6) Шестой период ( Деян.19:21–28:31 ). Распространение церкви в Риме; арест Павла и последующие слушания в Иерусалиме и Кесарии; его путешествие в Рим, где он содержался под домашним арестом, но имел свободу проповедовать всем, кто к нему приходил. Резюме: «И жил он целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (28:30–31). (б) Биография. Лука также упрощает свое повествование в плане биографии. В Деян. упоминаются 95 различных человек 62 , но лишь нескольким из них уделяется особое внимание. В первых трех частях книги доминирует Петр, а во вторых трех частях – Павел. Из остальных персонажей по именам названы лишь: в первой половине книги – Стефан и Филипп, во второй вине – Варнава и Иаков, брат Иисуса 63 . Примечательно, что из этих шести лидеров ранней церкви только один (Петр) входил в число первоначальных Двенадцати. Из вышесказанного ясно, что Лука работал умно и профессионально. Как явствует из пролога к его Евангелию ( Лк.1:1–4 ), он старался написать историческое сочинение, к которому уважительно отнеслись бы культурные люди. Однако литературных способностей для этого мало: историку нужно еще иметь доступ к надежным источникам. Какие же устные и письменные источники имелись в распоряжении Луки? Анализируя Деян, мы приходим к выводу об использовании их автором следующих источников. 1)В трех разделах Деян.(16:10–17:20:5 – 21:18:27:1 – 28:16) автор перестает писать от третьего лица («он», «его», «они», «их») и начинает вести рассказ от первого лица («мы», «наши», «нам»). Эти, как их называют ученые, «мы-отрывки» создают впечатление, что он лично участвовал в описываемых событиях. Они содержат множество деталей и, возможно, взяты автором из своих дневниковых записей. Если так, то «мыотрывки» основаны на письменных источниках, составленных свидетелем. 2)В Антиохии Лука мог ознакомиться с копией постановлений апостольского собора ( Деян.21:25 ). 3)Не исключено, что иерусалимская церковь располагала письменными архивами, и Луке удалось с ними познакомиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Лк.19:28 .  Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим. Лк.19:29 .  И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, Лк.19:30 .  сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; Лк.19:31 .  и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Лк.19:32 .  Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. Лк.19:33 .  Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? Лк.19:34 .  Они отвечали: он надобен Господу. Лк.19:35 .  И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. Лк.19:36 .  И, когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге. Лк.19:37 .  А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, Лк.19:38 .  говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних! Здесь евангелист Лука говорит о входе Христа в Иерусалим согласно с евангелистом Марком ( Мк.11:1–10 ; ср. Мф.21:1–16 ). Но при этом он делает некоторые прибавления, а кое-где – и сокращения. «Пошел далее» (стих 28) – точнее: «шествовал впереди ( πορεετο μπροσθεν) Своих учеников» (ср. Мк.10:32 ). «К горе, называемой Елеонскою» (стих 29) – правильнее: «к горе Елеон» ( λαιν – масличная роща; Иосиф Флавий также употребляет название «Елеонская гора» («Иосиф Флавий». «Иудейские древности», VII, 9, 2). «Когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской» (стих 37). Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Поэтому понятен внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшего Христа как своего царя, вступающего в Свою столицу. «Учеников». Это ученики в самом широком смысле этого слова. «Какие видели они» – конечно, раньше, когда ходили за Христом. «Благословен Царь» (стих 38). Царем ученики обозначают Господа только у евангелистов Луки и Иоанна ( Ин.12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И этим девочкам таким специфическим способом тоже захотелось самовыразиться. Поэтому и реакция на них однозначная – отрицательная. А вот с этими кликушами не все так просто. Они все-таки действуют от имени Церкви, как бы во благо. И этот подвох не каждый разгадает. Что же касается информационной шумихи последних месяцев, то всем нужно помнить, что Церковь — это не только епископы и священники. Церковь — это все христиане. Поэтому когда ругают Церковь, ругают не просто бородатых людей в рясах, а каждого христианина. И, следовательно, ответственны за это тоже все вместе. Будет весьма удивительным, если те, кто называют себя православными, станут просто сидеть перед телевизором и сетовать: «Где же наша иерархия? Пускай бы хоть кто-нибудь высказался». Кто такой епископ? Это просто надзиратель, не более. Он может как-то тактически управлять ситуацией, но сами христиане должны быть активны. Ну а то, каким образом мы должны отвечать на все эти выпады, хорошо известно всем нам из Евангелия. И мне к этому нечего добавить. Беседовал Дмитрий Павлюкевич Читайте также: Архимандрит Лука (Анич): «Мученики получают от Бога такой мир, что страдание за Христа для них — это радость» Англичанин Роберт Джарман – о единстве Церкви, русском квасе и пожилых церковных леди Иеросхимонах Валентин (Гуревич): О пустоте, несчастии и иссякающей молитве Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 апреля, 2024 31 января, 2024 31 августа, 2023 16 августа, 2023 17 июня, 2023 16 апреля, 2023 12 апреля, 2023 8 апреля, 2023 19 марта, 2023 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/arxiepiskop-grodnenski...

Значение Авраама в свете Нового Завета В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

http://pravicon.com/info-1620

Штундист. Все это приятно, положим, слушать, правдиво и жизненно вы говорите. А согласно ли все это будет со Словом Божьим? Вот что. Миссионер. Совершенно согласно, оно само о себе говорит, что оно неисследимая глубина премудрости и разума Божья... Кто может исследовать ум Божий ( Рим.11:34 ; 1Кор.2:16 )? Никто, как только не те, через которых глаголет Дух Божий ( 1Пет.4:14 ; 1Кор.2:15 ). Говорит, что оно есть меч обоюдоострый, настолько опасный, что для непросвещенных – погибель ( 2Пет.3:16 ), а для просвещенных без благодатного объяснения – непостижимость ( Деян.8:31 ). Штундист. А разве Пастыри и просвещены все и научены все от Духа Святого? Миссионер. Да, с ними та же благодать Божья, благодать Святого Духа со времени поставления на служение, что была и с Апостолами ( Мф.28:19–20 ; Деян.20:28 ; Еф.4:11–14 ; 1Кор.4:1–3:9 ), и дана им, как Апостолам, на дело учения, управления, руководства и освящения паств их. А кроме того, они еще и изучают все то, что положено на Вселенских Соборах в деле объяснения Св. Писания. Значит, как видите пастыри обладают всем тем ведением, которое благоугодно было открыть Апостолам и их преемникам св. Боговдохновенным пастырям и учителям Церкви и в деле сем они авторитетнее всех мудрецов мира сего; конечно авторитетнее и всех простецов. Штундист. Значит, мне нечего и толковать Св. Писание? Миссионер. Об этом я и хотел говорить сию минуту. Совершенно нет в сем никакой надобности. Да с толкованием твоим скорее попадешь в погибель, чем наследуешь спасение. Кроме того, напрасна совершенно в деле таком трата времени, напрасная голове работа, а сердцу тревога, а иногда, при трудных для понимания местах, и немалая мука, ибо во всех посланиях Павла есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели превращают, как и прочие Писания ( 2Пет.3:16 ), говорит об этом не кто-нибудь, а первоверховный апостол Петр, авторитет весьма великий, или превеликий. А другой авторитет св. апостол Лука, спутник Петров, и тоже учитель вселенной, говорит то же и о людях ученых, хотя бы они блистали и всей славой, хотя бы были и при дворах царских.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Из сказанного можно видеть, что если бы евангелист хотел при помощи будто бы вымышленного им события подтвердить ветхозаветную цитату из пророка Захарии, то ему не было никакой надобности к осленку прибавлять еще ослицу. Если он передает о событии иначе, то этого требовал от него не пророческий текст, а историческая действительность. Здесь было то, что бывает обыкновенно. Как наша мысль или подтверждается, или исправляется действительностью, так и пророчество может подтверждаться и исправляться ею же. По мысли пророка, должно было бы быть вот что, а в действительности было вот что. Действительность нисколько не противоречила пророчеству, но последнее получило в ней совершенно оригинальное и совершенно непредвиденное подтверждение. Показание Иоанна, что ко Христу был приведен не νος (осел), а маленький ослик ( νριον – Ин.12:14 ), разъясняет все недоумения. Ясно, что это был еще детеныш, маленький ослик, который не отвык от матери. Она нужна была, очевидно, для того, чтобы и его заставить идти. Какого-либо особенно символического смысла здесь, по-видимому, нет. Но сам факт, что Спаситель ехал на молодом необъезженном ослике, весьма интересен и характерен. Как ни величественно было начавшееся в то время около Христа народное движение, Сам Он был так кроток, что ехал не на лошади (как завоеватели) и даже не на большом осле, а на ослике, сыне подъяремной (ср. речи о снаряжении царей Исх.15:1, 4 ; Втор.17:16 ; Пс.19:8 ; Ис.31:1–3 ). Мф.21:6 .  Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: (Ср. Мк.11:4–6 ; Лк.19:32–34 ; Ин.12:13 ). В то время, как все это происходило, в народе разнесся слух о том, что Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Сравнивая здесь выражения евангелистов, находим, что в них как бы отражается беспорядочность народного движения, которая обыкновенно бывает в подобных случаях. Одни едут навстречу Спасителю, другие – за Ним и впереди Него. Матфей сообщает только об исполнении учениками повеления Спасителя. Марк и Лука – о разговоре с разными лицами при отвязывании и взятии осленка и ослицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Апостолы открыли свободный вход в Церковь Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить и в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева. Для решения спора авторитетом главных Апостолов антиохийская Церковь направила ап. Павла и Варнаву в Иерусалим. Как известно, собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» ( Деян.15:19–20 ). Собор, таким образом, освободил вступающих в Церковь от необходимости придерживаться ветхозаветных обрядов. 1.4. Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян.15:36–18, 22). 52–54 гг. Вскоре после собора ап. Павел и Варнава предприняли и второе путешествие. По причине разногласия относительно участия Марка, Варнава и Павел разошлись: Варнава, взяв Марка, пошел на Кипр, а Павел вместе с Силой пошел через Киликию. В Листре ап. Павел взял с собой Тимофея, ставшего впоследствии его любимым учеником и сотрудником ( Деян.16:1–5 ). Через Фригию и Галатию они дошли в Троаду, где к ним присоединился ап. Лука ( Деян.16:9 ), почему с этого момента повествование ведется от первого лица множественного числа. Из Троады, призванные Духом Святым в видении некоего мужа Македонянина, апостолы переправились в Македонию и остановились в Филиппах. За исцеление одной служанки, одержимой духом прорицания, апостолы были заключены в темницу, а по чудесном освобождении отправились в Фессалонику. Оставив Силу и Тимофея в Верии, ап. Павел прибыл в Афины. Известна его знаменитая речь в Ареопаге ( Деян.17:22–31 ). Полтора года ап. Павел жил в Коринфе у Акилы и Прискиллы. Из Коринфа около 53 г. Апостол написал свои первые два послания к Фессалоникийцам. Оставив Коринф и посетив по пути Ефес, ап. Павел через Иерусалим возвратился в Антиохию. 1.5. Третье миссионерское путешествие св. ап. Павла (Деян.18:23–23, 35), 54–58 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Существуют различные мнения о том, что являлось основной причиной смерти на кресте. Липсиус считал, что распятые умирали не столько от голода, сколько от боли. 471 По теории французского врача П.Барбе, смерть на кресте наступала в результате асфиксии (удушья). 472 Другие ученые, не соглашаясь с этой теорией, указывают на иные факторы: последствия травматического шока, полученного при бичевании; обильная кровопотеря и обезвоживание организма. 473 Чаще всего причиной смерти на кресте становилась совокупность перечисленных факторов. Смерть могла наступить также от разрыва легких или разрыва сердца. 2. Путь на Голгофу       Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Пилат огласил смертный приговор, взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа ( Ин.19:16–17 ). Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:31–32 ). Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:20–21 ). Лука тоже упоминает о Симоне: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк.23:26 ). Киринея, или Кирены, – ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. 474 В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога ( Деян.6:9 ). Говорили они на своем наречии ( Деян.2:8–10 ; возможно, подразумевается диалект еврейского или арамейского языка). Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником. 475 Но он мог быть и одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на Пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа ( Рим.16:13 ): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». 476 Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тема свидетельства с особой силой звучит в описании Вознесения. Это событие является одним из фундаментальных утверждений апостольской веры и хорошо засвидетельствовано в Новом Завете. Но лишь один Лука описывает его как зримое событие, происходящее во времени и пространстве (ср. с описанием у Марка, 16, 19), сопровождая его детальным упоминанием всего, что видели и слышали апостолы. Это облако, скрывшее Иисуса, два мужа и их речь, обращенная к апостолам, четырехкратное упоминание того, куда (на небо) и откуда (с горы Елеон) вознесся Господь. За столь подробным внешним описанием скрывается богатая внутренняя подоплека. Символика облака в библейской традиции связана не только с Сыном Человеческим, но и с пророческими фигурами Моисея (Исх. 19, 16) и Илии (3 Цар. 18, 44). Эта связь продвигает нас к более ясному пониманию служения учеников и вести двух мужей, возвещенной им. Все эти темы у Луки взаимосвязаны, поэтому и рассматривать их следует вместе. Сходство между этими двумя мужами в белых одеждах и представшими пред Иисусом во время Его Преображения (Лк. 9, 30), как и с двумя мужами, явившимися женам-мироносицам у гроба (Лк. 24, 4-5), очевидно. Вполне возможно, что они образно представляют собой пророков Моисея и Илию, прежде Иисуса взятых на небо (см. Лк. 9, 31). Кроме того, форма вопроса, с которым обращаются мужи к ученикам, по своему построению напоминает речь двух мужей к женам-мироносицам у гроба Господня. За вопросом: «Что вы ищете живого между мертвыми?» следует поправка: «Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24, 5-6). Так и здесь: «Что вы стоите и смотрите на небо?» И последующая поправка: «Сей Иисус придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11). Ошибка жен-мироносиц нам ясна, но в чем ошибались апостолы, продолжавшие смотреть в небо? Явление Илии на горе Преображения отсылает нас к истории его вознесения. Перед своим уходом от Елисея, который просил у Илии двойной части его пророческого духа, Илия сказал, что он «трудного просит», но если «увидит», как он будет «взят» от него, «то будет» ему так, а если не увидит, «не будет» (4 Цар. 2, 10). Елисей действительно увидел, как он «понесся в вихре на небо» на «колеснице огненной», и действительно получил просимое — двойную часть духа Илии. Акцентирование Лукой внимания на том, что ученики «видели Его» во время Вознесения (Деян. 1, 9), поднимает тот же литературный мотив: ведь мы знаем, что они тоже получат вскоре обещанный дар Духа. Но для этого они должны выполнить повеление Иисуса: возвратиться в Иерусалим и ждать там «обещанного от Отца» (Деян. 1, 4).

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/5/73...

3- преп. Амросия Оптинского 4-преп.Никандра Городноезерского 5-св.вмч.Пантелеимона 6-преп.Нила Столбенского 7-св.благоверной княжны Анны Новгородской 8-преп.Саввы Вишерского 9-св.благоверного князя Владимира Ярославича 10-апостола Иакова брата Господня 11-св.вмч.Анастасии Узоразрешительницы 12-святителя Григория Новгородского 13-св.мч.Андриана и Наталии 14-преп.Сергия Радонежского 15-часть камня Серафима Саровского 16-апостола Петра 17-св.благоверного князя Феодора 18-св.равноапостольной Марии Магдалины 19-40-ка Севастийских мучеников 20-святителя Никиты Новгородского 21-святителя Иоанна Новгородского 22-святителя Тихона патриарха Московского 23-св.преп.муч. Иосафа Снетогорского 24-св.благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского 25-частица от гроба Амвросия Оптинского 26-св.прав. Иакова Боровического 27-св.благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского 28-св.блаж.Николая Псковского 29-апостола Андрея Первозванного 30-святителя Филарета митрополита Московского 31-св.муч.Владимира митрополита Киевского 32-преп.Никола Святоша князь Черниговский 33-преп.Моисей Угрин 34-преп.Еразм 35-преп.Тит пресвитер 36-преп.Марк гробокопатель 37-преп.Никон игумен 38-преп.Пимен многоболезненный 39-преп.Иссакий затворник 40-преп.Нестор летописец 41-преп.Онисифор исповедник 42-св.муч.Иоанн младенец 43-преп.Исаия 44-преп.Никон сухой 45-преп.муч.Григорий чудотворец 46-преп.Иоанн брат 47-преп. Симон епископ Владимирский 48-св.мч.Анастасий диакон 49-преп.Дамиан целебник 50-преп.Сильвестр 51-свящ.муч.Меркурий 52-преп.Анатолий затворник 53-преп.Григорий иконописец 54-преп.Савва 55-преп.Сисой затворник 56-преп.мч.Феодор 57-преп.Спиридон Просфорник 58-преп.Ефрем епископ Переяславский 59-преп.Никодим Просфорник 60-преп.Лука эконом 61-преп.Игнатий 62-преп.Феофан Постник 63-преп.Афанасий затворник 64-преп.Макарий постник 65-преп.Марк 66-преп.Лаврентий епископ Туровский 67-преп.Пимен постник 68-преп.Нектарий 69-преп.Авраамий затворник 70-преп.Нифонт епископ Новгородский 71-двенадцать святых мастеров зодчих

http://azbyka.ru/palomnik/Валдайский_Иве...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010