Мк 16:9–20 . Евангелие воскресное 3. Вознесение Господне, на утрени. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ Зачало 1 2 3А 3Б 4 5 6 7 8А 8Б 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48А 48Б 49 50А 50Б 51А 51Б 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108А 108Б 109 110 111 112 113 114 Евангелие от Луки, зачало 1 Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях, как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова, решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен. Был в дни Ирода, царя Иудейского, был некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета. Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно. И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста. Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения, выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень; а все множество народа молилось вне во время каждения. Явился же ему Ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного. И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него. Сказал же ему Ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн. И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей, и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Мф 28:1–20 . Великая Суббота, на литургии. Евангелие от Матфея, зачало 116 В то время одиннадцать учеников отправились в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились; другие же усомнились. И подойдя, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя людей во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам. И вот, Я с вами все дни до конца века. Аминь. Мф 28:16–20 . Евангелие воскресное 1. При совершении таинства Крещения. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА Зачало 1 2А 2Б 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67А 67Б 68 69А 69Б 70 71 Евангелие от Марка, зачало 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия. Как написано у Исаии пророка: Вот, Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой; голос вопиющего в пустыне: “приготовьте дорогу Господу, прямыми делайте пути Его”. Был Иоанн Креститель в пустыне, проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов. И выходила к нему вся Иудейская страна и все Иерусалимляне; и крестились у него в Иордане реке, исповедуя грехи свои. И был Иоанн одет в шерсть верблюжью и пояс кожаный на бедрах его, и ел саранчу и дикий мед. И проповедовал, говоря: идет Сильнейший меня за мною, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Мк 1:1–8 . Неделя перед Богоявлением. Навечерие Богоявления, на 3 часе. Евангелие от Марка, зачало 2А В то время пришел Иисус из Назарета Галилейского и был крещен в Иордане Иоанном. И тотчас, выходя из воды, увидел Он разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, нисходящего на Него. И голос раздался с небес: Ты Сын Мой Возлюбленный, на Тебе Мое благоволение. И тотчас Дух уводит Его в пустыню. И был Он в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями, и Ангелы служили Ему. И после того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Божие и говоря: исполнились сроки, и близко Царство Божие; кайтесь и веруйте в Евангелие.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

Разбойник восклицал: «Господи», а Петр: «не знаю Человека Сего» ( Мк.14:71 ), который немного раньше называл Сыном Божиим. Петр, ходивший по морю, отказался от Того, Кто пешешествовал по морю; а разбойник, не по морям странствовавший, а около ворот богачей, говорил: «Господи»! «Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь»? Сыновья Заведея ответили «можем» ( Мф.20:22 ), но убежали от чаши, – ведь это и была чаша, – когда пришло время испить ее, а разбойник похитил из их рук чашу спасения, говоря: «чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Псал. 115:4 ), Фома, этот пытливый исследователь непостижимого таинства, говорил другим ученикам: «пойдем и мы умрем с ним» ( Иоан. 11:16 ), а увидев Его распинаемым, бежал. Распинаемым видит – и бежит, воскресшим видит – и с сомнением говорит: «если... не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» ( Иоан. 20:25 ). Но милосердный Бог , и ради одной овцы пришедший, не пренебрег и одной овцой, но берет ее на плечо и говорит: «подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Иоан. 20:27 ). Я выдержал копье воина, руки ли апостола не перенесу? Но, о, разбойник, похититель доброго (к тебе моя речь), разбойничать ты научился, а веровать ты не был научен, к числу учеников не принадлежал: как же ты призываешь Творца, говоря: «помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое»? Прекрасно сказал, благочестиво уверовал. Ты часто подвергался опасностям, учиняя разбой, много сокровищ похитил у богатых, но такого перла, как Христос, ты нигде не нашел. Ты не апостол, и не слышал, что законодатель говорил: увидите жизнь вашу висящую (Второз. 28:66): как же от древа ты вкусил жизнь? Не слышал ты и того, что говорил Исайя: от раны страдания Его страсти людей получат исцеление ( Ис. 53:5 ): как же ты нашел уврачевание страстей? Поистине, – говорит разбойник, – я вижу все создание потрясенным и содрогающимся и узнаю в весящем на дереве Владыку создания. Если бы Он не был Творцом вселенной, солнце, видя Его обнаженным, не скрыло бы своих лучей из благоговения и не покрыло бы мраком врагов Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Любая версия теопасхизма для К. А. была абсолютно неприемлема; он был убежден, что Логос, будучи Богом, не может претерпевать страданий ни в каком смысле. Однако, говоря о человеческой природе Иисуса Христа, К. А. со ссылкой на Евангелие утверждал, что Христос «пострадал за нас» (κμνων πρ μν - Clem. Alex. Paed. I 9. 85. 1; πρ μν ππονθεν - Ibid. I 8. 66. 2; см. также: Fragm. 28; ср.: Мф 20. 28; Мк 10. 45); упоминал о «священном страдании Господа» ( Clem. Alex. Paed. II 8. 73. 3; ср.: Ibid. 3. 36. 2); отмечал, что Господь, «будучи Жизнью, пострадал [и] изволил пострадать (παθεν [κα] παθεν θλησεν) ради того, чтобы мы Его страданием (τ πθει) получили жизнь» (Strom. IV 7. 43. 2; в рус. пер. Афонасина (Строматы. 2003. Т. 2. С. 24) смысл отрывка полностью искажен). Нек-рые исследователи видят противоречие между упоминаниями К. А. о страданиях Иисуса Христа и представлением о свойственном Ему бесстрастии. В действительности противоречие здесь лишь внешнее; вероятнее всего, К. А., следовавший стоическим представлениям о соотношении тела, души и ума, полагал, что страдания Иисуса Христа были истинными, однако Он претерпевал их лишь телом и телесным духом, тогда как Его разумная душа, преображенная благодаря единству с Логосом, оставалась невозмутимой и бесстрастной (ср., напр.: SVF. III 416, 448; подробнее об интерпретациях бесстрастия Иисуса Христа у К. А. и в последующем православном богословии см.: Spanneut. 2002). Недостатком такого философского объяснения является затруднительность его согласования с евангельским повествованием; так, напр., слова Иисуса Христа: «Душа Моя скорбит смертельно» (περλυπς στιν ψυχ μου ως θαντου; Мф 26. 38; Мк 14. 34), предполагают реальность переживаемого высшей частью души страдания (скорби), тогда как в рамках предлагаемой К. А. концепции бесстрастия они могут быть поняты лишь как внешнее выражение Иисусом Христом того состояния, к-рое Он в действительности не переживал (ср.: Clem. Alex. Strom. VI 9. 71. 2). Рассматривая спасительную деятельность Иисуса Христа в учительном аспекте, К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

814 Об этом известно из Оригенова сочинения «Против Цельса», где опровергнуты нарекания этого клеветника на христиан. 816 Об этом свидетельствуют: а) св. Иустин мученик , который писал: «Нас называют безбожниками: и сознаемся, что мы безбожники в отношении к таким мнимым богам»; б) философ Кресцент, который всенародно обвинял христиан в безбожии, и – в) имп. Антонин и Марк Аврелий, из коих первый замечал, что язычники осуждали образ мыслей христиан, как безбожный, а последний писал: «те, коих почитаем мы безбожниками, имеют в совести своей живущего Бога». Св. Иуст. м. Апол. 1 и 2: – с. 42. 111. 112. 117. 820 Св. Иуст. м. там же. 111. Сн. Терт. там же гл. 40. 41: – с. 84–87. Св. Кипр. К Деметриану: тв. т. 2 с. 220. К. 1861 г. 821 В этих видах там, где производился суд над христианами, стоял обыкновенно какой-нибудь идол или жертвенник идольский. 822 Поклонение это бывало не одинаково. Одни из христиан святотатственно оскверняли свои руки принесением жертвы идолам (sacrficati); другие открыто воскуряли им фимиам (thurificati); иные же, не отваживаясь ни на одну из этих крайностей, за деньги брали себе у языческих правителей записку (libellum), в которой означалось, что они приносили жертвы идолам (libellatici). Барон. Церк. летоп. под 253 г. 823 Иннок. Начерт. церк. ист. отд. 1 с. 76. М. 1842. Терт. Апол. гл. 40. 2: тв. ч. 1 с. 84. 9. Спб. 1847. 824 Выражаясь так: constitutiones divinae, divale praeceptum, lex divalis, ltiterae sacrae, oraculum coeleste и под. Бинг. Древн. церк. т. 3 с. 116. Галле, 1727 г. 825 Терт. Апол. гл. 10. 13. 28. 32: – с. 27. 35. 66–67. 71. Св. Злат. Толк. на п. к рим. с. 42. М. 1855 г. 827 Вот эти места. «Мы не приносим множества жертв, не делаем венков из цветов в честь тех, которых сделали люди, и, поставивши в храмах, назвали богами… Какое безумие! Люди распутные делают и переделывают богов для поклонения!.. Что покланяться должно одному Богу, так убеждает Он (Христос): наибольшая заповедь есть следующая: Господу Богу твоему покланяйся, и Ему одному служи от всего сердца твоего и от всей крепости твоей, Господу Богу, сотворившему тебя ( Мк. 12:30 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Maxime 55; Le Discret. Ch. III. 53. тем самым (лат.). 54. хиазм (греч. χιασμς) — от начертания буквы «хи» — риторическая фигура, состоящая из двух аналогичных друг другу словосочетаний, в первом из которых порядок слов прямой, а во втором — обратный; сопоставление любых явлений, состоящих из двух элементов с прямым и обратным порядком. 55. плеонексия (греч.) — жадность, корыстолюбие; обман, надувательство. 56. Frangois de Sales. CEuvres completes. Vives, 1872. T. IV. P. 230—231; 277—278. 57. Святой Франциск Сальский (1567—1622) — католический мистик, активный деятель контрреформации; епископ Женевский. 58. 1 Кор. 13:1. 59. букв.: очень тихо. 60. мегарики (по названию греческого города Мегары) — последователи философской школы Евклида Мегарского, основанной ок. 400 г. до н. э. К ним относились и элеаты, и сам Зенон Элейский, отрицавший движение. Прославились как изощренные диалектики, близкие к киникам. Их влияние испытали стоики. 61. обрушивающаяся груда (лат.) — апория Зенона, один из самых известных парадоксов мегариков. 62. апории (греч.) — тупик в прямом и переносном смысле. 63. букв.: тихо, спокойно, медленно (ит.) — обозначение медленного музыкального темпа; название произведения (или его части), написанного в характере адажио. 64. да будет (лат.). 65. «Милая весна придает времени блеск». И время… —Здесь игра слов: temps переводится и как «время», и как «погода». 66. неусыпный страж — время (греч.). 67. См.: Мк. 4:26—29. 68. средство от боли (лат.). 69. Здесь игра слов: valeur (ценность) во французском языке имеет и другой перевод: значимость. 70. энтропия (греч. — «превращение») — это слово современные физики понимают как «непрерывное уменьшение упорядоченности термодинамических систем». У В. Янкелевича имеется в виду скорее этимологическое значение этого слова: повернутость, обращенность, то есть ориентация. 71. то, что бывает один раз; однажды (лат.). 72. этость (лат.) — схоластический термин. 73. Жане Пьер (1859—1947) — психолог–экспериментатор и невропатолог; автор трудов по психологии языка и речи.

http://predanie.ru/book/218985-proscheni...

Первый и второй евангелисты, далее, допускают разницу в сообщении о законнике. По рассказу первого, вопрос о заповеди был задан законником, как бы для искушения Господа ( Мф. 22:35 ); по словам же второго евангелиста, всё поведение, да и самый разумный ответ законника справедливо заслужили похвалу Господа ( Мк. 12:3 ). Здесь также легко предположить совершенное согласие между св. писателями. Первоначально, вопрос законника имел, вероятно, характер искушения. Но затем ответом своим, что ближнего он любит больше всесожжения, законник вполне заслужил от Господа похвалу 1188 . К мелочным различиям ( τ μικρ) Златоуст относит различия в параллельных евангельских повествованиях об изгнании торжников из храма. Слова Христа к торжникам передаются первым и четвёртым евангелистом неодинаково. В первом евангелии Христос говорит: „вы сделали дом Мой вертепом разбойников” ( Мф. 21:13 ; ср. Ис. 56:7 ; Иер. 7:11 ); в четвёртом же: „не делайте домом торговли” ( Ин. 2:16 ). Происхождение различия делается совершенно понятным, если припомнить, что Христос изгонял торжников два раза: в начале проповеди и перед крестными страданиями, причём, в последний раз мог употребить и более сильные выражения, чем в первый 1189 . В таком роде, путём искусного и нередко глубокого экзегезиса, св. Златоуст объясняет различия в евангельских рассказах об отречении ап. Петра, о просьбе матери сынов Зеведеевых, о предсмертной жажде Господа на кресте ( Мф. 26:34 , Мф. 26:69–75 и Мк. 16:66–71 ; Мф. 20и Мк. 10:38 ; Мф. 27и Ин. 19:30 ) и др. 1190 . По учению Златоуста, боговдохновенность совершенно исключает возможность каких-либо противоречий писателей самих с собой и друг с другом. Для доказательства первого может служить рассказ ев. Луки о видении ап. Павлу близ Дамаска. В одном случае передаётся, что сопровождавшие ап. Павла – слышали голос ( Деян. 9:7 ); в другом, – что не слышали ( Деян. 22:9 ). Противоречия нет: было два голоса – ап. Павла и Самого Господа; не было слышно именно второго 1191 . Также нет самопротиворечия в словах ап. Павла о путешествии в Македонию во втором послании к Коринфянам и в первом. Мнимое самопротиворечие св. апостола устраняется несомненным желанием его прийти к Коринфянам 1192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра — Иисус мог находиться под стражей во дворе или Его могли выводить из дома Анны. Глумление над Иисусом (22:63–65) Различный порядок изложения эпизодов отречения и глумления у Марка и Луки объясняются, по всей вероятности, особым источником, на который здесь опирался Лука. Закрыв Его, ударяли Его по лицу — глагол perikalЪpmw означает ‘закрывать кругом, вслепую’. Много иных хулений произносили против Него — выражение много иных очень характерно для Луки, ср. 3:18; 8:3; Деян 15:35. Словесные хуления здесь неотделимы от физических оскорблений — стражники глумятся над Тем, Кого они считают мнимым пророком, неспособным сверхъестественным путем узнать, кто наносит Ему удары. Иисус перед синедрионом (22:66–71) Рассказы Евангелистов о допросах Иисуса Христа иудейскими вождями трудно поддаются согласованию в подробностях. По Луке, ночью Его отводят в дом первосвященника (по-види­мому, Анны, ср. 22:54 и Ин 18:13–14,19–24). При наступлении дня после отречения Петра и глумления стражников Иисуса ведут в синедрион, где под председательством Каиафы допрашивают о том, каковы Его притязания. Он отказывается дать прямой ответ на вопрос, является ли Он Мессией, но пророчествует о грядущем прославлении Сына Человеческого, Который воссядет одесную Бога. На вопрос о том, Он ли Сын Божий, Иисус дает, хотя и не прямо, утвердительный ответ. Для Его судей этого достаточно, и они, считая дело решенным, ведут Иисуса к Пилату. По рассказу Луки ясно, что происходящее есть суд синедриона, хотя при этом ничего не сказано ни о допросе свидетелей, ни о вынесении формального приговора. Очевидно, упоминая, хотя и не рассказывая, о допросе Иисуса Каиафой (Ин 18:24,28), Иоанн подразумевает те же события. Однако у Марка (за которым следует и Матфей), по-видимому, в соответствии с другим вариантом устного предания, говорится о ночном заседании синедриона, где происходит судебное расследование, допрос свидетелей, и присутствующие высказывают суждение, что Иисус достоин смерти за богохульство (Мк 14:55–64). Затем утром выносится приговор (Мк 15:1), и Иисуса ведут к Пилату. Возможно, в рассказе Марка объединены первоначальный допрос у Анны и последующее разбирательство перед синедрионом.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Лит.: Кассиан (Безобразов), еп. Принципы православного толкования Слова Божия//Путь. 1928. Вып. 13. С. 5-15; он же. Завет иудеохристианства//ПМ. 1930. Вып. 2. С. 12-56; он же. О молитве Господней//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 58-74; он же. Сыны Божии//Вестн. РСХД. 1954. 1(31). С. 4-11; idem. The Revision of the Russian Translation of the NT//The Bible Translator. L., 1954. Vol. 5. N 1. P. 27-34; idem. . The Interrelation of the Gospels: Matthew-Luke-John//Studia Evangelica. B., 1959. Bd. 1. S. 129-147. (TU; 73); он же. Славословие божественной любви (Рим 8. 31-39)//ПМ. 1947. Вып. 5. С. 117-129; он же. К вопросу о построении Молитвы Господней//Там же. 1951. Вып. 8. С. 56-85; он же. К вопросу о тексте Мк 9:23//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. 1957. 2 (66); Руло Ф. Еп. Кассиан Безобразов как экзегет//Символ. 1995. 34. С. 9-10; Булгаков С. Иуда Искариот, апостол-предатель//Путь. 1931. 26. С. 3-60; 27. С. 3-42; Святой Грааль: опыт догматической экзегезы Ин 19. 34//Там же. 1932. 32. С. 3-42; Апокалипсис св. Иоанна. П., 1948. М., 1992; Салтыков А. Гора в Библии//Путь. 1931. 30. С. 71-85; Иванов П. Завет ап. Павла//Там же. 1938. 55. С. 41-52; Александров А. Книга Иова//Там же. 1938/1939. 58. С. 57-63; Князев А. , протопр. Ветхий Завет в посланиях ап. Павла//Церк. вестн. Зап.-Европ. Экзархата. П., 1951. 4 (31). С. 4; он же. Ветхий Завет и спасение во Христе//Там же. 1952. 3 (42). С. 3; он же. Откровение о Матери Мессии: (О ветхозаветных основах мариологии)//ПМ. 1953. Вып. 9. С. 96-113; он же. Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете//Там же. 1955. Вып. 10. С. 92-112; он же. Историческое и богословское значение письма Аристея к Филократу//Там же. 1957. Вып. 11. С. 123-138; он же. Религиозная жизнь евреев в Вавилоне//Вестн. РСХД. 1959. 54. С. 23-32; он же. Mariologie biblique et liturgie byzantine//Irénikon. 1955. T. 28. 3е trimestr. P. 268-288; он же. La Théodicée de Job dans les offices byzantins de la Semaine Sainte//Θεολογα. T. 26; он же. The Great Sings of the Heavenly Kingdom and its Advents in Strength//SVTQ.

http://pravenc.ru/text/149119.html

61 В войне с Хосровом Персидским, начавшейся при жестоком и необузданном императоре Фоке (602–610 гг.), Византия потеряла часть Сирии, а в начале правления Ираклия I – Палестину с Иерусалимом (к 614 г.). 62 Город на азиатском берегу Босфора – предместье Константинополя. 63 Каган – наименование хазарского князя. 64 Мисоны и скифы здесь: авары. 65 Моноксила (греч. monoksilon) – судно, выдолбленное из одного ствола. 66 Константин Погонат – Византийский император с 668 по 685 г. 67 Лев III Исавр – Византийский император, царствовавший в 717–741 гг. 68 Арабы. 69 В греческом православном мире собственно «акафистом», или «акафистным пением» называется только Акафист Божией Матери, за всеми же прочими произведениями этого жанра сохраняется название «икосы» или «херетизмы». 70 Китий – город на южном берегу острова Кипр, близ нынешнего местечка Ларнака. 71 Святой апостол Иоанн Богослов писал Евангелие позже всех, уже после смерти Лазаря. (Кончина Иоанна последовала в начале II века). Время написания первых трех Евангелий: Матфеем – около 41 г.; Марком – 46 г.; Лукой – 61–62 г. Праведный Лазарь преставился в 63 г. по Р. Х. 72 По Софронию, Иоанн Богослов написал свое Евангелие в противовес ереси евионитов, утверждающих, будто Христос не существовал прежде рождения от Марии. 73 Лазар о ма (евр.) – погребальная одежда, плащаница, которой у евреев обычно обвивали тела усопших. 74 В город Ефраим в стране близ пустыни (см. Ин. 11:54 ). 75 Ср.: Быт.37:28: «…за двадцать сребренников». 76 Букв.: «клейкость, вязкость». 77 На Мф. беседа 80. 78 Почему и хотели продать это миро за большую цену и дать нищим ( Мф.26:9 ). 79 В Синодальном переводе — «чистое». 80 Индийское растение, из которого приготовлялось миро (см.: Мк.14:3 ; Ин.12:3 ). 81 То есть древо Креста. 82 На Мф. беседа 84. 83 То есть ел пасху в ночь четверга, хотя положено было в вечер пятницы; но Господь, как истинный Агнец и наша Пасха, в пятницу хотел уже быть закланным – одновременно с прообразующим Его пасхальным агнцем, – и потому заранее вкусил пасху с учениками (см.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010