свои выи пред священниками и целовали их руки, в надежде оградить себя их молитвами» („О дост. свящ.» гл. II).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

— Каким отец Василий был в общении с братией? — Как и отец Ферапонт, отец Василий тоже старательно убегал праздного общения. После службы он задерживался в алтаре или сразу убегал в келью, не оставался ни для каких разговоров. В 1990-е годы в обители проводились общие братские послушания: все вместе выходили часа на два поработать. Иногда шли на подсобное хозяйство — перебрать картошку, лук, полить капусту. Так вот, отец Василий всегда садился перебирать картошку метрах в пяти от всех братий. А при таком труде есть возможность пообщаться. Вера только начинала возвращаться к людям, хотелось узнавать о христианстве больше и глубже, а церковных книг практически не было. Люди что-то из своей жизни вспоминали, связанное с верой. Но отец Василий избегал даже этого общения, потому что оно все равно иногда переходило в какой-то смех и празднословие. У него же была такая сильная устремленность к Богу, которая не позволяла ему отвлекаться от главного, от полного погружение в молитву и богомыслие. Это особое таинство, внутреннее предстояние души в трепете, и разрушить его, действительно, может даже одно слово другого духа. — Отец Василий был иеромонахом, священником. Каким он был пастырем? — В проповедях отца Василия очень ярко выражалась его душа. Даже такой блистательный проповедник, как архимандрит Евлогий (Смирнов) , первый наместник возрождающейся Оптиной пустыни, говорил о проповедях отца Василия: «Я хотел, чтобы они никогда не кончались». Отец Василий очень любил богослужение, буквально впитывал службу всем своим существом. В его проповедях очень часто звучали строки из стихир, ирмосов, канонов. Он глубоко вчитывался в богослужебные тексты. Оставаясь в алтаре, часто сидел и перечитывал Минеи, Октоих. Он убегал от других людей не потому, что он их не любил, но, говоря словами преподобного Арсения Великого, он больше любил Бога. Бог стал для него всем, а люди рассеивали, уводили в сторону. Это совершенно другой уровень богообщения. И, видимо, от этого в нем чувствовалось нечто величественное, как будто он носитель какой-то удивительной тайны, будто он какого-то таинственного рода царского. Хотя, когда требовалось, конечно, он общался. Он же исповедовал и делал это тоже исключительно внимательно, милостиво. Я ходил к нему на исповедь, избрал своим духовником. Хотел, как раз на Пасху, поговорить с ним, чтобы и с его стороны получить согласие быть моим духовником.

http://patriarchia.ru/db/text/6020403.ht...

прот. Иоанн Недзельницкий Скачать epub pdf Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы Церкви на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство (Тропарь). Христиане всех времен всегда почитали Св. Крест Христов по следующим причинам: 1) Т ак как Христос есть жертва за грехи мира, а жертва не мыслима без жертвенника, то крест есть жертвенник . А все жертвенники во всем мире всегда считались святынею; поэтому и крест есть святыня . 2) К рест есть орудие божественного прославления Спасителя ( Лук. 24, 26 ; Филипп. 2, 5–11) и орудие победы Господа Иисуса Христа над диаволом ( Иоан. 12, 31–33 ; 1Кор. 15, 53 ; Колос. 2, 14–15 ). 3) К рест – орудие спасения нашего ( Галат. 3, 13 ; Кол. 1, 20 ) и слава наша. 4) К рест – видимое знамя христианина, поднятое ради истины. Разсмотрим, каким образом Христос является всемирною жертвою за грехи мира, а Крест Его – жертвенником. Бог создал людей по образу Своему, заключающемуся в душе человека. Душа человека обладает умом, сердцем и волею. Умом он стремится познавать Бога, сердцем – любить Творца и ближних, волею – исполнять заповеди Божии. Но люди согрешили. Грех извратил всю природу их: помрачил разум, испортил волю, в тело внес семена всяких болезней и смерть. Чрез свое падение люди лишились духовной радости, света и блаженства. Своим грехопадением человек оскорбил своего благого Создателя и подвергся проклятию; заразил грехом все свое существо: произвел гибельныя последствия в природе потомков и внешней природе. Избавиться от всех сих зол, возстать из такого глубокого падения человек своими силами не мог. Не мог избавить его и спасти никто из высших духов, потому, что они, будучи ограниченными существами, не могли удовлетворить правде Божией. Это мог сделать Сам Бог. Он мог изобрести и принести вполне удовлетворительную жертву правде Божией за грехи людей, потребить грех во всем существе человека и уничтожить все гибельныя последствия греха как в природе людей, так и в видимой природе. Дело нашего спасения было делом совета Божия от вечности, Бог предвидел падение человека и от вечности же Он избрал и средство для возстановления его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

А поэтому, все возражения штундобаптистов против этого древнего обычая не имеют никаких оснований. 13) По своей идее монашество, есть обыкновенная форма жизни, которую избирают для себя некоторые люди. Она проявляется в том, что люди отказываются от мира и целиком посвящают себя особенной жизни для служения Бог. И такая жизнь вовсе не противоречит Священному Писания В ветхозаветной Церкви был назореи, которые всю свои жизнь посвящали на служения Господу Богу. Они не пили вина, не стригли головы, вели без брачную жизнь, посещали пустыни и вели одинокий образ жизни ( Чис. 6:3, 30; 3 Пар. 18:1, 19:9). В Новом Завете св. Иоанн Креститель также жил одиноко в пустыне так, как наши монахи ( Лук. 1:15, 3:2 : Мф. 1:1 ; Мк. 1:2, 6 ). В Священном Писании такая отшельническая жизнь нигде не осуждается; напротив еще и восхваляется ( Евр. 1:37–38 ). Таким образом, монашеская форма жизни по сути своей не имеет ничего в себе противозаконного, а в Священном Писании имеет для себя даже не мало оснований. 14) Почему в вашей Церкви существует наименование в высших иерархических лицах: «святой», «святейший»? 14) Православная Церковь , таковыя наименования употребляет не потому, что считает иерархов Церкви людьми святыми, а потому что они носят сан святости, который освящен во Христе Иисусе. Апостол Павел, когда писал свои послания к верным христианам, называл их святыми ( Римл. 1 гл. 7 ст.; 1Кор. 1 гл. 2 ст.; 2Кор. 1 гл. ,1. ст.; Ефес. 1 гл. 1 ст.; Филипп. 1 гл. 1 ст.; Колосс. 1 гл. 1 ст.), а между тем среди верных христиан того времени много было людей, которые по своей жизни были далеки от минимальных требований христианского идеала. Апостолов Петра и Варнаву, которых также при жизни называли святыми, апостол Павел укоряет в лицемерии ( Галат. 2 гл. 11 – 14 ст.). Галатов апостол Павел также упрекает в том, что они от призвавшего благодатью Христовою так скоро переходят к новому благовествованию ( Галат. 1 гл. 6 ст.), и называет их несмысленными (3 гл. 1 ст.). Православная Церковь , если и называет патриарха «Святейшим», то потому только, что он возглавляет православный народ и является выразителем святейшей веры народа, а таковое название нисколько не противоречит слову Божию: апостол Иуда в своем послании пишет: «А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией» ( Иуды 20:21 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Разделы портала «Азбука веры» Прилетают ли души усопших в Радоницу на могилы или домой? 1.96K 21.12.2023 Жизнь после смерти Добрый день. Скажите, кто знает, прилетают ли души усопших в Радоницу на могилы? Или домой? 5 Ответов Это фантазия, не на чём не основанная. К Православию точно никакого отношения не имеющая. Нет, Церковь такому не учит. С уважением, Нет. Души находятся в том состоянии, в котором находятся, заслужив  его в течении жизни. Им нужна молитва за упокой. Вселенский учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст пишет: Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что  праведных души в руце Божией  (Премудр. Сол. III, 1). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит:  сегодня душу твою истяжут от тебе  ( Лук. XII, 20 ). Да и быть не может, чтобы душа, исшедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом. В самом деле, если мы, ходя по земле знакомой и известной нам, и будучи облечены телом, когда совершаем путь в странах чужих, не знаем без руководителя, какою надобно идти дорогою, то каким образом душа, отделившаяся от тела и отрешившаяся от всех земных связей, может знать без путеводителя, куда ей должно идти? Также и из многих других доказательств всякий может легко увидеть, что душа, исшедшая из тела, не может уже здесь оставаться. Так Стефан сказал:  приими дух мой ( Деян. VII, 59 ); и Павел говорит:  разрешитися и со Христом быти, много паче лучше  (Филипп. I, 23). Также о патриархе Писание говорит:  и приложися ко отцем своим, воспитан быв в старости добре  ( Быт. XXV, 8 ). А что и души грешников по смерти не могут здесь пребывать, послушай богача, который много о том просил, и не получил желаемого. Если бы это возможно было, то он сам пришел бы и возвестил о происходящем там. Отсюда видно, что души, по отшествии отсюда, уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшного того дня. Души не прилетают на кладбище или домой на Радоницу.Они находиться в том состоянии которое заслужили в течении земной жизни.Им нужна наша молитва за их упокой. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/priletayut-li-du...

   Вот почему сектанты не любят законного св. Предания! Оно обличает их нечестие! Какие еще возражения делают сектанты против св. Предания?   Сектанты спрашивают: «можно ли спастись, если выполнять все, что написано в св. Писании?» — и когда православный ответит, что можно, тогда сектанты говорят: «вот и довольно нам Евангелия одного, а св. Предание не нужно нам». Правильно ли такое суждение сектантов?   Нет, не правильно. Если православные говорят, что можно спастись, если выполнять все, что написано в св. Писании, то они понимают, что в св. Писании есть прямой приказ держаться св. Предания (2 Фес 2:15) Это во-первых. А во-вторых, православные знают, что без св. Предания нельзя выполнить того, что приказано нам в св. Писании. Какой ясный пример можно привести в доказательство этого?   В посл. Евреям (Евр 13:7) повелевает Ап. Павел: «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».    А в св. Писании почти ничего не говорится ни про Апостолов, ни про других учителей, как они проповедовали слово Божие. Не говорится ни слова про Апп.: Андрея, Фому, Нафанаила и других. Рассказывается в св. Писании о кончине только двух учителей: первомученика архидиакона Стефана (Деян. 8 гл) и Ап. Иакова, брата Иоаннова (Деян. 12), а об остальных Апостолах и наставниках ни слова не говорится. Откуда же, согласно приказу св. Писания, нужно нам поучаться о жизни учителей веры нашей?   Из св. Предания, которое в богослужении и научении в Церкви сохраняет описание жизни Свв. Апостолов и всех великих учителей христианских. Можно ли понимать все св. Писание на основании его самого, без другого пособия?   Нет, нельзя, потому что даже Апостолы поняли св. Писание Ветхого Завета только тогда, когда Господь «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45). И Евнух царицы Кондакии не понимал кн. прор. Исаии, доколе не разъяснил ему ее Ап. Филипп (Деян. 8:27—35). Кто же может объяснить св. Писание?   Церковь Христова Православная, имеющая св. Предание, и объяснять она может чрез мудрых, облагодатствованных мужей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Посему и сказал: имени именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. Впрочем, новейшие толкователи (напр., Мейер) видят в словах Апостола другой смысл, именно что Апостол от небесных сил, выше которых воссел Христос, простирает взор на все сотворенное вообще, каким бы высоким именем оно ни называлось. Брауне говорит, что здесь Апостол разумеет такое величие Христа, которое имеет под собою, ниже себя все, что может быть названо не только в настоящем веке, но и в будущем. Величие имени Божия таково, что иудеи страшились произносить имя Иеговы; имя Божие и в Ветхом Завете и в Новом называется святым: Езек. 43:7. Лук. 1:49 : и свято имя Его, Имя Христа так высоко и досточтимо, что о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Филипп. 2:9.). Имя Его так могущественно и действенно, что соединенное с верою произношение его устами изгоняет бесов: именем Моим бесы ижденут ( Марк. 16:17 .); когда Апостол Петр сказал хромому от рождения: во имя Иисуса Христа Назореа востани и ходи хромой мгновенно исцелился ( Деян. 8:6 .). У Отцев церкви и в житиях святых подвижников множество примеров необычайной силы и действенности имени Иисусова. ν τ ινι τοτ. Αιν век, от ε ν, всегда существующий (Arist. de coelo). У классиков слово это означало время жизни человеческой; так у Гомера (Ил. 4, 478.) при описании смерти юного Симоисия, говорится: μινυνϑδιος δ o ιν πλεϑ’ – краток был век его. Иногда означало самую жизнь человека; Гомер (Ил. 5, 685.): πειτ με κα λποι ιν – пускай уже жизнь оставит меня. Ксенофонт (Cyrop. 3, 3. 4.): κλλιον κα διον τòν ανα διξεται – лучше и приятнее проведет жизнь. У Геродота (9, 17, 27) выражение: τελευτσαι τòν ινα значит окончить жизнь. У Еврипида (Philoct. 14) есть выражение: ππνευσεν ινα, испустил душу, умер. ’Αιν означало также весьма продолжительное время, непрерывность времени, вечность: Аристотель (de mund. C. 5. р. 14.): τατα δε οικεν τ γ τν δι’ ανος σωτηραν παρχειν, – казалось, это доставит земле продолжительное благополучие; Диодор Сицилийский (1, 6): oí μεν ατν πεφναντο κα τ γνος τν νϑρπων ξ ινος πρχειν, – некоторые из них (физилогов и историков) утверждали, что и род человеческий существует от вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Мещовска, церковнический сын), 3) Антоний, архимандрит Златоустовского монастыря (купеческий сын из Лук), 4) Вениамин, архимандрит Хутынский (родом из г. Юрьевца Польского, от прародителей попович, и сам на отцовском месте был попом)» 7 . Жребий быть Киевским первосвятителем пал на Варлаама Ванатовича. Конечно этому много способствовало то обстоятельство, что Варлаам был духовником могучего тогда вице-президента св. синода, архиепископа Новгородского Феодосия. Как бы то ни было, но 14 мая 1722 г. Варлаам Ванатовичь быль посвящен в сан архиепископа Киевского. Скромный и непритязательный по натуре, Варлаам конечно был предоволен званием архиепископа и не думал стоять по сану выше своего могущественного патрона. Но история Киевской кафедры давала ея пастырю полное право желать сана митрополитского. Пятьдесят семь предшественников Варлаама на Киевской кафедре – от св. Михаила до Иоасафа Кроковского – носили сан митрополита. Мало того: Киевская кафедра имела даже от московского правительства официальное заверение неприкосновенности своих прав. Когда Киевская митрополия в лице Гедеона Святополка-Четвертипского переходила из под ведения патриарха Константинопольскаго в ведение патр. Московского, то государи Иоанн и Петр Алексеевич и царевна Софья Алексеевна грамотою, посланную в Малую Россию в сентябре 1685 г., торжественно обещали, что Киевская митрополия будет «в такомже соблюдении, в каком она была до сего времени под благословением святейшего вселенского Константинопольского патриарха, как в митрополичей чести, так и во исправлении духовного чина и церковного начала и в сохраненении прав и вольностей обычных, обретающихся по исконному обычаю» 8 ). Эти обещания – во время Варлаама Ванатовича – были еще событием недавних дней. И если бы сам Варлаам, как человек не честолюбивый, забыл о правах своей кафедры, то конечно папомнил бы ему о них высший Киевский клир, всегда ревнивый соблюдению прав малороссийской вольности. Без сомнения, не в царствование грозного первого императора было благовременно вспоминать об этих правах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Ибо вскоре, после чудной ловитвы рыб Петром, те и другие братья открыто призванные Иисусом к последованию Ему, решительно оставили прежнее свое завятие и все прочее и последовали за Ним. ( Лук. 5:2–11 ). Равным образом Филипп, житель одного и того же города с Андреем и Петром, при первом призвании тотчас последовал за Христом; а по его внушению, тоже Нафанаил или Варфоломей, из одного обстоятельства, каковым Христос дал ему разуметь, что Он видел его под смоковницею, (где, как за несомненное полагается, Нафанаил втайне никем не могший быть видим, горячую изливал молитву о том, чтобы Господь сподобил его видеть дни Мессии), и из одного этого обстоятельства уверовал в Него, как в Мессию и Сына Божия. Так и все Апостолы, по духовному любоведению и жажде учения жизни, тотчас принимали первый призывный глас Спасителя и решительно последовали за Ним, в той твердой, несумненной преданности, каковую в известном случае выразил Апостол Петр от лица всех Апостолов к своему Учителю и Божественному учению Его: Господи, к кому идем: глаголы живота вечнаго имаши. ( Ин. 6:68 ). При безпредельной любознательности, Апостолы были с приемлемостью необъятною, вниманием глубоким, послушанием безпредельным, с простотой и чистотой сердца детскою, младенческою. Такие-то благоприемлемые сосуды и нужны были Спасителю. Приготовив их Сам непосредственно, как благую землю, Господь оросил и напоил их дарами Духа Святаго, и из них образовались силою Духа Христова немерцающие светильники веры, безтрепетные проповедники Евангелия, верные до смерти служители Христовы в распространении Церкви Его, и, по примеру Божественнаго Учителя, с безпредельной кротостию, терпением и любовию, яко незлобивые агнцы, полагали души свои за веру Христову, за спасение верных и призываемых в недра веры и Церкви Христовой. Связуемые союзом святой веры, взаимной, неразрывной любви и непоколебимой надежды спасения и блаженства небеснаго во Христе Иисусе, св. Апостолы в деле Христовой проповеди и благовествовании спасения всем человекам были выше всех страхов и гонений, были как скалы, непоколебимыя среди ярых волн обуревавшаго их язычества, были, как столпы адамантовые, тверды среди всех ужасов пыток, мучений и разнаго рода смертей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010