Неделя пятая поста   (Ев. 9, 11–14; Мк.10, 32–45). Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастром мира и, ставши при ногах Господа сзади, начала плакать и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами, облобызала и помазала миром (Лк. 7, 36–39). Она ничего не говорит, а только действует и своими действиями показывает самую нежную любовь ко Господу. Зато и сказано было о ней: “ прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много” (Лк. 7, 47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь ко Господу! Скажешь: “Когда бы Он Сам тут был, так сейчас бы готов все сделать для Него”. Да Он и есть тут, невидимо Своим лицом, а видимо во всех христианах, а наиболее, в нуждающихся. Невидимого Господа намащай любительною сердечноумною молитвою, а для видимого — делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога.   Понедельник. (6–й нед. поста) . Так говорит Господь: “Я Господь Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. О, если бы ты внимал заповедям Моим! Тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морская. И семя твое было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки; не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною”. Под каким условием? “ Выходите из Вавилона” (Иса. 48, 17–20). Вавилон — это образ греховности всесторонней. Оставь грех, обратись ко Господу всем сердцем твоим, и Он не помянет беззаконий твоих, и предаст забвению все неправды твои. Опять поступишь в милость к Нему, — и тогда только ходи путем, которому учит Он тебя, и будет, как река мир твой внутренний, как песок — благопомышления сердца твоего, и как персть земли — плоды доброделания твоего.   Вторник. “Кто затыкает ухо свое от вопля беднаго, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан” (Прит.21, 13). А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого, что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышится молитва о чем-либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презренны нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду по примеру Закхея, которому за его мудрые решения сказал Господь: “ныне пришло спасение дому сему” (Лк.19, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Блаженный Давид указал, где должно искать прибежища, сказав: «Бог нам прибежище и сила» ( Пс.45:2 ). Это показал и Иоанн, больший всех пророков, говоря: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Это же возвестил и Ангел: «Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф.1:21 ). И опять пророк Давид говорит: «Господи, ...к Тебе прибегаю» ( Пс.142:9 ). У Него и ты ищи прибежища, – у Того, Кто сказал: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ), Кто сказал: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» ( Лк.5:31 ), Кто сказал: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), Кто сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ), Кто сказал: «приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ), Кто через пророка сказал: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез.33:11 ), Кто сказал, что Он «ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь,... сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» ( Лк.18:7–8 ), Кто сказал: «на небесах более радости... об одном грешнике кающемся» ( Лк.15:7,10 ). К Нему прибегай с покаянием и слезами. Покайся – и не сомневайся, покайся – и не унывай более, не отчаивайся в своем спасении. На Небе радость, когда ты каешься, а ты медлишь? Ангелы ликуют, а ты понурил голову? Ради тебя пришел врач душ, а ты скрываешь рану? Он громко зовет: обратитесь ко Мне, сыны человеческие, придите ко Мне, – и ты не спешишь на Его призыв? Он восклицает: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». О, неизмеримое человеколюбие Владыки! «Я пришел призвать не праведников, – говорит, – но грешников». Итак, дерзай, грешник, и не отчаивайся! Тебя пришел призвать добрый Пастырь, ради тебя преклонил Он небеса и сошел, со словами: «Придите ко Мне все труждающиеся;... Я пришел призвать не праведников, но грешников». Но смотри, не возомни о себе слишком, слыша о неизреченном Его человеколюбии; не с простым ведь призывом Он к тебе обращается, но прибавляет: «Я пришел, – говорит, – призвать не праведников, но грешников к покаянию», – не на забавы, а на слезы, не на пиры и возлияния, а на пост, бдение и слезы, не на пляски, увеселения и услаждения музыкой, а на труд, скорбь и тесноту.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Мк. 1:40–45 ; Лк. 5:12–16 ; Мф. 8:2–4 Когда Иисус Христос был в одном городе, прошел человек, весь в проказе, и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его: «Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Иисус Христос, умилосердившись, простер руку, прикоснулся к нему, и сказал: – «хочу, очистись!» – Едва Он выговорил это, как прокаженный очистился. Иисус Христос, тотчас, отослал его, сказавши: – «смотри, никому ничего не сказывай, но поди, покажись священнику, и принеси жертву за очищение свое, как повелел в законе Моисей, в доказательство того, что ты совершенно здоров». – Но тот пошел, и начал расславлять это происшествие; так что множество народа отовсюду стекалось к Иисусу Христу. Тогда Иисус Христос, не имея возможности явно войти в город, оставался вне города, уходил в уединенные места, и там молился. Мк. 2:1–12 ; Лк. 5:17–26 ; Мф. 9:1–8 Спустя несколько времени, Он опять пришел в Капернаум. Услышали, что Он был в доме. Тотчас, собрались послушать Его в таком множестве, что и за дверьми не было места. Тут сидели и слушали, как Он учил, Фарисеи и законоучители, из которых иные пришли из Иерусалима. Между тем, четверо сострадательных людей принесли на одре расслабленного; хотели-было внести его в дом, и положить пред Иисусом Христом, но, за множеством народа, не могли. Тогда они, твердо веруя, что Иисус Христос исцелит расслабленного, решились взнести его на верх дома, раскрыли кровлю, и сквозь отверстие спустили одр на середину, пред Иисусом Христом. Он, видя веру их, сказал расслабленному: – «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». – Тут книжники и Фарисеи начали рассуждать про себя: «кто это, который так богохульствует? Разве может кто-нибудь прощать грехи, кроме единого Бога?» (А, которые из них не верили Его чудесам, те думали про себя: «Он сказал, что безопасно можно говорить. Скажи Он расслабленному: – встань! – всякий увидит, встанет ли больной. А, что грехи останутся непрощенными больному, этого никто не увидит».) Иисус Христос, тотчас, уразумевши духом Своим мысли их, сказал им: – «для чего вы так зло размышляете в сердцах своих? (По вашему мнению), что легче сказать расслабленному: – прощаются тебе грехи твои? – или сказать: – встань, возьми одр твой и ходи? Но, дабы вы знали, что Сын человеческий имеет власть на земле прощать грехи, (тут Он обращается к расслабленному, и говорит): тебе говорю: – встань, возьми одр твой, и иди в дом твой!» – И он, тотчас, встал, взял постель, на которой лежал, и, славя Бога, вышел при всех, и пошел в свой дом. Ужас обуял всех; в страхе говорили друг другу: «чудные дела мы видели ныне! никогда не видали мы ничего подобного!» И славили Бога, Который даровал такую власть человекам. 10. Призвание Матфея мытаря к апостольству (Мк. 2:13–22; Мф. 9:9–17; Лк. 5:27–39)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Мф.9:21–22 . «Ибо она (кровоточив. женщина) говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Объяснение. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36 ; Лк.8:44 ; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11:5:15 . Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Объяснение. Итак, знамения и чудеса не даются роду лукавому: Мф.4:3–7 ; Мк.15:29–32 ; Ин.4:48:5:36:10:38 ; но для верующих людей они бывают: Мф.17:20:8:10–13 . Мк.15:32 . «Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его». Объяснение. В этих словах подтверждается та истина, что для неверующих во Христа и врагов Его не даются знамения и чудеса: Мф.4:3–7:12:39:16:4 . 3Ездр.12:40–45 . «Когда, по истечении семи дней, весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все, от малого до большого, и, пришедши ко мне, говорили мне: чем согрешили мы против тебя?.. Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть, когда горел Сион. Ибо мы не лучше тех, которые умерли там. И плакали они с громким воплем». Объяснение. Отрицающие на этом основании возможность чудес забывают слова Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12 . Слова Христовы имеют значение до скончания века: Мф.24:35 . Мнение о 400-летнем царствовании Мессии, со смертью Которого умрут все живущие люди и вся земля погрузится на семь дней в мёртвое молчание, как было до творения мира, – принадлежит иудейским раввинам. Указания на совершённые Господом и апостолами чудеса в новом завете многочисленны, приведём здесь хотя несколько. Воскрешённые мертвецы: Мф.9:18–19 ; Мк.5:22–24 ; Лк.8:41–42:7:12–15 ; Ин.11:11–44 . Изгнания демонов: Лк.13:11–13 ; Мф.15:22–25 ; Мк.7:25–30 . Прекращение ветра: Мф.14:32–33 . Чудесное насыщение: Мф.15:32–35 . Превращение воды в вино: Ин.2:6–11 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

787. Гл. 17. 788. Гл. 18. 789. Гл. 20. 790.  …достойно любят тебя (Песн. 1. 3). 791.  Благ и праведен Господь (Пс. 24. 8). 792.  …спасающем правых сердцем (Пс. 7. 11). 793.  …лицо Его видит праведника (Пс. 10. 7); Гл. 23. 794. Гл. 25. 795. Гл. 6, Слово 22. О тщеславии. 796. Гл. 11. Народ мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис 3. 12). 797. Гл. 12. 798.  Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого (1 Кор. 2. 11). 799. Гл. 14. 800. Гл. 15. 801. Гл. 16. 802. Гл. 17. 803. Гл. 19. 804. Гл. 23. 805. Гл. 24. 806. Гл. 29. 807.  Какая польза человеку, …а душе своей повредит? (Мф. 16. 26). 808. Гл. 34. 809.  Я прославлю прославляющих Меня (1 Цар. 2. 30). 810.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6. 26). 811.  …чтобы видели их люди (Мф. 23. 5); Гл. 36. 812. Мф. 5. 16; Гл. 37. 813. Гл. 38. 814. Гл. 41. 815. Гл. 42. 816. Гл. 45. 817. Слово 23. О гордости. Гл. 2. 818. Гл. 4. 819. Гл. 6. 820. Гл. 8. 821. Иак. 4. 6. 822.  Высокосердый — надменный сердцем (Притч. 16. 5). 823. Гл. 9. 824. Гл. 11. 825.  Они вопиют, но нет спасающего; ко Господу — но Он не внемлет им (Пс. 17. 42). 826. Гл. 13. 827. Гл. 17. 828. Гл. 18. 829. Гл. 19. 830. Гл. 28. 831. Гл. 34. 832. Гл. 36. 833. Слово 8. О безгневии и кротости. Гл. 1. 834. Гл. 2. 835. Гл. 3. 836. Гл. 4. 837. Гл. 5. 838. Гл. 6. 839. Гл. 7. 840. Гл.8. 841. Гл.9. 842. Гл. 10. 843. Гл. 11. 844. Гл. 12. 845. Гл. 13. 846. Гл. 14. 847. Гл. 15. 848. Гл. 18. 849.  Иссохло от печали око мое (Пс. 6. 8). 850. Гл. 19. 851. Гл. 20. 852. Гл. 23. 853. Слово 9. О памятозлобии, Гл. 6. 854. Гл. 5. 855. Гл. 6. 856. Гл. 9. 857. Гл. 12. 858. Гл. 14. 859. Гл. 14. 860. Гл. 15; Лк. 6. 37. 861. Гл. 16. 862. Гл. 18. 863.  При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою (Пс. 93. 19). 864. Слово 4. О послушании, Гл. 43. Ты посылаешь на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня (Пс. 70. 20). 865. Гл. 44. 866. Гл. 44. 867. Гл. 44.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А уж потом Господь Иисус Христос " открывает " Отца другим: " Я открыл имя Твое человекам " (Ин. 17, 6). " Я открыл им (ученикам) имя Твое и (еще) открою " (17, 26). " Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11, 27). Сам Христос уже открывал и Себя, и знание Свое о том мире ученикам. И те сначала принимали " на веру " , т. е. по доверию к Спасителю, а сами своим умом ничего не могли " понять " до глубины сути, подлинно воспринять. И мы не раз читаем в Евангелии: " они не разумели " (Мк. 9, 32; Лк. 18, 34). В частности, не понимали, что значит " воскреснуть из мертвых " (Мк. 9, 10). Не понимали смысла Писаний о Христе. И потому потребовался некий дополнительный способ, чтобы они могли что-нибудь подлинно воспринять или " понять " . Что же именно? Внутреннее озарение некое, или само откровение Бога и сверхъестественного мира чрез Духа Святого или непосредственно Самим Иисусом Христом или Отцем. Например, когда Спаситель спросил апостолов: " За кого же почитаете Меня вы? " , то Петр ответил: " Ты — Сын Бога Живаго " . Христос подтвердил это и похвалил его, но при этом добавил, что " не плоть и кровь " , т. е. не естественный ум, не плотские чувства, дали возможность усмотреть и понять эту истину, а " Отец Мой, Сущий на небесах " (Мф. 16, 17). И еще: " Никто не может придти ко Мне (даже уверовать), если не привлечет его Отец... " (Ин. 6, 44). Когда придет Утешитель, Дух истины, Он откроет ученикам все и будет " свидетельствовать " и о Божестве Христа (Ин. 15, 26). Потому и апостол говорит: " Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым " (1 Кор. 12, 3). И когда ученики не понимали Писания, то Христос каким-то таинственным способом " отверз им ум к уразумению Писаний " (Лк. 24, 45). А когда преобразился пред тремя избранными апостолами на Фаворской горе, то открыл им " некую Зарю Божества " Своего, как поет Церковь. Все это разные виды откровения. Это не обычное узрение и видение естественными глазами; это — внутреннее озарение, внутренне и воспринимавшееся. Ведь и другие " видели " Спасителя глазами, но не узрели Божества Его и даже распяли потом. И на Фаворе, если бы кто посторонний случился с апостолами, то не узрел бы славы Преобразившегося Господа. И спутникам апостола Павла, тогда еще Савла, был слышен голос говорившего Павла, но не слышали они слов Христовых, впрочем, " свет " дано было уже узрет и им; а он был неестественный (Деян. 9, 7; 22, 9).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но Христос, обратившись, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» ( Мф.16:23 ). Как странно, что Христос назвал сатаной Своего преданного апостола, которому только что обещал дать ключи Царства Небесного. Апостолы поняли смысл и значение воплощения Господа Иисуса Христа только после Его Воскресения (см. Лк.24:45 ). Любовь к Нему как к Чудотворцу, Пророку, Учителю и Человеку во время Его земной жизни затемняла в их душах понимание необходимости Крестной Жертвы, то есть смысла Боговоплощения. Апостол Петр, прося Спасителя отказаться от страданий и смерти, допустил преобладать в себе чувству земному, хотя и высокому, над высшим, духовным. В этом смысле его слова были подобны искушениям сатаны, тоже предлагавшего Господу предпочесть земное духовному и Божьему, царство века сего Царству Небесному. Петр прекратил свой спор, а сатана отступил. Тогда Господь сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ). Крест – это жизнь человека со всеми его страданиями и трудами во имя Христа. Кто хочет жить для Царствия Божия, тот должен быть всегда готовым пострадать за свою веру и за свои христианские убеждения. «…Кто хочет душу [то есть жизнь] свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, – сказал Христос, – тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:25–26 ). Если человек приобретет весь мир, будет владыкой всех земных богатств и будет пользоваться всеобщей славой, но повредит душе своей, допустив какую-нибудь неправду, отречется от Христа и не пожелает пострадать за Него, – тому не будет никакой пользы от всех земных богатств и славы. Такой человек погубит свою жизнь и не наследует Царства Божия. 26. Преображение Господне ( Мф.17:1–9 ; Мк.9:1–9 ; Лк.9:28–36 ) Уже третий год Господь проповедовал Евангелие Царства Божия и творил чудеса. Приближалось время завершения Его земного служения. Все чаще и чаще стал Он предупреждать учеников о грядущих Своих страданиях, смерти и воскресении. Слова о смерти волновали и огорчали апостолов, а предсказание о воскресении из мертвых как-то не доходило до их понимания.

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Следуя логике болезни как последствия греха, ученики спрашивают Господа о слепорожденном: кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9, 2), но тут Господь отвечает им, открывая новый смысл исцеления: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9, 3). Исцеление – это и есть свидетельство славы Божией. Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий ([Ин. 11, 4] воскрешение Лазаря). Плодами исцеления оказывается умножение веры, хвала и благодарность Богу, желание быть со Христом, ибо исцеление есть свидетельство славы Божией. Все изумлялись и прославляли Бога ([Мк. 2, 12] исцеление расслабленного). И ужас объял всех, и славили Бога ([Лк. 5, 26] исцеление расслабленного). И весь народ воздал хвалу Богу ([Лк. 18, 43] исцеление слепца). И уверовал сам и дом его ([Ин. 4, 53] исцеление сына царедворца). Народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева (Мф. 15, 31); и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним ([Мф. 20, 34] исцеление двух слепых иерихонских). И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом ([Мк. 10, 52] исцеление слепого). Даже исцеленный гадаринский бесноватый просил Его, чтобы быть с Ним (Мк. 5, 18). Сам же Иисус, исцелив прокаженного, дает наставление о том, что ему следует делать дальше: покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей (Мф. 8, 4). Многие из иудеев уверовали в Него ([Ин. 11, 45] воскрешение Лазаря). Исцеления, однако, совершаются при условии веры и усилия со стороны самого человека или со стороны его родственников, которые просят об этом Христа, то есть не иначе как по свободному волеизъявлению тех, кто обращается за помощью ко Христу. Они ожидают движения воды (ср.: Ин. 5, 3), как расслабленный, они следуют за ним по пятам, как согбенная женщина, влезают на верх дома и сквозь кровлю опускают к ногам Иисуса постель с парализованным родственником, кланяются, зовут, просят, тянутся, чтобы притронуться к краю Его одежды, как кровоточивая, вопят, как иерихонские слепые. И Сам Он спрашивает: хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 6) и веруешь ли в Сына Божия? (Ин. 9, 35), веруете ли, что Я могу это сделать? (Мф. 9, 28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

2. Чтобы предостеречь отца девицы от такой слабости, Христос и обнаруживает жену. А что отец отроковицы принадлежал к числу самых грубых людей, послушай, что Христос говорит ему: “Не бойся, только веруй, и спасена будет” (Лк. 8:50). Спаситель с намерением медлит, и приходит в дом тогда, когда девица уже умерла, чтобы ясно показать, что Он воскресил ее. Для того Он и медленно идет и много разговаривает с женщиною, чтобы дать время умереть отроковице, и придти тем, которые возвестили о ее смерти и говорили: “Не утруждай Учителя”. На это указывает и евангелист, говоря: “Когда Он еще говорил это”, пришли некоторые из дома (начальника синагоги), говоря: “Дочь твоя умерла; не утруждай Учителя” (Лк. 8:49). Христос хотел, чтобы они уверились в смерти отроковицы, дабы после не могли сомневаться в ее воскресении. Так поступает Он и во всех случаях. Так и к Лазарю приходит по прошествии трех дней после его смерти. Вот по каким причинам обнаруживает Он жену и говорит ей: “Дерзай, дщерь!”; также как и расслабленному сказал: “Дерзай, чадо!” (Мф. 9:2). Женщина была объята страхом; поэтому Он и говорит: “дерзай”, и называет ее дщерию, — потому что вера сделала ее дщерию. Потом в похвалу ее говорит: “Вера твоя спасла тебя” (ст. 22). Евангелист Лука много и другого говорит нам об этой женщине. Когда она подошла, говорит он, и получила исцеление, Христос не тотчас после этого призвал ее, но прежде сказал: “Кто прикоснулся ко Мне” (Лк. 8:45)? Потом, когда Петр и бывшие с ним говорили: “Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?” — (что служило несомненным доказательством того, что Иисус облечен был истинною плотью и попирал всякую гордость: народ не в отдалении следовал за Ним, но отовсюду окружал Его), — Господь снова настойчиво повторил: “Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня” (ст. 46), — приспособляя ответ Свой к грубым понятиям Своих слушателей. Он сказал это для того, чтобы заставить женщину добровольно сознаться в своем поступке. С намерением Он не тотчас изобличил ее, чтобы, показав, что он все знает, убедить ее добровольно рассказать все, и заставить возвестить о случившемся, и чтобы не показаться подозрительным, если бы Сам стал говорить о том.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

6 . Марк продолжает: «В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть...», и проч. до слов: «Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо, кто не против вас, тот за вас» ( Мк. 8:1–9:40 ). То же говорит и Лука ( Лк. 9:49–50 ), хотя и опускает слова: «Ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Противоречия в этом нет, но как совместить сказанное Марком далее со словами: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ; Лк. 11:23 )? Кто-либо может решить, что об учениках Он говорит: «Кто не против вас, тот за вас», а о Себе: «Кто не со Мною, тот против Меня». Но разве возможно не быть с Ним тому, кто с Его учениками? Ведь тогда придется усомниться в словах: «Кто принимает вас, принимает Меня» ( Мф. 10:40 ); или: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). Далее, разве может не быть против Него тот, кто против Его учеников? Тогда что же будут значить слова: «Отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк. 10:16 ); или: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» ( Мф. 25:45 ); или: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ), когда Савл гнал Его учеников? Здесь это следует понимать так: Он хочет внушить ту мысль, что настолько человек не с Ним, насколько он против Него; и насколько он не против Него, настолько он с Ним. Например, тот, кто изгонял бесов именем Христа, но не следовал за Его учениками, конечно, не был против них и был с ними настолько, насколько употреблял силу во имя Христово; в том же, что он не следовал им, он не был с ними и был против них. А так как ученики запрещали ему делать именно то, в чем он был с ними, то Господь и сказал: «Не запрещайте ему». Запрещать же следовало то, что он был вне их общества, дабы споспешествовать единству Церкви, и именно так поступает Вселенская Церковь , когда осуждает у еретиков не общие с ними священнодействия, ибо в этом еретики не против Церкви, но с Церковью , а осуждает и запрещает разделение и отделение (т.е. ереси и расколы), а также противные миру и истине лжеучения, ибо в этом они против нас, поскольку не с нами. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010