Древнейшие рукописи содержат главным образом тексты Св. Писания и творения отцов Церкви; большинство рукописей 10–14 вв. – богослужебные книги. Значительная часть собрания (около 100 рукописей) состоит из книг Св. Писания. Наиболее известен Codex Syriacus (Sinait. syr. 30). Верхний текст содержит Жития святых и принадлежит писцу Иоанну Столпнику (778). Нижний текст 5 в. представляет собой древнейший сирийский перевод Евангелия, сохранившийся, включая Codex Syriacus, только в двух списках. Из древних списков книг Ветхого завета следует также отметить 1 и 2 книги Самуила – Sinait. syr. 35 (2 А, 2 В) (7 в.); Книгу Царств – Sinait. syr. 28 (1 А, 1 В), (8 в.); 1–3 книги Маккавеев – Sinait. syr. 279 (8 в.); из книг Нового завета – палимпсесты с текстами Четвероевангелия (перевод Пешитта) – Sinait. syr. 2 (6 в.), Деяний и посланий св. апостолов – Sinait. syr. 5 (6 в.); Евангелие от Луки – Sinait. syr. 12 (7 в.); послания Павла (Пешитта) – Sinait. syr. 3 (7 в.). Из святоотеческих творений наиболее примечательны сирийский перевод 6 в. «Ареопагитик» (Sinait. syr. 52, 8–9 вв.); Шестоднев свт. Василия Великого в списке 8 в. (Sinait. syr. 56); 29 Слов («Аскетикон») Исаии Скитского (Sinait. syr. 62, 758 г.), сочинения прп. Иоанна Лествичника , яковита Иакова Саругского, патриарха Антиохийского Анастасия I Синаита (Sinait. syr. 68). Особое значение имеет единственная сохранившаяся рукопись «Апологии» Аристида (Sinait. syr. 10, 7 в.), греческий прототип которой был ранее известен только по цитированию его Иоанном Дамаскином в «Повести о Варлааме и Иоасафе». Имеются также сирийские переводы античных авторов: Плутарха, Лукиана, некоторых изречений Пифагора. Из 110 рукописей нового собрания (в числе новых находок – 9 папирусов) 79 являются фрагментами, в их числе 9 отрывков из книг Ветхого завета 6–7 вв. (Sinait. syr. Sp. 1–8,79), 10 отрывков из Псалтири (в т.ч. Sinait. syr. Sp. 9, 7 в.) и 40 отрывков из сочинений отцов Церкви и церковных писателей ( Амфилохия Иконийского , Василия Великого , Иоанна Златоуста , Ефрема Сирина , Евагрия Понтийского , Иоанна Лествичника , Иакова Саругского и др.); текст из считавшегося утраченным сочинения «Главы против Гаия» Ипполита Римского (Sinait. syr. Sp. 23) и отрывок из «Ареопагитик» (Sinait. syr. Sp. 37). Некоторые фрагменты содержат ранее неизвестные сирийские переводы произведений греческих авторов: Житие Григория Чудотворца , написанное Григорием Нисским (Sinait. syr. Sp. 24), Житие Евфимия Великого, созданное Кириллом Скифопольским (Sinait. syr. Sp. 36) и др. Имеются также фрагменты, в которых сохранился перевод утраченных греческих редакций ряда произведений, например, Сказания об обретении Честного Креста Господня Иудой–Кириаком (Sinait. syr. Sp. 40) и Жития прп. Марии Египетской (Sinait. syr. Sp. 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Положили это на сердце своем» – т.е. сделали предметом своих постоянных размышлений ( 1Цар.21:12 ). «Что будет» – т.е. что же при таких необычайных знамениях можно нам ожидать от этого младенца? «И рука Господня была с ним». Точнее: «ибо (у Тишендорфа: κα γρ) рука Господня была с ним». Евангелист этим хочет указать на те чудесные происшествия, которые имели место при рождении Иоанна и ясно свидетельствовали о том, что Господь посылает младенцу Свою особенную помощь. Это-то и возбуждало любопытство «слышавших». Лк.1:67 .  И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: Речь Захарии, по-видимому, относится к тому времени, когда в иудейском народе пробудился особый интерес к личности сына Захарии (стих 66). В этой речи Захария говорит как священник – это первое. Затем, он во многом напоминает собой и ветхозаветных пророков, предсказывавших о пришествии Мессии, особенно же Исаию ( Ис.40 ) и Малахию ( Мал.3–4 ). Кроме того, Захария повторяет мысли Псалмопевца ( Пс.131 ; Пс.40 ; Пс.71 ; Пс.105 ). «Пророчествовал». Это слово обозначает не только предсказания, а вдохновенную речь вообще (ср. 1Цар.10:10 ; 1Кор.12:10 ). Речь Захарии с удобством делится на три части. В первой части Захария прославляет Бога за послание в мир Мессии и за спасение Израиля (стихи 68–75). Во второй – пророчествует о назначении сына своего – быть Предтечей Господа (стихи 76–77) и, наконец, в третьей (стихи 78–79) – снова обращается к личности Мессии и в величественных чертах изображает как Его пришествие к людям, так и блага, которые Он дарует людям (ср. Богословский, с. 290). Лк.1:68 .  благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, Захария прославляет Бога за спасение израильского народа, которое он представляет себе уже наступившим, так как в своем новорожденном сыне он видит Предтечу Мессии, а спасение-то и должен был совершить Мессия. «Посетил» ( πεσκψατο), т.е. воззрел, обратил Свой милостивый взор (ср. Деян.15:14 ) «и сотворил избавление ему» (правильнее: народу Своему. Последнее выражение в русском переводе неправильно отнесено к глаголу «посетил», который стоит совершенно самостоятельно). Под «избавлением» или «искуплением» ( λτρωσις) Захария прежде всего, конечно, понимает политическое освобождение народа (ср. Лк.24:21 ), но затем, несомненно, ему было не чуждо и представление о духовном возрождении народа, которое также входило в понятие о мессианском спасении (ср. стих 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

л. 11 об. От Матфеа святое благовествование, – начинается самый текст Евангелия, весьма близкий к употребляемому ныне. Главы – с показанием соответствующего повествования и других Евангелистов – и предисловия (Феофилактовы) помещены и пред прочими Евангелиями. В первом Евангелии глав 68, во втором 18, в третьем 83, в четвертом 18. После текста каждого Евангелия показано время его написания и число стихов. В конце Евангелия от Матфея л. 130: стихов 2600, издасться самым тем по летех осьмпх Христова вознесения; от Марка л. 214 об.: еже от Марка св. Евангелие издасться по летех десятых Христова вознесениа, стихов 1600; от Луки, л. 350 об.: стихов 2800, издасться по летех пятнадцатих Христова вознесениа; от Иоанна: еже от Иоанна благовествование издается по летех 32 Христова вознесениа, стихов 2300. После сей приписи в конце Иоаннова Евангелия помешена еше другая, встречающаяся под 16 и 68, именно: л. 448 об. От деянии св. и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Нач. Иоанн же простер руку ят мя (Прохора) и вьздвиже мя и рече ми: сяди одесную мене на земли. Кроме нынешних зачал и помянутых глав каждое Евангелие делится еще на пять отделений для чтения в каждый день недели, начиная с понедельника. О таковом чтении Евангелия, равно и Апостола, упоминает патр. константинополский Филофей в послании к ученику своему. См. 704 л. 318, 756 л. 19. В книге Старчество 808 л. 79 показан и Указ о (келейном) чтении св. Евангелиа, а затем и Апостола подобно тому, как пред чтением и по совершении, Псалтыри. За текстом евангельским следуют: л. 450. Сборник 12-тим месяцем, сказуя главы (или зачала) коемуждо Евангелию, избранным Святым и праздником. Месяцеслов, объемлюший не все дни, но только нарочитых Святых и праздников. Из русских и сербских Святых не упоминается ни одного, а из позднейших греческих и праздников: генв. 30, празднуем вселенских учителей св. триех святитель: Василиа Великаго , Григория Богослова и Иоанна Златаустаго; майя 9, пренесение честных мощий иже в святых отца нашего Николы; август 1, происхождение честнаго креста, и 16: память пренесение нерукотворенаго Образа Господа нашего Ис. Христа от Едеса в Царьград.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

1Цар.22:17 ; 2Цар.3:12 ; 4Цар.15:19 ). Присутствие силы Божией, как бы так говорит св. Лука, обнаруживалось в Иоанне с младенчества, т. е. видимо было для всех, что он находился под особенным покровительством и водительством Божиим. III. Пророческая хвалебная песнь Захарии (Лк.1:67–79) Судя по ходу повествования, хвалебная песнь произнесена была Захарией тогда, когда вместе с молвою о чудесных обстоятельствах рождения и обрезания Иоанна стали распространяться разнообразные предположения и гадания о будущей судьбе его, о том, чем он будет? Это ясно даёт видеть св. Лука в своём кратком вступлении к этой песни: Лк.1:67 . И Захария отец его исполнися Духа Свята и пророчествова, глаголя. Союз и – και – очевидно употреблён здесь вместо наречия тогда: когда распространился слух о чудесном рождении младенца, и когда стали гадать о судьбе его, тогда Захария, отец его, исполнившись Св. Духа, пророчествовал, именно как бы в ответ на эти гадания. Слово пророчествовал Лука употребляет не потому, чтобы вся песнь Захарии состояла из пророчеств, – в ней, напротив, много говорится такого, что более относится к прославлению, чем к пророчеству (напр., самое начало песни: Благословен Господь Бог Израилев – есть славословие), – но потому, что вся она произнесена в состоянии вдохновения. В таком общем смысле или значении слово это в Священном Писании встречается нередко ( Деян.19:6 ; 1Цар.10:10, 19:20 ; ср. 1Kop.12:10, 14:1). Выражение глаголя указывает на самое содержание песни, которую, подобно песни Пресв. Девы и Елисаветы, делят обыкновенно на три части. В первой ( Лк.1:68–75 ) Захария прославляет Бога за ниспослание в мир Мессии и спасение Израиля; во второй ( Лк.1:76–77 ) пророчествует о назначении сына своего как Предтечи Господня и, наконец, в третьей части ( Лк.1:78–79 ) снова обращается к Мессии и величественно изображает как Его пришествие на землю, так и блага, даруемые Им людям. Так как всё содержание песни основывается на ветхозаветных пророчествах и носит характер вполне священнический, то весьма важно показать, хотя в общих чертах, эту отличительную особенность её.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Такой порядок! Кажется все так стройно! – И действительно, если держаться плана вставок, то предложенное размещение есть единственно сносное. Один грех за ним – совершенный произвол, отнимающий у него всякую цену. – В сем предположении три раза заставляют Господа спускаться в Иерусалим, и два раза восходить в Галилею, без всякой нужды. События, будут все на своих местах, если мы поставим их, как сказано, без перерывов и вставок. – Тут же, желая упорядочить сказания, вносим в них беспорядок, расстраивая течение, как оно значится у святого Евангелиста Луки, своими произвольными вставками. Так план сей за себя ничего не имеет; против себя не малое; выгод же никаких не представляет. Особенно неприятно разрывать картину шествия Христа Спасителя, и при том вставками, которых произвольность тотчас чувствуется. – Итак, будет: Из Святого Иоанна. 67 . Пред праздником кущей. 7:1–13. 68 . В половине праздника речь. 7:14–36. 69 . События в последний день Праздника. 7:37–53. 70 . О жене блуднице, – и проч. гл. 8. 71 . Исцеление слепорожденного. гл. 9. 72 . О пастырстве Господа. 10:1–21. 73 . Праздник обновления. 10:22– 42 Из Евангелия Луки. 3 74 . В Самарийской веси не принимают. 9:51–56. 75 . Посылаются 70 учеников. Уроки им. Возвращение их. 10:1–20 4 . 76 . Заповедь о любви. Причта о добром Самарянине. 10:25–37. 77 . Господь в доме Марфы и Марии. 10:38–42. 78 . Образец молитвы и правила для нее. 11:1–13. 79 . В доме Фарисея, укор Фарисеям. 11:37–54. 80 . Повод к причте об: угобзися нива, и урок по сему. 12:13–34. 81 . Уроки о бдении, верности, и внимании к знамениям. 12:35–57. 82 . Уроки о покаянии. 13:1–9. 83 . Исцеление 18 л. скорченной. Урок по сему. 13:10–17. 84 . Подвизайтесь, пока дверь не заперта. 13:22–30. 85 . Ответ на: Ирод хочет убить. 13:31–35. 86 . Исцеление водяной, в доме Фарисея. 14:1–6. 87 . О месте на пире, и учреждении пиров. 14:7–14. 88 . Притча о званных на вечери. 14:15–24. 89 . Об отрешении от всего. 14:25–35. 90 . Притчи: об овце, драхме, блудном сыне. 15:1–32.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

13. Лк 1, 80. В рассказе Луки о рождении Иоанна нет указания на его роль как Предтечи Мессии, из чего можно заключить, что предание исходило не из христианских кругов, а заимствовано у учеников Крестителя. См.: J. Steinmann. St Jean-Baptiste et la Spiritualite du desert. Paris, 1957, р. 51. 14. Евангелие Иакова, XXII-XXIV. 15.  J. Steinmann. St Jean-Baptiste…, р. 135. Городом, в котором жила семья Иоанна (Лк 1, 39), предание считает Айн-Карим. 16.  И. Флавий. Автобиография, II, 8, 2; ср. Лк 1, 68-79 и Устав, XI, 15-16. См.: еп. Михаил. Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, 8, с. 66. 17. См.: еп. Михаил. Ук. соч., с. 67; И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с. 241; J. Steinmann. St Jean-Baptiste…, р. 58-61; J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. Paris, 1957, р. 155; J. Danielou. Jean-Baptiste Temoin de l " Agneau. Paris, 1964, р. 43, s. 18. Устав, VIII, 13-14; IX, 19-20; ср. Мф 3, 3. 19. См.: 4 Цар 5, 10-14; J. Starky. St Jean-Baptiste et les esseniens. — BTS, 1976, р. 68. 20.  И. Флавий. Автобиография, II, 11-12. Пер. И. Амусина. — ТК, I, с. 348; Егезипп. У Евсевия. Церк. История, IV, 22; Епифаний. Панарион, кн. I; см.: Н. Gazelles. Naissance de l " Eglise, р. 89-95. Вода как символ очищения от грехов не раз упоминается в Ветхом Завете (например, Исх 29, 4; 40, 12. См.: И. Франк-Каменецкий. Вода и огонь в библейской поэзии. — Яфетический сборник, 1925, т. III, с. 127 сл.). 21.  Овидий. Фасты, II, 35-46. 22. Песахим, VI, 8; Герим, II, 6; Иевамот, 46; см.: J. Thomas. Le mouvement baptiste en Palestine et Syrie. Gembloux, 1935, р. 357-368 23. Лк 3, 9. 24. Устав. IV, 20-21. 25. Бетания (Вифания) — «дом переправы». Упоминание Энона (Ин 3, 23), что значит «Источник», поселка совершенно незначительного, есть одно из доказательств точности евангельской топографии. См.: W. Albrighm. Тне Archaeology of Palestine, р. 220; А.М. Hunter. Saint Jean temoin du Jesus de l " histoire. Paris, 1970, р. 65; А. Brunot. Sur les pays de Jean-Baptiste. — BTS, 1976, р. 15.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Там же. 67 . Он же. Учение о Боге как Спасителе человека, как его Освятителе, как Судии и Мздовоздаятеле, в устах Иисуса Христа и Его апостолов. «Христианское чтение», 1875. 68 .  Прессансе. Источники для истории, т.1, с.10. (О Евангелиях) в книге «Иисус Христос и Его время».   О Евангелиях в частности 69 . Свящ. В. Марков. О Евангелии от Матфея. Опровержение возражений против него отрицательной критики Баура. «Православное обозрение», 1873. Библ.заметки. Рук.для п. 1873. 70 . Сведения о жизни и трудах св. евангелистов. Св. апостол и ев. Матфей и отличительные черты его Евангелия. «Душ.чт.», 1860. 71 . Матфей или Левий. Библ. пол. сл. «Воскресное чтение», 1876. 72 . Св. апостол и еванг.Матфей. «Воскресное чтение», 1811. 73 . Пр. П. Троицкий. Св. ап. и ев. Матфей. «Воскресное чтение», 1880. 74 . Е. Думитрашко. Материалы для бесед с прихожанами о св.апостолах. Св. ап. и ев. Матфей. Рук. для п. 1869. 75 . С. Сольский. Из лекций по Новому Завету. 8:9. 76 . Герике. Введение в новозаветные книги. 77 . Н. Елеонский. О Евангелии от Марка. Разбор мнений Баура о происхождении и характере Ев. от Марка. «Чт. в Общ.», 1873. 78 . Св. евангелист Марк. «Воскресное чтение», 1803. 79 . Мк. Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1876. 80 . Св. апостол и евангелист Марк и отличительные черты его Евангелия. «Душ. чт.», 1860. 81 . С. Сольский. Из лекций по Новому Завету. §§10 и 11, с.121–127. 82 . Крике. О Евангелии Марка. Введение в Новозаветные книги. Т.1. 83 . Комментарии Кейля на Еванг. от Марка и Луки. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1880. 84 . Марк между Матфеем и Лукою. «Православное обозрение», 1867. (Обозр. нем. богосл. литер.). 85 . Полотебнов. Святое Евангелие от Луки. Православно-критико-экзегетическое исследование против Баура. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», 1873. Кратк. зам. Рук. для п. 1873. 86 . Сведения о св. евангелисте Луке и его писаниях. «Воскресное чтение», 1817. 87 . Лука. Б. п. сл. «Воскресное чтение», 1876. 88 . Св. апостол и ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

62. Мейер Э. Иисус из Назарета. Пер. с нем. с послесловием С. А. Жебелева. Пг., 1923. 63. Никольский Н. М. Иисус и ранние христианские общины. М., 1922. 64. Ревиль А. Иисус Назарянин. Пер. с франц. Т.1—2, СПб., 1909. 65. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Пер. с франц. М., 1907. 66. Штраус Д. Ф. Жизнь Иисуса. Пер. с нем. Т.1—2, М., 1907. 67. Шюре Э. Великое посвящение. Пер. с франц. Калуга, 1914. 68. Юлихер А. Религия Иисуса и начала христианства до Никейского собора. Пер. с нем. — В кн.: Общая история европейской культуры. T.V, СПб., [ 1 ]. 69. Ben—Chorin Sch. Jesus, Bruder Jesus. Munchen, 1967. 70. Flusser D. Jesus. Hamburg, 1968. 71. Klausner J. Jesus of Nazareth. 1926.   II. Толкования на Евангелия 1. Святоотеческие комментарии 72. Августин. О согласии евангелистов. — В кн.: Творения Блаженного Августина, епископа Иппонийского. Ч.10. Киев, 1906. 73. Афанасий Великий. Из бесед на Евангелие от Матфея. Из бесед на Евангелие от Луки. — В кн.: Творения св. Афанасия Великого. Пер. с греч. Т.4. Серг. Посад, 1903. 74. Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия. Пер. с лат. СПб., 1860. 75. Ефрем Сирин. Толкования на Четвероевангелие. Пер. А.Спасского. СПб., 1896. 76. Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея. — В кн.: Творения Блаженного Иеронима. Пер. с лат. Т. 16. Киев, 1901. 77. Иоанн Златоуст. Беседы на евангелиста Матфея. Пер. с греч. Ч. 1—3. М., 1899. 78. Его же. Беседы на евангелиста Иоанна. Пер. с греч. СПб., 1862. 79. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Пер. с греч. — В кн.: Творения св.Кирилла Александрийского. М., 1910. 80. Феофилакт Болгарский. Благовестник, или Толкование на Евангелия. СПб., 1910. 81. Hilaring. In evangelium Matthaei commentarius. — Migne, Patrologia Latina, t.IX, p.917—1078. 82. Origenes. In Matthaeum. — Migne, Patrologia Graece, t.XIII.   2. Позднейшие комментарии 83. Альбовский М. Изъяснение избранных мест из Святого Евангелия. Киев, 1914. 84. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтеню Четвероевангелия с библиографическим указателем. Т.1—2. Симбирск, 1890.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Второй составной частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства также выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом Завете, а также и в Новом Завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освятил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую ( Мр. 14:26 ). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмах, пениях и песнях духовных» ( Ефес. 5:19  и Колос. 3:16 ). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14:9–40), видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку. 13. Разделение песнопений На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога в псалмах (ψαλμοτς), пениях (υμνοτς) (или гимнах) и песнях духовных (ωδατς) (или одах духовных), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: Псалмы , т.е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (напр. «Благослови, душе моя, Господа», « Помилуй мя, Боже» и др.), песни или гимны – это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно – песнь, воспетая по переходе через Черное море ( Исх. 15:1–19 ), обличительная песнь Моисея перед его смертью ( Втор. 32:1–43 ), песнь Анны, матери Самуила (1 Царс. 2:1–10), песни пророков: Исаии ( Ис. 24:9–17 ), Аввакума (3:1–12), Ионы (2:3–10), песнь трех отроков ( Дан. 3:24–90 ), песнь Богородицы ( Луки. 1:46–55 ), молитва Захарии ( Луки. 1:68–79 ). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. Песни или оды духовные , – это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (напр. Ефес. 5:14 ; 2Тим. 2:11–12 ; Апок. 15:3–4 ), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велики богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца только XVII века в одной греческой церкви насчитывается до 100 песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше. 14. Разделение песнопений по содержанию

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   21.      Изъяснение в Евангелия в день Св.Пасхи. Прибавление к «Творениям свв.отцов», 1850.    22.     Евангелие, читаемое на Литургии в 1-й день Пасхи. «Воскресное чтение», 1805.    23.     Благодать возблагодать (Ин.1:16). «Руководство для сельских пастырей», 1871.    24.     Закон и благодать (Ин.1:17). «Воскресное чтение», 1806.    25.      Евангелие, читаемое на Литургии в день Св.Пасхи. «Руководство для сельс­ких пастырей», 1868.     В Словах и Беседах    26.     Ст.1—18. Павел, архиеп.Кишиневский. Сравнение учения евангелиста Иоанна о Слове с учением древнейшего еретика Керинфа.    27.      Ст.1—17. Филарет, митр.Московский. Почему Св.Церковь торжественнейшим образом оглашает слух наш в день Св.Пасхи благовестием о Боге-Слове?    28.     Ст.1—4. Он же. О творческой и промыслительной деятельности Бога-Слова и о могущественных действиях слова человеческого, по причине образа Божия в челове­ке. Т.3. с.231—234.    29.     Ст.4. Арсений, митр.Киев. Иисус Христос есть свет для людей, просвещающий их лучами истинного Боговедения. 1.11—14.    30.     Ст.7. Он же. Об отношении неверующих иудеев к Иоанну Крестителю. 3.196—199.    31.      Ст.12. Григорий, архиеп.Казан. Важность благодеяния — быть чадом Божиим 2.127—133.    32.     Ст.14. Иннокентий, архиеп.Херсон. О том, что таинство воплощения содержит в себе все, что только может одушевить нас и питать нашу надежду; но в то же время в нем заключается все, что может пробуждать беспечных и устрашать недостойных. 1.98—109.    33.     Ст.14. Никанор, архиеп.Херсон. О Боговоплощениях Слова в обширнейшем смысле проявлений Божества в ограниченных формах, при творении мира и промышлении об искуплении человека 3.191—194.    34.     Ст.17. Филарет, митр.Московский. Почему прежде благодать, а потом истина? Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи Иоанна ...     Проф. М.И.Богословский «Православный собеседник», 1881    История детства сравнительно с историей общественного служения Иисуса Христа необыкновенно коротка; знакомят с нею только два евангелиста — Матфей и Лука, Марк же и Иоанн совсем не касаются ее. Тем не менее история эта есть прекраснейшая и совершенно необходимая часть целого, как это с очевидностью доказывает пример Матфея и Луки. Не будь, в самом деле, этой, хотя и краткой, истории, мы не знали бы многого, и притом самого важного; не знали бы, когда, как и откуда произошел Спаситель, где Он жил и ка­кие лица окружали Его? Все эти вопросы остались бы для нас неразрешимыми. А какой она проливает яркий свет не только на все ветхозаветное прошлое, но и на все будущее в христианстве; для этого достаточно указать на песнь Богородицы (Лк.1:46—55), песнь Захарии (Лк.1:68—79) и Симе­она (Лк.2:28—35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010