Глава 3   Итак приятелище премудрости и Божества — Христос, ходатайствующий и все в Себе примиряющий с Богом, не вменяющий греха (2Кор.5:19), исполняющий сокровенныя тайны, с верою в завет Его, предвозвещенный законом и пророками, возвещается как Сын Божий и именуется Сыном Давидовым. Ибо то и другое: Бог и человек был «ходатай Бога и человеков» (1Тим.2:5), истинный дом Божий, «святительство свято» (1Пет.2:5), раздаятель Духа, возраждающаго и все обновляющаго Богу. «И Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу его, яко славу единороднаго от Отца» (Ин. 1:6). Как дождь, проникая деревья и растения, дает им тело и плод каждому сообразно с природою, так что и в маслине бывает жирное масло, сообразное с ея существом, и в винограде красуется сладкое вино, на смоковнице произрастается сладкая смоква и в каждом семени по виду его умножается растительность: так, думаю, Слово Божие в Марии стало плотию и в семени Авраама по обетованию открылся человек. «Обретохом Мессию, о Котором написал Моисей» (Ин.1:45). И Моисей сказал: «да снидет, яко дождь, вещание мое» (Втор.32:2), «и как капли, каплющия на землю, да снидет, яко роса на руно» (Пс.71:6). Шерсть, принимающая росу, умножает пышность руна, а земля, принимающая дождь, — надежду земледельца, производит плод принятием дождя, по повелению Владыки, придавая растениям сильный рост, и жаждет получить от Него дождя еще больше. Так и Дева Мария, когда сказала: почему узнаю, что это будет мне? услышала в ответ: «Дух Господень найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое от Тебя свято будет и Сын Вышняго наречется» (Лк.1:34—35). Христос говорит в лице Ангела и образует Себя в Своем виде Владыка, «зрак раба приим» (Флп. 2:7). И Мария восприемлет Слово в зачатии, как земля — дождь. А Бог, приемлющий естество смертнаго, являет Себя святым плодом. Из Девы, подобно земле и руну, восприявшей Его, произошел этот плод истинной надежды и ожидания святых, как говорила Елисавета: «благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего» (Лук.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2829...

За щедрую и обильную благотворительность она удостоилась благодати воскресения. Эту истину подтверждает нам апостол Петр. Воскресив Тавифу, он, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою , дабы показать, что Бог воскресил ее ради святых и вдовиц, для которых умершая была благотворительницей. Отсюда мы видим — 1. Сила милостыни. Она восходит к небесам и низводит на нас Божье благоволение. “ Милостыни твои пришли на память пред Богом ” (Деян. 10:4). Она выше всякой жертвы: “ милости хочу, a не жертвы ” (Мат. 9:13). Она делает Бога нашим должником: “ благотворящий бедному дает взаймы Господу ” (Прит. 19:17; Мат. 25:40 ). 2. Награда милостыни. а)  Земная. “ Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ” (Псал. 36:26). Примеры; Авраам, Иов и друг. Слезы вдовиц воскресили Тавифу из мертвых. б)  Духовная. Отпущение грехов. “ Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто ” (Лук. 11:41). “ Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ” (Мат. 5:7). в)  Небесная и вечная. “Приидите благословеннии Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие” (Мат. 25:34). Свойства истинной благотворительности “ Исполнена добрых дел и творила много милостынь ” (ст. 36). Тавифа представляет нам прекрасный образец благотворительности. Для оказания дел милосердия не нужно обладать большими богатствами; достаточно иметь хотя бы некоторый излишек сверх того, что необходимо для удовлетворения нужд наших и нашей семьи. 1. Она должна происходить от доброго и искреннего сердца, которое оказывает благодеяния с живейшей участливостью и охотой (2 Корин. 9:7 ). 2. Она должна быть оказываема с мудрой рассчетливостью. “Нужно одинаково любить всех людей, но так как вы не в состоянии благотворить всем, то оказывайте ваши благодеяния по преимуществу тем людям, которые по обстоятельствам места, времени, отношений, находятся ближе всех к вам.” 3. Она должна делать добро без огорчения, с веселым лицом, “ при всяком даре имей лице веселое ” (Сир. 35:8; 1 Пет. 4:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

не будет ничего нечистого (Кор. 6, 9), будут одни те, которые с самоотвержением подвизались во времени для славы Божией (Мат. 25, 34. 46. Деян. 14, 22 . Еф. 5, 5 . Апок. 22, 15 ) и они будут наслаждаться неизобразимыми радостями ( 2Петр. 1, 11 . Иак. 2, 5 ). 70 «Событие пророчеств о Иисусе Христе» в христ. чт. 1843. ч 2. стр. 456– 490, статья легкая, перевод с француз 71 Первая пасха 2, 13. вслед за тем, как Господь вступил в общественное служение. Вторая 5. 1. называется днем праздничным, как называется пасха у других евангелистов (Мат. 26, 5. Мар. 15, 5 . Лук. 23, 17 ); пред тем за четыре месяца до жатвы Господь посещал Самарию (4 35) и затем отправился на праздник; а в это время не было у иудеев другою праздника, кром пасхи. Так понимал праздничный день и св Ириней. lib. 2. сар. 22 и 3. Третья пасха 6, 4. после которой Христос несколькими хлебами напитал множество народа. В последнюю пасху (13, 1) пострадал Он. Чит. в хр. чт. 1838 IV, 318 ответ на вопрос: «в котором году родился Иисус Христос »? Седмины Данииловы-в хр. чтен. 1844. 1, 481. 73 О седминах Феодорит interpret. in Danielem с. IX. t. 2. Поздние евреи, не будучи в состоянии отвергать того, что пророчества о времени пришествия Мессии с точностию исполнились, обратились к разным толкам и замешались в мыслях своих . Одни впали в какое-то нечаяние, стали говорить, что Мессия не был обещан, так наприм. утверждал р. Альбо в книге ikkarim; другие отложили пришествие его до будущего века и мира, как р. Манассес Бен Израель в книге: de resur. mortuor. lib 2. с. 3. Иные стали осыпать проклятиями того, кто стал бы определять время пришествия Мессии: «да расторгнется душа тех, которые высчитывают времена (Мессии)». Иные говорят, что время пришествия Мессии отсрочено ради грехов Израиля. Множество других подобных, часто смешных, мнений о Мессии и о его пришествии собрало у Буксторфа de synagoga iudiaca с. 50. Basil 1661. у Уголины Thesavrus t. 4. р. 1153. у Шикарада Ius iudeorum, у Шсттиена: Horae hebraicae. Такое разноречие толков, как понятно, само себя обличает в своем нечестивом произволе, тем более что ни один из этих толков не был известен древней иудейской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2) В чем выразились почитание и любовь Христа к Своей Матери? 3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божьей Матери? 3) Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Иса. 7:14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лук. 1:34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божьей Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). 4) Почему Пресвятая Дева называется иногда в Писании «женой»? 4) В св. Писании часто слова «муж» и «жена» употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь»? ( Иоан. 20:13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж»; например, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Конечно, здесь под словом «муж» разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1:10–11; 2:14; 5:35; 13:15 ; Мф. 27:55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни»? 5) Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божьей Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19:25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф. 27:55–56). Божья Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Марией» ( Лк. 1:27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2), или «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

31–32 ст. Так и должно быть, чтобы все шли ко Христу, говорит Иоанн, ибо: Он происхождения небесного, выше всех пророков. Как происхождения небесного, Он говорить о небесных вещах, как о том, что видел и слышал. Как бы велик ни был пророк, он ни сам не может постигнуть, ни другим передать открываемое так ясно и полно, как вочеловечившийся Сын Божий. Но что было в глазах учеников Иоанна очень великим, то для Иоанна было очень мало, и поэтому он, в противоположность их выражению: «все идут к нему», употребляет усиленное выражение: «и однако никто не принимает Его свидетельства». 33–34 ст. Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии, ибо Ему Бог дает Духа во всей полноте (не мерою), не так, как ветхозаветным пророкам. 35–36 ст. Бог дает Духа Мессии не в меру потому, что Ему, как возлюбленному Сыну, Отец дал все дары и блага Божественной любви Своей, так что теперь от Него зависит и раздаяние этих даров. Второе возвращение Иисуса Христа в Галилею (Ин.4:1–3; Мф.4:12; Mp. 1:14; Лук. 4:14) Ев. Марк указывает событие, после которого Иисус Христос удалился из Иудеи в Галилею, – заключение Иоанна Крестителя под стражу; ев. Матфей говорит об этом событии, как о поводе к удалению Христа в Галилею; ев. Иоанн говорит, что это событие к Лицу И. Христа имело то отношение, что фарисеи, много содействовавшие своими интригами заключению Иоанна Крестителя, обеспокоились теперь делами Христа и злоумышляли против Него, почему Он удаляется из пределов Иудеи, где они были сильны. Ев. Лука в данном месте вовсе не указывает о взятии Иоанна Крестителя под стражу и возвращение И. Христа в Галилею поставляет в связь с событиями Его крещения и искушения от диавола в пустыне. О взятии Иоанна под стражу ев. Лука заметил раньше, при описании его проповеднической деятельности. Беседа Иисуса Христа с Самарянкой (Ин.4:4–42) 4–14 ст. В Галилею Иисус Христос пошел чрез Самарию. Когда было около полудня, Иисус Христос подошел к Сихарю и, отправивши учеников своих в город для покупки пищи, остался для отдыха у колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

40. И не удивляйся, если Он сказал: Мною приходят ко Отцу (Иоан. 14, 6), и не предполагай изменяемость существа Отца; ибо Сам Он опять учит: никтоже приходит ко Мне, аще не Отец привлечет его (Иоан. 6, 44). Посему как Отец посылает к Сыну, так и Сын приводит к Отцу, чтобы показать, что Божество есть одно и тоже. А если написано: преспеваше возрастом и премудростью (Лук. 2, 52), то это значит, что Он есть Божия Премудрость (ср. 1 Кор. 1, 24) и не нуждается в премудрости. Но когда говорится: Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2, 7), то это не значит, что полнота (Божества) уменьшилась, но сказано это, дабы показать, что Он с неба нисшел в человечество, то есть, в утробу Марии. Ибо миро излияное имя Твое, сказано (Песн. 1, 2). Не сказано: пролиянное, но излияное с неба на землю, так что от земли Он изливается в Марию, и от Марии зачинается, соделавшись плотию, в Вифлееме рождается, из Вифлеема переходит в Назарет, из Назарета в Капернаум, из Капернаума в Иерусалим и на море, когда ходит по водам. Затем переходит в пределы Тирские и в Наин, в Иудею и Иерихон, в Вифсфагию и Вифанию, в Иерусалим и храм, на гору Елеонскую, в Гефсиманию, в дом Каиафы, в преторию, к Ироду, на место, называемое Голгофа, во гроб, и даже до ада; потом на землю по воскресении, и на небеса. Как миро излиянное из сосуда в сосуд все сосуды наполняет благовонием: так и Христово пришествие с неба всю землю освятило, то есть приемлющих его воистину. Он есть гора, и гора великая, как сказано в книге пророка Даниила: камень отторгшийся от горы без рук (Дан. 2, 34), то есть рожденный без семени мужа. То, что было малым, оказывается великим, именно камень, снова приобретающий величину и являющийся опять горою великою, и гора эта не в одном лишь месте находится, но наполни всю вселенную (Дан. 2, 35). И сей, будучи премудростью и соделавшись человеком, простер силу Свою на весь мир; чтобы наполнить вселенную благодатию, преспеваше возрастом и премудростью. Если Он есть премудрость Отчая, если учит людей говорить, дарует людям членораздельный язык и насаждает ухо в слышащих, то каким образом не знал бы Он, как назвати отца или матерь, прежде нежели приимет силу Дамаскову, и корысти Самарийские, и прочее (Ис. 8, 4)? Но если бы Он, едва родившись из чрева матери, оказался тотчас говорящим и произносил слова чисто, как выросший отрок, то Его плотское рождение сочтено было бы неистинным, а призрачным или кажущимся. Для сего–то Он выдерживает и малолетство возраста, чтобы не уничтожить истинности порядка вещей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

В этом месте Матфей передает 7 притчей: 1) о сеятеле и семени, 2) о плевелах и пшенице, 3) о зерне горчичном, 4) о закваске, 5) о скрытом в поле сокровище, 6) о драгоценной жемчужине и 7) о неводе. Ев. Марк здесь передает три притчи: 1) о сеятеле и семени, 2) о семени возрастающем и 3) о зерне горчичном. А ев. Лука передает здесь только одну притчу – о сеятеле и семени. Можно думать, что Матфей, по обыкновению своему собирать в одном месте однородный, исторический материал, и здесь передает некоторые притчи Господа, в другое время Им произнесенные. Предмет Христовых притчей есть царствие Божие. В разных притчах оно изображается с различных сторон. Так, первая притча ев. Матфея говорит об его начале, а последняя о конце. Вторая притча показывает, что пока царство Божие или церковь Христова воинствует здесь на земле, в ней всегда будут не одни только праведные, но и грешные. Третья и четвертая притчи выражают ту мысль, – что церковь Христова, начавшись небольшим, почти незаметным для мира числом членов, распространится по всей вселенной, причем притча о зерне горчичном изображает внешнее распространение церкви Христовой на земле, а притча о закваске показывает в христианстве нравственную силу, имеющую преобразовать все стремления человеческие. Пятая и шестая притчи представляют царствие Божие таким сокровищем, для которого человек должен пренебречь всеми благами мира, причем притча о сокрытом на поле сокровище изображает человека нечаянно нашедшего сокровище истины во Христе, а притча о драгоценной жемчужине изображает человека, нашедшего это сокровище после продолжительного искания. Цель притчей Христовых заключается, прежде. всего, в том, чтобы посредством образа, взятого из видимой природы, яснее и живее изобразить истину; отвлеченная истина чрез притчу делается как бы доступной осязанию. Гадаринское путешествие (Лук.8:22–39; 9:57–62; Мр. 4: 35–5, 20; Мф.8:18–34.) По изображению ев. Марка, вечером того же дня, в который Иисус Христос учил народ при море притчами, Он задумал переселиться на восточную сторону моря. Поводом к этому, по ев. Матфею, послужило желание Его уединиться от народа, в котором замечал сильное возбуждение плотских ожиданий Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Они имеют сокровище евангельского света в сосудах скудельных, как говорит Апостол ( 2Кор. 4:7 ), и блеском оного света Христова внезапно озарив, побеждают нечестивых врагов евангельской проповеди . Подобно Гедеону Христос послал Апостолов Своих во вселенную не с оружием, но со светильниками чудес и с трубою проповеди, и таким образом, победил полчище нечестивых. Так и Пророк говорит: жезл истязующих разсыпа Господь, якоже в день, иже на мадиама». ( Ис. 9:4 ) II. Цари Когда народ израильский отверг теократию, не захотел, по глаголу самого Бога, иметь царем своим Бога и потребовал себе царя из среды своих братий: милосердый Господь и тогда не оставил его, и продолжал являть народу образ Мессии, спосадив Христа на престоле нового царства, в лице возлюбленных им царей народа. Такой чести и славы удостоены Давид и Соломон. 1. Давид В Св. Писании есть ясные свидетельства о том, что Давид был образом Христа. Ибо Мессия у Пророков часто изображается под именем Давида; напр. у Иеремии гл. 30, ст. 9. читаем: но послужат тии Господу Богу своему и Давида Царя их возставлю им. Еще яснее говорится о том у Иезекииля, который от имени Иеговы утешает бедствующий народ обетованием о славном царстве Мессии: Возставлю им Пастыря единаго, раба моего Давида, Той упасет я, и Той упокоит я, и будет им пастырь. Аз же Господь буду им в Бога, и раб Мой Давид князь среде их. И завещаю Давидови Завет мирный, и даст им окрест горы Моея благословение и проч. (гл. 34:24, след.). Подобным образом выраженные обетования находим у Езек. 37: 24, 26, Осии 3:5 . В других местах народ христианский означается именем семени Давидова ( Иер. 33:22 ), власть Мессии называется ключем Давида ( Апок. 3:7 ), престол Его престолом Давида ( Ис. 9:6 , Лук. 1:32 ), царство Его царством Давида ( Пс. 9:5 ), Церковь Его домом Давида ( Захар. 12:8, 13:1 , Ис. 16:5 ), благодеяния, Им даруемые, благодеяниями Давида ( Ис. 55:3 ). Без типического отношения Давида ко Христу все сии места были бы необъяснимы. К сему надобно присоединить и то, что в большей части пророчеств о Мессии, которые читаются в Псалмах Давида, Псалмопевец представляется говорящим от своего лица, между тем слова его изображают лице Мессии, как свидетельствуют и новозаветные писатели ( Деян. 13:35–38 , Евр. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

34 ст. Безмужнее рождение девой – событие, в истории беспримерное, и потому недоумение Марии вполне естественно. В ее вопросе: «како будет сие, идеже мужа не знаю». Слышится, однако, не неверие, а только желание знать, как исполнится такое предсказание. 35–38 ст. Устраняя ее недоумение, Ангел разъясняет ей, что это произойдет с ней по творческому действию Духа Святого: Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя: темже и рождаемое Свято ( зачинаемое ) наречется Сын Божий. Здесь идет речь, конечно, о временном рождении Сына Божия по человечеству. По Божеству же Сын Божий предвечно рождается от Бога Отца. Это человечество Иисуса Христа, рождаемое от Девы, еще во утробе Девы называется святым, как не имеющее греховности, всеобщей для людей. В удостоверение истинности своего благовестия Архангел указывает на зачатие, по слову Божию, ее родственницею (южикой) Елизаветою сына, в чем она всегда может удостовериться. Это должно было служить для Марии основанием для ее веры в возможность бессеменного зачатия ею Сына. Мария с чувством глубочайшего смирения и возвьшеннейшей веры сказала Ангелу: «се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему». И отошел от нее Ангел. Посещение Мариею Елисаветы (Лук.1:39–56) 39–45 ст. Чтобы видеть данное небесным вестником знамение, Дева Мария отправилась в дом Елисаветы. Здесь она собственными очами убедилась в действительности того, что ей сказал Ангел относительно Елисаветы, а откровение Духа Святого чрез Елисавету указало в ней самой Матерь Божию. Итак, только Елисавета услышала голос приветствия Марии, она почувствовала внутри себя необыкновенное движение младенца, и тотчас же Дух Святый, осенивший ее в тот же момент, открыл ей значение и причину этого движения. Тогда благоговейный восторг наполнил ее душу, и она громким голосом прославила Марию и зачатый плод чрева ее. Она высказывает свое недостоинство, признает новым, незаслуженным ею делом милости Божией к ней то, что пришла к ней Матерь Божия, и, наконец, восхваляет веру Марии архангельскому благовестию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

“Божество Духа весьма открыто в Писании, говорит святой Григорий Богослов , – обрати внимание на следующее. Рождается Христос, – Дух предваряет ( Лук. 1:35 ). Крещается Христос, – Дух свидетельствует ( Иоан. 1:33–34 ). Искушается Христос, – Дух возводит Его (Мат. 4:1). Совершает силы Христос, – Дух сопутствует. Возносится Христос, – Дух преемствует”. 648 Находят в Священном Писании места, на первый взгляд, не благоприятствующие учению о божестве Святого Духа; но таких мест весьма мало, и они не трудны в истолковании. Указывают, например: а) на слова Спасителя о Святом Духе: не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Иоан. 16:13 ). Но “и Сын, скажем вместе с святым Василием Великим , от себя не глаголет, а свидетельствует пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить ( Иоан. 12:49 )..., не потому, что учится у Отца, но потому, что все, что ни гла­голет Отец, глаголет чрез Сына в Духе”. 649 Это зависит от единства Их существа, тождества воли, нераздельности действия, и вместе от того, что Отец есть причина Сына и Святого Духа и первое Лицо Святой Троицы, Сын занимает второе место по Отце, Дух Святой третье. б) На другие слова Спасителя: никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но этими словами Дух Святой точно также не исключается из участия в познании Отца и Сына, как и словами Апостола: Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ) – Отец и Сын не исключаются из участия в познании Бога. Где упо­минаются два Божеские Лица или одно, там еще нет необходи­мости, чтобы упоминались и все три. в) На слова Апостола: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим. 8:26 ). Но в последних словах берется причина вместо действия, и выражается не та мысль, будто сам Дух молится или ходатайствует за нас воздыхании неизглаголанными, а та, что Он внушает нам молитвы, возбуждает в нас сердечные воздыхания, как видно из первых слов этого же самого тек­ста: Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться. 650 Подобный пример видим в изречении Спасителя Апостолам: не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас ( Матф. 10:20 ), т, е. Дух будет внушать вам, что говорить, Он наставит вас на всякую истину.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010