8) О жаждущих правды Откр.21:5–6 . «И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши: ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой». Объясн. Истинны слова, произносимые Самой Истиной, и познаются уже не чрез символы, но по самым делам. Начало же и конец есть Христос, как первый по Божеству и последний по человечеству. Жаждущему правды обещает дать благодать животворящего духа, которую в Евангелии обещал даровать верующим в Него: Ин.7:37–38 ; Мф.5:6 . 9) О жажде духовной Ин.7:37 . «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей». Объясн. Здесь означается жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатью Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20 ; Лк.10:16 ; Мф.28:19–20 ; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1 ; 2Тим.4:3–4 . 10) О лицезрении Бога Откр.22:3–4 . «И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их». Объясн. Соделавшиеся престолом Божиим по успокоению в них Владыки, сии будут обитателями оного града и узрят Его лицом к лицу, не в гаданиях, но как видели Его святые апостолы на горе святой: Мф.17:2 . Будут же иметь вместо златой дщицы, которую носил древний первосвященник ( Исх.28:36 ), имя Божие, написанное не на челах только, но и в сердцах, т.е. твёрдую, дерзновенную и неизменную любовь к Нему. Ибо начертание на челе означает украшение дерзновения (Толков. на Апокал.). 11) О страхе Божием и человеческом 1Ин.4:18–19 . «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся не совершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Объясн. Изречение 18 ст. составляет как бы апостольское толкование изречения предшествующего (17) стиха о совершенстве любви до дерзновения в день суда, или даже одного слова – дерзновение. Страх есть в этом смысле противоположное понятие дерзновения, так как он заключает в себе понятие муки или мучения, которое совершенно противно понятию любви. Есть двоякого рода страх: один страх Божий: Пс.33:10 ; Мф.10:28 . Этот страх называется чистым и пребывающим в век века: Пс.18:10 , он прибавляет дней: Притч.10:27 ; другой страх – это страх не Божий, а человеческий: Притч.28:1 ; особенно страшным будет этот страх в последний день: Лк.21:26–27 ; Мф.24:30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

А еще лучше, сам Христос в последствии беседуя к Симону фарисею, негодовавшему на прикосновение блудницы и помазание миром, представляет образ заимодавца и двух должников его ( Лк. 7:36–48 ), содеянное Им теперь дело, разумею прощение многих грехов сей женщины, словесно уясняя подобиями и символами, так что хотевшие противоречить вовсе ничего затем сказать не имели. Так же поступил, исцеляя скорченную ( Лк. 13:11–17 ), и относительно завистливого начальника синагоги, негодовавшего на нарушение субботы. Да и когда Самаряне, тотчас после уверования жены, стекались к Его учению, Он сказал ученикам: подымите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве ( Ин. 4:35 ). И опять: жатвы много, а делателей мало. Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою ( Мф. 9:37–38 ), весьма часто божественное Его учение не сокровенные только вещи и неизреченные, но и явные и бывающие, даже и бывшие, уясняет подобиями и символами. Посему и многие из наших священных учителей ясное богословие о Великой Троице старались, насколько возможно, более уяснить посредством чувственных некиих символов, символами некиими и подобиями единства Божия и триипостасности, а также и единосущности и неслитности Троицы, представляя 4 источник, реку и воду, дерево, корень и плоды одного и того же ствола, и прежде сих подобий – нашу душу, ум и слово. Так и огнем называют Бога (сн. Евр. 12:29 ), и Солнцем правды (сн. Мал. 4:2 ) – Христа, и соединенно проявленное некогда в самых делах божеское Его и человеческое действование оттеняют чувственными символами, сравнивая 5 его с огнем и мечем, который в одно и тоже время сечет и жжет какое-нибудь тело, и в сечении и жжении указывает на неразрывность и вместе различие двоякого действия. И всесвятую Деву, после того как соделалась она Богородицею и всем явлена была тайна, что она есть воистину Матерь Бога, соделавшегося человеком по человеколюбию, воспевают песнями и словами, заключающими в себе много символического и гадательного.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Домостроительство нашего спасения называется в Священном Писании тайною, сокрытою от веков и родов в Боге ( Кол. 1:26 ; Еф. 3:9 ). Как воплощение Сына Божия облекается таинственностью, удаляясь от всего, что, по понятию человеческому, слывет великим и высоким, так и все предшествовавшие ему обстоятельства запечатлены характером таинственным. Чудно рождение Богоотроковицы от неплодных родителей, но также чудны и знаменательны последующие события жизни Ее, – чуден и исполнен глубокого таинственного смысла вход Ее во храм. Что это? Есть ли это только дар Богу от бесплодных родителей за отнятие поношения бесчадия между людьми (см.: Лк. 1:25 )? Благочестивая ли только верность в исполнении обета, данного Богу и запечатленного клятвою (см.: Чис. 30:3 ; Втор. 23:21 ), или подражание примеру предков (см.: 4Цар. 11:2–3 ) и обычаю современников, почитавших за лучшее укрывать в храме то, что для них всего дороже? Нет. Это – тайна, в которой, по выражению Святой Церкви, «сказати хотя Господь языком [народам] Свое спасение, неискусобрачную ныне от человек прият, примирения знамение и обновления» 35 . Давно уже святой ПророкПсалмопевец взывал к дщерям человеческим, ища между ними Ту, Которой было предопределено Промыслом Божиим послужить велией тайне благочестия – явлению Бога во плоти (см.: 1Тим. 3:16 ): Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея ( Пс. 44:11–12 ). Но этот голос долго не находил ответа, потому что человеческое естество не было готово к восприятию Божества. Когда же пришла полнота времени ( Гал. 4:4 ) и настало давно ожидаемое избавление от греховного рабства (см.: Лк. 2:38 ), Бог избирает праведных Иоакима и Анну и от них происходит Жена (см.: Быт. 3:15 ), предвозвещенная в обетованиях, пророчествах и прообразованиях Ветхого Завета, достойная, при содействии Святого Духа, принять и свято сохранить тайну воплощения Христа Господа. Вхождением Своим в храм Богоотроковица положила начало исполнению Предвечного Совета Триипостасного Божества о спасении падшего человечества: «Совет Превечный Превечнаго Бога во исполнение грядет предгрядущей Ей воспитатися во Святая святых – в жилище Слова» 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

От шестого часа до девятого (9–12) была тьма по всей земле; в девятом же часе, вися на кресте, Сын Божий умер. Тогда церковная завеса раздралась надвое – с вышнего края до нижнего; земля потряслась; камни распались; гробы раскрылись и встали тела многих усопших святых: великий страх напал на всех. Потом – ввечеру умерший снят со креста и погребен в новом гробе. В третий день силою Своего Божества Он воскрес из мертвых, и неоднократно являлся ученикам Своим, поучая их царствию Божию ( Мф.27:50–52 ; Мк.15:37–38 ; Мф.28:16–20 ; Лк.24:13, 34–36, 44 ; Мк.14:11, 14 ; Ин.20:19–25 ; Деян.1:3 ). Когда же имел вознестись на небо, послал их на проповедь во всю вселенную; но прежде приказал им ждать сошествия Святого Духа в Иерусалиме, и до того времени никуда не отлучаться из Иерусалима. Так наставив их, вознесся пред ними с горы Елеонской на небо, и сел одесную Бога Отца ( Лк.24:49–51 ; Мк.16:19 ; Деян.1:4, 9 ). В пятидесятый день по воскресении, на всех апостолов, собравшихся в одном доме, сошел Дух Святый в виде огненных языков ( Деян.2:1–4 ). Укрепившись Духом Святым, Апостолы разошлись по всему миру; упразднили идолопоклонство – прелесть бесовскую, и проповедали пришествие Сына Божия в мир, Его страдание, смерть и воскресение. Итак, научили всех, как их самих научил Христос и Дух Святый, живущий в них, тогда наставлял. Св. Церковь доныне содержит учение их, и наставляемая им спасается. Вот видишь, возлюбленный, Кто есть Избавитель наш и как Он избавил нас. – Он есть Господь наш, Сын Божий Единородный, рожденный от Отца прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный, от Бога истинного, рожденный не сотворенный, Единосущный Отцу, Имже вся Быша. А как Он избавил нас, это ты слышал. – Нас ради и нашего ради спасения Он сошел с небес, и воплотился от Девы Марии, распялся при Понтийском Пилате, и страдал, и погребен был, и в третий день воскрес из мертвых. Так Он пострадал за нас и умер, и тем страданием и смертию Своею умилостивил Отца небесного, и примирил нас с Ним. Так Он ту казнь, которой мы были повинны, ваял на Себя, и так вступился за нас, так заслужил нам отпущение грехов, избавил вечной казни, следующей за грехом, и вместо рая, из которого мы были изгнаны, отверз нам небо, даровал нам Царство небесное. По Его заслугам, Его благодатию, Его Кровию, нас ради пролитою, мы надеемся получить милость у Отца небесного, – Его пресладким именем надеемся спастись. Сей есть Мессия, обещанный Богом, проповеданный Пророками, ожиданный всем миром. Сей есть Христос, по имени Которого называемся Христианами. Сей есть наше благородство, которое превосходит все почести, все титулы, все высокие ранги мира сего. Сим именем хвалимся; ибо без Сего имени всякое благородство есть подлость, богатство – нищета, честь – бесчестие, слава – ничто. С сим именем, и нищий богат, и бесславный славен, и бесчестный честен, смиренный высок, и несчастный счастлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

В Священном Писании Нового Завета Царство Небесное – это вечное и непреходящее благо Вечной Жизни. Оно является главной ценностью среди всего обещанного Богом людям, тогда как временные блага поставлены на второй план ибо имеют подчиненное значение ( Мф. 6:19–20 ). Господь Иисус Христос призывает искать прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Обрести Царство Небесное, чаемое христианами в надежде, – это значит соединиться со Христом в вечной жизни. На Бога возлагает христианин все свои надежды: будь то избавление от смертельной опасности (2 Kop. 1:9–10), спасение наших душ ( 1Тим. 4:10; 5:5 ) или воскресение мертвых ( Деян. 24:15 ). Апостол Павел, обращаясь к римской христианской общине, говорит: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою ( Рим. 15:13 ), ибо Он есть Бог Живой ( 1Тим. 4:10 ), Который даст нам Жизнь Вечную ( Ин. 3:36 ). В Боге – единство веры и надежды Согласно Священному Писанию Нового Завета, надежда христианина – в Боге, главная цель – обретение Его Царства и Его правды ( Мф. 6:33; 25:34 ). Вера и надежда имеют своим утверждением Того, Кого не видим, но Кто является основанием веры нашей ( Рим. 8:24–25 ). С другой стороны, вера наша в то, на что надеемся, есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ). Бога имеет христианин объектом своей надежды, которая, по словам апостола Павла, живет в нас от той полноты ощущения любви Божией, которую дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими ( 1Ин. 3:1 ). Обетование, которое Христос даровал нам, есть Жизнь Вечная ( 1Ин. 2:25 ), и поэтому верующие в Него, знающие, что Он Праведник, должны знать, по слову апостола, и то, что всякий творящий правду рожден от Него ( 1Ин. 2:29 ). Таких апостол называет «детьми Божиими», которым еще не все открылось ( 1Ин. 3:2 ), но которые полны уверенности и надежды, когда откроется, быть подобными Ему, потому что увидят Его во всей полноте. Бог в Своем триединстве – вот надежда христианина. Надежда как добродетель, не посвященная, не направленная непосредственно к Богу, имеет только ограниченный моральный характер. Цель же надежды в ее богословском аспекте чрезвычайно трудна и высока, чтобы она могла быть достигнута лишь человеческими силами, без помощи Самого Бога, поэтому надеющийся только на себя отодвигает ее в недосягаемую даль. И Христос призывает отказаться от себя, дабы, идя вслед за Ним, обрести Его, а с Ним – Вечную Жизнь как главную цель надежды. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее ( Мф. 16:25 ); и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ( Мф. 10:38 ). В обещанную же Богом Вечную Жизнь, в Царство Небесное, можно войти лишь обретя прежде это Царство внутри себя ( Лк. 17:21 ), что возможно лишь с благодатной помощью Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(См. св. Иоанна Злат. бес. 19 на Ев. Матф. См. соч. свящ. П. Цветкова : «О молитве Господней»). 2. Библейские изречения о втором прошении молитвы Господней I. Свойства Царствия Божия: «С того времени начал Иисус проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). – «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Ин.18:36–37 ). – «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» ( Рим.14:17–18 ). – «Ибо Царство Божие не в слове, а в силе» ( 1Кор.4:20 ). – «И не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). II. Распространение Царствия Божия. а) между нами: «Отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» ( Иак.1:21 ). – «Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» ( 2Пет.3:18 ). – «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» ( Кол.3:16 ). – «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ). б) между язычниками: «Тогда говорит Иисус Христос ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Я уже не говорю про всю тяжесть Адамовой скверны, отягощающей нашу жизнь. Законом он оправдаться сможет только тогда, когда весь его исполнит. Просто покаяние от воздаяния не избавит, ведь зло уже вошло в мир и должно получить возмездие. А значит, что может ждать такого несчастного, кроме вечного осуждения? Как смогут оправдаться на Божьем Суде те, кто не захотел получить Божьего оправдания? Потому и говорит святитель Кирилл Иерусалимский : «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупая вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, которую Я пью, и крещением, которым Я крещусь, креститься ( Мк.10:38 )?» Также говорит и святитель Амвросий Медиоланский : «Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство Крещения». Конечно, есть разница между тем, кто никогда не знал Христа, и тем, кто слышал Его слово и отверг Его. Первые дадут ответ только за свои дела, а вторые еще будут ответственны перед Отцом за кровь Его Сына (св. Поликарп Смирнский ). «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин.3:36 ) – говорит Евангелие. И мера наказания им будет различна. «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47-48 ). Одно только роднит их. – Они не будут иметь вечной жизни. И последнее, но не менее важное для дела спасения. Бог наш есть Бог Завета, заключивший союз не с гордыми одиночками, а со Своим народом. Теперь, после явления Бога во плоти все желающие получить спасения должны вступить в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которая не случайно называется уделом спасаемых (7 правило 2 Вселенского Собора), «родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми, взятыми в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ).

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

34. В этом перечне ветхозаветных книг не упомянуто о книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и о некоторых других, потому что их нет на еврейском языке. 35. Мы должны принимать эти последние книги. О них Афанасий Великий говорит, что они назначены отцами для чтения вступающим в Церковь. 36. По содержанию ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующих разряда: 1) законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета; 2) исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия; 3) учительные, которые содержат учение благочестия; 4) пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и особенно об Иисусе Христе. 37. Законоположительных книг - пять; они написаны пророком Моисеем: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает этим книгам общее наименование - Закон Моисеев (Лк.24,44). 38. Книга Бытие содержит повествование о сотворении мира и человека, а также историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого. 39. Другие четыре книги Моисея содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и через него данный от Бога закон. 40. Исторические книги Ветхого Завета - это книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, Неемии и Есфирь. 41. Учительные книги - это книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы. 42. Псалтирь вместе с учением благочестия содержит также указания на его историю и многие пророчества о Христе Спасителе. Она является превосходным руководством к молитве и прославлению Бога и потому постоянно употребляется в церковном богослужении. 43. Книги пророческие - это книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати других пророков. 44. Книг Нового Завета - двадцать семь. 45. Законоположительными книгами, т.е. преимущественно составляющими основу Нового Завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. 46. Слово " евангелие " - греческое, оно означает " благовестие " , т.е. добрая и радостная весть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

34) Макарьевская Минея, м. август, слово м. Фотия на еретиков стригольников («Материалы» Зеленкова стр. 94–95): «А святость не может получена быти без сих таинств: без крещения и без причастия святых таин по словеси Христову: аще кто не родится свыше от воды и Духа, не внидет в царство небесное, и паки: аще не снесте плоти Сына человеческого, и не пиете крови Его, живота вечного не имате в себе. ядый плоть Мою и пияй кровь Мою имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. И по словеси сему Христову сия тайны святыя чрез священников благодатию Христовою и действом св. Духа имут совершатися на земли до скончания века (когда Христос на суд придет), в верных своих и чрез сия тайны в последних временах спастися имут вернии мужие по действу св. Духа». 35) Соборник большой. сл. 2 св. Кирилла Александр., л. 118: «Иже церкви Божии и причастия себе святых Христовых таин удаляюще, врази Божии бывают, и бесом друзи». 36) Катихизис большой, гл. 23, л. 104 и об.: «Вопрос: написано, еже во второе пришествие Христово, книги разгибаются, и вся грехи наша обличаются. Все ли грехи наша в сих книгах написаны будут, о них же во святей церкви прощение и оставление получиша? Ответ: Сия токмо грехи там написаны будут, о них же аще кто зде в настоящем житии не исправил свершенного покаяния и очищения кровию Христовою, якоже православным христианам очищати своя прегрешения довлеет». 37) Апостол толковый, зач. 150, л. 542 об.: «Едину жертву принесе совершену святу и да не речет кто уже не требе жертвы святыя, якоже ложнии пророцы глаголют». 38) Маргарит, сл. 6. о серафимах, л. 224: «Якоже во олимпийских подвизех борением конец есть венец, сице и посту конец – пречистое приобщение». 39) Писания св. о.о. и учителей церкви т. 1, стр. 406–407, слова св. Германа, патр. Константинопольского: «Сам Он сказал: сие есть тело Мое, сия есть кровь Моя; Сам и апостолам, и чрез них всей церкви заповедал совершать это, говоря: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). Он не завещал бы этого, если бы не благоволил даровать и силу творить сие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Воспоминания и свидетельства Митрополит Ланкадасский Спиридон, родом из Клисури, помнит рассказы родителей о Софии: «Как и Анна, дочь Фануилова, прожив с мужем семь лет от девства (см.: Лк. 2: 36–38), София из Клисурской обители Божией Матери с простотой и истинной стойкостью свидетельствовала о чудесах Бога и Богородицы. Мне не довелось знать ее лично, потому что мы уехали из деревни, но свидетельства моих родителей и других клисуриотов описывают благочестивый и освященный, смиренный и благодатный ее образ». Уже почившая о Господе Евфимия Саулиду, ее невестка по племяннику Исааку, всегда принимала Софию с большим уважением с той поры, как ей пришлось общаться с игуменом Григорием по монастырским делам: «Нашу монашенку все уважали. Как бы вам сказать… Она понимала наши мысли и давала нам с Исааком хорошие советы. Я сдавала дом учительницам, и те ходили к Софии, чтобы она их просветила: эти учительницы слушали неграмотную – такая святость была у Софии. Она говорила мне, чтобы сначала они ложились спать, а потом мы. Она пахла не как женщина, можно сказать: она благоухала, как говорит отец Фотий. Он исповедовался у нашей монашенки, а та исповедовалась у него». Блаженная осеняла женщин маленькой иконой Рождества Богородицы , чтобы скрыть свою собственную молитву и благодать, которую даровала ей Богородица. В случае других болезней она благословляла иконой святых бессребреников. Одни видели, как с ней у ее изголовья спали три змеи, и ни они ее не тревожили, ни она их. Большую змею также видели в церкви Святой Троицы, и эта змея сопровождала ее, когда София зажигала лампады. Люди испугались и попытались ее убить. Но София пресекла эти намерения, сказав: «Раз она вас не беспокоит, не беспокойте и вы ее. Она церковная». В других случаях она сама выслеживала змей и разбивала им головы камнями. Военный в отставке, который посещал Софию до последнего с тех пор, как служил в этой области – в годы войны и позже, в 1949-м, рассказывал нечто невероятное. У Софии была медведица, которую та кормила из рук хлебом и прочей снедью, и громадное, но смирное животное брало у нее пищу, с благодарностью облизывало ей руки и ноги и исчезало в лесу. У медведицы было даже имя.

http://pravoslavie.ru/55362.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010