Догматические поэмы, X, 5—9 (P.G., t. 37, col. 465).    Большое огласительное слово, гл. 25 (P.G., t. 45, col. 65 D).    Первое слово против ариан, гл. 20 (P.G., t. 25, col. 129 D-132 А).    Мф. 18:12—14; ЛК. 15, 4—7; Иоан. 10:1—16.    Мф. 12:29; Мк. 3:27; Лк. 11:21—22.    Св. Афанасий, там же, гл. 30 (P.G., t. 25, col. 148).    Св. Иоанн Дамаскин, «Третье слово об иконах», §9 (P.G., t. 94, col. 1332 D). Образ Христа – врача человеческой природы, пораженной грехом, часто связывается с притчей о добром самарянине, которая была истолкована в этом значении в первый раз Оригеном. См. его 34-е поучение на Евангелие от Луки и Толкование на Евангелие от Иоанна, 20, 28 (P.G., t. 13, col. 1886—1888 et t. 14, col. 656 A).    Св. Григорий Нисский, Большое огласительное слово, гл. 22—24 (P.G., t. 45, col. 60—65).    Рим. 3:24; 8, 23; 1 Кор. I:30; Еф. 1:7; 14, 30; Кол. 1:14; Евр. 9:15; 11, 35 – со значением освобождения. 1 Тим. 2:6; 1 Кор. 6:20; 7, 22; Гал. 3:13 – со значением уплаченного выкупа.    Жертвоприносительный, или священнический, образ подвига Христова у апостола Павла в сущности тождествен юридическому образу, образу выкупа или собственного искупления, но он его дополняет и углубляет. Действительно, идея умилостивления кровью (Рим. 3:26) связывает воедино оба образа – юридический и жертвоприносительный в понятии искупительной смерти праведника, понятии, присущем мессианским пророчествам (Ис. 53).    Cur Desu homo, 1, 4 (P.L., t. 158, col. 365).    В оригинале: Sacrificateur, что по-русски буквально означает: Жертвоприноситель или Первосвященник. – Прим. перев.    Слово 45, на Святую Пасху, §22 (P.G., t. 36, col. 656).    У св. Афанасия мы находим некоторые начатки пневматологического объяснения изречения: «Бог стал человеком, дабы человек стал богом». Это особенно явно выражено в замечательном сопоставлении Христа, «Бога-Плотоносца» и христиан, «людей духоносных». Слово восприняло плоть, дабы мы смогли получить Святого Духа (О воплощении, §8, P.G., t. 26, col. 996 С).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ветхозаветные чтения, входившие в состав Л. с. послеиконоборческого периода и зафиксированные в Типиконе Великой ц., предназначались в большинстве случаев для чтения за вечерним богослужением и составляли ок. 15% от общего объема ветхозаветного текста. Принцип последовательного чтения был использован только в период Великого поста в чтениях из книг Бытие, Притчи и Книги прор. Исаии. А. М. Пентковский Современная Л. с. РПЦ Современная Л. с. РПЦ основана на визант. Л. с. Ее основы сформулированы в особых статьях богослужебных Евангелия и Апостола, а также в указаниях Типикона. Порядок рядовых литургийных чтений на каждый день церковного года отражается в статьях богослужебного Евангелия, собранных в «Сказании еже како на всяк день должно есть чести Евангелие седмиц всего лета» и «Сказании Евангелий святыя четыредесятницы и страстныя седмицы», а также в статьях богослужебного Апостола, входящих в «Сказание о антифонах и прокименах: и еже како на всяк день должно есть чести апостол в седмицах всего лета» и «Последование святыя четыредесятницы, субботам и неделям святаго великаго поста». Эти статьи регламентируют порядок ежедневных литургийных чтений из Евангелия и Апостола в период от Пасхи до Сыропустной недели , а также для суббот и воскресений 6 седмиц Великого поста и для служб Страстной седмицы (с Великого понедельника по Великую субботу ). В целом распределение чтений отдельных Евангелий по периодам года идентично визант. Л. с. Евангельский «столп» (т. е. весь цикл рядовых чтений) начинается с Евангелия от Иоанна (хотя в богослужебном Евангелии тексты располагаются в стандартном порядке: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал в отличие от Апостола, где нумерация зачал сквозная), к-рое читается в период от Пасхи до Пятидесятницы включительно, за исключением 3 дней: вторника Светлой седмицы, когда назначается Лк 23. 12-35; Жен мироносиц недели , когда читается Мк 15. 43 - 16. 8; четверга 6-й седмицы по Пасхе, в к-рый празднуется Вознесение Господне и читается Лк 24. 36-53.

http://pravenc.ru/text/2463363.html

Исаии 6 июля (констант. – 9 мая), – гробницу его бордосский путеводитель 333 г. указывает в долине Иосафатовой 49 : чтения для первых двух – Пс. 115:6 (выше), 2Тим. 4:1–6 , Пс. 114 , Ин. 10:11–16 (наше зачало святителю), для второй – Пс. 115:6 , Ис. 6:1–10 , Еф. 4:7–13 . Затем, следует ряд памятей палестинских. 11-го января положена память Петра и Абисолома, что является испорченным именем муч. Петра Абселама (из селения Анеи в пределах Елевферополя), пострадавшего 11 января 310 г. 50 : прокимен и аллилуарий, что и у предшествующих памятей. Рим. 8:28–39 , Мф. 10:16–22. 1 мая – пр. Иеремии в Анафофе, где, по свидетельству паломника Феодосия, находилась его гробница 51 : Иер. 1:1–10 , Иер. 38:1–28 , 2Петр. 2:9–24 , аллил. Пс. 29 : Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси: Мф. 2:16–18 . Июня 27 – пр. Захарии, гроб и мощи коего находились недалеко от Елевферополя 52 и который и лекционариями, и паломниками, смешивается с Захарией сыном Варахииным ( Мф. 23:35 ): Пс. 25:8 : Господи возлюбих благолепие дому Твоего: Зах. 3:7–4:9 , 1Кор. 12:26–13:10 , Пс. 115 , Мф. 23:24–24:1. 14 июня – пр. Елисея (лишь париж. рк.): гроб его находился в Севастии (др. Самарии 53 ), чтения на этот день – 4Цар. 13:14–21 , Евр. 11:32–40 , Пс. 115 (выше), Лк. 4:25–42 . Июля 2 – память ковчега Господня в Кариафиариме: анонимный источник у Петра Диакона (см. прим. 36) определяет расстояние этого места от Иерусалима в 9 миль и сообщает, что там существовала церковь 54 . Для этой памяти лекционарии назначают: Пс. 131:7 : Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его, 1Цар. 6:18–72 , 2Пар. 6:12–19 , Евр. 9:1–10 , Пс. 35 : Глаголет пребеззаконный согрешати в себе. Вероятно, палестинского же происхождения в лекционариях память, по-видимому, Усекновения главы Иоанна Крестителя 29 января (париж. рк.). Конибер считает это ошибкой и переносит ее на 29 августа 55 , что едва ли справедливо: теперь в армянской церкви есть праздник Рождества Предтечи 14 января, но празднующийся обычно в понедельник после первого воскресения по Богоявлении (так и в бодл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

33 ИПАКОИ – в переводе с греч. – повиновение, послушание и внимание, то есть это тропарь, достойный и требующий особого внимания 34 СТЕПЕННЫ – песнопения, составленные на основании псалмов (119–133), именуемых «Песнь степеней», то есть ступеней, знаменующих собой восхождение верующих от земли на Небо, от места странствования в отечество, от скорби к радости и от бедствий к блаженному покою. Степенны предваряют чтение Евангелия, как бы приготовляя, возводя нас к слушанию слова Божия. По способу исполнения именуются АНТИФОНАМИ (с греч. – противогласие, т.е. песнопения поемые на обоих клиросах попеременно. 35 Здесь дано общее Евангелие для всех воскресных дней ( Лк.24:36-53 ), но можно читать то Евангелие, которое указано в Церковном календаре для утрени данного дня. 36 КАТАВАСИЯ (с греч. схождение, выход, соглашение) – ирмос, который поется в конце каждой песни; для его торжественного исполнения певцы с обоих клиросов сходились на середину церкви. 37 ИКОС – пространная священная песнь в похвалу Господа, Богородицы или святых. Икос всегда читается после кондака. 38 ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (с греч. – высылаю) тропарь, читаемый в воскресный или праздничный день на утрени, после канона. Прославляет послание апостолов на проповедь, тесно связан с содержанием утреннего Евангелия. 39 Или ХВАЛИТНЫ так именуются псалмы 148, 149 и 150 по частому в них повторению слова «хвалите». В них содержится славословие и хвала Богу от всей твари. 40 Напоминает содержание прочитанного Евангелия. 41 СЛАВОСЛОВИЕ ВЕЛИКОЕ «…издревле составлено отцами… и всякому верному надобно поучаться в нем и знать его, и воссылать его к Богу всякий День, утром и вечером». Начинается оно со славословия Ангелов при Рождестве Христове. 42 См. Церковный календарь. 43 ЧАС ПЕРВЫЙ – славословие первого часа соединяется с утреней, так как им начинается день и он приносится вместе с утренею как дар и жертва хваления Господу. «Читаются три псалма в честь Троицы, изреченные некогда Давидом поутру, содержащие благодарение Богу и молитву о том, чтобы пришел на нас Его Божественный свет, чтобы наши дела были благопоспешны, и мы оставили всякое зло, исполнились же всякого добра».

http://azbyka.ru/voskresnaya-sluzhba-dly...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

е. евангелистом Лукою, что видно из первых слов её ( Деян.1:1–9 ) и сравнения этого места с первыми словами Евангелия от Луки и рассказом этого Евангелия о вознесении И. Христа ( Лк.24:36–53 ). Книга эта передает нам рассказ о последних днях пребывания И. Христа на земле и об исполнении в Церкви Его обетований, о ниспослании Св. Духа на апостолов и об излиянии даров Св. Духа на верующих; передает нам рассказы о проповеди апостолов под непосредственным действием Духа Божия, – одним словом – книга Деяний апостольских продолжает дело Евангелий и направлена к той же цели: она продолжает описание Нового Завета Бога с человеками, или действие Св. Духа в основанной Сыном Божиим Церкви. Учение её во всём согласно с учением Евангелий и других боговдохновенных книг как Ветхого, так и Нового Завета. Спрашивается: может ли быть какое-нибудь сомнение в её боговдохновенности? На этот вопрос Церковь Христова с самых древних времен отвечала несомненною уверенностью в том, что книга Деяний Св. Апостолов есть боговдохновенное произведение, как книга посвященная описанию жизни, деятельности и изложению учения водимых Духом св. Апостолов и других христиан древнейшей Церкви Христовой. Её писатель Лука был непосредственным слушателем святых апостолов, а это значит, что он слышал как бы самого И. Христа, потому что И. Христос сказал: Слушаяй вас, Мене слушает ( Лк.10:16 ). – Затем к числу боговдохновенных книг Нового Завета Церковь Христова относит 21 послание апостольское и Апокалипсис, или Откровение апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Боговдохновенность этих св. книг, как писаний апостольских, стоит вне всякого сомнения, потому что писатели этих книг были все апостолами И. Христа Сына Божия, которых Он Сам при жизни учил всему, что принял от Отца, пославшего Его; а по вознесении Его на небо непосредственным руководителем и учителем их был Утешитель, Дух Святой, научивший их всему и воспоминавший им всё, что говорил им Сын Божий ( Ин.14:26 ). Дух Святой, нисшедший на них в 50-й день по вознесении И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История    О глубокой древности обычая игумену или кому-либо другому из администрации монастыря предлагать братии несколько раз в неделю, преимущественно в воскресенье, поучение, причем допускалось и обсуждение его (в Иеронимовых «Правилах прп. Пахомия» cathechesis и disputationes) - см. Вступ. гл., 193, 202, 213.    Об оглашении в собственном смысле не упоминают Ипотипосис, Диатипосис, Евергетидский устав, западные Студийские, а только Студийско-Алексиевский и из Иерусалимских в настоящем месте почему-то только древнейшая ркп. - грузинская (см. выше, с. 724), но все под Неделей мытаря и Фоминой кратко.    Старообр. уст.:    «и потом предлагается оглашение Студитово и прочитает игумен сам или избирает единаго от священник или от древних братий, по скончании же чтения глаголют клирицы тропарь гл. 8 «Православию наставниче», конец с пением, глаголет же 2-й лик Слава и ныне, Богородичен, глас тойже: «Иже нас ради рождейся " " . ИНОСЛАВНЫЕ УТРЕНИ    В сравнении с нашей инославные утрени имеют следующие наиболее значительные отличия.     Армянская утреня, состоящая из полунощницы и «рассвета», имеет на 1-й 7 молитв, 5 поучений, 5 отделов Псалтири (их всех 8) и несколько гимнов, на второй 7 молитв, из них одна с коленопреклонением, 3 поучения, из коих одно «увещание к молитве», несколько гимнов и псалмы 112, 5, 114, 141, 53 и 85:17.     Коптская утреня, состоящая из полунощницы и утрени, имеет на первой, кроме наших псалмов 3, 117 и 118, пс. 6, 69, 85, 116, Еванг. Мф. 25 о 10 девах, Лк. 7:36 о немилосердом заимодавце, Лк. 12:32 об ожидании Второго Пришествия, покаянные седальны, похвальные стихи «Радуйся» Богоматери и молитву; на второй имеет в начале 19 псалмов, - кроме наших 62 и 142, еще 1—6, 8, 11—12, 14, 15, 18, 24, 26, 66, 69, 112, Еванг. Ин. 1:1-16, Символ веры, ряд кратких молитвенных возгласов и 2 молитвы (Вступ. гл., 299—303).     Абиссинская утреня древнего типа почти не имеет псалмов (только несколько псалмических стихов), открывается длинным рядом молитвенных воззваний с перечислением дел творения и промысла, обращений к разным святым, перечислением их подвигов и достоинств Богоматери, имеет два длинных ряда чтений из Нового Завета - 1-й из 9 чтений и 2-й из 4 (о воскресении, свете, бдении, крещении, Втором Пришествии), разделяемых песнями Моисея, трех отроков и Симеона Богоприимца и заключаемых длинными гимнами Пресв. Троице, Христу, святым и перифразом молитвы Господней (с частым аллилуиа).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Б15 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 111, пис. на перг., в л., в два столбца, по 21 строке, на 210 л., д. крупным уставом XIV в. В средине рукописи недостает многих листов, нет и конца: прерывается на 4-м воскресном евангелии. Из Ев. Марка нет: ( Мк.9:2–9, 16:1–8 ). Месяцеслов неполный, три месяца имеют славянские названия. Правописание русское. – Востоков, стр. 176. Б16 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 112, пис. На перг., в л., в два столбца, по 21 строке, на 262 л. XIV в. Принадлежало некогда Спасскому монастырю под Луцком, как видно из записей XIV–XV в. (напечатаны у Востокова). Правописание русское, по галицко-волынскому говору. Из Ев. Марка недостает только ( Мк.9:2–9 ). В месяцеслове славянские названия месяцев. 20 июня: стго моу. меоди пп моравьского (!) . В сем списке весьма точно выдержан евангельский текст второй редакции. – Востоков, стр. 176–179. Б17 Евангелие-апракос, Моск. Публ. и Рум. Муз. 113, пис. На перг., в л., в два столбца, по 27 строк, на 251 л., д. крупным прямым уставом XIV в. Имеются живописные изображения евангелистов Иоанна и Матфея. На первом, коим начинается рукопись, подписано древним почерком: писалъ микнтл рукою гршною. Правописание русское, с превращением ц в ч и обратно: чатоу 148 об. нсчлнтн 168 об. крнцатн 145 об. оволценъ 240. старчь и жрчь, срдьче ( срьдьце т. е. вм ь). Месяцеслов краткий. 14 февраля: стаго кирила философа. Точно выдерживается вторая редакция еванг. текста. – Востоков, стр. 180. Б18 Четвероевангелие, Моск. Публ. и Рум. Муз. 117, писано на пергам. в л., в два столбца, по 21 строке, на 128 л. XIV в. Неполное. Начинается с Ев. Матфея 4, 1 . Из Ев. Марка нет ( Мк.5:26–42, 6:24–37, 7:10–9, 48, 12:20–16:20 ); из Ев. Луки гл. ( Лк. 1–7:36, 23:54–24:53 ). Евангелие Иоанна все утрачено. Месяцеслов краткий. 24 июля: му борисъ глб. Правописание русское. – Востоков, стр. 181–182. Б19 Евангелие-апракос, библ. Троице-Сергиевой Лавры 5–1993, пис. на толстом перг., в л., в два столбца, по 27 строк, на 164 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Уникальные места Евангелия от Луки 1:5–79 Благовестие праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией дома праведной Елисаветы 2:8–20 Благовестие пастухам. Поклонение пастухов 2:21–38 Сретение 2:41–52 Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме 5:4–9 Первый чудесный улов рыбы 7:11–17 Воскрешение сына Наинской вдовы 7:36–50 Христос и грешница в доме Симона фарисея 10:1–12 Отправление и наставление Семидесяти 10:29–37 Притча о милосердном самарянине 10:38–42 Христос в Вифании у Марфы и Марии 11:5–8 Притча о докучливом друге 12:16–21 Притча о безумном богаче 12:35–40 Притча о бодрствующих слугах 12:42–48 Притча о благоразумном домоправителе 13:1–9 Христос о галилеянах, казненных Пилатом, о падении Силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 Исцеление скорченной женщины в субботу 13:31–33 Предостережение от Ирода 14:1–6 Исцеление больного водянкой 14:7–14 Притча о званных на брак 15:8–32 Притчи о потерянной драхме и блудном сыне 16:1–12 Притча о неправедном управителе 16:19–31 Притча о богатом и Лазаре 17:11–19 Исцеление десяти прокаженных 18:1–8 Притча о неправедном судии 18:9–14 Притча о мытаре и фарисее 19:1–10 Христос и Закхей 23:6–12 Суд у Ирода 23:39–43 Исповедание благоразумного разбойника 24:13–35 Явление воскресшего Господа ученикам по пути в Еммаус 24:50–53 Вознесение Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне и искушение в пустыне Исцеление бесноватых (бесноватого) в земле Гадаринской (Гергесинской) Мк . 1:14–20;       1:29–45;       2:1–17;       Лк. 4:14–15 ; 4:38–5:32 и соотв. места в: 4,8–9 гл. Мф Начало общественного служения в Галилее. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна. Исцеление тещи Петра. Исцеление расслабленного. Призвание Матфея. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой Отправление Двенадцати на проповедь Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Заговор против Господа Иисуса Христа. Вопрос о посте и ответ Христа о сынах чертога брачного Ирод принимает Христа за воскресшего Предтечу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

в стгн или в стьгны или на поуть – нарицамыи – вьзищи; 12:11 в тоже время вм. в оно же время или в время же оно, в оны дни; 21:29 вводил вм. въвел есть, вел иесть, 28:23 гостинницю вм. древн. обьтель, обилтание, обиталницю, поздн. и тепер. страннопримницу Иак. 1:26 не обоуздовая вм. не вьстаи, не въхластаа, не въстязая, Рим. 8:32 за нас всех вм. за ны вся; и под. 1Кор. 10:25 мяснице; 11:18 расдоры вм. распри; 12:17 обоняньие вм. оуханние; 2Кор. 1:22 залог (тоже Еф. 1:14 ); Еф. 5:1 аки вм. яко; Флп. 4:1 желанная вм. драгая, вожделенная, любимая; Кол. 4:6 солью потрено вм. растворено; 2Фес. 3:6 коутатися; 3:8 даром вм. тоуне; Евр. 8:10 вот завет вм. сь, се, сеи, – Апок. 5:8 гнед; 5:11 одежа бела вм. ризы белы; 8:5 полчаса вм. полгодины; 8:7 треть вм. Г–ая часть; 9:1 кладязя вм. студенца и 2 ст. кладезнаго вм. студенечнаго: 19:11 сив вм. серен: 21:16 четверооуголен. Однажды нами замечена описка: яз, как и в Духовном завещании. [Знатоки быть может найдут также достопримечательным в каком-либо отношении: Матф. 24:7 ср. Лк. 21:11 осопи – λοιμο, 26:53: топерво – теперь, ρτι, формы: Мф. 8:31 моляхут 9:24 насмисахоутся 24:21 напаяшет 27:48, служахут ( Мк. 1:13 ) емь (3:10), малитъся (супин, 4:36) Марк 2:1 прилога, π βλημα, 7:4 опаница, 9:2 прадник, Лука 6:38. оспиту, 12:59 цяту, – 7:14 раце, 18:2 не в коием (как и в Христин.), 9:7 не от ких 27:27 невкоую, Иоанн 6:12 нитенья=θρμματα, Ин. 7:52 и Деян. 7:28 ци. 54 скрегтахоу, 5:39 богокоторинци, 8:23 в золчи, 22:7 на тлях=ες τδαφος, – 1Пет. 1:19 не клосна: Еф. 5:1 аки, – коудя 3Ин. 10 ст., – роудие, роудости Иак. 2:2 и 1Пет. 3:21 . Впрочем при суждении об этих, как и о всех других, вышеуказанных словах, необходимо принимать во внимание: 1) возможность литературного влияния источников, коими пользовался Святитель, 2) невыдержанность редакции в Чудовском списке и 3) личное влияние писца (описки и рефлексы), если бы то был не сам св. Алексий. Что чудовский список принадлежит русскому образованному человеку, практически знавшему греческий язык и не владевшему достаточными пособиями научными для вполне проверенной редакции славянского перевода по греческому тексту, а отнюдь, по крайней мере, не образованный грек, практически владевший русским и церковно-славянским языком, – о сем свидетельствуют такие, только для русского возможные, переводы и чтения: Мф. 5:44 искушающих (επηρεαζντων смешивая с πειραζντων); 12:3 не весте ли, οκ νγνωτε, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010