Скачать epub pdf Глава 9 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62). Лк.9:1–6 . Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково ( Мк.6,7–13 ), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно ( Мф.10:5–42 ). Ев. Лука далее повествует еще ( Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1 . Мк.6:7–8 . – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10 . Мк.6:8–9 . – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14 ; Мк.6:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И сказал Иисус: все Мне предано Отцом Моим; и никто не знает, кто есть Сын, кроме Отца; и кто есть Отец – никто, кроме Сына, и кому хочет Сын открыть. И обратившись к ученикам отдельно от других, сказал: блаженны очи видящие то, что вы видите. Ибо говорю вам: многие пророки и цари хотели увидеть то, что видите вы, и не увидели, и услышать то, что вы слышите, и не услышали. Лк 9:51–56; 10:22–24 . 16 августа, Нерукотворному образу Спасителя. Евангелие от Луки, зачало 49 В то время, когда шел Иисус, кто-то в пути сказал Ему: я буду следовать за Тобою, куда бы Ты ни шел. И сказал ему Иисус: у лисиц есть норы, и у птиц небесных гнезда, Сыну же Человеческому некуда голову приклонить. И сказал другому: следуй за Мною. Он же сказал: Господи, позволь мне сперва пойти похоронить отца моего. Но Он сказал ему: предоставь мертвым хоронить своих мертвых. Ты же иди возвещать Царство Божие. Сказал и другой: я последую за Тобою, Господи, но сперва позволь мне проститься с домашними моими. Иисус же сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не пригоден для Царства Божия. Лк 9:57–62 . Суббота 26 седмицы. Евангелие от Луки, зачало 50А В то время поставил Господь и других семьдесят и послал их по два пред лицом Своим, в каждый город и место, куда предстояло Ему Самому идти, и говорил им: жатвы много, а работников мало; поэтому молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою. Идите! Вот, посылаю вас, как ягнят посреди волков. Не носите с собой ни мешка, ни сумы, ни обуви, и никого в пути не приветствуйте. И в какой бы вы дом ни вошли, прежде всего говорите: «мир дому сему». И если будет там сын мира, то низойдет на него мир ваш; если же нет, то на вас возвратится. И в этом доме оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо достоин работник награды своей. Не переходите из дома в дом. И в какой бы вы город ни входили, – если примут вас, ешьте предлагаемое вам, и исцеляйте находящихся в нем больных и говорите им: «близко к вам Царство Божие». И в какой бы вы город ни вошли, – если не примут вас, то, выйдя на улицы его, скажите: «и пыль, прилипшую к нашим ногам от города вашего, мы отрясаем вам. Знайте однако то, что близко Царство Божие». Говорю вам, что Содому в день тот будет легче, чем городу тому. Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне были совершены чудеса, совершившиеся в вас, то давно бы они, сидя в рубище и пепле, покаялись. Но Тиру и Сидону легче будет на суде, чем вам. И ты, Капернаум, до неба ли ты будешь вознесен? До ада ты будешь низвергнут.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Потщимся узреть Господа, пока еще мы живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрем и смерть не возгосподствует над нами… (57,180). Когда душа вожделевает Бога, тогда в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день (23,97). ВТОРНИК. Лк. Зач. 87. (17,26–37) О ДОБРОДЕТЕЛЯХ Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется, подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930). Бог не объявлял нам дня нашей смерти, не открыл: сегодня, или завтра, или через целый год, или через несколько лет. Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39)… Как земледелие изменяет качество растения, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всеми недугами (1,79). Добродетель принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (4,301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (5,43). Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духовного твоего отца (5,47). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое (5,277). Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное; хищение, не доводящее до слез; ненасытность, достойная венца, и виновен тот, кто не делает таких стяжаний (5,360)… Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, у которой в виду одно добро (11,36). О добродетели дознаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самого предела (14,225). Конец добродетели – мир, упокоение и веселие, не имеющее ничего общего со страстями, преуспевающее в уповании на общение с Богом (15,18). Разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему (15,38). Для добродетели главное – Божия помощь, которой сподобляется своею жизнью присвоивший себе Божию милость (15,160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Будучи Овидием прозаиков 44 , речь которого часто звучит ритмом 45 – он был патриархом всего литературного оживления во всех отраслях 46 . Сенека был блестящим и важнейшим представителем стоицизма императорской эпохи 47 – с преобладанием общих нравственно-религиозных убеждений 48 . По воззрениям же мы видим тут новое и единственное явление 49 , в коем столь часто слышится веяние христианского духа 50 . Этот философ напоминает библейские откровения больше всех греческих и римских классиков 51 , и ни один из них не был так близок к христианству 52 , с которым сливается и теснее и чаще других 53 . Вполне естественно, что Апостол должен был симпатизировать ему, откуда утверждается вероятность прямого пользования его философскими концепциями ради христианских интересов. Это тем возможнее, что и в мыслях и по языку несомненны совпадения, которые всеми почитаются весьма поразительными 54 . В такой связи получает теоретическую правдоподобность предположение, что св. Павел знал и утилизировал труды Сенеки, а этот был оригинален 55 и простирался со своим влиянием не только на увещательно-моральные наставления, но и на метафизические предпосылки 56 . Философское воздействие доводится до того, что даже слова всепрощения со стороны умирающего Христа ( Лк.23:34 ) иногда сближаются с Сенекиными сентенциями 57 . Эта карикатурная крайность еще не устраняет основной идеи об обязательствах Неронову ментору апостольского благовестия, которое будет философски обусловленным в своем содержании. Мы вынуждаемся проверить, было ли это фактически? Философская типичность Сенеки заключается в стоическом направлении, откуда неизбежно принципиальное несходство с христианством 58 . Еще Лактанций говорил 59 , что это был самый строгий стоик (acerrimus Stoicus) 60 , и новейшие расследования свидетельствуют, что его отличие от древних основоначал больше лишь количественное 61 . К, нему всецело относятся общие определения насчет стоицизма. В существенном, Сенека, не смотря на религиозно-индивидуалистический язык 62 , был пантеистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

ст. 25 с Быт. 3:14– 15 ) в том совершенном мире. Однако все это выражено свободно и живописно, скорее чтобы поддержать надежду, нежели чтобы удовлетворить любопытство. Наконец, отметим, что ссылка на 11:6–9 дает понять, что все это произойдет не просто в соответствии с указом о начале творческого процесса, но через Мессианского Царя. 66:1–5 Поклонение угодное и неугодное Господу. Здесь вовсе нет протеста против восстановления Храма, как полагают некоторые, потому что Сам Господь повелел восстановить его ( Агг. 1:2–11 ). Это скорее выговор церковному формализму – стремлению возводить стены вокруг Самого Бога (1–2а; ср.: 2Цар. 7:6–7 ; Деян. 7:48–50,54 ). 26 Отметим совершенно определенное отношение, которого ждет от нас Господь, как и в Лк. 18:13 , поскольку человек не только мал, но и грешен. Однако см.: 57:15. Формализм порождает извращения (3) и нетерпимость (5). В ст. 3 буквально сказано следующее: «…закалающий вола, убивающий человека» и т. д., что означает (как считает большинство) либо языческие жертвоприношения, либо кровавую и бессмысленную резню и идолопоклонство (ср.: 1:13; Иер. 7:21 ), либо то, что в данный момент жертвоприношениям сопутствуют жестокость и святотатство. Это одно из ранних упоминаний религиозного преследования и ненависти – одного из черных пятен в истории церкви. 66:6–17 Последнее вторжение. Хотя основные формулировки этого и следующего отрывков звучат в ветхозаветном стиле, с его храмом (6), колесницами (20), новомесячьями и субботами (23), они определенно относятся к концу времен. Ст. 7–9 подчеркивают совершенную новизну происходящего, высмеивая медленный темп естественного исторического развития. Фраза раждался ли народ в один раз? по смыслу созвучна выражению из 1Кор. 15:51–52 : «…все изменится вдруг в мгновение ока». Ст. 9 передает победоносный и окончательный ответ на послание царя Езекии пророку Исайе в Ис. 37:3 . 10–14 В красочной семейной сцене, нарисованной в этих стихах, включая стихи о Сионе как жене и матери (см. коммент. к 49:14–23), все внимание теперь сосредоточено на детях Сиона (ср.: Гал. 4:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

208. что говорится в Номоканоне о священнике, действующем без повеления епископа? «Подобен есть согрешению нерукоположне действующаго, иже без повеления и заповеди святительския действует» (Номок. при иноч. потребник. лист 57 на оборот.). 209. по правилам Гангрского собора, чему подлежат те, которые делают собрания подобные церковным, но без воли епископа и без пресвитера? «Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается и, нерадя о церкви, церковная хощет творити, не сущу с ним презвитеру по воли епископли, да будет проклят» (Гангр. собора прав. 6. Кормч. глав. осьмая). 210. О необходимой потребности священства что говорится в Большом катехизисе? «Аще и не всяк должен есть священствовати, но потребовати священничества всяк должен есть: без него бо спастися не может» (Бол. катехиз. лист 359 на оборот.). 211. О непрекращаемости и вечности христианского священства что пишется в Книге Кирилловой? «Христос яко же Сам никогда не умирает, тако и иерейство Его, по чину Мелхиседекову ( Пс.109:4 ), не престает. Престало архиерейство Аароново, яко временное; востало же Христово вечное, иже, из мертвых востав, Апостолов Своих на се освяти хиротониею, еже есть рукоположением; и воздвиг руце свои благослови их и вознесеся на небо ( Лк.24:50–51 ). А Апостоли епископов освятиша, якоже пишет: тогда постившеся, и помолившеся, и возлозше руки на ня, отпустиша их ( Деян.13:3 ) проповедати слово Божие. А епископи паки попов, яко же пишет: освящше же им попы на вся церкви, помолившеся с постом, предаша их Господеви ( Деян.14:23 ). Се имаши иерейство Христово, иже не прииде разорити, но прежний закон и его иерейство в новый, истинный, вечный закон пременити» (Кн. Кирилл. лист 77 и на об.). 212. Что христианские пастыри, поставляемые архиерейским рукоположением, будут пребывать до скончания века, как об этом говорится в Книге о вере? «Положивый душу свою за люди своя, ихже честною своею кровию искупи, не восхоте достояние свое оставити на земли неустроено, отходя на небеса, но изем два сребреника, даде гостинником, се есть старый и новый Завет. Кому дал? Кто гостинници? Апостоли и по них восприемници их, пастырие и учителие, архиепископи и епископи, иже служителие суть величеству смотрения Его, имже и спребывати даже до скончания века обетование сотвори, и по своему неложному обетованию благодатне избирает Себе людей достойных, и поставляет и освящает рукоположением чина духовнаго чрез патриархи, архиепископы и епископы» (Книга о вере лист 59 на обороте).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Kashmen...

Самолюбие есть путь широкий (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47). Самолюбие есть тьма душевная (4:379, см. ДОБРОДЕТЕЛЬ , 305). Самолюбие ослепляет человека (4:410, см. БОГОПОЧИТАНИЕ , 109). Самолюбие рождает злобу (1:131, см, ЗЛОБА , 392). Самолюбие безмерное раждает гнев и злобу (2:178, см. ГНЕВ , 218). Самолюбие есть диавольская кознь (2:51, см. ТЩЕСЛАВИЕ, 1050). Грех есть первый плод самолюбия (1:167, см. ГРЕХ, 237). Самолюбие есть благоприятный дом плоти нашей (2:35, см. ГРЕХИ, 278). От самолюбия – ложная радость (2:283, см. РАДОСТЬ , 786). Самолюбие присуще плотской мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ , 568). Самолюбивый человек подобен скоту и зверю Какое в скоте и в звере примечается злонравие, таковое имеется и в человеке, благодатию Божиею не отрожденном и не обновленном. В скоте видим самолюбие; видим, како сам един пищу хощет пожирать, со скоростию хватает ее и пожирает, прочий скот не допущает и отгоняет, и проч.: тоже есть и в человеке. Сам обиды не терпит, но прочих обижает: сам презрения не терпит, но прочих презирает; сам о себе клеветы слышать не хощет, но на других клевещет; не хощет, чтобы имение его похищено было, но сам чужое похищает... Словом: хощет сам во всяком благополучии быть, и злополучия убегает; но о других подобных себе человеках небрежет. Се есть скотское и премерзкое самолюбие! (4:153). Самолюбец более испытывает СКОРБЕЙ, чем любящий Бога Сие истинно есть, что много бед и скорбей благочестивыя души терпят; но тыя скорби извне только их ударяют, а душ их боголюбивых не касаются: напротив того, самолюбцев вне и внутрь скорби смущают и погружают. Почему далеко более скорбей самолюбцам, нежели боголюбцам бывает. Боголюбцев, хотя и окружают скорби и беды, но не погружат; бодут, как терние розу, но не прободут; покрывают, как мгла солнце, но не помрачают; биют, как волны морския камень, но не разбивают: понеже духовное сокровище и царствие Божие «внутрь их есть» ( Лк. 17, 21 ), которое, как котва волнующийся корабль, души их содержит и благонадежными во всем делает. Не тако самолюбцы, но, как трость, и малым неблагополучия ветром колеблются и сокрушаются: понеже, хотя вне и показуются нечто быти, как пузырь на воде, но внутрь никакой крепости не имеют; и ради того, как пузырь, изчезают, когда ветр противности повеет на них (2:284).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Также не лишним будет упомянуть еще несколько косвенных свидетельств, хотя они и не относятся впрямую к предмету нашего исследования: · найденную в 1969 г. при раскопках Кесарии латинскую надпись размером 70 на 100 см, которая гласит: “Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиверия кесарийцам” 24 , и · историка Флегона (I в.), который пишет в своих “Хрониках”: “во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием” 25 , а также упоминает о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния, и во время распятия  померкло солнце  (Лк 23:45),  земля потряслась  (Мф 27:51), и  в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого  (Мк 15:33). Очень вероятно и то, что · найденный в Назарете документ I b., в котором император — либо Клавдий, либо Тиверий — выражает недовольство дошедшими до него слухами о похищении тел из могил и даже грозит за это смертной казнью, является отголоском послания в Рим доклада о распятии одного из “политзаключенных”, тело которого пропало потом из могилы 26 . Особенно вероятным это становится, если вспомнить, что, согласно историку Светонию (“Жизнь Клавдия”, 120 г.) и апостолу Луке (Деян 18:2; 57–62 гг.), император Клавдий приказал изгнать из Рима всех иудеев, сильно возмущаемых спорами о Христе, и что, согласно Евангелию (Мф 28:12–15), иудеи распространяли слухи, будто тело казненного за то, что делал Себя равным кесарю (Ин 19:12), Его ученики выкрали из могилы.  Троица Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… (Мф 28:19) Разбираясь дальше, мы увидим, что относительно древности учения о Троице убедительно свидетельствуют мученические акты (официальные римские протоколы допросов христиан во время гонений). Например, · мученик Епиподий, пострадавший в 178 г., так исповедовал свою веру перед судом: “верую, что Христос, купно со Отцом и Святым Духом, есть Бог, и с радостью полагаю душу мою за Того, Кто и Творец мой и Искупитель” 27 ; а · Лукиан (160 г.), который в своем сочинении против христиан (Филопатрисе) словами одного из персонажей так излагает христианское учение о Боге: “клянись Богом великим, бессмертным, Сыном Отца, Духом, от Отца исходящим, единым из трех, тремя из единого, их-то… и почитай за Бога” 29 и · Цельс (150 г.), замечая в одном месте, что христиане “допускают многие Лица в Боге” 30 и цитируя в другом христианских проповедников: “Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух…” 31 .

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

19. Вначале после переведения сущих из не-сущих создав великий мир, человека Бог поместил на этот видимый (мир), как на малый 50 , по своему образу сотворив его и провозгласив царем надо всем, что на земле. И поэтому, как в великом мире, насаждает духовно в нем (человеке) и другой божественный рай, лежащий далеко над видимым, так как в самом деле украшен бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды 51 . Это же есть место Царства Небесного, которое расположено на восходе Солнца Правды, в земле кротких ( Мф.5:5 ), как говорит Сам Бог: " Царствие Небесное внутри вас» ( Лк.17:21 ) 52 . Далее, в этом раю насаждено Богом само Древо Жизни и Древо познания добра и зла. Итак, какие же они? 20. Древо Жизни это Святой Дух, живущий в верующем 53 человеке, как говорит Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа, живущего в вас " ( 1Кор.6:19 )? Древо же познания добра и зла – это чувство, приносящее два противоположных друг другу плода, оно двояко по природе. в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая? 21. Каковы же они? – Удовольствие и страдание 54 , каждое из которых разделяется еще раз на два: первое – на естественную и необходимую потребность 55 , и на сладострастие и пресыщение; второе же – на страх и печаль, и на духовные труды и подвиги. Из них первое хорошо, будучи получено во благовремении 56 для естественного и необходимого принятия. Ведь ни плохо же было насаждено в нас Богом чувство, и ни завистливо запрещено, когда Он сказал: «От всякого дерева в раю ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешьте от него " ( Быт.2:16–17 ). Но это чувство, воспринятое во благовремении, как сказано, по естественной и необходимой потребности, согласно которому в нас и создается ведение добра, является прекрасным божественным древом. Ибо оно насаждено для некоего опыта и испытания и обучения наклонности послушания или непослушания человека. Поэтому ведь оно (чувство) и названо Древом познания и доброго и злого, ибо дает принимающим от него способность к познанию собственной природы, что именно хорошо для совершенных, плохо же для еще несовершенных и более неумеренных в чувствах, подобно тому, как твердая пища (вредна) требующим еще молока ( Евр.5:13–14 ), потому что принятие его (чувства) приводит к сладострастию и пресыщению 57 , по которым и создается посредством принятия ведение зла, что и является страданием, ходатаем для души страха и печали. Ибо удовольствие, полученное по естественной и необходимой потребности, создает в душе ведение добра, страдание же, напротив, – ведение зла; если же восприятие удовольствия случится не по естественной потребности, то и страдание 58 сменяет любое удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010