Глава III Мал.3:1 : Вот Я посылаю [или: пошлю] вестника Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим. И вслед затем ко храму Своему придет Владыка, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы хотите. LXX: «Вот Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь пред лицем Моим, и внезапно придет ко храму Своему Господь, Которого вы ищете и Ангел правды [или: оправдания], Которого вы хотите». В Евангелии Господь истолковал это место в применении к Иоанну Крестителю так: «Он есть тот, о котором написано: Вот Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим и уготовает путь Твой пред Тобою» ( Мф.11:10 ); но Он употребил не те слова, которые перевели LXX толковников. Евангелист же Марк, соединив в одну речь свидетельства Исаии и Малахии начал [свое Евангелие] так: «Начало Евангелия Иисуса Христа, как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» ( Мк.1:1–2 ). Это же мы читаем у Малахии, хотя и в других выражениях. А следующие затем слова: «Голос вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, сделайте прямыми пути Его» ( Мк.1:3 ), сказаны у пророка Исаии ( Ис.40:3 ); и непосредственно затем Евангелист изъясняет то и другое свидетельство, о которых идет речь, так: «Был Иоанн, крестивший в пустыне и проповедавший крещение покаяния во отпущение грехов» ( Мк.1:4 ). Впрочем и Евангелисты, толкуя изречения пророков в отношении к Иоанну, хотя по смыслу и согласны между собою, но в выражениях отличаются. В самом деле, вместо переведенного у LXX: правыми сделайте пути Бога нашего, Марк и Лука употребили слова: правыми сделайте пути Его, а Иоанн говорит: Исправьте путь Господу. Из этого очевидно, что Апостолы и Евангелисты не следовали руководству (auctoritatem) LXX толковников, а как владеющие Еврейским языком не нуждались в нем; но и из Еврейского текста они не переводили буквально того, что читали; они не заботились о слогах и составных частях слов, когда передавали истинное значение мыслей. Что это было так, об этом мы говорили во многих местах, а особенно это подтверждено вместе собранными многими доказательствами в той нашей книге, которая озаглавливается: De optimo genere interpretandi (О наилучшем способе [или роде] толкования).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава одиннадцатая Ин.11:1 . Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Один только Иоанн рассказывает эту историю. Рассказывает же для того, чтобы научить нас не соблазняться, если какая-нибудь болезнь постигнет людей усердных и боголюбезных. Ибо Лазарь был друг Христов, однако же, и он был болен. Ин.11:2 . Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Нужно знать и то, что сия Мария, помазавшая Господа миром, не была ни блудница, упоминаемая у евангелиста Луки ( Лк.7,37–50 ), ни женщина, упоминаемая у евангелиста Матфея ( Мф.26, 7 ), но иная, не блудница, но честная, боголюбезная и усердная. Ибо она заботилась о принятии Христа и служила Ему, как сам Иоанн потом ( Ин.12, 2 ) свидетельствует. Господь о ней же свидетельствует, что она избрала благую часть, как замечает евангелист Лука ( Лк.10, 42 ). Сестры сии были так чудны и достопочтенны, что и Лазарь сделался известным более из-за них. Ибо Лазарь, сказано, был из Вифании, из селения Марии и Марфы. Ин.11:3 . Сестры послали сказать Ему: Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Почему же они посылают звать Иисуса, а не идут к Нему сами, подобно сотнику и цареву мужу? Потому, что они крепко надеялись на Христа, потому что они были слабые женщины и не прилично было им выходить из дому, потому что и они одержимы были скорбью и заняты были заботою около брата. А что они сделали так не по небрежению, это оказывается из последующего, ибо они оказывают Христу великую честь и уважение и приносят твердую молитву. «Вот, кого Ты любишь». Говорят так для того, чтобы именем дружбы вернее преклонить Господа к состраданию. Такое выражение сих жен обнаруживает и некоторую веру их. Они так уверены в величии силы Господней, что для них удивительно, как болезнь коснулась человека, любимого Им. Ибо удивительным как-то представляется, что болен тот, кого Ты, Господи, любишь. Ин.11:4 . Иисус, услышав то , сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез нее Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Дух святой Некогда Бог обещал послать Своего Святого Духа к людям, говоря через пророка Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2:28 ). Потом через пророка Исаию Он говорил израильтянам: «излию Дух Мой на племя твое» ( Ис. 44:3 ). Теперь уже исполнилось это обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнообразными способами. В первый раз Дух Святой показался в виде голубя, когда Иисус крестился в иорданских водах, как свидетельствует о том святой евангелист Матфей: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь» ( Мф. 3:16 ). Во второй раз Святой Дух показался в облаке, когда преобразился Христос, о чем повествует тот же евангелист Матфей: «облако светлое осенило их» ( Мф. 17:5 ). В третий раз Святой Дух показал Себя в ветре, когда наполнил дом, в котором пребывали апостолы. Об этом говорит святой апостол Лука в Деяниях так: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» ( Деян. 2:2 ). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на апостолов. Об этом в Деяниях Апостольских мы читаем следующее: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» ( Деян. 2:3–4 ) (1). Дух Святой явился в образе голубя по многим причинам: во-первых, потому, что Святая Церковь (то есть верующие христиане) называется голубицей, как говорит к ней Дух Святой в Песни Песней: «Встань, возлюбленная Моя, прекрасная Моя, голубица Моя, выйди!» ( Песн. 2:10, 14 ); во-вторых, потому, что голубь не хищная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» ( Мф. 10:16 ). Поэтому и Дух Святой обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смиренное, а не лукавое и коварное. Блаженный Августин говорит: «Дух Святой явился голубицей, чтобы хотящий быть освященным Духом был как голубица, не имеющая лести».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Евангелист Матфей четыре раза называется в списках двенадцати апостолов, причем в Евангелии самого Матфея он выразительно упоминается в одной паре с Фомой и после Фомы – знак авторской скромности, так как в других Евангелиях Матфей предшествует Фоме 1 . Таким же указанием на личность писателя Евангелия может служить только в Евангелии Матфея стоящее при нем прозвище τελνης – мытарь, или сборщик податей, которое для самого евангелиста было дорого, как воспоминание о милосердии к нему Господа, но для учеников апостольских было уже несвоевременно и едва ли почетно. Несколько ранее апостольского списка в Евангелии Матфея ( Мф. 9:9–13 ) повествуется, что в Капернауме 2 Господь, проходя, увидел человека, сидящего на мытнице за сбором податей, называемого Матфей, и говорит ему: следуй Мне, и он, встав последовал Ему. Вслед за тем повествуется об общении Господа за трапезою с мытарями и грешниками, что сильно соблазняло фарисеев. Марк и Лука за несколько стихов перед списками Двенадцати также упоминают о призвании Господом мытаря, но называют его Левием ( Мк. 2:13–17 ; Лк. 5:27–32 ), который и был, по известию их, устроителем трапезы для Христа. Сходство положений не оставляет сомнения в том, что Матфей, по всеобщему обычаю иудеев тогдашних и позднейших, носил два имени; и если сам он не назвал себя как устроителя трапезы Господу, но упомянул об этом безлично, то сделал это по той же авторской скромности, по которой он поставил себя после Фомы и назвал мытарем. Кроме этих данных Нового Завета о личности Матфея, мы владеем еще двумя для нас важными свидетельствами предания. По одному, приводимому Евсевием (IV в.), «Пантен, придя в Индию, нашел там Евангелие Матфея у некоторых христиан, которым проповедовал один из апостолов, Варфоломей, и которым он оставил на еврейских письменах писание Матфея, которое и сохранилось до означенного времени» 3 . Другое, еще более для нас важное свидетельство принадлежит святому Папию, епископу Иерапольскому, мужу апостольскому, могшему иметь личное знакомство и обращение как с долее других жившими апостолами (напр., Иоанном Богословом 4 ), так и тем более с людьми, лично знавшими Господа (некими старцами – Аристионом и Иоанном, учениками Господа) и Его учеников (Андрея, Петра, Филиппа, Фомы, Иакова, Иоанна, Матфея и других).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Закрыть itemscope itemtype="" > Когда Августовская икона появится в Августове? Заметки о детском паломничестве с Августовской иконой в Сербию. 3 часть 14.09.2012 516 Время на чтение 4 минуты 1 часть 2 часть По большому счету Августовскую икону точнее было бы называть Мариампольской, поскольку явление Богоматери было вблизи именно Мариамполя. Но тем не менее за иконой утвердилось название Августовской, или точнее «Августовская Победа». Это название удачно сочетает как место явления - Августовские леса, так и время явления - 31 августа (в ночь на 1 сентября), а также упоминание победы русских воинов в так называемом Августовском сражении (или Августовской операции). В любом случае, так или иначе название польского города Августова оказалось запечатленным в названии иконы, и мимо него теперь православному паломнику не проехать. 12 августа было воскресенье, и мы с диаконом Максимом не желали остаться в этот день без Литургии. С помощью Деяна Накича удалось связаться с польским архиереем и благословиться у него. Тот нас связал с священником Лукой, который служит на приходе в Элке близ Августова. Отец Лука учился в Санкт-Петербургской духовной академии, прекрасно говорит по-русски, очень обрадовался паломникам из России. Он рассказал, что в Августове есть небольшой храм, настоятель там - отец Марек, но служба в нем была в субботу, а в воскресенье будет в городке Элк, куда он и пригласил нас. Он предложил нам в Августове послужить молебен Матери Божией. Рано утром мы выехали из Алитуса в сторону Августова. По дороге читали правило, а также Акафист Августовской Богоматери, который начали в Литве, а закончили в Польше. Ехали через те самые Августовские леса, которые оказались дремучими сосновыми борами. Высокие сосны подступали к самой обочине дороги, казалось, что едем по парку. Здесь в Польше к лесам бережное отношение, каждое дерево сосчитано, срубить даже одно дерево - вопрос на государственном уровне. Августовские леса напомнили мне Тихвинские - такие реликтовые сосны. Подумалось, как Матерь Божия любит северные сосновые леса!

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/15/...

Замечания на 25-ю статью: изменения в литургиях Иоанна Златоустого и Василия Великого Денисов указывает на одиннадцать изменений в чине литургии по изложению новопечатных книг против книг старописьменных и старопечатных, за которые обвиняет православную церковь в нарушении веры, а именно следующие: 1) в количестве просфор на проскомидии; 2) в изъятии частиц из третьей и прочих просфор; 3) в пении антифонов; 4) в пении трисвятой песни; 5) в приложении к певаемому пред Евангелием и после Евангелия стиху «слава Тебе Господи»; 6) в отложении поклонов на великом выходе; 7) в херувимской песни; 8) в заключительных словах 50-го псалма; 9) в прибавлении к стиху: Достойно и праведно; 10) в звоне к словесам Господним и 11) в откровении глав монахам при произнесении сих же слов Господних. Рассмотрим все эти обвинения. 1) Денисов обвиняет православную церковь за употребление на проскомидии пяти просфор вместо семи. Но на каком основании он полагает употребление именно семи просфор на литургии за догмат веры, обвиняя св. церковь за отменение двух просфор, как за изменение догмата веры или за повреждение сущности таинства Евхаристии? – этого он не указывает, а только обвиняет голословно. Во святом же Евангелии у всех трёх Евангелистов, повествующих об учреждении таинства Евхаристии, говорится о едином хлебе. Так, Евангелист Матфей пишет: прием Иисус хлеб и благословив, преломи, даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть тело мое ( Мф. 26:26 ). Евангелист Марк: прием Иисус хлеб и благословив, преломи и даде им, и рече: приимите и ядите: се есть тело мое ( Мк. 14:22 ). Евангелист Лука: и прием хлеб, хвалу воздав, преломи и даде им, глаголя: сие есть тело мое, еже за вы даемое: сие творите в мое воспоминание ( Лк. 22:19 ). Итак, из повествования евангельского явствует не только то, что сам Господь совершил таинство Евхаристии на едином хлебе, а не на хлебах, но и то, что он повелел так же совершать оное и Апостолам: сие творите в мое воспоминание. В апостольских посланиях также не обретается повеления совершать сие таинство на семи хлебах, а говорится, напротив, о едином же хлебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Именины в августе Августовские православные праздники Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. 1 августа, 2010 Август в церковном календаре начинается с празднования памяти преподобного чудотворца Серафима Саровского, одного из самых почитаемых русских святых. Именины в августе. Всё о том, как назвать ребенка, мальчика и девочку, рожденного в августе по православному календарю. Список августовских имен по святцам. Именины в августе 1 августа — Варлаам, Григорий, Дмитрий, Митрофан, Роман, Серафим, Степан, Тихон. 2 августа — Афанасий, Илья. 3 августа — Анна, Георгий, Евгений, Иван, Петр, Семен, Федор. 4 августа — Алексей, Корней, Корнилий, Мария, Михаил, Фока. 5 августа — Анна, Андрей, Аполлон, Виталий, Трофим, Федор 6 августа — Анатолий, Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Иларион, Кристина, Николай, Поликарп, Роман, Христина. 7 августа — Александр, Анна, Ираида, Макар, Олимпиада. 8 августа — Моисей, Прасковья, Федор. 9 августа — Анфиса, Герман, Климент, Наум, Николай, Пантелеймон, Савва. 10 августа — Анастасия, Антонина, Василий, Елена, Ефим, Иван, Ирина, Мавра, Моисей, Никанор, Николай, Павел, Прохор, Юлиан. 11 августа — Алексей, Кузьма, Константин, Михаил, Николай, Роман, Серафим, Серафима, Феодосий. 12 августа — Агния, Анатолий, Ангелина, Аполлон, Валентин, Герман, Иван, Лука, Максим, Павел. 13 августа — Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Елизавета, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий. 14 августа — Александр, Антон, Гурий, Леонтий. 15 августа — Василий, Никодим, Степан. 16 августа — Антон, Кузьма. 17 августа — Антон, Денис, Евдокия, Иван, Константин, Максимилиан. 18 августа — Дарья, Евдокия, Ефим, Иван, Кристина, Максимилиан, Мария, Нонна, Симон, Христина. 20 августа — Александр, Алексей, Антон, Афанасий, Василий, Дмитрий, Иван, Митрофан, Наркисс, Михаил, Никанор, Петр, Феодосий. 21 августа — Герман, Григорий, Емельян, Иосиф, Леонид, Мирон, Моисей, Никодим. Николай, Савва, Федор.

http://pravmir.ru/imeniny-v-avguste/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Игум. сщмч. Назарий (Лежава) с семьей. Фотография. 1924 г. (Лежава), Герман Джаджанидзе, Иерофей Николадзе, Симеон Мчедлидзе, Виссарион Кухианидзе, священномученики Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), расстрелянные 2 сент. 1924 г. в окрестностях Кутаиса (пам. груз. 14 авг.). Прославлены в лике святых 18-19 сент. 1995 г. на заседании Собора ГПЦ, состоявшемся в патриаршем соборе Светицховели (Цкаро (Источник). 1996. 29/30. С. 55). Священномученик Назарий (Лежава Нестор Андреевич) [груз. ], митр. Кутаисско-Гаенатский, род. 4 янв. 1870 г. в с. Джихаиши Кутаисского у. и губ. в семье свящ. Андрея Лежавы и Евфимии Григорьевны Чхенкели. Неск. поколений его предков были священнослужителями. Таинство Крещения совершили его дед, свящ. Николай Маркозович Лежава, и псаломщик Лука Бибилеишвили. Крестным отцом был житель Джихаиши дворянин Е. И. Гогоберидзе ( Гвенетадзе. 2015. С. 95). В 1886 г. окончил Кутаисское ДУ, в 1892 г.- Тифлисскую ДС (ДВГЭ. 1892. 12. С. 10). Вспоминая время, проведенное в уч-ще, еп. Назарий писал: «С младенчества я был воспитан в вере в Бога и желании служить ему. Мне было 8 лет, когда я по своим наклонностям вместо обычной школы попал в духовную школу, где в течение 12 лет учился богословию и осваивал идеи служения. Летние каникулы я проводил в прекрасном, как Эдем, месте, в Гелатском монастыре. В этом кругу под руководством моего незабвенного дяди иеромонаха Ясона я проникался духом и традициями «ангельской жизни», которая привлекала меня с детства» (Сакартвело. 1918. 225. С. 3). По окончании ДС Нестор повенчался с Александрой Ивлиановной (фам. неизв.). 13 февр. 1893 г. еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) рукоположил его во диакона. 21 февр. о. Нестор был рукоположен во иерея и определен на служение в Спасскую ц. с. Хони. 14 дек. 1894 г. награжден набедренником. 1 сент. 1897 г. назначен зав. хонской церковноприходской школой и учителем богословия. 13 июня 1897 г. награжден бронзовой медалью «За труды по первой Всеобщей переписи населения». Получил также памятную медаль имп. Александра III. 14 февр. 1899 г. на заседании Имеретинской епархии избран депутатом от духовенства благочиннического округа. В 1900 г. награжден скуфьей (НА Грузии. Ф. 489. Оп. 1. Д. 65141. Л. 71). В 1900 г. о. Нестор потерял жену, в скором времени скончались двое его детей. Потеря семьи тяжело отразилась на молодом священнике. По благословению своего духовника он решил отправиться на учебу в Россию ( Чичинадзе. 1916. С. 307).

http://pravenc.ru/text/2564632.html

О сердце человека На первом рисунке фронтальный разрез сердца. Условные обозначения: 1 - правое предсердие; 2 - левое предсердие; 3 - фиброзное кольцо двустворчатого атриовентрикулярного клапана; 4 - левый желудочек; 5 - правый желудочек; 6 - фиброзное кольцо трехстворчатого атриовентрикулярного клапана. На втором рисунке Крест круглый «нахлебный». Когда-то давно, еще задолго до пришествия Христа, на Востоке был обычай надрезывать хлеб крестообразно. То было символическое действо, которое означало, что крест, разделяющий целое на части, соединяет тех, кто употребил эти части, исцеляет разделенность. По свидетельству Горация и Марциала, первохристиане надрезывали круглый хлеб крестообразно. В прямой связи с Таинством Причащения, на потирах, фелонях и других вещах, изображался хлеб как символ Тела Христова преломляемого за наши грехи. Такие круглые хлебы, разделенные на четыре части крестом, изображены в надписи Синтофиона. Круг же означает, по объяснению Климента Александрийского, что «Сам Сын Божий есть круг, в коем все силы сходятся». На третьем рисунке наложение «нахлебного» Креста на рисунок фронтального разреза сердца. Наружная стенка сердца представляет собой окружность. Межпредсердная и межжелудочковые перегородки вместе с фиброзными кольцами клапанов представляют собой крест. С детства нам знакомы эти строки стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»: «И сердце вновь горит и любит – оттого,/Что не любить оно не может». Все большие поэты и писатели возвеличивали и воспевали сердце в своих произведениях, наделяя его различными эмоциями. Сердце радуется и плачет, горит и волнуется, бывает разбито или оживает. И непременно любит. А вот духовные стихи: Блажен, кто, путь свершая тесный, Кумирам тленным не служил, В чьем чистом сердце Царь Небесный Себе обитель сотворил .   В этом стихотворении преподобный Варсонофий Оптинский называет чистое сердце человека храмом Бога Живого. Но Священное Писание говорит нам о сердце гораздо больше: о нем речь идет чуть ли не на каждой странице Библии. Ведь сердце не только центральный орган чувств, но и орган мысли и восприятия духовных воздействий. И более того: сердце, по Священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания (святитель Лука (Войно-Ясенеций) .

http://pravoslavie.ru/42493.html

Ольга Кузьмина Ржев и митрополит Платон Скачать epub pdf «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) В журнале «Церковные ведомости» (1891 г.) отмечается, что Преосвященный архиепископ Херсонский и Одесский, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Платон, «принадлежал к числу наиболее известных проповедников», кто внес свой яркий и неповторимый след в строительство Российского государства 1 . Действительно, в истории нашего Отечества архиепископ Платон оставил о себе память как о многомерной личности. Это был выдающийся миссионер, страстный распространитель просвещения, крупный ученый и мудрый наставник. Известны около 15 его опубликованных трудов, которые и сегодня являются научной базой современных исследовательских работ. Сын провинциального священника из Ржевского уезда Тверской губернии прошел большой путь от скромного ученика Ржевского духовного училища до великого пастыря мира и народов, лучами блистательного интеллекта и образованности, личной культуры и веры выстроивший вокруг себя пространство высокой нравственности, церковности, такта. И как отмечали его современники, любви к простому народу и редкую мягкую ласковость в обращении к любому собеседнику. Будущий миротворец, общественный деятель и проповедник, Высокопреосвященный Платон родился в посаде Погорелое Городище тогда Ржевского уезда Тверской губернии в семье Иоанна Андреевича Шалюхина (1780–1848), происходившего из старинной династии тверского духовенства. О. Иоанн 2 , выпускник Тверской духовной семинарии, был женат на Прасковье/Параскеве Васильевне (1786–1848), дочери зубцовского священника из небольшого села Красный Холм 3 . Иоанн Андреевич представлял седьмое поколение рода священнослужителей Тверского уезда с. Бурашево, где уже с середины XVII века священником Покровской церкви этого сельского поселения был его пращур Семен Терентьевич (на 1677 г.) 4 . Можно предположить, что именно супружество Иоанна Андреевича стало причиной его переезда на Погорельский посад Ржевского уезда, где он достойно прослужил в Ильинской церкви более сорока лет с 1802 по 1848 годы 5 . С 1806 г. о Иоанн был назначен благочинным округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010