Эти последние слова относятся также и к тем, кто желает (лучше) нищенствовать правды ради; они знают слово это, что широкий и пространный путь ведет в погибель и что многие идут им ( Мф. 7:13 ). He о другом чем, а о распущенном образе жизни, ο безумной страсти к женщинам, ο страстном стремлении к славе, к власти и других подобных страстях говорит здесь Господь. Безумный, говорит Он, в сию ночь душу твою возьмут у тебя кому же достанется то, что ты заготовил ( Лк. 12:20 )? Итак, берегитесь от всякого рода любостяжания, потому что жизнь не в изобилии имения состоит (Лк. 12:15). Какая польза человеку, если и весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мф. 16:26 )? Посему Я говорю: Не заботьтесь для жизни вашей: что вам есть, ни для тела: во что оденетесь. Жизнь большее нечто чем пища, и тело большее нечто чем (только) одежда ( Мф. 6:31 ; Лк. 12:22, 23 ). И опять: Знает Отец ваш, что имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде царства небесного и правды; ибо это велико, малое же и что к способам жизни относится 489 приложится вам ( Мф. 6:32, 33 ; Лк. 12:30, 31 ). Не к жизни ли гностической (соответствующей познанному нами учению) здесь ясно приглашает нас Господь? Не убеждает ли Он нас сим оставаться и на словах и на деле верными истине? Он Христос, Божественный Воспитатель нашей души, богача ценит не за великость дара, а за доброе произволение. Позему Закхей, а по другим Матфей, начальник мытарей, услыхав, что Господь намерен войти в его дом, сказал: Вот половину моего именья отдам бедным, Господи; и если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Посему и Спаситель ο нем сказал: Сын человеческий пришедши ныне погибшее взыскал ( Лк. 19:8–10 ). В другой раз увидевши богача, опустившего в сокровищницу дар, соответствовавший его богатству и вдову, которая положила туда две лепты, Он сказал, что вдова положила больше всех, потому что один дал от излишества, а другая от скудости ( Лк. 21:1 ; Мк. 12:41 ), а так как все Господом направлено к воспитанию нашей души, то Он говорит: Блаженны кроткие, потому что они наследуют землю ( Мф. 5:5 ). Кто эти кроткие? Те, которые укрощают поднимающиеся в душе опасные бури, как то: гнев, пожелания и другие зависящие от них страсти. Не ту кротость хвалит Он, которая есть дочь необходимости, а ту которой основания полагает собственная наша воля и доброе произволение. Действительно в дому Господнем есть и наград много и обителей много ( Ин. 14:2 ) по различию образа нашей жизни на земле. Кто примет пророка, говорит Господь, во имя пророка, получит награду пророка; и кто примет праведника во имя праведника, получит награду праведника; а кто примет одного из учеников сих малых, не потеряет награды ( Мф. 10:41, 42 ). Другой раз чрез неодинаковое количество часов Господь обозначает различные степени добродетели, с заслугами каждого соразмеряя и величие ожидающих его наград.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» (Лк.7:48). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:11). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближаю­щихся к Нему мытарей и грешников (Лк.15:1). Как живо изображает Свое милосердие, тща­тельное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее (Лк.15:4-5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» (Лк.22:32). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» (Деян.9:4), — и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1 Тим 1:13). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился от пути зла и был жив» (Иез 18:23). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы, облечемся в оружия света» (Рим 13:12), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» (Пс.94:6-7). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

4) Устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Богом нашим нарицать, хотя это для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, но для нас Христос – Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23-24, 30). Так, в первую очередь, веры образец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся», и прочее. Так Павел святой не только не стыдится узником Христовым быть, но и не хочет хвалиться ничем, кроме креста Христова: Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 6:14). И к Тимофею пишет: Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа (2 Тим. 1:8). Так исповедники и мученики святые не только не стыдились перед мучителями и врагами истины исповедовать Бога распятого, но и раны и смерть за славу имени Его претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потребно, но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует. Преславно нам исповедовать Того и хвалиться о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но от Духа Святаго (Мф. 1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родился в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк. 2:7), но есть над всеми Бог, благословенный во веки (Рим. 9:5). Пеленами повился, как младенец (Лк. 2:7), но Тот, Кто одевается светом, как ризою (Пс. 103:2). Во храм Младенцем принесен руками матери (Лк. 2:22), но старца Симеона от временной отпустил к вечной жизни (Лк. 2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф. 2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес свидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение, – и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф. 3:13-17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф. 4:3-11; Лк. 4:2-13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин. 1:18). В рабском образе пребывал (Флп. 2:7), но, как Господь, повелевал ветрам и морю – и слушались Его, повелевал демонам – и исходили, повелевал мертвым – и восставали, повелевал слепым – и прозревали, глухим – и слух обретали, немым – и говорили, прокаженным – и очищались (Мф. 15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодал и жаждал, но многие тысячи пятью хлебами питал (Мф. 17:17-21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их видел (Мф. 12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк. 15:2-7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

4 . Люди часто избавляются от руки врагов своих, но отнюдь не «небоязненно». Ибо когда устранению врагов предшествуют опасность и страх, и некто избавляется от руки врагов своих, он действительно освобождается, но не без боязни. А пришествие Господа Иисуса избавляет нас «от руки врагов наших» «небоязненно». Мы не ощущаем своих врагов и не видим, как они противодействуют нам, но нас, без нашего ведома, внезапно вырывают из их пасти и не позволяют нам угодить в их сети. «Вдруг, во мгновение ока» ( 1Кор.15:52 ) Он переносит «нас к участию в наследии святых во свете» ( Кол.1:12 ), и мы небоязненно избавляемся «от руки врагов наших», чтобы «служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей» ( Лк.1:75 ). 5 . «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» ( Лк.1:76 ). Но почему Захария, изрекая пророчество, говорит не об Иоанне, а обращаясь к самому Иоанну: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» и прочее? Ведь бессмысленно говорить тому, кто не может слышать, обращаться к младенцу, возлежащему на груди. Но, мне кажется, я нашел объяснение. Рождение Иоанна было чудесным, он пришел в мир через пророчество ангела. Иоанн родился после того, как в течение трех месяцев Мария оставалась с Елисаветой в стране той. Поэтому все, что написано о нем, повествует о чудесных событиях. Возможно, ты не поверишь, что младенец, только что вышедший из материнской утробы, может услышать и понять слова отца своего, обращенные к нему: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего» ( Лк.1:76 ), но вспомни о том, что происшедшее ранее было еще более чудесным: «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» ( Лк.1:44 ). 6 . И если Иоанн услышал Иисуса, находясь в утробе матери, и, услышав Его, взыграл радостно, то почему же ты не можешь поверить, что когда он родился, то смог уразуметь пророчество отца, сказавшего ему: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему» ( Лк.1:46 )? Поэтому я полагаю, что Захария спешил сказать все это младенцу, ибо знал, что вскоре Иоанн уйдет в пустыню, и у него больше не будет такой возможности, ибо «младенец… был в пустынях до дня явления своего Израилю» ( Лк.1:80 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

11 . Который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил ( Лк.7:42–43 ). Посмотри на несуразность фарисея: как только узнал самого себя, уже словом отделяясь от истины, он сказал «думаю», боясь дать совершенный ответ. Но Господь не стал записывать его намерение, но, ухватившись за его ответ, говорит ему: Правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину ( Лк.7:43–44 ), грешницу, тобою обличаемую, а Мною спасаемую? Я пришел в дом твой, – ведь твой дом, а не Мой полон поношения – ты воды Мне на ноги не дал, на ноги, ради тебя запылившиеся и перенесшие утомление, чтобы освободить от утомления труждающихся и обремененных. Ты наполовину оказал почтение: верхнему подивился, а нижнему не послужил. Поэтому ты воды Мне на ноги не дал, а она, испустив из очей источники слез, смыла нечистоту своего греха. Ты целования Мне не дал ( Лк.7:45 ), как будто ты не подобен Иуде, лобзанием предавшему Меня, – а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал ( Лк.7:45 ) – ибо елей грешника да не намастит главы Моея ( Пс.140:5 ). Как ты мог почтить главу, не позаботившись о ногах? А она пророчески миром помазала Мне и ноги ( Лк.7:46 ). Ведь написано: Миро излияное имя Твое ( Песн.1:3 ), «излияное», но не вылитое. Ибо, когда сосуд иудейского мнения был гнилым, из алавастрохранилища вашего на ноги Мои излилось миро, чтобы через Меня в народах распространилась благодать благоухания. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие ( Лк.7:47 ), потому что ты, когда принял Меня под свой кров, не почтил Меня целованием, не почтил Меня умащением масла, а она, получившая прощение многих зол, почтила Меня, словно смешав двойную смесь из слез и мира. 12 . Итак, ублажим женщину, покрывшую злодеяния Евы, грешницу, блудницу, наследницу благ, явившую образ покаяния и открывшую закон человеколюбия; женщину, обретшую защитника в Самом Судье и победившую слезами скорбь осуждения. Итак, все, кто присутствует, ревнуйте о том, что услышали, и подражайте не удовольствию, но плачу блудницы. Потому что удовольствие породило плач, но плач доставил освобождение от грехов. Итак, умойте ваше тело не водой, а слезами, помажьте члены не миром, а святостью. Оденьтесь не в шелковые ткани, но в нетленный гиматий целомудрия, чтобы сподобиться вам ее славы, вознося благодарение Агнцу Божию, Который берет на Себя грех мира, Которому слава, честь и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

Так, св. Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ( Лк.3:16 ). То же выражение содержится и в Мф.3:11 , но у ап. Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 17 . Помимо Деян.2:2–4 , когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима , Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем, Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел низвести я на землю и как желал бы, чтобы он уже возгорелся ( Лк.12:49 )” 18 . Только у ап. Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню ( Втор.4:23, 9:3 ; Ис.33:14 )” 19 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! ( Лк.3:22 ). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе. Новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается евангелистом также как “исполнение” ( Лк.4:1 ). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р45 (III в.) содержит в Лк.10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо синодального “духом”) и сказал... Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом – ниже подобное мы встретим в Лк.11:20 и Деян.1:2 . Еще в Ветхом Завете говорится о радости в Духе Святом. Так, написано, что когда Дух Божий бывал на Сауле, отраднее становилось ему ( 1Цар.16:23 ), царь Давид прошение о возвращении радости спасения ставит в одной фразе с прошением о укреплении Духом ( Пс.50:14 ). В Новом Завете это выражено еще ярче и увереннее: ап. Павел хвалит радость Духа Святого фессалоникийцев ( 1Фес.1:6 ), римлянам пишет, что Царство Божие есть... радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ), галатов же научает, что радость есть плод Духа ( Гал.5:22 ). У самого ап. Луки Дух Святой как причина радости упоминается также в Деян.8:39, 13:52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Рожденный среди подвластного народа, не имевшего никаких законных прав перед своими имперскими колонизаторами, воспитанный в семье, принадлежавшей к низшему ремесленническому классу, Христос начал Свое служение во внутренних районах Галилеи и посвятил его в основном самым обездоленным и безнадежным соотечественникам. Тем самым Он принял на Себя миссию пророков Израиля и поистине глубочайшее нравственное дело всего Закона и Пророков. В начале Своего общественного служения Он как Свои собственные провозгласил слова пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18–19). Эта особая преданность обездоленным и отчаявшимся была отнюдь не просто случайным элементом Его миссии, обращенной к сынам и дочерям Израиля, но определяла саму ее суть. Для тех, кто наживался на эксплуатации слабых (Лк. 20:46–47) или был безразличен к тяжелому положению бедных (Лк. 6:24–25; 16:25), Его предостережения звучали весьма устрашающе, а осуждение было предельно бескомпромиссным. Более того, когда дело касалось нужд неимущих, Он неослабно требовал от Своих последователей доброжелательности и готовности жертвовать личной собственностью. Он велел ученикам отдавать всем просящим у них все без остатка (Мф. 5:42) с такой бескорыстностью, чтобы одна рука не знала, что делает другая (Мф. 6:3), и запретил им удерживать что–либо из своих богатств в качестве земных сокровищ (Мф. 6:19–20). Он не только повелел богатому молодому человеку продать все свое имущество, а вырученные деньги отдать бедным (Мф. 19:16–30; Мк. 10:17–31; Лк. 18:18–30), но требовал того же от всех, кто желал следовать за Ним (Лк. 12:33), и не считал Своим учеником отказавшегося раздать все нуждающимся (Лк. 14:33). Он не оставил никаких сомнений в том, что должны делать надеющиеся войти в Царство Божие: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф.

http://predanie.ru/book/220026-za-zhizn-...

Как благосклонным лицом смотрит на грешницу, омывающую слезами ноги Его и любезным и утешительным голосом говорит ей: «Прощаются тебе грехи» ( Лк.7:48 ). Как человеколюбиво разрешает прелюбодейку: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» ( Ин 8:11 ). Как благосклонно и милостиво принимает всех приближающихся к Нему мытарей и грешников ( Лк.15:1 ). Как живо изображает Свое милосердие, тщательное и усердное ко взысканию грешников, во образе хозяина, который, «имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит ли девяноста девяти в пустыне и не пойдет ли за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью», и прочее ( Лк.15:4–5 и далее). Какой милостивый Свой взор во время самого страдания обращает на отвернувшегося ученика (см. Лк.22:61 ), и со взором милость и благодать Свою подает ему в утешение и укрепление его, «чтобы не оскудела вера его» ( Лк.22:32 ). Как милостивую руку помощи, уже на Кресте вися, подает разбойнику, и почти из самых адовых врат восхищает его и открывает двери небесного царствия: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Как, наконец, с высоты славы Своей милостивым и человеколюбивым гласом ударяет в уши и сердце Савла, бывшего хульника, гонителя и обидчика! «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня» ( Деян.9:4 ), – и из гонителя проповедником имени Своего и всей вселенной учителем делает (см. 1Тим 1:13 ). Так кротко, так милостиво, так человеколюбиво поступает с грешниками Господь наш! Ибо «не хочет смерти грешника, но чтобы тот обратился... от пути зла и был жив» ( Иез 18:23 ). Итак, если имеем такого милосердного Господа нашего, придите, отложим темное облако противных помышлений, которое покрывает сердца наши, и, «отвергнув дела тьмы,... облечемся в оружия света» ( Рим 13:12 ), вспомним, «откуда мы ниспали», и, вспомнив, «восплачем пред Господом, сотворившим нас» и искупившим Кровью Своею, «ибо Он есть Бог наш, и мы народ паствы Его и овцы руки Его» ( Пс.94:6–7 ). Возвысим все единодушно от сердца глас наш: «Скоро да явятся нам щедроты Твои, Господи, ибо мы весьма обнищали! Помоги нам, Боже, Спасителю наш, славы ради имени Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лк.5:34 . Он же речé к ним: едá мóжете сыны брáчныя, дóндеже жених с ними éсть, сотворити поститися? Лк.5:35 . Приидут же дние, егдá отъят бýдет от них жених, и тогдá постятся в тыя дни. (Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.) Это – первое сравнение. Сыны брачныя (чертога брачного), т. е. друзья жениха, которым доверена от него забота об устройстве брачного пира. В этом первом сравнении Христовом выражается следующая мысль: уместна ли печаль для друзей, устроивающих брачный пир, и разве уместен тогда для них пост, как выражение печали? В отношении к Иисусу Христу, которого Иоанн сравнивал с женихом, а себя с другом жениха ( Ин.3:29 ), и к Его Апостолам, как служителям Его в устроении церкви, это значит, что, пока Он находится со Своими учениками, им не время печалиться и выражать свою печаль постом. Можно думать, что в это время Предтеча Иоанн был заключен Иродом в темницу ( Мф.4:12 ), а потому ученики его имели в этом повод усилить обыкновенный свой пост. «Вот Иоанн, ваш друг и учитель, в темнице, это для вас время скорби и поста (Злат, и Феоф.)», как бы так говорит Иисус Христос ученикам Иоанна. Будет такое время и у Моих учеников: отнимется Жених, это – указание Господа на время после Своей смерти. Тогда будут поститься, т. е. после смерти Христовой будут учреждены и у христиан посты; тогда и они будут выражать свою скорбь постами. Лк.5:36 . Глагóлаше же и притчу к ним, яко никтóже приставлéния ризы нóвы приставляет на ризу вéтху: áще ли же ни, и нóвую раздерéт, и вéтсей не согласýет éже от нóваго. Лк.5:37 . И никтóже вливáет винá нóва в мехи вéтхи: áще ли же ни, растóргнет нóвое винó мехи, и самó излиéтся, и меси погибнут: Лк.5:38 . но винó нóвое в мехи нóвы вливáти: и обоя соблюдýтся. (При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и тó и другое.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010