В древнем Иадгари (груз. переводе гимнографического приложения к иерусалимскому Лекционарию, отражающем практику VII-IX вв.) для Великого Четверга выписаны следующие песнопения: трипеснец (3-го плагального гласа, нач.: " Услышал голос Твой и убоялся, ибо долготерпишь " ), хвалитные стихиры (7-го гласа), стихиры на " Господи, воззвах " (2 цикла - 7-го и плагального 2-го (т. е. 6-го) гласов), тропарь на Литургии (4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, нач.: " Долготерпение Господа на блудном сыне " ), прокимен, тропари на умовение рук и на перенесение св. Даров и причастны на Литургии (все те же, что и в груз. переводе Лекционария, но тексты, в отличие от последнего, выписаны полностью). За Литургией следует чин умовения ног (Метревели. Иадгари. С. 185-190). После XI в. самобытная иерусалимская традиция прекратила свое развитие - богослужение Иерусалимской Церкви, как и остальных Православных Поместных Церквей, полностью переориентировалось на к-польскую традицию и восходящие к ней монастырские Типиконы. Святогробский Типикон 1122 г. - единственный источник, который младше XI в. и где еще прослеживаются элементы древней иерусалимской практики, хотя уже и смешанной с к-польской. Особенно ярко смешение 2 традиций проявляется в использовании за службами библейских чтений, соответствующих как древней иерусалимской, так и послеиконоборческой константинопольской лекционарным системам (некоторые чтения не относятся ни к той, ни к др.). Согласно этому Типикону, на утрене Великого Четверга поется " Аллилуия " на 4-й плагальный (8-й) глас, с тропарем " Егда славнии ученицы " ; затем стихословятся непорочны (т. е. Пс 118) и поются 2 особых тропаря по непорочных (нач.: " Ангельский собор удивился, зря Тебя в Сионской горнице совечеряющего " ) с троичном и богородичном; следуют 4 седальна, чтение, Пс 50 с 2 покаянными тропарями (нач.: " Призри, Владыка, помилуй меня " ) и богородичном; канон - тот же, что и в Студийском и Иерусалимском уставах; в каноне выписано 2 кондака (по 3-й и по 6-й песни); после 9-й песни канона следует особый эксапостиларий (нач.: " О дивное чудо, дланью все содержащий " ) с богородичном; после хвалитных стихир (2 подобна и 4 самогласна, славник и стихира на " И ныне: " ) стихословится утреннее славословие (от " Слава в вышних Богу " до " Сподоби, Господи " ) и бывают чтения (прокимен из Пс 40, Быт 22. 1b-19a, Деян 1. 15-20, 2-й прокимен из Пс 54, Лк 22. 1-39); затем - " Сподоби, Господи " и шествие на Голгофу с пением стихиры и богородична; утреня заканчивается чтением " Благо есть " и Трисвятого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Возьмем пример из сентября 2022 года: на отдание Рождества Богородицы (12 сентября ст. ст.) в Неделю 15ю по Пятидесятнице (которая в то же время является Неделей пред Воздвижением) Евангелие на литургии читались следующим образом: Недели перед Воздвижением Ин. зачало 9 ( Ин.3:13–17 ), затем рядовое Мф. зачало 92 ( Мф.22:34–46 ) и отдельно Богородице от Луки зачало 54 ( Лк.10:3842; 11:27–28 ). 1е и 2е чтение читались так: Рече Господь: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын Человеческий, сый на небеси: и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир. Фарисее же слышавше, яко посрами саддукеи, собрашася вкупе. И вопроси един от них законоучитель, искушая Его и глаголя: учителю, кая заповедь болши (есть) в законе? Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и болшая заповедь: вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего яко сам себе: в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят. Собравшымся же фарисеом, вопроси их Иисус, глаголя: что вам мнится о Христе? чий есть Сын? Глаголаша ему: Давидов. глагола им: како убо Давид Духом Господа его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ногама твоима? Аще убо Давид нарицает его Господа, како Сын ему есть? И никтоже можаше отвещати Ему словесе: ниже смеяше кто от того дне вопросити Его ктому. Обратим внимание: второе чтение начинается словами основного текста Евангелия, его киноварная вставка из подстрочника — «Во время оно законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его и глаголя» — опускается. Зачала с общим началом Зачало 10е по Матфею читается как во вторник 1й седмицы по Пятидесятнице, так и на праздники преподобных (еще и святителей). Во всех этих случаях начинается чтение одинаково, но окончание богослужебного зачала положено в разных местах: на праздники преподобных евангельское чтение заканчивается Мф.5:12 , во вторник 1й седмицы – Мф.5:13 . Для различия подобных чтений в пособиях и списках (в том числе и у нас на портале ) используются буквы русского алфавита: зачала по Матфею 10А и 10Б. Причем литера «А» обозначает короткое чтение, литера Б – более объемное.

http://azbyka.ru/zachala

Время гонений и испытаний никак не кончалось, эти трагические обстоятельства горячо обсуждались монахами, с которыми жил старец Силуан. Люди переживали за родственников, единоверцев, их переполнял ужас, осуждение, ненависть. И это разрушало духовное устроение подвижников. Старец понимал, что в этих обстоятельствах выручит заповедь Христова о любви к врагам.   Преподобный Силуан не раз возвращается к этой теме, пишет: «Кто носит в себе Духа Святого хотя бы и немного, тот скорбит о всем народе день и ночь, и сердце его жалеет всякое создание Божие, и особенно людей, которые не знают Бога или противятся Ему и потому идут в огонь мучения. За них он молится день и ночь, больше, чем за себя, чтобы все покаялись и познали Господа». Кто же противился Богу в 1920–30-е гг.? Это воинствующие безбожники, они шли в огонь, и потому их тоже было жалко. Сердце преподобного Силуана скорбит о всем народе, потому что народу тяжко жить в гонениях, а гонители обречены на вечную погибель. В писаниях старца Силуана тема вражды и гонений на Церковь ясно прописана: «Господь дал нам заповедь: Любите врагов ваших. Но… как любить тех, кто гонит Церковь Святую? Когда Господь шел в Иерусалим и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: Я не пришел погубить, а спасти” (ср. Лк. 9, 54–56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись». Мы тоже можем наблюдать, как огонь ненависти по какому-то поводу разжигается-разжигается, больше и больше. Люди втягиваются в какое-то, кажется, справедливое возмущение, распаляются гневом, кричат друг на друга, стараются побольнее уязвить. И это вроде бы с благими намерениями. Вот мы чувствуем, что нас тоже затягивает в этот процесс… Остановимся, вспомним, что Бог есть любовь, и у нас наготове радикальное лекарство против ненависти, злобы. Любовь к врагам. Сам Христос дает лекарство. Оно проверено старцем Силуаном, не один раз, не только им. Очень действенное лекарство против озлобленности.

http://pravoslavie.ru/141901.html

Затем начинается пение девятой песни канона с припевами праздника. 1 . Припев к тропарям первого канона: «Величай, душе моя, преславное Рождество Божия Матере». 2 . Припев к тропарям второго канона: «Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию». Особенности Литургии Во время пения «Блаженных» они перемежаются пением четырех тропарей из 3-й песни первого канона и четырех тропарей из 6-й песни второго канона. В Богородичные праздники по малом входе следует петь «Приидите, поклонимся…», а после входного стиха – тропарь, «Слава, и ныне» и кондак праздника. Затем прокимен, глас 3, песнь Богородицы – «Величит душа моя Господа…», стих: «Яко призре на смирение…» и Апостольское чтение – к Филипписием, 240-е зачало ( Флп. 2; 5 – 11). После Апостола – Евангелие от Луки, 54-е зачало ( Лк. 10; 38–42. 11; 27, 28 ). На Литургии вместо «Достойно есть…» поется задостойник 25 праздника – ирмос «Чужде матерем девство» с припевом, поскольку задостойником в эти праздники служит обычно ирмос 9-й песни канона с припевом или без припева. Причастен: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову». Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 14 (27) сентября Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия. История праздника Свидетельства о поисках и находке (Обретении) Креста Господня в IV веке содержатся у многих древних христианских авторов: у Евсевия Кесарийского , Феодорита Киррского , Руфина Аквилейского , Сократа Схоластика и Созомена Саламанского. Сразу после установления христианства в качестве всеобщей религии империи, происшедшего на I Вселенском Соборе, император Константин Великий предпринимает ряд мер к тому, чтобы отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить на Голгофе храм. Решающую роль в поисках сыграла мать императора, святая равноапостольная царица Елена, которая в 326 году отправилась для этого в Иерусалим, где и произошло Обретение Честного и Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«И исцелять от болезней». Этого выражения не имеется в Синайском и Ватиканском кодексах, почему Тишендорф и другие новейшие критики опускают его. Но оно есть в сирийских, александрийском и западных, латинских, кодексах (ср. Мф.10:1 ). Мк.3:16 .  поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Согласно с древнейшими кодексами Тишендорф, начинает этот стих так: «и поставил двенадцать» ( κα ποησεν τος δδεκα). «Поставил Симона, нарекши ему имя Петр». Правильнее по Тишендорфу: «и нарек имя Симону Петр». Такое прибавление к имени Симона сделано было еще при первом его призвании к последованию за Христом (см. Ин.1:42 ). Евангелист Марк, однако, нашел нужным только здесь упомянуть об этом, подобно тому как Матфей нашел нужным сказать о том же при описании другого позднейшего события (ср. Мф.16:18 ). Петр – не имя собственное, а прозвище – «скала», так что апостол носил вместе то и другое имя. Мк.3:17 .  Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Ни евангелист Матфей, ни Лука не отделяют Андрея от его брата Симона, вероятно, имея при этом в виду, что оба брата были призваны к последованию за Христом в одно время. Но Марк на втором и третьем месте ставит сынов Зеведеевых, очевидно, в силу их признанного значения в кругу апостолов (Петра как «уста апостолов», всегда выступавшего от лица всех апостолов, Марк ставит, подобно евангелисту Матфею, на первом месте). «Воанергес, то есть “сыны громовы”». Слово «Воанергес» происходит, очевидно, из двух слов: «воан» – арамейское слово, соответствующее еврейскому «бней» (от «баним») – «сыновья», и глагола «рагаш». Последний глагол в библейском еврейском языке не имеет значения «греметь», но мог иметь такое значение в простонародном еврейском языке во времена Христа. По крайней мере, в арабском языке есть глагол, близкий к этому, именно «раджаса», означающий «греметь грому». Почему так называл Господь Иакова и Иоанна – евангелист Марк не говорит, так что приходится в этом случае обращаться за разъяснением к Евангелию Луки. У последнего сообщается об одном случае, когда оба брата выказали очень большую стремительность и гневную вспыльчивость, которые и могли послужить поводом к тому, чтобы дать им такое прозвище – «сыны грома» ( Лк.9:54 ). Некоторые толкователи видели в этом прозвании намек на то могущественное впечатление, какое оказывали на слушателей своей проповедью оба брата ( Евфимий Зигабен) . Ориген называл Иоанна Богослова «мысленным громом».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И потом плакал о людях, прогневивших идолослужением Бога. Тогда лишь было ему слово: «Ты разодрал одежды свои, и плакал предо Мною, и Я услышал тебя» ( 4Цар. 22:19 )... Смотри, опустив и словно забыв все его добрые дела, только слезы его поминает и ради них услышал его, так они приятны Ему! Рассуждая об этом, святой Феодорит сказал: «Столь полезны сокрушение и слезы стяжавшим их!» Рачительница Христова в Песни Песней, изображая все уды Любимого, и, уподобляя Его голову золоту, ланиты – чашам с ароматами, уста – лилиям, источающим смирну, об очах говорит: «Глаза его – как голуби при потоках вод» ( Песн. 5:12 ). Не без тайны Его очи уподобляет голубиным очам, ибо о палестинских голубях говорят, что они любят над водами жить, и потоками водными свои очи услаждать. И если очи Христовы подобны голубиным, знай, что и Он любит потоками водными увеселять очи Свои, – теми потоками, о которых поминает Давид: «Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего» ( Пс. 118:136 ). На слезы истинно кающихся хочет Христос смотреть всегда, не всуе пророк сказал: «Ты положил слезы мои пред Собою» ( Пс. 55:9 ). Кто рад смотреть на золото, кто на красоту лица, кто на сладостную пищу и питие, а Христос – на слезы людей, плачущих о грехах. «Бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» ( Лк. 15:10 ). Тем более радость бывает у Творца, который ради грешников небеса приклонил, сошел на землю и пострадал: «Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых» ( Рим. 5:6 ). Потому будем плакать о содеянном зле, да и Господа, смотрящего на нас, возвеселим, и скверну грехов омоем, и радости вечной после плача сподобимся. Таково превращение слез: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф. 5:4 ) (3). Пишет Богослов, что в раю врата созданы из бисера, то есть жемчуга: «Каждые ворота были из одной жемчужины» ( Откр. 21:21 ). Бисер же, или перл, у Пиерия 53 изображает слезу. В согласии с ним и Свида 54 говорит, что, когда в сонном видении видит кто жемчуг, это плач знаменует.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мк.3:13–19 . «Взошел на гору»: близлежащую, недалеко от Капернаума (см. прим. к Мф.5:1 ). – «Позвал к себе, кого сам хотел»: из множества следовавшего за Ним народа Он позвал к себе на гору тех, кого намеревался особенно приблизить к себе, сделать своими ближайшими учениками – апостолами. – «И поставил двенадцать» (об избрании 12 Апостолов см. Мф.10и дал. и прим. к этих стихам), «чтобы с Ним были» и пр.: чтобы были ближайшими и постоянными Его учениками и помощниками в проповеди евангельской и в деле устроения новозаветной церкви словом и действиями, для чего им теперь же дарованы чрезвычайные духовные силы и средства ( Мф.10:1 ). – «Симона, нарекши ему имя – Петр»: это имя наречено было Симону еще ранее, при первой встрече Господа с ним ( Ин.1:42 ), теперь же только подтверждено, равно как и еще впоследствии, по исповедании им Господа Мессиею, Сыном Бога живого ( Мф.16:15–18 ).– «Воанергес, то есть сыны Громовы»: по арамейскому произношению и сирскому значению слова. Образная речь эта значит, что Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, подобны в известных отношениях грому. Этим прозванием обозначаются особенности характера братьев Зеведеевых, как названием Петр обозначаются особенности характера Симона; эти особенности сынов Зеведеевых, – сила, стремительность и некоторая величавость, – выражающиеся в слове и деле. Эти особенности они вскоре высказали при одном случае, когда просили Господа свести, подобно Илии, с неба огонь на негостеприимное к ним селение Самарянское ( Лк.9:54 ). – Впрочем, это прозвание, данное им, встречается только здесь и нигде более не упоминается о нем. Кажется, оно не осталось за ними в обычном употреблении и не стало как бы собственным их именем, как осталось за Симоном и стало как бы собственным его именем название Петр или Кифа. – Фаддей: см. прим. к Мф.10:3 . Мк.3:20 . «Приходят в дом»: опять в Капернаум, как во Мк.2:1 . – «Невозможно было и хлеба есть»: по причине множества народа, т. е. или по причине тесноты от народа негде было поставить стола, чтобы учредить трапезу, или по причине множества желавших поучаться, некогда было даже хлеба вкусить, или и то и другое вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но в том-то и особенность жизни угодников Божиих, что вся она как бы проходит перед нашими глазами, и в этом подлинное смирение святых: их ошибки, их духовное становление и воспитание открыты взору обычных, часто довольно слабых людей. И вот мы, люди простые и немощные, становимся свидетелями того, как Господь воспитывал Своего пророка, прикровенно являя Своё подлинное имя, имя Бога-Любви, уже тогда, в эпоху Ветхого Завета. Вот, пожалуй, самый удивительный момент из жизни святого: явление Господа пророку: ревёт сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы — но не в ветре Господь; после ветра страшное землетрясение колеблет горы — но не в землетрясении Господь; огонь идёт по земле, сжигая всё на своём пути — и не в огне Господь. Создатель и Хранитель этого мира явился Своему пророку в веянии тихого ветерка (3 Цар 19:12). Языком образов, пророческим языком Бог даёт знать Своему ревнителю то, что открыто каждому христианину. Пророк Илия в своём человеческом усилии достиг самого предела веры, но Господь показывает ему то, что выше этого — человеколюбие и милосердие ко всякой твари. Любовь, веяние тихого ветерка, который не опаляет, а лечит раны ближнего, успокаивает его — вот то откровение пророку, которое он получает от Бога на наших глазах. В этом тайна Евангелия, тайна Христова — в откровении Бога-Человеколюбца. Праведники Ветхого Завета — это столпы веры, в них есть что-то героическое, монолитное, это даже не камни веры, а целые скалы. Подобная цельность натуры встречается крайне редко, но вот что поразительно: при ревностной, пламенеющей любви к Богу пророк Илия не замечает людей. Прячась от своих преследователей, он просит у Бога смерти: он остался один, сыны Израиля оставили завет с Богом, разрушили жертвенники, убили пророков; Илия — единственный уцелевший ревнитель истинного Бога. И Господь, утешая пророка, говорит, что семь тысяч человек в Израиле не преклонили колена перед Ваалом (3 Цар 19:18). И вот вопрос: как такой славный пророк и прозорливец не заметил рядом с собой семь тысяч своих единомышленников и единоверцев? Святой Илия был подвижником Ветхого Завета, и поэтому его подвиг угождения Богу был таким без-человечным, отсюда и такая жестокость и жёсткость к людям, опаляющая ближних ревность ради Бога. Пришествие в мир Богочеловека стало подлинным Откровением не только о Боге, но и о человеке, о его высоком достоинстве и необыкновенной ценности для Бога. Поэтому святость Евангельская — иная святость, и Христос воспитывал в этом Своих учеников. Пламенные Апостолы, “сыновья громовы” Иаков и Иоанн, просят у Спасителя разрешения свести, подобно Илие, огонь с неба на самарянское селение, которое не приняло их. Христос запрещает им: Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:54–56).

http://pravmir.ru/propovedi-igumena-savv...

Но с другой стороны, во всем своем поведении он обнаруживает замечательную скромность. Не смотря на свое особенное положение среди Апостолов, как ученика, его же любляше Иисус, Иоанн ни во время земной жизни Спасителя не выделяется заметным образом из ряда других учеников, ни после вознесения Его не выступает в качестве видного деятеля в первохристианском обществе. Принимая во внимание эти черты в характере Апостола, мы должны признать в нем одну из тех натур, которые живут более внутреннею и созерцательною, чем практически деятельною жизнью, которые, при всей полноте своей внутренней духовной жизни, редко проявляют вовне скрывающуюся внутри их могучую силу духа. Но наступают моменты, когда у таких людей чувство прорывается в неожиданной вспышке, которая поражает всех окружающих их. Если так, то можно ли лучше очертить характер этих людей, как наименованием βοανηργς, данным Иисусом Христом сыновьям Зеведея ( Мк.3:17 )? Это наименование выражает характеристическую особенность братьев: бурность, естественную горячность и огненную ревность в защите и проведении того, что они признали за истину. Как электричество медленно скопляется в облаках, пока внезапно не разразится в блеске молнии и ударе грома, так и в пламенно любящих Иисуса братьях медленно собираются впечатления до того момента, когда, под воздействием внешних обстоятельств, они с силою вырываются наружу (ср. Лк.9:54 ). Юношеская страстность и порывистость иногда проявлялись и в Иоанне старце. Достаточно вспомнить факт встречи Апостола Иоанна с еретиком Киринфом в общественной Ефесской бане. Лучше всего характер Апостола Иоанна обрисовывается по сравнению с Апостолом Петром, вместе с которым он часто упоминается в Евангелиях и Деяниях Апостольских. Различие их характеров наглядным образом сказывается в том, что Апостол Петр всегда идет впереди, Иоанн следует за ним ( Ин.21:20 ); Апостол Иоанн возбуждает, Петр действует но возбуждению: Иоанн первый узнает Господа и говорит об этом Петру, – Петр стремительно бросается в воду, чтобы скорее приблизиться к Господу ( Ин.21:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

— Помню, когда мы причащались в алтаре нашего храма, начался страшный обстрел. Я спешил как можно скорее совершить Причастие. Не успел ничего худого помыслить, потому что была главная задача: причаститься самому и причастить прихожан. А один священник наш сказал одну только фразу: «Ну что это за люди?» Всё содрогалось, стёкла сыпались из витражей, всё звенело в храме — а у этого человека самой негативной фразой стал только этот вопрос в никуда… У меня в тот момент была та же мысль: люди, ну дайте же нам причаститься! Важнее тогда не было ничего для нас. Только соединиться с Богом. Во время поста, избавляясь и от грехов, и от своей озлобленности, необходимо всегда быть с Богом. Совсем недавно мы праздновали Сретение Господне. У каждого происходит встреча с Богом, но нужно быть готовым к этой Встрече. Чтобы не было стыдно за нашу жизнь, чтобы мы, будучи Христовыми, и жили соответственно. Мы хотим, чтобы в каждом доме у всех, кто в нём живёт, был один дух, то есть чтобы все члены семьи жили одним. Бог хочет того же: чтобы мы, живя в одном доме — Церкви — были одного духа с Ним. Чтобы мы всегда помнили, чего от нас хочет Господь. Конечно, встречаясь со злом, по-человечески хочется порой ответить, противостоять действием, отомстить. Ведь и в Евангелии есть такой эпизод: за то, что не приняли Христа в одном селении, апостолы «Иаков и Иоанн сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9:54-56). Мы не должны иметь озлобленности и мстительности: не в том духе воспитывает нас Господь! Это и есть отличительная черта православия. Ведь, если мы будем жить со Христом, всё приложится! Всё необходимое пошлёт нам Господь, всё, как Иову Многострадальному, восполнит! — Можно пережить потерю материального. Но как простить большее? Если христианин чувствует, что в Прощёное воскресенье он не готов, не может простить людей, которые лишили его дома, друга, близкого человека — как ему вести себя? На что ему нужно направить все свои усилия в этот пост? На то, чтобы простить — или что-то другое? На увеличение молитвенного правила, усугубление поста?

http://pravmir.ru/kak-prostit-teh-kogo-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010