1) Закон о субботе впервые дан Евреям в пустыне: Исх. 16:23–26 . – для напоминания об их избавлении от рабства Египетского: Вт. 5:12–15. 2) Но св. пророки предсказали отмену всего ветхого завета и субботы: Иер. 31:31–32 ; Евр. 8:8–13 и установление нового праздничного дня, – дня воскресного, дня радости для христиан: Зах. 3:8–10, 9:16, 13:1  и 1Петр. 3:21 ; Пс. 109:2–3; 117:21–24 и Мф. 28:8–9; Иоан. 16:20–26 ; Лк. 24:41 . 3) Сам Христос и учением, и примером отменил субботу: Мф. 12:10–13; Иоан. 5:5–16; 9:1–16 ; См. Исх. 20:10–31, 14–15 ; Числ. 15:32–36 ; Иер. 17:21–22 , почему иудеи и искали убить Его: Иоан. 16–18 . 4) Нарушали субботу и св. Апостолы: Мр. 2:23–28 ; См. Исх. 20:10 ; Числ. 15:32–36 и Лк. 23:56 ; они отменили ее: Деян. 15:24–29 ; Кол. 2:16–17 ; См. Евр. 10:1  и 9 ст. 8:4–5 и 13 ст. 5) Празднующие субботу должны исполнять и остальной ветхозаветный обрядовый закон: Вт. 4:13–14; Неем. 10:29 ; Иез. 20:11–13 ; должны праздновать еврейские праздники, есть мацу и проч.: Исх. 12:1–24, 16:4  и 28, 28:1–43; 29:9; должны праздновать каждый седьмой год: Лев. 25:3–5 и 49 и 50 годы: Лев. 27:30–31 , должны давать десятую часть всего дохода своего: Числ. 18:21 ; Евр. 7:5 , – иначе они будут прокляты: Вт. 27:26; Иер. 11:3–4 ; Гал. 3:10 . 6) Основания для празднования воскресного дня: «теперь все новое»: 2 Нор. 5:17; Мф. 9:16–17; Христос освятил воскресением и Своими явлениями день воскресный: Мр. 16:9 ; Мф. 28:1, 9; Лк. 24:1,13–32 ; Иоан. 20:19–23, 24–29 ; в день воскресный Христос дал ученикам обещанное (Мф. 16:19, 18:18) право прощать грехи: Иоан. 20:21–23 и ниспослал им Духа Святого: Деян. 2:1–4 ; в день воскресный св. Апостолы собирались для преломления: Мр. 16:14 ; Деян. 20:7–8 и посвящали его делам милосердия: 1Кор. 16:1 . В этот день св. Иоанн получил от Бога Откровение о будущей судьбе мира: От. 1:10. 7) Об отмене субботы и праздновании воскресного дня учили св. отцы Церкви, поместные и вселенские соборы: Мф. 18:17.                         О клятве именем Божьим и присяге «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись» (Вт.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Воскресение Христово есть явление иного бытия, – пишет епископ Кассиан. – К тому бытию относится, прежде всего, преодоление пространства в явлениях Воскресшего. И это касается не только… явлений «дверем затворенным» ( Ин.20:19, 26 ). Господь у синоптиков является никем нечаемый и столь же неожиданно становится невидим ( Лк.24:15, 31 ). Предел Ангела в часовне Гроба Господня. Место явления Ангела женам-мироносицам Из свидетельства евангелиста Луки тоже вытекает, что Он незримо входил в закрытое помещение ( Лк. 24:36 ). С преодолением пространства связано и преодоление времени. Это, по всей вероятности, и хотел выразить евангелист Лука, представив в своем Евангелии (24я глава) события, растянувшиеся на сорок дней ( Деян. 1:3 ), так что у читателя создается впечатление, как будто они произошли на протяжении суток. И наконец, Воскресение Христово, в еще большей мере, чем Рождество и Преобра-жение, отмечено явлением светоносной славы. Сошествие Ангела, которого вид был как молния, а одежда как снег, сопровождается землетрясением и вызывает ужас у гробовой стражи и женщин ( Мф. 28:2-5 ). Юноша, упоминаемый в Евангелии от Марка ( Мк. 16:5 ), тоже одет в белую одежду и внушает трепет. Два мужа в одежде сверкающей упоминаются и евангелистом Лукой у пустого гроба. Увидев их, жены-мироносицы охвачены страхом ( Лк. 24:4-5 ). Два мужа – те же или другие? В белых одеяниях они являются апостолам и по Вознесении ( Деян. 1:10 ). В Воскресении Христовом небо сходит на землю. Исполнение славы есть Вознесение. Не случайно оно сопровождается явлением светоносного облака ( Деян. 1:9 ). Это облако славы, некогда осенявшее скинию ( Исх. 40:34 ) и храм ( III Цар. 8,10 ), в ознаменование присутствия Божия. Для апостола Павла ясно, что тело воскресшего Господа, как тело духовное ( 1Кор. 15:44-49 ), есть тело прославленное ( Флп. 3:21 ). Тем самым оно уже принадлежит иному бытию. Тайна Воскресения превышает человеческое разумение и не может быть выражена человеческим словом! Тем не менее, два положения не допускают сомнения. Первое: женщины, пришедшие на гроб в первый день недели, на-шли его пустым. Второе: Господь повторно являлся женам-мироносицам и ученикам. Пустой гроб и явления Распятого говорят о Воскресении». 303

http://azbyka.ru/voskresenie-hristovo-vi...

Не один только Павел видел свет и слышал голос, но также и те, кто был с ним ( Деян. 22:8 ). Это указывает, что происходящее не ограничивалось субъективным восприятием Павла. Пережитое Павлом не было чисто субъективным, но имело объективный источник. Событие происходило «вовне», в реальном физическом мире, а не просто в мире личного духовного опыта Павла. Любой из присутствующих тоже мог видеть и слышать физические проявления происходящего. Сводный обзор прямых свидетельств. Свидетельства очевидцев физического воскресения Христа многочисленны и многогранны. По сравнению со свидетельствами о других событиях Древнего мира, они колоссальны: Видели Слышали Касались Др. свид. 1) Мария Магдалина Ин. 20:10–18 × × × пустой гроб 2) Мария и женщины Мф. 28:1–10 × × × пустой гроб 3) Пётр 1Кор. 15:5 × × × пустой гроб, пелены 4) Два ученика Лк. 24:13–35 × × ели с Ним 5) 10 учеников Лк. 24:36–49 ; Ин. 20:19–23 × × × видели раны, ели с Ним 6) 11 учеников Ин. 20:24–31 × × × видели раны 7) 7 учеников Ин. 21 × × ели с Ним 8) Все ученики (поручение) Мф. 28:16–20 ; Мк. 16:14–18 × × 9) 500 братий 1Кор. 15:6 × × 10) Иаков 1Кор. 15:7 × × 11) Все апостолы (Вознесение) Деян. 1:4–8 × × ели с Ним 12) Павел Деян. 9:1–9 ; 1Кор. 15:8 × × Подразумевается. Предложил прикоснуться к Нему. Только за время первых одиннадцати явлений Иисуса видели более чем 500 очевидцев при общей протяжённости периода свыше сорока дней ( Деян. 1:3 ). Во всех двенадцати случаях Иисуса видели и, судя по всему, слышали. Четыре раза Он предложил прикоснуться к Себе. Два раза к Нему несомненно прикасались. В двух случаях Иисус показал Свои раны от распятия. В четырёх случаях видели пустой гроб и дважды – пустые погребальные пелены. В ещё четырёх случаях почти несомненно, что Иисус принимал пищу. Общий итог этих свидетельств выступает неоспоримым подтверждением того, что Иисус воскрес и жил в том же самом, визуально наблюдаемом, осязаемом, физическом теле из плоти и крови, которое было у Него до Воскресения. Косвенные свидетельства. В дополнение ко всем прямым свидетельствам телесного воскресения Христа имеются дополнительные подтверждения. К ним относятся факт мгновенного духовного преображения тех людей, которые стали апостолами; реакция тех, кто отвергал Христа; само существование ранней церкви; а также незамедлительное начавшееся и удивительно быстро происходившее распространение христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Второе объективное условие явления Царства есть действование Св. Духа. Если полное откровение о Св. Духе дано в Ин., то среди синоптиков Евангелие Св. Духа есть Лк. Евангелисту Луке дано было поведать верующим о действовании Духа, которым предварялось и сопровождалось Рождество Христово. Не говоря уже о том, что бессеменное зачатие Спасителя в девственном лоне Марии совершилось наитием на Нее Духа Святаго ( Лк. 1:35 ), – Гавриил обещает Захарии. что и Иоанн исполнится Духа Святаго еще от чрева Матери (1:15). Песнь Захарии (1:67–79) – тоже, во исполнении Св. Духа, и праведный Симеон, осененный Духом Святым, от Духа Святаго имеет обетование, что ему дано будет увидеть Христа Господня. В Духе он и приходит в храм в тот день, когда, должно исполниться обетование (2:25–27). Лк. 3 и 4 имеют параллели у других синоптиков. Но слово о Духе Господнем, с которого начинается цитата из пророка Исаии в проповеди Христовой в Назаретской синагоге, сохранено одним Лукою (4:18). Нельзя забывать, что Лк. – и только оно в ряду синоптиков – кончается ссылкою на обетование Отца (24:49), которое подтверждается в Деян. 1:4–5 и получает исполнение в чуде Пятидесятницы ( Деян. 2 ). В свое время будет указано, что Деян. на всем своем протяжении отмечает действование Св. Духа в апостольской Церкви. Во время пути, кроме общесиноптического предостережения против хулы на Св. Духа (12:11–12; ср. Мф. 12:31 ; Мк. 3:28–29 ) и. опять-таки, общесиноптического обетования помощи от Духа Святаго в гонениях (12:11–12; ср. Мф. 10:19–20 ; Мк. 13:11 ), Евангелист Лука приводит слово Христово о молитве, в котором молитва понимается, как испрошение у Отца Небесного Духа Святого (11:13). Сопоставление с Мф. (7:11) показывает, что прошение о Духе Святом стоит на месте более общего прошения о «благе» в Мф. Допуская, что Лука писал после Матфея и знал труды своих предшественников. мы можем видеть в этой замене заботу об исторической точности, но ее нельзя не поставить в связь и с тем местом, которое в Третьем Евангелии принадлежит Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Надо заменить их противоположными добродетелями: воздержанием, трезвением, целомудрием. Греховная и плотская жизнь заграждает Господу путь в человеческое сердце. Далее: надо смирить или уравнять всякую гору и холм, то есть изгладить из души самомнение и гордость во всех их видах, и в мнимо значительных и в самых мелочных. Наконец, надо отвергнуть все неправильные и своевольные понятия о вере, эти стропотные и острые стези, вполне подчинившись учению Божию, хранимому в непорочности единою Православною Восточною Церковью. Тогда все кривизны выпрямятся, все неровности сгладятся: путь для Господа соделается совершенно свободным; всякий человек удобно получит спасение. Спасение входит в душу вместе с вошедшим в нее Господом. Аминь. Написана по прибытии в Николаевский Бабаевский монастырь в 1861 г Лк. 3:8; Мф. 3:9 Мк. 1:1-4 Лк. 1:16-17 Мф. 13:44 Быт. 18:27 Иов 42:6. Что такого состояния достигают святые Божии, см. св. Исаака Сирского, слово 48-е и 49-е Пс. 114:6 Пс. 50:3 Пс. 6:3, 5 Пс. 21:7 Пс. 50:7 Пс. 68:2-3 Пс. 37:5-6 Пс. 55:1-2, 6 Пс. 3:1-3, 8 Ис.6:5 Евр. 11:13 Мф. 23:37 Рим. 8:6 Рим. 4:3 Рим. 4:11-12 Мф. 3:9 Ин. 9:29 Ин. 9:33 Лк. 3:7 Мф. 3:7 Мф. 23:33 Ин. 8:14, 44 Мф. 21:31 Bergier. Dictionnaire Theologique, Saduceens Деян. 5:17 Лк. 16:19 Ин. 1:19, 24 Святой Тихон Воронежский. Том 15. письмо 32-е Ин. 7:48-49 Мф.23:33 Флп. 3:7-8 Ин. 1:35 Мф. 21:32 Мф. 21:32 Мф. 13:13 Лк. 8:15 1Кор. 6:20 Кол. 3:11 Петр Дамаскин. О еже како стяжати истинную веру. Доброт., ч. 3, кн. 1-я Слово 2-е Ис. 40:3-5, 10; Лк. 3:4-6  Изложение учения Православной церкви о Божией Матери Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она — Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она — Приснодева, то есть до рождения ею Богочеловека — Дева, в рождении Его — Дева, по рождении Его — Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию, и значит Госпожа К уразумению достоинства Богоматери, к уразумению его в том величии, в каком оно исповедуется Православною Церковью, руководствуют точные и подробные понятия о непостижимом деянии всемогущего Бога: о вочеловечении Бога-Слова. Предвечное Слово — Сын Божий — силою творчества Своего составил Себе плоть во утробе Девы: зачался Богочеловек и родился Богочеловек. Сын по Божественному естеству соделался сыном и по естеству человеческому. Родился от Девы Иисус Христос, одно Лице в двух нераздельных и неслитных естествах — Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. Такое чудное соединение, принимаемое верою и рождаемым ею духовным разумом непостижимое для разума плотского и душевного, произведено всемогуществом Божества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

36) и «Начальником и Спасителем» (5. 31), чтобы «дать Израилю покаяние и прощение». Превознесенное положение Христа выражается в том, что Он «изливает» Духа на апостолов (2. 33). В дальнейшем повествовании такая тесная связь между действием Св. Духа и властью Спасителя четко не выражена (только в 16. 7 Дух называется «Иисусовым» (в ¸ 74, синайском, александрийском, ватиканском кодексах и др. древних рукописях); в Деян 5. 9 и 8. 39 (в древних рукописях) - «Господним», что также может быть отнесено ко Христу; в остальных случаях - «Святым». Укорененность богословского языка Д. с. а. в ветхо- и межзаветной традициях проявляется в употреблении терминов «Слово», «сила» и «Имя», к-рые иногда обозначают действие Бога в мире, а иногда, по-видимому, относятся к Св. Духу. Неоднократно говорится о том, что «Слово Божие росло», «распространялось», «возрастало» (6. 7; 12. 24; 13. 49; 19. 20). Верующие - это те, кто принимают Слово (2. 41; 8. 14; 11. 1; 17. 11; ср.: Лк 8. 13). Даже язычники прославляют Слово Господне (Деян 13. 48). В греч. тексте Деян 18. 5 говорится о том, что ап. Павел был понуждаем Словом. «Имя Господне», «имя Иисуса» спасает (2. 21; 4. 10-12), оно призывается при крещении (2. 38; 8. 16; 10. 48; 19. 5), исцеляет и прощает грехи (3. 6, 16; 4. 10, 30; 16. 18; 19. 13; 22. 16). Те, кто творят чудеса, обладают «силой» (δναμις) - ап. Петр (4. 7), первомч. Стефан (6. 8), ап. Филипп (8. 10). Иногда слово «сила» звучит как синоним «Духа» (Деян 10. 38; ср.: Лк 1. 35; 24. 49), иногда является плодом действия Духа (Деян 1. 8). Иисусу Христу надлежит прийти на землю 2-й раз таким же образом, как Он восходил на небо (1. 11). Возвращение Господа связывается с «восстановлением Царства», о времени к-рого апостолы спрашивают Воскресшего Христа в самом начале Д. с. а. (1. 6). Ответ Спасителя относит это событие и соответственно Его возвращение в неопределенное будущее. В период же «до времен совершения всего» (χρι χρνων ποκαταστσεως πντων - 3. 21) Господь Иисус пребывает на небесах с Отцом, Который снова пошлет Его во «времена отрады» (καιρο ναψξεως - 3.

http://pravenc.ru/text/171799.html

Древности 18. (63). 3. 3); ср. формулировку в Деян.2:22 ). Господь Иисус Христос даровал зрение слепым ( Мф.9:27–31, 20:30–34 ; Мк.8:22–26 ), слух глухим ( Мф.11:5 ; Мк.7:32–37 ), способность ходить лежачим больным ( Ин.5:1–15 ), очищал прокаженных ( Лк.5:12–16, 17:11–19 ), исцелял от лихорадки или горячки ( Мф.8:14–15 ; Мк.1:29–31 ; Ин.4:43–53 ), водянки ( Лк.14:1–6 ), паралича руки ( Мк.3:1–16 ), останавливал кровотечение ( Мф.9:20–22 ; Мк.5:24–34 ), приживлял отрубленное ухо ( Лк.22:51 ). Причем в некоторых случаях особо отмечается бессилие профессиональных врачей ( Мк.5:26 ; Лк.8:43 ). В Евангелиях повествуется о трех случаях воскрешения Господом Иисусом мертвых ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:35–43 ; Лк.7:11–17, 8:49–56 ; Ин.11:41–42 ). В последнем случае – спустя 4 дня после смерти. Исцеления часто сопровождались или состояли в изгнании из человека духов нечистых, которые являлись причиной болезни ( Мф.17:14–18 ; Мк.9:14–27 ; Лк.9:37–43, 13:11 ). Примеров экзорцизмов нет только в Евангелии от Иоанна. Все исцеления, кроме двух случаев ( Мк.8:22–26 ; Ин.9:1–7 ), совершались мгновенно, даже когда Он находился на расстоянии от больного ( Мф.8:5–13, 15:21–28 ; Ин.4:46–53 ). Конечно, каждый случай исцеления, описанный в Евангелии, по-своему уникален и требует отдельного рассмотрения, что невозможно в данной обзорной статье . В целом, место и значение чудес исцеления в контексте земного служения Господа вполне очевидно. Эти чудеса очень тесно связаны с проповедью Царства ( Мф.4:23, 9:35 ; Лк.6:18, 9:2, 11, 42–44 и др.), что не имеет аналогов в Древнем мире. Они знаменовали наступление эры спасения, возвещенной ветхозаветными пророками ( Ис.26:19, 29:18–19, 35:5–6, 61:1 ; также см. Ис.53:4 ; ср. Мф.8:16–17 ). В историях об исцелениях открывается Его Богосыновство и предсказывается Воскресение. Исцеления указывают на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Христос восстанавливает принадлежность ритуально нечистых и грешников к народу Божию.

http://azbyka.ru/zdorovie/vrachevanie-v-...

Объясн. Слова эти не опровергают богослужения православной Церкви, так как во всякой из служб церковных непременно бывает хвала Богу: песнопение, плод уст, назидание и утешение. Здесь не говорится о том, что богослужение должно состоять из одних песнопений и что обряды не нужны. Согласно наставлению и примеру святых апостолов, христианам подобает собираться для общественной молитвы в определённых местах, или храмах. Лк.24:53 ; Деян.16:13:20, 20:7–8 , где всё должно быть по чину: 1Кор.14:40 . Еф.5:19 . «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу». Объясн. Здесь указание на древний обычай христиан в своих собраниях (храмах) воспевать духовные песни Богу: 1Кор.14:26 . Во всякой из служб православной Церкви непременно бывает хвала Богу, песнопением, назидательным чтением и др., причём, согласно наставлению и примеру святых апостолов, православные христиане для богослужения собираются в определённых местах – храмах: Лк.24:53 ; Деян.16:13:20:7 , в известные часы: Деян.3:1 , во главе с предстоятелями: 1Фес.5:12 ; где всё должно быть по чину и благообразно: 1Кор.14:40 . Молитвенных подвигов Бог требует Ин.5:41 . «Не принимаю славы от человеков»... Объясн. Здесь слава понимается в смысле достоинства – сидение одесную Отца: Пс.109:1 ; такой славы люди дать Христу не могли, ибо она даётся только от Бога: Флп.2:9–10 . Но благодарности и молитвенных подвигов от людей Бог требует: Лк.17:18 ; 1Кор.10:30–31:6:20 ; Кол.3:17 ; 1Фес.5:17 . Пс.49:14:50:19 . «Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои... Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». Объясн. Православные христиане верят, что искреннюю и истинную молитву Господь услышит, как бы она ни была выражена, тихо или громко, устами или умом; и следует припомнить иерихонского слепца и друг., громко взывавших к Богу, и, кроме того, Сам Спаситель с апостолами дали пример молитву сопровождать пением: Мф.26:30 , и чтением Слова Божия: Кол.4:16 , а потому как угодно Богу исполнение обетов, наблюдение за путём своим, дух и сердце сокрушённое, так угодны Ему и чистосердечные, громкие богослужебные молитвы: Пс.150:4–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

От шестого часа до девятого (9–12) была тьма по всей земле; в девятом же часе, вися на кресте, Сын Божий умер. Тогда церковная завеса раздралась надвое – с вышнего края до нижнего; земля потряслась; камни распались; гробы раскрылись и встали тела многих усопших святых: великий страх напал на всех. Потом – ввечеру умерший снят со креста и погребен в новом гробе. В третий день силою Своего Божества Он воскрес из мертвых, и неоднократно являлся ученикам Своим, поучая их царствию Божию ( Мф.27:50–52 ; Мк.15:37–38 ; Мф.28:16–20 ; Лк.24:13, 34–36, 44 ; Мк.14:11, 14 ; Ин.20:19–25 ; Деян.1:3 ). Когда же имел вознестись на небо, послал их на проповедь во всю вселенную; но прежде приказал им ждать сошествия Святого Духа в Иерусалиме, и до того времени никуда не отлучаться из Иерусалима. Так наставив их, вознесся пред ними с горы Елеонской на небо, и сел одесную Бога Отца ( Лк.24:49–51 ; Мк.16:19 ; Деян.1:4, 9 ). В пятидесятый день по воскресении, на всех апостолов, собравшихся в одном доме, сошел Дух Святый в виде огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Укрепившись Духом Святым, Апостолы разошлись по всему миру; упразднили идолопоклонство – прелесть бесовскую, и проповедали пришествие Сына Божия в мир, Его страдание, смерть и воскресение. Итак, научили всех, как их самих научил Христос и Дух Святый, живущий в них, тогда наставлял. Св. Церковь доныне содержит учение их, и наставляемая им спасается. Вот видишь, возлюбленный, Кто есть Избавитель наш и как Он избавил нас. – Он есть Господь наш, Сын Божий Единородный, рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный, от Бога истинного, рожденный не сотворенный, Единосущный Отцу, Имже вся Быша. А как Он избавил нас, это ты слышал. – Нас ради и нашего ради спасения Он сошел с небес, и воплотился от Девы Марии, распялся при Понтийском Пилате, и страдал, и погребен был, и в третий день воскрес из мертвых. Так Он пострадал за нас и умер, и тем страданием и смертию Своею умилостивил Отца небесного, и примирил нас с Ним. Так Он ту казнь, которой мы были повинны, ваял на Себя, и так вступился за нас, так заслужил нам отпущение грехов, избавил вечной казни, следующей за грехом, и вместо рая, из которого мы были изгнаны, отверз нам небо, даровал нам Царство небесное. По Его заслугам, Его благодатию, Его Кровию, нас ради пролитою, мы надеемся получить милость у Отца небесного, – Его пресладким именем надеемся спастись. Сей есть Мессия, обещанный Богом, проповеданный Пророками, ожиданный всем миром. Сей есть Христос, по имени Которого называемся Христианами. Сей есть наше благородство, которое превосходит все почести, все титулы, все высокие ранги мира сего. Сим именем хвалимся; ибо без Сего имени всякое благородство есть подлость, богатство – нищета, честь – бесчестие, слава – ничто. С сим именем, и нищий богат, и бесславный славен, и бесчестный честен, смиренный высок, и несчастный счастлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Илии. Дни св. апостолов Апостолами, т. е. посланниками, называются ученики Господа нашего Иисуса Христа, коих Он избрал, облек силою свыше ( Лк.24:49 ) и послал в мир проповедать Евангелие и свою проповедь подтверждать своим свыше призыванием, своею жизнию, чудесами, страданиями и смертию. Апостолам надлежало быть свидетелями страданий, смерти и воскресения Христа и проповедниками покаяния и отпущения грехов во имя Его во всех языцех, наченше от Иерусалима и даже до последних земли ( Лк.24:46–49 ; Деян.1:8 ). И велиею силою воздаяху свидетельство апостоли воскресению Господа Иисуса Христа, благодать же бе велия на всех их ( Деян.4:33 ). Несмотря на неисчислимые препятствия и в учении апостолов, превышавшем понятия иудеев и язычников, и сильно вооружавшихся против них суеверий и нечестия, предрассудков и страстей; и в самых проповедниках – людях простых, бедных, неученых и малочисленных; и в образе проповедаиия – простом, безыскусственном, ничего не обещающем на земле, кроме страданий и смерти; и со стороны бесчисленных врагов учения – богатых, мудрых и сильных, апостолы в короткое время насадили, распространили и утвердили учение спасения по лицу земли; и притом, как говорит св. Златоуст, «страдая, а не действуя, будучи поражаемы, а не поражая» 840 . В этом быстром и беспримерно кротком распространении христианской веры, сопровождаемом святейшею жизнию, пророчествами, чудесами и небоязненно запечатлеваемом страданиями и смертию проповедников, видна особенная помощь и благодать Божия. Возможно ли, чтобы учение простых, некнижных и малочисленных учеников Христовых, само по себе, в короткое время оказало над людьми столь могущественное действие, которое совершенно выше сил человеческих! «Подумай, – говорит св. Златоуст, – какое великое дело – в короткое время всю подсолнечную наполнить таким множеством церквей, обратить столько народов, убедить столько людей, искоренить отеческие нравы; изменить укоренившийся навык, сокрушить преобладание сластолгобия, подобно праху рассеять самые следы греха; подобно дыму, обратить в ничто олтари, храмы, кумиры, обряды, мерзкие празднества, нечистые жертвоприношения и повсюду воздвигнуть жертвенники и у римлян, и у скифов, и у мавров, и у индов! Слово Христово насаждено во всех душах; находится в устах у каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010