Глагол   обозначает Л. к Богу (Исх 20. 6; Втор 5. 10; 6. 5; 7. 9; Нав 22. 5; 23. 11; Суд 5. 31; 3 Цар 3. 3; Неем 1. 5; Дан 9. 4; Пс 25. 8) и к святому городу (Иерусалиму - Пс 121. 6). Этот же глагол употребляется и для обозначения Л. Бога к человеку. Бог любит человека (Втор 4. 37; 2 Цар 12. 24; Притч 3. 12), израильтян (Втор 7. 8; Ис 43. 4; Мал 1. 2; Иер 31. 3), Иерусалим (Пс 77. 68; 86. 2), праведность и правосудие (Пс 10. 7; 32. 5; Ис 61. 8). В Септуагинте древнеевр. глагол   в большинстве случаев переводится глаголом γαπω. Используются также глагол φιλω и его производные (напр.: Быт 27. 9, 14; Притч 8. 17; 21. 17; 29. 3; Еккл 3. 8; 3 Цар 11. 1 (Σαλωμων ν φιλογναιος); 2 Пар 19. 2 (φιλιζω); 26. 10 (φιλογωργος); Ис 56. 10; Ос 3. 1б). В Притч 8. 17а формы глагола   переведены разными греч. глаголами (φιλω и γαπω). В 2 местах глагол   передан греч. ρω (Притч 4. 6; Есф 2. 17). Для перевода существительного   в Септуагинте использованы 3 варианта: γπη (2 Цар 13. 15; Пс 108. 4; Еккл 9. 1, 6; Песн 2. 4, 5, 7; 3. 5, 10; 5. 8; 8. 4, 6, 7; Иер 2. 2); γπησις (2 Цар 1. 26; Пс 108. 5; Иер 2. 33; 31. 3; Ос 11. 4; Соф 3. 17); φιλα (Притч 5. 19; 10. 12; 15. 17; 17. 9; 27. 5). Для выражения понятия «любовь» в древнееврейском тексте ВЗ могли использоваться и слова, образованные от др. корней. Так, глагол   основное значение которого в древнеевр. языке - «миловать» (в отличие от арамейского, где основное значение корня   - «любить»), в Пс 17. 2 используется в значении «любить»: «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя!» В Септуагинте в данном стихе употреблено γαπσω, тогда как обычно глагол   переводится на древнегреческий как οκτρω (οκτερω) - «жалеть, скорбеть, сочувствовать» (напр., Пс 102. 13). Понятие «любовь» в НЗ Для обозначения Л. в НЗ наиболее часто используется глагол γαπω (любить, ценить, предпочитать, воздавать почести) и его производные. Этим словом обозначается Божественная Л., в силу к-рой Бог Отец посылает Своего Сына, чтобы искупить грехи людей (Ин 3. 16; 1 Ин 4. 10-11; 2 Фес 2. 16); Л. Иисуса Христа, ради к-рой Он идет на крестные страдания (Гал 2. 20; Еф 5. 2); Л. верующих к Богу (Мф 6. 24; 22. 37; Иак 1. 12; 1 Петр 1. 8; Рим 8. 28; 1 Кор 2. 9; 8. 3); Л. к ближнему, которая немыслима без Л. к Богу (1 Ин 4. 20). Предметами этой Л. могут быть правда, праведность (Евр 1. 9); человеческая слава (Ин 12. 43); главенствующие места на собраниях (Лк 11. 43); тьма или свет (Ин 3. 19); мир (1 Ин 2. 15); нынешний век (2 Тим 4. 10); своя душа в значении «жизнь» (Откр 12. 11); жизнь (1 Петр 3. 10); второе славное явление Христово (2 Тим 4. 8).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

В Деян 1. 3 период явлений Воскресшего Христа (и, следов., период от Воскресения до В. Г.) определяется в 40 дней, что соотносится с др. важными 40-дневными периодами в земной жизни Господа Иисуса Христа - от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (Лк 2. 22-38), и после Крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (Мф 4. 1-2; Мк 1. 12-13; Лк 4. 1-2). В др. местах НЗ говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения «в продолжение многих дней» (Деян 2. 32-36; 3. 15-16; 4. 10; 5. 30-32; 10. 40-43; 13. 31; 1 Кор 15. 5-8). В Евангелии от Иоанна Сам Христос указывает на временной промежуток между Его Воскресением и Вознесением, говоря, обращаясь к Марии Магдалине, что Он «еще не восшел к Отцу» (Ин 20. 17). Вознесение Господне. Ампула. VI в. (собор св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) Вознесение Господне. Ампула. VI в. (собор св. Иоанна Предтечи в Монце, Италия) В. Г. как прославление Сына Божия. В. Г. как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В НЗ имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), к-рое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения (о «вхождении во славу» говорится в Лк 24. 26; Деян 5. 31; Еф 4. 8-10; Флп 2. 6-11; 1 Тим 3. 16; Евр 1. 3, 5; 2. 9; 5. 5; 12. 2; Откр 3. 21; 12. 5; о «прославлении» после Воскресения - в 1 Петр 1. 21; о «седении одесную Бога» - в Рим 8. 34; Еф 1. 20; 2. 5-6; Кол 3. 1). Нередко эти указания представляют собой прямые цитаты из ВЗ или аллюзии на ветхозаветные прообразы. Так, Сам Спаситель еще прежде Крестных страданий, толкуя Пс 109, говорит о Своем «седении одесную Бога» (Мк 12. 35-37; 14. 62). В Откр 3. 21 со-восседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к Евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и седение одесную Бога входят в Первосвященническое служение Христа (Евр 4. 14; 6. 20; 7. 26; 8. 1; 9. 11-12, 24; 10. 12).

http://pravenc.ru/text/155108.html

в) избавляет бедных: Господи! кто подобен Тебе, избавляющему слабого от сильного, бедного и нищего от грабителя его ( Пс.34:10 ). Пойте Господу, хвалите Господа, ибо Он спасает душу бедного от руки злодеев ( Иер.20:13 ); г) промышляет о нуждах бедных: По благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного ( Пс.67:11 ). Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( Лк.1:53 ); д) возвышает бедных: Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие ( 1Цар.2:8 ; Пс.112:7 ); е) обеспечил чрез Свой закон нужды бедных: Шесть лет засевай землю твою, и собирай произведения ее; а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие. Так же поступай с виноградником твоим, с маслиною твоею ( Исх.23:10–11 ). Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай. И виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай, оставь это бедному и пришельцу. Я Господь Бог ваш ( Лев.19:9–10 ; Втор.24:19–21 ). Не обижай наемника, бедного и нищего; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя ко Господу, и не было на тебе греха ( Втор.24:14–15 ); ж) есть прибежище бедных: Ты был убежищем бедного, убежищем нищего в тесное для него время, защитою от бури, тенью, от зноя ( Ис.25:4 ). Бог избрал бедных, но богатых верою наследниками царства небесного: Не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его ( Иак.2:5 )? Господь наш Иисус Христос а) жил на земле бедным: Лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где приклонить голову ( Мф.8:20 ; Лк.9:58 ). Некоторые женщины… служили Ему имением своим ( Лк.8:2–3 ). Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою ( 2Кор.8:9 ); б) возвестил евангелие бедным: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим ( Лк.1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Нет нужды перечислять все чудеса: о Нем сказано, что Он исцелял без малейших усилий, отверзал глаза слепым (в том числе и тем, которые слепыми родились), открывал слух глухим, исцелял проказу, воскрешал мертвых и при закрытых дверях, и перед народом (Лк. 8: 40 и далее, Лк. 7: 11 и далее), а в том числе и такого мертвеца, который уже четыре дня был мертв и начинал смердеть (Ин. 11). Чудеса многочисленны и внушительны – это явно больше, чем просто хороший слух. Слишком много письменного «дыма», если не было «огня» чудес. Но Его заявления о Божественной власти не менее внушительны: Он утверждал, что имеет Божью власть прощать грехи (Мк. 2: 1 и далее), называл Себя Господином субботы, имеющим власть постановлять, что позволено и не позволено делать в этот день (а эту власть иудеи признавали только за Богом). Он утверждал, что будет судить всех людей при конце мира сего на основании того, что люди думали о Нем и как отнеслись к Его учению (Мф. 7: 21 и далее, Лк. 13: 25, Мф. 25: 31 и далее). Он утверждал, что равно с Отцом почил от дел в седьмой день ; утверждал, что Он и Отец одно, что Он тот же Самый вечный «Сущий» (или «Я есмь»), Который явился Моисею при неопалимой купине (Ин. 5: 9 и далее, Ин. 10: 30, Ин. 8: 56 и далее). Он утверждал, что тот, кто сохранит Его слово, не увидит смерти вовек и что всякий должен чтить Его так же, как чтят Бога Отца (Ин. 8: 51, Ин. 5: 23). Пусть даже лишь половина из этих утверждений верна, картина остается той же: иудей по имени Иисус из города Назарета утверждал, что Он Бог. И не только христиане (например, я или апостол Павел) сделали такой вывод из Его слов; такой же вывод сделали и Его враги (Ин. 10: 33). Общая картина – что Иисус творил необычайные чудеса и заявлял о Себе, что Он Бог во плоти, – имеет основание и в сочинениях нехристиан, как и в христианских. Конечно, Талмуд составлен значительно позже Нового Завета, но с этими фактами согласуется, хотя интерпретирует их противоположно. Авторы Талмуда признают , что Он изгонял бесов и творил чудеса, но настаивают, будто бы Он творил это силой дьявола. Они признают , что Иисус называл Себя Богом, но отвергают эти утверждения и говорят, будто бы Он был лжецом и обольстителем – или, по выражению Талмуда, «занимался колдовством, и подстрекал, и отвратил Израиль». Таким образом, в Талмуде продолжается традиция отвергать Иисуса вслед за теми иудеями, которые отвергали Его во время земного служения (см. Ин. 8: 48, Мк. 3: 22).

http://pravoslavie.ru/150636.html

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1-3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4. 8-10 и 1 Петр 3. 18-22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8). Богословие Вознесения Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае) Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае) Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о В. Г. говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры В. Г. упоминается вслед за Воскресением (напр., в никео-К-польском Символе: «    ...    ...                            »). Важность события В. Г. подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв ( анафор ). После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, К-рого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект В. Г. просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22-71)). Об искупительном значении В. Г. говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).

http://pravenc.ru/text/155108.html

14) Моисей избрал двенадцать соглядателей и семьдесят старейшин ( Чис.13:3 ), ( Исх.24:1 ): Христос столько же имел Апостолов: и призва обанадесять ученики своя ( Мф.10:1 ) и столько же учеников: по сих же яви Господь и инех седмьдесят, и посла их по двема пред лицем своим ( Лк.10:1 ). 15) Моисей вознесе змию в пустыне ( Чис.21:9 ), на которую всяк угрызенный от змеев, взирая, выздоравливал: Христос вознесён от земли, как Он Сам о Себе говорит: и аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( Ин.12:32 ). – Да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:15 ). 16) Моисей не преставал быть между разгневанным Богом и согрешившими человеками ходатаем ( Исх.32:31–32 ): Христос: (α) за преступников молился: Отче, отпусти им ( Лк.23:34 ). (β) За вся люди, как пишется: иже во днех плоти своея моления же и молитвы к могущему спасти его от смерти с воплем крепким и со слезами принес, и услышан быв от благоговеинства ( Евр.5:7 ). (γ) Доднесь ходатайствует о нас, как пишет Павел: Христос Иисус умерый, паче же и воскресый, иже и есть о десную Бога, иже и ходатайствует о нас ( Рим.8:34 ). – Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас ( Евр.9:24 ). 17) Моисей постился сорок дней, и сорок ночей ( Исх.24:18 ): Христос столько же времени постился, как пишется: и постився дний четыредесять и нощий четыредесять, последи взалка ( Мф.4:2 ). 18) Моисей новое учение закона, и новый Богопочтения образец от Бога приятые принёс в горы ( Исх.20 ) и след., кои народ и Пророки по нём соблюдали: Христос новое Евангелия учение, от лона Отча ( Ин.1:18 ) принесённое, передал своей Церкви в целом свете в собрании верных, до скончания мира сохраниться имеющее, глаголя: шедше научите вся языки ( Мф.28:19 ). 19) Моисей провождал жизнь мучительную и бедственную в рассуждении роптания Израильтян ( Исх.17:2 ), ( Чис.20:2 ): Христос был человек в язве, о коем Исаия говорит: несть вида ему, ниже славы; и видехом его, и не имяше вида, ни доброты ( Ис.53:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

о Д. намного пространнее, чем о любом др. царе, цикл рассказов о Д. открывается в 1 Цар 16 и заканчивается в 3 Цар 2. 11 (см. также 1 Пар 10-29). Кроме того, в Библии упоминаются не сохранившиеся до наст. времени хроники, содержавшие сообщения о «делах царя Давида» - «Книга Праведного» (2 Цар 1. 18), «Записи Самуила провидца», «Записи Нафана пророка», «Записи Гада прозорливца» (1 Пар 29. 29), а также «Летопись царя Давида» (1 Пар 27. 24). Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Прор. Давид. Роспись ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге. Ок. 1167 г. Все библейские источники согласны в том, что Д.- младший сын Иессея ефрафянина из Вифлеема Иудейского (1 Цар 16. 11; 17. 14 и др.), 8-й в соответствии с 1 Цар 16. 10-12 или 7-й в соответствии с родословной Иессея, приведенной в 1 Пар 2. 13-15, где также указаны имена 6 его старших братьев. Возможно, что один из братьев умер бездетным и по этой причине его имя отсутствует в генеалогии. Известны имена 2 сестер Д. (1 Пар 2. 16), тогда как имя его матери не упоминается. Подробная, восходящая к Иуде родословная Д. содержится в книгах ВЗ (Руфь 4. 18-22; 1 Пар 2. 1-15) и НЗ (Мф 1. 2-6; Лк 3. 31-38). Библейское повествование о Д. можно разделить на возвышение Д. (1 Цар 16 - 2 Цар 5. 10) и царствование Д. в Израиле (2 Цар 5. 11 - 3 Цар 2. 11). 1-й разд. открывается кратким прологом (1 Цар 16. 1-14 ), в к-ром предвосхищается вся дальнейшая история буд. царя: прор. Самуил , опечаленный непослушанием Саула , получает повеление от Господа помазать на царство младшего сына Иессея. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его... и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после... А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1 Цар 16. 13-14). Библейское предание сохранило краткое описание внешности юного Д.: «...он был белокур (букв. «рыжий».- Л. Г.), с красивыми глазами и приятным лицом» (1 Цар 16. 12); а также его психологический портрет: «...храбрый, воинственный, и разумный в речах, и видный собой, и Господь с ним» (1 Цар 16. 18). Как младший из братьев, он пас семейный скот (1 Цар 16. 11), проявляя незаурядную силу и смелость (1 Цар 17. 34-35). Д. овладел игрой на киноре (1 Цар 16. 18), что, по версии, изложенной в 1 Цар 16. 14-23, стало причиной его появления при дворе царя Саула: Саул, возмущаемый злым духом, повелел отыскать человека, искусно играющего на киноре, к-рый своей игрой мог бы успокоить его; выбор пал на Д., «и пришел Давид к Саулу и служил перед ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем... и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв кинор, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1 Цар 16. 21, 23).

http://pravenc.ru/text/168470.html

7) Христа прообразили Херувимы Иезекиилевы: и подобие лиц их, лице человечее и лице львово одесную четырем, и лице телчее ошуюю четырем, и лице орлее четырем ( Иез.1:10 ). „Христос был человек в рождении, телец в смерти, лев в воскресении, орёл в вознесении» 21 . 8) Проображал Христа столп облачный, и огненный, путеводившие некогда Израиля от горькой работы Египетской: Бог же вождаше их, в день убо столпом облачным, показати им путь, нощию же столпом огненным, светити им ( Исх.13:21 ); ибо Христос ведёт нас в Царствие Небесное, и Огнь есть ведущий к Отцу, как Сам о Себе говорит: аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо мною ( Ин.14:6 ). 9) Христос есть Давид, убивший мысленного Голиафа. Ещё уподобляется Давиду: α) в рассуждении пастырского звания, о коем Иезекииль: и возставлю им пастыря единаго, и упасет я, раба моего Давида, той упасет я ( Иез.34:23 ). β) В рассуждении царского звания, в коем находится Он в горе Сионе, то есть в Церкви: и даст ему Господь Бог престол Давида отца его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). γ) В рассуждении возлюбления, ибо Давид – значит возлюбленный. И Христос есть Богу Отцу любезнейший: сей есть Сын мой возлюбленный ( Мф.3:17 ). 10) Христос есть Илия молящийся: и дуну на отрочища трижды, и призва Господа и рече: Господи Боже мой, да возвратится убо душа отрочища сего в онь ( 3Цар.17:21 ). Ибо Христос молился на кресте за распинателей: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). Как бы так сказал: Ты, Отче Мой веси, яко по неведению сие творят; того ради отпусти им, и сотвори, да возвратится душа их в них; ибо они ныне как бы бездушны, как бы мертвы суть – зане не веруют в Меня. 11) Христос есть цвет от корня Иессеева ( Ис.11:1 ), окружённый пчёлами, о коих Давид: обыдоша мя яко пчелы сот ( Пс.117:12 ). „Пчёлы, – говорит Августин, – были Фарисеи, не ведущие Христа, составляющего мёд нашего спасения» 22 . 12) Христос есть источник оный: яко у тебе источник живота ( Пс.35:10 ). Ибо в Нём есть жизнь наша: в том живот бе, и живот бе свет человеком ( Ин.1:4 ) Якоже бо Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин.5:26 ). – Аще кто жаждет, да приидет ко мне и пиет ( Ин.7:37 ). Кто пьёт от сего источника, реки от чрева его истекут воды живы.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

г) имеющие кротость: Кроткие насладятся множеством мира ( Пс.36:11 ). С миром неразлучны праведность и радость духовная: Плод правды в мире сеется у тех, которые хранят мир ( Иак.3:18 ). Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Верные имеют мир с Богом: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа ( Рим.5:1 ). Верные умирают в мире: Наблюдай за непорочным и смотри на праведного: ибо будущность такого человека есть мир ( Пс.36:37 ). Праведник умирает: восхищается от зла. Он отходить к миру ( Пс.57:2 ). Мир верных а) есть изобильный: Великий мир будет у сыновей твоих ( Ис.54:13 ). Я уврачую их и открою им обилие мира и истины ( Иер.33:1,6 ); б) превосходит всякое понимание: Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе ( Флп.4:7 ); в) есть великая поддержка в испытании: Меня оставите одного; но Я не один… Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь: но мужайтесь; Я победил мир ( Ин.16:32–33 ). Священнослужители должны благословлять благословением мира: Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ( Числ.6:23–24,26 ). Входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему. И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него ( Мф.10:12–13 ). Если будет там сын мира, то почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам возвратится ( Лк.10:6 ). Злые а) не имеют мира: Нечестивым нет мира, говорит Господь ( Ис.48:22 ); б) не знают пути мира: Пути мира они не знают; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира ( Ис.59:8 ); в) не знают всего того, что служит к миру: Когда Господь приблизился к городу [Иерусалиму], то, смотря на него, заплакал о нем, и сказал: о если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но сие сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк.19:41–42 ). О мире с ближними

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В рассуждении личного отсутствия солнца правды Христа, без коего всё нам неприятно; однако мы верим и надеемся, что сие Солнце покажет нам Себя во общее всех воскресение, и даст Собою вечно наслаждаться: егоже подобает небеси убо прияти даже до лет устроения всех ( Деян.3:21 ). 2) В рассуждении слепоты людской коей чрез грех самовольно себя подвергают: и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся ( Мф.24:39 ). 3) В рассуждении напастей: мир, как ночь, соединён с боязнью. В мире нет ничего, чего бы бояться не надлежало; все стихии угрожают погибелью: огнь сжигает, а вода потопляет, земля пожирает, воздух причиняет смертельные припадки; а о том уже и умалчиваю, что от человеческих ухищрений – нигде укрыться не можно. О! ежели бы мы столько были совершенны, чтобы и к нам сказано было: не убоишися от страха нощнаго ( Пс.90:5 ). 4) В рассуждении нечистоты похотей. Иоанн говорит: не любите мира, ни, яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем ( 1Ин.2:15 ). Вот до чего мир нас доводит! Лишает любви и наследия Божия, и уподобляет нечистым: и посла его на села своя пасти свиния ( Лк.15:15 ). 5) В рассуждении беспечности. В мире люди почивают, пьют, веселятся, говоря с глупым оным богачом: почивай, яждь, пий, веселися ( Лк.12:19 ). Ночью дщери Лотовы упаивают его вином: упоиша же отца своего вином в нощи оней ( Быт.19:33 ) и проч. Так сладостями своими упаивает нас мир, и во всякие пороки устремляет. Так ночью пирует Валтасар, и видит: Мани, Текел, Фарес ( Дан.5:25 ). Валтасар царь сотвори велию вечерю ( Дан.5:1 ). Тогда царю зрак изменися, и размышления его смущаху его, и соузы чресл его разслабляхуся, и колена его сражастася ( Дан.5:6 ). Олоферн творит пир, и от рук женских убивается: и бысть в день четвертый, сотвори Олоферн пир ( Иудиф.12:10 ). И приближившися ко одру, взя в горсть власы главы его и удари в выю его дважды силою своею, и отъя главу его от него ( Иудиф.13:7–8 ). Вот как воздаёт нам мир за то, что мы ему служим! Но не так поступают праведники: они днём и ночью не перестают хвалить Бога, и вопиют Ему с сокрушением сердечным подобно Давиду: в день заповесть Господь милость свою: и нощию песнь его у мене, молитва Богу живота моего ( Пс.41:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010