Митрополит Псковский и Порховский Тихон: «Разрушение скорби» 24.10.2022 12:32:00 Проповедь митрополита Псковского и Порховского Тихона произнесена 23 октября 2022 года, в Неделю о Наинской вдове, в Спасо-Казанском Симанском женском монастыре города Остров.   Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. В наше тяжёлое, жестокое время особенно близко и понятно горе матери, о которой мы слышали сегодня в Евангелии, потерявшей единственного сына. Сколько матерей сейчас разделяют её судьбу! Горе матери никто не может уврачевать, ничто не сможет залечить. Кроме одного Бога. И как это делает Господь, мы слышали сегодня в Святом Евангелии, в рассказе о встрече Спасителя с похоронной процессией и вдовицей, лишившейся своего единственного сына. Господь сотворил то одно, что могло утешить мать, – Он отдал женщине вновь живым её ребёнка. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить, и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7:15). Это непостижимо для неверующего мира. Но мы слышали об этом не только нашим слухом, но и нашей верой. И знаем, что в великом происшедшем событии – основа христианской веры каждого из нас. Без веры в воскресение нет никакого христианства. «И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Откр. 21:4), – возглашается в Священном Писании. Драгоценнейшая святыня нашей веры – как раз это утешение неисцелимой материнской боли, наша смиренная, но незыблемая надежда на то, что отрет Господь каждую из этих бесконечных человеческих слёз... Да: и в слезах, и в горе, и во зле на земле, и в смерти повинен сам человек, всё человечество. Но эта горькая и несомненная истина не утешит скорбящую мать. Это может совершить лишь Сам Господь, когда Своим вочеловечением, Крестом и Воскресением приведёт всё сотворенное и восставленное Им из падения в состояние, когда Он снова сможет произнести, как при сотворении мира: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, (все) хорошо весьма» (Быт. 1:31). Именно к такому поразительному и непостижимому для нас высшему благу и гармонии Господь ведет Церковь – человечество, верующее в Него. Какими это свершится путями, непостижимо. Для нас ясно лишь то, что и силами всего человеческого рода такое абсолютно невозможно. Но мы веруем и знаем, что произойдет это непременно. И называться новая жизнь будет Царством Божиим. Знаем и то, что «многими скорбями надлежит нам войти в Него» (Деян. 14:22). И сейчас время этих скорбей.

http://radonezh.ru/2022/10/24/mitropolit...

18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Христос Воскресе! В третий день Святой Пасхи мы вспоминаем событие, произошедшее после Воскресения Спасителя в предместье Иерусалима, когда два ученика, Лука и Клеопа, идя в Еммаус, встретили Христа, но не узнали Его, — так же, как и другие, в том числе Мария Магдалина, не могли сразу опознать Спасителя в Том, Кто им являлся. И это неслучайно: если в какой-то момент у людей открывались духовные очи, то они видели, что это Спаситель; а если не открывались, то они не могли Его узнать. Вот и Лука с Клеопой, встретив в пути Человека, удивились, что Он не знает о том, что случилось в Иерусалиме и что был распят Тот, Кого считали пророком. Более того, они сказали своему Спутнику: «А мы-то думали, что Он тот, кто избавит народ Израилев» (см. Лк. 24:21). То есть думали, что Он Мессия, а Он умер. Правда, некоторые говорили, что гроб обнаружили пустым, но ни у Клеопы, ни у Луки не было уверенности в том, что гроб пуст не потому, что кто-то вынес тело Умершего, а потому что Он воскрес по Писаниям. Тогда Господь начинает их учить, что так надлежало пострадать Христу. В который уже раз Он, обращаясь к апостолам, говорит обо всем этом! И они слушали Его, и, как позже сказал Клеопа, «сердце горело в нас, когда мы Его слушали» (см. Лк. 24:32). Значит, Его слова были очень важными для них. Через эти слова они познавали то, что не ведали ранее. Слова Спасителя их захватили. И все-таки даже эти слова не дали им возможность опознать в Говорящем своего воскресшего Учителя. В какой же момент они Его опознали? В тот самый, когда, войдя в жилище, где надлежало им отдохнуть, Господь совершает Таинство Евхаристии — преломляет хлеб и дает его ученикам. И в этом преломлении хлеба их очи открылись, и они Его узнали (см. Лк. 24:31).

http://pravoslavie.ru/102808.html

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Старорусская икона Богоматери Прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое. 17 мая, 2014 Прекрасный Лик Матери Его, обрамленной синевой плата – это прекрасный лик нового творения Христова, ибо Он сотворил на крови Своей все новое. 17 мая Церковь отмечает день памяти Старорусской иконы Божией Матери. Христос – возросший Младенец, Отрок на руках Своей Матери. Они вместе взирают на тайну – и касание  Отрока щеки, по созвучию греческих слов, говорит о тайне и молчании. Двенадцатилетний Отрок, Который удивлял знатоков Закона (Лк.46-47), созерцает тайну творения Своего с Матерью Своей, слагающей все слова Его – и само молчание Его! – в сердце Своём (Лк.2:51). На Отроке белый хитон, украшенный разбросанным по всей его ткани символами троичности – Христос открывает творению Своему тайну Единого Бога в Трёх Лицах, сверх-единство Бога, Творца мира. И нога Его обнажена, обнажено бедро Его – ибо Он тот, Кто боролся с древним Иаковом (Быт.32:24-25) теперь благословил мир, омытый и обновленной Кровью от ребра Его. И ворот хитона – с разрезом, повторяющим начертания буквы Y  в слове IXTYC,  древнем кратком символе веры христиан эпохи гонений – «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Вырез хитона – словно знак ударения над греческим словом   ΧΘΣ. На Отроке – гиматий, плащ ярко-красной охры. Обычно гиматий символически изображает «божественные энергии» (по слову свт. Григория Паламы) Христа Богочеловека и изображается синим, как символ непостижимой бездны. Но здесь Отрок, открывающий в Себе людям Творца мира, в красном гиматии – Он Предвечный Младенец, на Чьей Жертве зиждется мир… На других изводах Христос облечен в золотые ризы —  как знак Его грядущего Воскресения из мертвых, знак того, что над Распятым смерть по Восстании Его не властна будет, и не будет властна она на теми, кто в Нем, кто с Ним, кто – «новая тварь» (2 Кор. 5, 17 ) Прекрасная и Пречистая Матерь Его, чей мафорий темно-красных охристых тонов, «исткала плоть Ему от пречистых кровей Своих», для того, чтобы Он обновил юность мира, одряхлевшего от грехов.

http://pravmir.ru/starorusskaya-ikona-bo...

Архив Пн Митрополит Калужский Климент: «Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии» 24 апреля 2013 г. 14:03 22 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре  состоялся круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход». С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент. Ваши Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех участников круглого стола, посвященного важному социальному вопросу — церковной заботе об инвалидах. Этот круглый стол проводится комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Санкт-Петербургской епархии , и я хотел бы попросить присутствующего здесь владыку Маркелла передать благодарность митрополиту Владимиру за возможность провести здесь это важное для Церкви мероприятие, посетить детский дом для детей с иными физическими возможностями в г. Павловске. Для всех участников поездка в Павловск была хорошим опытом знакомства взаимодействия Церкви и государственных детских социальных учреждений и работы в них волонтеров. Люди с особым развитием существовали во все времена и в любом обществе. Отношение к ним со стороны сограждан менялось на протяжении веков от неприятия и отвержения до признания за ними права на достойную жизнь и необходимости их интеграции в социум. Важнейшую роль в изменении отношения общества к инвалидам сыграло христианство. Священное Писание призывает нас помогать больному и увечному, указывает на богоугодность благотворения (Иов 29:15; 2 Мак. 8:28), (Втор. 16:9-10; Притч. 14:31; Тов. 4:10; 12:9). В Новом Завете говорится о случаях, когда больные и инвалиды по молитвам и при деятельной помощи других людей получали исцеление от Господа Иисуса Христа (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; Мк. 7:32-35; Мф. 15:29-31; Мк. 8:22-26 и др.). А Своими словами: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), Христос указывает и нам на необходимость служения ближнему: деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви ко всем, кто нуждается в нашей помощи, в том числе к тем, кто из-за нашего недопонимания отвержен окружающими по причине своих ограниченных возможностей.

http://patriarchia.ru/db/text/1307662.ht...

Календарь Материалы 24 сентября 2007 г. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Семен Иванович Антонов (так звали в миру преподобного) происходил из крестьян Тамбовской губернии. Отслужив военную службу (он проходил ее в Санкт Петербурге, в лейбгвардии саперном батальоне), он решил посвятить себя иночеству, да не где-нибудь, а на Святой Горе Афон. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Отец Иоанн явился пред нами народным священником вполном смысле этого слова, великим народным старцем, кормителем иотцом духовным, «не сребролюбия мирови сокровища снискавшим, но высоту нам смиренномудрия показавшим». Все дни его долголетней жизни, очищенной неустанными трудами имолитвенными бдениями, протекли пред лицом народной толпы, среди великого шума имолитвы людской, среди огромного народного стечения на улицах, площадях ив частных домах. [Пресса] Зоя Митчел Произошло настоящее открытие: то, что казалось штампами советских времен, прочитывалось хором как глубокое и мощное музыкальное произведение, напрочь лишенное идеологии, полное человечности, глубины и стремления даже в жестких тоталитарных рамках выразить вечные ценности любви, дружбы, высокого мужества, веры в будущее и оптимизма. [Пресса] Валерий Коновалов Визит делегации Русской Православной Церкви, в рамках которого проходят выступления хора Сретенского монастыря, по праву можно назвать и миссионерским. Разными средствами в разных формах и на разных площадках во время этого путешествия до множества людей доносится весть о Православии. «После концерта хора мне захотелось пойти и на Богослужение, – говорил канадец Джордж Саттэн. – Ведь если здесь, в светском зале, испытываешь такой подъем духовности, каково же будет в церковных стенах!» [Встреча с Православием/Православная библиотека] Протоиерей Александр Шаргунов Проповедь святого Иоанна Предтечи произвела в Иудее потрясение, оживившее в народе ожидание Мессии. «Все спрашивали о Иоанне: «Не он ли Христос?»Но власть не дремала. Тот, кого Христос назовет «лисицей» (Лк. 13, 32), боялся, как бы этот религиозный подъем не нарушил общественное спокойствие.

http://pravoslavie.ru/archive/070924

Разделы портала «Азбука веры» Аудио: Луце 4 и Клеопе во Еммаус спутешествовавый, Спасе, сшествуй и ныне рабом Твоим, путешествовати хотящим, от всякаго избавляя их злаго обстояния: вся бо Ты, яко Человеколюбец, можеши хотяй. Перевод: Путешествовавший в Еммаус с Лукою и Клеопою, сопутствуй, Спаситель, и ныне рабам Твоим, желающим отправиться в путь, избавляя их от всякой злой опасности, ибо Ты, как Человеколюбец, все можешь, если захочешь. 3 Источник: Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви. Чин благословения в путешествие   4 Луце – евангелист Лука ( Лк.24:13-32 ). Молитва ко Господу о путешествующих Аудио: Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живый путю, состранствовати мнимому Твоему отцу Иосифу и Пречистей Ти Деве Матери во Египет изволивый 5 , и Луце и Клеопе во Еммаус спутешествовавый! И ныне смиренно молим Тя, Владыко Пресвятый, и рабом Твоим сим ( рабу Твоему сему, рабе Твоей сей ) Твоею благодатию спутьшествуй. И якоже рабу Твоему Товии, Ангела хранителя и наставника посли, сохраняюща и избавляюща их ( его, ю ) от всякаго злаго обстояния видимых и невидимых врагов, и ко исполнению заповедей Твоих наставляюща, мирно же и благополучно и здраво препровождающа, и паки цело и безмятежно возвращающа; и даждь им ( ему, ей ) все благое свое намерение ко благоугождению Твоему благополучно в славу Твою исполнити. Твое бо есть, еже миловати и спасати нас, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Перевод: Господи Иисусе Христе Боже наш, истинный и живой Путь, изволивший странствовать в Египет с мнимым отцом Твоим Иосифом и Пречистою Девою Матерью Твоею, и путешествовавший в Еммаус с Лукою и Клеопою, и ныне, смиренно молим Тебя, Пресвятой Владыка, сопутствуй и этим рабам Твоим Твоею благодатию; и, как рабу Твоему Товии, пошли Ангела, хранителя и наставника, который сохранял и избавлял бы их от всякой злой опасности, от видимых и невидимых врагов, наставлял их к исполнению заповедей Твоих, сопровождал в благополучии и добром здоровье и привел их обратно невредимыми и спокойными. И дай им благополучно исполнить их доброе намерение в угождение Тебе и славу Твою. Ибо в Твоей власти миловать и спасать нас, и мы воссылаем Тебе славу, с Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-ko-...

Речь главы делегации Константинопольского Патриархата митрополита Галльского Эммануила на приеме в Храме Христа Спасителя 25 июля 2013 г. 13:30 24 июля в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся прием по случаю празднования 1025-летия Крещения Руси. К собравшимся обратился глава делегации Константинопольского Патриархата митрополит Галльский Эммануил. Ваше Святейшество, Блаженнейший Патриарх Московский и всея Руси господин Кирилл, Блаженнейшие Предстоятели и представители Сестер — Православных Церквей, отцы и братия! Его Божественнейшее Всесвятейшество, Всесвятейший Вселенский Патриарх господин Варфоломей и Святой и Священный Синод Вселенского Патриархата, наделив нас всеми полномочиями членов Патриаршей делегации, направили нас сюда, в исторический город Москву, для того, чтобы отпраздновать вместе с живущим здесь народом Божиим исторический поворот — 1025-летие свидетельства веры, подаваемого народом Руси Киевской, затем Московской и всей России и Украины. Эта историческая дата увенчивается таинниками, борцами и свидетелями. Первый таинник есть Божественная Премудрость, которая созда себе дом (см. Притч. 9: 1) здесь, в Северных пределах, и славу которой узрели своими телесными, но главным образом — своими умными очами посланники великого князя Владимира в славном храме Святой Софии в Константинополе, из которого мы прибыли. В продолжение таинником и продолжателем дела благодати Божественной Премудрости стала Мать-Церковь — Вселенская Патриархия, направившая в Киев и Москву апостолов-посланников, проповедников, благовестников, мучеников, исповедников, постников, которые крестили, проповедовали и учили правой вере, правому делу, преданию, нравственности и мудрованию православному. Подвижниками впоследствии стали все те, кто сохранял «священное предание», привитое из Константинополя, и возделывал и приумножал его своими трудами, жертвами, бдениями и болезнями в истине и правде, чтобы принести ее уже не как остаток, не как малое стадо (Лк. 12:32), но как виноград благолозен (Ос.10:1) в славословие и жертву благоприятную Господу.

http://patriarchia.ru/db/text/3122872.ht...

«Трус! Предатель! Туда ему и дорога!» Что не так с нашей реакцией на снятие сана священником Мы не знаем мотивов, но уже готовы осуждать 25 августа, 2020 Мы не знаем мотивов, но уже готовы осуждать Архимандрита Андрей (Конанос) снял с себя священный сан. Это не только потрясло православный мир, но и вновь открыло некоторые язвы нашего христианского общества — новыми их назвать нельзя. Причем проповедник своим поступком выявил проблему не в себе, а в нас самих, считает диакон Алексий Попов. Греческий архимандрит Андрей (Конанос) 24 августа объявил о снятии с себя духовного сана. Он заявил, что у него много причин для принятия этого решения, однако не стал их указывать. При этом отметил, что снимает священнические одежды с благодарностью: «Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой», — рассказал он о своих планах. Священник был известен как на родине, так и в других странах мира своими проповедями и произведениями, посвященными православию. Он пользовался уважением и любовью читателей и в России. Поэтому его заявление о выходе из рядов духовенства вызвало резонанс. На «Правмире» вы можете прочесть материалы, посвященные этому событию: Сразу после нашумевшей новости в социальных сетях полетели комментарии со странными для христиан содержанием: «Туда ему и дорога!» «Как он мог? Предатель Христа и Церкви!» «Трус! Его читать нельзя…» Диакон Алексий Попов Открывая Святое Евангелие, мы находим слова нашего Пастыря — Господа Иисуса Христа — о том, что мы не должны никого судить (Мф.7:1). Именно Он рассказывал притчу о блудном сыне. И нам бы, самим блудным и грешным людям, стоит всегда уподобляться отцу, который ждал пришествия своего возлюбленного чада (Лк.15:11-32). Именно Спаситель, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8:2-11), сказал слова, которые теперь повторяют люди, которые даже к Церкви никакого отношения не имеют: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7). И ведь никто не бросил…

http://pravmir.ru/trus-predatel-tuda-emu...

Вознесение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика Вознесение. Середина XV в. Вознесение Господа Иисуса Христа на небо относится к знаменательнейшим событиям священной истории. После него видимое земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. И, разумеется, это не могло не быть отмечено отдельным праздником. Событие Вознесения подробно описывается в Евангелии от Луки (Лк. 24: 50–51) и Деяниях святых апостолов (Деян. 1: 9–11; см. также краткое изложение в Мк. 16: 19). Согласно этим повествованиям, после Своего Воскресения из мертвых Спаситель неоднократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного воскресения, укрепляя в них веру и подготавливая к принятию обетованного Святого Духа (см.: Ин. 16: 7). Наконец, повелев не отлучаться из Иерусалима и ждать обещанного от Отца (см.: Лк. 24: 49; Деян. 1: 4), Господь Иисус Христос вывел учеников из города в Вифанию, на гору Елеон (см.: Деян. 1: 12), и, подняв Свои руки, подал им благословение, а затем стал отдаляться от них и возноситься на небо, будучи сокрыт облаком. И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили Его второе пришествие. Ученики же поклонились Христу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (см.: Лк. 24: 52), где через несколько дней на них сошел Святой Дух (см.: Деян. 2: 1–4). В перечисленных свидетельствах легко обнаружить различия, которые, как покажет дальнейшее изложение, найдут свой отклик в богословии праздника, истории его установления, а также в литургическом формуляре. Очевидно, что в одних источниках все внимание сосредоточено на окончании земного служения Спасителя, тогда как в других – на начале апостольской проповеди. Отдельные элементы рассказа о Вознесении в Деяниях апостолов указывают на связь со следующим за ним эпизодом о сошествии Святого Духа. В Деян. 1: 3 период явлений воскресшего Христа и, следовательно, время с Воскресения до Вознесения определяется в 40 дней, что соотносится с другими важными в земной жизни Господа, имеющими такую же протяженность событиями: от Его Рождества до того дня, когда Он был принесен в Иерусалимский храм и посвящен Богу (см.: Лк 2: 22–38), и после крещения на Иордане, когда Он удалился в пустыню, прежде чем выйти на проповедь (см.: Мф. 4: 1–2; Мк. 1: 12–13; Лк. 4: 1–2). В других местах Нового Завета говорится о явлениях Христа ученикам после Воскресения в продолжение многих дней (см.: Деян. 2: 32–36; 3: 15–16; 4: 10; 5: 30–32; 10: 40–43; 13: 31; 1 Кор. 15: 5–8).

http://pravoslavie.ru/30582.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010