Лукиан, владевший даром слова и необыкновенною силою убедительности, ободрил их, вдохнув в них христианское мужество, и они стали готовы претерпеть за Христа не только мучения, но и самую смерть. Галерий пожелал видеть Лукиана – опору и защиту христиан; но, услышав, что перед силою его слова ничто не устоит, и боясь, как бы не сделаться самому христианином, вступил в разговор с ним издали и чрез завесу. Сперва император обещал ему дары и почести, Лукиан только посмеялся такой ничтожной награде. Потом стал ему грозить лютыми муками, раб Христов не убоялся таких угроз и остался тверд и непоколебим в вере. Разгневанный император приказал посадить неустрашимого исповедника в темницу и подвергнуть самым жестоким мучениям. Воля повелителя во всей точности была исполнена. И вот для Лукиана последовал ряд мук одна другой жесточе; его держали в тяжких узах, томили голодом и жаждою, били камнями; наконец, оторвав от составов члены тела, положили страдальца спиною на острых черепках; в таком положении он пробыл 40 дней. Все эти муки страстотерпец переносил мужественно. Настал праздник Богоявления. Мученик Христов пожелал, вместе с бывшими в темнице христианами, причаститься Св. таин. Он помолился Богу и Господь исполнил святое желание души его. По нерадению стражей, в темницу успели пробраться некоторые христиане, они принесли с собою хлеб и вино. Тогда Св. Лукиан сказал соучастникам в страданиях: обступите вокруг меня и будьте церковью, верую Богу, что лучшая и угодная Ему церковь будет – живая, нежели созданная из дерева или камня. Когда верные окружили Св. страдальца, он сказал: совершим литургию и причастимся божественных таин. На вопрос: где поставить хлеб и вино, так как нет стола, он отвечал: поставьте на моей груди, это будетъ живой престол живому Богу. Таким образом, на груди блаженного Лукиана совершена была божественная литургия; и все причастились Св. таин. На другой день Галерий послал в темницу узнать, жив ли Лукиан, – и лишь только посланные от императора вошли в двери темницы, Лукиан, произнесши три раза: я христианин, предал душу свою в руки Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часть II. Антиохия Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) 923 Глава I. Жизнь святого Лукиана Свидетельств о его жизни очень мало, и они далеко не всегда согласуются друг с другом. По словам А. Спасского, «в исторических воспоминаниях IV века личность Лукиана занимает совершенно особое место: большинство говорит о нем не иначе как с уважением к его нравственному характеру и высокой учености, но в то же время избегает передавать какие-либо конкретные факты из его жизни» 924 . Согласно некоторым источникам («Жизнь Константина», Свида и Симеон Метафраст ), он родился в Самосате, однако «Константинопольский Синаксарий» и «Менологий» Василия (PG. Т. 117. Col. 109) предполагают антиохийское происхождение Лукиана; последним двум свидетельствам следует доверять больше. Дату его рождения определить трудно, но, скорее всего, она приходится приблизительно на середину III века (Г. Барди предполагает 240 год) 925 . Вероятно, родился Лукиан в христианской среде, но о том, кто были его родители и к какому социальному слою они принадлежали, не сохранилось от древности точных известий. В Житии его, восходящем к Симеону Метафрасту 926 , но отражающем в ряде частей своих древние пласты житийной традиции, говорится, что «святой Лукиан происходил от благочестивых родителей из города Самосаты». Можно предполагать, что семья будущего мученика не была бедной и могла дать ему неплохое образование. Существует предание, что Лукиан обучался в Эдессе у некоего Макария 927 , но насколько можно верить этому преданию, сказать трудно, так как об Эдесской школе и учителях в III веке у нас нет никаких твердых указаний источников 928 . Все, что нам известно о Лукиане, говорит в пользу совершенно эллинского типа культуры, являющейся «средой обитания» его личности. Впрочем, пребывание его в двуязычной Эдессе, где греческий язык имел достаточно твердые позиции, нельзя полностью исключать из гипотетических возможностей. Приблизительно около 270 года святой Лукиан был рукоположен во пресвитера, и, видимо, с этого времени начинается наиболее плодотворный период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Печальное впечатление, произведенное собором Диосполийским, изгладилось утешительным открытием мощей первомученика и архидиакона Стефана 64 . Недалеко от Иерусалима, в селении Кафаргамала, на родине именитого учителя Павлова, Гамалиила, некто благочестивый пресвитер Лукиан имел видение. Ночью представился ему в ризнице, где он обыкновенно спал, для хранения утвари, величественный старец, с длинною седою бородою, в белой одежде, с золотыми крестами на воскрилиях и золотым жезлом в руках, и, коснувшись его жезлом, сказал ему по-гречески: «Лукиан, Лукиан, иди в Иерусалим и скажи епископу Иоанну: долго ли еще будем мы заключены? Открой скорее гробницу, где небрежно лежат наши мощи, дабы Господь чрез них открыл миру двери своего милосердия. Не о себе я забочусь, но о святых, со мною лежащих» – «Кто ты?» – спросил старца изумленный Лукиан. – «Я Гамалиил, законоучитель апостола Павла, – отвечал он, – и подле меня, с восточной стороны, владыка мой Стефан, который был побит камнями от иудеев, за северными вратами города. Там пребыл он день и ночь, по приказанию нечестивых священников, чтобы тело его было съедено зверями, но ни зверь, ни птица его не коснулись. Ночью послал я верных, знакомых мне в Иерусалиме, и дав им все необходимые средства, убедил их втайне привезти, на моей колеснице, тело мученика в дом мой, и здесь, после сорока дней, похоронил его в моем гробе, с восточной стороны. Здесь, в другом гробе, и Никодим, приходивший к Спасителю ночью и которого крестили его ученики. Евреи, узнав о том, лишили его должности и изгнали из Иерусалима; я же принял его в загородный дом свой, где содержал до конца жизни, и похоронил с почестию близ Стефана. Там похоронил я и сына моего Авиву, умершего прежде меня, двадцати лет, но принявшего, однако, крещение вместе со мною. Он в третьем, более возвышенном гробе; тут и меня положили по смерти; но жена моя, Эона, и сын мой старший, Селемия, не хотевшие принять веру Христову, погребены в ином селении их матери». – «Где же искать тебя?» – спросил опять Лукиан и услышал в ответ: «В предместии, называемом Делагабри».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Роли тех и других в деле примирения падших были не одинаковы: примиряли с церковью собственно мученики и их грамоты мира (libelli pacis) получали силу лишь после их смерти. Грамоты обычно давались исповедниками, претерпевшими мучения, голод или заключение и в этом состоянии ожидающими своей смерти. И если их ожидания не исполнялись, мир с церковью, дарованный ими, не признавался совершенным. Исповедники же давали грамоты во имя мученика, уже умершего, получившего венец от Господа. Так поступал исповедник Лукиан, благочестивый и усердный, но мало опытный в Писании, многим без разбора дававший мир во имя мученика Павла и по его предсмертному завещанию. Вот это завещание: «Лукиан! Перед Христом говорю тебе, если кто после моего отшествия будет просить у тебя мира, дай во имя мое». Тот же Лукиан давал грамоты мира во имя умершего мученика Аврелия, который сам не умел писать 33 . Вот почему к этому Лукиану обращается с просьбой о примирении двух падших женщин другой исповедник Целерин, который очевидно сам не нес мучений, не имел от мучеников и полномочий, какие Лукиан от Павла, и потому не считал себя в праве примирить двух своих падших родственниц. Формула примирения такова: «да будут (имена падших) в мире по заповеди Павла и прочих мучеников» (имена мучеников). Иногда же формула имела вид еще более общий, в грамоте мира значилось: «да имеет он общение с своими» 34 . Получившие такую грамоту падшие считали себя примиренными. Они «говорили, что имеют уже мир на небесах» 35 . Но любопытно, что власть карфагенских мучеников, доставлявшая падшим «мир на небесах», даже по их собственному признанию, не была достаточна для примирения с церковью. Необходимо было утверждение их ходатайства епископом, хотя это утверждение, кажется, представлялось им делом формы. Лукиан, давая мир двум падшим женщинам, пишет: «изложивши дело пред епископом и принесши исповедание, да имеют они мир». Римский клир писал к Киприану, осуждая настойчивость мучеников и падших, требовавших немедленного примирения: «если мученики полагали, что должно давать таковым мир, то почему сами не дали его? Зачем почли нужным, как сами говорят, отсылать таковых к епископу?» 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

11. Соколов, В. С. О Плинии Младшем/В. С. Соколов//Письма Плиния Младшего. С. 274–282. 12. Тертуллиан . Апология/ Тертуллиан //Отцы и учители Церкви III века. Антология. Составитель иеромонах Иларион (Алфеев) . M., 1996. С. 319. 13. Лукиан. О смерти Перегрина/Лукиан//Золотой осел. Л.: Лениздат, 1992. С. 282–283. 14. Лукиан. Александр, или Лжепророк/Лукиан//Золотой осел. Л.: Лениздат,1992. С. 308. 15. Л-в, А. П. Лукиан и Христианство/А. П. Л-в//Православное обозрение. 1880. Т. 1 С. 143–157. 16. Ротько, A. М. Историография критики Лукианом дохристианской религии и христианства/A. М. Ротько//Вопросы истории древнего мира и средних веков. Мн., 1974. С. 80–97 17. Ротько A. М. Зарубежная историография о критике Лукианом христианской религии и раннего христианства/A. М. Ротько//Вопросы истории древнего мира и средних веков. Мн., 1977. С. 82–89. Раздел «Положение христиан при императорах Адриане, Антонине, Марке Аврелии и Коммоде» 18. Ignace de Anthioche, Policarpe de Smyme. Lettres, Martyre de Policarpe. Paris, 1969. (SC 10). 19. Иоасаф, иеромонах. Юридическое положение христиан в Римской империи в правление императора Коммода: По мученическим актам того времени/Иеромонах Иоасаф//Вера и разум. 1913. С. 659–678. 20. Лебедев, А. П. Новейшая литература о мученической кончине св. Поликарпа Смирнского / А. П. Лебедев //Эпоха гонений на христиан. M., 1994. 21. Лебедев, А. П. Марция: Эпизод из христианства времен царствования Коммода, II века/ А. П. Лебедев //Прибавления к Творениям святых отцов. 1887. Ч. 40. Кн. 3. С. 108–147. 22. Мученичество св. Поликарпа, епископа Смирнского//Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. С. 379–392. 23. Мученичество святого Иустина Философа //Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. 24. О-в, С. Гонение на христиан в царствование Коммода/С. О-в//Православное обозрение. 1890. С. 696–705. 25.О-в, C. К истории гонений на христиан в царствование императора Адриана и от воцарения Галла до воцарения Диоклетиана/С. О-в//Чтения в обществе любителей духовного просвещения. 1888. Ч. 1. С. 269–301. Ч. 2. С. 74–106.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лукиан премудрый, книжник и аскет, Шествовал Христовым путем с детских лет. Против еретического, идольского мрака Ратовал; сиянье Божественного зрака. Пресвятую Троицу во главу угла Ставя, возвестил нам Господа дела. И Отца, и Сына, и Святого Духа Славил он, но были нечестивцы глухи, – И тогда он кровью слово утвердил, Бог же через мучеников чудеса явил: Ересь и язычество дождались низложения, Растет Церковь Божия с каждым поколением. Помрачилась слава градов земных; Церковь же – Град Божий, Царство всех святых. Даниил предрек о ней глаголом вдохновенным, Основал Христос ее – на радость всей вселенной. Мученики Церковь до неба вознесли – Аду на погибель, во спасение земли. Лукиан в сем деле много потрудился, Как зодчий премудрый в лики Ангелов вселился. Много претерпел он, все страданья перенес – Бог его в небесные обители вознес. 2. Преп. Евфимий Новый . Родился в 824 году в Анкире, в семье праведников: его отца звали Епифаний, а мать Анна. Служил в армии, затем женился, причем в браке родилась у него дочь Анастасия. Строго и долго подвизался сначала в монастырях [на горе] Олимп, а затем на Св[ятой] Горе [Афон]. Некоторое время жил столпником близ Солуни. Здесь, в окрестностях этого города, основал он один мужской и один женский монастырь. Упокоился в конце IX века на острове Священный близ Святой Горы. Его святые и чудотворные мощи почивают в Солуни. Рассуждение Божии святые всячески стремились к тому (букв.: придавали огромное значение тому. – Пер.), чтобы причаститься Святых Таин перед смертью. Даже мученики и мученицы, жертвовавшие своей жизнью за Владыку Христа и страдальческой кровью омывавшие свои грехи, с великим рвением принимали Святые Тайны, где только это было возможно. Святой Лукиан томился в подземелье вместе с несколькими своими учениками и некоторыми другими христианами. Накануне Богоявления он захотел в сей великий христианский праздник причаститься Тела и Крови Христовых, ибо знал, что предлежит ему близкая смерть. Видя исходящее от сердца сие желание Своего страдальца, Всемогущий Бог устроил [так], что некие христиане тайком передали хлеб и вино в темницу. На рассвете Богоявления призвал Лукиан всех узников-христиан стать вокруг него. «Окружите меня и будьте Церковью», – сказал он. Однако не было в каземате ни стола, ни стула, ни камня, ни дерева, на котором можно было бы совершить святую Литургию. «Куда, святый отче, положим мы хлеб и вино?» – спросили Лукиана. И тогда лег он посреди них и повелел положить вино и хлеб ему на грудь: «На грудь мне положите их – пусть будет она престолом живому Богу!» Так вполне чинно и молитвенно была отслужена литургия на груди мученика, и все причастились Святых Таин. На следующий день царь послал воинов, чтобы вывели они Лукиана на истязание. Когда воины отворили темничную дверь, святой Лукиан трижды возгласил: «Я христианин! Я христианин! я христианин!» И с этими словами предал свой дух Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

1. Преподобномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский . Родился в благородной семье в сирийском городе Самосаты. В молодости приобрел весьма широкое образование, светское и духовное. Муж, знаменитый как по учености, так и по подвижнической строгости жизни. Раздав свое имение нищим, он содержал себя написанием поучительных сочинений, питаясь от этого как от некоего рукоделья. Оказал Церкви весьма большую услугу тем, что, опираясь на древнееврейский текст, исправил в Священном Писании многие места, которые еретики исказили в угоду своему превратному учению. За свою образованность и духовность был рукоположен во пресвитера в Антиохии. В Максимианово гонение, когда подверглись истязаниям святой Анфим Никомидийский и святой Петр Александрийский , святой Лукиан тоже находился в списке тех, кого царь хотел погубить. Лукиан удалился из города и укрылся [в тайных местах], однако на него донес снедаемый завистью некий еретический священник Панкратий. В ту пору гонения были ужасными – не щадили даже малых детей. Два мальчика, не захотевшие вкушать от идольских жертв, были брошены в купальню с кипящей водой, где в мучениях предали свои души Богу. Некая ученица пресвитера Лукиана по имени Пелагия [см. о ней под 8 октября. – Пер.], дабы соблюсти свою девственную чистоту от развратных насильников, бросилась с крыши своего дома на землю и разбилась. Лукиана привели в Никомидию пред царя. По дороге туда он своими наставлениями сумел обратить в Христову веру 40 воинов; все они скончались мученически. После допроса и бичевания святой Лукиан был ввержен в темницу, где был мучим голодом. «Презрел он голод, – пишет о преподобномученике Лукиане святитель Иоанн Златоуст , – презрим и мы роскошь и уничтожим власть чрева, дабы, когда наступит пора, требующая от нас такого мужества, мы, будучи загодя подготовленными с помощью малых подвигов, явились славными во время борения». В праздник Богоявления преподобномученик Лукиан причастился в темнице Святых Христовых Таин, а наутро предал свой дух Богу. Пострадал он 7 января 311 года [по другим источникам – в 312 году. – Пер.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Начнем с появления арианства, как это появление разъяснено Гарнаком. – На большом восточном соборе в Антиохии (около 268 г.), созванном против монархианина Павла Самосатского, было принято учение о божественном Логосе, но отвергнуто выражение ομοσιος. Ученейший муж, процветавший на Востоке в конце III и начале IV в., Лукиан, сделался наследником (воззрений) отлученного митрополита Павла Самосатского. Получив образование в Эдесской школе, где от времен Вардесана оставался свободный и самостоятельный дух, Лукиан затем сделался приверженцем Павла, разделял его воззрения, подтверждая их Библией , по части изучения которой он стоял во главе других. Он основал в Антиохии экзегетико–теологическую школу, которая в правление трех Антиохийских епископов (Домна, Тимея и Кирилла) находилась вне общения с Церковью, но незадолго до своей мученической смерти Лукиан воссоединился с Церковью. Эта школа была родиной арианского учения, а Лукиан, глава ее, есть Арий до Ария. Исходной точкой Лукиана была христология Павла Самосатского, но эта христология, сообразно духу времени, соединена была с учением о Логосе и образовала твердую систему. Что учение о Логосе постепенно оказало все более и более сильное влияние на адопцианскую доктрину (т. е. на доктрину Павла Самосатского, по которой Христос, не будучи Богом, сделался Сыном Божиим по восприятию) – это вероятно. Этим объясняется переход Лукиана при конце жизни на сторону Церкви. Как учитель в школе и как аскет, он пользовался почитанием своих учеников. Ученики Лукиана заняли впоследствии влиятельные церковные места и более или менее сильно заявили себя противодействием александрийскому богословию (т. е. учению о божественном Логосе). Между ними не было ни одного, кого можно было бы назвать в собственном смысле «религиозным» характером, но зато они твердо держались школьного учения, основанного на разуме и Св. Писании. Это характеризовало школу. Какой философии благоприятствовал Лукиан – в этом сомнения быть не может. Он работал, пользуясь средствами критической и диалектической философии Аристотеля, хотя понятие о Боге было у него платоновское, да и учение, им принятое, о Логосе, не имело ничего общего с Аристотелевым учением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

– Куда прикажете, ваше высокоблагородие? – спросил он, оборачиваясь и снимая шапку. Я спросил, не отдается ли тут где-нибудь внаймы квартира, хотя бы в одну комнату. – Точно так, ваше высокоблагородие, отдается. Две версты от пристани до Александровского поста я ехал по превосходному шоссе. В сравнении с сибирскими дорогами это чистенькое, гладкое шоссе, с канавами и фонарями, кажется просто роскошью. Рядом с ним проложена рельсовая дорога. Но природа по пути поражает своею бедностью. Вверху на горах и холмах, окружающих Александровскую долину, по которой протекает Дуйка, обгорелые пни, или торчат, как иглы дикобраза, стволы лиственниц, высушенных ветром и пожарами, а внизу по долине кочки и кислые злаки – остатки недавно бывшего здесь непроходимого болота. Свежий разрез земли в канавах обнажает во всем ее убожестве болотную перегорелую почву с полувершковым слоем плохого чернозема. Ни сосны, ни дуба, ни клена – одна только лиственница, тощая, жалкая, точно огрызенная, которая служит здесь не украшением лесов и парков, как у нас в России, а признаком дурней, болотистой почвы и сурового климата. Александровский пост, или, короче, Александровск, представляет из себя небольшой благообразный городок сибирского типа, тысячи на три жителей. В нем нет ни одной каменной постройки, а всё сделано из дерева, главным образом из лиственницы: и церковь, и дома, и тротуары. Здесь резиденция начальника острова, центр сахалинской цивилизации. Тюрьма находится близ главной улицы, но по внешнему виду она мало отличается от военной казармы, и потому Александровск совсем не носит того мрачного острожного характера, какой я ожидал встретить. Возница привез меня в Александровскую слободку, предместье поста, к крестьянину из ссыльных П. Мне показали квартиру. Небольшой дворик, мощенный по-сибирски бревнами, кругом навесы; в доме пять просторных, чистых комнат, кухня, но ни следа мебели. Хозяйка, молодая бабенка, принесла стол, потом минут через пять табурет. – Эта квартира у нас ходила с дровами 22 рубля, а без дров 15, – сказала она.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

Религиозные организации Сахалинской области С начала заселения и освоения Сахалина россиянами в середине XIX в. наиболее широко здесь было представлено православие (Русская Православная Церковь). После закрытия православных церквей на рубеже 1920–1930-х гг. на острове не было православных приходов, хотя в 1950–1980-е гг. число верующих достигло 10 000 . Первый православный приход Блаженной Ксении Петербургской был зарегистрирован в 1989 г., размещался он в частном доме на окраине Южно-Сахалинска . В 1989–1993 гг. образовалось приходы в городах Оха, Корсаков, Холмск, Долинск, Макаров, Невельск, Александровск-Сахалинский, Поронайск, п. Тымовское. 23 февраля 1993 г. была образована ныне существующая Южно-Сахалинская и Курильская епархия. Первым ее епископом в 1993–1997 гг. был Аркадий (А. П. Афонин). С апреля 2021 г. епархией руководит архиепископ Никанор (Н. Н. Анфилатов). В Южно-Сахалинске вблизи городского парка был построен кафедральный собор Воскресения Христова, освященный в 1995 г. В 2012 г. было начато строительство, а в 2016 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом был освящен новый кафедральный собор Рождества Христова в Южно-Сахалинске, расположенный на площади Победы. В настоящее время в епархии 8 благочиний. Центральное насчитывает 25 приходов, Корсаковское – 8, Долинское – 7, Холмское – 11, Северное – 3, Углегорское – 3, Александровск-Сахалинское – 13. Курильское благочиние включает 6 приходов, расположенных на островах Парамушир, Итуруп и Кунашир. Традиционно широко представлен в Сахалинской области протестантизм. Общины евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и христиан веры евангельской-пятидесятников (ХВЕП) областного центра добились регистрации в 1980 г. и 1985 гг. В 1989 г. пастор церкви ЕХБ «Возрождение» в Южно-Сахалинске А. П. Ляшок завершил строительство молитвенного дома – первого культового здания на острове (ул. Тихая, 26). Сегодня местная религиозная организация (МРО) церковь «Возрождение» продолжает деятельность в духовно-культурном центре «Дом Евангелия», построенном А. П. Ляшком в 2008 г. (ул. Физкультурная, 103). В области в XXI в. действуют и другие церкви ЕХБ: в г. Корсакове, Холмске (религиозная группа); в пгт. Тымовское, пгт. Ноглики.

http://bogoslov.ru/article/6194001

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010