Вот видите, Он еще и убеждает нас, и уверяет подобиями и Своей Божеской благостью. Приводит здесь отца, у которого чего-либо просят его дети, и этим достаточно показывает силу молитвы. Но чтобы больше показать ее силу и пользу, Он приводит еще и некоего сурового судью, не боящегося Бога и не стыдящегося людей; если бы даже и милостивого привел, то достаточно и этим показал бы силу молитвы, ведь Бог несравненно более милостив и кроток, чем всякий самый милостивый человек. А между тем Он приводит даже бесчеловечного судью, которого ничто не могло склонить к милости и правде – ни страх Божий, ни страх перед людьми. Однако же его склонили молитвы и прошения одной вдовицы, терпевшей обиды. Когда вдовица жаловалась ему и просила, чтобы он отомстил ее обидчику, то неправедный судья после долгого времени сказал: «хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее» ( Лк. 18:4–5 )(1). Молитва удерживает руку даже Самого Всесильного, заносящего ее на отмщение грешникам. Молитва сняла железные узы с ног и рук святого апостола Петра, раскрыла темничные врата и безопасно провела его через все стражи воинов, как повествует об этом святой Лука (см. Деян. 12:7 ). Молитвою ноги святого Павла ослабли в колоде, и раскрылась внутренняя темница: «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» ( Деян. 16:25–26 ). Молитвою Иисус Навин удержал солнце в его движении, пока люди Израилевы не победили своих врагов с помощью Бога, услышавшего глас человека (см. Нав. 10:13 ). Молитвою Езекия, царь израильский, повернул назад солнце на десять ступеней (см. 4Цар. 10:11 ). Молитвою пророк Илия заключил небо и отверз его тогда, когда захотел (см. 3Цар. 17:1–7 ); он же молитвою низвел с неба огонь на жертву (см. 3Цар. 18:36–38 ). Молитвою три отрока посреди огня остались неопаленными (см. Дан. 3 ). А чем израильтяне победили своих многих и сильных врагов: хананеев, хеттеев, евусеев, аммореев, гергесеев, мадианитян, ассириян, – ведь не столько оружием, которого по выходе из Египта у них даже не было, сколько молитвой: «И когда Моисей...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть «За что Господь оправдал мытаря?» По словам Митрополита Варсонофия, мы должны усваивать уроки, которые преподаются нам подготовительными неделями поста 10:20 26.02.2024 76 Время на чтение 4 минуты Фото: mitropolia.spb.ru В воскресенье, 25 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых, сообщает сайт митрополии. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Псковский и Порховский Арсений, епископ Петергофский Силуан, настоятель протоиерей Александр Сорокин с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители. «Постепенно мы подходим к Великому посту, осталось десять недель до Пасхи, но прежде чем ее встретить, нам предстоит большой труд, – сказал владыка в проповеди. – Это радостный труд очищения души от грехов, помыслов и недостойных дел, чтобы наше сердце возрадовалось в Светлое Христово Воскресение. Всем нам придется пройти, если Господь позволит, этот путь. Каждую неделю мы получаем уроки от Спасителя – как Он нас принимает, какими хочет видеть. Сегодня притча о мытаре и фарисее показывает, как нужно приходить в храм и молиться. Пришли два грешника, один считал себя грешником, а другой – не считал. Все, кто пришел сегодня в храм, – грешники: от митрополита до тех, кто стоит позади всех. И каждый будет по-своему оправдан – по тому, как молился, оплакивал грехи, думал о себе и о других. Эти уроки нужно усваивать, они всем понятны, просты и доступны, они на века. Господь нам в пример ставит мытаря, и уже две тысячи лет мы читаем евангельские строки о том, что мытарь вышел больше оправданным, чем фарисей. Фарисей совершал добрые дела: постился и раздавал милостыню, был набожным. Почему Господь за это его не оправдал? Он за добрые дела никого не наказывает. Но фарисей наказан за то, что хвалился и осуждал рядом присутствующего мытаря: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь " (Лк. 18:11). Часто мы осуждаем наших братьев, которые в храм еще не ходят и не веруют. Чего мы их осуждаем? Слава Богу, что сами пришли, Господь дал нам сил и возможностей, а осуждать никому из нас не дано».

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/26/za...

К. Bahr в Lunge. Bibelwak. Th. 7: Die Bucher der Konige, 1868, s. 172). Однако более вероятно другое мнение, по которому Фесва – родина пророка, лежала в Галааде, близ Иордана, что подтверждается приложением (ст. 1 по евр. т. ): «из жителей (поселенцев тошаве) Галаадских» (Vulg.: de habilatoribus Galaad). LXX же, очевидно, выразили мысль о нахождении самого города Фесвы в Галааде, когда евр. миттошаве («из жителей») гилеад передали: ´εκ Θεσβν ( Θεσσεβν) τς Γαλαδ. И. Флавий (Иуд. Древн. VIII, 13, 2) прямо говорит, что пророк Илия «явился из Галаадского города Фесбоны» (ср. Onomast. 517). Теперь сближают эту Фесву с el-istib – местностью, лежащей на 13 километров к северу от Яббока и известную под именем Mar-Eljas. Внезапно явившись в Самары, пророк Илия в краткой, но невыразимо сильной речи исповедует пред Ахавом веру свою в единого Иегову, а себя самого объявляет нарочитым служителем Его 21 и исполнителем Его велений, и во имя этой веры и этого признания клятвенно («жив Господь!», хай – Иегова, ) ср. ( Руф.3:13 ; 1Цар.14:39,45 ) возвещает нечестивым царю и народу, поправшим завет Иеговы, тягчайшее для земледельческого народа бедствие засухи и неизбежного при ней голода: это было исполнением угрозы закона за отпадение Израиля от Иеговы ( Лев.26:19–20 ; Втор.11:16–17,28:23–24 ; ср. 3Цар.8:35 ), а вместе было и самым явным опровержением введенного в Израиле культа Ваала, в котором преимущественно олицетворялась и обоготворялась производительная сила природы: засуха и бесплодие страны было фактическим свидетельством бессилия идола. Продолжительность засухи пророк указывает неопределенно: «в сии годы» (не менее, однако, 3-х лет, как показывает мн. ч. шаним, ср. ( 3Цар.18:1 ); по ( Лк.4:25 ; Иак.5:17 ) – 3,5 года), – ставя продолжительность наказания в зависимость от нового откровения через него в будущем, т. е., в сущности, от времени и степени раскаяния царя и народа. «Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

к новой жизни. Он рассказал о Христе, Его Воплощении, Крестной Смерти, Воскресении, Отшествии на небо. И далее, автор книги Деяний замечает: «…Другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» ( Деян. 2, 40-41 ). Отметьте это – Другими многими словами! А вот известные слова Ап. Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» ( Еф. 5, 25-26 ). Христос очищает уверовавших водами Крещения и посредством слова . Сначала было научение вере, потом следовало крещение. Или вот другой пример, замечательный: Помните, как начинается Евангелие от Луки? «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего, сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» ( Лк. 1, 1-4 ). Обратим внимание на последнее слово – наставлен , в греческом стоит – катихифис , то есть катехизирован. Смотрите, Евангелист Лука пишет сочинение некоему Феофилу, чтобы восполнить знания того, кто уже был катехизирован. Иначе и быть не может, ведь, я еще раз напомню слова, которые приводил, Сам Господь, отправляя учеников в мир, сказал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» ( Мф. 28, 19-20 ). Не идите и крестите, а научите, лишь после этого крестя! Таинство Крещения это Таинство рождения в новую жизнь. Крещальная купель символически является утробой нашей матери Церкви, через которую мы проходим, чтобы появиться на свет.   – Я вспоминаю пример быстрого крещения Апостолом Филиппом евнуха… – Да, это замечательный пример незамедлительного крещения, описанный  в книге Деяний (гл. 8), вот уж когда было незамедлительное крещение, без всякой, как кажется, катехизации.

http://azbyka.ru/parkhomenko/katexizaciy...

Когда древний Израиль стал просить себе царя, как у других народов, Господь реагирует однозначно, говоря: « отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними » (1 Цар 8:7). Народ отверг Бога ради царя. « Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так » (Мф 20:25-26) — так говорит Иисус, прямо противопоставляя Свое Царство Царству князей. А как иначе, если власть над царствами принадлежит Сатане (Лк 4:8)? Итак, «христианская империя» — парадокс, почти оксюморон. Византийцы, конечно, понимали это: вспомнить хотя бы ссылку Иоанна Златоуста и других бесчисленных святых, пострадавших от «христианских» властей. Пустой трон и мешочек праха Но даже в императорском ритуале при всем обожествлении монарха жила эта мысль: пустой трон рядом с троном царя (на пустом должен был быть Христос — настоящий царь ); чин венчания на царство, во время которого будущему императору преподносился мешочек праха и предлагалось выбрать мрамор для гробницы (интересно, что Иван Грозный, первый русский царь и убийца святителя Филиппа, отверг эти части ритуала). Но с другой стороны: « между вами да не будет так » — пусть будет наоборот . То есть: несмотря ни на что, существует положительный идеал того, как должно быть устроенно христианское общество. И именно об этом мы молимся в праздник Воздвижения Креста: « Твое сохраняя Крестом Твоим общество ». Итак, тема нашей подборки — христианская империя, ее падение в XX веке, революция и вообще — христианское общество. «О граде Божьем» Блаженный Августин Августин начинает свой великий труд со сравнения «нового» и «старого» обычая — христианских времен и языческих. Варвары взяли Рим, но варвары эти были христианами: и они пожалели тех, кто укрылся в христианских базиликах, и пускали туда всех, включая язычников. Милосердие ко всем — вот «новое», христианское. Война, жестокость — вот старое. Войны были всегда, но не всегда были Женевские соглашения. Вот реальное христианское действование, которое в самом его начале подметил Августин. Это — исторический факт. Через него, однако, проглядывает новое фундаментальное различение «двух градов»: мирского (имперского) и Божьего (церковного).

http://blog.predanie.ru/article/vozdvizh...

Сам Господь Иисус Христос объяснил значение первых слов сего стиха, когда опроверг ложное мнение фарисеев о лице Мессии – Христа – и выяснил истинное значение и достоинство Христа, Сына Божия (см. вышесказанное). Еще чрез пророка Давида, в пророческом восхищении созерцавшего своего царственного Потомка по плоти, занявшим уже по вознесении с телом на небо место одесную Бога Отца, Господь Бог изрекает волю Свою о том, что Он покорит Ему всех врагов Его. Это обетование составляет главную мысль всего псалма. Из слов Господа, Бога Отца: седи одесную мене, – открывается Божественное достоинство Лица, Которое Давид называет своим Господом. Сидеть одесную кого-либо значит иметь одинаковое достоинство, одинаковую честь и власть с тем, возле которого сидишь. «Видишь ли равенство чести? – говорит св. Иоанн Златоуст . – Престол – знак царствования; где один престол, там одинаковая честь одного и того же царствования» с. 284]. Таким образом, слова: седи одесную Мене – имеют тот же смысл, что и слова: «царствуй со Мною». Но так как Бог Сын есть Царь вселенной от вечности, то сказанное здесь должно относить к человечеству Его, что и подтверждает св. апостол Петр следующими словами, непосредственно сказанными после вышеприведенных слов сего псалма: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» ( Деян.2:36 ). Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, – говорит пророк. О каких же врагах говорит? На этот вопрос, по словам св. Афанасия Александрийского , дает объяснение апостол Павел, взывая: «егда испразднит всяко началство и всяку власть и силу... последний же враг испразднится смерть» ( 1Кор.15:24–26 ). «Слыша слова пророка, – говорит св. Иоанн Златоуст , – что Отец полагает врагов под ноги Его, не смущайся: это сказано не потому, будто Сын не имеет силы. Ибо Павел говорит, что Он «Сам полагает врагов под ноги Свои: подобает Ему царствовати, Дóндеже положит враги под ногама Своима» ( 1Кор.15:25 ). Но ни там, ни здесь, слово дондеже не означает предела времени. Иначе, как стояло бы пророческое изречение: «власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется, и царствию Его не будет конца» ( Дан.7:14 ; Лк.1:33 ) с 284–285]. «Речение: дондеже, – говорит блж. Феодорит, – не время означает, но есть собственный образ выражения, свойственный Свящ. Писанию, как например, в книге Исайи ( Ис.46:4 )» с. 538]. «Слыша слово: подножие, – говорит св. Златоуст, – разумей не что-нибудь чувственное, но – покорность» с. 289]. А слово положу взято с обычая восточных царей и военачальников попирать ногами врагов побежденных и наиболее других знаменитых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Св. апостол Павел, в послании к епископу Тимофею пишет: «И так, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (Тим. 2, 1–4). Св. апостол Иаков говорит: «признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ). Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых: у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Св. апостол Павел писал христианам: «а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» ( Варух. 3, 4–5 ). Иуда Маккавей молился и приносил жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:39–45 ). Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так особенно на Священном Предании. Беседа о всеобщем воскресении мертвых Истина всеобщего воскресения мертвых ясно и определенно раскрыта в Священном Писании. Она вытекает также из основных сил нашего бессмертного духа и из понятия о Боге вечном, всемогущем и всеправедном. Еще в Ветхом Завете , на основании Божественного Откровения, праведники имели веру во всеобщее воскресение мертвых ( Иов.19:25, 26 ; Ис.26:19 ; Иез.37 ; Дан.12:2 ; 2Мак.7 и др.). И вообще все ветхозаветные праведники считали себя пришельцами на земле и искали Отечества Небесного ( Евр.11:13–20 ). Чрез пророка Осию Господь сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твое жало? Ад ! где твоя победа? раскаяния в том не будет у Меня ( Ос.13:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Таковым началом в Евангелии служит рассказ о событиях, предшествовавших рождению Иоанна Крестителя (1, 5-25), а в Деяниях — описание Вознесения Иисуса на небо (1, 9-12). Но чтобы ощутить всю его значимость для Луки как автора этих двух книг, вспомним, каким образом он завершает свое Евангелие. Тоже описанием Вознесения (Лк. 24, 50-51)! Следовательно, одно и то же событие одновременно и венчает собою Евангельскую историю, и служит началом истории апостольского века и Церкви в Деяниях. Преемственность Внимательное прочтение параллельных текстов о Вознесении у Луки говорит о том, что происшедшее на Елеонской горе не просто определяет конец земного служения Иисуса и полагает первую точку отсчета для проповеди апостолов «до края земли» (Деян. 1, 8), а подчеркивает дух преемственности между временем Иисуса и временем Церкви. Обе книги Луки столь тесно взаимосвязаны, что без преувеличения можно сказать: перед нами единый текст. Случайно ли свое Евангелие Лука завершает упоминанием о свидетельстве апостолов, которое они должны будут пронести «во всех народах, начиная с Иерусалима» (24, 47), и с того же начинает свою книгу Деяний (1, 8)? Обратный пример: в начале Евангелия (3, 6) звучит тема о спасении, данном всем народам, она же завершает и Деяния (28, 28). На фоне сказанного отчетливее воспринимается значимость содержания первой главы Деяний, ведь она располагается на стыке этих двух книг! Чего стоит лишь один перечень тем и образов, присутствующих там, без которых Евангелие просто немыслимо! Проповедь Царства, трапеза учеников с Воскресшим Иисусом, упоминание об Иоанне Крестителе, обетование Святого Духа, святые апостолы — все это призвано подчеркнуть коренное единство времени Иисуса и времени Церкви. Связующим звеном этих двух периодов — Иисуса и Его Церкви — являются Воскресение и Вознесение Христовы. Но они — не два замкнутых на себе величайших события. Если Воскресение предвкушает Вознесение, то что предвещает Вознесение? Главный стержень книги Деяний С чисто внешней стороны — описанием Вознесения, внутренне и композиционно — его перекрывает обетование Иисуса об «облечении силою свыше» (24, 49). Действительно, Евангельская история в изложении Луки завершается ожиданием Святого Духа (24, 49), а история апостольского века начинается с уточнения этого обетования Иисусом в Деян. 1, 4-5.8. Фактически все содержание первых двух глав будет подчинено этой теме. Это первое, о чем расскажет нам Лука после восполнения числа Двенадцати (1, 15-26), которое, в свою очередь, есть выполнение условия, необходимого для осуществления самого обетования.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/5/73...

Что общего у Церкви и Империи, которая гнала её триста лет после того, как распяла её Основателя? По мысли Аверинцева, обе — «глобалисткие проекты»: расчитаны на весь мир, универсалистичны. Эту мысль ярко раскрывает знаменитое рождественское песнопение: « Когда Август стал единовластным на земле,/прекратилось многовластие среди людей;/и с Твоим вочеловечением от Девы чистой/идольское многобожие упразднилось./Одному мирскому царству подчинились страны,/и в единое владычество Божества племена уверовали ». Всемирность — это общее. Всё остальное — различия. Обратимся к Писанию: Когда древний Израиль стал просить себе царя, как у других народов, Господь реагирует однозначно, говоря: « отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними » (1 Цар: 8, 7). Народ отверг Бога ради царя. « Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так » (Матфей, 20, 25-26) — так говорит Иисус, прямо противопоставляя Свое Царство Царству князей. А как иначе, если власть над царствами принадлежит Сатане (Лк: 4, 8)? Итак: «христианская империя» — парадокс, почти оксюморон. Византийцы, конечно, понимали это: вспомнить хотя бы ссылку Иоанна Златоуста и других бесчисленных святых, пострадавших от «христианских» властей. Пустой трон и мешочек праха Но даже в императорском ритуале при всем обожествлении монарха жила эта мысль: пустой трон рядом с троном царя (на пустом должен был быть Христос — настоящий царь); чин венчания на царство, во время которого будущему императору преподносился мешочек праха и предлагалось выбрать мрамор для гробницы (интересно, что Иван Грозный, первый русский царь и убийца святителя Филиппа, отверг эти части ритуала). Но с другой стороны: « между вами да не будет так » — пусть будет наооборот. То есть: несмотря ни на что, существует положительный идеал того, как должно быть устроенно христианское общество. И именно об этом мы молимся в праздник Воздвжения Креста: « Твое сохраняя Крестом Твоим общество ». Обо все этом читайте аннотированный список книг : от Августина, Паламы и Никодима Святогрца, противопоставлявшхи «разбойничьи банды» госудраств — любви Церкви, черех византийский и древнерусский опыт христианской государственности, через ее падение в Русской революции, вплоть до наших времен.

http://predanie.ru/tema/vozdvigenie/

Шаткость ваших помыслов показывает, что вы еще не отреклись от мирских пожеланий, не умертвили прежние вожделения. Ибо блуждание желаний показывает расслабление вашего сердца; это странствование и удаление от родственников, которое вы должны бы соблюдать духом, соблюдаете только телом. Ибо все это было бы оставлено и совершенно уже истреблено в сердцах ваших, если бы вы понимали основание самого самоотвержения, или главную причину уединения, в котором пребываем. И потому я думаю, что вы подвержены тому недугу праздности, о котором говорится в Притчах: «душа ленивого желает; алчба ленивца убьет его» ( Притч.13:4, 21:25 ). И у нас могло бы не быть недостатка в тех плотских выгодах, на которые вы указали, если бы мы думали, что они соответствуют нашему намерению (монашеству), или эти удовольствия от приятных предметов могут доставить нам такой плод, какой приобретается от этих некрасивых мест и сокрушения тела. Ибо мы не настолько лишены утешения от родных, чтобы уже не было таких, которые бы согласились содержать нас на свой счет; но нам все то, что относится к питанию плоти, возбраняет следующее изречение Спасителя: «кто не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер,... тот не может быть Моим учеником» ( Лк.14:26 ). Да если бы мы и лишены были пособия от родных, то, наверно, не могло бы не быть услуг и от сильных мира сего, которые с благодарностью готовы были бы послужить нашим потребностям с полной щедростью; и, содержась их подаянием, мы не имели бы заботы о заготовлении пропитания; но нас сильно устрашает проклятие пророка, который говорит: «проклят человек, который надеется на человека» ( Иер.17:5 ). «Не надейтесь на князей» ( Пс.145:3 ). Мы также могли поставить свои кельи у русла Нила, иметь воду у дверей, чтобы не быть вынужденными носить ее на своих плечах за четыре тысячи шагов. Но для несения этого труда блаженный апостол, делая нас неутомимыми, постоянно воодушевляет следующим словом: «каждый получит свою награду по своему труду» ( 1Кор.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010