Пример 1-й. О двух разбойниках из Евангелия Пример отречения от Христа мы видим во время страдания Иисуса Христа на кресте. Один из бывших при Нем распятых разбойников, порицал Иисуса Христа, сказав Ему: «аще ты еси Христос, спаси Себе и наю». Тогда как другой разбойник обличал его за это, говоря: «ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси; и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаше Иисусови: помяни мя Господи, егда приидеши во царствии си.» И Господь на это сказал ему: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:39–43 ). Вот два примера, из которых мы должны поучаться: один – немногими, повидимому, не особенно дерзкими словами отрекся от Иисуса Христа и получил осуждение; другой же, благоразумный разбойник, немногими словами обличил ругателя и исповедал Иисуса Христа невинным, безгрешным и напрасно страждущим, а себя признал достойным казни и просил Господа помянуть его во Царствии Своем, и этим кратким, но исполненным глубокой веры, исповеданием Иисуса Христа он получил прощение всех своих грехов и сделался наследником вечного живота, ибо Господь сказал ему:«аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи ». Пример 2-й. Из сказания о страданиях 40 мучеников Другой пример мы видим в сказании о 40 святых мучениках, пострадавших за исповедание Христа в Севастии граде от Лукия мучителя в 912 г. (по Рождестве Христове). В сказании этом говорится, что они, после продолжительных и тяжких мучений, в холодную зимнюю ночь загнаны были в озеро, покрытое льдом: а при этом озере устроена была баня, которая натапливалась тепло, дабы этим соблазнить св. мучеников, так что, если бы кто из них не стерпел холодной ледовитой воды, то мог бы прибежать в эту баню и обогреться. И вот из числа 40 св. мучеников, действительно, один почувствовал лютость холодной воды и решился выбежать из озера и войти в теплую баню; но как только он вступил на порог бани, то тут же умер и погиб за измену свою Христу, и лишился мученической награды небесного венца. Между тем воин неверный, увидевший, сходящие с небес от Бога, 39 венцов на мучеников, но не 40, и от сего уразумевший, что избежавший из воды мученик погиб и лишился своего венца, уверовал во Христа и вошел в озеро к мученикам, и с ними пострадал, и таким образом был причислен к лику св. мучеников; о чем подробности находятся в описании их страданий в Четьи-Минеи 9 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

В христианской культуре принято различать, покаялся ли человек перед смертью (это и называлось христианской кончиной) или же не успел; за таких следует молиться сугубо. В «Божественной комедии», выстроенной чрезвычайно искусно, так что круги ада имеют некоторые параллели в кругах чистилища и даже рая, противопоставляются два наемника-кондотьера. Оба вели довольно-таки неправедный, мягко говоря, образ жизни и оба нашли смерть в бою, но один из них — в аду, а другой, воскликнувший в минуту смерти «Господи, помилуй» — в чистилище. Да что кондотьеры, когда пример благотворности предсмертного покаяния являет нам благоразумный разбойник (см. Лк 23:40-43). И поскольку покаяние его было полным, то попал он в рай. А в русском обиходе одной из самых страшных клятв было: «да чтоб мне умереть без покаяния!». А что теперь? А теперь чрезвычайно ценится смерть внезапная (церк.-слав. наглая) — именно за то, что дает возможность избежать покаянных мыслей. Да даже если и не внезапная... Знаю я страшный случай, когда от неизлечимой болезни умирал старый врач, и прекрасно знал, что умирает, и просил позвать священника. Дочь же его, немолодая женщина и тоже врач, отказалась звать батюшку, мотивировав это тем, что больной потеряет стимул бороться за жизнь и скорее умрет. Чего только не выдумывают люди, чтобы уклониться от лицезрения правды! А правда — это не только то, что Господь создал мир и управляет им, но и то, что всякий человек на пути к Нему должен взглянуть в лицо смерти. И сделать это мужественно. А мужество дает Бог, с Которым надлежит встретиться в последнем Таинстве на земле — с надеждой встретиться с Ним на Небе. Он не отменяет страшного перехода (дерзну предположить, что потому, что желает конечного возрастания души) — Он укрепляет человека в вере и надежде. Точно так же, как Его Самого укреплял Ангел в Гефсиманском саду (см. Лк 22:43). На заставке: Джованни Беллини. Моление о Чаше (The Agony in the Garden). Национальная лондонская галерея, 1460-5. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома»

http://foma.ru/neotvratimaya-tragichnost...

Потщимся узреть Господа, пока еще мы живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрем и смерть не возгосподствует над нами… (57,180). Когда душа вожделевает Бога, тогда в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день (23,97). ВТОРНИК. Лк. Зач. 87. (17,26–37) О ДОБРОДЕТЕЛЯХ Когда внезапно взойдет Судия на высокий и славный престол Свой, тогда небо совьется, подобно свитку, спадут звезды, предстанут Силы ангельские, отверзутся гробы, восстанут тела, иссякнут источники, поколеблются бездны, придет в смятение вся земля (40,930). Бог не объявлял нам дня нашей смерти, не открыл: сегодня, или завтра, или через целый год, или через несколько лет. Он придет, чтобы по неизвестности ожидаемого мы постоянно соблюдали себя добродетельными (43,39)… Как земледелие изменяет качество растения, так попечительность души о добродетели может одержать верх над всеми недугами (1,79). Добродетель принадлежит человеку и при жизни, и по смерти (4,301). Употреби старание успевать в важнейших добродетелях и не вознерадеть о меньших (5,43). Будь верною сокровищницею добродетелей, а ключом имей язык духовного твоего отца (5,47). Преуспевай в добродетелях, чтобы стать ближе к Ангелам (5,51). Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божией, есть сокровище благое (5,277). Приобретение добродетели и обогащение добрыми делами есть любостяжание похвальное; хищение, не доводящее до слез; ненасытность, достойная венца, и виновен тот, кто не делает таких стяжаний (5,360)… Добродетель должна быть бескорыстна, если желает быть добродетелью, у которой в виду одно добро (11,36). О добродетели дознаем мы от апостола, что у нее один предел совершенства – не иметь самого предела (14,225). Конец добродетели – мир, упокоение и веселие, не имеющее ничего общего со страстями, преуспевающее в уповании на общение с Богом (15,18). Разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему (15,38). Для добродетели главное – Божия помощь, которой сподобляется своею жизнью присвоивший себе Божию милость (15,160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всё происходило до заурядности буднично. Быстро застучали молотки. Гвозди пробили нервы, и острая боль прошлась по телу огненной молнией. В глазах замелькали мушки. Сжав зубы, разбойник пытался терпеть. Сквозь умопомрачительную муку он вдруг услышал тихий, кротко-смиренный голос Распятого посередине: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Слова отозвались в сердце, и как будто на душе стало легче. Крест поднимают. Вот только что, когда он был распростерт на земле, разбойник видел нежно-чистое, но бесконечно далекое небо, с поднятием же древа пред взором его предстает земля и те, что копошатся на ней. Вон сотник, привычно отдающий распоряжения. Вон – равнодушные легионеры, заклятые его враги и безмолвные исполнители любого поручения. Они, не церемонясь, тут же бросают жребий и делят одежды Распятого. А вон иудеи с фарисеями и законоучителями впереди – они злобно хихикают. Злорадству их предела нет. Но что это? Почему-то никто не смотрит на них, на разбойников. Все шумят, галдят, кто-то рыдает, но таковых меньшинство, все кричат и показывают пальцем на Того, что распят посередине. Два же разбойника – лишь дополнение. Про их преступления, про возмездие на Голгофе – никто даже ни слова. Взоры всех прикованы к Распятому в центре. «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему» (Мф. 27, 40. 42–43). Ругань льется со всех сторон. А Он в ответ кротко молчит. От Него даже среди постороннего гама веет миром и неземной тишиной. У евангелистов Матфея и Марка читаем: «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27, 44; Мк. 15, 32). И одни толкователи говорят, что поносили сначала оба, а потом раскаялся тот, который и назван благоразумным. Но другие толкователи утверждают, что «разбойники поносили» – сказано обобщенно, в том смысле, что и от лица распятых разбойников, как и от старейшин, книжников и простого народа, слышались поношения.

http://pravoslavie.ru/138933.html

Расскажу еще об одном случае. Человек долгое время интересовался цветоводством. Увлечение его было устойчивым: каждый год он старался развести еще один сорт декоративных растений. Если узнавали, что ему подарить на праздник, не раз он просил родных купить ему определенный сорт цветов. Как-то у знакомых он увидел пышные светлые пионы, признался, что давно мечтал о таких, и попросил поделиться с ним. Ему отделили два отростка, но очень небольших и некрепких. Цветовод поспешил на участок и посадил их на разные клумбы. Несмотря на тщательный уход, они не хотели приживаться в новых условиях: вроде бы не засохли, но и, казалось, не прижились. Уверенности, что растения выживут, практически не было. Следующей весной цветовод не обнаружил пионов ни на одной из клумб. Он все надеялся и время от времени подходил посмотреть, не показались ли из земли ростки. Но они не появлялись. Было досадно, но ничего не поделаешь. За теплый сезон цветовод приобрел еще два сорта растений, а о тех почти забыл. Прошел очередной год, и весной на месте одного из, как казалось, погибших пионов пробились молодые ростки. Ждать цветения в новом году было бы слишком оптимистично, но куст был. Он все же выжил. Подобно тому, как заботливый цветовод регулярно проверяет клумбы, подкармливает растения, так и внимательный христианин постоянно следит за собственной духовной жизнью. Но нередко случаются моменты, когда на человека нападает отчаяние. Кажется, что все его усилия тщетны, он становится только хуже, и ему нет прощения. Греховная мысль! Ведь таким образом человек сомневается в милосердии Божием. И тут возникает вопрос: «Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нет. Ибо сего только и домогается противник», — говорит преподобный Ефрем Сирин. Враг вводит человека в состояние уныния, желая погубить. Но стоит вспомнить, что говорит Господь: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). Надежда есть всегда. Даже у разбойника, который уже умирал на кресте, но не отчаялся, а обратился к Спасителю (см. Лк. 23:40–43).

http://pravoslavie.ru/132909.html

В одной из последних вечерних молитв, которая начинается со слов «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи...», есть прошения о живых людях в разных обстоятельствах их жизни и усопших. Можно добавлять в конце каждого прошения имена людей, которые болеют, находятся в путешествии, делают нам добро, или наоборот нас обижают, а также о тех, кто ушел от нас в иной мир. Если хотите, можете присоединить к этому и молитвы о живых и усопших из утреннего правила. 06 Если натворил за день такого, что просто не можешь заставить себя обратиться к Богу, как быть? Важно помнить, что Бог — это наш любящий Отец, который готов простить нам все, если мы искренне в этом каемся. Иисус Христос говорит, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные, — и продолжает: — Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк 2:17). На протяжении всего евангельского повествования к Нему приходят нечистая женщина, страдающая кровотечением (Мф 9:20–22), прокаженный (Мф 8:2–4), римский сотник (Мф 8:5–13), блудница (Лк 7:36–48) — и все они получают помощь. Даже разбойник, распятый с ним на кресте, получил прощение и первым из людей вошел в рай (Лк 23:40–43). Все это говорит нам, что Господь слышит молитвы всех людей и готов всех принять. 07 Можно ли читать молитвы, лежа в постели? Апостол Павел пишет: непрестанно молитесь (1 Фес 5:17). Это значит, что ни какие-то дела, ни положение нашего тела ни в коем случае не служат препятствием для молитвы. Но одновременно молитва — это еще и сосредоточение. А его гораздо легче достичь, если найти время — в крайнем случае, хотя бы те самые пять минут — и помолиться, стоя перед иконой, а не бороться со слипающимися глазами, лежа в постели. Но если совсем не позволяют обстоятельства, то лучше молиться в кровати, чем не молиться вообще. 08 А можно послушать вечернее правило в аудиозаписи, если нет возможности прочесть? При условии, что человек не включит запись как фон для других занятий, а будет сосредоточен на ней, сможет внутренне присоединиться к молитве: он слушает произносимые чтецом слова, и они находят отклик в его сердце, по сути, становятся его молитвой. Подобное происходит во время богослужения: диакон произносит прошения, священник читает молитвы и дает возгласы, хор поет. Казалось бы, что делают остальные находящиеся в храме люди — просто слушают? Нет, они сердцем и умом участвуют в происходящем.

http://foma.ru/kak-pravilno-molitsja-vec...

В шестом часу дня (по-нашему около полудня) Господа пригвоздили к кресту, который Он принес на Голгофу на Своих плечах. По преданию Церкви, это был шестиконечный крест, где вертикальную линию пересекает две поперечных, одна из них — нижняя — косая. Верхняя (и самая длинная) перекладина была непосредственной частью креста, именно к ней и прибили руки Спасителя. Нижняя косая перекладина представляла собой подпорку для ног. К ней распинатели прибили обе стопы Господа. Христос на кресте. Франциско де Сурбаран, 1627 Руки и ноги Христа прибили к древу железными гвоздями, тем самым сбылось пророчество, которое предсказал царь-псалмопевец Давид: «Пронзили руки мои и ноги мои» (Пс 21, 17). Вместе с Господом были распяты и двое разбойников, и в этом также сбылось еще одно пророчество: «И к злодеям причтен был» (Ис 53, 12). Божественная любовь Спасителя к людям проявилась в самом начале Его крестных мук, ведь когда Его распинали, Он уже простил распинателей: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23, 34). На крест Господа по приказу Пилата прибили дощечку с надписью на трех языках — еврейском, латинском и греческом — «Иисус Назорей Царь Иудейский». Многим из Синедриона она не понравилась, так как провозглашала Христа Царем, однако Пилат не позволил поменять текст, настояв: «Что я написал, то написал». В то время пока Господь умирал на кресте, римские воины кидали жребий о Его одежде. Верхнее платье они разодрали на четыре части — каждому по одной, нижнее же — хитон — которое было единым, решили разыграть. В этом действе также сбылось одно из ветхозаветных пророчеств царя Давида о Христе: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» (Пс 21, 19). Люди, проходившие мимо и видевшие все происходящее, злословили и смеялись над Господом: «Других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23, 35). Однако Господь делал все наоборот — в этот момент Он спасал не Себя, а все человечество. Вместе с народом над Ним смеялись и воины, и даже один из распятых разбойников. И только второй преступник, еще сохранивший в себе остатки разума и совести, сказал своему подельнику: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк 23. 40-41). Спасителя он попросил помянуть себя в Царствии Небесном, на что Господь ответил: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23, 43).

http://foma.ru/kak-umiral-iisus-hristos....

Но неужели тот, кто писал этот текст, был настолько глуп и невнимателен, что не заметил этого противоречия? Да нет, конечно. Видимо, он считал это не противоречием, а двумя взглядами, раскрывающими разные стороны одних и тех же явлений. Первая глава показывает единство мужчины и женщины, их достоинство как «венца творения». Вторая глава подчеркивает столь важное для патриархальных обществ первенство мужчины, но вместе с тем — нужду каждого человека в другом, подобном ему, чему и служит разделение полов. Таких примеров в Библии очень много. Самый известный — четыре Евангелия, то есть четыре книги, рассказывающие — каждая по-своему — одну и ту же историю. В главном они совершенно согласны, но детали повествования могут различаться. Так, о благоразумном разбойнике, который на кресте просил Христа: « помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» — рассказывает один Лука (Лк. 23, 40-43), а Матфей (Мф. 27, 44) и Марк (Мк. 15, 32) кратко сообщают, что «распятые с Ним поносили Его». Противоречие? Да. Но означает оно только то, что два Евангелиста просто ничего не знали об этом разбойнике, а Лука, который, как он сам писал, «тщательно исследовал все» (Лк. 1, 3), добрался и до этой важной детали. На самом деле это только подтверждает достоверность Евангелий как исторических свидетельств. Ведь если в суде четыре свидетеля слово в слово повторят одну и ту же версию, скорее всего, они просто сговорились: четыре человека не могли запомнить одно и то же событие совершенно одинаково. А если каждый рассказ отличается от других какими-то деталями, но совпадает с ними в главном, значит, это действительно правда. Конечно, и в древности у христиан возникало желание свести все четыре Евангелия в одно, чтобы ничего не упустить. В середине II века некто Татиан даже составил такую «сводную версию», соединив параллельные повествования. Это, кстати, доказывает, что к тому времени именно эти четыре Евангелия признавались каноническими. Его версия получила название Диатессарон (от греческого «диа тессарон» — буквально «по четырем»), но Церковью она была отвергнута. Как и при составлении окончательного текста книги Бытия, было решено сохранить все многообразие голосов, чтобы каждый мог услышать то, что ему сейчас ближе и нужнее. Копии с копий

http://foma.ru/otkuda-v-biblii-raznochte...

     Об отсутствии жестко обусловленной связи между человеческими страданиями и грехами в Священном Писании говорится неоднократно. Один из примеров — исцеление слепорожденного. Апостолов интересует вопрос: кто согрешил — родители или их слепой сын? Спаситель называет совсем другую причину: он родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Этот эпизод, как и книга Иова, указывает на то, что несчастье не всегда является следствием грехов. Нельзя ставить в прямую зависимость от них все житейские неурядицы, болезни и бедствия. Такую взаимосвязь неправомерно проводить даже в отношении самого себя, полагая, что это случилось со мной за такой-то грех, а вот то — за такой-то. Тем более мы не должны рассуждать так применительно к другим людям. При чтении евангельского рассказа о слепорожденном может возникнуть мысль о жестокости Бога, можно подумать, что Он попустил человеку родиться слепым ради самоутверждения. Но Богу это не нужно. Ему нужно только одно — помочь человеку избежать вечной смерти. Слепорожденный человек, пережив исцеление, так полно утвердился в Боге и в вере во Христа, что стал Его бесстрашным благовестником (см. Ин. 9, 30—33) и смог наследовать спасение, которое принес воплотившийся Сын Божий — Тот Посредник, Которого искал Иов. Однако не всякий страдающий человек обретает спасение. Два разбойника, которые были распяты вместе со Христом, всю жизнь совершали злодеяния и были законно приговорены к смертной казни. Но один из них умирал, проклиная Бога, а другой раскаялся, признал свои муки справедливыми и услышал от невинно страдавшего Христа: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). Книга Иова учит нас относиться к своим и чужим страданиям с духовной мудростью. Мы должны видеть только свои грехи и каяться в них, и терпеть любые скорби безропотно, взирая на Крест Христов. Видя же страдания других людей, мы не можем судить, за грехи они страдают или по другой причине. В этой ситуации Господь ждет от нас не обличения, а милости и посильной помощи всем, оказавшимся в скорбных обстоятельствах: в нужде, болезни, заключении (см. Мф. 25, 35—40).

http://pravoslavie.ru/98026.html

38 Ты рождаешься в жизнь и становишься человеком только преодолевая скорби, не будь их, ты стал бы иждивенцем самой жизни. 39 Говорить правдивые слова об Истине, это все равно – слова. Но сама Истина выше слов, ибо Она «мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). 40 Трудными обстоятельствами и скорбями Бог помогает нам вернуться к самим себе. 41 Тот, кто в религии привержен к внешним формам, со временем становится ее противником. 42 Видеть недостатки других, значит приобретать их. 43 Не борись с дурными мыслями, просто – не имей их. 44 Дурными мыслями предается Непостижимое. 45 Тот, у кого гордое сердце, подобен палачу. 46 Не выходи из сердца, не попадешь в плен мыслей. 47 Малая вера – многословна, большая вера – любит молчать, но не всякое молчание имеет веру. 48 Вечное Воскресение не входит в душу с малой верой. 49 Если пройдешь безстрашно сквозь мысли, то найдешь – Безсмертие «и мир Божий, который превыше всякого ума» (Флп. 4: 7). 50 Вечность может сделать нас только Вечностью, на меньшее Она неспособна. Суровая Гора Афон. 51 Нерешительная душа подобна дырявой бочке, в которую нельзя налить масло. 52 Единственный враг человеку – это сам человек. 53 Правду невозможно обнаружить с помощью лжи. Откажись ото лжи, и то, что останется, будет Правдой. 54 Отбрось жалкую погремушку – ум, и обретешь разум, дабы «обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 23-24). 55 Покоришься миру – потеряешь его. Покоришься суете – потеряешь себя. 56 Никогда не делай себя вещью и рабом вещей, – и ты станешь Человеком, «ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12: 15). 57 Похорони свою душу, от которой ты устал, чтобы расцвел твой дух, которым ты будешь жить вечно. 58 Своим умом человек не может сохранить даже самого себя. 59 Чистоты сердца достигают с помощью Бога, а не с помощью своей чистоты. 60 Жизнь отвергает самолюбивых и гордых, и они сами себе служат наказанием. 61 Чем сильнее твое желание какой-либо вещи, тем дальше она от тебя в этом суетном мире.

http://isihazm.ru/1/?id=176

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010