Общественные бедствия и войны “Также услышите о войнах и военных слухах… ибо восстанет народ на народ, и царство на царство” ( Мф.24:6-7 ). Будут иметь место также мятежи (смятения) — ( Мк.13:8 ). Природные бедствия Помимо общественных бедствий, проявятся и различные природные катаклизмы: “…будут глады, моры и землетрясения по местам” ( Мф.24:7 ), также “…будут знамения в солнце и луне и звездах,… море восшумит и возмутится” ( Лк.21:25 ). Непосредственно перед пришествием Христовым диавол воздвигнет особое орудие лжи и зла — антихриста, при котором отступления и различные бедствия достигнут полной силы. Антихрист и время его пришествия Представление об антихристе в свете Священного Писания и Священного Предания Сама приставка “anti” в греческом языке может иметь два значения: “против” и “вместо”. По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны — тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Свщ. Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово “антихрист” — это всякий, “отвергающий Отца и Сына” ( 1Ин.2:22 ), “а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста…” ( 1Ин.4:3 ), т. е. всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле “…появилось много антихристов…” ( 1Ин.2:18 ). Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: “…вы слышали, что придет антихрист…” ( 1Ин.2:18 ). В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники беспоповцы. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение… кн. 4, гл. 26) пишет: “Надобно знать, что должно придти антихристу, хотя антихрист есть и всякий, не исповедающий, что Сын Божий пришел во плоти, но в собственном смысле и преимущественно, антихристом называется тот, который придет к кончине мира”. Свщ. Писание учит об антихристе, как о конкретной личности. Господь говорит иудеям:

http://azbyka.ru/apokalipsis/ierej-oleg-...

" Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня. О том же мы слышали у Моисея во Второзаконии (Втор. 6:13; Мф. 4:10; Лк. 4:8) Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись. Через пророков Он выражал свой гнев на израильтян за то, что они почитали идолов и изображения. В ответ надо сказать, да, это правда, то, что вы привели эти высказывания, ничто вам не препятствует собирать подобные свидетельства, но скажите, что Он имел в виду, говоря: " Не поклоняйтесь! " , значит ли это просто не поклоняться никому кроме Него? Если так, то тогда патриархи и пророки являются великими грешниками. Что же сказать об Аврааме, друге Божием, поклонившемуся сынам Хета (Ис. 41:8), когда просил их продать ему пещеру, в которой он мог бы похоронить Сарру (Быт. 23:7). Семь раз и Иаков поклонился до земли своему брату Исаву (Быт. 33:3). Братья Иосифа поклонились ему лицом до земли (Быт. 42:6). Израиль поклонился на возглавие постели Иосифа (Быт. 47:31). Два сына Иосифа наклонились лицами до земли деду своему Израилю (Быт. 48:12). Моисей поклонился своему приемному отцу (Исх. 18:7). Возможно, кто-нибудь скажет, что это лишь подтверждает повеление Бога, не воздавать такого же поклонения, что и Ему. Что касается почитания Моисеем его отчима, то он узнал закон после, в то время, когда горькую воду превратил в сладкую, бросив в нее кусочек дерева. Во время Исхода израильтян, как об этом написано в Торе, возопил Моисей ко Господу, и Господь указал ему на кусок дерева. Он бросил его в воду, и та стала сладкой. Тогда Бог наделил его особым положением и полномочиями (Исх. 15:25-26). С особым вниманием изучите некоторые факты, которые произошли уже после того, как Бог повелел, никому не поклоняться, кроме Него одного, как вы говорите:

http://pravoslavie.ru/1738.html

17 Этих слов нет в Св. Писании. См. Пс. 102:11; Ис. 1:18; Иер. 3:19, 22. 18 Что Ной прежде восшествия своего в ковчег, возвещая своевременным ему людям грядущую катаклисму призывал их к покаянию и исправлению своей жизни, эта мысль высказывается у Феофила Антиохийского (Ad Autol., III, 19). 19 Т.е. Божиим. Климент Александрийский, приводя сокращенно эти слова Климента Римского, называет Авраама ιλοι Θεου . См. Ис. 41:8; 2 Пар. 20:7; Иак. 2:23 20 Т.е. к западу 21 Современник Климента, Иосиф Флавий (Antiqu. I, 11, 4) говорит, что он видел этот столп: отцы церкви, напр., Ириней (Adv. haer., IV, 31), также упоминают о существовании его в их время. Но по исследованиям ученых жители той страны подложно выдавали что-либо за столп жены Лотовой (Фрей у Гефеле). 22 Таинственное истолкование знака, по которому спаслась Раав, встречается У !Иустина (Dial c. Tryph., II, III), Иринея (Adv. haer., IV, 20) и др. 23 Разумеется здесь предсказание Раав о том, что Господь отдаст Иерихон израильтянам. В этом смысле Раав называется пророчицею и у Оригена (Нот 3 in Ios. Nave). 24 Эти слова Спасителя в иной форме встречаются в тексте евангелистов: Мф.7:1—2 и Лк.6:36—38. 25 По мнению Якобсона, с которым соглашается Гильгенфельд, должно читать: εαυτοις или αυτοις , которое употребляется не редко в значении αλληλοι Гефеле держится чтения: αυτος , относя это я нарушителям церковного порядка. 26 Эти и последующие слова до начала гл. XVI послания приводятся у Климента Александрийского (Strom. IV, 5). 27 От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. 28 Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. 29 Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. 30 В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит δωτε , а не δωται , как читали некоторые ученые. 31 И опять Он же, т. е. Христос. 32 Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. 33 Т. е. христиан. 34 Эти слова из послания Климента и далее до конца XXII главы приводятся, с небольшими изменениями, у Климента Александрийского (Strom. IV, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

3) Третий признак приближения второго пришествия Иисуса Христа – уменьшение веры и любви между людьми. Исконный враг (диавол), посеевая между добрым семенем слова Божия плевелы лжи и обмана, пред кончиною мира направит все свои силы и средства к тому, чтобы, если бы оказалось возможным, безусловно всех призываемых или только в Царствие Божие, или уже вступивших в него, отторгнуть отсюда и подчинить своей губительной власти. " Тогда, – наставлял учеников Своих Иисус Христос, – аще кто речет вам: се, зде Христос, или онде: не имите веры: востанут бо лжехристи и лжепророцы и дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранныя. Се, прежде рех вам. Аще убо рекут вам: се, в пустыни есть, не изыдите: се, в сокровищах (во внутренних комнатах), не имите веры» ( Мф. 24:23–26 . Снес. Мк. 13:21–23 ). Последствием же сего будет то, что тогда прельщены будут ( Мф. 24:5, 11 , Снес. Мк. 13:6 ), «соблазнятся мнози» ( Мф. 24:10 ), – «за умножение беззакония (по умножению беззакония) иссякнет любы многих» ( Мф. 24:12 ), – последует «мерзость запустения, реченная Даниилом пророком, стояща на месте святе» ( Мф. 24:15 ), – и «Сын человеческий пришед убо обрящет ли [си] веру на земли?» ( Лк. 18:8 ). 4) Дальнейшим признаком второго пришествия Иисуса Христа будет обращение ко Христу иудеев. Так, ап. Павел в своем послании к Римлянам, изображая особенную в отношении к язычникам, привившимися через веру от дикой к доброй маслине, милость Божию, равно как, наоборот, особенную строгость суда Божия в отношении к иудеям за то, что они отняли от сей родственной им маслины, при этом заметил, что для иудеев, не смотря на это, отнюдь не потеряна возможность и надежда опять привиться к своей родной маслине ( Рим. 11:22–24 ), и вслед за сим, устремляя свой взор в отдаленное будущее, присовокупил следующее: «Не... хощу вас не ведети тайны сея, братие, да не будете о себе мудри (дабы вы о себе не мечтали), яко ослепление от части Израилевы бысть, дóндеже исполнение языков внидет ( «что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников»), и тако весь Израиль спасется, якоже есть писано: приидет от Сиона избавляяй, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим. 11:25, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3Цар.9:10 .  По окончании двадцати лет, в которые Соломон построил два дома, – дом Господень и дом царский, – 3Цар.9:11 .  на что Хирам, царь Тирский, доставлял Соломону дерева кедровые и дерева кипарисовые и золото, по его желанию, – царь Соломон дал Хираму двадцать городов в земле Галилейской. 3Цар.9:12 .  И вышел Хирам из Тира посмотреть города, которые дал ему Соломон, и они не понравились ему. 3Цар.9:13 .  И сказал он: что это за города, которые ты, брат мой, дал мне? И назвал их землею Кавул, как называются они до сего дня. 3Цар.9:14 .  И послал Хирам царю сто двадцать талантов золота. Раздел этот стоит вне исторической связи с предыдущим. Несмотря на внешний блеск и богатство царствования Соломона, он, очевидно, не имел возможности иначе вознаградить Хирама, Тирского царя, за его услуги при постройках (ст. 11), ( 3Цар.5:7–12 ; 2Пар.2:8–16 ), как уступкой ему части Израильской территории, в прямом противоречии с запрещением закона продавать землю навсегда ( Лев.25:23 ), следовательно, и отчуждать как-либо часть ее. Соломон дал Хираму «20 городов в земле Галилейской», евр. Галил (ст. 11), LXX: Γαλιλια, Vulg.: Galilaea. Это – не вся Галилея в позднейшем, новозаветном смысле – область между Самарией на юге и Ливаном на севере (И. Флавий, Иудейская война III, 3, 1; ( Лк.8:26,17:11 ; Деян.9:31 ); Onomastic. 320), но только самая северная часть ее, первоначально назначенная в удел колену Неффалимову ( Нав.20:7,21:32 ), но остававшаяся в руках хананеян, преимущественно ими населенная и потому называвшаяся «Галилея язычников» ( Мф.4:15 ). В этом могло заключаться некоторое оправдание поступка Соломона с городами. Впрочем, расположенные в бедной, невозделанной провинции они, естественно, не понравились Хираму, что он выразил в названии провинции именем Кавул (ст. 13). По объяснению И. Флавия (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), Кавул, Χβαλον с финикийского значит «неугодное, неприятное» ( οκ ρσκον). LXX передают евр. Кавул то через собств. имя Χβαλον, то через нарицат. opiov, слав.: «предел [Хавуль]», сближая, видимо, название это с евр. гебул (граница, предел). Нарицательное значение имени Кавул вообще неясно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Валерий Грат был префектом Иудеи в 15–26 годах. Из рассказа Иосифа следует, что Анан был смещен при нем, после чего один за другим на пост первосвященника назначались Исмаил, Элеазар, Симон и Каиафа. Один из этих лиц был сыном Анана. В другом месте Иосиф упоминает о том, что у Анана было пятеро сыновей, «которые все стали первосвященниками после того, как он сам очень продолжительное время занимал это почетное место». 281 «Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников», – отмечает историк. 282 Служение первосвященника, по закону Моисееву, должно было быть пожизненным ( Чис.35:25 ), и частая смена первосвященников при римлянах шла вразрез с освященной веками традицией. Возможно, именно тот факт, что первосвященники до Каиафы сменялись практически ежегодно, послужил причиной троекратного упоминания в Евангелии от Иоанна о том, что Каиафа был на тот год первосвященником ( Ин.11:49, 51; 18:13 ). Иудейская элита относилась к бывшим первосвященникам с уважением и сохраняла за ними титул первосвященников. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что Иосиф Флавий, говоря об одном из бывших первосвященников, называет его этим титулом, несмотря на то что он был смещен за пятнадцать лет до этого. 283 В Евангелии от Луки Анна упоминается наряду с Каиафой в качестве первосвященника, хотя к тому времени он таковым уже не был ( Лк.3:2 ). Анна и Каиафа упоминаются также в Деяниях ( Деян.4:5–6 ). Сохранению за бывшим первосвященником титула и некоторых привилегий способствовала также широкая сеть родственных связей между ним и другими лицами, занимавшими пост первосвященника. О том, что Анна был тестем Каиафе, мы узнаем только из Евангелия от Иоанна, но в этом не было ничего необычного: помимо пяти упоминавшихся сыновей у Анны могла быть и дочь, на которой был женат Каиафа. И Анна, и Каиафа, согласно имеющимся свидетельствам, принадлежали к партии саддукеев. 284 Словосочетание «первосвященники и фарисеи», встречающееся у Матфея и Иоанна ( Мф.21:45; 27:62 ; Ин.7:45; 11:47 ), можно воспринимать как указание на то, что первосвященники не принадлежали к партии фарисеев. Хотя между фарисеями и саддукеями имелись серьезные вероучительные различия, в политических вопросах они часто выступали как единомышленники (можно вспомнить ремарку Иосифа Флавия: «когда они занимают правительственные должности... то саддукеи примыкают к фарисеям, ибо иначе они не были бы терпимы простонародьем» ). 285 В резко отрицательном отношении к Иисусу и желании расправиться с Ним саддукеи и фарисеи были едины.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос, насколько то или иное доброе дело поможет ближнему, является опасным свидетельством неискренности наших устремлений Всякая добродетель должна стать тайным языком общения человека с Богом, магистральным путепроводом, по которому заряд Христов будет поставляться для светильников наших душ. И отцы совершенно ясно говорят об этом, когда утверждают, что призвание добродетели – воспитывать в человеке смирение , осознание того, что всё сделанное намного меньше благодеяний Божиих, а не усовершенствовать мир вокруг нас. В этом смысле вопрос, насколько то или иное доброе дело, сделанное по евангельской заповеди, поможет ближнему, является опасным свидетельством неискренности наших устремлений. Выходит, мы творим добродетель не потому, что стремимся в своей жизни исполнить Евангелие, не потому, что веруем в его спасительную силу, а потому, что считаем Благую весть Спасителя хорошей и полезной инструкцией по благоустройству нравственного, справедливого общества. Это не жизнь по вере, а нравственный атеизм, опасное христианство без Христа. Не случайно именно в Церкви мы видим простого пастуха, который убеждает искусного философа. Это свидетельство истинной силы языка веры в духе Христовом. Этот язык силен не своим красноречием, не величиной добрых дел, подтверждающих его полезность и правильность, он силен близостью души говорящего Истинному Свету, «просвещающему сидящих во тьме и тени смертной» (см.: Лк. 1: 79). Рейтинг: 9.6 Голосов: 187 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии lyudmila t 9 марта 2015, 06:29 Святителю отче Спиридоне Епископ Тримифунтский моли Бога о нас рабы Божии Моисей и Людмила Yekaterina Kartasheva 26 декабря 2014, 02:28 Чтобы Святые тебя слышали нужно подражать Святым. Чтобы стать ближе к Святым, нужно подражать их делам веры и любви. Н.В. 25 декабря 2014, 22:51 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая… (Св. Евангелие от Матфея 6:3) Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.

http://pravoslavie.ru/76080.html

Главный признак: коего мы духа, есть жизнь наша. От плод их, сказал сам Господь в наставление касательно различения людей, познаёте их. Древо доброе – плоды добры творить: а злое древо плоды злы творить ( Мф. 7:16, 18 ). Какие же добрые плоды должны мы творить, чтобы быть и называться нам добрыми, а не злыми древами? Бог есть любы, говорит божественная истина ( Ин. 4:8 ); следовательно, и в нас Его отображением и подобием должна быть святая любовь ( 1Ин. 4:11 ). Но любовь к чему? Сам Господь отвечает на это: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за други своя ( Ин. 15:13 ). Следовательно, должна быть любовь к Отечеству нашему. А Апостол говорит, что истинно верующие кроме сего взыскуют отечествия лучшего сиреч небесного ( Евр. 11:14–16 ). Посему любовь наша должна быть обращена к Отечеству земному, видимому и временному; и – к Отечеству небесному, невидимому и вечному. Из этой любви к двоякому Отечеству слагается истинный дух нашей жизни – христианской-отечественной. Что же являет наша жизнь в отношении к нашему двоякому Отечеству? По отношению к Отечеству небесному явление неутешительное! К нам можно отнести обличительные слова Христа Спасителя: даете десятину с мяты, аниса и тмина; красите раки праведных, и оставили важнейшее в законе – правосудие и милость и веру: сия подобаше творити и оных не оставляти. Очищаете внешность чаши и блюда, внутри же полны хищения и неправды. Очисти прежде внутреннее, да будет и внешнее чисто ( Мф. 23:23,25,29 ). Царствие Божие должно состоять не только в соблюдении внешних обрядов, но гораздо более должно быть внутрь нас ( Лк. 17:21 ). Царствие Божие подобно семени, которое человек вметает в землю. Эта земля изображает нас. Из земли семя прозябает, растёт, зреет и приносит плод ( Мк.4:26–29 ). Как из сердца человеческого исходят помышления и деяния злая ( Мк.7:21–23 ): так внутрь ума и сердца нашего начинается и является в благодатных плодах царствие Божие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира ( Иак. 1:27 ). Но явление неутешительное, если мы имеем образ благочестия, силы же его отверглись ( 2Тим. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Для такого поклонения можем мы войти к Господу во внутреннейший чертог сердца, но исполнять это должно с чистым сердцем и доброй совестью, а не с мнимой верою. Кратко сказать, человек должен совершенно отвлечься от всех прочих вещей, быть им чуждым и забыть их. Более того, горячее желание духа своего должно открывать Богу тихими устами, но с крепкою надеждой, и все стремление любви, со всеми силами, всеискреннейше и совершеннейше излить, погрузить, расширить, воспалить и растопить. Глава II. Как человек должен презирать все и прилепляться единственно ко Христу Кто старается прийти в такое состояние, тому весьма нужно иметь чувства затворенными ко всему вещественному, чтобы не иметь попечения ни о чем постороннем, но отвергать все вещи мира сего как не нужные, его не касающиеся, бесполезные и вредные. Тогда должен он войти совершенно во внутреннее, и не помышлять, не желать и не прилепляться ни к чему иному, как только к изъязвленному Христу, чтобы через Него и в Нем, через язвы сего Человека стремиться прилепиться со всею прилежностью, серьезностью и верностью ко внутреннейшему Божеству Его. Также все прочие обстоятельства свои, не ожидая совета и помощи от собственного рассуждения и сил, должен он предать совершенно Господу, по совету Божественному: возложу заботы свои на Господа ( Пс.54:23 ). Не заботьтесь (см. Мф.6:25, 31 ). Возложи помышления твои на Господа, и Он не оставит тебя. А мне благо соединяться с Богом ( Пс.72:28 ). Всегда нужно иметь Господа пред лицом своим. Как говорит невеста о таковом прилеплении: «Обрела любезного души моей; ибо вместе с Ним пришло ко мне все благое» (см. Песн.3:4 ; Прем.7:11 ). Это есть сокровенное небесное сокровище и драгоценнейший бисер, которого должно искать с уничиженным упованием, беспрестанным прилежанием, покойным молчанием и отложением всякой наружной пользы, хвалы и других выгод, и должно искать его в крепости духа. Что же без этого принесет пользу человеку, а особенно духовному, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ( Мф.16:26 )? Внешнее состояние его и жизнь, познания в духовном не могут сделать его блаженным, если Христос чрез веру, украшенную любовью, не обитает в нем. Сего-то ради говорит Сам Господь: «Царство Божие в вас и между вами, еже есть Христос» (см. Лк.17:21 ). Глава III. К какому совершенству в жизни сей должно стремиться

http://azbyka.ru/zlataya-knizhica-o-pril...

Соответственно характеру Excerptorum, изречения приводятся в них то с ησ 16 , то с ασ 17 , то с ο π Οαλεντνου ασ 18 , то с именем Феодота 19 как автора тех или иных сообщений. Совершенно особняком стоят отдельные и краткие замечания относительно василидиан 20 ; в остальном «Извлечения из Феодота» касаются валентиниановской школы. Сообщения Климента различного рода. Они содержат иногда истолкование отдельных мест Священного Писания , иногда изложение воззрений гностиков. Тот, кто сообщает нам эти последние сведения, чувствует себя в противоречии с основными положениями гносиса и присоединяет свои краткие замечания к тому или другому пункту изложения. Он ставит иногда: μες δ, как нечто противоположное изложенному учению, и пытается на основании Священного Писания и разума обосновать свою точку зрения. Таким образом характер этого фрагмента довольно пестрый: он то представляет собой объективное изложение догматов гносиса, то окрашивает их в свете субъективных мыслей, то излагает их в порядке последовательного и стройного развития идеи, то прерывает их рядом кратких замечаний, которые не стоят ни в какой связи ни с предыдущим, ни с последующим. Ясно, что автором эксцерптов является не тот, кто желает научить других, но тот, кто прерывает изложение своими краткими замечаниями 21 . Проф. А. И. Сагарда «Извлечения из Феодота» и «Избранные места из пророческих книг». § 1. «Отче! говорит: в руки твои предаю дух Мой» ( Лк.23, 46 ) 22 . София, говорит (Феодот), произвела Логосу тельце, духовное семя 23 . Облекшись в него 24 , Спаситель сошел (на землю). Поэтому во время страданий Он передает Софию Отцу 25 , чтобы получить ее от Отца и чтобы здесь не быть удержану 26 левыми (злыми) 27 силами 28 . Таким образом все духовное семя, избранных 29 , передает Он чрез приведенное изречение. Избранным семенем (ср. 1Петр.2, 9 ) мы называем и искру, возжигаемую (ср. Ис.42, 3 ) Логосом, и зрачок глаза ( Втор.32, 10 ), и зерно горчичное ( Мф.13, 31 ), и закваску ( Мф.13, 33 ) 30 , объединяющую в вере ( Ефес.4, 13 ), по-видимому, разделенные народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010