Евангельские воскресные чтения, вводящие нас во дни Великого поста Их главный смысл и назначение Протоиерей Олег Стеняев «Поэтому мы праведны, когда исповедуем себя грешниками и когда наша праведность состоит не в наших заслугах, но в помиловании Божием» (Блаженный Иероним в Dialogue contra Pelagianos, кн. 1)      Евангельские воскресные чтения, предваряющие наше вхождение во дни Великого поста , открываются чтением Евангелия о Закхее (Лк. 19, 1–10), рассказывающего нам о самом плохом человеке в городе Иерихоне, Закхее, который был «начальник мытарей» (Лк. 19, 2) – то есть, будучи коллаборационистом, собирал подати для языческих оккупантов с собственных соотечественников. Следующее Евангелие о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10–14) рассказывает о самом плохом прихожанине Иерусалимского храма (мытаре). За ним идет воскресное Евангелие о блудном сыне (Лк. 15, 11–32), рассказывающее нам о самом слабом звене в жизни семьи (блудном сыне). Далее, воскресное Евангелие о Страшном Суде (Мф. 25, 31–46) поставляет нас на Суд последнего Дня. Тогда как следующее воскресенье предлагает Воспоминание Адамова изгнания, оно же называется: Прощеное воскресенье (Евангелие Прощения – Мф. 6, 14–21). Композиционно все эти темы более чем взаимосвязаны. Главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва Евангельские чтения, таким образом, предлагают нам темы для их седьмичного осмысления – «Неделя о…», где первая группа тем (о Закхее, мытаре и фарисее и блудном сыне) как бы сообщает нам: если мы худшие жители в городе, самые плохие прихожане и самые слабые звенья в собственных семьях, то самое время нам положить в течение Великого поста начатки покаяния, так как главная цель и назначение любого поста – покаяние и молитва. Следовательно, следующая группа евангельских воскресных чтений (о Страшном Суде и Прощении) ставит нас перед необходимостью позаботиться о собственных последних днях в надежде – через покаяние – возвращения в Рай Сладости.   Только в Боге грешник может обрести избавление от собственного греховного прошлого

http://pravoslavie.ru/100709.html

Содержание Беседы о Молитве Господней: Начальные слова молитвы (призывание)    Сегодня, с помощью Божией, мы начнем беседы о Молитве Господней. Название «Молитва Господня» дано той молитве, которая начинается словами Отче наш.    Почему эта молитва называется «Молитвой Господней»?    Дело в том, что молитвы, употребляемые Святой Церковью, имеют различное происхождение.    Одни молитвы составлены святыми угодниками Божиими, духоносными отцами.    Другие молитвы люди заимствовали от Ангелов; такова молитва «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», воспетая Ангелами в ночь Рождества Христова (Лк 2:13-14), от Ангелов также заимствованы молитвы «Святый Боже, Святый Крепкий, Святым Безсмертный...» и «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего».    Есть молитва, составленная и воспетая Пречистой Девой Марией, — «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:46-55). Эта молитва поется Церковью ежедневно, за исключением только нескольких дней в году.    Молитва же Отче наш дана людям Самим Господом Иисусом Христом, поэтому она называется «Молитвой Господней».    Ученики просили Господа Иисуса Христа научить их молиться, в ответ на эту просьбу Он и дал им молитву Отче наш (Мф. 6:9-13).    Поскольку эта молитва дана Самим Господом, то мы должны относиться к ней с величайшим вниканием; должны уяснить себе смысл не то что каждого слова молитвы, но и порядка, в каком одно слово следует за другим.    Сегодня мы остановимся на начальных словах Молитвы Господней: Отче наш, Иже еси на небесех!    В этих словах раскрывается истина, имеющая основное значение и для христианского мировоззрения, и для христианской жизни.    Все народы Земли имели и имеют религию, все народы стремятся познать Бога, войти с Ним в единение, в контакт, построить свою жизнь по Его закону.    Но познать Бога — дело нелегкое, дело, требующее великого труда, великого напряжения всех сил человеческой души.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в неделю о блудном сыне в Храме Христа Спасителя 20 февраля 2011 г. 15:46 20 февраля 2011 года, в неделю о блудном сыне, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братья и сестры! Всех вас поздравляю с воскресным днем — днем, который открывает еще одну седмицу, подготовительную к великому поприщу святой Четыредесятницы. Эту неделю Церковь называет неделей о блудном сыне, потому что, как вы знаете, именно сегодня читается притча из Евангелия от Луки о возвращении блудного сына в дом отца (Лк. 15:11-32). Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», т.е. плутать, заблуждаться. «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред. В сегодняшнем отстраненном от веры в Бога общественном сознании утвердилось мнение, что никакого вреда для человеческого тела этот грех не приносит — за некоторыми исключениями, о которых все хорошо знают. Это неверно. Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь вред человеческому телу приносит прикосновение к нему темной силы. А через блуд именно темная и злая сила прикасается к человеку, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа (см. 1 Кор. 6:19). И как удивительно точно и сильно сказано обо всем этом в послании апостола Павла к Коринфянам, которое мы сегодня слышали! Человек повреждает себя блудной страстью и, в конце концов, становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: «блудники … Царствия Божиего не наследуют» (1 Кор. 6:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/1413228.ht...

Митрополит Иларион возглавил торжество по случаю престольного праздника храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке 7 ноября 2015 г. 13:06 6 ноября 2015 года Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этот день Божественную литургию в московском храме на Большой Ордынке, в котором пребывает чудотворный образ, совершил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Архипастырю сослужили многочисленные гости в священном сане и клирики храма. Диаконский чин возглавил помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова, а также Академический Большой хор «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный деятель искусств Российской Федерации Лев Конторович). В годовщину кончины великого русского композитора Петра Ильича Чайковского были исполнены песнопения написанной им «Божественной литургии». После сугубой ектеньи митрополит Иларион прочел молитву о мире на Украине. За богослужением было совершено славление перед главной святыней храма — чудотворной иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании Литургии владыка Иларион обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем (см. Лк. 1:46-47) —  эти слова из песни Пресвятой Богородицы мы слышим всякий раз, когда совершается Богородичный праздник. Мы слышим их в Евангельском чтении, а также в прокимне, который исполняется перед чтением Апостола. Эти слова напоминают нам о той радости, которую Господь наш Иисус Христос принес в этот мир. Когда мы прославляем Пресвятую Богородицу, мы говорим о Ней, как о Радости всех скорбящих. Радость — это то, к чему всегда стремится душа и влечется сердце человека, ибо он создан чтобы радоваться. Человек тянется к радости, ему хочется найти радость в жизни. Но как часто люди ищут радость не там, где она действительно есть. Вместо того, чтобы искать внутреннюю, подлинную, непреходящую духовную радость — ту, которую, по словам Господа, «никто не отнимет от вас» (см. Ин. 16:22) — люди ищут утешения в земных богатствах и развлечениях. Они пытаются найти утешение от скорбей и болезней в средствах, которые помогают ненадолго забыть реальность, уйти в некий виртуальный мир и получить хотя бы временное облегчение в тех страданиях, которые выпадают на долю человека.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань   ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ         ИЗДАТЕЛЬСТВО   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ Преподобный Никодим Святогорец НЕВИДИМАЯ БРАНЬ 240 страниц ПРИОБРЕСТИ МОЖНО ЗДЕСЬ: МАГАЗИН " СРЕТЕНИЕ " Б. Лубянка, 19.    Метро: " Чистые пруды " , " Тургеневская " , " Кузнецкий мост " , " Лубянка " . Тел. 923-80-46, оптовый отдел: 928-82-10 Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название " Невидимая брань " . Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход - потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит - потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств - потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия - потому что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2,10-11) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа " Бранью невидимой " ? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет - воевать за Него, во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел (21,14): сего ради глаголется в книзе: брань Господня - иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавист-ные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).

http://pravoslavie.ru/sretmon/izdatel/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НАЗАРЕТ Благовещение Пресв. Богородицы. Роспись Благовещенской ц. в Назарете. 1977–1978 гг. Мастера М. и Г. Марасаны Благовещение Пресв. Богородицы. Роспись Благовещенской ц. в Назарете. 1977–1978 гг. Мастера М. и Г. Марасаны Поселение в Н. Галилее , на севере Изреельской долины , в 24 км к западу от Галилейского моря , в 32 км к западу от Средиземного м. Согласно евангельской традиции (Мф 2. 23; Лк 1. 26; 2. 4, 39) почитается как место жизни Пресв. Богородицы и св. Иосифа Обручника , где, согласно Евангелию, произошло чудо Благовещения Пресвятой Богородицы и провел детские годы Иисус Христос (Лк 2. 39, 51) и откуда Он вышел на служение (Мк 1. 9). В письменных источниках Этимология евр. названия города остается спорной. Цитата в Мф 2. 23: «и, придя, поселился в городе, называемом Назарет (греч. Ναζαρτ), да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем (греч. Ναζωραος) наречется» - вызывает у толкователей вопросы. Обычно они указывают на слова прор. Исаии (Ис 11. 1): «И произойдет отрасль (евр.  ) от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». В этом случае считают, что Н. будет означать «отрасль» или «ветвь», указывая на плодородие окрестных земель. Лука упоминает синагогу в Н. (Лк 4. 16), где Иисус учил и где Его весть была воспринята враждебно (Лк 4. 28-30). Во время земного служения Иисуса Его слушателям и последователям было известно, что Он был из Н. (Мф 21. 11), что иногда также вызывало отрицательную реакцию (см.: Ин 1. 45-46). На основании расположения гробниц раннерим. периода в Н. исследователи пришли к заключению, что в иродианское и доиродианское время максимальная площадь Н. составляла менее 0,24 км2, и поскольку большая часть этого участка не была занята постройками, в нач. I в. по Р. Х. численность населения Н. была не более 480 чел. Н. находился недалеко от Яфы, города, укрепленного Иосифом Флавием во время 1-го антирим. восстания ( Ios. Flav. De bell. II 20. 6-573; Idem. Vita. 52-270). После подавления евр. восстаний Рим разместил в Иудее X Фретензийский легион (между 117 и 132-135 гг.), дополнив его VI Железным, стационированным в Галилее (располагался к югу от Н., в Кфар-Отнай). Оба легиона стояли там до III в.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

Вопрос: Что в православной традиции понимается под сердцем? Я так понимаю, что сердце, в отличие от ума, есть источник человеческих чувств. Но мне трудно понять, что значит «встать вниманием в сердце». Как на практике это сделать? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святитель Игнатий (Брянчанинов) Поскольку человек состоит из духа, души и тела, в нем должно быть объединяющее начало. Чтобы выполнять это назначение, такой центральный орган должен относиться к духовной, душевной и телесной сферам. Таким органом, согласно Священному Писанию, является сердце. Объединяющую роль сердце выполняет двояким образом: во-первых, интегрирует каждую из этих областей и, во-вторых, связывает все три сферы в человеке. Сердце настолько значимо для человека, что слово это встречается в Священном Писании в разных грамматических формах около 950 раз. О том, что сердце является важнейшим жизненным органом, говорит Священное Писание: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4: 23). Стрела, пронзившая сердце, приносит смерть (см.: 2 Цар. 18: 14). Одновременно сердце является средоточием душевно-эмоциональной области. Оно подвержено многообразным душевным волнениям и чувствованиям: ощущает подавленность (см.: Пс. 33: 19), печаль (см.: Ин. 16: 6), смущение (см.: Ин. 14: 1), скорбь (см.: 2 Кор. 2: 4) или радость (см.: Ин. 16: 22). Сердцу присущи все степени радостей – от благодушия (см.: Ис. 65: 14) до восторга и ликования (см.: Пс. 83: 3; Деян. 2: 46), а также разнообразные виды горестей и переживаний – от печального настроения до стенания (см.: Ис. 65: 14). Если человек боязлив и малодушен, значит сердце его является робким (см.: Втор. 20: 8). Сердце является также средоточием духовно-нравственной жизни человека. Благодатное слово Божие действует в сердце «как бы горящий огонь» (Иер. 20: 9). Сердце человека горит, когда, общаясь с Богом, познает истину: «не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк. 24: 32). В зависимости от устроения сердце может вмещать доброе или злое: «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его» (Лк. 6: 45). По слову апостола Павла, сердце есть скрижаль, на которой Бог написал нравственный закон (см.: Рим. 2: 15).

http://pravoslavie.ru/7446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИРМОЛОГИЙ [греч. Ερμολγιον, Ιρμολγιον; церковнослав.        ], богослужебная певч. книга визант. традиции, содержащая ирмосы - 1-е строфы каждой из 9 песней гимнографических канонов Октоиха, Постной и Цветной Триодей и Минеи, являющиеся образцами для распевания остальных строф - тропарей. Тексты ирмосов, как правило, содержат аллюзии на библейские песни , послужившие основой для гимнографических канонов: 1) прор. Моисея после перехода израильтян через Чермное м. (Исх 15. 1-19), 2) прор. Моисея во время шествия в пустыне (Втор 32. 1-44), 3) Анны, матери прор. Самуила (1 Цар 2. 1-10), 4) прор. Аввакума (Авв 3. 1-19), 5) прор. Исаии (Ис 26. 9-19), 6) прор. Ионы (Иона 2. 1-10), 7) трех вавилонских отроков (Дан 3. 26-56), 8) тех же отроков (Дан. 3. 57-88а), 9) Пресв. Богородицы (Лк 1. 46-55) и св. прав. Захарии, отца Иоанна Предтечи (Лк 1. 68-79). Почти все И. состоят из 8 разделов по числу гласов , на которые распеты соответствующие ирмосы (хотя встречаются исключения, когда последования ирмосов расположены по датам праздников и памятей независимо от гласовой принадлежности, напр. греч. список Ath. Dionys. 95, XIII в.). По способу расположения ирмосов внутри гласовых разделов выделяют 2 типа И. (в научной лит-ре впервые это сделал Э. Кошмидер ). В 1-м типе ирмосы сгруппированы по канонам: сначала все ирмосы одного канона, затем другого и т. д. (И. с последованиями канонов); во 2-м типе - по песням: сначала ирмосы 1-й песни всех канонов, затем 2-й песни и т. д. (И. с последованиями песней). Греческий И. появился не позднее кон. VIII в. в связи с резким увеличением числа канонов и с появлением практики заимствования ирмосов для новых канонов из уже существовавших. Накопление большого количества ирмосов и канонов привело к созданию сборника, содержащего ирмосы-образцы. Такой сборник, с одной стороны, облегчал авторам новых канонов заимствование готовых ирмосов, с другой - мог использоваться певчими как пособие для заучивания наизусть ирмосов, на мелодии которых исполнялись тропари канонов. Грузинский И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 20 мая 2024 г. (7 мая ст.ст.) Седмица 3-я по Пасхе Глас 2, Поста нет Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (351) . мч. Акакия сотника (303) . прп. Нила Сорскаго (1508) . прпп. Иоанна Зедазнийского и учеников его: Авива, епископа Некресского, Антония Марткопского, столпника, Давида Гареджийского, Зенона Икалтойского, Фаддея Степанцминдского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбойского, Пирра Бретского, Стефана Хирсского и Шио Мгвимского (VI) (Груз.) . Обретение мощей прп. Нила Мироточивого, Афонского (1815) . Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. сщмч. Михаила Околовича, пресвитера (1938) . иконы Богородицы Жировицкая (1470) . иконы Богородицы Любечская (XI) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.6:8-7:5,47-60 Ев.- Ин.4:46-54 прп.: Утр.: Мф.11:27-30 Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Лк.6:17-23 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Тропарь воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, глас 8 Креста Твоего образ ныне паче солнца возсия,/егоже от горы святыя даже до лобнаго места простерл еси/и в нем Твою, Спасе, крепость уяснил еси,/сим укрепляя нас,/и спасай выну в мире//молитвами Богородицы, Христе Боже, и спаси нас. Кондак воспоминания явления на небе Креста Господня в Иерусалиме, глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КВИРИНИЙ [лат. Publius Sulpicius Quirinius; греч. Κυρνιος] (ок. 46 г. до Р. Х.- 21 (?) г. по Р. Х.), рим. гос. деятель и полководец, консул 12 г. до Р. Х. В Евангелии от Луки повествование о Рождестве Иисуса Христа хронологически связано с периодом пребывания К. в должности наместника пров. Сирия (Лк 2. 1-2). Вопрос согласования этих данных с тем, что известно о К. по др. источникам, имеет важное значение для исследователей НЗ и истории христианства в целом. Богоматерь с прав. Иосифом перед наместником Квиринием. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Богоматерь с прав. Иосифом перед наместником Квиринием. Мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. 1316–1321 гг. Помимо Евангелия от Луки К. упоминается в сочинениях Тацита ( Tac. Ann. II 30; III 22-23, 48), Флора ( Florus. Epitom. II 31. 41), Иосифа Флавия ( Ios. Flav. Antiq. XVII 13. 5; XVIII 1. 1; 2. 1-2), а также в неск. эпиграфических памятниках (CIL. 14. 3613, CIL. 3. 6687 и т. н. антиохийские камни - см.: Cheesman. 1913; а также CIL. 6. 17130; 8. 68). Краткие сведения этих источников о неск. событиях из жизни К. при почти полном отсутствии прямых хронологических указаний породили множество вариантов их интерпретации в исследовательской лит-ре. Согласно Тациту, К. род. в г. Ланувий недалеко от Рима в богатой, но незнатной семье. Тацит подчеркивает, что к древнему роду Сульпициев К. не имел отношения и считался человеком «темного, никому неведомого происхождения» ( Tac. Ann. III 23, 48). Косвенно это подтверждается самим именем К., к-рое, будучи родовым и теофорным (от имени италийского божества Квирина), используется тем не менее в качестве когномена, т. е. прозвища. Предполагается, что имена Публий и Сульпиций К. принял при усыновлении от приемного отца ( Groag. 1931. Sp. 823-824). Несмотря на происхождение, он сумел достичь высокого положения в обществе. По сообщению Иосифа Флавия, К., чтобы достичь положения консула, исполнял попеременно все гос. должности и пользовался «во всех делах огромным влиянием» ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 1. 1). По-видимому, начало его карьере было положено в сражениях первых лет правления Августа. Поскольку, описывая события 20 г. по Р. Х., Тацит называет К. стариком, он мог принимать участие даже в битве при Акции (31 г. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/1684077.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010