Между тем народ взял ветви финиковых и масличных деревьев и постилал одежды, показывая тем, что он уже имеет о Нем высшее понятие, чем о пророке, – и говорил: " осанна! благословен грядущий во имя Господне " (Иоан.12:13). Видишь ли, как всего более их уязвляло всеобщее убеждение в том, что Он не противник Божий? Как всего более разделяло народ то, что Он говорил о Себе, что пришел от Бога? А что значит: " не бойся, дщерь Сионова " (ст.15)? Так как все цари их были по большей части несправедливы и корыстолюбивы, предавали их врагам, развращали народ и подчиняли его неприятелям, то и говорит: " не бойся " ; этот (царь) не таков, но кроток и незлобив, как показывает и ослица. Не войском окруженный вошел Он, а имея при Себе одного осла. " Ученики Его не поняли этого, что так было о Нем написано " (ст.16). Видишь ли, что ученики многого не понимали, когда Он сам не открывал им? Так и тогда, когда сказал Он: " разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его " (Иоан.2:19), – ученики также не поняли. И другой евангелист говорит, что слово Его было сокровенно для них (Лук.18:44) и что они не знали, что Ему надлежит воскреснуть из мертвых. Но это по справедливости было сокрыто от них, – почему другой евангелист и говорит, что они всякий раз, как слышали об этом, скорбели и печалились, потому что не разумели тайны воскресения. Это, говорю, по справедливости было сокрыто от них, так как превышало их понятия. Но отчего же не было открыто им и знаменование ослицы? Оттого, что и это было дело великое. 2. Заметь же любомудрие евангелиста: он не стыдится выставлять на вид прежнее их неведение. Что было написано, это они знали, а что написанное относилось к Христу, этого не знали. Их соблазнило бы то, что Он, будучи царем, должен был столько претерпеть и подвергнуться такому предательству. А с другой стороны, они не уразумели бы вдруг учения о царстве, о котором Он говорил. По словам другого евангелиста, они думали, что Он говорит об этом царстве. " Народ свидетельствовал " (ст.17), что Он воскресил Лазаря (ст.17,18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Многие матери, веруя в И. Христа, как человека святого, приносили к И. Христу своих детей, чтобы Он возложил на них руки, т. е. благословил их. Ученики Христовы, вероятно, не желая, чтобы Господь был утруждаем, по их мнению, таким маловажным, делом, препятствовали матерям приносить к Иисусу детей. Неразумное поведение учеников заставило возне годовать на нах Господа. Потом Он стал обнимать и благословлять детей, выражая этим нежнейшую любовь к чистой, невинной детской природе. Ученикам же дал наставление, что дети суть не только достойнейшие члены царствия Божия, но и взрослые удостоятся этого царствия только в том случае, если примут Его с детским сердцем. Ответ И. Христа богатому юноше о пути к жизни вечной и ап. Петру о награде апостолам (Мф.19:16–20; Мр. 10:17–31; Лк. 18:18–30) Когда Иисус Христос был намерен оставить страну Заиорданскую и переправиться к Иерихону, к Нему подошел некто, по возрасту юноша, a по общественному положению начальник (Лук.), и спросил Его: «Учитель благий, что благо сотворю, да имам живот вечный?» Несмотря на то, что юноша этот, будучи искренно стремящимся ко спасению, в точности исполнял весь закон Моисеев, как он сам говорит, однако в душе своей он чувствовал, что ему чего-то недостает. Поэтому он обращается к Господу за наставлением. Как видно из того, что он, подбежавши к Иисусу, пал пред Ним на колена (Мр.), юноша относился к Господу с глубоким почтением. Но называя И. Христа благим, он этим не хотел выразить ничего особенного, а только высказал обычный почтительный привет. Поэтому Христос говорит ему: 2что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог». Этими словами Господь призывает юношу обдумать свой привет. Если не пустые слова произносишь, именуя Меня благим, – хочет сказать Спаситель юноше, – то Я готов исполнить твою просьбу. «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», которые суть воля Божия. «Все это, – говорит юноша, – я сохранил от юности моей; чего еще мне недостает?» Когда юноша сказал, что он «все исполнил», то, конечно, разумел ряд отдельных внешних дел, а поэтому ответ его обличает в нем непонимание сущности и духа закона и недостаточность самопознания нравственного. Невозрожденному благодатью Христовою человеку, при всем его искреннем стремлении к исполнению закона, всего закона исполнить невозможно. Однако, Иисус Христос оценил в нем это горячее и искреннее стремление к добродетели высшей и, взглянув на него с любовью, сказал: «одного недостает тебе, продай имение и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной, взяв крест». Но отречься от земного богатства ради Бога и ближних, оказалось, юноша не имел силы: он отошел с печалью на лице от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Мы знаем, что все так назыв. очищения в рощах соединены были с самыми безнравственными деяниями 1856 . Пиршества с запрещенными законом Иудеев яствами 1857 были прямым непослушанием Богу; но мы обратим еще внимание на то, что тайные пиршества, с нарушением всех обычаев народа и допущением мяс, считавшихся вообще нечистыми, указывают на самый характер собраний адептов тайных и безнравственных учений, против которых считали нужным бороться и языческие государства 1858 . „Все погибнут“ говорит ст. 17-й об участниках в этих пиршествах; а в ст. 18-м Господь говорит, что „Он знает и деяния и мысли всех и соберет все народы и они увидят славу Его“. В этом стихе мы читаем пророчество не о суде, а о милости, о собрании в едино стадо Христово: дабы все увидели славу Божию и спаслись. 19 . И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу, и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою Стих 19-й есть продолжение стиха 18-го. Всем спасенным обещается, что на них положено будет знамение Господне. Пророк говорит о спасении всего мира; он вещает о всех проповедниках Евангелия не только из Иудеев, но и из среды обращенных язычников. Апостолам повелел Господь проповедывать всем народам:-„кто будет веровать и крестится, спасен будет“ ( Мк. 16:16 ); и спасенный хотя из язычников, делаясь Христианином, становится светочем и, получая благодатные дары рукоположения, посылается Господом к другим народам на проповедь. Страны, упоминаемые в ст. 19-м, как указывают толкование Спб. Дух. Акад. стр. 934, расположены по берегам Средиземного моря и греческого архипелага. О Фарсисе и юго-западной части Пиринейского полуострова мы имели случай говорить в примеч. на Ис. 23:6 1859 . „Пул и Луд“, или может быть правильнее „Фут и Луд“, следуя чтению Греческой и Славянской Библии, суть народы, занимавшие в Африке весь берег от Кирены к западу, а также от этого берега в глубь страны 1860 . Народ Луд или Лудим были известны как меткие стрелки (Ср. Иер. 46:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Однако же сектанты за живых молятся, а если так, то нельзя в словах псалма усматривать отрицания молитвы за умерших. В этом же смысле надо понимать и слова Господа Иисуса Христи ( Мк. 8:37 ), ибо искупил от смерти людей только один Спаситель, а человек искупить от смерти никого не может. Сектанты, основываясь на Евангелии от Марка (8:37), говорят, что нельзя давать милостыни за умерших. Но это неверно. Христос этими словами только показал, чтобы люди не рассчитывали, что на деньги они устроят свое спасение-но поможет им спастись только Сам Бог . Когда же люди из своего имущества пожертвуют в пользу Церкви и священнослужителей, то пусть думают и знают, что они получат помощь не от денег, но от Самого Господа Бога. В Св. Писании есть много мест, показывающих нам, что люди молились за умерших. Так молились сестры об умершем своем брате Лазаре ( Иоан. 11:21,32–40 ). Молился Иаир об умершей дочери ( Лук. 8:41, 49 – 55 ). Молился пророк Варух ( Вар. 3:4 – 5 ), Иуда Маккавейский ( 2Мак. 12:43–45 ). Для молитвенного воспоминания об умерших на гробах устраивали трапезы ( Сир. 7:36 ; Иер. 16:7 ; Тов. 4:17 ), постились: «И взяли кости их, и погребли под дубом в Иависе, и постились семь дней» ( 1Цар. 31:13 ), «и рыдали и плакали, и постились до вечера о Сауле, и о сыне его Ионафане, и о народе Господнем, и о доме Израилевом, что пали они от меча» ( 2Цар. 1:12 ). Апостол Павел молился об умершем Онисифоре: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» ( 2Тим. 1:18 ). Что Онисифор умер, это видно из того, что ап. Павел просил ученика своего Тимофея передать приветствие не самому Онисифору, а только его семейству ( 2Тим. 4:19 ). А о самом Онисифоре апостол сказал так: «А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь» ( 2Тим. 1:18 ). Следовательно, апостол Павел сожалеет об умершем Онисифоре и молится о нем. Таким образом примеры из Св. Писания ясно показывают нам, что как в Церкви ветхозаветной, так и в Церкви новозаветной святые и праведные люди молились за умерших и заповедуют молиться за всех человеков ( Иак. 5:16 ; 1Тим. 2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Сам Иисус Христос поставляет существо нового завета в Своей крови, проливаемой за человека: сия чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается ( Лук. 22:20 ). Апостольская проповедь о спасении в Иисусе Христе во главу всего полагает жертву за нас Христову: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцев, но драгоценною кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мир, но явившегося в последние времена для вас ( 1Петр. 1:18–20 ). Если Бог Сына своего не пощадил, но предал Его за всех нас, то как Он не дарует нам и всего с Ним ( Рим. 8:32 ). Искупительная жертва Иисуса Христа была не чужой жертвой за человека, но жертвой самого же человечества, только в лице не просто человека, а Богочеловека. Так как Искупитель наш, будучи истинным сыном Божьим, есть также и истинный человек, то человечество имеет в Нем истинного представителя своего. Он – новый родоначальник наш или, как говорил Апостол, второй человек (l Кор. 15:47), от которого мы также рождаемся по благодати, как от первого человека по естеству, и также наследуем оправдание, как от Адама наследовали осуждение ( Рим. 5:18–19 ). В лице Его человек всесовершенным послушанием Богу загладил прежнее свое непослушание и своими страданиями искупил свое преступление. Сам по себе человек не мог сделать ничего подобного, но, когда Сыну Божию угодно было принять в ипостасное общение с Собой естество человеческое, то в Нем человек мог принести и принес Богу такое воздаяние за свою вину, которое не только равно его нравственному долгу (как называется грех в Слове Божием), но и безмерно превышает оный, потому что согрешил человек, а умер за грехи Богочеловек. Такая жертва ни с чем не сравнима, и ею приобретены нами обильнейшие дары благодати Божией, которые, излившись на человечество Спасителя нашего, через Него изливаются и на всех верующих: от полноты Его мы принимаем, благодать на благодать ( Ин. 1:16 ), то есть, благодать за благодатью, бесконечный ряд даров Божьих, начиная, от благодати возрождения в крещении, до нескончаемого блаженства в вечном единении с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Ст. 35. Что такая за монета динарий, см. в объяснении еванг. 11 нед. Ст. 36–37. Почему благодеяние, оказанное самарянином избитому разбойниками, служит примером любви ко всякому человеку, а не к одним только единоверцам и единоплеменникам? Между самарянами и евреями была взаимная вражда, они считали друг друга врагами (сл. объясн. еванг. нед. о. самарянке). Избитый разбойниками был еврей; самарянин не отвернулся от него, как от своего врага, а, забыв вражду, оказал ему надлежащую помощь; в нем видел самарянин несчастного человека, имеющего нужду в помощи. Что особенно поучительного в сем евангельском чтении? Урок – любить всякого человека, и единоверца и иноверца, и единоплеменника и иноплеменника. И любить не одним чувством расположения к нему, чувством сострадания в нужде его, надобно священнику и левиту в притче, которые, видя избитого, быть может, и чувствовали сострадание к нему, но и только, делом и истинною ( 1Иоан. 3, 18 ), подобно благодетельному самарянину. Евангелие двадцать шестой недели но пятидесятнице Какое евангелие 26 недели? Притча о человеке, у которого был хороший урожай в поле, где в лице богача, желавшего было наслаждаться земными счастьем и удовольствиями, но вдруг обреченного на смерть, Господь показывает, как непрочно земное счастье и что не должно привязываться к земному до забвения Бога и своей души. Лук. 12, 16–21 . Зач. 66 16 Сказал Господь притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле. 17 И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? 18 И сказал, вот, что сделаю: сломаю житницы мои, и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все доброе мое. 19 И скажу душе моей: душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. 20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? 21 Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Ст. 18–19. Как более уяснить слова богача: Сломаю житницы мои... пей, веселись?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

То же с очевид­ностью следует из того, что выражения «вечная жизнь» и «царствие Божие» во многих случаях заменяют одно другое: так «лучше тебе увечному войти в жизнь» ( Мр. 9:43,45 ; Мф. 18:8)=«лучше тебе с одним глазом войти в царствие Божье» ( Мр. 9:47 )=«лучше тебе с од­ним глазом войти в жизнь» (Мф. 18:9); также «иметь жизнь вечную», «войти в жизнь» (Мф. 19:16,17 пар.)=«войти в царство небесное», «войти в царство Божие» (Мф. 19:23,24 пар.). На проповедь царства Божия можно смотреть частью как на форму учения о вечной жизни, на­иболее приспособленную к иудейским политическим чаяниям. По существу же, царство Божие, обнимая вечную жизнь как самое высшее из благ, составляющих его, дополняет ее, как обществом дополняется личность. Веч­ная жизнь есть достояние индивидуума; царство Божие есть царство сынов воскресения. В царстве Божьем вечная жизнь открывается под законом органической связи лю­дей между собой. В силу этого закона, кто удостаивается вечной жизни и воскресения из мертвых (ο καταξιωθντες το ινος κενου τυχεν κα τς ναστσεως τσ κ νεκρν), тот становится необходимо членом царствия Божия (υο εσιν θεο τς ναστσεως υο ντες), – и обратно, чтобы достигнуть вечной жизни, необходимо стать членом царства Божия ( 1Иоан. 4:12,20 ). В проповеди Христа о царстве Божием внимание наше невольно останавливается на том, что оно представляется то наступившим вместе с благовестием Христа (напр. Мр. 1:15 ; Лук. 4:21 и мн. др.), то имеющим осуществиться вполне, «прийти в силе», только в будущем ( Мр. 9:1 и мн. др.). Как в существе царство Божье совпадает с вечной жизнью, так и эсхатологический характер его об­разуется воскресением из мертвых его членов. Различие между царством Божьим, которое уже открылось с про­поведью Христа, и его грядущим пришествием в силе вполне исчерпывается различием между усвоением вечной божественной жизни верующими до смерти и ее полным откровением по смерти в воскресении. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время (ρχεται ρα) и настало уже (κα νν στν), когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» ( Иоан. 5:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Только злых людей апостол называет врагами Креста Христова ( Филип. 3:18 ); всех же истинных последователей Его призывает: «Выйдем к Нему (И. Христу) за стан, нося Его поругание», т. е. крест ( Евр. 13:13 ). Знамением креста будут запечатлены все истинно верующие пред вторым пришествием Сына Божия ( Откр. 7: 2–3, 9, 4 ). СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Мы почитаем Крест Христов, но только не крест деревянный или вещественный, но духовный – страдания Господа нашего Иисуса. «Иисус сказал ученикам своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» ( Мф. 16:24 ), (см. 10:38; Мк. 8:34 ). Этот крест мы и почитаем. 1) Страдания крестные и самый крест разделить нельзя. Когда мы говорим о крестных страданиях Спасителя, то сейчас же вспоминаем и самый крест; и когда мы говорим о Кресте Господнем, то тотчас же вспоминаем и его крестные страдания. Посему напрасно сектанты ссылаются на тексты Св. Писания и стараются вывести из них учение о каком-то духовном кресте. В Евангелии страдание и терпение разных грешных людей фигурально названы крестом, «крест свой» ( Мф. 10:38 ). Но замечательно, что страдания Самого Господа Иисуса Христа ни разу не названы крестом, а прямо называются «чашей» ( Мф. 26:39 ). Когда же говорится о кресте Христовом, то разумеется, именно, крест вещественный. Возьмем например Иоан. 19:16–18 и прочитаем там: «И взяли Иисуса, «повели. И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по еврейски Голгофа, там распяли Его» (см. Мф. 27:32 ; Мк. 15:21 ; Лук. 23:26 ). В Ветхом Завете прообразы Креста Господня были вещественные. Так псалмопевец Давид, обращаясь к Господу Богу, говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины, чтобы избавились возлюбленные Твои» ( Пс. 59:6 ). Также пророк Исаия предрекал, что Господь «поднимет знамя язычникам и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовет от четырех концов земли» (Исаии 1:12). О кресте Господнем говорит и премудрый Соломон и именно так: «Благословенно древо, чрез которое бывает правда» (Прем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Тот же Иов должен выступить ходатаем за своих друзей: «И раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» ( Иов.42:8 ). Авраам ходатайствует за Содом ( Быт.18:23–33 ). Пророк Божий Моисей ходатайствует за народ, впавший в идолопоклонство: «И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» ( Исх.32:31:32 ). Заступническую молитву о народе возносит к Богу пророк Иеремия ( Иер.14:7:8 ) В Новом Завете нам прямо заповедано молиться друг за друга (например, Иак.5:16 ), и, более того, святой Апостол Павел неоднократно просит молиться за него и его спутников ( Кол.4:3 ; 1Фес.5:25 ; 2Фес.3:1 ; Евр.13:18 ). В любой общине, которая признает Священное Писание , люди молятся друг за друга – и обращаются с просьбами о таких молитвах. Если слова Апостола «Братия! молитесь о нас» ( 1Фес.5:25 ) не противоречат его же словам «един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ), то и молитвенное воззвание «все святые, молите Бога о нас!» не противоречит. В обоих случаях речь идет об одном и том же – просьбе о заступнической молитве. Матерь нашего Господа занимает уникальное место среди святых из-за Её исключительной роли в истории спасения. Само пришествие Спасителя и всё устроение нашего спасения совершилось благодаря Её смиренному согласию: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лук.1:38 ). Будучи Матерью воплощенного Бога, Она несравненно ближе к Нему, чем какое-либо еще из Его творений. Когда Церковь называет Её «Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим», то есть превосходящей ангелов, это не поэтическое преувеличение – это констатация факта, и в частности, той истины, что Бог не воангелился, а вочеловечился. Богородица Некоторых смущают термины «Богородица» и «Матерь Божия» применительно к Деве Марии. Обоснованы ли такие возвышенные титулы Священным Писанием? Можем ли мы говорить о Женщине, какой бы святой Она ни была, как о Матери Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Что же касается самого содержания учения Илария о Духе Святом, то в нем следует отметить, во-первых, западную традицию в неопределенности самого термина «Дух Святой», не служащего специальным обозначением Третьего Лица Св. Троицы, а употребляемого также и для обозначения как Отца, так и Сына, а также и в том, что до Пятидесятницы не указывается деятельность Духа Святого в мире, во-вторых, неуверенность и колебания Илария в решении проблем, выдвигаемых вопросом о Духе Святом. Эти проблемы он намечает, но в решении их заметно отсутствие твердой почвы церковного Предания. Видно, что автору в их решении приходится первому прокладывать путь для будущего, действовать на свой собственный страх, освещать их по догадке и на основании аналогий ясного для него учения о природе Сына Божия. Наименование Духа В полном соответствии с западной традицией Иларий наименование Духа Святого считает не ипостасным обозначением Третьего Лица в Боге, подобным ипостасным именам Отца и Сына, а общим обозначением всех Трех Лиц, их общей нематериальной и бестелесной природы и такому словоупотреблению приводит доказательства из Св. Писания, которое называет Духом как Отца, так и Сына и Святого Духа. Наименование Духа Святого относится к Отцу в словах Христа: «Дух Господень на Мне, ради этого Он помазал Меня» ( Лук. 4:18 ) и «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, в Котором все благоволение души Моей; положу Дух Мой на Него, и возвестит правду народам» ( Мф. 12:18 ). Применяя к Себе эти слова пророков, Христос засвидетельствовал присутствие в Себе природы Отца. Сын показывает духовность Своей природы в словах: «Если же Я в Духе Божием изгоняю демонов, то, конечно, приблизилось к вам Царствие Божие» ( Мф. 12:28 ), в которых говорит, что «Он, т. е. властию Своей природы, изгоняет демонов, которые могут быть изгоняемы только Духом Божиим». Наименованием Духа обозначается и Дух Утешитель, как свидетельствует об этом не только авторитет пророка, но и апостола в словах: «И это есть то, что предсказано пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию Дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Деян. 2:16–17 ), что исполнилось в день Пятидесятницы» 2382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010