«Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» ( Дан 7,13–14 ). Ответ Иисуса был достаточным основанием для того, чтобы первосвященник обвинил Его в богохульстве, оскорблении Бога: «Вы слышали богохульство; как вам кажется?». С первосвященником согласились все прочие члены Синедриона: «Они же все признали Его повинным смерти». Так Синедрион добился того, чего хотел. Он мог выдвинуть обвинение, за которое полагалась смертная казнь. Все остались довольны. Издевательства над Иисусом и отречение Петра (Мк.14,65–72; Мф 26,69–75; Лк 22,55–62; Ин 18,15–18.25–27). 65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам. 66 Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника 67 и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. 68 Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. 69 Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. 70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. 71 Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. 72 Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать. Повествование о Страстях Иисуса для раннего христианства было чем-то большим, чем просто рассказ о суде над Ним. Всякий, кто узнавал об этих Страстях, должен был прочувствовать ужас и несправедливость всего происходящего. Именно этой цели служат отрывки, которые повествуют об издевательских насмешках над Иисусом и об отречении от Него одного из самых близких друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3-й час – Мф., зач. 1–17 ( 1 – 6, 21). 6-й час – Мф., зач. 18–42 ( 22 – 11, 26). 9-й час – Мф., зач. 43–66 ( 27 – 16, 12). Вт. 3-й час – Мф., зач. 67–83 ( 13 – 21, 17). 6-й час – Мф., зач. 84–105 ( 18 – 25, 30). 9-й час – Мф., зач. 106–116 ( 31 – 28, 20). Ср. 3-й час – Мк., зач. 1–25 ( 1 – 6, 45). 6-й час – Мк., зач. 26–51 ( 45 – 11, 26). 9-й час – Мк., зач. 52–71 ( 27 – 16, 20). Чт. 3-й час – Лк., зач. 1–16 ( 1 – 4, 44). 6-й час – Лк., зач. 17–38 ( 1 – 8, 39). 9-й час – Лк., зач. 39–62 ( 40 –12, 1). Пт. 3-й час – Лк., зач. 63–82 ( 2 – 16, 18). 6-й час – Лк., зач. 83–105 ( 19 – 21, 11). 9-й час – Лк., зач. 106–114 ( 12 – 24, 53). Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны за 4 дня: 1-й день: 3-й час – Мф., зач. 1–25 ( 1 – 8, 13). 6-й час – Мф., зач. 26–52 ( 14 – 13, 30). 9-й час – Мф., зач. 53–78 ( 31 – 19, 15). 2-й день: 3-й час – Мф., зач. 79–101 ( 16 – 24, 35). 6-й час – Мф., зач. 102–116 ( 36 – 28, 20). 9-й час – Мк., зач. 1–39 ( 1 – 9, 16). 3-й день: 3-й час – Мк., зач. 40–71 ( 17 – 16, 20). 6-й час – Лк., зач. 1–21 ( 1 – 5, 39). 9-й час – Лк., зач. 22–49 ( 1 – 9, 62). 4-й день: 3-й час – Лк., зач. 50–76 ( 1 – 14, 24). 6-й час – Лк., зач. 77–101 ( 25 – 20, 26). 9-й час – Лк., зач. 102–114 ( 27 – 24, 53). 1 В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели – свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников, храмовый или полиелейный праздник) чинопоследование пассии (см. 28 февраля). При выпадении на соответствующие понедельники Великого поста праздников Благовещения, Обретения главы Иоанна Предтечи, 40 мучеников Севастийских, а также храмового или полиелейного праздника, совершение пассий, по обычаю, начинается не с 2-й Недели поста, а с 1-й Недели – Торжества Православия, чтобы иметь возможность в течение поста совершить четыре пассии. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 22 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Евангельские чтения изъяты Уставом из всего седмичного великопостного богослужения и отсутствуют даже на Литургии Преждеосвященных Даров (кроме полиелейных праздников и дней Страстной седмицы). Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-06/

Суд у первосвященника Каиафы (см.: Мф 26, 5 7–67; Мк 14, 53–65; Лк 22, 54–71)      Каиафа как первосвященник, по закону возглавлявший синедрион, созвал заседание. Синедрион искал лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но не находил. Наконец пришли два лжесвидетеля, которые рассказывали, что Иисус говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Так клеветники исказили слова Господа, когда Он некоторое время назад на Пасху говорил: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его . При этом Господь, конечно, не говорил, что Сам разрушит храм, ведь так Он прикровенно говорил о Своей смерти и тридневном воскресении. На этом суде над Господом не вспоминались прошлые обвинения в изгнании бесов силой сатаны и в совершении чудес в субботу. Это и понятно: чудеса и исцеления явно свидетельствовали об Иисусе, что Он истинный Христос, но судьям нужно было найти обвинения против Него. И тогда, встав, первосвященник Каиафа сказал Ему: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Иисус ответил ему: «Да, Я. И вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных». Тогда первосвященник, в знак глубокой скорби и негодования, разодрал одежды свои и сказал: «Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его, как вам кажется?» И члены синедриона сказали в ответ: «Он повинен смерти». Тогда присутствующие стали плевать Иисусу в лицо и бить Его по щекам, говоря: «прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Иудейский порядок суда запрещал выносить смертный приговор ночью. Чтобы формально соблюсти это требование, рано поутру синедрион вновь собрался и постановил предать Господа Иисуса Христа на смерть. Отречение Петра (см.: Мф 26, 58–75; Мк 14, 66–72; Лк 22, 54–62; Ин 18, 15–27)      Когда Господа еще только схватили в саду и повели на суд к первосвященникам, Петр и Иоанн решились последовать за своим Учителем. Иоанн Зеведеев был знаком с первосвященником, он вошел вместе с Господом во двор к первосвященнику и смог провести с собой Петра. Когда Петр входил во двор, рабыня-придверница спросила его: «Ты не из учеников ли Этого Человека?» Петр сказал: «Нет». Войдя во двор, он сел со служителями, чтобы увидеть, чем все кончится. Было холодно. Рабы и слуги развели огонь и грелись. Петр также подошел к ним погреться. И тут его узнали второй раз: «И ты из них», — но Петр вновь отрекся. Спустя некоторое время один из рабов, родственник того, которому Петр отсек ухо, подойдя к огню, сказал: «Не я ли видел тебя с Ним в саду?» Другие присутствующие также стали говорить: «Точно, и ты из них. Ведь ты галилеянин, это видно по твоей речи». Тогда Петр начал клясться и божиться, что не знает Этого Человека. И вдруг запел петух. Тогда Петр вспомнил, что сказал ему Господь: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня». И, выйдя вон, он горько заплакал.

http://pravoslavie.ru/104416.html

1 2 Кор 13:7. 2 Пс 36(по LXX). В Синод, пер.: Господом утверждаются стопы такого человека, и Он благоволит к пути его. 3 См.: блаж. Августин. De gestis Pelagii, 14. 30 4 Ср.: Пс 4(по LXX). 5 Пс 36:23. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер.: ...н получит благодать от Гос­пода. 7 Флп 2:13. 8 Мф 6:9. 9 Свт. Киприан Карфагенский. De oration Dominica, 14—17. 10 Мф 6:10. 11 Ср.: Мф 5:44; Лк 6:28. 12 terreni. В Синод.пер.: перстного. 13 См.: 1 Кор 15:47—49. 14 Ср.: Пс 16:1. 15 Ср.: Пс 36 16 Кол 1:12—13. 17 1 Кор 1:31. 18 Мф 25:41. 19 Ср.: 2 Кор 11:14. 20 Ср.: Ин 8:44. 21 Т.е. Адама, ср.: Быт 3:1—6. 22 Ср.: 1 Тим 2:14. 23 Ср.: Рим 5:12. 24 Ср.: Еф 1:4—5. 25 Ср.: Еф 2:2. 26 Ср.: Еф 6 27 Рим 14:23. 28 Евр 11:6. 29 Мф 12:29. 30 Евр 2:14. В Синод.пер.: державу смерти. 31 Ср.: Мф 12:29. 32 Т.е. Христос. См.: 1 Кор 15:445. 33 Рим 7:7. 34 Гал 3:21. 35 Пс 67:10. 36 Ср.: Рим 7:11—12. 37 Ср.: 2 Кор 3:6. 38 Рим 9:16. 39 Флп 2:13. 40 Ср.: Рим 9:22—23. 41 Ин 6:65. 42 Ин 6:61, 66. 43 1 Кор 10:12. 44 Ср.: Рим 12:16. 45 Ср.: 2 Кор 7:15; Еф 6:5; Флп 2:12. 46 Ср.: Иов 7(по LXX). В Синод.пер.: …не определено ли человеку время на земле. 47 Прем 4:11. 48 Ср.: Флп 3:15—16. 49 Пс 85:11. 50 Рим 9:11. 51 Ср.: Рим 5:12. 52 Рим 14:10. 53 2 Кор 5:10. 54 Мк 16:16. 55 Ср.: Ин 6:54. 56 Откр 14:13. 57 Ср.: Рим 10:9—10. 58 1 Тим 2:4. 59 1 Кор 15:22. 60 Ср.: Рим 9:14. 61 Речь идет о младенцах, умерших без крещения. — прим.ред. 62 Ср.: 2 Мф 24:13. 63 Прем 4:11. 64 Ср.: 2 Кор 5:10. 65 Откр 14:13. 66 См.: свт. Киприан Карфагенский. De mortalitate, 7, 20—21. 67 Притч 8(по LXX). 68 Гал 1: 22—24. 69 Ср.: 1 Кор 7:25. В Синод.пер.: получивший от Господа милость быть Ему верным. 70 В Синод.пер.: прославляли за меня Бога. 71 Вар 2(по LXX). В Синод.пер.: И Я дам им сердце — и уразумеют, и уши — и услышат. 72 Мф 13:9; Мк 4:9; Лк 8:8. 73 См.: свт. Киприан Карфагенский. De oration dominica, 17. 74 Ср.: Рим 10:1. 75 2 Фес 3:1—2. 76 Деян 13:48. 77 Еф 1: 4—5. 78 Иез 11:19; 36:26. 79 Еф 1:15—16. 80 Рим 10:14. 81 Ср.: Мф 7:7; Лк 11:9—10. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978—989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403—425 Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2788...

II . Допрос у Анны. Суд у первосвященника, приговор Синедриона Только евангелист Иоанн повествует о допросе у Анны; Смысл вопроса Анны об учении и учениках; Ответ Господа; Сравнение Ин 18:22–23 и Мф. 5:39 Суд в доме Каиафы Ночное заседание Лжесвидетели и их лжесвидетельства; Втор 17:6; 19:15 ; Числ 35:30 об основании вынесения смертного приговора; Мк. 14:59 – свидетельства не были «равны» (ц.–слав.) с. 109]; Ответ Господа на вопрос «Ты ли Христос, Сын Божий? (Сын Благословенного в Мк. 14:61 ) с. ПО]. Второе, утреннее заседание ( Лк. 22:66–23:1 ) Мессианское исповедание Господь повторил перед Синедрионом, собравшимся в полном составе: «Сын Человеческий сядет одесную силы Божией» ( Лк. 22:67–71 ); Мф. 27:1 – официальное подтверждение смертного приговора. III . Отречение апостола Петра Разночтения относительно обстоятельств отречения не носят принципиального характера, т.к. «самый факт троекратного отречения установлен твердо» с. 139]; Предсказания Господа евангелисты соединили: Ин (13:38) с одним обстоятельством на Тайной Вечери, Лк. (22:31–34) – с другим, Мф. (26:31–34) и Мк. (14:27–31) – с третьим, что дает повод предположить неоднократное предречение с. 279]; По мнению свят. Иоанна Златоуста Господь попустил отречение ап. Петра, поскольку он самонадеянно противоречил Господу, выказывал некоторое превосходство – поставил себя выше всех остальных апостолов ( Мф. 26:31, 33–34 ) Когда все ученики разбежались, ап. Петр последовал за Господом; по Ин (18:15) за ним последовал «другой ученик» (он был знаком первосвященнику); Сопоставление описаний троекратного отречения Мф. 26:69–75 ; Мк. 14:66–72 ; Лк. 22:54–62 ; Ин 18:15–18, 25–27 ; увидел Господа и вспомнил предреченное ( Лк. 22:61–62 ) с. 252]. Раскаяние залился «жгучими» (пер. А.П.Лопухина слезами; «Эти тайные слезы Петра с течением времени сделались знаменитыми. Свят. Климент, ученик ап. Петра, говорит, что он во всю жизнь при полуночном пении петуха становился на колени, каялся в своем отречении и просил прощения» Сопоставление раскаяния Иуды ( Мф. 27:3–5 ) и апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

38 об., елисаветградское, зач. 79. Речь о хлебе животном ( Ин. 6:48  и след.); подробность: несколько учеников Иисуса Христа, согласно с Ин. 6:66 , удаляются прочь. Евангелие 74, л. 180, елисаветградское, зач. 24. Обличительная речь Фарисеям ( Мф. 23:2  и след.); подробности: Каин убивает Авеля; воины убивают Захарию близ жертвенника. Евангелие 74, л. 45, 46 об., 47. Елисаветградское, зач. 93 и 96. Гелатское, л. 71 об. Проповедь о воскресении мертвых ( Мк. 12:24  и след.). Евангелие 74, л. 90 об., елисаветградское, зач. 55. Лепта вдовицы 1464 ( Мк. 12:42–44 ); подробность: в стороне, возле покрытого киворием стола с деньгами, стоит женщина, тут же народ. Равеннская мозаика 1465 . Евангелие 74, л. 91 об., елисаветградское, зач. 57; ср. гелатское Евангелие, л. 127 (Иисус Христос стоит возле сокровищницы); афоноиверское Евангелие 5, л. 330 об.; Евангелие публ. библ. 105, л. 169 об. В кодексе Григория Богослова 510 изображение поставлено рядом с исцелением слепца (рис. 92): женщина опускает лепту в кружку, стоящую у ворот; перед ней Иисус Христос с благословляющей десницей. Речь перед иудеями ( Ин. 8 ). Евангелие 74, л. 184–185; ср. 194. Елисаветградское, зач. 30 и 33, ср. 42. Гелатское Евангелие, л. 258. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками ( Ин. 13–16 ). Евангелие 74, л. 197 и 200. Елисаветградское, зач. 47 и 53. 92. Миниатюра кодекса Григория Богослова 510. К этой же категории шаблонных изображений относятся: беседа Иисуса Христа с учениками Иоанна ( Лк. 7:20–22 ): Евангелие 74, л. 121 об. Елисаветградское, зач. 31; с сотником ( Мф. 8:5  и след.): Евангелие 74, л. 14. Елисаветградское, зач. 25. Гелатское, л. 31 об.; с некоторым начальником ( Мф. 9:18 ; Мк. 5:22  и след, Лк. 8:41 ): Евангелие 74, л. 17 об. Елисаветградское, зач. 32. Гелатское, л. 35 об.; беседа о дидрахме ( Мф. 17:24–27 ): Евангелие 74, л. 35. Елисаветградское, зач. 73; благословение детей ( Мф. 19:13–15 ; Мк. 10:13–15 ; Лк. 18:15–17 ); подробности: Иисус Христос, сидя на кафедре, возлагает руки на детей; в группе присутствующего народа – женщины с детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Христос, истинный Свет, просвещающий и освещающий всякого человека, приходящего в мир! Да озарит нас свет Твоего Лица, чтобы в нем мы увидели неприступный свет, и направь наши ноги к исполнению заповедей Твоих, по молитвам чистейшей Матери Твоей и всех святых. Аминь. Как во многих других молениях, здесь с особенною силою испрашивается у Бога умственный, духовный свет, также необходимый нам, как и чувственный, который является около первого часа дня и своим явлением должен говорить о высшем, разумном свете и наконец о первом источнике света, Отце светов, «у Которого несть пременения» … Потом поется еще песнь в честь Богородицы: Взбр анной воевод побдительна, к избавльшес блгодарственна восписемъ т раб тво, бгородице: но к имща держав непобдимю, вскихъ насъ бдъ свобод, да зовемъ т: радйс невсто неневстна. Тебе, воинствующей Начальнице, мы, рабы Твои, Богородица, как избавившиеся от злых врагов, воспеваем победное, благодарственное пение. Но, Ты, как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бедствий, чтобы мы могли взывать к Тебе: радуйся Невеста, не бывшая невестою! Эта молитва была воспета греками, по случаю гибели русских, напавших на них в IX в. В этой песни мы испрашиваем помощь у Богородицы, как могущественной Заступницы нашей во всей жизни. После окончательного славословия Господа, в словах: «Слава Тебе, Христе Боже, упование (надежда) наше», мы испрашиваем и получаем отпускное благословение Божие в словах: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистой Своей Матери и всех Святых помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Здесь мы отдаемся в полное распоряжение Господа, и выражаем самую твердую уверенность, что Господь, – надежда наша, не погубит нас, а напротив во всем помилует нас и даже дарует спасение. Около первого часа дня Иисус Христос, взятый из сада Гефсиманского, страдал у первосвященников Анны и Каиафы ( Мф.26:57–68 ; Лк.22:54–71 ; Мк.16:43–66 ; Ин.18:15–24 ), у Пилата ( Мф.27:11–14 и др.), у Ирода ( Лк.28:7–12 ), потом опять у Пилата, на дворе которого Он претерпел бичевание ( Мф.27:27–30 и др.). Таким образом, при чтении Первого Часа, можно благоговейно представлять множество страданий Христовых и в тоже время можно помышлять, что Этот Невинный Страдалец был и есть полный источник всякого света, потому что «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть», и что, Он есть истинный свет, просвещающий и освещающий всякого человека ( Ин.1:3:9 ), и через то делающий нас способными не только на лучшие земные дела, но и на такие, – которые приводят нас в страну полного света и вечного блаженства. Часы третий и шестой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Святые евангелисты Марк и Матфей, наиболее подробно рассказывающие о ходе суда, свидетельствуют, что Христос был осужден ночью, а апостол Петр отрекся от Своего Учителя под утро: после третьего отречения пропел во второй раз петух. Святой евангелист Лука не сообщает о ночном заседании. Из его повествования мы знаем, что Иисус Христос был взят под стражу, приведен в дом первосвященника, что державшие Его ударяли Его по лицу и хулили, что апостол Петр при этом находился во дворе у огня. «И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники, и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его» (Лк. 22, 66–71). О каком заседании синедриона здесь повествуется? В описании святого евангелиста Луки ничего не говорится о лжесвидетельствах и заклинании, произнесенном Каиафой. Впечатление от описания заседания однозначно: оно было скоротечным при полной предрешенности его результата. На предположение о том, что этому собранию предшествовало еще одно заседание, наводит и формулировка вопроса: «И сказали все: итак, Ты Сын Божий?» (Лк. 22, 70). Союз «итак», являющийся здесь несколько неожиданным, становится вполне уместным, если допустить предшествующее ночное заседание, о котором святой евангелист Лука не упоминает, но на котором Христос уже был приговорен к смерти. Несомненно, утром было еще одно заседание. О нем сообщают также евангелисты Матфей и Марк, подробно описавшие ход ночного суда: «Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти» (Мф. 27, 1; Мк. 15, 1). Как понимать приведенные слова священного писателя? Ведь на ночном заседании члены синедриона уже имели совещание об Иисусе и вынесли смертный приговор? Трудно уверенно ответить на эти вопросы.

http://pravoslavie.ru/put/070301113048.h...

– «Теперь ваше время и власть тьмы»: Господь указывает этим на теперешний ночной час и показывает основание, почему они теперь берут Его здесь, а не при дневном свете в храме, где Он каждый день учил их. Это – час, назначенный Богом для них, чтобы они привели в исполнение свой злой умысел. В этот час на время возобладала власть тьмы, власть темная, власть неправедная, или власть духа тьмы и злобы, орудием которой были начальники народные и Иуда. Господь пользуется для выражения своей мысли образом теперешней тьмы ночной, в которую суждено тьме духовной совершить свое темное дело. Между прочим это показывает, как ясен и светел был и в это темное время духовный взор Господа, и как скоро Он возобладал над собой после только что прожитой Им скорби смертельной и томления душевного величайшего. Лк.22:54–62 . Повествование об отречении Ап. Петра у ев. Луки рассказано так же, как у евангелистов Матфея и Марка, и лишь немногие особенные черты восполняют сказания тех. См. Мф.26:58, 69–75 . Мк.14:54, 66–72 и примечания.– «Спустя с час времени»: черта, замеченная только ев. Лукой. В продолжение этого часа происходил допрос Господа в Синедрионе, о котором довольно подробно говорят первые два евангелиста (в парал. местах). – «Господь, обратившись, взглянул на Петра»: это также черта, указанная только ев. Лукой. Несмотря на все, что терпел в это время Господь на суде, Он не оставил вразумить довереннейшего из учеников своих, так сильно павшего в эту самую минуту. «Не только отрекся (Петр), но и тогда, как пел петух, не вспомнил сам по себе, а надобно было, чтобы напомнил ему опять Учитель; взор служил ему вместо голоса. Так он был поражен страхом» (Злат. 3, 458). Лк.22:63–65 . «Люди, державшие Иисуса, ругались над Ним»: в это время вероятно окончилось первое собрание Синедриона ( Мф.26 и дал. Мк.14 и дал.), члены удалились и Господь остался только под стражей служителей, при надсмотре, может быть, лишь немногих членов верховного судилища. Было два собрания Синедриона для суда над Господом, одно – немедленно, как только приведен Он был к Каиафе, другое утром. О первом подробно говорят первые два евангелиста, о втором кратко ( Мф.27:1 . Мк.15:1 ); о втором ев. Лука говорит подробнее (ст. 66– 71), о первом весьма кратко (ст. 63–65). Первые два евангелиста совмещают в одно все то, что было в двух заседаниях, также поступает и ев. Лука, только первые помещают все в первое заседание, Лука – во второе, что конечно не имеет особенного значения в отношении к достоверности и истинности описываемого события.– «Ругались над Ним» и пр.: это было после первого заседания Синедриона, в котором шел допрос об учениках Господа ( Ин.18 и дал.), представлены были лжесвидетели и пр. ( Мф.26 и дал. Мк.14 и дал.). О биении и хулении см. Мф.26:67–68 . Мк.14и прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Надо решительно признать, что не все происходившее тогда в доме Каиафы нам известно. Святые евангелисты Марк и Матфей, наиболее подробно рассказывающие о ходе суда, свидетельствуют, что Христос был осужден ночью, а апостол Петр отрекся от Своего Учителя под утро: после третьего отречения пропел во второй раз петух. Святой евангелист Лука не сообщает о ночном заседании: из его повествования мы знаем, что Иисус Христос был взят под стражу, приведен в дом первосвященника, что державшие Его ударяли Его по лицу и хулили, что апостол Петр при этом находился во дворе у огня. И как настал день, собрались старейшины народа, первосвященники и книжники и ввели Его в свой синедрион и сказали: Ты ли Христос? скажи нам. Он сказал им: если скажу вам, вы не поверите; если же и спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня; отныне Сын Человеческий воссядет одесную силы Божий. И сказали все: итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я. Они же сказали: какое еще нужно нам свидетельство? ибо мы сами слышали из уст Его (Лк. 22, 66-71). О каком заседании здесь повествуется? В описании святого евангелиста Луки ничего не говорится о лжесвидетельствах и заклинании, произнесенном Каиафой. Впечатление от описания заседания однозначно: оно было скоротечным при полной предрешенности его результата. На предположение о том, что этому собранию предшествовало другое заседание, наводит и формулировка вопроса: И сказали все: итак, Ты Сын Божий? (Лк. 22, 70). Союз итак, являющийся здесь несколько неожиданным, становится вполне уместным, если допустить предшествующее ночное заседание, о котором святой евангелист Лука не упоминает. Несомненно, утром было еще одно заседание: о нем сообщают евангелисты Матфей и Марк, подробно описавшие ход ночного суда: Когда же настало утро все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти... (Мф. 27, 1; срав.: Мк. 15, 1).Как понимать приведенные слова священного писателя? Ведь на ночном заседании члены Синедриона на вопрос Каиафы " как вам кажется? " сказали в ответ: - повинен смерти (Мф.

http://pravoslavie.ru/1699.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010