Слово на праздник Вознесения Господня 23 мая 1974 г. Из книги Деяний святых Апостолов мы знаем, что после своего воскресения из мертвых Господь наш Иисус Христос в продолжение сорока дней являлся Своим ученикам и говорил с ними о Царствии Божием. Это были беседы, в которых Спаситель разъяснил многое из того, что было непонятным для них раньше, отверз ум к уразумению Писаний ( Лк. 24:45 ), возвестил о грядущих событиях, важных как для них самих, так и для будущих судеб Святой Христовой Церкви, дал им ряд наставлений относительно устроения Церкви и повелел идти по всему миру с проповедью Евангелия и учить все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В сороковой же день, открыв Апостолам о приближении часа, когда они будут крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ) и облекутся силою свыше ( Лк. 24:49 ), Господь вывел их из города, дошел с ними до Масличной или Елеонской горы и здесь, «подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк. 24:50–51 ). Вскоре «облако взяло Его из вида их» ( Деян. 1:9 ). Господь же, как свидетельствуют нам об этом богодухновенные слова Апостолов, восшел «превыше всех небес» ( Еф. 4:10 ) и " воссел одесную Бога» ( Мк. 16:19 ). В одной из молитв ко Св. Причащению говорится, что Своим преславным вознесением Господь Иисус Христос обожил плотское восприятие и почтил его седением одесную Отца. Это значит, что Единородный Сын Божий, по Божеству Своему всегда неразлучно пребывающий со Отцем и Духом Святым, но в воплощении от Духа Святаго и Марии Девы благоволивший навсегда восприять нашу человеческую природу во всей ее полноте, за исключением греха, и через это стати единосущным нам по человечеству, Своим вознесением на небо с пречистою Своею плотию открыл для нас возможность становиться »причастниками Божеского естества« ( 2Пет. 1:4 ), поскольку Божество и человечество навеки нераздельно соединены в Нем – Первенце из мертвых и Начальнике жизни нашея. И подобно тому, как после вознесения Господа взоры учеников Его были обращены к небу, где облако сокрыло от них возлюбленного Учителя и Господа, и наши духовные взоры, наши помышления, наши надежды не могут не обращаться «горе», к тому пренебесному миру, где, осиянный вечной славой, пребывает Божественный «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим. 2:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

" Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно " (Лк.21:34). 101. " Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " (Мф.20:28, Мк.10:45). " Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени " (Откр.5:9) " Вы куплены дорогою ценою " (1Кор.6:20; 7:23). " Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою " (Гал.3:13) " Христос именуется искуплением (1Кор.30) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную " (85:176,177). О догмате искупления см. также, например, 85:167-183. 102. " Святоотеческая традиция четко объясняла зависимость от прародительского грехопадения и посмертной участи праведников - даже праведников! Ведь на иконах " Сошествие во ад " Господь именно их души изводит из преисподней " (75:157). При этом " праведники Ветхого Завета, во всем стремившиеся угодить Богу, но " в Адаме умершие " , до сошествия во ад Господа Иисуса Христа, сами не подвергаясь мукам (А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. Прем.3:1 - П.В.) и пребывая на лоне Авраамове (Лк.16:26), не имели возможности ходатайства (о нас пред Престолом Божиим - П.В.): между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят (Лк.16:26) " (75:157). " Но ветхозаветные праведники не могли избежать общего удела падшего человечества по своей смерти, пребывания во тьме ада, до создания Небесной Церкви, то есть до Воскресения и Вознесения Христова: Господь Иисус Христос разрушил двери ада и открыл путь в Царство Небесное " (92:139,140). 103. " Из Священного Писания мы знаем, что жизнь души нашей имеет три периода (с двумя переходными гранями из одного периода в другой). 1-й период - жизнь души в теле человека. 2-й период - жизнь души, освободившейся от тела, начало Вечной Жизни

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Существование семи богоустановленных таинств не означает ограничение спасающих и освящающих деяний Божиих через Духа Святого в Церкви. В Священном Писании многократно встречается число семь. Иисус Христос о действии диавола на душу человека говорит: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там» ( Мф.12:43–45 ; Лк.11:24–26 ). Давая заповедь прощать обидевшим, Христос сказал: «И если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «Каюсь», – прости ему» ( Лк.17:4 ). Евангелисты говорят, что Иисус Христос изгнал из Марии Магдалины «семь бесов» ( Мк.16:9 ; Лк.8:2 ). Особенно часто упоминается число семь в Откровении Иоанна Богослова, адресованном к «семи церквам, находящимся в Асии» ( Откр.1:4 ) и возвещающем грядущие судьбы всей Церкви Божией. Тайнозритель называет семь светильников ( Откр.1:12 ), семь звезд в руке Сына Человеческого ( Откр.1:16 ), семь духов Божиих ( Откр.4:5 ), семь печатей в книге Агнца Божия ( Откр.5:5 ), семь рогов и семь очей у Агнца Божия ( Откр.5:6 ), семь ангелов с семью трубами ( Откр.8:2 ), семь громов ( Откр.10:3 ), «семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр.15:1 ), семь чаш гнева Божия ( Откр.15:7 ), наконец, семь диадим, украшающих семь голов дракона ( Откр.12:3 ). Во всех этих случаях символическое значение числа семь очевидно. Когда Христос говорит о семикратном прощении в день обидчика, Он дает заповедь всепрощения. Когда же Он говорит о злом духе, возвращающемся в человека с семью злейшими духами, Он предупреждает о том тяжелом состоянии души, в которое она повергается в том случае, если, раз коснувшись благодати Божией, человек нерадит о ее пребывании в нем. Говоря об изгнании Господом из Марии Магдалины семи бесов, евангелисты тем самым подчеркивают исключительный мрак души, которым была объята эта женщина до прощения ее Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Февральский поход Москвы на Киев оборачивается большой кровью. «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда», – по слову одного небезызвестного российского деятеля и посла на Украине. Но всегда совершается лишь воля Божия. Или благодаря, либо вопреки человеческим начинаниям. И что бы возмущённо ни вещали наши доморощенные, в том числе церковные либералы, полагая по привычке, что «это Путин виноват», так всегда было, есть, и будет. Мир духовно болен, и стремительно скатывается в бездну. Терапия не срабатывает. И дабы затормозить окончательное сползание в Апокалипсис, чтобы спасти по крайней некоторых (1Кор. 9:22), Богом попущена и решительно задействована кровавая хирургия. Такова духовная подоплёка происходящего. Вне зависимости от персоналий и намерений участвующих, которые в данном случае лишь фигуры прилагательные. « Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всём осторожны». Такие таинственные слова дважды услышал старец Иоанн (Крестьянкин) в одном страшном ночном видении… Как будто о нынешнем времени. Будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21:17). Этот Евангельский постулат многое объясняет. Россию ненавидят ещё и потому, а может быть и в первую очередь, что хранение веры, Православия до скончания времени, до Второго Христова Пришествия – её глобальное историческое предназначение. Без терпения такое невозможно, – претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22), равно как и без личной веры, которая ещё теплится, но грозит потухнуть, – Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? (Лк. 21:17). Потому-то к душе, к «красавице» – образу Божьему в человеке, нещадно попираемому – обращение и призыв к терпению, нравится ли ей что-либо, иль не нравится. Подлинное вызревает в страдании. И как советский народ года 45-го был уже не воинствующе безбожным населением года 41-го, так и нынешние поколения соотечественников призываются к искоренению многого, что накопилось за последние десятилетия. Разврата в быту, пошлости в культуре, воровства в экономике, эгоцентризма во всём, того же снобистского безбожия… Необходимо покаяние. Нужны изменения, в которых внешние обстоятельства – побудительный фактор, требующий ответственных самостоятельных решений. Война не только в Донбассе; она в сердцах человеческих. Первая – следствие второй. Мы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12:4), чтобы быть помилованными. И ничем не лучше несчастных жителей Мариуполя в их многострадальном разрушенном городе. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:4-5).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/11/nr...

Христианский апологет середины II в. Афинагор Афинский пишет: «Ничто ни на земле, ни на небе не изъято из управления и провидения Божия, и попечение Творца простирается на все сокровенное и явное, малое и великое. Ибо все сотворенное имеет нужду в Промышлении Творца, и каждое существо в частности, относительно своей природы и назначения, для которого оно создано» 592 . По словам Климента Александрийского , «учение, следующее Христу, мир этот производит от Бога и промышление Его видит даже в мелочах...» 593 . Священное Писание также ясно свидетельствует, что Промысл Божий распространяется на все мироздание: Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? ( Иер.23:24 ). Предметом Божественного Промысла являются растения и животные: Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему ( Пс.146:8–9 ). В Мф.10 говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией. Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла – это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас ( 1Пет.5:7 ), – говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня ( Пс.85:1 ). Промысл распространяется на всех людей – не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:45 ). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28–30 ), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3–7 ), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8–10 ), о блудном сыне (см.: Лк.15:11–32 ). Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

   Всю земную жизнь Свою Спаситель отдал людям. Одних Он исцелял от болезни (Мф. 4:23), других насыщал хлебом (Ин. 6:12), домы иных исполнял вина и веселия (Ин. 2:9), иных ободрял и утешал словом любви и сострадания (Ин. 11:40), других выводил из мрака тяжелых нравственных и религиозных сомнений на свет истины евангельской (Мф. 19:21-26), а всех вообще призывал к наследию Царствия Небесного.    Начальник жизни с радующимися радовался (в Кане Галилейской — Ин. 2), всегда и ко всем относился с лаской и кротостью. Однако радость Иисуса Христа никогда не заглушала в Нем печали о грехах людских. Его никогда не видели смеющимся, но о слезах Его записано на страницах Евангелия (Ин. 11:35).    Всецело занятый исполнением воли Отца Своего Небесного, всего Себя предавая делу служения человеческому роду, Иисус Христос забывал даже о потребностях Своей человеческой природы, чистой и безгрешной, находя подкрепление в молитвенном общении с Богом во всякое время дня и ночи. Так, после исцеления тёщи Симона, Иисус Христос «утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и тихо молился» (Мк. 1:35). Далее, когда Он исцелил прокаженных и «народ мног» отовсюду стекался к Нему, Он «бе отходя в пустыню и моляся» (Лк. 5:16; 9, 18; 10, 2; Мф. 9:38 и др.). Чудесно насытивший пять тысяч народу пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос «понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на ту сторону, пока Сам отпустит народ. Оставив их, пошел на гору помолиться, где и пробыл до самого вечера» (Мф. 14:23), ибо уже вечером мы видим Его идущим по водам к лодке Своих учеников (Мк. 6:45-48). Пред избранием двенадцати апостолов Иисус Христос удалился на «гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» (Лк. 6:12). Вся середина последней пред взятием под стражу ночи была проведена Христом в молитве в саду Гефсиманском (Мф. 26:36, 42, 44 и др.). Все это видел и знал народ, а потому все, чему учил Христос и что бы Он ни делал, исполняло всех слушателей благоговейным удивлением, вызывавшим такую оценку Его делам (отзывы народа о Его мудрости мы уже видели выше): «Все хорошо делает: и глухих делает слышащими, и немых говорящими» (Мк. 7:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

Слова о Духе, Который научает христиан обращаться к Богу словами «Авва, Отче!», несомненно, отражают раннехристианскую литургическую и молитвенную практику обращения к Богу как Отцу. Эта практика восходит к Иисусу, Который преподал ученикам молитву «Отче наш» ( Мф. 6:9–13 ; Лк. 11:2–4 ) и учил их не называть отцом никого, кроме Отца Небесного ( Мф. 23:9 ). В Евангелии от Марка, в рассказе о молитве Иисуса в Гефсиманском саду, зафиксировано употребление Им арамейского слова «авва» ( ‘abb) применительно к Своему Отцу: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» ( Мк. 14:36 ). Формула αββα πατρ (Авва Отче!) как у Марка, так и у Павла (в Рим. 8:15 и Гал. 4:6 ) представляет собой арамейское слово в греческой транслитерации с прибавленным к нему греческим переводом. Сама тема усыновления Богу также восходит к проповеди Иисуса. В подлинном, абсолютном и онтологическом смысле Сыном Божиим является Он Сам – «Единородный Сын, сущий в недре Отчем» ( Ин. 1:18 ). Свое нерасторжимое природное единство с Отцом Он засвидетельствовал в словах: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10:30 ). В то же время, Он неоднократно обещал Своим ученикам усыновление Богу, если они будут исполнять Его заповеди: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф. 5:9 ); «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Мф. 5:44–45 ); «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» ( Лк. 6:35 ). Приняв на Себя человеческую плоть, Сын Божий усыновил людей Своему Небесному Отцу. Но не всех, а тех, кто исполняет волю Отца Его ( Мф. 12:50 ; Мк. 3:35 ). Тем, кто приняли Его как Единородного Сына Божия и уверовали во имя Его, Он «дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин. 1:12–13 ). Это второе рождение Иисус называл рождением свыше, рождением «от воды и Духа» ( Ин. 3:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Употребление неск. греч. слов в НЗ для передачи понятия В. отражает различия в его содержании. Существительное πλεμος (война) и глагол πολεμω (вести войну, воевать) употребляются 23 раза и обозначают В. преимущественно в эсхатологическом аспекте. Слова μχομαι (бороться, сражаться), μχη (бой, сражение, состязание, драка, ссора) употребляются, как правило, в социальном понимании В. как вражды, спора между людьми (Иак 4. 1 (и πλεμος, и μχη); 2 Кор 7. 5; 2 Тим 2. 23; Тит 3. 9) и никогда в значении аскетической духовной брани. Противоположный по значению отрицательный эпитет μαχος (невоинственный, миролюбивый, незлобивый) ап. Павел относит к характеристике каждого христианина, особенно епископа (Тит 3. 2; 1 Тим 3. 2-3). Термин πλη (борьба, брань) встречается только в Еф 6. 12. Глагол στρατεω (идти войной, воевать) и однокоренные существительные στρατεα (военный поход), στρτευμα (военный поход, нашествие, армия), στρατιτης (воин, солдат) используются 45 раз как буквально, так и метафорически. Смерть Христа на кресте повергла в смущение Его учеников, ожидавших Мессию как национального военного освободителя: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк 24. 21). Однако Господь Иисус Христос возвещает, что Его Царство «не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы (γωνζοντο, от γωνζομαι - биться, сражаться.- Авт .) за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин 18. 36); Христос отказывается от всякого насильственного акта со стороны людей в Свою защиту (Мф 26. 50-53; Ин 18. 10-11). Он пришел не для политической борьбы, Его крестная смерть - это победа над грехом и смертью. В НЗ нет определенных суждений об отношении к В. в значении сражения, битвы. В этом значении понятие В. относится преимущественно к эсхатологической перспективе - к последней битве и окончательной победе Христа над диаволом,- представленной в кн. Откровение Иоанна Богослова. В этой книге существительное πλεμος употребляется 9 раз из 16 в НЗ, глагол πολεμω - 6 раз из 7. Христос говорит о В. как об одном из признаков наступления последних времен: «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть,- но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство...» (Мк 13. 7-8; ср.: Мф 24. 6-7; Лк 21. 9-10). В кн. Откровение Иоанна Богослова Христос предстает сражающимся «мечом уст» Своих (Откр 2. 16), праведно судящим и воинствующим (Откр 19. 11).

http://pravenc.ru/text/155138.html

О, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе терплю вам? Такими словами Господь встретил известие о предмете спора. Он выразил здесь упрек неверующим, окружавшим апостолов и принимавшим участие в их споре с книжниками, а отчасти и самим апостолам, усомнившимся в действенности дарованной им от Христа чудотворной силы, и потому не произведшим исцеления. Когда, по повелению Господа, привели к Нему бесноватого, то нечистый дух так потряс больного, что он упал и бился, испуская дену. Господь спросил отца: давно ли это произошло с сыном? Сказавши: с детства, отец продолжал описание припадков, бывающих с его сыном, и в заключение сказал: но «если что можешь, помоги нам». Это выражение показывало, что вера просителя была слаба. И потому Иисус говорит ему: «если сколько-нибудь можешь. веровать, все возможно для верующего». Это обличение маловерия сильно подействовало на душу просителя, и он со слезами воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию». Тогда. Господь исцелил его бесноватого сына. Последнее тайное прохождение И. Христа по Галилее (Мф.17:22–23; Мр. 9:30–32; Лк. 9:43–45) После события у подошвы горы Фавор Иисус Христос, по ев, Марку, проходил чрез Галилею и не хотел, чтобы кто узнал об этом, Причина, по которой Иисус Христос не хотел открыто шествовать по Галилее, была та, чтобы подготовить учеников к встрече с Его страданиями и смертию. Все свои силы теперь Господь сосредоточил именно на них. Последнее пребывание в Капернауме (Мф.17:24–18, 35; Мр. 9:33–50; Лук. 9:46–50) Когда Иисус Христос с учениками пришел в Капернаум, то собиратели подати в пользу храма обратились к Петру с вопросом: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Речь И. Христа Петру, высказанная в ответ на переданный им вопрос сборщиков, выражает ту мысль, что как земные цари обыкновенно берут подать не с детей, а с подданных, так и Он Сын Божий, свободен от подати на храм Божий. «Но, – говорит Христос, – чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадет, возьми; открыв рот, найдешь статир (=4 драхмам), и отдай его им за Меня и за себя». Потом Господь спросил учеников, о чем они рассуждали дорогой, и когда они молчали, стыдясь признаться, что рассуждали о первенстве, Он предложил им учение о смиренномудрии: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Потом Господь говорил о многих других предметах нравоучения христианского и предостерегал учеников от соблазнов. Путешествие И. Христа чрез Самарию в Иерусалим на праздник Кущей (Лук.9:51–62)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010