Л.Ю. Лобова-Костогрызова Дочь видного византийского сановника конца XIII-XIV вв. Никифора Хумна Ирина никогда не думала, что пойдет по стопам своей старшей сестры и станет монахиней, ибо отец приготовил ей другую участь. В 12 лет она стала женой сына византийского императора Андроника II Палеолога шестнадцатилетнего деспота Иоанна. Но брак, «заключенный на небесах» 1 , длился только четыре года до внезапной смерти молодого супруга в 1307 году. Снова выйти замуж юная вдова не могла, так как лишилась бы титула βασλισσα, который приносил большую честь дому Хумна, и до конца жизни она должна была бы, не изменив своего статуса, играть при дворе роль безутешной вдовы (именно этого, как считают исследователи Ж. Верпо и Д. Николь, хотел ее отец) 2 . Ирина, несмотря на протесты родителей, решила стать монахиней. Ответственным за такое решение дочери Никифор Хумн по праву считал митрополита Филадельфийского Феолипта – видного церковного деятеля того времени, прославившегося еще в годы правления Михаила Палеолога тем, что не принял Лионскую унию с католической церковью 1274 года, за это был подвергнут гонениям 3 , а после прихода к власти Андроника II Палеолога, напротив, был возвеличен и назначен на высокую должность – около 1283 г он был рукоположен в сан митрополита Филадельфии 4 . Каким образом свела судьба Ирину Хумнену и Феолипта, нам неизвестно. В своем очерке об Ирине Д. Николь называет его «другом семьи» Хумна 5 , но мы не можем утверждать это с полной уверенностью, так как, вспомнив события, связанные с Лионской унией, увидим, что Никифор Хумн занимал по отношению к ней прямо противоположную Феолипту позицию – был ее сторонником 6 . Более вероятным представляется то, что Ирина познакомилась с Феолиптом Филадельфийским , находясь при императорском дворе. Как бы то ни было, именно митрополит настоял на том, чтобы она приняла монашеский постриг, и сам налагал на нее тонзуру. Βασλισσα стала монахиней, а вскоре и настоятельницей монастыря ΦιλνθρωποςΣωτηρ под именем Евлогии. Д. Николь считает, что она взяла это имя в честь тетки своего мужа – сестры Михаила VIII Ирины-Евлогии Палеологини, которая трудилась и страдала во имя православной веры 7 . Ирина-Евлогия Хумнена доказала, что она не случайно избрала это имя: до конца своей жизни (около 1355 г.) 8 пребывая и монастыре, она следовала наставлениям благочестия, привитым ее духовным отцом и учителем митрополитом Филадельфийским.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

4. Правящему архиерею Сызранской епархии иметь титул «Сызранский и Жигулевский». 5. Преосвященным Сызранским и Жигулевским быть епископу Жигулевскому Фоме, викарию Самарской епархии. 6. Включить Сызранскую епархию в состав Самарской митрополии. ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Смоленского и Рославльского Исидора с предложением образовать новую епархию в Смоленской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Глинковского, Ельнинского, Ершичского, Монастырщинского, Починковского, Рославльского, Хиславичского, Шумячского районов и города Десногорска Смоленской области — Рославльскую епархию, выделив ее из состава Смоленской епархии. 2. Правящему архиерею Смоленской епархии иметь титул «Смоленский и Дорогобужский». 3. Правящему архиерею Рославльской епархии иметь титул «Рославльский и Десногорский». 4. Епископом Рославльским и Десногорским избрать игумена Мелетия (Павлюченкова), клирика Смоленской епархии. 5. Место наречения и хиротонии игумена Мелетия (Павлюченкова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем послать соответствующий указ. 6. Включить Рославльскую епархию в состав Смоленской митрополии. ЖУРНАЛ 33 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О замещении вакантной кафедры Нерчинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Епископом Нерчинским и Краснокаменским избрать иеромонаха Аксия (Лобова), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Аксия (Лобова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. — О чем и послать соответствующий указ. ЖУРНАЛ 34 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Псковского и Порховского Евсевия о назначении ему викарного епископа. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Викарием Псковской епархии с титулом «Гдовский» избрать иеромонаха Фому (Демчука), насельника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. 2. Место наречения и хиротонии иеромонаха Фомы (Демчука) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

http://pravoslavie.ru/103219.html

4) вопросы, подлежащие рассмотрению и обсуждению будущего Поместного Собора. Все свои соображения и постановления по [указанным? – Сост.] вопросам Преосвященные имеют представить не позднее Фоминой недели сего 1928 г. на имя Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. О чём и даётся Вам знать для должных распоряжений, причём Вы должны привлечь для означенной работы и Преосвященных викариев. Января 13(26) дня 1928 г. 124. Μ. П. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя – Сергий, митрополит Нижегородский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода – Сергий [Гришин], епископ Серпуховской. Архив составителя Письмо епископа Захарии [Лобова] к протоиерею Николаю Михайловичу Н. из Марийской ссылки по поводу текущих событий церковной жизни Г. Краснококшайск, Марийской автономной обл., ул. Волкова, 94. Дорогой и незабвенный о. протоиерей Николай Михайлович! Получил Ваше скорбное письмо и вместе с Вами искренно скорблю. Великое горе постигает нас. Мы сами своими собственными руками раздираем свою Матерь Церковь . Уже никто нас не трогает, дают нам возможность сохранять в чистоте и святости все догматы и каноны церковные , но мы чего-то ещё ищем, чего-то ещё хотим получить. Даже сами отчёта не отдаём себе, но только волнуемся, беспокоимся, хватаем всякие нелепые слухи и облекаем их в истинную правду, кричим, что митрополит Сергий и его Синод богоотступники. Просто что-то страшное делается. С большою скорбью мы узнали о Вашей разрухе, о неразумном бунте Владыки Виктора [Островидова]. Мы, все марийские ссыльные, в количестве четырёх епископов – Иринарха [Синеокова], Антония [Быстрова?], Сергия, Захарии [Лобова] и десяти человек протоиереев, иереев, протодиакона и иеродиакона, все 14 человек ссыльных горячо протестуем против неразумных и преступных выступлений Владыки Виктора [Островидова] и осуждаем его за его отделение от митрополита Сергия и его Синода. За митрополита Сергия и его Синод мы, все марийские ссыльные, крепко стоим и одобряем все его действия, – и пока не видно никаких отступлений от чистоты Православия. Всех же восстающих против митрополита Сергия и его Синода считаем врагами Церкви и подлежащими суду церковному. Молим Бога, да вразумит Господь этих неразумных протестантов и приведёт в разум истины. Скорбим и за себя, ибо и мы задерживаемся в местах ссылок только ради непрошенных и совсем неразумных протестантов против митрополита Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

А. Семянников представил патриарху свт. Тихону доклад с просьбой о назначении епископа. Предлагалась кандидатура настоятеля новочеркасской Скорбященской ц. вдового прот. З. П. Лобова (см. ст. Захария (Лобов) , сщмч., архиеп.). В докладе было отмечено, что ранее его хиротонию намеревались совершить митр. Митрофан (Симашкевич) и еп. Митрофан (Гринёв), однако осуществить это им не удалось. 17 авг. 1923 г. патриарх поручил бывш. Клинскому (в резолюции ошибочно назван Дмитровским) еп. Иннокентию Летяеву ; впосл. архиепископ) по пути на Кавказ сделать остановку в Новочеркасске и после согласования с митр. Митрофаном вопроса о кандидатуре прот. З. Лобова совершить хиротонию последнего во епископа Нижнечирского, викария Донской епархии. После принятия монашества Захария (Лобов) 5 окт. 1923 г. митр. Митрофаном и еп. Иннокентием (Летяевым) был хиротонисан во епископа. Встречающиеся в литературе сведения о совершении этой хиротонии еп. Митрофаном (Гринёвым) и еп. Иннокентием (Бусыгиным) неверны, поскольку первый из архиереев в указанное время находился в заключении, а епископская хиротония второго состоялась только в 1924 г. 7 окт. 1923 г. еп. Захария совершил 1-е архиерейское богослужение и произнес проповедь. 11 окт. того же года он был вызван на допрос в Донской окружной отдел ГПУ, на к-ром отрицал то, что проповедь носила антисоветский характер. 10 дек. было принято решение следствие прекратить, однако весь собранный материал приобщили к личному делу епископа и отправили в Новочеркасский окружной отдел ОГПУ; архиерея было решено «взять под строгое наблюдение». Благодаря антиобновленческой деятельности еп. Захарии во всей епархии начался процесс возвращения из раскола священнослужителей и общин. 3 янв. 1924 г. архиерей отмечал в письме: «Каждый день ко мне приезжает духовенство с выражением покаяния и присоединяется к Православию». Большинство хиротоний священнослужителей совершал викарий (иногда совм. с митр. Митрофаном); нек-рые из них - митрополит. Еп. Захария часто объезжал епархию, служил на многих приходах, регулярно проповедовал.

http://pravenc.ru/text/2565236.html

Архив Пн Назначены правящий архиерей Нерчинской епархии и викарный епископ Псковской епархии 4 мая 2017 г. 21:42 4 мая 2017 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о замещении вакантной кафедры Нерчинской епархии ( журнал 33 ). Участники заседания постановили избрать епископом Нерчинским и Краснокаменским иеромонаха Аксия (Лобова), насельника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря . Место наречения и хиротонии иеромонаха Аксия (Лобова) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, Синод оставил на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также на заседании был заслушан рапорт митрополита Псковского и Порховского Евсевия о назначении ему викарного епископа. Синод постановил викарием Псковской епархии с титулом «Гдовский» избрать иеромонаха Фому (Демчука), насельника Донского ставропигиального монастыря г. Москвы. Место наречения и хиротонии иеромонаха Фомы (Демчука) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, участники заседания оставили на благоусмотрение Святейшего Патриарха Кирилла (журнал 34). Члены Священного Синода также заслушали рапорт архиепископа Сурожского Елисея и прошение архиепископа Керченского Анатолия , викария Сурожской епархии , о почислении последнего на покой по состоянию здоровья. Синод постановил выразить благодарность Преосвященному архиепископу Анатолию за труды по устройству церковной жизни в различных епархиях, порученных его управлению, на иных церковных послушаниях, а также за многолетние труды в качестве викария Сурожской епархии. Участники заседания также постановили почислить архиепископа Анатолия на покой согласно поданному прошению, определив местом его пребывания Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь (журнал 45). Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/4885022.ht...

Карательные органы обвиняли епископа в том, что он распорядился всем своим последователям тайно молитвенно поминать на богослужении «контрреволюционного» патриарха Тихона . На что епископ справедливо заметил, что в разъяснении Наркомюста сказано о запрете гласного поминовения патриарха, такого он и не благословлял, а о тайном поминовении ничего не сказано. Епископ характеризовался как «опасный для существования советской власти на Дону элемент», поэтому его необходимо было заключить в концентрационный лагерь. В связи с тем, что в основе всего материала против Лобова лежали агентурные донесения, дело не было передано в суд, а направлено в комиссию по административным высылкам при НКВД. В этом деле ОГПУ проявило свою типичную циничность и нечистоплотность: ранее почти в том же самом материале, собранном на Лобова, органы не нашли состава преступления, когда же им пребывание епископа на Дону стало неудобным, они с лёгкостью приняли обратное решение. Карательные органы видели в материалах дела только то, что хотели видеть и закрывали глаза на невыгодные для обвинения факты. Так например, епископ Захария в личной переписке, отслеженной ОГПУ, предостерегал своих последователей от каких бы то ни было политических мотивов. В письме протоиерею Петру Ледковскому в город Морозовск он писал: «При этом усердно молю в своих беседах и проповедях держаться истинно такого православия, нисколько не примешивая политику. Покажите всем, что мы не контрреволюционеры, а только сыны своей святой православной и апостольской Церкви, в которой мы ищем одно только – спасения и славы Божией». В июне дело было в Москве, рассматривалось, «на высшем уровне». Его взял под контроль сам начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков , куратор церковных дел и секретарь антирелигиозной комиссии (АРК). 29 июля дело епископа, заключённого в Бутырской тюрьме, рассматривалось сотрудницей VI отделения СО ОГПУ Якимовой. На документах стоит надпись: «Утверждаю… Ягода». Статьи обвинения в 6-м отделе были несколько изменены: «распространение контрреволюционных воззваний и антисоветская агитация путём проповедей» (ст.ст. 69 и 72 УК). Ту же самую квалификацию поддержал и Е.А.Тучков. 26 сентября 1924 года особым совещанием при Коллегии ОГПУ еп. Захария был приговорен к 2 годам концлагеря . Деятельность епископа Захарии, хотя она была чисто церковной, квалифицировалась органами ГПУ как " участие в контрреволюционной тихоновской группировке " В материалах ГПУ имеется характеристика: " Лобов - злейший враг Советской власти " .

http://drevo-info.ru/articles/15482.html

Елевферий [Богоявленский], митрополит. Неделя в Патриархии. Париж, 1933). 145 Упомянутые в этой патриаршей резолюции два почтеннейших протоиерея Гомельской епархии: о. Павел Левашев, настоятель одного из приходских храмов, и о. Елисей Назаренко, гомельский епархиальный миссионер, – оба были лично известны Его Святейшеству. Во время обновленческой смуты 20-х гг. оба пастыря сохранили верность каноническому священноначалию Церкви. Далее приводим текст покаянного прошения на патриаршее имя, порывавшего с обновленческой скверной бывшего обновленческого священника о. Льва Лобова. “Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея России ТихонуˆСвященника Марковичской Арх.-Михайловской церкви, Гомельского уезда и губернии Льва ЛобоваˆПрошение. В начале 1922 г. волна церковного обновленческого движения увлекла с собою и меня, как молодого и малоопытного пастыря. Первым источником выявления платформы обновленчества с моей стороны было увещание верующих о переходе в праздновании годовых праздников на новый стиль календаря и празднование дня Св. равноапостолов [так в источнике] Петра и Павла прежде времени. Явление это привело к смущению верующих моего прихода, в результате всего произошло между ними разделение. Мой долг пастырский заставил меня обратить на это особенное внимание, выразившееся в том, что в дальнейшем я, страха ради плотского, душевно отрёкся от всякого рода новшества, и наша жизнь церковно-религиозная пошла должным путём. Но это не успокоило смущённых, они перестали ходить в свой храм, а искали себе за несколько вёрст священников, непричастных к обновленчеству. Долго я не понимал их мнений и настроений, но когда я услыхал о новых антиканонических творчествах представителей обновленчества, то я, как официально солидарный ещё с ними, почувствовал на своей душе страшную тяготу греховную, для искупления которой я сейчас же и обратился с покаянием к епископу Варлааму [Ряшенцеву] Псковскому [временно управляющему Гомельской епархией, так как другие окрестные православные епископы в то время находились в заключении. – Сост.] и просил его принять меня в молитвенно-каноническое общение с Православной Христовой Церковью. Резолюцией епископа Варлаама [Ряшенцева] от 09.09.1924 г. за 77 я принят в общение с Православною Церковью как рукоположенный архиепископом Константином [Булычевым] 14 сентября 1921 г., в удостоверение чего я имею с собою ставленную грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Твёрдо верю, что православный епископат при братском единении и взаимной поддержке сохранит с Божьей помощью Русскую Церковь в исконном Православии во все время действенности патриаршего завещания и доведёт Её до законного Собора. Сдаётся мне, что и Вы сами и Ваш корреспондент не разграничиваете тех действий митрополита Сергия и его единомышленников, кои совершаются ими по надлежащему чину в силу благодатных прав, полученных через таинство священства, от таких деяний, кои совершаются с превышением своих сакраментальных прав по человеческим ухищрениям в ограждение и поддержание своих самоизмышленных прав в Церкви. Таковы деяния епископа Захарии [Лобова] и священника Потапова, о коих Вы упоминаете. Это только по форме тайнодействия, a по существу узурпация тайнодействий, а потому кощунственны, безблагодатны, нецерковны, но таинства, совершаемые сергианами, правильно рукоположенными во священнослужении, не запрещёнными, являются, несомненно, таинствами спасительными для тех, кои приемлют их с верою, в простоте, без рассуждений и сомнения в их действенности и даже не подозревающих чего-либо неладного в сергианском устроении Церкви. Но в то же время они служат в суд и осуждение самим совершителям и тем из приступающих к ним, кто хорошо понимает существующую в сергианстве неправду и своим непротивлением ей обнаруживает преступное равнодушие к поруганию Церкви. Вот почему православному епископу или священнику необходимо воздерживаться от общения с сергианами в молитве. To же необходимо для мирян, сознательно относящихся ко всем подробностям церковной жизни, Жизнеописание Тихона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись 804. Циркулярный указ Московской Патриархии о новом титуле Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Горьковского Сергия [Страгородского] и о порядке поминовения за богослужениями высшей церковной власти Российской Церкви Заместитель Патриаршего Местоблюстителя и Временный при нем Патриарший Священный Синод слушали нижеследующий акт: “1934 г., апреля 14(27) дня от лица нижеподписавшихся митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви, в заседании Патриаршего Священного Синода, Преосвященный митрополит Ленинградский Алексий [Симанский], выразивши Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Преосвященному митрополиту Горьковскому Сергию одушевляющие нижеподписавшихся чувства сыновней преданности, огласил следующий прилагаемый адрес:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Но в общем изложение автора ясно и стиль у него легкий, литературный, даже несколько поэтичный. В своих рассуждениях, конечно не исключительно благодаря своим силам, а благодаря хорошему руководству, он вообще стоит на правильном пути. Итогом его исследования является обращенный к человечеству призыв жить для славы Божией. Остается пожелать, чтобы сам автор – только что вступающий в жизнь – последовал этому призыву. Для получения степени кандидата сочинеше вполне удовлетворительно». Справка : 1) Устава духовных академий §§ 164–168 и 171. – 2) Определение Святейшего Синода, от 8–20 января 1911 года за 93. – 3) Циркулярный указ Святейшего Синода от 8 апреля 1904 года за – 4) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии казенным содержанием ни в Академии, ни в Семинарии не пользовались: Величкин Алексей, иеромонах Сергий (Дабич), Добров Георгий, Дьяков Святослав, Кронтовский Николай. Лебедев Александр , Лилеев Константин и Тихомиров Константин. – Все они заявили Совету о своем желании служить по духовно-учебному ведомству. – 5) Но § 109, лит. о. п. 8, академического устава «присуждение звания действительного студента и степени кандидата богословия (§§ 165 и 166)» значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение местного Епархиального Архиерея. —517— Определили : 1) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Плотникова Александра, Соколова Михаила (Моск.), Иеромонаха Герасима (Садковского), Подлуцкого Ивана, 5) Струменского Михаила, Виноградова Николая , Попова Тихона, Смоленского Алексея, Волкова Бориса, 10) Лебедева Николая, Ярещенко Александра, Иеромонаха Серия (Дабича), Козырева Сергея, Орлова Василия, 15) Иеромонаха Нектария (Иванова), Лобова Гавриила, Оглоблина Аркадия, 18) Паргачевского Алексея – удостоить степени кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний; Лебедева Александра , 20) Дьякова Святослава, Синева Николая, Цуйманова Александра,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вед. 21); и 5) поручить епархиальным Преосвященным на будущее время, при представлении воспитанников духовных семинарий к вызову в академии на синодальные средства, сообщать ведомости о поведении и успехах рекомендуемых воспитанников за все время обучения в семинарии, с выводом среднего балла по каждому предмету, причем для оценки успехов за время учения в VI классе могут быть представляемы годичные баллы. Для зависящего исполнения вышеизложенного определения со стороны Советов духовных академий, послать Преосвященным Митрополиту Киевскому, Архиепископу Казанскому и Епископам Нарвскому, временно управляющему С.-Петербургской епархией, и Дмитровскому, управ- —284— ляющему Московской епархией, печатные циркулярные указы, уведомив таковыми же прочих епархиальных Преосвященных». б) Отношения 20-ти Правлений духовных семинарий с препровождением документов назначенных ими к поступлению в состав нового (LXIX) академического курса воспитанников: Вифанской – Александра Плотникова, Владимирской – Николая Сергиевского , Волынской – Михаила Сруменского, Воронежской – Тихона Попова, Донской – Гавриила Лобова, Калужской – Сергея Покровского, Курской – Сергея Залеского, Московской – Георгия Садковского, Одесской – Михаила Авраменко, Орловской – Дмитрия Крылова, Подольской – Василия Рудича, Полтавской – Александра Ярешенко, Самарской – Александра Иванова , Смоленской – Аркадия Оглоблина, Ставропольской – Григория Михайловского, Тверской – Николая Лебедева, Тульской – Василия Ключарева, Харьковской – Ивана Подлуцкого, Черниговской – Александра Цуйманова и Ярославской – Бориса Волкова. в) Заявление о. настоятеля Козельского Успенского собора, протоиерея Митрофана Покровского: «Студент Калужской Духовной Семинарии Сергей Покровский, назначенный в текущем 1910 году для поступления в Московскую Духовную Академию без экзамена, в настоящее время заболел нервным расстройством и находится на излечении в Калужской Губернской земской больнице. – Прилагая при сем медицинское свидетельство, имею честь заявить об этом Правлению Московской Духовной Академии и покорнейше просить отсрочить студенту Покров- —285— скому явку для поступления в Академию впредь до его выздоровления.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010