Ст. 14—16. Они помышляли [только] о пшенице и вине; они удалились от Меня; Я вразумлял [их] и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня; возвратились назад, чтобы быть без ига; стали как лук обманчивый; падут от меча князья их за необузданность (а furore) языка своего; это [будет] поруганием их в земле египетской. LXX: Они рассекались (dissecabantur) из-за пшеницы и вина; были вразумляемы Мною, и Я укрепил мышцы их, а они злое умышляли против Меня; они обратились в ничто, стали, как лук натянутый; падут от меча князья их за безрассудство (imperimiam) языка своего; таково поругание их в земле египетской.    Они пали, говорит, вследствие изобилия во всем. Тоже произошло, как говорит Иезекииль (гл. 16), с Содомом и Гоморрою, которые ни о чем другом не помышляли, кроме пищи и роскоши. Вместо этого LXX перевели: они рассекались из-за пшеницы и вина, подобно пророкам Ваала, которые в присутствии Илии, производя разрезы на членах своих, молились о ниспослании дожди (3 Цар. гл. 18). Чтобы вместе с тем указать на сходство их с животными, не говорится ели, но пережевывали (ruminabant), и это потому, что они удалились от Господа, который говорит: Я вразумлял их, Я дал [им] силу, а они подняли головы свои против Меня, — не потому, что они могли причинить какой-либо вред Творцу своему, а потому, что они умышляли против Меня всякое зло, какое только были в состоянии делать. И как в начале, прежде нежели Я призвал их чрез Авраама и потом чрез Моисея и Аарона, они были без ига и без знания закона и смешивались со всеми народами, так и теперь они возвратились в прежнее состояние и, свободные от всякого ига и узды, бросаются в пропасти и делаются луком обманчивым, — [луком], который Бог направлял против врагов, а они обращали против своего Господа и пускали в Него стрелы хулений. Поэтому князья их, обманывавшие несчастный народ, падут от меча за необузданность языка своего, за то, что они осмелились назвать золотых тельцов богами и что в земле обетованной делали то, чему научились в Египте, поклоняясь апису египтян и чествуя все их чудища.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3160...

А мертвые, по самому состоянию своей мертвенности, тем и отличаются от живых, что становятся бездыханны, не могут что-либо знать и говорить о живых (ср. Лук.16:26 ). 20. Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. (Закон бо в помощь даде, да рекут не якоже слово сие, заньже не леть дары даяти). Волхвование преступно: оно было прямо и строго воспрещено законом Моисеевым ( Втор.18:9–14 ); но желать знать будущее непредосудительно. Сам Закон и откровение Божие через пророка и первосвященника, сообразное и согласное с Законом, вот истинный «свет», доступно открывающий истинную судьбу достойным откровения (ср. Лук.16:29–31 ). А всякий, кто говорит не так сообразно с Законом и откровением Божиим, как «слово» пророческое, в том тьма, а где тьма, там и заблуждение, опасность, погибель. Зачем же идти к волхвам, давать им богатые дары за предсказания и напрасно расспрашивать мертвых о живых, когда открыт свет Божий в Законе и есть живой вестник воли Божией, боговдохновенный пророк Исаия? Невнимательных к Закону и пророчеству несчастна судьба... 21. И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. (И приидет на вы жесток глад, и будет, егда взалчете, скорбни будете и зло речете князю и отечеству). Обращающийся к мраку удаляется от света, блуждает во тьме и заблуждается в ней; страдает под гнетом бедствий и при непреодолимых, препятствиях, наконец, томится от голода. Тоже будет и с народом Иудейским при нашествии Ассирийского войска и осаде Иерусалима. Виновный в своей безотрадной судьбе сам, народ безрассудно обвинит своего царя в стечении обстоятельств, расстроивших его мирную жизнь: отчаявшись в своем спасении, при страшном, смертельном голоде во время осады, он, крайне исступленный, будет проклинать свое отечество, – саму землю, на которой ему суждено терпеть ужаснейший смертельный голод. А это есть вместе и страшная хула на Бога, даровавшего сию землю народу во исполнение обетований его благословенным праотцам... 22. И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. (И воззрят на небо горе, и на землю низу призрят, и се, скудость тесна и тма, скорбь и теснота и тма, якоже не видети: и не оскудеет в тесноте сый даже до времене).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Аминь.  . 1. Так как Христос много беседовал об опасностях, о смерти и страданиях Своих, об избиении учеников, и завещал им тяжкие подвиги, которым они должны были подвергнуться в настоящей жизни, и притом весьма скоро, между тем как блага, — спасение, например, души для тех, кто губит ее, пришествие Христа во славе Отца Своего, воздаяние наград за подвиги, — оставались для них в надежде и ожидании, то теперь, желая просветить взор их и показать, сколько то возможно для них, в чем будет состоять та слава, с которой Он придет, открывает им эту славу еще в настоящей жизни, чтобы они, а особенно скорбевший Петр, не печалились о своей смерти, равно как и о смерти Господа своего. И заметь, как Он поступает. Сказав о геенне и царствии [именно словами: " кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее " , и если кто погубит " ее ради Меня, тот обретет ее " , и: " воздаст каждому по делам его " (Иоан. 12:25; Матф. 16:27) Он означил и то, и другое], сказав о том и другом, Он царствие поставляет перед самыми глазами, а геенну удаляет от взора. Почему же так? Потому, что для людей более грубых нужно было говорить и о геенне; а так как ученики Его были опытны и сведущи, то Он убеждает их тем, что могло доставить им большое утешение. Притом же так говорить было и приличнее Иисусу Христу. Впрочем, Он не оставляет совершенно и геенны, но иногда и ее представляет перед глазами, когда, например, приводит образ Лазаря (Лук. 16), или заимодавца, или человека, требовавшего сто динариев (Матф. 18), облеченного в грязные одежды, и многих других (Матф. 22). " По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна " (Матф. 17:1). Если другой евангелист говорит: " спустя восемь дней " (Лук. 9:28), то здесь нет противоречия, напротив — согласие. Один разумел и тот день, в который говорил Иисус, и тот, в который возвел Он учеников Своих на гору; а другой считает только те дни, которые протекли между этими днями. Посмотри же, как беспристрастен Матфей: он не скрывает тех, которые были предпочтены ему. То же самое часто делает и Иоанн, с полной точностью описывая отменные похвалы, воздаваемые Петру. Так, всегда были чужды зависти и тщеславия все эти святые мужи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

«Воскресение и Писание», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:30:14 Протоиерей Андрей Ткачев Говоря о Священном Писании, апостол Павел говорит, что у читающих его евреев «умы ослеплены».(2 Кор. 3:14) Апостол говорит о некоем «неснятом покрывале», которое покрывает умы людей Писания, читающих Слово, но не верящих в Воплощение Слова и Его воскресение после крестной смерти. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда они обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2 Кор. 3:15-16 ) Сказанное касается также и христиан, и само сказанное сказано не для того только, чтобы сверху вниз осуждающе смотреть на евреев. В Христа невозможно поверить, исходя из одного лишь Писания. Вера в Бога, как Троицу, и Иисуса, как Христа, не выводима из Писания, сколь его не изучай, не смакуй и не анализируй. Нужно вторжение живого Христа в наш мир условностей, мнений и догадок, чтобы весь этот двоящийся и троящийся мир превратить в цельность, в «симфонию», то есть в согласное сладкозвучие всех книг, направленных к исполнению пророчеств. Для этого - Пасха. С ее торжеством, и для этого - «обычное время», с его чтениями, коленопреклонениями, изучениями, молениями. Вот двое из апостольского лика идут в Эммаус, и Сам Иисус, приблизившись, идет с ними. Он спрашивает, они отвечают, но «глаза их удержаны» ( Лук. 24:16 ). Они говорят о Нем, как о пророке, сильном в слове и деле; выражают надежду на то, что Он должен был избавить Израиля, и скорбь оттого, что эти надежды не исполнились. Они - земные и мыслят совершенно по-земному. Наконец, Он прерывает их упреком: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о нем во всем Писании» ( Лук. 24:27 ) Сам Христос толкует им Писания о Себе, но они все еще не узнают Его! Удивительно, насколько необходимо Писание, насколько нельзя без него, и, тут же, насколько относительна его польза, насколько оно, Писание, не абсолютно. Его держат в руках, его изучают, помнят и даже правильно понимают, но пока нет толчка из иного мира, влияния свыше, оно продолжает оставаться «молчащей Книгой».

http://radonezh.ru/monitoring/voskreseni...

Вот почему трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие ( Лук. 18:24 ) и не только не следует христианину стремиться к его приобретению, тратя не это драгоценное время и силы, но и получившему его без усилий следует приложить все силы к тому, чтобы послужить через него Богу и ближним, приобретя посредством его собственное спасение. Аминь. 2017 г. О благодарении (на 10 прокаженных) 3/16 декабря (На литургии недели 28-й: Лк 17:12–19 ). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Как они не возвратились воздать славу Богу» ( Лук. 17:18 )? – с недоумением и упреком вопросил Христос одного из десяти прокаженных получивших от Него исцеление, показав тем самым, что Он не только не против, но и ожидает от нас благодаренного к Себе отношения. Во всяком случае, поведение неблагодарных Господу кажется неприятным. Может этот упрек Господь адресует сегодня и к кому-то из нас, потому что мы в основном выпрашиваем и требуем у Него себе благодеяний, а получив их, не утруждаем себя благодарить за них, как будто Он должен и даже обязан нам делать все, что мы не попросим. А вот роптать и возмущаться в случае неисполненных наших прошений мы готовы практически всегда, не понимая того, что некоторые наши просьбы могут быть неполезны нам или, не замечая, что они исполнились, хотя и не в том виде, в каком мы просили и не в то время, в какое ожидали. Впрочем, исполнение наших желаний – не единственный повод для благодарения. Мы имеем вне и внутри себя множество причин к возникновению благодарных чувств. Одно то, что мы не только получили бытие, но и все средства к существованию как вещественному, так и духовному не может не вызывать невольных чувств признательности. Кроме того, нам даровано спасение от созданных нами же греха и смерти, и хотя мы этого не заслуживали, Бог по одной лишь любви к нам отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3:16 ). Однако, не смотря на то, что Бог практически все сделал для нас и за нас, мы продолжаем любить грех , служить диаволу и губить себя, успевая при этом в этом еще обвинять Того, Кто всеми силами пытается нас от всего этого уберечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Но еще ужаснее приговор, какой услышат грешники от сидящего на престоле славы Господа: « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный ». « Идите » — Я не признаю вас более своим народом; вы презрели мой крест, мое евангелие; вы отреклись от Меня, теперь и Я отрекаюсь вас. Время благодати и покаяния уже прошло и не возвратится (Мат. 7:22; Лук. 13:26–27 ); вся надежда на спасение потеряна (Прем. 3:18). « И пойдут сии в муку вечную .» Тут вечный плач и скрежет зубов; тут огонь вечно горит и не угасает, мучениям нет предела, времени нет конца. 2. Утешительно для праведников. а) « Приидет Сын Человеческий во славе своей » и это пришествие, столько страшное для грешников, будет невыразимо радостным для праведников. « Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше » (Лук. 21:28), сказал Господь смущенным ученикам, после того, как возвестил им о грядущем суде своем. Теперь избранные Божьи ведут мучительную борьбу с своею греховной природой; тогда настанет для них «избавление от этой борьбы». Теперь они терпят поношения и оскорбления, тогда Бог «отымет всяку слезу от очей их» (Апок. 20:4). Теперь они скрываются во мраке и неизвестности, тогда «просветятся как солнце» (Матф. 17:2). « Приидите », скажет Господь одесную стоящим, « благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира ». Приидите все, подвизавшиеся в вере и благочестии, и наследуйте не царство мира, земное, преходящее, но царство вечное. — И придут « праведники в жизнь вечную ». Настанет блаженство, которого никакое слово человеческое не в состоянии выразить (1 Коринф. 2:9; Рим. 8:18; 1 Иоан. 3:2 ), и этому блаженству не будет конца. б) « Приидет Сын Человеческий во славе своей »: итак вы, ревнующие о Господе, « вы же, братия, не унывайте, делая добро » (2 Фесс. 3:13). « Труд ваш не тщетен пред Господом » (1Кор. 15:58). « В мире будете иметь скорбь » (Иоан. 16:33), но « и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас » (Иоан. 16:22; Псал. 125:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

О Евхаристии: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Иоан.6:53,54 ). О хранении заповедей: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» ( Иоан.14:15 ). Быть нравственным человеком очень хорошо, важно, более того, совершенно необходимо, но недостаточно. Чтобы обрести жизнь вечную и блаженную, нам необходима вера во Христа и участие в Таинствах созданной Им Церкви, о которой Он сам сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Матф.16:18 ). Нравственные заповеди Нового Завета Заповеди, которые дает Господь в Евангелии, согласны с Декалогом, но идут дальше. Там, где ветхозаветные заповеди (и обычная человеческая этика) требуют лишь воздерживаться от причинения зла, Господь указывает путь активной, действенной любви. Не случайно «золотое правило», известное во многих культурах в формулировке «не делай другому того, чего себе не желаешь», Господь произносит в активной формулировке: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» ( Лук.6:31 ). Богач из притчи о богаче и Лазаре ( Лук.16:20–31 ), как и отверженные из притчи о Страшном Суде ( Матф.25:31–46 ) подвергаются осуждению не за то, что активно творили зло (об этом, во всяком случае, не упоминается), а за то, что отказывались проявить милость к нуждающимся. Заповеди Блаженства не только раскрывают эту тему действенной любви, говоря о милостивых, кротких, чистых сердцем и миротворцах, но и возвышаются над всей человеческой этикой, говоря о том, что с мирской точки зрения кажется непостижимым, – блаженстве тех, кто плачет, кто изгнан за правду, и подвергается несправедливым нападкам. Нравственные заповеди Нового Завета, таким образом, не отрицают той общей всем людям этики, которую могут разделять, в том числе, иноверцы и неверующие, но отчетливо возвышаются над ней, призывая не просто к порядочности, но к святости. Вечная жизнь – только в Иисусе Христе

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Пс.36:14 .  Нечестивые обнажают меч и натягивают лук свой, чтобы низложить бедного и нищего, чтобы пронзить идущих прямым путем. Пс.36:15 .  Меч их войдет в их же сердце, и луки их сокрушатся. «Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем». «Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся». И сие имеет один и тот же смысл с сказанным выше. Ибо показывает, что грешник, хотя всякие способы употребляет против не сделавших ему никакой обиды, однако же запутается в собственных своих сетях. Ибо мечем и луком Пророк назвал различныя казни. Это подобно сказанному в седмом псалме: «ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела» ( Пс.7:16 ). Пс.36:16 .  Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых. «Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Иметь у себя одно необходимое и быть правдивым, говорит Пророк, лучше беззаконнаго богатства и неправеднаго изобилия. Потом, показывая плоды того и другаго, говорит: Пс.36:17 .  Ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. «Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь». Мышцами в переносном смысле Пророк назвал силу; потому что посредством мышц обыкновенно действуют люди. Весьма же прилично употребил выражение: «утверждает праведныя», потому что, приводимые в колебание демонами и людьми, но поддерживаемые Божественною благодатию, они стоят и превозмогают встречающияся с ними напасти. Пс.36:18 .  Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек. Пс.36:19 .  Не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты. Пс.36:20 .  А нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. «Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет». «Не постыдятся во время лютое и во днех глада насытятся». Избравшие неукоризненную жизнь, воспользуются всяким о них промышлением, потому что, если и в бедствия впадут, то преодолеют оныя, и во время общей скудости необходимо нужное приимут от Бога, а сверх того насладятся вечными благами. Думаю же, что Пророк предызображает здесь голод, угрожавший древним Иудеям: «послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания слова Господня» ( Ам. 8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

11 Он привяжет к виноградной лозе жеребёнка своего и к плющу — детёныша ослицы своей, омоет в вине одежду свою и в крови винограда — одеяние своё. 12 Глаза его сверкают от вина, и зубы его — белей молока. Чтение пророчества Софонии  14–19] Так говорит Господь: 14 Ликуй, дочь Сиона, радостно проповедуй, дочь Иерусалима, веселись и радуйся от всего сердца твоего, дочь Иерусалима! 15 Господь простил неправды твои, избавил тебя от руки врагов твоих, воцарится Господь среди тебя, и не увидишь больше зла. 16 В то время скажет Господь Иерусалиму: «Дерзай, Сион, да не слабеют руки твои! 17 Господь Бог твой среди тебя: Сильный спасёт тебя, пошлёт тебе веселье, и обновит к тебе любовь Свою, и возвеселится о тебе радостью, как в день праздника. 18 И соберу сокрушённых твоих; горе тем, кто будет поносить его! 19 Вот что», говорит Господь, «Я сотворю с тобой ради Меня в то время: спасу притеснённое, и отверженное приму, и сделаю их славными и именитыми на всей земле. Чтение пророчества Захарии  9–15а] Так говорит Господь: 9 Ликуй, дочь Сиона, проповедуй, дочь Иерусалима, вот Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, Он кроток и восседает на подъяремной и юном осле. 10 И истребит колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и истребит бранный лук, и богатство и мир будут среди народов, и будет Он обладать водами от моря до моря и от рек до концов земли. 11 И Ты кровью Завета Твоего освободил узников Твоих из рва безводного. 12 И вы, узники собрания, будете сидеть в укреплениях, и за один день странствия твоего Я вдвое воздам тебе. 13 Ибо Я, как лук, натянул Себе тебя, Иуда, наполнил его Ефремом, и подниму детей твоих, Сион, на детей эллинов, и возьму тебя, как меч ратоборца. 14 И Господь явится над ними, и вылетит, как молния, стрела Его, и Господь Бог Вседержитель вострубит трубой и пойдёт в шуме гнева Своего. 15 Господь Вседержитель защитит их. 1 И было в тридцатый год, в четвёртый месяц, в пятый день месяца: я был среди пленников при реке Ховар, и отверзлись небеса, и я видел видения Божии.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

16:22–23). Хотя не задолго перед тем Он похвалил Петра и назвал блаженным, однако теперь назвал его сатаной, не для того, чтобы огорчить апостола, но желая показать этой укоризной, что сказанное Петром было не согласно с Его волей, но противно ей столько, что сказавшего это, хотя то был сам Петр, Он не замедлил назвать сатаной. Также и в другом месте Он говорит: « очень желал Я есть с вами сию пасху » (Лук. 22:15). Почему Он говорит: « сию пасху », тогда как и прежде праздновал этот праздник вместе с ними? Почему? Потому, что за ней следовал крест. И еще: « Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя » (Иоан. 17:1); и во многих других местах мы видим, что Он предсказывал свои страдания и желал, чтобы они исполнились, и что для них Он и пришел. Почему же здесь Он говорит: « если возможно »? Он показывает нам немощь человеческой природы, которая нелегко решается расстаться с настоящей жизнью, но уклоняется и колеблется по причине изначала внедренной в нее Богом любви к настоящей жизни. Если и после всех таких слов Его некоторые осмелились сказать, что Он не принимал плоти, то чего они не сказали бы, если бы не было сказано ничего подобного? Там Он, как Бог, предсказывает о Своих страданиях и желает, чтобы они были, а здесь, как человек, избегает их и уклоняется. Что Он добровольно шел на страдания, это видно из слов Его: « имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее: никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее » (Иоан. 10:18). Как же Он говорит: « впрочем, не как Я хочу, но как Ты »? Но удивительно ли, что прежде распятия на кресте Он так тщательно уверял в действительности Своей плоти, если и после воскресения, увидев неверующего ученика, Он не отказался показать ему Свои раны и язвы от гвоздей, дозволил осязать рукой эти раны и сказал: « осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет » (Лук. 24:39)? Поэтому и в начале Он не воспринял человеческой плоти в возмужалом возрасте, но благоволил быть зачатым, и родиться, и питаться молоком, и столько времени пребывать на земле, чтобы и продолжительностью времени и всем прочим удостоверить людей в том же самом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010