Но также справедливо, что раз у человека правильно поставлено отношение к ближним, раз он живейше связан с избранным делом, раз в нем есть способность самонаблюдения; все эти стихийности удобопреоборимы, отпадают без больших даже усилий и, что здесь главное, тягость их чувствуется при последовательном проведении того же самого закона благожелания. Так что пока речь идет собственно о нравственно должном и под Христов путь нравственного преуспеяния не подкладываются явления, имеющие место на ином пути; совершенствование внутреннего христианина по существу дела могло бы замыкаться 7-й заповедью. Конечно, это отнюдь не затрагивает всеобходимости 8-й, а только расчищает дорогу более точному ее пониманию. Разве только для учения о любви рассеяно в Евангелии столько комментариев, сколько их дано для выяснения предпоследнего блаженства. Правда веры (например Лук. 7:50 ; Мф. 17:20 ), мышления ( Мф. 12:2–8, 25 пар. 23:19–22), расчетов ( Лк. 14:28–32 ), предведения ( Лук. 13:57 ), направления ( Лук. 10:55 ) самонаблюдения ( Мф. 7:3 сл.), чувств ( Лук. 21:3–4; 10:33; 13:16 ), намерений ( Мф. 15:8; 22:18 ), расположений ( Мф. 7:17 дал.), целей ( Мф. 6:1–6 ), надежд (Мф. 13:44, 8; Лук. 12:18 сл.), обязанностей ( Лук. 12:35–48 ), средств (Мф. 6:27), действий ( Мф. 25:21 дал.; Иоан. 18:23 ), слов ( Мф. 12:36 ), руководительства ( Мф. 23:2–4 ), суда (Иоан, 7:24), отношения к земным благам ( Мрк. 8:36 . Мф. 6:34), к телу и душе ( Лук. 12:4 сл.). к личному достоинству своему (Мф. 6:26; Лук. 15:18; 18:10 дал.), других ( Лук. 19:9 ; Мф. 21:29 дал.), к свободе ( Иоан. 8:31 сл,), к Богу ( Мф. 22:37 ), служению Ему ( Иоан. 4:24 ; Мф. 6:24). При свете этих и подобных комментариев, множество которых мною наверное не замечено, я обязан, хотя бы и не сумел, составить надлежащее понятие о сущности христианской правдивости по учению Спасителя. Что само по себе и объективно она заключается в правильности, смысл которой по разности случаев изменяется только в подробностях, это легко усматривать из процитованных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

лд. совершай ноз мо к и на высокихъ поставлй м: 34. делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня; 34 . Господь помогает ему с быстротою оленьего бега избегать угрожающих ему опасностей и, подобно горным сернам, укрываться на высоких и неприступных скалах от преследования врагов своих. Это с буквальною точностью испытал на себе Давид во время Саулова гонения. См. 1Цар.23:14, 19, 25; 24:3 и др. Так Господь и всегда помогает верующим избегать соблазнов и восходить на высоту добродетелей (Зигабен). начай рц мо на брань, и положилъ лкъ мднъ мышца мо: 35. научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук. 35 . Рукам его Господь дает уменье ловко действовать на войне оружием, мышцам его сообщает крепость и силу, чтобы натягивать (русск. сокрушать) самый упругий, медный лук (с слав.– гр.-лат. – мышцы делает крепкими, как медный лук=халд., сирск.), т. е. вообще дает ему способность и силу к открытой борьбе со врагами, к ведению с ними победоносных войн. – Действительно, Давид, проведший свою юность у стад отца своего, никогда не бывши на войне и не обучавшись воинскому искусству, с первого же выступления своего на поле сражения в единоборстве с Голиафом обнаружил в себе замечательную воинскую отвагу, ловкость и силу, и вскоре за тем показал редкую способность в военном деле (ср. 1Цар.18:5, 13, 14:30 ), что не иначе ложно было объяснить, как содействием ему силы Божией (ср. 1Цар.17:35–47; 18:12 и 14 и 28). Русск. пер. 2 полуст.: и мышцы мои сокрушают медный лук основан на производстве евр. выражения от =сокрушаться, ломаться ( Иер.51:56 и 1Цар.2:4 ); но и здесь представляется лучших понимать это слово, как относящееся в корню =напрягать, сгибать, как оно понято в русск. перев. 2Ц.22:35. При этом, по масор. пунктуации, можно это слово считать или за ниф. 1 аор. 3 л. ж. р. ед. ч. и переводить: «напрягается медный лук моими мышцами», – ила же за пиэл того же 1 аор. в сочетании с подлеж. мп. ч. (Ges. § 146:3): «напрягают медный лук мышцы мои»; но еще лучше читать его как 2-е л. Ед. ч. м. р. пизл с прибавл. , относя к лицу Господа; «и напрягаешь (Ты, Господи), как лук медный, мышцы мой». Это отвечало бы и контексту речи, каковая последняя обращена к Господу, и притом, в следующих 36–37 ст., именно во 2 л., и согласовалось бы с чтением 2Ц.22:35, где тоже слово, только в 3 л., отнесено именно к Господу (ср. русск. Пер.), и соответствовало бы пер. гр.-лат.-слав., – хотя по переводу положилъ – θου, – можно заключать, что 70 толковников читали как Быт.3:12 . – Слав. пер. этого полуст. для большей определенности можно бы дополнить частицею «яко»: положилъ ( як) лкъ мднъ мышца мо, как в вульг., у бл. Иер.и у Док. Скорины (=халд, и сирск.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

О свойствах злых духов новозаветное откровение сообщило нам все необходимое для ведения борьбы и для достижения победы над ними, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Сам Спаситель учил, что дьявол – человекоубийца, истины не держится, говорит людям всегда ложь, потому что он – отец лжи ( Иоан. 8:44 ), что он пользуется беспечностью людей, чтобы сеять в мире плевелы ( Мф. 13:37, 40 ), что он похищает у людей плоды Божественного Откровения ( Лук. 8, 12 ), что он может входить в людей и мучить их, что духи злые различаются между собою по степени злости ( Мф. 12:44, 45 ; Лук. 11:26 ), что сатана просит даже о позволении рассеять как пшеницу самих апостолов ( Лук. 22:31 ), что он – враг людей ( Мф. 13:39 , Лук. 22:31 ), дух нечистый ( Лук. 8:29 ), дух злой ( Мф. 13:19 ; Марк. 4:15 ), вельзевул, князь бесовский ( Мф. 12:24; 26; 9:34 ), что он вошел в Иуду предателя ( Лук. 22:3 ), искушал Самого Иисуса Христа, что он может быть изгоняем из человека только молитвою и постом ( Мф. 17:21 ), что ему и ангелам его уготован огнь вечный ( Мф. 25:41 ). Вполне согласно с Иисусом Христом учили о злых духах и апостолы. Дьяволу апостолы не отказывали в ведении Бога ( Иак. 2:19 ), своеобразной мудрости и хитрости ( Иак. 3:15 ; 2Кор. 2:11, 11: 3 ), в свободной и довольно могущественной воле ( 2Тим. 2:26 , 2Сол. 2:9 ), называли его велиаром, князем пустым, князем бесов (2 Еор. 6:15, Апок. 12:7, 9 ), различали злых духов по их власти и силе ( Колос. 2:15 ; Ефес. 6:12 ), называли их злыми и лукавыми ( Ефес. 6:16; 11:1 ), духами злобы ( Ефес. 6:12 ), ищущими, подобно рыкающему льву, поглотить кого-либо ( 1Петр. 5:8 ), располагающими волю людей к злу ( Деян. 5:3 ; 2Тим. 2:26 ), омрачающими их ум ( 2Кор. 4:4 ), возбуждающими в них злые чувства, внушающими невоздержание ( 1Кор. 5:5; 7:5 ) и т. д. Такие же свойства злых духов указывает и ветхозаветное откровение. Как мы видели из рассказа бытописателя о грехопадении прародителей, дьявол , представший для искушения во образе змея, оказывается существом личным, умным (хитрейшим), имеющим злую волю, лживым, человеконенавистным, злым.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Разделы портала «Азбука веры» Часть I. «Любовь не ищет своего» Святоотеческое учение о собственности, богатстве, бедности и милостыне. Встреча со святыми отцами на этой ниве одновременно и радостна и наводит на грустные размышления. Радостна, потому что святые отцы удивительно многогранно и глубоко исследуют этот вопрос, занимая подлинно христианскую нравственную позицию. Невеселые же размышления возникают из-за того, что парадоксальным образом все это богатство практически неизвестно широкой православной аудитории. Знакома она с ним лишь в интерпретации, примерно такой, какую дает И.А. Ильин: «Христос никогда не осуждал и не отвергал частной собственности, а говоря о «богатых», коим «трудно войти в Царство Божие» ( Мф.19,23-24 ; Мк.10:23-25 ; Лук.18.24-25 ), Он имел в виду не размер их имущества, а их внутреннее отношение к богатству: они «надеются» на него ( Мк.10:24 ); «служат ему, а не Богу» ( Мф.6:24 ; Лук.16,13 ); «собирают себе» земные сокровища и пребывают в них «сердцем» ( Мф.6:19-21 ) и потому «богатеют» «не в Бога» ( Лук.12:21 ). Но изнутри Божья благодать уже посетила и преобразила души множества богатых людей, начиная с мытаря Закхея и Иосифа Аримафейского. Согласно этому и нищий, и зажиточный, и богач могут быть добрыми и злыми; и только апостолам («следуй за Мною» Мф.19:21 ; «возьми крест свой» Мф.16,24;10,38 ; Мк.8:34 ) Христос советовал полное отречение от имущества (ср. Мф.10:8-10 ; Мк.6:8 ; Лук.9:3 ). Остальным же Он заповедал милосердие ( Мф.9:13 ; Лук.10:37 ; ср. Рим.12:8 ; Филип.2:1 ) и щедрость ( Мф.5:42 ; Лук.6:30 ; ср. Ефес.4:28 и др.). Идя по этому пути, мы должны искать разрешения проблем, возникающих в связи с частной собственностью, прежде всего через внутреннее воспитание и просветление человеческого существа»/5:283–284/. В этом фрагменте — как мы привыкли думать, вполне православном — известный русский мыслитель и большой патриот России излагает позицию, типичную для ряда богословов конца XIX — начала XX вв., но весьма далекую от подлинных мыслей святых отцов. Поэтому обращение к святоотеческим текстам становится совершенно необходимым.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy-o-prave-so...

10:38). В частности, Он показывал сыновнюю любовь и покорность своей Матери и мнимому отцу своему Иосифу (Лук. 2:5; Иоан. 19:27), любовь к ближним по крови и знаемым (Иоан. 11:5. 11 и 36; 13, 23), любовь к отечеству (Матф. 15:24; 23, 37; Лук. 19:41), любовь к детям (Матф. 19:13-1.5), любовь к своим ученикам (Матф. 18:1-5 и др.), благость и беспримерную снисходительность к грешникам (Матф. 9:10-13; Лук. 19:10). Самую же крайнюю степень любви своей к людям Он явил на кресте, на который взошёл единственно для спасения их, и где, среди величайших страданий, молился ко Отцу за своих распинателей и врагов (Иоан. 3:16; Лук. 23:34). При таких высочайших совершенствах, Господь Иисус вовсе был чужд даже малейших недостатков. Не только, по свидетельству Его учеников, Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех его (1 Петр. 2:22, сн. 1 Иоан. 3:5), сами злейшие враги Его не могли ни в чём обличить Его. Архиереи, старцы и весь сонм искали лжесвидетельства на Иисуса, яко да убиют его, и не обретали (Матф. 26:59); Иуда, коротко знавший жизнь своего Учителя, предал Его, и раскаялся, что предал кровь неповинную (Матф. 27:4). Пилат, внимательно исследовав все клеветы и обвинения Иудеев на Иисуса, сказал в слух самих клеветников: никоеяже обретаю вины в человеце сем (Лук. 23:4); неповинен есмь от крове праведного сего: вы узрите (Матф. 27:24). Такая совершеннейшая святость и безгрешность Господа Иисуса, вовсе несвойственная людям в их настоящем, падшем состоянии (Рим. 5:12), указывает нам в нашем Спасителе более, нежели человека, указывает, поистине, вочеловечившегося Сына Божьего, как Он сам благоволил называть Себя. § 99. Чудеса Иисуса Христа    I. А чудеса Иисуса Христа служат ещё сильнейшим и уже совершенно непререкаемым доказательством этой истины (Иоан. 5:33-36; 10, 37—38). Эти чудеса были чрезвычайно велики и многочисленны и вообще такие, ихже ин никтоже сотвори (Иоан. 15:24). Здесь Он явил Себя -    а) владыкой внешней природы, когда претворил воду в вино (Иоан. 2:1-11); повелевал ветрам и морю, и они повиновались Ему (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

§ 86. Иисус Христос, как Пророк-Просветитель мира. Для восстановления падшего человечества и утверждения на земле царства Божия необходимо было научить людей истинному боговедению и богопочтению, вообще – указать путь спасения. Отсюда, одною из существенных целей явления в мире Богочеловека было научение людей божественной истине. Великим Пророком ( Втор. 18:15. 18 ). Светом миру ( Ис. 2:5; 42:6; 60:19 ) изображается грядущий Мессия и в ветхозаветных о Нем предсказаниях. С явлением Его, по словам пророков, вся земля наполнится ведения Божия ( Ис. 11:9 ), людие, ходящии во тьме, увидят свет велий (9:2), и вси познают Бога, от малаго даже до великаго ( Иер. 31:34 ). И Сам Иисус Христос учил, что научение или просвещение рода человеческого принадлежало действительно к тому великому делу, которое надлежало совершить Мессии. Так, в самом начале Своего служения Он говорил: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно ( Лук. 4:18–19 ; Ис. 61:4 ). Он же однажды говорил: идем в ближния веси и грады, да и тамо проповемы: на сие бо изыдох ( Марк. 1:38 ; Лук. 4:43 ). Перед смертью Своею Он свидетельствовал: Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину; и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего ( Иоан. 18:37 ; сн. Иоан. 17:6. 7. 8 ). По нисшествии на Него при крещении во Иордане Духа Святого ( Мф. 3:11. 17 ; Лук. 3:22; 4:1 ; Иоан. 1:33 ), – что было торжественным силою Божиею посвящением Его, как Сына человеческого, в звание учителя людей ( Деян. 10:38 ), – Он непрерывно во всю остальную жизнь проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие ( Лук. 8:1 ). Часто Он благовествовал даже в пустыне ( Мф. 15:33 ), при озере и реке ( Иоан. 10:40 ). Все три с половиною года общественной деятельности Его были непрерывным, можно сказать, временем учения. Он возвещал и ранним утром ( Иоан. 21:4 ), и поздним вечером ( Мф. 14:15 ), и в полдень ( Иоан. 4:6 ), и даже ночью ( Иоан. 3:2 ). Научение истине было одною из целей Его явлений апостолам и по Его воскресении из мертвых. Являясь в продолжении сорока дней, Он говорил им, будущим всемирным благовестникам, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   В этом убеждаемся:    1) Из истории Самого Спасителя. Для настоящего случая она представляет нам три следующие несомненные истины:    а) Явившись на земле, чтобы совершить великое дело нашего искупления, Спаситель сначала только одному Себе усвоял право учить людей истинной вере, полученное им от Отца: Дух Господень на Мне, говорит Он, егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушииенныя сердцем: проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение: отпустити сокрушенные во отраду: проповедати лето Господне приятно (Лук. IV:18 – 19), и, проходя грады и веси с проповедию евангелия, присовокуплял: Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир... (Иоан. XVIII, 37). Аз на сие послан есмь (Лук. IV:43), заповедуя в то же время народом и учеником: вы же не нарицайтеся учители: един бо ваш ест учитель, Христос.., ниже нарицайтеся наставницы: един бо ест наставник ваш, Христос (Матф. XXVII, 1, 8 и 10).    б) Потом, Он передал Свое Божественное право учительства Своим ученикам, двенадцати и семидесяти, которых Сам нарочито избрал к этому великому служению из среды всех Своих слушателей (Лук. VI:13, снес. X, 1 и след.) – передал сперва на время еще во дни Своей земной жизни, когда посылал их проповедовать евангелие царствия только овцам погибшим дому израилева (Матф. X:5 – 16 и дал.), а за тем и навсегда, по воскресении Своем, когда, совершив Сам все дело Свое на земле, и отходя на небо, сказал им: яко— же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы (Иоан. XX:21), шедше научите еся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф. XXVIII, 18) ; и с другом стороны, весьма ясно и с страшными угрозами обязал всех людей и будущих христиан принимать учение апостолов и им повиноваться: слушаяй вас, Мене слушает: отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя (Лук. X:16. См. также Матф. X:14; XVIII, 15 – 19; Марк. XVI:16).    в) Наконец, в то же самое время, как передавал Господь Свое Божественное право учительства апостолам, Он выразил желание, чтобы от апостолов непосредственно перешло право это и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мире до скончания мира, ибо Он сказал ученикам Своим: шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари, – шедше научите вся языки крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с еами есмь во вся дни, до скончания века (Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

А в Своем ответе фарисеям о лице Мессии, как Сыне Давидовом ( Мф. 22:41–46 ), Иисус Христос всенародно обличал их в том, что только вследствие духовного ослепления своего они не хотят ни признавать Его на основании пророчеств Мессиею, ни понимать правильно самые пророчества. При входе в Иерусалим и всем народом Он был приветствуем, как обетованный Мессия и Царь Израилев ( Мф. 21:9 ; Мар. 11:10 ; Лук. 19:38 ; Иоан. 12:13 ), и оправдывал крики детей в обращении к Нему, как Царю, даже на основании ветхозаветных пророчеств ( Мф. 21:16 ). Свидетельство о Себе, как Мессии, Он торжественно повторил на суде пред синедрионом. На вопрос первосвященника: да речеши нам, аще Ты еси Христос, Сын Божий, Он ответил: ты рекл еси (Аз есмь – Марк. 14:62 ), и добавил: отселе узрите Сына человеческаго, седяща одесную силы и грядуща на облацех небесных ( Мф. 26:63–64 ), указывая тем, что ветхозаветные пророчества о прославлении Мессии ( Пс. 109:1 ; Дан. 4:13–14 ) относятся к Нему. В виду прямого усвоения И. Христом Себе мессианского достоинства, и враги Его пред Пилатом между прочим обвиняли Его в том, что Он глаголюща Себе Христа Царя быти ( Лук. 23:2 ). И Сам Христос на вопрос Пилата: Царь ли еси Ты? – отвечал: ты глаголеши, яко Царь есмь Аз (т. е. исповедал Себя Мессиею), объяснив при этом, что царство Его, как Царя истины, не от мира сего ( Иоан. 18:33–37 ). Но преимущественно Иисус Христос утверждал и разъяснял истину мессианского Своего достоинства в учении о Себе, как Сыне человеческом (6 ιζ τον ανθρπου – употребляется в евангелиях постоянно с членом), каковое наименование Себя было употребительнейшим в Его устах. Так Он учил о Сыне человеческом: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси ( Иоан. 3:13 ). Отселе узрите небо отверсто и ангелы Божии восходящия и нисходящия над Сына человеческаго (1:51). Сын человеческий имеет власть прощать грехи ( Мф. 9:6 ; ср. Марк. 2:10 ; Лук. 5:24 ). Сын человеческий есть господин и субботы ( Мф. 12:8 ; Лук. 6:5 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И НЫНЕ: КАК ИЗ ПУРПУРОВОГО СОСТАВА, ПРЕЧИСТАЯ, МЫС­ЛЕННАЯ БАГРЯНИЦА — ПЛОТЬ ЭММАНУИЛА ВО ЧРЕВЕ ТВОЕМ СОТКАЛАСЬ, ПОЭТОМУ ТЕБЯ, КАК БОГОРОДИЦУ, ВОИСТИНУ ПОЧИТАЕМ. Песнь 9-я НЕДУГИ ИСЦЕЛЯЯ, НИЩИМ БЛАГОВЕСТВОВАЛ ХРИСТОС-СЛОВО, УВЕЧНЫХ ИСЦЕЛЯЛ, С МЫТАРЯМИ ВКУШАЛ, С ГРЕШНИКАМИ БЕСЕДОВАЛ, ИАИРОВОЙ ДОЧЕРИ ДУШУ, ПРЕЖДЕ УМЕРШУЮ, ВОЗВРАТИЛ ПРИКОСНОВЕНИЕМ РУКИ. Мф. 4,23. 9,10, 11. Марк. 5,14. МЫТАРЬ СПАСАЛСЯ И БЛУДНИЦА СТАНОВИЛАСЬ ЦЕЛОМУДРЕННОЙ, И ФАРИСЕЙ ХВАЛИВШИЙСЯ ОСУЖДАЛСЯ, ИБО ОДИН (ВЗЫВАЛ): ОЧИСТИ МЕНЯ; ДРУГАЯ ЖЕ: ПОМИЛУЙ МЕНЯ, А ЭТОТ ТЩЕСЛАВНО ВОСКЛИЦАЛ БЕЗУМНЫЕ СЛОВА. Лук. 18,14. 7,46. ЗАКХЕЙ МЫТАРЕМ БЫЛ, ОДНАКО СПАСАЛСЯ, ФАРИСЕЙ СИМОН СОБЛАЗНЯЛСЯ, И БЛУДНИЦА ПРИНИМАЛА РАЗРЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОЩЕНИЕ ОТ ИМЕЮЩАГО ВЛАСТЬ ОСТАВЛЯТЬ ГРЕХИ, КО­ТОРОЙ, ДУША, И ТЫ СТАРАЙСЯ ПОДРАЖАТЬ. Лук. 19,2. 7,39. Мф. 9,6. БЛУДНИЦЕ, О, ОКАЯННАЯ ДУША, ТЫ НЕ ПОДРАЖАЛА, ПРИНЯВШАЯ МИРА АЛАВАСТР, СО СЛЕЗАМИ МАЗАЛА И ОТИРАЛА ВЛАСАМИ НОГИ ГОСПОДА, РАЗДРАВШЕГО РУКОПИ­САНИЕ ПРЕЖНИХ ЕЯ СОГРЕШЕНИЙ. Лук. 7,37. ГОРОДА, КОТОРЫМ ДАЛ ХРИСТОС БЛАГОВЕСТИЕ, КАК БЫЛИ ПРОКЛЯТЫ: УБОЙСЯ СРАВНЕНИЯ, ДА НЕ БУДЕШЬ КАК ОНИ; ИХ СОДОМЛЯНАМ ВЛАДЫКА УПОДОБИВ, ДАЖЕ ДО АДА ОСУДИЛ. Лук. 10,15. ДА НЕ ХУДШАЯ, О ДУША МОЯ, ЯВИШЬСЯ ОТЧАЯНИЕМ, СЛЫШАВШАЯ О ВЕРЕ ХАНАНЕЯНКИ, КОТОРОЙ ДОЧЬ СЛОВОМ БОЖИИМ ИСЦЕЛИЛАСЬ, СЫНЕ ДАВИДОВ, СПАСИ И МЕНЯ, — ВЗЫВАЙ ИЗ ГЛУБИНЫ СЕРДЦА, КАК ОНА, ХРИСТУ. Мф. 15,22. СЛАВА: ОТЦА ПРОСЛАВИМ, СЫНА ПРЕВОЗНЕСЕМ, БОЖЕСТВЕННОМУ ДУХУ С ВЕРОЙ ПОКЛОНИМСЯ, ТРОИЦЕ НЕРАЗДЕЛЬНОЙ, ЕД И НИЦЕ ПО СУЩЕСТВУ, КАК СВЕТУ И СВЕТАМ, И ЖИЗНИ И ЖИЗНЯМ — ЖИВОТВОРЯЩЕЙ И ПРОСВЕЩАЮЩЕЙ КОНЦЫ. И НЫНЕ: ГРАД ТВОЙ СОХРАНЯЙ, БОГОРОДИТЕЛЬНИЦЕ ПРЕ­ЧИСТАЯ; ТОБОЮ ВЕРНО ЦАРСТВУЯ, ТОБОЙ И УТВЕРЖДАЕТСЯ; ТОБОЮ ПОБЕЖДАЯ, ПОБЕЖДАЕТ ВСЯКОЕ ИСКУШЕНИЕ; ТОРЖЕСТВУЕТ НАД ВРАГАМИ И ДЕРЖИТ ИХ В ПОСЛУШАНИИ. СВ. АНДРЕЮ: АНДРЕЕ ЧЕСТНЫЙ, ОТЧЕ ТРЕБЛАЖЕННЕЙШИЙ, ПАСТЫРЬ КРИТСКИЙ — НЕ ПРЕСТАВАЙ МОЛИТЬСЯ О ВОСПЕВАЮЩИХ ТЕБЯ, ДА ИЗБАВИМСЯ ВСЕ ГНЕВА И СКОРБИ И ТЛЕНИЯ, И ПРЕГРЕШЕНИЙ БЕЗМЕРНЫХ, ЧТУЩИИ ТВОЮ ПАМЯТЬ ВЕРНО.   В ЧЕТВЕРГ ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Песнь 1-я АГНЧЕ БОЖИЙ, ВЗЕМЛЮЩИЙ ГРЕХИ ВСЕХ, ВОЗЬМИ ОТ МЕНЯ БРЕМЯ ТЯЖКОЕ ГРЕХОВНОЕ, И, КАК МИЛОСЕРДНЫЙ, ДАЙ МНЕ СЛЕЗЫ УМИЛЕНИЯ. Ин. 1,29.

http://pravmir.ru/velikij-pokayannyj-kan...

29. Господь не сказал Адаму: в оньже день снесте, Я умерщвлю вас, но, предостерегая их, предвозвещает им закон правды, сказав: в оньже аще день снесте, смертию умрете (Быт. 2, 17). И вообще Господь положил, чтобы за каждым делом, добрым или злым, приличное ему воздаяние следовало естественно, а не по особенному назначению, как думают некоторые, незнающие духовнаго закона. 30. Мы должны помнить, что если возненавидим кого–либо из единоверных как злаго, то и Бог возненавидит нас как злых; и если кого–либо отвергаем от покаяния, как грешника, то и мы будем отвержены (Богом), как грешники; и если мы не прощаем ближнему согрешений, то равным образом и сами не получим прощения в согрешениях наших. Объявляя сей закон, Законодатель наш Христос сказал нам: не судите, и не судят вам, не осуждайте, да не осуждени будете, отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37). Зная сей закон, святый Апостол Павел явно говорил: имже судом судиши друга, себе осуждаеши (Рим. 2, 1). И Пророк, не зная сего, так взывал к Богу: яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13) и другой Пророк от Лица Божия говорит: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Втор. 32, 35). 31. Говорится у Пророка Даниила: грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами (убогих) (Дан. 4, 24). Но может быть, ты скажешь: я не имею денег, как ущедрю убогаго? Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: аще согрешит к тебе брат твой, остави ему (Лук. 17, 3), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню. Если мы ищем оставления грехов от Бога, то должны поступать так при всяком согрешении, относительно каждаго, дабы сбылось сказанное (во Евангелии): отпущайте и отпустится вам (Лук. 6, 37). Великое дело, если кто, имея деньги, подает (милостыню) убогим; миловать же ближних в согрешениях их (противу нас) на столько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела. Если же мы, прося от Бога прощения (грехов), и многократно получив просимое, так что ради сего не претерпели здесь никакого зла, а ближних наших не хотим сделать участниками сего дара, то чрез сие самое мы уподобляемся оному лукавому рабу, который, получив от своего Владыки прощение долга — тмы талант, ближнему своему, который был ему должен только сто пенязей, не простил; с коим и Господь, как бы судясь по закону, сказал: рабе лукавый, весь долг он отпустих тебе, понеже умолил Мя еси; не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, и простить ему долг, якоже и Аз тя помиловах? И прогневався, сказано; предаде его мучителем, дондеже воздаст весь долг свой. И выводит из сего заключение, говоря: тако и Отец Мой Небесный сотворит вам, аще не отпустите кийждо брату своему от сердец ваших прегрешения их (Матф. 18, 32—35).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010