«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр 22:14-15). « Как они [гностики] могут истинно участвовать в спасении, если Тот, в Которого, как говорят они, веруют, показал Себя призрачным? Поэтому, у них все призрачно, а не истина; и теперь может возникнуть вопрос: не представляют ли по большей части и они, так как они не люди, но бессловесные животные, только тени людей? » (4:XXXIII:5 ). «Тварь причащающегося Духа опять нова, тогда как лишенная Духа — она обветшала. Опять стал образом Божиим человек, который утратил в себе божественное подобие, уподобившись “животным, которые погибают” (Пс 48:13), уподобившись бессловесным до смерти, ибо сказано: “как те умирают, так умирают и эти” (Еккл 3:19)» . «Посему и справедливо он осудится, потому что, созданный разумным, он потерял истинный разум и, живя неразумно, противился правде Божией, предав себя всякому земному духу и служа всем страстям, как говорит пророк: " человек будучи в чести, не уразумел: он сравнялся с бессмысленными скотами и уподобился им " (Пс 48:21)» (4:IV:3). «И об Ироде Он говорит: " скажите этой лисице " (Лк 13:32), означая его хитрость и лукавство. И еще Иеремия говорит: они сделались конями, неистовствующими около женщин, каждый из них ржал на жену ближнего своего " (Иер 5:8)» (4:XLI:3). В этом смысле единосущность тела Христова телу Девы Марии, или «рода человеческого», не противоречит инаковости воспринятой Им человеческой природы – ветхой человеческой природе вообще: разумеется, не в монофизитском смысле Евтихия, но согласно халкидонскому принципу прямой зависимости состояния природы, или естества, от состояния ипостаси и воли. Потому что если « восстановлял в Себе не другое какое-либо, но первоначальное создание Отца » (5:XIV:2 ), а после грехопадения это естество претерпело качественное изменение, то, следовательно, и восстановлял (воспринял в Свою Ипостась) снова иное естество (в отношении к естеству падшего рода).

http://bogoslov.ru/article/4448597

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию — на Голгофе . Общечеловеческое значение природы первого человека Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные ( Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1 ), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама ( Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» ( Деян. 17, 26 ). Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» ( 1 Кор. 15, 47 ), но и «образом будущего» ( Рим. 5, 14 ), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком ( 1 Кор. 15, 47 ). «Второй» же Человек - это Иисус Христос ; одновременно Он - и «последний Адам» ( 1 Кор. 15, 47 , 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» ( 1 Кор. 15, 48 ) - природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1 Кор. 15, 48 -49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22 , 24).

http://drevo-info.ru/articles/21084.html

Сектанты говорят: напрасно молиться за умерших, так как в загробном мире нет перехода из ада в Рай , как сказал Спаситель в притче о богатом и Лазаре ( Лк.16:19–31 ). Православный ответ: Верно, перехода из ада в Рай не было, доколе Христос не победил ада ( Откр.1:18 ) и не вывел из ада души с верою ожидавших его, как сказано об этом: 1Пет.3:18–20; 4:6 ; Еф.4:8–10 . С этого часа возможно облегчение участи умерших. Истинный смысл притчи тот, что, если и мертвый воскреснет, противники Христовы не поверят Господу. Так и случилось, когда воскрес Лазарь. Сектанты говорят: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» ( Пс.48:8 ). Православный ответ: Здесь говорится про избавление от смерти телесной, что сколько ни старайся, а всякий человек должен умереть. Это объясняют дальнейшие стихи, которых не желают вычитывать сектанты: Пс.48:9–10 . Если же понимать, что не должно молиться за умерших, тогда нужно признать, что и за живых нельзя молиться, однако, за живых и сектанты молятся. Сектанты говорят: Рим.8:1 : Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу: мы веруем, что не будем судимы и молитвы нам не нужны. Православный ответ: Кто верит, тот не будет судиться за безверие, но должен дать отчет во всяком деле, а «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). Для совершенствования и нужна молитва. Сектанты говорят: Рим.6:7 : «умерший освободился от греха» – ему и молитвы не нужны. Православный ответ: Умерший не может пьянствовать и блудить, но отвечать за свои грехи будет ( Откр.14:13 ), посему и молитва нужна для благодатного освобождения от старых пороков и озлоблений. Вопросом о молитвах за умерших заканчивается общее изложение христианского мировоззрения, предлагаемого в противовес извращенному мировоззрению сектантов, погрешивших против догмата Церкви Божией. Все другие вопросы сектантского мудрования являются частными вопросами, имеющими то, или другое отношение к изложенному; уже и рассматривать их следует, хотя и в связи со всем мировоззрением христианским, но как вопросы частные. Их мы предлагаем без особой системы, а по мере необходимости и возможности изложить их. Таковы вопросы, поднятые адвентизмом и толстовщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собою то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия. Все тело ее покрыто язвами и струпьями, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И, как у прокаженного, отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. Как сокрушен жезл силы, посох славы!  ( Иер.48:17 ). Великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его (см.: Плч.1 1–2). Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для всех окружающих ее ( Иер.48:39 )! Вы, конечно, читали сообщения о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная! Где же выход из современного печального положения нашего? Все чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией – того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из Святого Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес за неверие жителей, и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия – войны, глады, моры, землетрясения, изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни. Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно евангельским прокаженным, ставши издалеча, вознесем мольбу: Иисус Наставник! помилуй нас ( Лк.17:12-13 ). святейший Патриарх Тихон Голодные волки и жадные коршуны

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very/7

Каждый год Иосиф и Мария имели обыкновение ходить в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, они взяли Его с собой. Мальчики этого возраста уже принимали участие в праздничных торжествах наряду со взрослыми. Когда же после окончания праздника надо было возвращаться домой, Он отстал от родителей и остался в храме. «… И не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими» ( Лк.2:43–44 ). К вечеру надо было располагаться на ночлег. Они хватились Иисуса и к своему ужасу нигде Его не могли найти. Тогда Иосиф и Мария вернулись в Иерусалим, чтобы искать Его там. В тревоге и скорби они три дня разыскивали возлюбленного Отрока, расспрашивали друзей и знакомых, но все было напрасно. Никто не видел Иисуса и никто ничего о Нем не знал. Наконец, верный голос сердца повлек Марию в храм. Быть может, там Она хотела успокоить душу молитвою к Богу. После бесконечных праздничных жертвоприношений в храме всё чистили и мыли. Толпы паломников разошлись. Было тихо. По углам на полу сидели группы учителей и учеников, изучавших Тору. И вдруг в глубине храма, посреди седых учителей, Мария увидела Своего возлюбленного Сына. Со слезами радости и нежным упреком, Она сказала Ему: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» ( Лк.2:48 ). Он же ответил им: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ) Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет и был в повиновении у них. А Матерь Его сохраняла все слова Его в сердце Своем. 10. Святой Иоанн Креститель. Его жизнь и проповедь. ( Мф.3:1–12 ; Мк.1:1–8 ; Лк.3:1–20 ; Ин.1:1–34 ) Когда после ухода волхвов Ирод приказал избить младенцев, то младенец Иоанн, будущий Креститель Господень, по милости Божией избежал смерти: мать Елисавета укрылась с ним в пустынных местах. Там он возрастал и укреплялся духом до дня явления своего Израилю (см. Лк.1:80 ). Но вот наступило время и Иоанн вышел из своего уединения. «…Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, – говорит евангелист Лука. – И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» ( Лк.3:2–3 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

   Что такое Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода, если не подвиг «прощения» людям «грехов»? Будучи безгрешным и бесконечно человеколюбивым, Господь Иисус Христос имеет и власть, и право прощать грехи (см. Мф.9:6-7; Мк.2:10; Лк.5:24). В прощении грехов милостивый Спаситель был неутомимым (см. Мф.9:2; Мк.2:5; Лк.5:20, 7:48). Даже с креста прощает Он распявших Его и насмехавшихся над Ним, распятым (см. Лк.23:34). Такого же прощения грехов другим благий Спаситель требует и от Своих последователей: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15); «Прощайте, и прощены будете... ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Лк.6:37-38). Молитва только тогда имеет спасительное значение, когда она наполнена прощением грехов: «Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25-26). Человеку прощаются грехи соразмерно с его любовью ко Христу: величайшей любви ко Христу больше всего прощается. Кто сильно любит Господа Иисуса Христа, тому и много прощается; «а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк.7:47-50).    Завороженное грехом человеческое естество склонно ко греху. Однако если оно раскаивается, то надобно прощать ему грехи: столько раз прощать, сколько раз кается. Такова заповедь спасения, предписанная всемилостивым Спасителем: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк.17:3-4). На вопрос своего ученика: «Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?» — Спаситель отвечает: «Не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21-22). «Спаситель определил этим не число, — говорит святой Златоуст, — а бесчисленность (τ πειρον). Не определил Он числом, сколько раз обязаны мы прощать ближнему, а показал, что это наша непрестанная и повседневная обязанность». При этом человек должен брать пример с милосердия Небесного Отца. Спаситель показывает это в притче о немилостивом рабе, которому Бог прощает несметное множество великих грехов, а он не хочет простить своему брату несколько мелких согрешений. Посему премудрая Божия правда, присно сопровождающая Божие милосердие, изрекает над немилостивым рабом свой предельно справедливый приговор (см. Мф.18:23-35). В Богочеловеческой педагогике исправления грешников путем милосердного отпущения грехов последний и окончательный суд принадлежит Церкви как дому Святой Троицы: «Скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия, так: 1) «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ); 2) затем сказал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего»; 3) на вопрос Девы Марии, как это возможно, если Она не знала мужа? – Архангел Гавриил ответил: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:30–35 ). 199. Что сказала Дева Мария Архангелу Гавриилу? Дева Мария сказала: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» ( Лк.1:38 ). 200. Кого посетила Дева Мария после Благовещения Архангела Гавриила? После Благовещения Архангела Гавриила Дева Мария посетила Свою родственницу святую Елисавету, жившую в нагорной стране, в городе Иудине ( Лк.1:39–40 ). 201. Что мы знаем из Священного Писания о святой Елисавете? О святой Елисавете мы знаем, что: 1) она была женою священника Захарии; 2) пришедшую к ней Деву Марию она приветствовала словами: «Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:36–43 ). 202. Как ответила Дева Мария на приветствие святой Елисаветы? На приветствие святой Елисаветы Дева Мария ответила словами: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:46–48 ). Пояснение: Хотя св. Елисавета была родственницей Девы Марии, она все же говорила о Господе Иисусе Христе, в то время еще не родившемся, как о своем Господе. 203. Как это случилось, что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, если Дева Мария жила в Назарете? Что Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, произошло оттого, что Деве Марии пришлось из-за народной переписи идти из Назарета в Вифлеем, где Она была приписана, – и там родился Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

1Кор.15:4—8)? Ничто так не огорчает воскресшего Спасителя, как сомнение Апостолов в подлинности Его человеческого тела; ведь когда Он всем им является, а они помышляют, что видят духа, Он с укоризной им говорит: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк.24:37—39). По Своем Воскресении Спаситель многими и истинными знамениями явил Себя живым как истинного человека, являясь Своим Апостолам сорок дней и говоря им о Царствии Божием. А в сороковой день по Воскресении Он вознесся на небо как истинный человек, причем святые Ангелы изрекли обетование, что сей Иисус при Втором Своем Пришествии вновь придет на землю как непреложный Сын Человеческий (Деян.1:3, 9—11; Мк.16:14—19; Лк.24:50—51).    Новый Завет есть, собственно говоря, история жизни Спасителя во плоти, равно как и следствие этой многозначительной истории. Всё здесь прямо или косвенно свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос был настоящим, подлинным человеком во все моменты Своей земной жизни. Иисус Назарянин есть истинный человек — вот вывод, к которому должно прийти, если беспристрастно изучить Новый Завет. Краткая формула новозаветного учения о Господе Иисусе Христе как истинном человеке дана в сильном и содержательном слове святого Иоанна Богослова: «Слово стало плотью» (Ин.1:14). В этом слове новозаветный реализм достигает своей вершины. Как и любой истинный человек, Господь Иисус Христос носит в своей человеческой душе и в своем теле все человеческие чувства и состояния, только без примеси греха. По Своей плоти Он чувствует потребность в пище и питии, отдыхе и сне (Мф.4:2; Лк.4:2; Мф.21:18; Мк.11:12; Ин.4:7; Мк.4:38); ощущает голод (Лк.4:2; Мф.4:2, 21:18), жажду (Ин.19:28; Мф.27:48), усталость (Ин.4:6); Он скорбит и плачет (Ин.11:33, 35), огорчается и сожалеет (Лк.7:13; Мф.9:36, 14:14, 15:28, 20:3, 34; Мк.6:34, 8:2; Ин.13:21), чувствует и проявляет особую любовь к известным лицам (Ин.11:5, 13:1, 21:7, 20, 18:23), проникается радостью и выражает ее по-человечески (Мф.11:25; Лк.10:21; Ин.11:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лк.1:43 .  И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Лк.1:44 .  Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. После первого излияния восторженного чувства, Елисавета начинает смиренно размышлять о том, по какой причине она удостоилась столь великой чести, как посещение ее Матерью Мессии («Господа»). «Ибо...» – здесь Елисавета указывает основание, по которому она объявила Марию Матерью Мессии. Откровение об этом она получила от Святого Духа, Который дал ей понять движение младенца в ее утробе как его приветствие приблизившемуся Мессии. Лк.1:45 .  И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. «Блаженна Уверовавшая». Елисавета знает даже и то, что Мария уверовала в слова Ангела (стих 38): Дух Святой, так сказать, открыл пред ней всю картину Благовещения. Она говорит о Марии в третьем лице, потому что представляет себе Благовещение событием уже прошедшим, как бы вошедшим уже в историю – она повествует... «Потому что». Кажется, союз «потому что» лучше заменить здесь союзом «что» ( τι может иметь и такое значение). Елисавета должна была указать содержание «веры» Марии, сказать, во что именно Та уверовала. Она и делает это, вообще обозначая все, возвещенное Марии Ангелом, словами: «сказанное Ей от Господа». «Совершится» – точнее: наступит полное осуществление ( σται τελεωσις). Лк.1:46 .  И сказала Мария: величит душа Моя Господа, Лк.1:47 .  и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Лк.1:48 .  что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; В этих стихах содержится первая строфа хвалебной песни Богоматери. Здесь, как равно и в следующих строфах, Пресвятая Дева выражает чувство Своего благоговения пред Богом словами ветхозаветных священных гимнов, и прежде всего словами песни Анны, матери Самуила ( 1Цар.2:1 и сл.). «И сказала Мария» 4 . Это замечание указывает на то, что следующая песнь есть личное излияние чувств Пресвятой Девы, а не сказана по особому внушению Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

О ложных пророках и отношении к ним народа см. Иер.5:31, 23:17 ; Мих.2:11 . Лк.6:27 .  Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, Лк.6:28 .  благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Здесь начинается первая часть беседы (продолжается она до 39-го стиха). Евангелист Лука опускает все, что говорит в Евангелии от Матфея Христос о Своем отношении к Моисееву закону и к его истолкователям ( Мф.5:17–48 ), а также Его обличения против лицемеров – ревнителей закона ( Мф.6:1–18 ). Хотя все эти речи Христа евангелисту были известны (ср. Лк.16:17–18 ), однако он не счел нужным их приводить, потому что читатели его Евангелия, стоявшие далеко от иудейских отношений, не могли интересоваться раскрытием неправильности воззрений книжников и фарисеев в понимании закона Моисеева. Евангелист Лука прямо сообщает изречения Христа, которые имели всеобщее назначение. «Вам, слушающим». Христос, очевидно, противополагает Своих настоящих слушателей тем «богатым», о которых Он только что говорил. Эти люди способны к нравственному усовершенствованию. Первой заповедью в наставлениях к этим слушателям у евангелиста Луки является заповедь о любви к врагам, которая в Евангелии от Матфея занимает место в конце 5-й главы ( Мф.5:44 ). Лк.6:29 .  Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. «Ударившему тебя» (см. Мф.5:39–40 ). «Отнимающему...». У евангелиста Матфея наоборот – нужно отдать и верхнюю одежду. Но у Матфея речь идет о судебном взыскании, а здесь – о разбойническом нападении, грабеже. Грабитель же, естественно, хватает прежде всего верхнюю одежду. Господь, по свидетельству евангелиста Луки, повелевает отдать такому грабителю и «нижнюю» рубашку. Лк.6:30 .  Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. (См. Мф.5:42 ). «Не требуй», т.е. подожди, когда он отдаст сам. Если тот не платит, значит, ему нечем заплатить... Лк.6:31 .  И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010