«ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА». «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека. Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»? Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» ( Лк.1,17 ) , так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4, 5 ) , который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2, 11) . Об этом повествует возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Святой пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что «ходил пред Богом» ( Быт.5,24 ) , явится опять на земле во дни антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения антихристу. Тайновидец называет их обоих «свидетелями Божиими», «двумя маслинами» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли» ( Апок.11,3–11 ) . Оба они – и Енох и Илия – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело  ( Апок.13,16 ) . Но по попущению Божию, «зверь, выходящий из бездны» , то есть сам антихрист, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Апок.11,7 ) . Знаменательно то, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Апок.11,10 ) . Как это так: «мучили»? «Мучили» тем, что взывали к их совести – старались пробудить их спящую совесть – отвратить их от поклонения антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Выступление митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола «Экуменизм и милосердие» в рамках встречи «Молитва о мире» 11 сентября 2012 г. 13:36 10 сентября 2012 года в рамках международной встречи «Молитва о мире», в этом году организованной в столице Боснии и Герцеговины городе Сараево, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион принял участие в круглом столе на тему «Любовь к бедным, путь к экуменизму». Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства! Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, уважаемые дамы и господа! Для меня большая радость вновь участвовать в работе традиционного ежегодного форума «Молитва о мире», который вот уже много лет проводит наш общий давний и надежный партнер — Община св. Эгидия. Полагаю, что тема нашего круглого стола — «межхристианское сотрудничество и милосердие» — тесно связана с самими основами нашей жизни и веры. «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36), — учит нас Господь Иисус Христос. В Евангелии мы найдем достаточно примеров проявления Им милосердия. Оно, следовательно, есть качество, определяющее совокупность свойств Бога (misericordia, ευσπλαγχνα) и человека (caritas), следующего учению Христову. Мне хотелось бы сказать о милосердии как необходимом качестве межхристианских отношений. Латинское слово caritas — любовь, имеет конкретно-практическое выражение в делах и поступках того внутреннего содержания, той греческой αγπη, которая обитает в неподвластных внешнему взору глубинах «внутреннего человека». Источник этой любви, как мы верим, ευσπλαγχνα του Θεου — «благоутробие» или «милосердие» Божие. «Милосердием и правдою очищается грех» (Притч. 16:6). Церковь, обличая грех в эпоху его умножения и оправдания, возвышает свой голос, обращая внимание общества на необходимость милосердного отношения к страждущим, обездоленным, униженным и оскорбленным. И сама делом подтверждает заботу о тех, в ком страдает Христос. Еще в ветхозаветные времена люди осознавали искупительную силу милосердия: «Искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан. 4:24). Дела милосердия требуют не конфессиональной замкнутости, а поистине вселенского масштаба, дабы явить миру любовь Божию, очищающую грехи и дарующую человеку неоскудевающую радость.

http://patriarchia.ru/db/text/2461643.ht...

Гл.1. Господь Иисус сделал для людей все, чтобы уверить их в истине Своего Божественного происхождения и посланничества. Самое сильное доказательство Своего Божества представил Он в Своем воскресении из мертвых: потому что ей [смерти] невозможно было удержать Его [ Деян. 2:24 ], как Жизнь и Источник живота для всех. Пострадав до смерти и воскресши, Он и явил Себя живым пред апостолами и после воскресения со многими верными, а не призрачными и ложными, доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием [ст.3], которое Он проповедывал людям при жизни Своей до крестной смерти и в которое желал всех привлечь. Между этими знамениями самое убедительное для чувственной природы нашей было то, что Он вкушал пред глазами апостолов хлеб, соты, рыбу и другие снеди. Хотя, конечно, не для того, чтобы подкрепить пищею Свои силы: духовная, прославленная природа Его Божественного тела обладала теперь жизнью и мощью не стихийною и дебелою, а Божественною, так что вся твердая и грубая вещественность исчезла теперь пред неприступною силою и славою Божества Его. Это нужно было именно для чувственной природы апостолов, которые, еще не получивши Духа Святого, взирали на все чувственными глазами. Как много есть и теперь людей, которые не поверят прежде духовной какой-нибудь истине, если опытно не убедятся в ней, если не увидят своими глазами! Как, спрашивают они, ужели Иисус Христос воскрес из мертвых? По чему нам знать это, убедиться в этом? Мы этого не видали. Так вот, смотрите же, люди, доверяющие больше своему грубому чувству, чем святому и истинному Слову Божию: Иисус Христос по воскресении Своем целых сорок дней являлся и чувственной природе апостолов, дозволяя им видеть Свое прославленное тело и вкушая пред ними, – хотя, конечно, больше и ощутительнее являлся их душе, которая при явлениях Его наполнялась неизъяснимым миром, вкушала чудную, животворную радость от присутствия при них Бога мира и блаженства, – их сердцу, которое горело живым пламенем святой любви: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге... [ Лк. 24:32 ]. Размыслите, рабы чувственной природы: что составляет высшую степень доказательности – чувства ли наши, дебелые, грубые, земляные, тленные, или слово Божие и ощущения души, духовной, бессмертной, богоподобной? Я думаю, вы согласитесь, что слово Божие и ощущения души. Верьте же этому и не ищите чувственных доказательств Божественности Основателя нашей веры и всех преподанных Им для нашего спасения истин. Эти временные, грубые чувства даны нам не для того, чтобы они подрывали наше доверие святым, духовным истинам. Они – вещи стихийные, и потому предоставим им иметь дело только со стихийными предметами; предметов мира духовного они не имеют права подводить под свои законы; для них есть другие, свои законы – в душе: духовное с духовным и надобно срассуждать, по апостолу [ 1Кор. 2:13 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 15 Опять сказал о возстании воскресшего Господа нашего, Который 1Кор.15:5 . явился Петру, и Двенадцати ( Лк.24:34, 36 , Ин.20:19 , Мф.28:9, 17 , Мк.16:14 ); 1Кор.15:6 . явился и свыше пятисот [пятистам] братиям за раз, из коих многие пребывают доселе, когда сказаны эти слова. И после того, как 1Кор.15:7 . явился Иакову и Апостолам... всем, – то есть седмидесяти двум, 1Кор.15:8 . – после всех явился и мне, как худшему между апостолами ( Деян.9:4 ). 1Кор.15:11 . Итак, я ли, апостолы ли, все мы так проповедуем... 1Кор.15:12 . о Христе... что... воскрес из мертвых... Как же, поэтому, некоторые из вас говорят, что... воскресения мертвых... нет? 1Кор.15:13 . Если же воскресения мертвых... нет 42 , между тем как и распятие ради этого было, то , – следовательно, – и Христос доселе еще не воскрес 43 . 1Кор.15:17 . И тщетна [есть] вера ваша в Господа, и вы еще в тех же грехах есте, ибо не получили очищения от неверности вашей, когда (хотя) вы погребены в крещении с Тем, Кто умер и воскрес в третий день. И, стало быть, по вашему слову (учению), почившие 1Кор.15:18 . во Христе, мученической кончиной, погибли, так как нет для них воскресения. 1Кор.15:19 . Если же в сей только жизни, подверженной преследованиям, на Христа... надеемся, то тогда жизнь наша несчастнее всех людей, какие когда-либо были в мире. И если здесь мы мучаемся постами и преследованиями, а там не получим воздаяния, если это так будет, то «станем есть и пить» ( 1Кор.15:32 ), воспользовавшись, по крайней мере, настоящим, если, по вашим словам, кроме того, что есть здесь, мы не имеем получить ничего другого. 1Кор.15:20 . Но истинно 44 Христос воскрес из мертвых и начатком стал воскресения всех мертвых. Ибо как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни всех мертвых ( 1Кор.15:21–22 ). И хотя оживут они чрез оживотворение (воскресение), но каждый таким оказывается, как и живет. 1Кор.15:23 . Первый 45 Христос, то есть прежде воскрес Христос; потом... в пришествие Его воскресают те, кои суть

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Глава 7 Нагорная проповедь. 1–5. Суд (осуждение) ближних. – 6. Извращенная, неправильная ревность к «святыне». – 7–12. О молитве. – 13–14. Тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь. – 15–23. Ложные пророки. – 24–27. Заключительная притча. – 28–29. Общее впечатление на народ Нагорной проповеди Спасителя. Мф.7:1 .  Не судите, да не судимы будете, (Ср. Лк.6:37 .) Прежде всего обращает на себя внимание вопрос, существует ли связь, и какая именно, первого стиха и вообще всей 7-й главы с тем, о чем говорилось в предшествующей главе и, ближе всего, в 34-м стихе 6-й главы. Нужно только просто соединить эти два стиха: «довольно для каждого дня своей заботы». «Не судите, да не судимы будете», чтобы видеть, что никакой связи между этими стихами не существует. Такое заключение подтверждается тем, что в рассматриваемом стихе нет никакой соединительной частицы, как, например, «же» ( δ), «и», «или» и т.п., употребляемой в греческом языке для выражения связи. Если, следовательно, и существует какая-либо связь с предыдущим, то она может относиться не к отдельному стиху, а ко всей предшествующей главе. Но многие экзегеты совсем отрицают и эту связь, говоря, что в 7-й главе начинается речь о совершенно новых предметах. «Никакой связи с предыдущим», – так кратко и энергично выражается один немецкий комментатор (Де-Ветте, Те экзегеты, которые признают связь, дают объяснения, которые иногда совершенно не похожи одно на другое. Одни объясняют связь, говоря, что в 7-й главе содержится противоположение тому, что сказано в Мф.6:14 и сл., или же тому, что сказано в 6-й главе о фарисеях, и таким образом указывается, что суда не должно быть вследствие обязанности людей прощать друг другу, или по крайней мере, что суд не должен быть фарисейским. Другие объясняют связь так: в 6-й главе говорилось об отношении людей к Царству Небесному, теперь начинается речь об отношении их друг к другу. Граждане Царства Христова должны осмотрительно судить своих сограждан и прежде всего улучшать самих себя, если хотят быть судьями и исправлять других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава I Надписание и приветствие (1–2). Тимофей как провозвестник и защитник спасительной истины против лжеучителей (3–20). 1Тим.1:1 .  Павел, Апостол Иисуса Христа по повелению Бога, Спасителя нашего, и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, 1Тим.1:2 .  Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего. «Павел, Апостол» – Тимофей, конечно, сам лично был вполне уверен в божественном призвании Павла к апостольскому служению, и если апостол в приветствии так обстоятельно говорит о своем призвании, то, вероятно, имеет при этом в виду не Тимофея, а его ефесскую паству. Ефесские христиане должны утвердиться в той мысли, что Павел призван Самим Богом и потому все его распоряжения, какие следуют далее, имеют характер обязательности для всех верующих во Христа. В особенности же напомнить о божественном призвании Павла нужно было ввиду появления в Ефесе инакоучителей, которые, конечно, унижали Павла в глазах ефесян. « Спасителя нашего». Бог называется так, как подающий людям спасение (ср. Пс 23:5 ; Ис 45:15 ; Лк 1:47 ; 1Тим.2:4 и др. места), Христос же называется Спасителем ( Еф. 5:23 ; Лк.2:11 и др.), как посредник и совершитель нашего спасения. « Надежды нашей». Христос называется « надеждой нашей» не в том смысле, что Он есть основание, посредник или поручитель нашего спасения, но в том, что Он есть самый предмет нашей надежды (ср. Кол 1:27 ; Тит 2:13 ). Во Христе и со Христом дано нам спасение, здесь на земле еще только составляющее предмет веры и только со вторым пришествием Христа имеющее осуществиться вполне ( Рим.8:24 и сл.). Так называет апостол Христа ввиду того, что ефесские инакоучители рисовали пред взором ефесских христиан некоторые другие «надежды» на спасение, например, указывали на возможность спастись чрез точное исполнение постановлений закона. « Истинному сыну в вере». Апостол называет Тимофея « сыном в вере» потому, что он возродил его в новую жизнь, возвестив ему учение Христа. « Истинным» называет Ап. Тимофея как вполне похожего по всему на своего духовного родителя – Павла: в нем Павел узнает черты своего характера (ср. Флп.2:20–22 ). « Благодать… Мир» – см. Рим 1:7 . Здесь к обычному сочетанию приветствий своих « благодать и мир» апостол присоединяет еще выражение « милость» ( λεος). Об этом выражении см. Гал 6:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава LIV В этой главе, служащей продолжением предыдущей, рисуется создание Церкви Божией, Христианской, не ограниченной народом Израильским, но обнимающей все народы, причем Израильтяне не исключаются из среды ее. Разница между сынами Израиля и всеми другими народами заключается в том, что Израиль представляется женой, отверженной Супругом ее, который прощает ее и снова принимает ее (ст. 4–7), а остальные народы изображаются женой не имевшей мужа (ст. 1), но оба эти образа сливаются в одну общую церковь Христианскую, к которой глаголет Господь в ст. 13–17 и которую Он обещает хранить в веки. Общее значение этих последних стихов может быть высказано в словах Господа Иисуса: „Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство.“ ( Лк. 12:32 ). 1 . Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. 2 . Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; 3 . ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. До явления миру света, истины и благодати Господом нашим Иисусом Христом мир языческий уподоблялся незамужней женщине-блуднице, не рождавшей и бесплодной. Но церковь Христова из язычников, основанная посреди этой доселе бесплодной страны, соделалась матерью бесчисленных чад „от Бога рожденных“ ( Ин. 1:12 ). Поэтому и говорит новообращенным бывшим язычникам, Ап. Павел: „Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире“. ( Еф. 2:12 ). К этим то язычникам и относится глагол Господень, изреченный через раба Божия Исаию. Замечательно еще, что подобные же пророчества произносил и прежде пророк, но в более прикровенном виде. Напомним, что в главе 24 изображено сетование всей вселенной (ст. 4, 6) но в гл. 32, когда объявляется о вечном Царе правды (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава X Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий. Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» ( Быт.6:3–5,12–13 ). Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» ( Мф.24:38–39 ; Лк.17:27 ). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? ( Иов.22:16–17 ), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

ЕДИНСТВО ЛЮБВИ В связи с мыслью о Царстве Пресвятой Троицы теперь раскрываются и другие частности Евхаристии – преимущественно уже нравственного, личного, человеческого, или субъективного характера. ...Но нелегко писать об этих предметах душе кающейся, ибо все это – такие высокие материи, коих касаться подобает достойным. Вот уже сколько написал, и притом касался таких вопросов, как благодарение, Пресвятая Троица, блаженство общения, и только теперь вижу, какою недостойною рукою и я прикасался к священному ковчегу… И далее, может быть, и не писал бы, но нужно уж закончить. Правы святые отцы (святой Иоанн Лествичник , святой Симеон Новый Богослов) , говорящие, что кающийся не должен богословствовать. И не только не должен, но ему просто трудно. Впрочем, дальнейшие размышления касаются более доступной сферы, чем прежние, хотя и их я недостоин касаться. Но Ты, Господи, приими мои скудные мысли, как те убогие лепты, которые положила в сокровищницу вдовица, а за это воздаждь мне несравненными милостями благодати Твоей, которую Ты всегда раздаешь незаслуженно, по слову «просите» и «даст вам Отец Духа Святаго» (см.: Лк. 11,13 ). Посмотрим на эту работу как на послушание труда, и тогда легче будет писать. Да и не искушение ли вражее отводит меня от этого спасительного душе занятия под видом смиренных сокрушенных мыслей?! Господи, благослови и посети Своею благодатию! Мы видели, что Евхаристия начинается с приглашения к любви и единомыслию. И это я уже объяснял (в главе о «вечери любви»), но здесь можно усматривать еще и другие смыслы, и именно в связи с благодарением Пресвятой Троицы. К святому Причащению никак нельзя приступать человеку, если только он имеет к кому-либо вражду, нелюбовь, немирность. Так и говорится пред молитвами к Причащению: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившими». И даже не сказано: «которых ты опечалил», а «которые тебя опечалили». Так и Сам Господь Спаситель заповедал о молитве с дарами: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя; оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Закрыть itemscope itemtype="" > Закрывшим окна Во время падения метеорита в Челябинске 05.03.2013 1148 Воскресенье, Сретенье Господне, идет праздничная служба в верхнем приделе челябинского храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Еще утренние сумерки. Вдруг яркий солнечный свет вспыхнул за окнами, тени от переплетов быстро пробежали по стенам - и все исчезло. Подумалось: что это было? На свет фар машины не похоже - и свет и яркость иные, да и не достать им сюда, высоко. Ладно, что-то было, да миновало. Служба шла своим чередом. Но через несколько минут - оглушительный взрыв, раскаты один за другим потрясали все вокруг. Люди выскочили в придел, где большие окна, но не увидели ничего. Но тут из алтаря раздался голос священника: «Продолжаем молиться!». Служба возобновилась. До нашего района разрушительная волна не докатилась - несколько разбитых окон, самым ощутительным последствием было исчезновение любой телефонной связи. Но город большой, и последствия удара далеко не везде были одинаковыми. Вот так Господь посетил нас в Свой Праздник - как молния, от края небес до края их . (Мат.24:29:31). Кто, что и как понял это? Конечно, это был метеорит. А дальше? Для бОльшей части людей, пострадавших или бывших свидетелями, дальше - ничего. Вернее - космическая немая пустота, из которой слепо прилетел каменный осколок и взорвался над городом. Главная проблема - квадратные километры выбитых стекол и пораненные люди. Затраты на новое остекление. Миллионный город, нашпигованный опасными производствами и объектами, при взрыве мощностью 20 атомных бомб отделался неприятностями косметического характера. Грохот услышан, услышано ли кем-либо послание? Да, слово «чудо» звучало, но для большинства это было чудом от бога по имени случайность . Так что, вставим окна в дома и будем есть, пить и веселиться , и даже продавать «осколки метеорита», ведь окна души остались наглухо запертыми. Метеорит прилетел и взорвался над тем местом и именно в то время, когда в храмах служилась Божественная Литургия. Значит, послание было адресовано именно нам, именующими себя христианами. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? (Лк.13:4) Бескровная Жертва Бога не потребовала крови человеческой, но грозное предупреждение прокатилось эхом по всей Земле.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/06/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010