О всем, т. е. о самом важном. В Новом Завете слово весь или всякий довольно часто употребляется для означения дел вообще или большей части важных дел (Деян.13, 10. I Тим.1, 16. Иак.1, 2. Матф. 2, 3; 3, 5. Деян.2, 5. Рим.11, 26. Колос.1, 6 и проч.). Подобный образ выражений со словом весь и всякий существует во всех языках. Иисус — в сирском переводе Библии второй половины второго века (Пешито) читается: «Иисус наш Мессия» или Христос. Делал — этим выражением писатель указывает не только на чудеса Господа и различные благодеяния Его несчастным людям, но и на Его страдание, смерть и воскресение, словом на все, что сделал Иисус для спасения мира. «Не погрешит тот, кто и самое страдание» Иисуса, как бы невольно мучительное состояние души и тела, назовет действием; ибо чрез страдание Он сотворил великое и чудное дело — разрушил смерть и совершил все прочее» (Злат.). От начала. 2-й ст. До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал (Лук.24, 49. Матф.28, 18. Иоан.20, 21. Лук.24, 51). До того дня — сороковой день после Воскресения. (См. ст.3-й и Ев. Лук.24, 51). В который Он вознесся — на небо ; образ вознесения см. в 9 ст. Дав Святым Духом и проч. — Место это по различным чтениям текста толкуется различно. В Библиях сирской (2-й пол. 2-го века) и арабской (1-й пол. 7-го века) читается: «давши повеления Свои апостолам, которых Он избрал Духом Святым». У нас, как и в греческом тексте слова «духом Святым» отнесены к повелению апостолам, а не к избранию их. Толкование по этому чтению должно признать правильным и точным. «Как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям говорил: Я Духом Божиим изгоняю бесов (Матф.12, 28): так здесь заповедав Духом говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный» (Феофил.). Повеления — именно повеление идти проповедовать Евангелие спасения всем народам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф.28, 14. См. Марк.16, 15-19). Дав повеления в славянском тексте согласно с подлинником (ντειλλμενος), заповедав или повелев — причастие единств. числа; так что многих собственно повелений не выражает. Следовательно, из настоящего стиха не должно заключать, что вместе с указанною единою высшею заповедью даны были от Господа другие еще какие-либо и особенные приказания апостолам; они были излишни, если Божественным Наставником их во всем их служении делался Утешитель Дух Святый — чит. Иоан.14, 26. Притом же заповедь о проповедании Евангелия всей твари совмещает в себе все, чему научил Господь Апостолов Своих по воскресении, поэтому-то Лука и говорит здесь о ней одной. 3-й ст. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о царствии Божием» (Лук, 24, 13 и дал. 36 и дал. Иоан.20, 30; 21, 14 и проч. Иоан. 20, 22. Лук.17, 21.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

«Начало и основание общественного христианского богослужения, как хорошо и подробно указывает архимандрит Гавриил, положено Самим Иисусом Христом частию Своим примером, частию Его заповедями. Совершая Свое Божественное служение на земле, Он устрояет Новозаветную Церковь (Матф. 16, 18—19; 18, 17—20; 28, 20), избирает для нее Апостолов, а в лице их, преемников их служения пастырей и учителей (Иоан. 15, 16; 20, 21; Еф. 4, 11—14; 1 Кор. 4, 1). Научая верующих покланяться Богу в духе и истине, сообразно с этим Сам прежде всего представляет Собой пример устрояемого богослужения. Он обещает быть с верующими там, где «собраны двое или трое во имя Его» (Матф. 18, 20), «и пребыть с ними во вся дни до скончания века» (Матф. 28, 20). Он Сам молится, и иногда целую ночь (Лук. 6, 12; Матф. 14, 23), молится при пособии внешних видимых знаков, как-то: возведения очей Своих к небу (Иоан. 17, 1), преклонения колен (Лук. 22, 41—45), и главы (Матф. 26, 39). Он возбуждает к молитве и других, указывая в ней благодатное средство (Матф. 21, 22; Лук. 22, 40; Иоан. 14, 13; 15, 7), делит ее на общественную (Матф. 18, 19—20) и домашнюю (Матф. 6, 6), учит Своих учеников самой молитве (Матф. 4, 9—10), предостерегает Своих последователей от злоупотреблений при молитве и богопочтении (Иоан. 4, 23—24; 2 Кор. 3, 17; Матф. 4, 10). Далее Он возвещает новое Свое учение Евангелия через живое слово, через проповедь и заповедывает Своим ученикам проповедовать его «во всех языцех» (Матф. 28, 19; Марк. 16, 15), преподает благословение (Лук. 24, 51; Марк. 8, 7), возлагает руки (Матф. 19, 13—15) и, наконец защищает святость и достоинство дома Божия (Матф. 21, 13; Марк. 11, 15). А чтобы сообщить людям, уверовавшим в Него, Божественную благодать, Он устанавливает таинства, повелевая крестить приходящих в Его церковь (Матф. 28, 19); во имя данной им власти поручает им право вязать и решить грехи людей (Иоан. 20, 22—23); особенно же между таинствами заповедует совершать в Его воспоминание таинство Евхаристии, как образ голгофской крестной жертвы (Лук. 22, 19). Апостолы, научившись от Божественного своего Учителя новозаветной службе, не смотря на преимущественное занятие благовестием слова Божия (1 Кор. 1, 27), довольно ясно и подробно определили самый чин внешнего богослужения. Так, на некоторые принадлежности внешнего богослужения мы находим указания в их писаниях (1 Кор. 11, 23; 14, 40); но наибольшая часть его осталась в практике Церкви. Преемники Апостолов пастыри и учители церкви, сохранили Апостольские постановления в отношении богослужения и, на основании оных, во времена спокойствия после ужасных гонений, на Вселенских и поместных соборах определили письменно весь, почти до подробностей, постоянный и однообразный чин богослужения, сохраняемый церковью и до ныне» («Руководство по Литургике», архим. Гавриила, стр. 41—42, Тверь, 1886).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

2) Второй степенью царственной славы Христа Иисуса было прославление Его воскресением из мертвых. Дадеся ми всяка власть на небеси и на земли, говорит Воскресший ученикам своим (Мат. 28, 18). Ап. Петр говорит иудеям о воскресшем: «твердо знай весь дом израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего самого Иисуса, которого вы распяли» ( Деян. 12, 36 ). Ап. Павел показывает, что в воскресении из мертвых Христос Иисус наречен, т. е. открылся, Сыном Божиим в сим, по духу святыни ( Рим. 4, 25 ). По отношению к людям воскресение Его есть основание их всеобщего воскресения: Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть.... Якоже бо во Адаме вси умирают, тако о Христе вси оживут. Он – глава, а верующие – члены Его. Если жив начальник: то не оставит Он во власти смерти подчиненных Ему ( 1Кор. 15 20–23). Что касается до действительности воскресения Христова: то она выше всякого сомнения. Предсказанное псалмопевцем ( Пс. 15, 10 ; Деян. 2, 29 – 31 ) и избавлением Ионы из чрева китова (Мат. 12, 39. 40), много раз предвозвещенное Христом Спасителем (Мат. 16, 4. 21; 17, 9. 23; 20, 17 – 19; 26, 31; Иоан. 2, 19; 10, 17 ), событие это засвидетельствовано очевидцами. Воскресший являлся двум ученикам на пути в Эммаус и объяснял писание ( Мар. 16 , 12. 13; Лук. 24, 1 – 35 ); являлся десяти ученикам и спустя 8 дней 11 ученикам, при чем давал осязать язвы Его и вкушал пищу ( Мар. 16, 14 ; Лук. 24, 36 – 43 ; Иоан. 20, 19 – 30 ); являлся на море Тивериадском при ловле рыб и вкушал хлеб и рыбу ( Иоан. 21, 1 – 14 ); являлся 500 верным своим ( 1Кор. 15, 6 ) 175 . 3) Более полное откровение царской силы и славы во Христе Иисусе последовало с Его вознесением на небо. Вознесение на небо было на горе масличной ( Деян. 1, 12 ), принадлежавшей к Вифании ( Лук. 24, 50 ; Мар. 11, 1 ), на той самой горе, на которой совершались предсмертные страдания Его ( Лук. 22, 44 ). Он вознесся на небо видимо, так что ученики сопровождали долгим зрением возносившегося на небо; явившиеся два ангела объяснили им, что с такою же славою явится на земле Христос Иисус, когда придет судить вселенную ( Лук. 24, 50, 51 ; Деян. 1, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Он учил своих, что надобно отказываться от всякого желания покоя земного, если хотят быть в покое Христовом ( Мар. 9, 47 . Лук. 18, 29 ), и предсказывал Себе и им жестокие бедствия (Мат. 16, 22. 10, 16–18. Лук. 9, 18 ). в) Строго обличил земные честолюбивые замыслы в сынах Зеведеевых ( Мар. 10, 35 ) и в Петре (Мат. 16, 23), и на вопрос: кто больше в царствии, указал на дитя (Мат. 18, 1). г) Ясно говорил, что не пришел Он, чтобы служили Ему, а чтобы служить другим (Мат. 20, 28), старался скрывать славные дела свои – свои чудеса от внимания людей (Мат. 9, 30. 8, 4. Иоан. 5, 14. 9, 12 .) и когда народ хотел провозгласить Его земным царём, Он скрылся. Хотя апостолы до воскресения Христова и даже до самого торжественного сошествия на них Духа Святого ожидали, вместе с иудеями, видимого царства Мессии – царства политического: до сие ожидание и само по себе должно было ослабеть по вознесении Христовом, а тогда, как просвещены они были Духом святым, увидели и говорили, что царство Христово есть собственно царство духовное. Они учили, что царство Христово есть правда, мир и радость, производимые Духом святым ( Рим. 14, 17 ), царство противоположное тёмному царству духа злобы – диавола ( Кол. 1, 13 ), царство, которое обнимает собою и небо и землю (Еф . 1, 10), и есть непоколебимо ( Евр. 12, 28 ). Апостолы самыми делами и жизнию свидетельствовали о духе царства Христова. Св. Павел от лица апостолов писал: мню бо, яко Бог ны посланники последния яви, яко насмертники: зане позор быхом миру и ангелом и человеком. Мы буи Христа ради, немощны, безчестны и пр. ( 1Кор. 4, 9 – 13 ). § 214. Земное временное Царствование Христово Христос Иисус при самом вступлении в должность Мессии и Его предтеча проповедовал: исполнися время, приближися царствие Божие ( Мар. 1, 15 . Мат. 3, 1. 4, 17. Лук. 10, 9. 11 ). Эти слова, как очевидно, заключают тот смысл, что одно время кончилось явлением Иисуса Христа в мир, а другое началось ( 2Тим. 4, 6 ), и это последнее время названо временем царствия Божия. Такое же свидетельство о времени начального появления царствия Божия, или царствия Христова, произнес Спаситель, когда говорил, что со дней Иоанна Крестителя царствие небесное берется силою и умные искатели достигают его – αρπζουσιν ατν (Мат. 11, 12. Лук. 16, 16 ). Если уже берут царствие Божие: то это показывает, что царствие Божие настало. Фарисеям, обвинявшим Иисуса Христа в сношениях с духом злобы, Иисус говорил: аще о Дусе Божии изгоню бесы, убо постиже на вас царствие Божие (Мат. 12, 28). Фарисеи сами соединяли со временем явления на земле царства Мессии время ослабления силы дьявольской, и Спаситель собственным их образом мыслей обличает несправедливость их мнения о Нем; показывает, что если Он изгоняет бесов силою Божей: то это и по их суждению есть знак того, что царство Божие уже настало, явилось между людьми: таково значение последних слов по их употреблению (см. Сол. 2, 16. Рим. 9, 31 . Фил. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Есть, далее в Евангелии указания и на то, что оно написано на основании устной проповеди апостола Петра. Так, в Евангелии от Марка, чаще, чем в других, упоминается об этом апостол ( Мр. 1:36 , ср. Лук. 4:42 . Мр. 11:21 . Ср. Мф.21:20 . Мр. 13:3 . Ср. Мф.24:3 и Лук. 21:7 . Мр. 14:37 . Ср. Лук. 22:45 и Мф.26:40 . Мр. 16:7 . Ср. Мф.28, 7:10 ); в нем же точнее, нежели в других Евангелиях, излагается пророчество И. Христа об отречении апост. Петра и самое это обстоятельство ( Мф.26,34,75 . Лук. 22,34,60,61 . Иоан. 13,38,18,27 . Мр. 14,30:72 ). Сюда же можно отнести и то, что в этом Евангелии опускаются одобрительные слова Господа, обращенные к Петру по поводу исповедания последним Иисусом Христом Сыном Бога живого (8, 29, ср. Мф.16–19 ), но упоминается о слабости веры Петра, которую он обнаружил по поводу предсказания И. Христом о своей смерти (8:31–33), о чем не упоминается у Луки. Наконец, и указанным чертам личности писателя второго Евангелия можно находить в последнем соответствие, именно – в образе речи и вообще в способе и приемах повествования. Евангелие Марка вообще характеризуется живостью рассказа, ясностью и наглядностью описания. Так, напр., в нем очень часто писатель употребляет настоящее время (1, 25, 40, 41 и пр.) и еще чаще – слово εϑως (1,10,12,18,20,21,29,30,31,42,43 и пр.), для выражения быстроты перехода от одного события к другому. Замечено также, что евангелист Марк, при всем сходстве его евангельских рассказов с повествованиями то Матфея, то Луки, очень часто, однако, отличается от них в описании одних и тех же предметов именно добавлением к рассказу частных второстепенных черт, чрез что его рассказ получает указанные характерные особенности. Так, он особенно точен в обозначении места (1,28,4,1.38.5,11,20 и пр.), времени (1:32.35.2:1.26.35.6:2 и пр.), числовых данных (5.13:42 и пр.). Сюда же принадлежат некоторые наглядные описания как местностей (1:13), так и событий (1:31,41.6:5.13.7:33). 4) Время и место написания Евангелия от Марка Как видно из сказанных обстоятельств происхождения Евангелия от Марка, оно написано было в Риме или во время пребывания там апостола Петра, не задолго до его мученической кончины, или даже после нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Один вид Его и представление о Нем, как великом Чудотворце, внушали больным веру в их выздоровление. Этою верою, сильно действующей на их воображение и производящей в них душевный переворот, они и исцелялись. Это объяснение может казаться располагающим к себе тем, что признает достоверность евангельских исцелений и находится, по-видимому, в согласии с евангелием, которое само утверждает о силе веры, что она может сдвинуть гору ( Мф. 17:20 ; Лук. 17:5–6 ; сн. Мф. 21:21–22 ; Mapk. 9:23; I Кор. 13:2 и др.). И Иисус Христос часто говорил исцеленным: иди, вера твоя спасла тебя ( Мф. 9:22. 39; 15:28 ; Марк. 2:5; 10:52 ; Лук. 7:50; 8:48; 17:19; 18:42 и др.) 305 ). Однако это объяснение, на самом деле отрицающее чудесность евангельских исцелений, не оправдывается евангельскою историею. В евангельских исцелениях иногда совершенно отсутствует вера, иногда же замечается лишь слабое присутствие ее. Слепорожденный в Иерусалиме ( Иоан. 9 гл.), расслабленный при овчей купели (5 гл.), исцеленные Христом, даже не знали, кто Он, и потому не могли веровать в Него, как Мессию или Чудотворца. Приращение усеченного уха архиерейскому слуге Малху было неожиданным для самого пострадавшего ( Лук. 22:51 ; Иоан. 18:10 ). Иногда исцеления совершаемы были И. Христом заочно, по просьбе других лиц, без ведома самих больных, которые находились в таком состоянии, которое исключало у них возможность веры, напр., слуги сотника капернаумского ( Мф. 8:5–13 ), сына капернаумского же царедворца ( Иоан. 4:46–54 ), и дочери хананеянки ( Мф. 15:22–38 ). Далее, сила психического влияния действует лишь в области тех болезней, которые имеют нервное происхождение, при чем лечение посредством внушения (гипнотическое) всегда сопровождается употреблением и обычных способов врачевания (гидротерапии, электричества и др.), и болезнь внушением не уничтожается с корнем, а только, даже когда внушение оказывается действенным, лишь облегчается, если же и оставляет больного, то лишь на время. Но Иисус Христос исцелял всяк недуг и всяку язю (немощь) в людех, без различия их пола и возраста ( Мф. 4:23–24; 9:35 ; Лук. 6:18–19 ), и никто не может указать случаев в евангельских чудесных исцелениях, чтобы в них была какая-либо неполнота исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

е. распятого Сына человеческого) не погиб, но имел жизнь вечную“. Это видно также из следующих стихов, где указывается и объяснение, почему Христос должен пострадать и умереть. „Ибо так возлюбил Бог мир“, – гово­рит Христос, «что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него“. Бог любит творение Свое, и в силу этой любви Он дал человеку средство примириться с Со­бой. Это средство – крестная смерть Мессии. Сына Своего единород­ного, рожденного Им прежде всех веков, Он отдал (δωκε), т. е. не только послал (πστειλε), но предал на смерть, опреде­лил к смерти ( Лук. 22:19 ; Гал. 1: 4 ; Иоан. 6:51 ), или, как выражается апостол Павел: „Сына Своего не пощадил, но пре­дал Его за всех нас“ ( Рим. 8:32 ). Такой смысл слову „ δωκε“ (отдал, предал) нужно усвоить здесь потому, что оно, очевидно, соответствует слову: „вознесену быть“ (ψωθναι), которое, как мы видели, нужно отнести к крестной смерти Христа. Вообще, нужно заметить, что слова „δδωμι“ И „ παραδδωμι“ (даю, предаю), встречаясь и в других местах, где говорится об Иисусе Христе, всегда употребляются именно для обозначения Его крестной смерти (ср. Рим. 4:25; 8:32 ; 1Тим. 2:14 и др.). Нелишним считаем заметить, что учение Иисуса Христа о том, что Он пострадает и умрет для искупления людей, находится также и у других евангелистов, кроме Иоанна (ср., напр., Мф. 20:17 –19 ; Лук. 18:31–33 ; Иоан. 16:7 ; Мф. 20:28; 26:28 ; Мр. 14:24 и др.). Далее, нет сомнения и в том, что Иисус Христос учил о Себе, как о Христе, Сыне Божием, единосущном с Богом Отцом. Однажды, пришедши в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: „за кого люди почитают Меня. Сына человеческого?“ На это ученики отвечали Ему: „одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков“. „А вы за кого почитаете Меня?“ спросил Он снова. „Ты Христос, сын Бога живаго“, свазал Петр. Тогда Иисус сказал ему: „блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах“ ( Мф. 16:13 –17 : Марк. 8:28–29 ; Лук. 9:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Какой же пример подает Божия Матерь нам? Можно сказать в общем, не вдаваясь в подробности, она являет собой пример точного следования учению Христа и пример истинной ученицы такого Учителя, учение которого приводит многих в удивление ( Мф. 7:28 ), но которое не многими понимается ( Мк. 1:27 ), а многими не принимается ( Ин. 6:66 ). В особенности, как сказано, этого учения не будут принимать во времена последние, но по своим прихотям будут избирать учителей ( 2Тим. 4:3 ). Об учении Спасителя как во время Его земной жизни, так и сейчас говорили и говорят разное. Одни говорили Ему: «Знаем, что истинно пути Божию учишь» ( Мк. 12:14 ). Другие же настаи­вали на том, что Он своим учением возмущает народ ( Лук. 23:5 ), а Его ученики не чтут законов – не хранят субботу, не соблюдают положенных постов и т.п. ( Мк. 2:18,24 ). Вообще, нужно заметить, что как в те вре­мена, так и в наши некоторые считают, что важнее всего в религи­озной жизни точное и неукоснительное исполнение обрядовых поста­новлений. В массе этих мелких обрядовых правил и предписаний многими теряется то главное и основное, чему учил всегда Бог людей. Не внешние дела и не поведение Господь выдвигает на первый план, а сердце ( Притч. 23:2 ), главным чувством которого является любовь. Этому одному и учит нас Спаситель и словами и жизнью; этому же научи­лись и Божия Матерь и все истинные ученики Христовы; это же Господь поставляет единственным признаком, по которому можно узнать, вступил ли кто в разряд Его учеников или нет. Не тогда будут узнавать учеников Христа, когда они будут горы переставлять и воскрешать мертвых, не тогда будут узнавать христиан, когда они будут знать все догматы христианские и выступать с проповедью о Христе, не тогда будут узнавать христиан, когда они будут изображать на себе крестное знамение и регулярно по­сещать церковное богослужение, не тогда будут узнавать христиан, когда они будут поститься двукраты в неделю (Лук, 18:12) и прочиты­вать различные молитвенные правила, а тогда будут узнавать истин­ных христиан, когда они, по слову Христа, будут иметь любовь между собою ( Ин. 13:35 ). Конечно, это не означает, что кроме любви не нужно ни в чем ином упражняться. Нет. И то нужно делать, но и сего не оставлять ( Лук. 11:42 ), и то нужно делать, но это главное. Без любви все прочее теряет значимость и цену. «Для нас – без любви все бесполезно», 264 – говорит св. Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Апостолы. С IV века сделались более известными на востоке две литургии – св. Василия великого и св. Иоанна Златоустог о. Св. Василий сократил литургию ап. Иакова, а св. Иоанн Златоуст – литургию Василия великого . Впоследствии литургия Златоустова была несколько дополнена 6 . Для дней великопостных св. Григорий двоеслов , папа римский (604 г.), письменно изложил древний чин литургии преждеосвященных Даров. III. Состояние церковной иерархии Богоучрежденность церковной иерархии и постепенное умножение степеней её. Сам Иисус Христос установил в Церкви Своей иерархию. Из всех учеников своих Он избрал 12, а потом 70 мужей, которых назвалАпостолами ( Лук. 6, 13; 10, 1 и сл.), и дал им власть учить все народы, совершать таинства и управлять верующими (Матв. 18, 18; 28, 19. Лук. 22, 19 ); a всех прочих верующих обязал принимать от Апостолов учение и таинства, и повиноваться им ( Лук. 10, 16 . Марк. 16, 15. 16 ). И Апостолы постоянно удерживали за собою эту власть. Когда же число верующих стало умножаться, – то они, по воле Господа, рукоположили сперва диаконов ( Деян. 6, 1–6 ), а потом стали рукополагатьпресвитеров и епископов, как своих преемников и помощников ( Деян. 14, 23; 20, 28 ), и епископам дали право передавать и другим, через таинственное рукоположение, ту же власть – учить, совершать богослужение и управлять ( 2Тим. 2, 2 . Тит. 1, 15 ). Таким образом, во дни Апостолов церковная иерархия состояла из трех степеней: 1) епископа, 2) пресвитера и 3) диакона. Епископ 1) Епископ. Первоначалено Апостолы сами избирали, сами же и рукополагали епископов ( 1Тим. 4, 16 ). Но впоследствии избрание происходило так: по открытии епископской кафедры главный епископ той области, где находилась вакантная кафедра, приглашал прочих епископов той же области в город, где была вакансия епископа. Здесь епископы избирали несколько кандидатов и объявляли имена их народу, чтоб он мог засвидетельствовать об их достоинстве. Затем главный епископ утверждал избранного и вместе с собором епископов рукополагал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Итак советую вам, ни в посещении утешением не возвышаться, но обращать мысль на грехи свои; ни в сухости не смущаться, но веровать, что Господь примет ваше усердие. Однакож не одна молитва нужна для нашего спасения, но и дела любви, как и выше написал, о чем и надобно просить Господа, да подаст нам свою помощь, a в случае не исправления приносить покаяние; да хотя бы и все повеленное сотворили, должны считать себя неключимыми рабами, по заповеди Господней ( Лук. 17:10 ). Постановление Церкви касательно постов и законоположений мы обязаны исполнять, по заповеди Господней: аще кто преслушает Церковъ, да будет тебе, яко язычник и мытарь ( Матф. 18:17 ). И по учению св. Апостола: Церковь есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). И паки, по заповеди Господней Апостолам, a в них и преемникам их, пастырям церковным: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя ( Лук. 10:18 ). Многие, хотя и знают сию истину, но боятся мира, что за исполнение сего осудит их и посмеется; но и против сего есть заповедь Господня: иже постыдится Мене и словес Моих в роде сем прелюбодейнем и грешнем и Сын человеческий постыдится его пред Ангелы Своими ( Лук. 9:26 ). В случае же предлежащей какой-либо необходимой нужды к нарушению в чем-либо церковных постановлений, от немощи или от чего другого, то с сокрушением сердца и болезнованием о сем надобно приносить покаяние пред Господом и смиряться, a не думать, что это ничего не значит; ибо это есть сугубый грех . A о том, что вы налагали на себя пост: хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения, и выше силы вашей было предпринято, a Бог выше меры от нас не требует. Ежели от предложенных вам сих советов получите душевную пользу, то воздайте благодарение премилосердому Господу, пекущемуся о спасении вашем, и вразумляющему меня и помогшему написать сии строки. Остаюсь желатель вам мира, здравия, благоденствия и спасения, многогрешный И. М. 28 июня 1851 года. 125

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010