В некоторых секулярных источниках наблюдается тенденция 49) представлять Иисуса как философа, распространявшего своеобразное учение (Лукиан; Мара бар-Серапион; ср. «Евангелие от Фомы»). Например, Лукиан называет Иисуса «мудрецом». Лукиан и Плиний, в частности, подтверждают некоторые основные учения Иисуса, ранее упомянутые в христианских источниках. Лукиан утверждает, что 50) Иисус принес в Палестину новое учение. Оно подразумевало: 51) необходимость обращения, 52) отрицание богов и 53) братство всех верующих. Кроме того, в учении Иисуса предполагались и поощрялись: 54) поклонение Ему, 55) жизнь в соответствии с Его заповедями, 56) важность веры и 57) бессмертие, приводящее к тому, что верующие презирали смерть. Лукиан также отмечал, 58) что у христиан было священное Писание, которое они часто читали. Помимо упоминания о том, что верующие поклонялись Иисусу как Божеству, Плиний также сообщает 59) о клятве не грешить, которую давали верующие, что служит типичным примером этического учения Иисуса. Кроме того, Плиний говорит, что 60) истинных верующих невозможно побудить или заставить поклоняться богам и что 61) они совершают богослужения в определенный день недели перед рассветом – оба эти факта также отражают учение Иисуса. Наконец, в «Евангелии истины» приводится еще два факта. 62) Иисус учил слушателей о Своем Отце и 63) осознавал, что Его смерть станет основанием жизни для многих. Смерть Иисуса Из раннего вероисповедания в 1Кор. 11:23 и сл. мы узнаём, что 64) Иисус присутствовал на вечере 65) в тот вечер, когда был предан. На этой вечере Он 66) возблагодарил за еду и 67) разделил хлеб и вино, 68) которые назвал жертвой – Своим Телом и Кровью, приносимыми за грех. 69) Еврейские старейшины постановили, что Иисус виновен в распространении духовной ереси и что Он ведет Израиль к отступничеству (Талмуд; ср. «Апокриф Иоанна»). 70) Поэтому иудеи отправили гонца, который объявлял, что Иисус за Свое учение будет побит камнями, но всякому, кто пожелает, предлагается выступить в Его защиту. Однако не нашлось никого, кто вступился бы за Него (Талмуд).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

В виду этого позволяли себе выставить такую гипотезу: цитату из Исаии I, 2 и Евсевий никомидийский и ариане у Александра в φλαρχος взяли у Лукиана. Но первый взял его из позднейших сочинений Лукиана, писанных им по примирении с церковью; последние из раннейших, написанных тогда, когда Лукиан находился вне церковного общения и был последователем Павла самосатского. Как ученик Павла, Лукиан пользовался этим текстом для доказательства, нравственной изменяемости Христа, как человека, в котором только обитало Слово. Но соединившись с церковью и признав Христа за первую и совершеннейшую тварь, за второго Бога, Лукиан перестал считать его изменяемым: и знакомым ему текстом из Исаии —183— стал пользоваться для другой цели. Что ариане могли пользоваться и теми сочинениями Лукиана, которые он писал еще как ученик Павла самосатского, пожалуй, даже и вовсе не замечая в них ереси, доказывает хотя бы известная история с творениями Аполлинария Лаодикийского. Возможно также (и даже и очень вероятно), что переход Лукиана от Павла самосатского к церкви был постепенный, и относительно некоторых его сочинений (писем) очень трудно было решить, написаны ли они Лукианом – схизматиком или Лукианом – пресвитером антиохийским. Может быть, из одного из таких, написанных в переходном состоянии, сочинений Лукиана ариане и заимствовали учение о нравственной изменяемости Сына Божия с ссылкой на Исаию I, 2. Изложенная гипотеза – как ни рискованна может показаться она на первый взгляд – представляется мне весьма правдоподобной, потому что она, кажется, дает возможность наилучшим образом объяснить колебание Ария и его последователей в вопросе о том, нужно ли признавать Сына Божия изменяемым или неизменяемым. В догматической системе вполне оригинальной, такое колебание было совершенно непонятно. Не вполне понятно это и в том случае, если предположить, что Арий и его союзники лукианисты пользовались лишь теми сочинениями Лукиана, в которых его учение излагалось им уже в окончательной форме. Но это колебание вполне понятно, как отражение двух различных стадий развития догматической системы Лукиана: учение о Сыне Божием, как изменяемом, принадлежит Лукиану, как ученику Павла самосатского; Лукиан же православный пресвитер антиохийский считал его неизменяемым и непреложным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как здесь моль и червь вредят одежде, так богатству, собранному на небе милостыней, вредит тщеславие. Потому и умоляю: не только будем творить милостыню, но и с осторожностью будем творить ее, чтобы за малое получить великие блага, за тленное – нетленное, за временное – вечное, и чтобы кроме всего этого возмогли мы получить и отпущение грехов, и вечные неизреченные блага, которые да сподобимся наследовать все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу слава, со Святым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 375 Читаемое здесь во всех греческих списках κεθεν – «оттуду» опущено у Златоуста, конечно, потому, что это речение, указывавшее на место Богоявления, без особого объяснения было бы не понятно в тексте, которым начинал святитель свою беседу. 377 Ο μ κρψω Αβραμ το παιδς μου, γ ποι, согласно с Лукиан. и др. сп. и вопреки Алекс. сп. и евр. т.: μ κρψω γ π Αβραμ το παιδς μου, γ ποι; с чем согласуется слав. пер.: «еда утаю Аз от Авраама, раба Моего, яже Аз творю». 378 Τος δος Κυρου το Θεο согласно с нек. греч. списками, наприм. Циттавийским (по «de Lagarde». Genesis graece), и вопреки Лукиан. сп., где, как и в евр. т., το Θεο отсутствует, с чем согласуется слав. перевод: «пути Господни»; см. однако далее, через несколько строк, где читается у Златоуста: «пути Господни», без пополнения: το Θεο. 380 Ο ποισεις τ ρμα τοτο согласно с Лукиан. и др. сп. и вопреки Алекс. сп. и евр. тексту, где вместо этого читается: ο ποισεις ς τ ρμα τοτο; с последним согласуется славян. перевод: «ты сотвориши по глаголу сему». 381 Εν ερεθσι πεντκοντα δκαιοι ν τ πλει согласно с сп. Дорофея и вопреки Лукиан., где читается: ν σιν ν Σοδομοις πεντκ. δκαιοι, с чем согласуется слав. перевод: «аще будут в Содомех пятдесят праведницы». 383 Разумеется бесплодие земли, и мертвенность природы, видимые доселе на берегах Мертвого моря, где Содом и Гомора находились и потреблены огнем. 384 Слова: το σσαι ατν – «еже спасти его», читаемые в Алекс. сп. и евр. т., у Златоуста отсутствуют. 386 Событие из истории пророка Илии передает здесь святитель не буквально по тексту кн. Царств, но сокращенно, отчасти своими словами, отчасти словами Писания, которые поэтому различны между собой двояким их начертанием. 387 Злат.: Εγεπθες πορεθητι ες Σαρεπτ τς Σιδωνας. Εκε γρ ντελομαι γιναικ χπ το διατρφειν σε. Κα ναστς πορεθη вместо обычного чтения: Ανστηθι κα πορεου... δο ντταλμαι κε γυναικ... Κα νστη... κα πορεθη – «востани и иди... се бо заповедах тамо жене. И воста и иде» (Слав. Б.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Лебедевым взгляд на происхождение арианства из антиохийской школы принадлежит более старым западным богословам и высказывается, например, очень решительно у Newman’a. Из системы Оригена производят арианство не только Баур, Гагеман и Гефеле, но и, например, Неандер. Знаменитый Адольф Гарнак 825 высказал в своей Dogmengeschichte (вышедшей 1-м изданием в 1887 году) такой оригинальный взгляд на происхождение арианства: Родиной арианства и по нему была антиохийская школа, и глава её, пресвитер Лукиан, был «Арием до Ария». Лукиан был действительно, как говорит св. Александр александрийский , «преемником» (διοδεξμενος) по управлению школой и учеником Павла самосатского, – монархианина-динамиста, отвергавшего церковное учение о Сыне, как ипостасном Слове Отца, и состоял вне общения с тремя антиохийскими епископами, занимавшими кафедру столицы Востока после Павла (Домном, Тимеем и Кириллом). Воссоединившись с церковью, Лукиан не отказался от тех научных методов, которые усвоил в школе Павла самосатского (философии Аристотеля и критических работ над библейским текстом) и от некоторых и богословских воззрений Павла. Он соединил адопционизм Павла с церковным учением о Λγος κτσμα, разработал это учение посредством аристотелевской философии и обосновал его критико-экзегетически из библии, и получилась будто бы та самая система, которую подробно развил потом Арий (с ξ οκ ντων, и учением о προκοπ, о нравственном усовершенствовании Сына Божия 826 . Напротив, Гуоткин 827 считал неясным, был ли Лукиан действительно еретиком, хотя ученики его и могли быть таковыми: язык Оригена и Дионисия, по его мнению, столько же примыкал к арианскому, как и язык Лукиана, однако их нельзя считать еретиками. В арианстве Гуоткин видит «прямой результат раннейших» богословских «движений и неизбежную реакцию языческих —137— форм мышления против окончательной установки христианского понятия о Боге», и признает не случайным, что арианство появилось в Александрии: значит, обстоятельства благоприятствовали там его процветанию больше, чем где-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его путь, как свидетельствует “Житие”, лежал через Каппадокию, где он встретил подвергшихся аресту солдат-христиан, готовых уже отречься, и уговорил их твердо держаться веры в Господа — многие из них (указывается число 40) вняли увещаниям святого Лукиана и стали мучениками. Когда пресвитера привели в Никомидию, то, по словам автора “Жития” его, “он нашел там многих известных ему христиан и учеников своих, которые, боясь гонения, были в великом страхе. Некоторые из них скрывались, а другие хотели отречься от христианства, боясь лютых мучений и смерти. Святой Лукиан силою своего слова возбудил их мужество и сделал твердыми в вере, дабы не бояться им убивающих тело, а не душу”. Затем его привели во дворец, где он подвергся допросу самого Максимиана 13 , но святой не поддался ни на какие уговоры, исповедав себя христианином. Как сообщает Евсевий, он в присутствии императора произнес и защитительную речь 14 . Факт осуждения святого Лукиана на смерть остается несомненным, как не вызывает сомнений и то, что он претерпел различные мучения. Святитель Иоанн Златоуст в своей “Похвальной беседе о святом мученике Лукиане” 15 говорит, что одной из изощреннейших пыток была пытка его голодом 16 . Согласно Златоустому отцу, Лукиан стойко держался до самого конца: “Хотя он обладал и внешним образованием, но верно знал, что в таких состязаниях нужно не риторство, а вера, не сила слова, а боголюбивая душа; достаточно, говорит, одного слова, чтобы обратить в бегство все полчище диавольское”. В темнице святого Лукиана посетили верные ученики, среди них и секретарь святого — Антоний. Вместе с ним они дождались праздника Богоявления и святой совершил Евхаристию, а так как в темнице не было стола, то она была совершена на груди Лукиана. По словам Филосторгия, “мученик Лукиан, при смерти своей, когда насилие мучителей не дозволяло иметь ни храма, ни жертвенника и когда от уз и ран ему невозможно было двинуться, совершил страшную жертву лежа, на собственной груди, и потом как сам причастился, так и других допустил приобщиться нескверной жертвы.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

Затем пришедшие сели, и слуги по приказанию Бубакара приготовили ужин. Окончив трапезу, все встали и возблагодарили Бога. Подвижник спросил Бубакара, какую просьбу тот имеет к нему. Бубакар ответил, что хотел бы принять от него Св. Крещение. Тогда Давид послал его с учеником своим Лукианом к преподобному Додо, чтобы тот отправил одного иерея с Бубакаром для просвещения его и его родных Св. Крещением. Св. Додо, радуясь этому духом, благословил Бубакара с сыновьями и слугами и отпустил с ними в дом их одного из священников, который и крестил Бубакара с его родными. После этого Бубакар пришел с работниками к блаженному Давиду и высек в скале церковь для братии. Впоследствии преподобный и богоносный отец наш Илларион 97 расширил, украсил ее и устроил в ней с южной стороны раку для мощей св. Давида. Возле этой раки, на возвышенности, был погребен и преподобный Лукиан. Эти святые угодники Божии и чудотворцы исцеляют многих страждущих, с верою прибегающих к ним. Блаженный Давид, пламенно желая видеть великий и святой град Иерусалим, призвал своего ученика Лукиана и сказал: «Брат Лукиан! Я намереваюсь отправиться в Иерусалим, чтобы поклониться Животворящему Гробу Господню и прочим святым местам. Ты же оставайся здесь среди братии, чтобы укреплять их в подвигах благочестия и оберегать от злого и лукавого нашего врага. Ибо он каждый день смотрит на наши пяты и многоразличными соблазнами и обольщеньями хочет лишить нас царствия Божия и победных венцов». Лукиан, огорченный этими словами, сказал св. Давиду: «Никогда не оставлю тебя, честный отче, до смерти моей, и куда ты пойдешь, туда и я за тобой». Давид отвечал ему: «Зачем ты, брат, говоришь это? Если так сделаем и пойдем вместе, то труды наши останутся тщетными, ибо братья наши, приобретенные нами здесь для прославления имени Бога нашего, опять разойдутся по своим странам и селениям. Они, как овцы, не имеющие пастыря, заблудившись, похищены будут волками, а Бог за это взыщет с нас. Посему ты оставайся здесь, брат мой Лукиан, а я отправлюсь туда и как за себя, так и за тебя и за всех здесь остающихся буду молиться Богу Не удерживай меня от сего, так как душа моя сильно жаждет поклониться святым местам, где Царь Небесный, Богочеловек, Господь наш Иисус Христос жил с людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

284 Феона был епископом Александрии в 282–300 гг. Сохранилось его письмо начальнику постельничих императорского двора, написанное в первые годы правления Диоклетиана, которое является наставлением христианину. 285 В 311 г. император Галерий издал указ, прекращавший гонения на христиан. В нем говорится, что поскольку христиане упорно не желают возвращаться к древним законам римлян, им разрешено исповедовать свою религию и строить дома для богослужебных собраний. 286 Осия, сын Беерия, – пророк, книга которого сохранилась в Ветхом Завете. Он был родом из Вифлеема, вероятно, священником. Выступление его падает на последние годы правления иудейского царя Иеровоама II (835–794 гг. до н.э.). 287 Лукиан (220–312 гг.) был родом из Самосат, сын богатых родителей, получил хорошее образование. После смерти родителей он прибыл в Эдессу, где начал изучать Евангелие под руководством исповедника Макария. Переселившись в Антиохию, Лукиан был сделан пресвитером и основал христианское училище. В 311 г., во время гонений Максимина, Лукиан был схвачен и отвезен в Никомедию на суд императора. При этом он составил апологию (упоминаемая у Иеронима книга «О вере»). Лукиан был в оковах брошен в тюрьму и замучен. Но уже в 326 г. царица Елена воздвигла над его мощами великолепный храм. Главный труд Лукиана – пересмотр и исправление греческого перевода 70 толковников Ветхого Завета, а также всего текста Нового Завета. В его редакции Ветхий Завет был представлен в трех параллельных столбцах: тексты на еврейском, сирийском и переводы 70 толковников с исправлениями. Этот текст был весьма распространен в Сирии, Малой Азии, частично в Египте. 288 Этот город в Вифинии назывался Дрепан и находился на азиатском берегу Пропонтиды (совр. Эрсек). Император Константин дал ему новое название – в честь своей матери, императрицы Елены. 289 Филей, епископ Тмуита, был обезглавлен в 307 г. Известны два его послания: «Увещевание к мученикам», написанное к его пастве, и «Послание к Мелетию, епископу Ликопольскому».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

12 Согласно “Житию”, Лукиан пал жертвой предательства: “Один священник, живший в Антиохии, по имени Панкратий, — последователь ереси Савеллия, — сказал посланным от царя, где пребывает Лукиан. Панкратий уже давно завидовал доброй славе Лукиана и, как Иуда, предал на смерть невинного”. 13 В “Житии” передается такая интересная деталь: “Так как Максимиан слышал, что у Лукиана такое приятное лицо и он так увлекательно беседует, что всякий, смотрящий на него и слушающий его, непременно делается христианином, то царь боялся, чтобы и ему не сделаться христианином, если он будет сам лично беседовать с Лукианом. Посему когда Лукиана привели к царю, то он стал беседовать с ним в некотором отдалении, чрез завесу. Сначала он обещал Лукиану многие дары и почести; когда же святой засмеялся на его льстивые и лукавые слова, Максимиан начал угрожать ему новыми мучениями”. 14 См.: “Из мучеников Антиохии мы почитаем тамошнего пресвитера Лукиана, который в присутствии императора проповедовал о Небесном Христовом Царстве сначала словесно, в апологии, а затем и своими поступками”. — Евсевий Памфил. Церковная история. М., 1993. С. 306. Ниже (С. 323) этот историк повторяет: “Пресвитер Антиохийской церкви Лукиан, человек прекрасной строгой жизни, погруженный в священную науку, был приведен в Никомидию, где тогда находился царь. Он выступил перед магистратом с апологией учения, за которое был схвачен; его увели в тюрьму и убили”. 16 По словам Златоустого отца, “увидев ясно, что мученик посмевался всякому наказанию и мучению внешнему и что, и печь разжегши, и яму ископав, и колесо приготовив, и подняв на дерево, и свергнув в пропасть, и бросив на зубы зверей, не смог он преодолеть любомудрия святого, (диавол) придумал другой, жесточайший способ и постарался изыскать такое мучение, которое было бы и самым резким и вместе самым продолжительным. Так как из наказаний невыносимые доставляют весьма скорое избавление, а более продолжительные причиняют меньшую боль, то он постарался найти наказание, совмещающее то и другое, и продолжительность и чрезвычайную, невыносимую боль, чтобы и силою, и продолжительностию времени сокрушить твердость души мученика. Что же он делает? Он предает святого сего голоду. А ты, услышав о голоде, не оставляй этого слова без внимания; это самая жестокая из всех смертей; свидетелями тому — испытавшие голод; не дай Бог нам испытать его Он (голод), как бы палач какой, сидящий внутри утробы, терзает все члены, сильнее всякого огня и зверя пожирая со всех сторон тело, причиняя постоянную и невыразимую боль”.

http://pravmir.ru/svyatoy-lukian-antiohi...

A. Бриллиантов. I. Cnopы о Св. Троице (завершение „богословской“ стадии споров о Богочеловеке   . 1. Арианский спор. Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора. История вселенских соборов входит в историю богословской мысли, a история богословской мысли первых веков христианства представляет собою комментарий на слово «Богочеловек» и слагается из двух периодов: триадологического (θεολογα) и христологического (οικονομα). Первая ересь, с которой приходилось иметь дело на вселенских соборах, — арианство. Важный вопрос об элементах, вошедших в состав этой ереси, сводится в практической постановке к тому, откуда Арий позаимствовал свое учение — из александрийской школы или из антиохийской. Этот вопрос важен потому, что еще с V века существует мнение, считающее арианство прямым продуктом оригенизма, или александрийской школы. Но к этому мнению нужно отнестись отрицательно. В арианстве, по нашему мнению, отражается главным образом антиохийское влияние. Сам Арий считал себя последователем антиохийской школы, в которой в III в. были две замечательные личности, два высоких представителя этой школы — Дорофей и Лукиан. Когда Арий обратился за нравственной поддержкой к восточным  епископам, то назвал Евсевия никомидийского «со-лукианистом»  . Таким образом, он считал себя последователем Лукиана. Насчитывают 11 замечательных деятелей арианства (Евсевий никомидийский, Марий халкидонской и др.), которые были в соприкосновении с Лукианом (лукианисты). Но о Лукиане известно очень немногое. Александр александрийский, из послания которого заимствуются сведения о Лукиане, сообщает подробность, бросающую на него тень. Он причисляет Лукиана к последователям Павла Самосатского. Но еще неизвестно с точностью, в каком смысле он называет Лукиана павлианистом. Может быть, Лукиан был павлианистом потому, что ценил высокую ученость Павла и его административные способности. Между прочим Александр александрийский сообщает, что Лукиан из привязанности к Павлу Самосатскому не был в сношении с антиохийскою церковью. Но во всяком случае антагонизм между Лукианом и антиохийской церковью не был силен. Антиохийская церковь исповедала его как мученика. Лукиан скончался мученически в гонение Максимина в 312 г. 7 января  ). Св. Иоанн Златоуст произнес в честь Лукиана похвальное слово, начало которого такое: «вчера крестился Владыка, а сегодня раб крещается кровию». Таким образом, быть лукианистом на языке александрийских отцов в. значило быть лицом сомнительного характера, а на языке восточной церкви — быть лицом хорошего образования. В догматических же Лукиана разобраться трудно  . Во всяком случае, в символе, ему приписываемом, нет ничего благоприятствующего для арианских идей. Он еще известен своею рецензиею (исправленным изданием) священных книг, принятою антиохийскою церковью, но не принятою церковью александрийской, потому что там держались исихиевской рецензии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Лукиан, ободренный и укрепленный наставлениями своего учителя Давида, отвечал: " Честный отче! Как сказал ты, так и сделаем. Бог же, на Которого мы надеемся, да печется о нашей жизни " . Они остались в пустыне и, возложив всю свою надежду на Бога, прилагали труды к трудам, презирая похоть плотскую и гордость житейскую. Подвижники употребляли в пищу корни некоторых растений и траву и воссылали Богу молитвы и благодарения за Его о них попечение. Но по истечении нескольких дней растения засохли вместе с корнями от сильного жара, так как летом в том месте бывает несносный зной, а зимой - мороз. И Лукиан, лишившись зелени, начал скорбеть, говоря преподобному " Отче святый Давиде! Чем же мы теперь будем подкреплять немощные силы наши? Все растения, которыми мы до сих пор поддерживали свою жизнь, засохли " . Преподобный Давид сказал Лукиану: " Отец Лукиан! Что ты так сильно скорбишь и зачем надеешься на растения? Разве не знаешь, что все они подвержены переменам и преходящи, и что, прозябшие и возросшие, со временем они погибают? А душа бессмертна и приобретается терпением, по Писанию: Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19). Отчего ты так скоро стал малодушным? Разве ты не знаешь, что, если мы умрем ради заповедей Господних, или от голода или от жажды, то живы будем во Христе? Почему же ты скорбишь и так много заботишься о временных и маловажных вещах, особенно о полевых растениях, которыми Бог питает бессловесных животных? Неужели же нас Он оставит без пищи? " В это время при словах Давида - о, Промысл Твой, Христе Боже! - вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Лукиан, удивленный этим необыкновенным зрелищем, встал и исполнил повеление святого, и поставил перед Давидом наполненный молоком сосуд. Преподобный же, изобразив на нем знамение креста Господия, обратил молоко в свежий сыр. Вкусив немного с благодарностью, святые мужи встали и произнесли следующий псалом: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века (Пс. 21 27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010