7 Разбойник, распятый по левую руку от Спасителя (вместе с Ним распяли двух преступников). И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен (Мк 15:28). Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (Лк 23:39). В Церкви его принято называть безумным разбойником, хотя предание сохранило и его имя — Гестас. 8 Крест, на котором распяли Христа. Распятие считалось самым позорным и мучительным видом казни. К нему приговаривали самых отъявленных злодеев, да и то, если они не были римскими гражданами. Обычно распятый долго и мучительно умирал от удушья и истощения. 9 Благоразумный разбойник. По преданию звали его Дисмас. Услышав, как безумный разбойник ругается на Христа, он сказал ему:  Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41). А затем обратился к Спасителю: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42–43). Когда Христос умер, воины перебили голени двум другим распятым (что привело к мгновенной смерти): об этом члены синедриона специально просили Пилата, сообразив, что, поторопившись расправиться с Иисусом, загнали себя в ловушку — ведь наступала иудейская Пасха, которую нельзя было осквернять казнью. 10 Распятие Христа сопровождалось природными катаклизмами: солнце померкло и сделалась тьма по всей земле (Лк 23:44). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк 15:34–37). А в сам момент смерти Христа произошло землетрясение, настолько сильное, что камни расселись (Мф 27:51). 11 Потерянная кем-то накидка. Когда Христа распяли, собравшиеся поглазеть на зрелище злословили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:40–43). Однако увидев, как реагирует на смерть Христа сама природа, люди в ужасе бросились по домам,  бия себя в грудь (Лк 23:48). Они поняли, что предали на смерть Праведника.

http://foma.ru/velikaya-pyatnitsa-na-kar...

Покаяние, как свидетельствуют святые отцы , «рождается в сердце от веры и страха», но этой веры и не было у Иуды: Что вы дадите мне, и я вам предам Его? (Мф. 26, 15). Ибо раскаяться, то есть испытывать муки совести, душевную тяготу, может и человек неверующий: Согрешил я, предав Кровь невинную (Мф. 27, 4). Раскаяться можно в неверно принятом решении, которое изменило прежний привычный ход жизни: первосвященники презрели Иуду (Что нам до того? смотри сам. – Мф. 26, 4.), другие апостолы от него отвернулись. Можно раскаяться в дурном поступке, особенно если он навредил и самому совершившему его: Проклят, кто берет подкуп… (Втор. 27, 25). Однако покаяться можно лишь пред лицом Личного Живого Бога, приблизившегося Царства Небесного. Проповедь Сына Божиего и начинается со слова «покайтесь»: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Сам Господь определяет цель Своего первого пришествия как спасение грешников, невозможное без их покаяния: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). Так написано, и так надлежало постраждать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов (Лк. 24, 47). Покаяние, таким образом, становится непреложным условием спасения: На небесех более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии (Лк. 15, 7). Добрый пастырь радуется об одной единственной овце, заблудившейся и нашедшейся, более, чем о девяноста девяти незаблудившихся (см.: Мф. 18, 13). Апостол Петр отрекся от Христа и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь, ударяющий себя в грудь и повторяющий: Боже, будь милостив ко мне грешнику! более оправдан, чем горделивый фарисей, исполняющий закон (см.: Лк. 18, 13, 14). Благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Иисуса Господом, первым попал в рай (см.: Лк. 23, 40–43). Покаявшийся блудный сын был почтен от отца лучшей одеждой и перстнем, и отец, заколов тельца, устроил пир в честь его возвращения (см.: Лк. 15, 21–24). Блудница, облившая ноги Христа слезами покаяния и отершая их волосами своими, была прощена со всеми своими – «многими» – грехами (см.: Лк. 7, 38–47). В каждом из этих случаев покаяние обращено к живой личности Христа. В каждом случае оно сопровождается сокрушенным плачем и смирением.

http://pravoslavie.ru/put/3083.htm

Он не только привлекал их к благовестию Царства (Лк 8. 1-3) и возлагал на них ответственное служение (Лк 9. 1-16), но и совершал великие чудеса в присутствии одних учеников: укрощение бури, исцеление гадаринского бесноватого (Мф 8. 23-34; Мк 4. 35 - 5. 20; Лк 8. 22-39). «Укрощение бури вызывает у учеников недоуменный вопрос: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?» (Лк 8. 25 и парал.). Ответ подразумевается, но ученики еще не нашли его. Господь укоряет их за отсутствие веры и продолжает воспитание. При воскрешении дочери Иаировой (Лк 8. 40-56; Мф 9. 18-26; Мк 5. 21-43) присутствуют родители отроковицы и ученики, притом не все, а только ближайшие. Допущение учеников объясняется заботою о их воспитании. Воспитанию учеников служило и чудо насыщения пяти тысяч, и связанное с ним чудо хождения по водам». В Евангелии от Марка (6. 52) «чудо хождения по водам связывается с чудом насыщения именно в его воспитательном значении... Господь хотел, чтобы ученики узнали в Нем обетованного Мессию. Но к этому исповеданию они должны были прийти от полноты любящего сердца. Воспитание учеников было воспитание любви, оно вытекало из любви и совершалось в любви. В нем не было принуждения» ( Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001. С. 46-47). Господь постоянно учил и воспитывал учеников не только словом, наставлением, вразумлением и ободрением, но и личным примером смирения, служения, сострадания, снисхождения, милосердия, великодушия, мужества, терпения, кротости и любви. Господь избрал учеников, «доверчивых, как детей, не зараженных мечтами ложного просвещения, и предоставил Себе уже их образование, и учил их не только словом, но и делом, одних и пред народом, в доме и на пути, на суше и на море… Одним словом - очищал и просвещал их ум и сердце, приготовлял к полнейшему излиянию в них Духа истины и освящения» ( Горский. История. С. 160). Господь воспитывал апостолов в усвоении высших умозрительных и вероучительных истин о Небесном Отце и Его абсолютной надмирной благости, о Сыне, о Его спасительной миссии в мире и Воскресении, о Св.

http://pravenc.ru/text/155352.html

Однако в большинстве случаев этот образ соотносится с группой избранных Иисусом учеников ( Лк.10:3 ; Ин.10:1–16 ). Иисус называет их Своим «малым стадом». Входящие в это стадо наставляются не бояться ни коварных нападок изнутри, ни открытых атак извне ( Мф.7:15; 10:16 ), ни неизбежного испытания великой скорби ( Мк.14:27 ), ибо Бог дает им Царство ( Лк.12:32 ). Образ стада овец используется также применительно к церкви ( Деян.20:28–29 ; 1Пет.5:2 ). Метафора людей как овец привлекает внимание к специфическим чертам овцы, которые могут быть как отрицательными, так и положительными. Как это часто случается с овцами, люди тоже блуждают, совращаясь каждый на свою дорогу ( Ис.53:6 ; 1Пет.2:25 ). Пассивность овец и их использование в жертвоприношениях служат подходящей метафорой гонений и мученичества ( Пс.43:23 ; ср. Рим.8:36 ). В стаде обычно бывают овцы, старающиеся подавить других, отталкивающие слабых от воды и пищи, затаптывающие пажити и загрязняющие воду. Все это находит отражение в нарисованной Иезекиилем картине жизни религиозной общины, в которой дела идут скверно ( Иез.34:17–23 ). Божья пастырская забота о конкретном человеке . В нескольких местах Бог изображается Пастырем отдельного человека, а не только людей в целом. Это привносит в образ дополнительную интонацию близости. Мы видим, например, как Бог держит жезл над овцами, входящими в загон, удостоверяясь, что каждая из них находит безопасный приют ( Иез.20:37 ). Примечательны также места, в которых Бог показан носящим Агнцев и водящим дойных ( Ис.40:11 ) или ищущим потерявшихся, угнанных, пораненных и слабых ( Иез.34:16 ) – здесь показано особое внимание, которое Бог уделяет нуждающимся. Пс.22 можно воспринимать как личное свидетельство Давида о Божьей заботе в его жизни, написанное в пастырских тонах. Обращение к Богу очень личное – «Пастырь мой» ( Пс.22:1 ), а необычайно всеобъемлющий перечень Его дел составлен с особым вниманием к мельчайшим подробностям жизни пастыря. Иисус тоже заявляет о пастырской заботе о каждом в стаде.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Итак, положение, что τ πονηρν нигде в новозаветных книгах не имеет значения зла, остается во всей своей силе. От убеждения в существовании заповеди Господней о не сопротивлении злу один шаг до убеждения в суетности судов земных, хотя бы и правых; так как цель суда заключается не в ином чем, как именно в искоренении зла. Следовательно, если запрещено сопротивление злу, то тем уже самым запрещено и судиться. Подтверждение такого положения усиливаются видеть также в словах Самого Господа: не судите, да не судимы будете ( Мф.7:1 ). Но действительно ли эта именно мысль заключается в этих словах Господа? Ведь у того же Евангелиста ( Мф.26:23 ) встречаем и следующие слова Самого же Господа: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко остависте вящшая закона, суд и милость и веру. Таким образом Господь ставит суд наравне с милостью и верою и предвещает горе тому, кто пренебрегает им. А наше горе в том, что мы пренебрегаем словом Божиим, мало прилагаем усердия к изучению языка священных книг. Κρνειν имеет значение судить, в смысле привлечения к суду, только тогда, когда речь идет о судьях; когда же речь идет о людях, не призванных судить, тогда κρνειν употребляется в своем первоначальном значении, в значении осуждения, оценки. Люди равные или люди вообще, народ, не судят, а судятся и понятие судиться, как и у нас, так и у евреев, и у греков обозначается формами страдательными. У пророка Исаии читаем: станем судиться (κριθμεν, евр. , Ис.43:26 ), у пророка Иеремии говорит Господь: се Аз суждуся с тобою (κρνομαι πρς σε, евр. , Иер.2:35 ), св. апостол Павел в первом послании к Коринфянам ( 1Кор.6:6 ) пишет: брат с братом судится (κρνεται). Но что особенно важно для нас в настоящем случае, так это – то, что Сам Господь и у того же Евангелиста ( Мф.5:40 ) говорит: хотящему судитися с тобою, судиться (κριθναι), а не судить тебя (κρνειν); потому что судить имеют право только известные лица, а не все. А так как и в седьмой главе Господь поучает не судей, а учеников и народ; то под κρνειν и там следует разуметь не суд с кем-либо, а осуждение кого-либо, тем более что далее говорится: и в нюже меру мерите, возмерится вам. Очевидно, речь не о судебном процессе, а об отношениях к ближним: елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им ( Мф.7:12 ). Святой Евангелист Лука ( Лк.6:37 ) наряду с κρνω ставит другой глагол καταδικζω. Этот последний никогда не имел значения судить (привлекать к суду); его значение – значение обвинения, осуждения как вообще кем бы то ни было, так и судом, но в последнем случае им указывается на последний момент суда, на судебный приговор; что не может относиться ко всем людям вообще, а Господь проповедовал народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Подлинность чуда тесно связана с самой идеей Откровения Божиего, «не только чудо – критерий Откровения, но и Откровение – критерий чуда», по сути, истинное чудо предполагает своего рода диалог между тем, кто чудо принимает, и Богом 9 . Если ложное чудо рассчитано на произведение внешнего эффекта: на обольщение, удивление, недоумение, самозабвение, обман 10 , то истинное чудо ведет не только к изменению внешних обстоятельств человека или мира, но в первую очередь к изменению внутреннему – духовному и нравственному преображению души человека. Это ярко видно в чуде покаяния и обращения во время распятия благоразумного разбойника (ср.: Лк. 23 , 40–43). К состоянию самообольщения ложным чудом приводят человека отсутствие истинного Богопознания и нравственное окаменение, то есть ожесточение души. Поэтому в своем отношении к чуду христианин должен научиться не только заповеданной святыми отцами спасительной осторожности и умению различать духов, от Бога ли они (ср.: 1 Ин. 4 , 1), но и хранить свою душу от страстей, в первую очередь от гордости и тщеславия 11 . С точки зрения православного богословия чудеса имеют большое апологетическое значение, ведь они доказывают уникальность и истинность христианства: «Не может быть несколько истинных религий. Христианство основано на Божественном Откровении. Без этого источника люди своими естественными силами познать Бога не могут. Степень отклонения от истины может быть разной, но любое отклонение ведет к лжедуховности. Поэтому совершенно очевидно, что чудес в этих (нехристианских – выделено мной.– Д. П.) религиях быть не может» 12 . Апологетическое значение чудес пророков и Мухаммада признает и ислам . По мусульманским представлениям, главным чудом (муджиза), которое совершил пророк арабской религии, является ниспосланный через него Коран. Однако позднейшее мусульманское предание приписывает Мухаммаду огромное количество чудес, которые он совершал публично для подтверждения своей миссии, что как раз и подразумевает под собой арабский термин «муджиза», в отличие от чудес (карамат – мн. ч. от «карама») которые в позднейшем исламе приписывались некоторым мусульманским подвижникам (вали) 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Рим.1:21:23, 25 . «Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся... Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь». Объясн. В этом месте изложено обличение римлян из язычников в идолопоклонстве. Хотя римляне и могли приобрести познание об истинном Боге из рассматривания окружающей природы (ст.20) и некоторые действительно узнали Бога (ст.7–8), но другие не познали, и, покорив под свою власть все народы древнего мира, они в свой храм (Пантеон) собрали богов всех завоёванных ими народов: Прем.12:24 : здесь были Ваал вавилонский, Астарта финикийская, Апис (бык) и крокодилы египетские и пр. и пр. Об этих-то богах апостол Павел и говорит Римлянам. К спасительным изображениям истинного бога, т.е. святым иконам, это место никакого отношения не имеет, ибо в лице Иисуса Христа слава Бога нетленного не изменена в тленный образ: Кол.1:15 ; Евр.1:3 ; Он имел облик человека, испытывал все потребности и нужды человеческие: Мф.13:55–56 ; Флп.2:6–8 , и отличался от тленного человека только отсутствием греха: 1Пет.2:22 . Гал.3:6–7 . «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность ( Быт.15:6 ). Познайте же, что верующие суть сыны Авраама». Объясн. Апостол здесь говорит не о том, что Авраам спасся без видимых священных изображений, а что он поверил Богу, и это вменилось ему в праведность, и что все верующие суть сыны Авраама. Служение Авраама Богу было не только духовное, но и обрядовое: Быт.12:8 . Гал.4:8 . «Но тогда, не знавши Бога, вы служили богам, которые в существе не боги». Объясн. Здесь говорится не о христианском состоянии Галат, – а когда они служили языческим богам: Деян.7:40–43:19:35 ; следовательно, к священным изображениям это место не относится, так как они представляют нам действительные явления истинного Бога и святых лиц: Лк.3:22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Сразу отметим, что среди многочисленных свойств или атрибутов Бога в Библии святость занимает совершенно особое место (см., напр.: Исх 15. 11; Лев 11. 44–45; 19. 2; 20. 26; 21. 8; Нав 24. 19; 1 Цар 6. 20; Иов 6. 10; Пс 21. 3; 98. 9; 144. 13; Ис 5. 16; 6. 3; 40. 25; 43. 5; 57. 15; 65. 5; Иер 50. 9; Иез 39. 7; Ос 11. 9; Авв 1. 12; Лк 1. 49; Ин 7. 11; 1 Пет 1. 16; Евр 7. 26; Откр 4. 8, 6. 10; 15. 4). Именуя Бога Святым, Писание провозглашает, с одной стороны, абсолютное превосходство Всевышнего, обособленность и отделенность Его естества от всего тварного, с другой, совершенную благость, непорочность и нравственную чистоту Творца, Его полную непричастность к каким-либо формам скверны, греха и зла . Таким образом, участник Завета, ищущий освящения и желающий принадлежать реальности (Царству) Бога (Исх 19. 6), должен проявить в себе две основные черты. Во-первых, некую обособленность и отделенность от реальности профанной, обыденной, а также от всего нечистого, противоестественного, мерзкого и скверного . Во-вторых, благость, доброту и высоту собственного нравственного облика по примеру своего Создателя. Средства стяжания такого Богоуподобления имеют разную природу: культовую и этическую. Первые из них весьма многочисленны и направлены на достижение следующих целей: 1) сакрализация пространства (постройка и освящение главных культовых сооружений Древнего Израиля и их принадлежностей — скиния, храм и их утварь (Исх 25–27; 30–31; 35–40; 3 Цар 5–8; 2 Пар 2–7)); 2) сакрализации времени (выделение особых дней или периодов, посвященных на сугубое служение Богу — праздники (Исх 20. 8–11; 23. 14–17; Лев 23; Лев 25. 11–13); 3) сакрализации определенных социальных институтов (выделение жреческой корпорации, обладающей исключительными правами на отправление культа — левиты, священники, первосвященники: (Исх 28–29); 4) сакрализация ритуала (разнообразные жертвоприношения): (Лев 1–7). Все это в целом способствовало систематизации и структуризации религиозной жизни Израиля и его самоидентификации как отдельной самобытной нации — народа Божия. Установления культа имели и важнейшее прообразовательное значение, научая еврейский народ основополагающим принципам домостроительства спасения. Главная из них, очевидно, — идея прощения грехов через пролитие крови невиновного животного (грядущий Мессия как непорочный Агнец, закланный в умилостивительную Жертву за грехи людей). Пользуясь сокровенным языком теней и образов, символизм культа давал возможность будущим поколениям чад Завета узнать пришедшего к ним обетованного Мессию, о Котором говорили Закон и пророки .

http://ruskline.ru/opp/2021/02/09/vethoz...

– Других спасал (от смерти), а себя не может спасти. Пусть спасет Себя, если Он Христос, Царь Израильский, пусть теперь сойдет со креста, чтобы мы видели и уверуем в Него ( Мф.27:41–43 ; Мк.15:31–32 ; Лк.23:35 )… Также и воины римские ругались над ним и, подходя, говорили: – Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя ( Лк.23:36–37 )… И разбойники, распятые с Ним, ругались над Ним и, злословя Его, один сказал: – Если Ты Христос, спаси Себя и нас ( Мф.27:44 ; Лк.23:39 )… И проходящие из толпы, злословили Его, кивая головами своими и говоря: – Э, разрушающий храм и в три дня созидающий, если ты Сын Божий, сойди со креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 )… И вот когда таким образом глупость и дикость толпы с низкой злобой иудейских старейшин окружали Распятого Христа, – мученический взор Его с утешением замечал слезы благочестивых женщин, между которыми Мария Магдалина была «из первых же» ( Мф.27:55–56 ; Мк.15:40 ; Лк.23:27 ). В этих сострадательных слезах как бы блеснул для Сына Человеческого луч света среди мрачного царства греха и этот луч от благодарных женщин утешил Невинного Страдальца свидетельством еще не вконец испорченной природы человеческой. День великого искупления Богочеловеком падшего человечества был ясный. Время было уже около полудня, и по еврейскому названию времен дня, был час шестой ( Лк.23:44 ; Мф.27:45 ; Мк.15:43 ). Но вот в этот ясный полдень «меркнет солнце и делается тьма 4803 до часа девятого, то есть, по современному названию часов дня, до третьего часа пополудни ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Страшное, величественное, внушительное небесное знамение – угасание солнца, тьма, обнявшая всё земное, среди полуденного яркого света, тяжело сдавила хулителей Невинного Христа, привела их в ужас и молчание. Знакомые же почитатели Распятого, сначала стоявшие вдали и смотревшие( Лк.23:49 ; Мф.27:55 ; Мк.15:40 ), приблизились к Страдальцу, окружили крест Его и из них Евангелист называет Марию Магдалину опять первою ( Мф.27:56 ; Мк.15:40 ). Таким образом Мария Магдалина у ног Христа Спасителя не только чудотворца, прославляемого и воспетого младенцами, но и у ног Иисуса Назарянина, униженного, обесчещенного, позорно распятого, оставленного даже Его Апостолами!..

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Суд Царства. В противовес иудейскому представлению, что все потомки Авраама объединены в привилегированный Божий народ, Иисус заявлял, что принес в мир разделение ( Лк.12:51–53 ), что многие язычники придут в Царство, «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» ( Мф.8:11–12 ), что «кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ; Лк.11:23 ), что «много званных, а мало избранных» ( Мф.22:14 ), что одни благословенны, а другие нет ( Мф.5:3–12 ; Лк.6:20–22 ), что «один возьмется, а другой оставится» ( Лк.17:34–35 ; Мф.24:40–41 ), что Он отделит овец от козлов ( Мф.25:32–34 ). Иисус предупредил Капернаум, что «земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе» ( Мф.11:24 ), и провозгласил, что Иерусалим будет разрушен ( Лк.19:43–44 ). Требования Царства . Иоанн и Иисус показывали путь, как избежать грядущего суда и войти в Царство: людям надо покаяться ( Мф.4:17 ; Лк.3:3, 8; 5:32; 13:3, 5; 24:47 ). Но для этого требуется радикальное изменение: для вхождения в Царство необходима вера, как у ребенка ( Мк.10:15 ); богатые вряд ли смогут войти в него ( Мк.10:23 ). Равнозначным призыву Иисуса к покаянию было утверждение необходимости очищения и праведности ( Мф.5:20, 48; 6:33 ). Проклятие смоковницы и очищение храма символизировали Божий суд и необходимость очищения ( Мк.11:12–17 ; Ин.2:14–16 ). Из-за отказа покаяться Иисус объявил о суде над городами Хоразином, Вифсаидой и Капернаумом ( Мф.11:20–24 ; Лк.10:10–15 ). Условия Царства . В противовес злу в существовавшем порядке, Иисус открыл новый образ мышления и действий в новом обществе. «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин.4:23 ). Иисус порвал с иудейским преданием и исцелял в субботу ( Мф.12:9–13 ; Мк.2:23–28 ; Ин.5:2–9 ). В Нагорной проповеди Иисус провозгласил новую мораль: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших» ( Мф.5:43–44 ). Важной характеристикой нового порядка служит изменение положения: нищие, плачущие, алчущие и гонимые благословляются ( Мф.5:3–12 ). Тот, кто имеет, получит больше, а кто не имеет, потеряет все ( Мф.13:12; 25:29 ; Мк.4:25 ). Слепые прозреют, а зрячие станут слепыми ( Ин.9:39–41 ). Хромые будут ходить, глухие услышат и мертвые воскреснут ( Мф.11:5 ). Кто держится за жизнь, тот потеряет ее, а кто отказывается от жизни, тот получит ее ( Лк.17:33 ; Ин.12:24–25 ). «Кто хочет быть первым», должен быть «из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ; Лк.22:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010