Издателем устава 1610 года был известный Троицкий головщик, а потом уставщик, Логгин, по прозванию Шишелев 260 . Ни в предисловии, ни в послесловии он не назван, но его имя сделалось известным благодаря полемике, возникшей по делу об исправлении требника архим. Дионисием и его сотрудниками, ярым противником которых выступил Логгин вместе с Троицким уставщиком Филаретом. Они огласили это исправление еретическим и поддерживали против него обвинение официально на соборе 1618 года, осудившем Дионисия и его сотрудников. Обвинённая сторона, защищаясь против нападений, ссылалась в своё оправдание на некомпетентность обвинителей и указывала на то, что Логгин не может быть судьёй в этом вопросе, потому, что сам, при издании устава, допустил в нём много ошибок и напечатал с большими неправильностями. Главным образом, они упирали на то, что Логгин допустил несоответствие в возгласах молитв с обращением их к тому или другому лицу Пресвятой Троицы. Та же несообразность имела место и в молитвах требника, почему исправители и поставлены были в необходимость изменять формулы возгласов, или как они выражались, «марать концы молитв». Других неправильностей не указано, но и этого было довольно, чтобы, при изменившихся обстоятельствах, набросить тень подозрения на труд Логгина и подвергнуть его строгому осуждению. Так поступил патриарх Филарет, по распоряжению которого наш первопечатный устав был изъят из обращения, отобран и предан сожжению. Это строгое решение было мотивировано тем, что «те уставы печатал Троице-Сергиева монастыря крылошанин черный Логгин без благословения... патриарха Гермогена и всего освященного собору, и многие в тех уставах статьи напечатаны не по апостольскому и не по отеческому преданию своим самовольством» 261 . Оправдание для такой резкой меры слабое и голословное. Неправда, что устав был выпущен без благословения патриарха: из предисловия, напротив, ясно видно, что он был одобрен патриархом со всем освящённым собором. Представители русской церковной власти вполне сочувствовали этому изданию и допустили в предисловии назвать его святым делом, пречестным делом и свыше сходящим дарованием небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Блаж. Иоанн и Логгин были учениками св. Филиппа, когда он был еще игуменом соловецкой обители. Проводя жизнь в строгом посте и внимании к своей совести, они были безответными исполнителями приказаний преп. игумена. Всяко, еже аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком угождающе, заповедал апостол ( Кол.3:23 ). Иоанн и Логгин с точностью исполняли заповедь апостола и возрастали в жизни духовной. Они были люди некнижные, но природа служила их внимательному уму открытою книгою. Они видели море необозримое и возносились умом к Тому, кто положил предел и морю; мириады звезд обращали мысль их к Владыке миров, назначившему всему свой порядок; видели свет солнца и в благоговении славили свет самобытный. Так восходили они от совершенства к совершенству. В 1561 г. отправились они на судах на твердую землю и возвращаясь застигнуты были сильною бурею; буря разбила суда; блаж. Иоанн и Логгин потонули. Св. тела их обретены нетленными на корельском берегу, за 120 верст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне св. Николая с. Яренги. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе келлии и положили основание обители. В 1625 г. инок Илия Телов донес п. Филарету о чудесах совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего новгор. м. Макарием предписано корейскому игумену Герасиму и боярскому Сыну Солонову произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. По строгому разысканию сведения, показанные в донесении инока Телова, оказались верными. 623 Самые замечательные чудеса: исцеление Марии, три года страдавшей от беснования; исцеление молодого крестьянина, страдавшего падучею болезнью; исцеление крестьянина Евфимия, полгода страдавшего желудком, и вызванного в Яренгу явившимися Иоанном и Логгиным. В 1635 г. яренгский монастырь со всеми землями с. Яренги отдан был в ведение соловецкой обители и в грамоте своей царь писал: «пожаловали мы у моря яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Логгин». М. Аффоний вскоре после того писал соловецкому игумену Рафаилу: «по прошению свят. п. Иоасафа царь пожаловал вам Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана да Логгина»; затем предписывая построить и освятить новый храм, говорит: «как тот храм совершится и мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина в новый храм перенесешь и в котором месте в храме те мощи положишь, – и ты бы о том отписал». Июля 2-го 1638 г. нощи праведников перенесены в новый храм. Память их с того времени совершается июля 3 д. 624 Преставление бл. Иоанна юродивого московского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Для большей крепости даем мы сей поступной лист за подписом руки нашей и с приложением печати. Писано в Харькове при особах, и вышепомянутаго года. Григорий Иерофеевич Донец, полковник Харьковский, власною рукою». Итак, вот начало Куряжского монастыря. Мысль об основании сего монастыря принадлежала полковнику Григорию Иерофеевичу Донцу. Но эту благую мысль приняли к сердцу и другие особы Харьковского полка; общим советом решено построить монастырь. Средства к построению и существованию монастыря даны тем же благочестивым полковником. Григорий Иерофеевич говорит о себе: «Куряжский монастырь построен нами полковником». Заботы о постройке монастыря разделял с полковником набожный житель г. Харькова Логгин Федорович, принявший на себя звание ктитора. В другой грамоте полковник говорит: «Логгин Федорович вкладчик вместе со мною». Следовательно, Логгин Федорович не только прилагал заботы, но давал и средства при построении монастыря. Куряжский эпитафион Логгину Федоровичу говорит, что Логгин Федорович благотворил не только Куряжу, но и храмам харьковским. Сын Логгина Федоровича, Андрей Логгинович, был также ктитором монастыря. Тимофей Лаврентьевич Клочко, как видим по надписям на книгах, был полковой судья Харьковского полка, и охотнее называл себя рабом Божиим, чем судьею. Лист полковника, записи на имения и надписи на книгах обители дают видеть, что все чиновные лица Харьковского полка: есаулы, сотники, писаря — не только желаниями, но и разными пожертвованиями принимали участие в построении и украшении обители. Что же касается до полковника Григория Иерофеевича, то он не только сам до самой смерти своей (умер в 1693 г.) со всем горячим усердием заботился о благосостоянии своей Куряжской обители, но ту же любовь к ней внушил и детям своим. Полковник Изюмского полка, Константин Григорьевич, отдал (1686) монастырю озера у речки Чепеля. Федор Григорьевич, полковник Харьковского полка, «одушевленный набожностью, и ревнуя примеру блаженной памяти родителя своего», дал монастырю несколько участков земли . Он же, и третий сын Иван Григорьевич, записью от 5 мая 1693 г., укрепили за монастырем мельницу с землею на р. Удах, данную словесно отцом их пред смертью. Сын Константина Григорьевича, Михаил Константинович, полковник изюмский, в 1724 г. отдал монастырю Чепельскую дачу с лесом и сенными угодьями.

http://sobory.ru/article/?object=33147

В 1420 году псковская паства блаженного Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе Ея текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: Владичице! защита нас. 348 Незадолго до смерти блаженного архипастыря, Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водой, что ко многим храмам не было доступа и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утишении гнева Божьего, а по другим церквам совершались моления священниками, и днем настала тишина. Это было 19 мая 1421 года, а 15 июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти. 349 В тот же 10 день преставление преподобного ЛГГИНА коряжемского Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525) крест Христов Павловой пустыни». Крест, как видно, дан павловой пустыней ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в сольвичегодском борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его Симон, удалялись вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель коряжемская. Преподобный Логгин жил подвижнически и сам более других работал для св. общины: еще цел колодезь, выкопанный его руками вблизи храма; цела и его власяница. Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже не долго, не более 6 лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В ркп. святцах читаем: «Преподобный Логгин, начальник никольского коряжемского монастыря на р. Вычегде, новый чудотворец, преставился в л. 7048 (1540) февраля в 10 день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1695 году. – На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его совершается по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. – Еще цела фелонь, с которой преподобный совершал служение Господу. 350 Святой ВСЕВЛД князь псковский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаженный Симон недолго пробыл вместе с Логгином на устье Коряжмы; пособив старцу устроиться, он оставил его и пошел далее вверх по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст от Коряжмы. Логгин остался один и весь предался богомыслию, дни и ночи проводя в непрестанных молитвах и псалмопении. Скоро весть о нем разнеслась по окрестности и к нему стали приходить люди, желавшие разделять с ним пустынные труды. Напрасно старец старался сперва всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте, совершенное неимение средств к пропитанию и свое желание жить одному в уединении и безмолвии. Слова старца еще более привлекали к нему приходящих, так что первоначально построенная им часовня уже не могла вмещать в себе всех поселившихся с ним пустынников и надобно было озаботиться построением молитвенного храма более обширного. Братия стали просить старца построить вместо часовни церковь и учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал преподобный Логгин, неприятны и совершенно не по сердцу были для него слова братии, но приняв желание братии за указание воли Божией, не смел преподобный, давно обрекшийся от своей воли, противиться указанию свыше. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и прочие необходимые для общежития службы. – Таким образом около 1539 года составилась обитель Коряжемская, и сам блаженный старец был первым ее игуменом. Приняв старейшинство над братиею, преподобный Логгин старался превзойти всех подвижническими трудами, и, несмотря на глубокую старость, всегда первый выходил на монастырские труды и более других работал для своей пустынной общины. Еще доныне цел выкопанный им колодезь, находившийся в его время в самой братской трапезе, а ныне вблизи храма, уже на открытом воздухе; цела жесткая и колючая власяница, которою он постоянно изнурял постническое свое тело; сохранилась и священническая фелонь, в которой он воздевал преподобные свои руки, принося Богу бескровную жертву. Пришед на Коряжму в преклонных летах, преподобный Логгин недолго прожил в своей новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Блаж. Иоанн и Логгин были учениками св. Филиппа, когда он был ещё игуменом Соловецкой обители. Проводя жизнь и в строгом посте и внимании к своей совести, они были безответными исполнителями приказаний преп. игумена. Всяко, аще что творите, от души делайте, якоже Господу, а не человеком угождающе, заповедал Апостол ( Кол.3:23 ). Иоанн и Логгин с точностью исполняли заповедь Апостола и возрастали в жизни духовной. Они были люди не книжные, но природа служила их внимательному уму открытой книгой. Они видели море необозримое и возносились умом к Тому, Кто положил предел и морю; мириады звёзд обращали мысль их к Владыке миров, назначившему всему свой порядок; видели свет солнца и в благоговении славили свет самобытный. Так восходили они от совершенства к совершенству. В 1561 г. отправились они на судах на твёрдую землю и возвращаясь застигнуты были сильной бурей; буря разбила суда; блаж. Иоанн и Логгин потонули. Св. тела их обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 вёрст от обители, в устье Сосновки и положены в часовне св. Николая с. Яренги. Слава чудес, совершавшихся при мощах, привлекла к ним нескольких иноков, которые построили себе кельи и положили основание обители. В 1625 г. инок Илия Телов донёс п. Филарету о чудесах, совершающихся при мощах праведников. Вследствие сего Новгор. м. Макарием предписано Корельскому игумену Герасиму и боярскому сыну Солонову произвести на месте точное исследование о чудесах св. Иоанна и Логгина. По строгому розысканию, сведения, показанные в донесении инока Телова, оказались верными 71 . Самые замечательные чудеса: исцеление Марии, три года страдавшей от беснования; исцеление молодого крестьянина, страдавшего падучей болезнью; исцеление крестьянина Евфимия, полгода страдавшего желудком и вызванного в Яренгу явившимися Иоанном и Логгином. В 1635 г. Яренгский монастырь со всеми землями с. Яренги отдан был в ведение Соловецкой обители, и в грамоте своей царь писал: «пожаловали мы у моря Яренгским погостом, где лежат чудотворцы Иван да Логгин». Μ. Аффоний вскоре после того писал Соловецкому игумену Рафаилу: «по прошению свят. п. Иоасафа царь пожаловал вам Яренгу на краю моря, где лежат мощи новоявленных чудотворцев Ивана да Логгина»; затем, предписывая построить и освятить новый храм, говорит: «как тот храм совершится и мощи новоявленных чудотворцев Ивана и Логгина в новый храм перенесёшь и в котором месте в храме те мощи положишь, – и ты бы о том отписал». Июля 2-го 1638 г. мощи праведников перенесены в новый храм. Память их с того времени совершается июля 3 дня 72 . † Преставление бл. Иоанна юродивого Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1420 году Псковская паства блаженного Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе ее текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычице! защити нас». 154 Не задолго до смерти блаженного архипастыря, Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водою, что ко многим храмам не было доступу и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утишении гнева Божия, а по другим церквам совершались моления священниками, и днем настала тишина. Это было 19-го мая 1421 года, а 15-го июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти 155 . † Преставление преподобного Логгина Коряжемского Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525) крест Христов Павловой пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынию ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его, Симон, удалились вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель Коряжемская. Преподобный Логгин жил подвижнически и сам более других работал для св. общины: еще цел колодезь, выкопанный его руками вблизи храма; цела и его власяница. Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже не долго, не более 6 лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В ркп. святцах читаем: «Преподобный Логгин, начальник Никольского Коряжемского монастыря на реке Вычегде, новый чудотворец, преставися в лето 7048 (1540) февраля в 10-й день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1665 году. – На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его совершается по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. – Еще цела фелонь, в которой преподобный совершал служение Господу 156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Местом подвигов преподобных Иоанна и Логгина был Соловецкий монастырь. Подвизаясь здесь в то время, когда игуменом был св. Филипп, и пользуясь его руководством, преподобные проводили жизнь в строгом посте и зорко следили за своею совестью. Вполне отдавшись воле пр. игумена, Иоанн и Логгин были безответными исполнителями его приказаний и возрастали в жизни духовной. От природы одаренные наблюдательным умом, Иоанн и Логгин и без книжного знания умели читать открытую для всякого книгу природы. Величественно раскинутый небесный свод возносил их умы к миру горнему; мириады звезд обращали их мысль к Виновнику мира, назначившему всему свой порядок; безбрежное, необозримое море возносило преподобных умом к Тому, Кто положил предел и морю; благодетельный свет солнца глубоко затрагивал сердечные струны преподобных и понуждал их в благоговении славить Свет самобытный. Явления природы, возводящая мысль преподобных к Виновнику вселенной, мудрое духовное руководительство св. Филиппа настолько сильно действовали на преподобных, что они, под влиянием всего этого отдавшись всею душою на служение Богу, шли быстрыми и твердыми шагами по пути нравственного совершенства, достигая все более и более высших его степеней. В 1561 году преподобные Иоанн и Логгин отправились на судах на твердую землю, которой и достигли благополучно. Когда же они возвращались назад, разразилась страшная буря; бушующие волны разбили суда, и преподобные потонули. Однако тела праведных волны скрыли только на время. Свв. тела были обретены нетленными на Корельском берегу, за 120 верст от обители в устье Сосновки, и положены в часовне св. Николая на Яренге. Вскоре разнообразные чудесные знамения засвидетельствовали святость Иоанна и Логгина. Так, женщина, по имени Мария, три года страдала от беснования, нередко порывалась она броситься в огонь или в воду, чтобы покончить с своею жизнью, и тем вынудила своих родных запирать ее И даже надевать на нее оковы. Однажды муж Марии встретил ее на свободе и, предполагая, что она каким нибудь образом самовольно освободилась, хотел снова ее заключить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Логгину понравилось это пустынное место и он решился навсегда тут остаться. Не противорчил тому и спутник его Симон. Помолившись Богу оба друга начали рубить лес и расчищать место, на котором общими силами построили сперва келью, а потом и часовню. Плакал от радости старец Логгин, будучи весьма доволен своею пустынькою и не находил слов, чтобы возблагодарить своего спутника за то, что указал такое прекрасное и уединенное место. Сей покой мой во век века, здесь веселюся, яко изволих и (псал. CXXXI, 14), се удалихся бегая и водворихся в пустыни (псал. LIX, 8), говорил он входя в келью после целодневных, тяжелых трудов, то по устройству себе помещения, то по очищению и приготовлению земли для посева хлеба, – ибо, не смотря на свою старость, он хотел питаться плодами рук своих. Блаженный Симон не долго пробыл вместе с Логгином на устье Коряжемы; пособив старцу устроиться он оставил его и пошел далее вверх по Вычегде, на речку Сойгу, за 60 верст от Коряжемы. Логгин остался один и весь предался богомыслию, дни и ночи проводя в непрестанных молитвах и псалмопении. Скоро весть о нем разнеслась по окрестности и к нему стали приходить люди, желавшие разделять с ним пустынные труды. Напрасно старец сперва старался всем отказывать, представляя трудность жизни в пустом месте, совершенное неимение средств к пропитанию и – свое желание жить одному в уединении и безмолвии. Слова старца еще более привлекали к нему приходящих, так что первоначально построенная им часовня уже не могла вмещать в себе всех поселившихся с ним пустынников и надобно было озаботиться построением молитвенного храма более просторного. Братия стали просить старца построить вместо часовни церковь и учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал пр. Логгин, неприятны и совершенно не по сердцу были для него слова братии; но приняв желание братии за указание воли Божией, не смел преподобный, давно отрекшийся своей воли, противиться указанию свыше. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и прочие необходимые для общежития службы, – таким образом составилась обитель Коряжемская и сам блаженный старец был первым ее игуменом 189 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И за то архимандрита Дионисия, да попа Ивана, от церкви Божией и литургии служити отлучаем, да не священствуют». Дионисия обвиняли в том, что «имя святой Троицы велел в книгах марать и Духа Святаго не исповедует, яко огнь есть». Это означало, а) что исправители полагали сделать перемены в славословиях святой Троице, оканчивающих собой разные молитвы, б) в чине водоосвящения исключали слово и огнем, как внесенное произволом невежества. Напрасно Дионисий писал защищение поправкам своим. Пока происходили совещания собора, Дионисия держали под стражей, а в дни праздничные в кандалах водили по улицам Москвы. Народ кричал: вот еретик! хочет вывести огонь из мира; – и бросал в него, чем попало. Преподобный, покрытый рубищем, был весел, как младенец: он забавлялся с теми, которые толкали и били его. Потом в Новоспасской обители томили его в дыму на полатях и морили голодом. Арсений также посажен был в жестокое заключение. И целый год продолжались истязания Дионисию. Кто же такие восставали против благонамеренных исправителей? Председателем собора был Крутицкий митрополит Иона, управлявший патриаршеством. В других случаях он был рассудителен, и в этом случае без сомнения он не разделял всего, что говорили против исправителей. Главными обвинителями на соборе были Сергиева монастыря уставщик Филарет, ризничий диакон Маркелл, да головщик [регент] старец Логгин. Маркелл мало известен, зато слишком известны Логгин и Филарет. Головщик Логгин был прежде того справщиком книг при типографии и, следовательно, теперь он стоял за личное свое дело. Все его достоинство состояло в том, что он был «громогласный певец, и хитрость грамматическую и философство книжное нарицал еретичеством». «Ты мастер всему, замечал ему раз преподобный Дионисий, а что поешь и говоришь, о том не рассуждаешь; вопишь великим гласом: Аврааму и семени его до века». Архимандрит ввел читать в храме беседы Златоустого, переведённые Максимом Греком ; а Логгину это «море сладости, яко лужа негодная вменяшеся». Наглость его не знала себе границ, как и невежество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010