И раб Мой, Давид, будет, говорит, царем над ними. О Нем и ангел говорит в Евангелии, что Он воцарится в дому Иаковли, и царствию Его не будет конца (Лук. 1:33). Он будет столь кроток, что будет называться не только царем, но и пастырем, так что высокое название власти смягчит чрез именование пастырем. Когда они будут одним народом и будут жить в земле и на горах Израилевых; то будут ходить во всех постановлениях Господа и соблюдать заповеди Его; будут же жить не в иной земле, а в той, которую Он дал рабу Своему Иакову, в которой жили отцы их Авраам, Исаак Иаков и прочие святые, и не только они будут жить, но и дети и внуки их, как говорит Виргилий:    И сыновья сыновей и те, что родятся от них, И будут жить не в течение короткого времени, но во веки. Хотите ли, говорит, знать, кто этот Царь и Пастырь? Это Тот, о котором Я выше сказал, — раб Мой Давид, иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, послушлив быв Отцу даже до смерти, смерти же крестные (Филипп. 2, 6). И когда они будут под властию такого Царя, Я заключу с ними союз мира, — не такой, как ветхозаветный [союз] распрей и войн, а союз мира, который превыше всякого ума и о котором Спаситель говорит к апостолам: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам (Иоанн. 14, 27). И пророк говорит: бысть в мире место Его (Псал. 75:3). Когда укрепит Он и утвердит их в Церкви, так что они будут иметь возможность сказать: постави накамени нозе мои (Псал. 39:3), тогда они умножатся, — или по числу верующих или чрез умнежение добродетелей. И соделаю, говорить, освящение Мое или святилище среди их во веки, что иудеи истолковывают по отношению к храму, построенному Зоровавелем. Но как можно согласить с этим слово: во веки, когда храм, построенной Зоровакелем и впоследствии многими восстановлявшийся, быль сожжен огнем римлян? Все это должно относить к Церкви и ко временам Спасителя, когда скиния Его была поставлена в Церкви, в которой Он соделался Богом нашим, а мы — народом Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иосиф поспешил исполнить повеление Ангела и удалился в Египет. Между тем в Вифлееме и окрестностях его началось избиение младенцев и умерщвлено их было до 14 тысяч. Это были первые мученики за Господа Иисуса Христа 7 . Вскоре Ирод был поражен от Бога лютою болезнью и смертью . Тогда Ангел Господень снова явился к Иосифу и повелел ему возвратиться в Иудею, Иосиф, по возвращении из Египта, хотел было поселиться в Вифлееме, но, услышав, что в этой стране царствует сын Ирода – Архелай (отличавшийся зверскою жестокостью), удалился в Галилею, в свой город Назарет. §. 9. Сретение Господа Иисуса Христа в храме Симеоном и Анною. (Лук. 2, 22–39) (1-й год, по P. X., месяц Февраль). Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте семь Я дам мир ( Агг. 2, 9 ). И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете: вот Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. З, 1). В восьмой день по рождении над Богомладенцем совершен был обряд обрезания, и наречено было Ему имя Иисус, предреченное Архангелом Гавриилом во время благовещения. В сороковой день по рождении надлежало совершить над Ним другой священный обряд – представить Его в храм 8 . В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон, по должности священник. Он был человек праведный и благочестивый, всем сердцем ожидал Спасителя, и Дух Святой был на нем. Ему было обещано Святым Духом, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. По особенному внушению свыше, он пришел в храм Господень, принял Богомладенца Иисуса на свои руки, благословил Бога и сказал: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком и славу людей Твоих Израиля“ 9 . После сего святой старец обратился к Иосифу и Марии и, как священник, благословил их. При этом произнес следующее пророчество о Господе Спасителе: „се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Миропомазание есть то самое таинство, которое обещал Церкви Своей Спаситель, когда говорил: кто верует в Меня, у того.... из чрева потекут реки воды живой, так как, по свидетельству Евангелиста, Он сказал это о Духе, которого имели принять верующие в Него ( Ин. 7:38–39 ). Апостолы первые получили дары Духа в день пятидесятницы, а потом сами, через особенные действия, сообщали духовные дарования всем крестившимся. Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании. О первом, ясно говорится в Деяниях Апостольских (8:14–17; 19:2–6); о втором, свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием, как например: вы имеете помазанье от Святого ( 1Ин. 2:20 . Ср. 2Кор. 1:21 ). Последнее действие еще при Апостолах сделалось исключителным знаком настоящего таинства, потому оно и стало называться миропомазанием. Видимая сторона его есть помазание крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди : покайтесь и веруйте в евангелие ( Мк.1:15 ). Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал Апостолам, а в лице их и всем преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать согрешающих, смотря по их нравственному состоянию: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф. 18:18 ; Ин.20:23 ). Так учреждено таинство покаяния, видимым знаком которого служит разрешение грехов кающемуся, под условиям искреннего их исповедания и твердого намерения исправления. Таинство причащения впервые совершил сам Иисус Христос, благословив на вечере своей с учениками хлеб и вино и под видом их преподав Апостолам плоть и кровь Свою. Тоже заповедал Он творить в Церкви Своей во все времена ( Лук. 22:19 ; ср. 1Кор.24:26 ). С тех пор, действительно, в Церкви совершается непрерывно и неизменно, таинство причащения тела и крови Христа Спасителя. Священство, существовавшее и в ветхозаветной Церкви, в новом завете представителем своим имеет самого Иисуса Христа, который есть великий Первосвященник, прошедший небеса, и имеет священство непреходящее ( Евр. 4:14; 7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

На иродский пир мы тоже приглашаемся — и многократно в день. Беда наша в том, что мы часто даже не замечаем, что нас влечет греховное желание, потому что грех обычно подкрадывается незаметно. Так сам Ирод поначалу даже с удовольствием слушал Иоанна Крестителя. Вероятно, он сознавал греховность своего желания, но не боролся с ним и, наконец, дошел до греха убийства величайшего праведника. Мы идем каждый на скверный пир Ирода каждый раз, когда соглашаемся на зло, когда избираем плотские и греховные наслаждения, когда бываем немилосердными или невнимательными к своей душе. Начав с малого, потом бывает трудно остановиться. Если во время не опомниться и не взять себя в руки, можно дойти до величайших грехов и преступлений, за которыми последуют вечные мучения. Как тогда, так и теперь к каждому из нас Иоанн Креститель взывает: « Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное .» Покайтесь, дабы наслаждаться в светлых и вечных обителях пира Агнца, закланного за грехи всего мира, а не разделить с дьяволом его пира мучений в тартаре и тьме кромешной. Аминь. 2. Благоразумный разбойник   Иисуса Христа распяли, как мы знаем из Евангелия, посреди двух разбойников. Один из них поносил Его и говорил: « Если Ты Христос, спаси Себя и нас .» Другой же разбойник стал унимать своего товарища: « Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал .» И, обратясь к Иисусу, сказал: « Помяни меня, Господи, когда придешь в царствие Твое !» На это он услышал от Господа: « Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю » (Лук. 23:39-43). Так повествует Евангелие о глубоко назидательном и умилительном событии: о помиловании Христом разбойника, висевшего рядом с Ним на кресте. Чем заслужил разбойник такую милость и притом так быстро? Ведь все ветхозаветные праведники, включая св. Иоанна Предтечу, находились еще в аду. Туда же собирался спуститься и Сам Господь, правда не для того, чтобы там страдать, а чтобы вывести оттуда узников. Господь еще никому не обещал Царство Небесное. Апостолам обещал лишь, что Он возьмет их в Свои обители, когда приготовит им место там.

http://pravmir.ru/iz-pouchenij-svyatitel...

Намереваясь вызвать учеников на торжественное засвидетельствование их веры, Иисус Христос предварительно спрашивает их: за кого в народе почитают Меня, который являюсь пред ними в смиренном образе Сына человеческого? Ученики перечисляют различные мнения об Иисусе, ходившие в народе, из которых ни одного не оказалось правильного. Затем Господь спрашивает учеников, за кого сами они Его почитают. Тогда Петр, по божественному откровению, говорит: «Ты ecu Христос, Сын Бога Живаго». Исповедание Петра Господь встретил словами: «блажен ты, Симон, сын (вар) Ионин, потому что тебе это не люди открыли (плоть и кровь), но Отец Мой, Который на небесах». «И я тебе говорю, что ты Петр», т. е. тверд в своей вере, как камень (Петр – камень). «И на этом камне Я создам церковь Мою». В этой образной речи церковь Христова мыслится, как здание. Иисус Христос является строителем, а исповеданная Петром вера является основанием. «И врата адова не одолеют ее», т. е. царство злого духа, со всеми его усилиями и планами, не в силах сокрушить церкви Христовой. Затем Господь ап. Потру, а в лице его и всем апостолам и их преемникам дает власть начальственную в церкви, власть вязать и решать грехи людей (см. 19 ст. Мф.). Предсказание Иисуса Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении. Иисус Христос и прежде предсказывал о Своих страданиях и смерти, но прикровенно; теперь же, в виду приближения последних дней Своей земной жизни, в которые предстояло ученикам великое испытание их веры, Господь предсказывает о своих страданиях с возможной ясностью. Это учеников сильно опечалило; они никак не могли понять необходимости и даже возможности страданий для Мессии; если они до сих пор и видят, что их Учитель имеет много врагов, которые ищут его смерти, но думают, что это все скоро переменится, и Господь выступит в полном блеске своего мессианского величия. А между тем, Господь говорит, что Ему должно пострадать и умереть. И вот Петр от лица апостолов говорит Ему: «Господи! да не будет с Тобой этого». Со стороны Петра это было слово любви и преданности, но вместе с тем здесь было и нечто сатанинское, – намерение, хотя и несознаваемое Петром, искусить Господа. Поэтому Господь говорит: «отойди от Меня, чтобы Я не видал тебя; ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что требует Бог, а о том, что должно быть по желанию греховного человека». Строгость эта объясняется тем, что слова Петра, противореча Его безгрешной воле, были искушением, для Иисуса, подобным искушению в пустыне. Потом Господь высказанную мысль о необходимости Своих страданий усиливает учением о кресте Своих последователей. Он говорит, что не только Он должен пострадать и умереть, но и всякий верующий в Него должен идти по стопам Его (Сравн. Мф.10:37–39 ). Преображение Господне (Мф.17:1–13; Мр. 9:2–13; Лук. 9:28–36)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Образец такой молитвы преподал нам Сам Господь Иисус Христос: Он молился в Гефсиманском саду, да мимоидет от Него чаша страданий; но молитву Свою заключает словами: но не как Я хочу, а как Ты ( Матф. 26:39 ). Ап. Павел говорит о себе, что он трижды молил Господа, чтобы Господь удалил от него удручавшего его ангела сатаны, но ему был сказано: довольно для тебя благодати Моей ( 2Кор. 12:7–9 ). Когда наши моления не исполняются, мы должны довольствоваться той мыслью, что с нами остается благодать Божия, которая лучше всяких частных и временных благ жизни, что мы все-таки остаемся чадами Божиими. Мы должны помнить, что Бог не только раздаятель даров, но и наш воспитатель, потому мы должны подчиняться Его воспитывающему водительству. Какие условия благотворной и успешной молитвы? Кто хочет молиться истинной молитвой, тот должен во-первых, молиться с верой, нисколько не сомневаясь в силе молитвы. Все, чего не попросите в молитве с верой, получите, говорит Господь Иисус Христос ( Матф. 21:22 ). Да просим с верой, пишет ап. Иаков, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа (1:6–7). Сознание своего недостоинства не должно препятствовать вере и надежде во время произнесения молитвы, так как мы надеемся не на свои заслуги, а на заслуги Господа Иисуса Христа и на милость Божию. И, след., во время молитвы требуется глубокое смирение. Потому вторым условием истинной молитвы надо иметь смирение и сознание своего недостоинства. Известна притча о смиренном и «оправданном» мытаре и горделивом и «неоправданном» фарисее. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, говорит царь и пророк Давид ( Пс. 50:19 ). На кого Я призрю, говорит Бог через пророка, на смиренного и сокрушенного духом и трепещущего перед словом Моим ( Ис. 66:2 ). В-третьих, молящий истинной молитвой должен освобождать свою душу от всякой чувственности, чтобы его душа могла легко возноситься горе и дышать тончайшим воздухом вечности. Потому-то Господь заповедовал нам молиться так: Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими ( Лук. 21:34 ). Не напрасно с древнейших времен и у всех народов молитвы соединялись с постами. Каждый знает по собственному опыту, как тяжело молиться при обремененном желудке и как легко присутствовать при богослужении не евши. Вообще человек, не способный господствовать над своими чувственными влечениями, не может быть истинным молитвенником.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

По молитвам ее, как Милостивый, спаси наши души».     Прокимен, гл. 4: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев».     Стих: «В собраниях благословите Бога Господа, вы от семени Израилева» (Пс. 67:36, 27),     Тропарь, Преподобному и Преподобной, гл. 8: «В тебе, отче (или матерь), сохранилось неповрежденным сотворенное по образу Божию, ибо, взявши крест, ты последовал за Христом и жизнью учил презирать плоть, ибо она тленна; заботиться же о душе — творении бессмертном. Поэтому и радуется с Ангелами, преподобный (имя), дух Твой».     Тропарь преподобному, гл, 8: «Потоками слез своих ты возделал бесплодную пустыню и сильными воплями сделал ее во сто крат плодоносною и явился светильником вселенной, сияя чудесами (имя), отче наш, моли Христа Бога о спасении наших душ».     Тропарь преподобному, гл. 1: «Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш (имя), постом, бдениями, молитвою приобретши небесные дарования, ты исцеляешь болящих телом и духом, прибегающих к Тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеления».     Прокимен, гл. 8: «Дорога в очах Господних смерть святых Его».     Стих: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115:6, 3).     Величание: «Прославляем Тебя, преподобный отче наш (имя), ш почитаем святую память Твою, наставник монахов и собеседник Ангелов».     Стихи псалмов: «Твердо уповал я на Господа и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой. Поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои» (Пс. 39:2-3). «Далеко удалился бы я и оставался бы в пустыне» (Пс. 54:8). «Я уподобился пеликану в пустыне. Не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле» (Пс. 101:7-8). «Колена мои изнемогли от поста и тело мое лишилось полноты» (Пс. 108:24). «Слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7). «Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня» (Пс. 21:17). «Напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы в тайне стрелять в непорочного» (Пс. 63:4-5). «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он по правую сторону меня; не поколеблюсь» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский   Никто из вас, возлюбленные, пусть не смущается, видя, что злые люди счастливы: здесь нет воздаяния ни неправде, ни добродетели. Если же как-либо это и случится с неправдой ли, или с добродетелью, то не по заслугам, а просто как предвкушение суда, чтобы не верящие воскресению пришли в разум хотя бы от того, что совершается здесь. Поэтому, когда увидим, что нечестивый роскошествует, не будем упадать духом; когда увидим, что добрый терпит худое, не будем смущаться, потому что там венцы, там наказания. И кроме того, не бывает, чтобы злой всецело был злым, но у него есть и кое-что доброе; также чтобы и добрый всецело был добрым, но есть у него кое-какие прегрешения. Потому, когда нечестивый благоденствует, то это во вред ему самому: получая здесь воздаяние за то немногое добро, он наслаждается за него здесь, а там понесет окончательное наказание. И блажен бывает в особенности тот, кто здесь наказывается с тем, чтобы ему, сложив все грехи, уйти прославленным, чистым и невинным. Научая нас этому, Павел говорит: " Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает " , и опять: " предал такового сатане " (1 Кор. 11: 30; 5: 5). И пророк говорит: " от руки Господней принял вдвое за все грехи свои " (прият от руки Господни сугубы грехи) (Ис. 40: 2); опять же Давид: " Посмотри на врагов моих, как много их – более, нежели волос на голове моей, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня " (Псал. 24: 19; 39: 13); и: " прости все грехи мои " (Псал. 24: 18); и еще другой: " Господи! Ты даруешь нам мир; ибо и все дела наши Ты устрояешь для нас " (Господи, мир даждь нам, вся бо воздал ecu нам) (Ис. 26: 12). Но это указывает на добрых, получающих здесь наказание за грехи; а где же говорится, что нечестивые, пользующиеся здесь благами, понесут там окончательное наказание? Послушай, что говорит Авраам к богачу: " ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое " (восприял еси благая твоя, и Лазарь злая) (Лук. 16: 25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1583...

" Сие сказал Он о Духе, Которого " , говорит, " имели принять верующие: ибо еще не было на них Духа Святаго " (Иоан.7:39). Как же пророки пророчествовали и творили безчисленные чудеса? Апостолы изгоняли (демонов) не Духом, но властью, полученной от Христа, как Он сам говорит: " если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют " (Матф.12:27)? А это Он говорил с тем. чтобы показать, что прежде креста не все изгоняли (демонов) Духом, но полученною от Него (Христа) властью. Потому-то, когда Он хотел послать их, то сказал: " примите Духа Святаго " (Иоан.20:22), как и в другом месте сказано: " нисшел на них Дух Святый " (Деян.19:6), и тогда стали творить чудеса.        2. А когда посылал их (прежде страдания), тогда не сказано, что Он дал им Духа Святаго, но – " дал им власть " , говоря: " прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте " (Матф.10:1,8). Относительно же пророков всеми признано, что они имели дарование Святаго Духа; но эта благодать оскудела, отступила и иссякла на земле с того дня, как сказано было: " оставляется вам дом ваш пуст " (Матф.23:38). Впрочем, и прежде этого дня, она уже начала становиться редкою. Ведь у них (иудеев) не было уже пророка, и благодать не осеняла их святыни. Итак, поелику Дух Святый был отнят, а между тем впоследствии Он имел излиться обильно, и это излияние началось после креста, не только с обилием, но и с большими дарованиями [да и действительно чудеснее был дар, когда, например, сказано: " не знаете, какого вы духа " (Лук.9:55); и опять: " потому что вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления " (Рим.8:15); древние, хотя сами и имели Духа, но другим не сообщали; напротив, апостолы исполнили Духом безчисленное множество], – поелику, говорю, (верующие) имели получить такую благодать, но она не была еще дарована, то и сказано: " ибо еще не было Духа Святаго " . Итак, указывая на эту-то благодать, евангелист сказал: " ибо еще не было Духа Святаго " , т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Что сказали бы мы на подобный вопрос? Оскудение Духа между христианами сделалось столь всеобщим, что перестало считаться недостатком. A между тем — 1. В этом несомненно удостоверяет нас слово Божье. а)  Еще ветхозаветные пророки и возвещали , что по пришествии Христовом Бог даст людям новый закон, написанный не на скрижалях, a на сердцах, и что для достижения сей цели будет излита благодать святого Духа на всякую плоть (Иол. 2:28). Последний великий пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель в том и полагал разность своего крещения от Христова, что последним будет сообщаться Дух Святой, как необходимый дар нового высшего завета (Лук. 3:16 ). б)  Сам Спаситель всегда говорил ο благодати Святого Духа с особенной силой, как ο даре, необходимом для своих последователей. Так, Никодиму Он прямо сказал, что для входа в царствие небесное нужно родиться свыше от Духа (Иоан. 3:3 ). В ныне чтенном евангелии, проповедуя иудеям во время великого праздника и приглашая их пить воду живую, текущую в жизнь вечную, Спаситель опять разумел под сей водой не другое что, как Духа Святого. “ Сие сказал ,” заключает евангелист, “ о Духе, Которого имели принять верующие ” (Иоан. 7:39). Беседуя с учениками ο необходимости для Его последователей вкушения тела и крови Его, он в то же время засвидетельствовал, что и это пренебесное вкушение не может быть действительно, если не будет совершаться в Духе: “ Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь ” (Иоан. 6:63). Посему, разлучаясь со скорбящими учениками перед своей смертью, Спаситель не нашел ничего лучшего сказать в утешение их, как то, что к ним, вместо Него, приидет Дух Святый: “ лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ” (Иоан. 16:7). Наконец, возносясь на небо, Он заповедал им более всего ожидать пришествия обетованного Утешителя и не прежде исходить на всемирную проповедь, как облекшись Его силой (Деян. 1:4 ). Так много Спаситель говорил ο Духе.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010